Выдержка из Большой Советской Энциклопедии за 1952 год:
ДЖАЗ (англ. jazz) - род увеселительной музыки, преимущественно танцевального характера. Возник в 1915 в США и получил широкое распространение в капиталистических странах. Д. является порождением деградирующей буржуазной культуры США. Типичные формы джазовой музыки: фокстрот, уанстеп, чарлстон, танго, блюз, румба. Д. заимствовал в музыке амер. негров нек-рые характерные особенности ритма (острые синкопы - перебои), лада, инструментовки, звукоизвлечения. Эти элементы негритянской музыки были предельно искажены и опошлены. Огромное распространение Д. в США и Зап. Европе с коммерческой целью (в частности, через посредство радио и граммофонных пластинок) породило в США целую индустрию и обусловило массовый, ремесленно-стандартный характер всевозможных модных джазовых танцев и песенок (упадочного, пошлого, нередко циничного содержания). Разлагающее влияние Д. сказалось на творчестве многих американских и западноевропейских композиторов.
По словам известного негритянского певца и общественного деятеля Поля Робсона, "коммерческий джаз проституировал, безжалостно исказил на потребу капиталистического общества многие прекрасные образцы народной негритянской музыки, развратил и унизил многих талантливых негритянских музыкантов" (журн. "Советская музыка", 1949, N 7, стр. 104). Уничтожающую характеристику судорожной и припадочной музыки Д. - "оскорбительного хаоса бешеных звуков" - дал М. Горький: "Это - музыка для толстых... Это - эволюция от красоты менуэта и живой страстности вальса к цинизму фокстрота с судорогами чарльстона, от Моцарта и Бетховена к дзаж-банду негров, которые наверно тайно смеются, видя, как белые их владыки эволюционируют к дикарям, от которых негры Америки ушли и уходят все дальше".