Заглавие и смысл
Рассказывание процесса
Разумеется, средневековье
Маска
Роман как космологическая структура
Кто говорит
Фигура умолчания
Дыхание
Сотворить читателя
Метафизика детектива
Развлекательность
Постмодернизм, ирония, занимательность
Исторический роман
Чтоб закончить
I. Природа и значение игры как явления культуры
II. Концепция и выражение понятия игры в языке
III. Игра и состязание как культуросозидающая функция
IV. Игра и правосудие
V. Игра и ратное
VI. Игра и мудрствование
VII. Игра и поэзия
VIII. Функция во-ображения
IX. Игровые формы философии
XI. Культуры и эпохи sub specie ludi
Оcновная задача Рабле - разрушить официальную картину эпохи и ее событий, взглянуть на них по-новому, осветить трагедию или комедию эпохи с точки зрения смеющегося народного хора на площади. Рабле мобилизует все средства трезвой народной образности, чтобы вытравить из всех представлений о современности и ее событиях всякую официальную ложь и ограниченную серьезность, продиктованную интересами господствующих классов. Рабле не верит на слово своей эпохе "в том, что она говорит о себе и что она воображает о себе", - он хочет раскрыть ее подлинный смысл для народа, народа растущего и бессмертного.
Личность у Достоевского антиномична, противоречива, иррациональна. Все проявления такой личности - мысли, чувства, поступки - тоже оказываются весьма противоречивыми. Любовь, вера, красота одинаково могут подвигнуть человека как на великий подвиг, так и на великое преступление, могут помочь избавиться от страданий, а могут и служить их причиной.
Герои произведений Достоевского и сами осознают расщепленность своей личности, но почти никогда не могут с этим смириться. Их жизненный путь чаще всего и являет нам попытки преодолеть свою раздробленность и обрести себя.
...
Достоевский доказывает, что человек по своей природе - иррациональное существо. В своих поступках он руководствуется не только разумом и выгодой, часто, вопреки всему, он идет против здравого смысла и своей пользы. История также не выстраивается в соответствии с логической системой: "Одним словом, все можно сказать о всемирной истории, все, что только самому расстроенному воображению в голову может прийти. Одного только нельзя сказать, - что благоразумно".