Порфирьев Аверьян Аверьянович : другие произведения.

Космический авангард Карло Джезуальдо

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
  
   Заслышав о Средневековье, первое, что приходит на ум - это церковно-политические распри в форме инквизиции, одурманивание народа и прочие следствия неотделимости церкви от власти. Так и слышится мне от кого-то фраза "недалеко ушли", но мало кто уделяет внимание культуре Средневековья, а от неё мы не только не ушли, а даже где-то отстали и это объяснимо: культурное наследие Средневековья для плохо осведомленного обывателя представляется скучным и однообразным, ведь если уж в барокко всё настолько предсказуемо, то чего ожидать от Средневековья?! Берусь развеять заблуждения на данный счет (мой любимый канцеляризм, товарищи!): и в Барокко и в Средневековье было на что обратить внимание. Более того, если речь заходит о музыке, то "отдыхают" даже композиторы современности, потому как все их "достижения" весьма сомнительны и не обременены перспективой "гильотины".
   Теперь о самом интересном. Так вот, не так давно я познакомился с творчеством итальянского композитора, князя и убийцы - Карло Джезуальдо (1566-1613), чьё творчество повергло меня, как минимум, в шок. Одна из моих заготовок в стиле обзора музыкальных произведений, что отлеживается в моем "столе" уже полгода, содержит в себе скандальное имя одного барочного композитора Б. (XVII в.). В том обзоре Б. выступает как бы самым матерым, самым старинным композитором-авангардистом, и действительно, произведение композитора Б., упомянутое в том обзоре, пожалуй, наиболее яркое старинное музыкальное авангардное произведение, которое дожило до наших дней. Однако существовал еще один, более ранний, революционер музыкального стиля - Джезуальдо. И если музыкальный авангард композитора Б. шутлив и пародиен, то авангард Джезуальдо целиком и полностью серьезен. Слушая его, ты как будто бы улетаешь в Космос, в другие миры. Правда, не все вещи Джезуальдо таковы, и это естественно, ведь даже у композиторов XXI века далеко не всё авангардно, один и тот же композитор может писать совершенно разные по стилю вещи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, говоря об одном и том же композиторе, у людей возникают разные мнения относительно его творчества. Посему для постижения того или иного музыкального факта, нужно попадать в "те" произведения.
   Но вернемся к нашим баранам. К Средневековью. Существовал ли музыкальный авангард до Джезуальдо? В каком-то смысле существовал. В Др. Греции, например, и в более раннем Средневековье. Так, например, Гильома де Машо (XIV в.) и Жоскена Депре (XV-XVI в.) трактуют как новаторов, экспериментировавших с атональной музыкой. В действительности же их музыка не являлась экспериментальной и ничего особенно авангардного в ней обнаруживать не приходится, так как это были всего лишь способы сочинения, соответствовавшие своему времени и на слух вполне гармоничные и во многом по-прежнему "однообразные": разница между сочинениями Жоскена Депре и произведениями более поздних композиторов ренессанса, такими как Палестрина (XVI в.) и прочими - невелика, исключением является музыка Клаудио Монтеверди - здесь я позволю себе сделать отступление.
   Монтеверди считается родоначальником стиля барокко, ему же принадлежит самая первая в мире полноценная опера, он же придумал вводить в оперу увертюру, он же является создателем так называемого "взволнованного" стиля. Принято считать, что музыка Монтеверди является "переходником" от ренессанса к барокко, но на мой проницательный взгляд ни до Монтеверди, ни после него не создавалось ничего подобного. Монтеверди - единственный в числе композиторов, кто писал музыку, переплюнувшую все средневековые достижения, но еще "не испортившуюся" "барочными созвучиями". И когда, говоря об образце гармонии, указывают на И. С. Баха, я считаюсь с оным мнением, но имею своё собственное, а для меня образцом гармонии представляется - Монтеверди. Почему же тогда знатоки-музыковеды указывают на Баха? Потому что муз. наследие Баха представлено уникальными педагогическими научными трудами, такими как "хорошо темперированный клавир", за что его уважают педагоги и музыканты, но для "уха" гораздо приятнее звучание мадригалов Монтеверди, нежели кантат Баха (моё исключительное мнение), а слушая "Страсти по Матфею" как-то не особенно "хочется молчать"*, уже даже во время вступления, "молчать хочется" - слушая "Иерусалим" Монтеверди.
   Космос же постигается в музыке Джезуальдо. И Космос Джезуальдо неоднозначен, как Космос в целом, так как и сам Джезуальдо фигура противоречивая, но бесспорно гениальная и смелая. Неспроста его творчеством увлекались Стравинский и Шнитке. Стравинский посвятил Джезуальдо Монумент, с которым я, несмотря на своё относительно давнишнее знакомство с творчеством Стравинского, познакомился совсем недавно.
   Игорь Стравинский (1882-1971) онумент Джезуальдо". На концертах, которые я посещал, это сочинение не исполнялось, а в моей фонотеке около пятидесяти часов музыкальных записей Стравинского. Прослушать или прослушав, запомнить все - сложно, так как помимо Стравинского в моей голове обитает еще порядка тысячи имен, и у каждого из них свой культурный багаж. Монумент состоит из трех частей представляющих собой инструментальное переложение трех мадригалов созданных Джезуальдо в поздний период творчества. Интересно, но не более того. Творчество самого Джезуальдо выглядит сильнее. В частности его "Sabbatto Sancto Responsoria".
   Карло Джезуальдо (1566-1613) "Sabbatto Sancto Responsoria", финал или его "отсутствие" (по Шнитке), что в принципе можно отнести к революции того времени. "Отсутствие" подразумевает не только "крышусносительные" переходы от консонансов к диссонансам (в третьей части, в финале), но и "рассыпание" на "космические звуки" типичного для музыкальных финалов эпохи Ренессанса слаженного многоголосия. Удивительно, но Джезуальдо не ставит так называемой "точки", оставляя впечатление незаконченности, что является довольно смелым приемом для его эпохи. Еще больше удивляет "атональная смесь" голосов исполнителей в финале. Просто поразительно, как такое могло существовать в XVI веке?! Однако всё поразительное поразительно до определенного момента, ведь известно: поражаться способны только несведущие. Это или что другое заинтересовало в Джезуальдо и Альфреда Шнитке, написавшего в 1994 году оперу "Джезуальдо".
   Альфред Шнитке (1934-1998) "Джезуальдо". Опера в семи картинах с прологом и эпилогом. Премьера оперы в России состоялась только в 2000 году, что, конечно, очень печально, но хорошо, что хоть вообще состоялась. Самому мне не довелось послушать и посмотреть эту оперу вживую, но по описаниям её можно отнести к "психоделическим" произведениям Шнитке, так как это в своем роде "дурдом на выходе". Помимо шокирующей музыки (что, в общем-то, для творчества Шнитке не столь и необычно), опера несет в себе исторический аспект, который очень хорошо проясняет биографию композитора Джезуальдо.
   Какой же из всего вышесказанного можно сделать вывод (еще один мой любимый канцеляризм, товарищи!)? А вывод такой: авангард (как и многие-многие современные вещи) существовал задолго до XX века и очень даже неплохо, скажу я вам. Кто-то об этом только догадывается, ты и я это знаем. Поэтому каждый раз при виде серости, вопящей изъезженной фразой "раньше такого не было", ударь её книгой в лобешник и скажи: на, читай, балда! Ведь чтобы уяснить обратное, иной раз достаточно всего лишь заглянуть в историю.
  
  
  
  
  
  
   *- перефразирование А. Шнитке, который утверждал, что при звучании "Страстей по Матфею" Баха находящиеся поблизости люди непроизвольно начинают говорить тише.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"