Порфирьев Аверьян Аверьянович : другие произведения.

Феноменальная Польша

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
  
   Композиторы Польши. Здесь речь пойдет о них.
  
   Польша - страна композиторов-феноменов. Одно только имя (фамилия) Шопен чего стоит, не говоря уже о других. Например... Огинский.
  
  
   Михаил Клеофас Огинский - кто он такой? Пожалуй, ничто так не популярно в России среди классических произведений, как полонез того самого Огинского. Про другие сочинения автора, как и про личность композитора, мало кому что известно. Личность Огинского - тайна, покрытая полевым маком. Мак вызрел, лепестки его осыпались, а тайна так и не показалась наружу. Михаил Клеофас Огинский - кто он такой? Этого никто не знает. Но все знают полонез Огинского. Этот его полонез загоняли, как виниловую пластинку все, кому не лень, в рок-интерпретациях, в джазе, в фольклорных обработках и пр., а полонез всё живёт, и живее всех живых, как не будем говорить кто. Поляк Огинский написал свой полонез. Маэстро мог жить тогда уже в Италии, в которую он переехал из Польши. В каком году написан полонез точно неизвестно. Что он хотел сказать своим полонезом? Ностальгия и меланхолия наполняет его ноты, а сам полонез - прощание с Родиной. Ведал ли Огинский, что имя его прославит один этот полонез? Ответа на этот вопрос у меня нет. Но полонез Огинского прославил, это факт. Факт, который лишний раз доказывает, что для популярности, как таковой, оперы, реквиемы и мюзиклы писать вовсе не обязательно. Главное - зацепить.
  
  
   Фридерик Шопен. О Шопене так много написано, что даже ничего на ум не приходит. В том числе и я писал, упоминал неоднократно. Если существует на Земле человек, который до сих пор не знаком с музыкой Шопена, он зря теряет время. Впрочем, еще кое-что напишу. В истории музыки, как и в физике, существуют так называемые пары-ионы. Одни ионы с положительным зарядом, другие с отрицательным. В нашем случае мы не будем руководствоваться этими понятиями, а обратимся к живописи, перейдя на иные обозначения: черного и белого. Итак, черное и белое. В одном случае композитор уделял внимание преимущественно минорным, мрачным вещам, в другом - мажорным, просветленным. Можно спорить о числе тех или иных вещей, но вне зависимости от числа, одни вещи взяли верх над другими, и они же принесли славу тому или иному автору. К таким парам можно отнести Баха и Генделя, Римского-Корсакова и Чайковского, Прокофьева и Шостаковича и др. Шопен так же имеет свою пару и, по моему мнению, а больше волею судеб, ему её составляет Феликс Мендельсон. Догадываетесь, о чем я? Нет? Тогда пойдем дальше. Если сопоставить Шопена с Мендельсоном, то Мендельсон в этой паре представляется миру композитором любви и счастья, а Шопен - горя и смерти. Несмотря на всю красоту своей музыки. Так как всю остальную музыку перебило одно его произведение. Речь идет о знаменитом "Похоронном марше". Много кто писал траурную музыку: Гайдн, Моцарт, Вагнер, но композитором, провожающим в последний путь наиболее часто, был выбран Шопен. Он не всегда исполнял эту роль. До Шопена были другие, но никто из них не засел на этом поприще так прочно, как Шопен. Между тем, музыка Шопена не нуждается в словах. Как Чайковский сказал об осени, и слов не надо.
  
  
   Игнацы Ян Падеревский - премьер-министр и министр иностранных дел Польши. В прошлом. Не путать с Пендерецким. Как говорится, не всякий премьер-министр может стать композитором (для этого ведь ум нужен), но всякий композитор может стать премьер-министром, если речь идет о Польше. Падеревский - композитор, виртуоз, романтик. Если кратко: это второй Шопен. Только более продвинутый. Падеревский, как и Годовский (тоже поляк), как бы усилил лучшие стороны в творчестве Шопена, что наглядно продемонстрировано в его наикрасивейшем фортепьянном концерте, например. Других таких "шопенообразных" романтичных композиторов (не транскрипторов) мне встречать в польской музыке не доводилось. Разве что...
  
  
   Кароль Шимановский. Не беря во внимание явно более новаторский стиль и подход к музыке, нежели у Падеревского, живет в музыке Шимановского особая проникновенность. В ней лишь, пожалуй, и сходство с великим Шопеном. Особенно красивы скрипичные концерты Шимановского, где композитором удачно сочетаются своеобразная мелодичность и свежесть мысли. На протяжении всей жизни Шимановский искал своё. Слонялся от мадам-романтизм к модной в те времена мадмуазель-импрессионизм, ударялся в ориентализм. Однако "ярым" авангардизмом не отличился. Даже, несмотря на то, что успел застать расцветающий в 20-е 30-е годы XX-века конструктивизм. Шимановский является одним из самых видных и значимых композиторов Польши. Иначе было бы и странно, ведь имя Кароль всего "в одной букве" от короля.
  
  
   Войцех Килар. Неслучайно фигурирует первым среди современных композиторов в этом обзоре. Знакомство с творчеством Килара, которое произошло в 2008-м, повергло меня в восторг, как внутривенный укол эйфорина (эйфорин - препарат будущего, еще не изобретен). Одно за одним я делал для себя открытия: Krzesany (1974), Ангелы (1984), Фортепьянный концерт (1997). Я расскажу о последнем: трехчастное произведение, первая часть которого представлена несложной для восприятия медленной однообразной музыкальной темой, не имеющей решительных отступлений, что создает впечатление у слушателя об её неземном происхождении. Больше других поражает вторая часть - инструментальный хорал, живописующий католическую литургию, поразительно точно передающий "как бы живые голоса" посредством завораживающей мелодики, никаких атональных излишеств, дабы не слишком отдаляться от музыкальных канонов григорианских песнопений, и в то же время - полная свобода звука и ритма, не ощущается никакой зажатости, парадокс. После её прослушивания начинаешь верить в... В кого вы там (не) верите? Ну да, в него самого. Финал представлен громоподобной токкатой, разнящейся по ритму, но совпадающей по своему принципу построения, манере, с началом концерта. Описывать сочинения минималистов можно долго, несмотря на минимализм, в частности и этот концерт Килара. Слушать и еще раз слушать.
  
  
   Кшиштоф Пендерецкий и Кшиштоф Пендерецкий. Интересен как ранний, так и поздний Пендерецкий. Каждый по-своему. Ни в коем случае не путать одного с другим. Это совершенно разные люди. Если вы послушали одно сочинение одного Пендерецкого, обязательно следует послушать и другое сочинение другого Пендерецкого. Иначе вы не сможете получить полного представления о творчестве этого замечательного композитора. Сочинения Пендерецкого 60-х, 70-х, в корне разняться с сочинениями Пендерецкого 2000-х. Первый - новатор, авангардист, второй - романтик. Поздний Пендерецкий - это новый язык, который обрел новые формы изъяснения. Для нового языка характерна более выраженная мелодика повествования (и она есть), что наталкивает неподготовленного слушателя на ошибочный вывод об упрощении языка современных композиторов. Однако это отнюдь не так. Выводы же можно сделать, послушав сочинения Пендерецкого разных лет. Итого: "Тренд по войнам Хиросимы" + "Фортепьянный концерт" = полное представление о "Пендерецких".
  
  
   Витольд Лютославский. Довольно разносторонний композитор. Ни на кого не похож. Самое сильное сочинение - 4-ая симфония (последняя). Без свойственной некоторым творцам звука истерии, без "голливудской" вычурности и пафоса, с первых нот эта симфония уносит слушателя в мир иной реальности. Надо отметить, что при всей динамичности (симфония не оставляет впечатления натянутости), Лютославский очень серьезно подошел к написанию сего произведения искусства - в симфонии явно раздается лаконичная мудрость жизни. Слушается на одном дыхании. Сходные впечатления от прослушанного у меня оставались до сих пор только от одной симфонии - 7-ой симфонии (Ангела света) финского композитора Раутаваары. 7-ая симфония Раутаваары, несмотря на более внушительный масштаб, имеет нечто общее с 4-ой симфонией Лютославского. Понять это можно, сопоставив начала обоих произведений при прослушивании. Наиболее популярна 3-я симфония Лютославского. Она является одним из самых исполняемых его сочинений. В ней несколько иное, но не менее интересное письмо. Один из приёмов третьей симфонии Лютославского заключается в том, что в процессе её исполнения неоднократно повторяются как бы "роковые" четыре ноты (созвучия), с которых симфония начинается, и которыми в итоге заканчивается.
  
  
   Хенрик Горецкий (Генрих Гурецкий). Один из самых мощных и лучших композиторов Европы. Самая яркая, нетипичная, современная музыка в стиле сакрального минимализма представлена Горецким в "Концерте для клавесина и струнных", а также в его необычных квартетах. Как и Килар, композитор-минималист. Но несколько иного плана. Как и у Килара, музыка Горецкого до краев наполнена духовностью. Но как бы более сдержана, выверена. Килар любит украшения, эффекты, поражать, восхищать, Горецкий же более вдумчив, спокоен. Маэстро Горецкий прославился в Европе благодаря своей третьей симфонии (Симфонии печальных песен). Однако следует заметить, что эта симфония всё-таки для подготовленных людей. Человек не готовый воспринимать такую музыку, мало что из нее почерпнет и, скорее всего, она ему не понравится. Тем, кто впервые слышит о Горецком, я бы порекомендовал к прослушиванию его концерт для клавесина (фортепьяно) и струнных - совершенство бешеного ритма (концерт действительно цепляет) и "Три пьесы в старинном стиле" - очень красивая, буквально ювелирная работа.
  
  
   Вот такая феноменальная страна - Польша.
  
  
  
  
   Далее в цикле моих рассказов о музыке разных стран и эпох: "Современные композиторы России".
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"