Постмодерн: другие произведения.

Признаки постмодерна

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Оценка: 4.37*22  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ликбез, признаки, наиболее значимые постмодернисты.

 []



ПРИЗНАКИ ПОСТМОДЕРНИЗМА

"Все вещи, возникающие у меня в голове, растут не из корней своих,
а откуда-то с середины.
Попробуй-ка удержать их, попробуй-ка держать траву
и самому держаться за нее,
если она начинает расти лишь с середины стебля".
Из дневника Франца Кафки

   Отцы "шизоанализа" Жиль Делез и Феликс Гуаттари раскладывали книги по трем полкам. На первую они ставили самые примитивные "черно-белые" книги с жесткой осевой структурой - эдаким корнем-фаллосом, неизменно растущем в одном направлении. На второй полке у них стояли книги с более мудреной корневой системой - их пракорень, так сказать, усыхал, порождая энное количество дочерних корней, которые всё равно росли в одну сторону, стремясь к некоему единству в следующем измерении. То ли Гуаттари, то ли Делез обмолвился, что на этой полке стояли труды Джойса и Ницше. Третья же полка предназначалась для книг с поистине запутанной корневой структурой, в принципе не имеющей родительских корней, жестких осей и какого бы то ни было единства. Не было новых измерений - использовались лишь имеющиеся множества с динамичной структурой и отношениями, множества, составляющие одновременно и оригинал и копии-репродукции. "Нет ни привилегированной точки зрения, ни объекта, общего для всех точек зрения, - говорил Делез. - Нет никакой возможности иерархии". А Гуаттари цитировал Франца Кафку, писавшего о деструктурных мыслях в своей голове.
   Об этом также говорила романистка Айрис Мердок, деля романы на "журналистские"(бытовые истории с безликими персонажами и внешней повествовательной манерой) и "кристаллические"(внутренний мир героев с абстрактной литературной моделью). Её не устраивали оба варианта, она бы с удовольствием заглянула на третью полку, но "о времена, о нравы"...
   В те времена литература делилась на два типа - элитарную и массовую. Элитарным, как известно, был модернизм, безапелляционно охарактеризованный Лесли Фидлером "бедностью духа", коль скоро живущие в элитарных башнях лишали себя большей части культуры, расположенной "ниже уровня облаков". Фидлер призвал к стиранию границ между элитарным и массовым, что непременно расширило бы возможности литературы и предоставило художнику публику. Но достичь этого можно было только методом "двойного кодирования"(например, внедрение остросюжетного детектива в философский трактат - так сказать, и вашим и нашим), о чем писал Умберто Эко на полях "Имени Розы", и что он неоднократно проделывал в этом и в других романах. "Постмодернизм - ответ модерну, - сказал Эко. - Если прошлое нельзя уничтожить - что пытался сделать модерн, но пришел к немоте - то, следовательно, его нужно иронически переосмыслить". По мнению итальянского ученого, в каком-либо сюжете можно и нужно цитировать другие сюжеты, осмысливать их, иронизировать над ними, наступая на шею конформизму.
   "Произведение постмодерниста должно находиться на грани "реализма с ирреализмом, формализма с содержанализмом, - добавлял У. Эко, ссылаясь на Ролана Барта, - элитарной литературы с массовой".
   Предвестником постмодернизма был поп-арт, культивировавший парадоксальное сочетание бытовых предметов, механических копий, фрагментов печатных изданий и тому подобное. Уже тогда стали рушиться эстетические табу, стерлась грань между "высоким" и "низким", уродливым и прекрасным. Старые средства синтезировались с новыми техническими средствами творчества.
   Одним из первых теоретиков постмодернизма был Жак Деррида, боровшийся с метафизикой посредством деконструкции понятия бытия. Анализируя каждое высказывание, Деррида старался обнаружить в нем противоречивость, а затем, аналитически расчленяя и перегруппировывая, приходил к двум и более выводам. Понятие логоса как краеугольного камня культуры западного образца подверглось переосмыслению в философии постмодернизма. Логоцентристская парадигма, основанная на существовании универсальной закономерности мироздания, где источник всегда стоит над копией, а идея - над воплощением, всячески подрывалась процедурой деконструкции. "Нет больше логической ячейки языка - фразы", - заявил Ролан Барт. А Жак Деррида провозгласил "освобождение означающего от логоса и связанного с ним понятия истины". Постмодернизм осуществил радикальный отказ от идеи линейности и сопряженной с ней идеи однозначной рациональности, выраженной в понятии логоса.
   Ситуация изменилась - уже никакой язык или метод не мог господствовать в реальности. "Все языки и все коды, - сказал Михаил Эпштейн, - все философские школы и художественные направления теперь становятся знаками культурного сверхъязыка, своего рода клавишами, на которых разыгрываются новые полифонические произведения человеческого духа". В произведения постмодернизма нет какой-то одной, глобальной истины, но локальные истины существуют в каждом фрагменте. Заимствованные и собственные идеи сливаются, их уже невозможно отделить друг от друга; изначальный смысл может быть неузнаваемым на выходе.
  
   Итак, признаки постмодернизма:
   - превращение философии в поэтику, истины в эстетическое средство;
   - приоритет этимологии над историческим содержанием, торжество принципа: история - это только текст;
   - отказ от подмены искусства философией, религией или политикой;
   - уничтожение рвов и границ между массовым и элитарным, профанным и сакральным, творческим и бытовым;
   - стирание граней между реально существующей картиной жизни и виртуальными реальностями;
   - уравнивание высокого и низкого, уродливого и прекрасного, пусть даже путем пародирования и низвержения идеалов;
   - интертекстуальность: построение текста при помощи явных и скрытых цитат и реминисценций к произведениям мировой литературы;
   - заимствование героев и художественных образов из произведений мировой литературы;
   - гипертекстуальность: организация единого текстового пространства как системы множества самостоятельных текстов, постоянно отсылающих читателя от одного из них к другому;
   - неприятие идейного пафоса и возведение на его место самодостаточного игрового элемента;
   - одновременное существование в нескольких плоскостях, отсутствие единой точки зрения в силу раздвоенности сознания;
   - химеризация формы и значений;
   - деконструкция как метод обращения с миром;
   - аллегория как акт вторжения в посюстороннее;
   - ирония как способ нонконформизма.
  

ПИСАТЕЛИ-ПОСТМОДЕРНИСТЫ

"Я упражняюсь в мышлении, а следственно, у меня всякая первоначальная
причина тотчас же тащит за собою другую, еще первоначальнее, и так далее
в бесконечность. Такова именно сущность всякого сознания и мышления"
Из подпольных записок Федора Достоевского.

  
   ГОМЕР (лат. Homer, греч. Омирос) - хохочущий аэд;
   аллегории и гипертекстуальность.
  
   СЕРВАНТЕС Сааведра (Cervantes Saavedra) Мигель де (1547-1616) - призрачный рыцарь;
   социальная сатира, пародии, ирония.
  
   ШЕКСПИР (Shakespeare) Уильям (1564-1616) - рыдающий король;
   заимствование сюжетов и образов, аллегории, интертекстуальность.
  
   ГЮГО (Hugo) Виктор (1802-85) - смеющийся горбун;
   уничтожение рвов между уродливым и прекрасным, одновременное существование в нескольких плоскостях.
  
   ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809-1852) - маленький человек с копытами;
   ирония, социальная сатира, стирание граней между вымыслом и реальностью.
  
   ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821-81) - граф с топором;
   одновременное существование в нескольких плоскостях, стирание граней между творческим и бытовым, уравнивание высокого и низкого.
  
   ЧЕХОВ Антон Павлович (1860-1904) - интеллигентский футлярщик;
   ирония, пародирование, низвержение идеалов.
  
   ДЖОЙС (Joyce) Джеймс (1882-1941) - поэт потрохов;
   замена философии поэтикой, химеризация формы и значений, пародии, низвержение идеалов, интертекстуальность, гипертекстуальность, аллегория, деконструкция.
  
   КАФКА Франц (1883-1924) - адвокат бога;
   аллегория, стирание граней между вымыслом и реальностью, ирония, социальная сатира.
  
   БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891-1940) - собачьих дел мастер;
   аллегория, гипертекстуальность, обыгрывание сюжетов, одновременное существование в нескольких плоскостях, отсутствие единой точки зрения в силу раздвоенности сознания, заимствование героев и образов, пародирование.
  
   БОРХЕС (Borges) Хорхе Луис (1899-1986) - вавилонский библиотекарь;
   превращение философии в поэтику, заимствование сюжетов и образов, интертекстуальность, химеризация формы и значений.
  
   КОРТАСАР (Cortazar) Хулио (1914-84) - утопающий в матЕ;
   гипертекстуальность, уравнивание творческого и бытового, превращение философии в поэтику, интертекстуальность, литературные игры.
  
   ВОННЕГУТ (Vonnegut) Курт (1922-2007) - миротворец на Марсе
   ирония, неприятие идейного пафоса, гипертекстуальность, пародирование и низвержение идеалов.
  
   СТРУГАЦКИЕ братья, соавторы, Аркадий Натанович (1925-91) и Борис Натанович (р. 1933) - комсорги в зоне;
   уравнивание высокого и низкого, одновременное существование в нескольких плоскостях,аллегория, ирония, социальная сатира, история как игра, неприятие идейного пафоса.
  
   ФАУЛЗ (Fowlеs) Джон (р. 1926) - наперсточник любви;
   гипертекстуальность, ирония, аллегория, интертекстуальность, смешение высокого и низкого.
  
   ГАРСИА МАРКЕС (Garcia Marquez) Габриель (р. 1928) - штатский полковник;
   аллегории, стирание граней между уродливым и прекрасным, творческим и бытовым; гипертекстуальность.
  
   ДИК (Dick) Филип Киндред (1928-1982) - электроовечий парикмахер;
   стирание граней между реальностью и виртуальностью, одновременное существование в нескольких плоскостях.
  
   ПАВИЧ Милорад (1929-2009) - перчаточник снов;
   аллегория, химеризация формы и значений, гипертекстуальность, стирание граней между реальностью и вымыслом.
  
   ЭКО (Eco) Умберто (р.1932) - тамплиер с лупой;
   ирония, переосмысление истории, литературные игры, заимствование героев, интертекстуальность.
  
   КИЗИ (Kesey) Кен Элтон (1935-2001) - смиренный рубаха;
   ирония как способ нонконформизма, низвержение идеалов, неприятие идейного пафоса.
  
   РОББИНС (Robbins) Том (р. 1936) - философствующий в консервной банке;
   аллегория, ирония, интертекстуальность, заимствование образов и героев, стирание граней между реальностью и виртуальностью.
  
   ЗЮСКИНД (Sueskind) Патрик (р. 1949) - скромное обоняние буржуазии;
   стирание граней между высоким и низким, уродливым и прекрасным.
  
   ТОЛСТАЯ Татьяна Никитична (р. 1951) - мышиная повариха;
   аллегория, ирония, социальная сатира.
  
   ГЕЙМАН (GaimanНил (р. 1960) - поддверное божество;
   аллегория, ирония, интертекстуальность, заимствование образов и героев, стирание граней между реальностью и виртуальностью.
  
   ПАЛАНИК (Palahniuk) Чак (p. 1962) - офисный грызун;
   ирония как способ нонконформизма, уравнивание высокого и низкого, низвержение идеалов.
  
   БРАУН (Brown) Дэн (р. 1964) - заточенный а Граале;
   торжество принципа: история - только текст, интертекстуальность.
  
   Франсуа РАБЛЕ, Марк ТВЕН, Ярослав ГАШЕК, ИЛЬФ и ПЕТРОВ, Владимир НАБОКОВ, Лоренс ДАРРЕЛ, Салман РУШДИ, Жозе САРАМАГО, Виктор ПЕЛЕВИН, Владимир СОРОКИН, Артуро ПЕРЕС-РЕВЕРТЕ, Харуки МУРАКАМИ, Юкио МИСИМА, Роджер ЖЕЛЯЗНЫ, Дэн СИММОНС, Фрэнк ГЕРБЕРТ, Дуглас АДАМС, Терри ПРАТЧЕТТ, Генри Лайон ОЛДИ
   Ваши кандидаты?

Оценка: 4.37*22  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
К.Полянская "Я ненавижу оборотней" М.Красавина "Острые грани" О.Пашнина "Леди-дракон.Факультет оборотничества" Г.Гончарова "Некромант.Работа словно праздник" Е.Никольская "Сбежавшая невеста" А.Гринь "Олимпиада. Бубновая дама" Л.Терри "Под крылом дракона" У.Каршева "Оберег для огненного мага" Н.Колесова "Призрачный роман" А.Демченко "Охотник"

Как попасть в этoт список

Сайт - "Художники"
Доска об'явлений "Книги"