Мегаскандальный прорыв в современном искусстве: Анна Мацкевич (refbatch)
Год или полтора назад (в своих экзистенциальных виртпоисках) мне на глаза случайно попался немыслимый лайф-видеоарт на грани безумия - видеоролик некой Анны Мацкевич, где автор видео Анна, стоя на московском морозе, генерировала сверхсознанием "лютейшую ебанину", выкрикивая вслух некий поток гиперинформации по мотивам стихотворения "Мороз и солнце!" А. С. Пушкина. Всё это она разбавляла радикальными домыслами про московского мэра, политику и сложно переводимыми диалектами на около русско-английском. Тогда я еще не знал, что автора этого сверхгениального выноса зовут Анна Мацкевич, а во второй раз я найти этот видеоролик не мог, так как ролик впоследствии был бесследно удален из сети. Я долго искал: кто это, что это, откуда. И вот, наконец-то, мой неотступный труд принес свои сенсационные плоды. Я нашел уникальное создание природы. Уникальность и сверхгениальность этой одержимой психоэнергетической женщины-прорыва заключается в следующем:
1. Всем нам попадается по жизни много разных сумасшедших, но не все из них в состоянии снимать собственной видеокамерой собственные видео о себе, освоить способы коммутации видеокамеры с компьютером, проходить регистрацию, заводить почтовый ящик, заводить свой блог в интернете и выкладывать видеофайлы в сетевое пространство в публичный доступ. Обычно сверхсумасшедшие шизофреники и параноики не в состоянии даже купить и приготовить себе еду, одеться и обуться без посторонней помощи. А тут мы наблюдаем способности и действия, с которыми не каждый, считающий себя здоровым человек её возраста, может справиться без посторонней помощи. Попробуйте научить подобным манипуляциям какую-нибудь пенсионерку. Многому ли она научится? Дай бог, запомнит, как включать и выключать камеру. Но тут, еще раз повторяю: всё без посторонней помощи! Следовательно, Анна Мацкевич не такая уж и сумасшедшая, как ей пытаются это приписать некоторые сетевые пользователи. Более того, Анна вдобавок ко всему еще и владеет английским языком, помимо русского. Каждый ли здоровый или называющий себя здоровым россиянин понимает английскую речь? То-то.
2. Количество выложенных в сеть Анной Мацкевич собственных видеороликов поражает и ужасает: их уже более 15 000 (пятнадцати тысяч)!!! И с каждым днём их становится больше. И становилось бы больше, если бы администрация YouTube не удаляла её видеоблоги (это та причина, по которой я долго не мог найти Анну Мацкевич). По непроверенным данным Анна выкладывает по 30-40 видероликов собственного производства в день!!! Где, у кого и когда вы еще видели такую недюжинную производительность и энергию?! Напоминаю: речь идёт всего лишь об ОДНОМ человеке. Это не концерн, не телецентр и не мосфильм со штатом в тысячи людей.
3. На протяжении, как оказалось, уже нескольких лет все мы можем воочию наблюдать жизненный цикл взрослого человека, каждый его день, каждое его изменение: как он стареет, как он сходит с ума, как меняется его речь, его мысли, как он вступает в диалог или в конфликт с прохожими, с полицией, со случайными людьми. Всё это происходит без сценария, без диктовки и цензуры, без мониторинга, без рекламы и спонсоров. И, разумеется, всё это является естественным потоком непосредственного творчества на грани безумия. Речь, которую сложно постичь, может рассматриваться, как авторский язык и стиль, а вместе с нестандартной подачей автора, расцениваться, как новый жанр в современном искусстве. Это не просто сумасшествие, не просто какая-то тупо кричащая тётка, которую случайно засняли на смартфон, как видите, это уникальный материал, к которому, на мой взгляд, напрасно относятся несерьёзно. Доселе еще никто и никогда ничего подобного не совершал, а если пытался совершить, то Анна Мацкевич его опередила. Анна Мацкевич совершила бесспорный прорыв в современном искусстве.
Подведем сенсационные итоги: мы не рассматриваем в данном случае поведенческие черты и не ставим диагнозов. Мы говорим только о значении творчества Анны для мирового искусства. Тем более что Анна никого не просит с ней взаимодействовать, ни на кого не нападает первая, реализуя и записывая своё творчество. А если вы думаете, что современное искусство выглядит безобидным по сравнению с тем, что творит Анна Мацкевич, то вы заблуждаетесь. Зачастую современное искусство переплевывает даже грань безумия и иногда балансирует на грани закона. Так, например, немецкий композитор Карлхайнц Штокхаузен назвал трагедию "11 сентября" в США - величайшим искусством, а знаменитая голландско-балканская художница Марина Абрамович прославилась своими скандальными видеоинсталяциями на грани порно, актом поедания лука, слезами и слюнями. Некоторые современные художники фотографируют мёртвых людей, представляя публике их "живыми", наряжая мертвые тела в разные одежды, изготавливают разноцветные гробы для выставки современного искусства, рисуют картины дерьмом и менструациями, а также все мы помним акцию некой российской арт-группы, участница которой засовывала мёртвую курицу себе в половую щель. И это не бутафория, всё это происходило и происходит документально. Так что не надо здесь умничать и злорадствовать на тему сумасшествия Анны Мацкевич. Сумасшедшая она или нет - это не играет никакой роли для искусства, для того, что она делает. Возможно, даже она даёт какую-то основу для всеобщего блага, приносит себя в жертву чему-то такому, что в будущем способно изменить наш мир к лучшему. И почему кто-то настолько уверен, что сам/а не выглядит на публике сумасшедшим, обвиняя кого-то в сумасшествии?! В таких случаях мне сразу вспоминается советская и нацистская номенклатура, которая так любила обвинять людей в шизофрении и паранойи, сажать их в психушки, в то время как сама нередко всем этим же и страдала. Возьмите для примера параноика Сталина или неврастеника Гитлера. Те еще "фрукты". То, что вытворяет Анна Мацкевич - это, безусловно, на грани, есть и вероятность психического заболевания (такая вероятность у всех есть), но заболевание, если оно есть, само по себе, а творчество само по себе, творчество никто не запрещал. Все особенности, как видеороликов Анны, так и самой Анны, взаимодополняемы, они вкупе и возводят продукт её мозговой деятельности в ранг "нового слова" в современном искусстве, они и говорят нам о прорыве. И неуместно рассуждать о цели и средствах, когда столько людей, и психически здоровых, и психически нездоровых за всю жизнь ничем, кроме того, что существует веками, не выделяются. Важно, в данном конкретном случае, выделить факт прорыва в современном искусстве, который и совершила Анна Мацкевич, умно это или безумно, бездумно это или осознанно.