Посудин Сергей Владимирович : другие произведения.

Сценарии развития российских политических партий

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Посудин С. В.
   Сценарии развития российских политических партий.
  
   Российская партийная система прошла уже значительный период развития и эволюции. Наметились определенные тенденции, особенности развития.
   Одна из главных особенностей российских партий, характерных для всех этапов развития с 1989 по 2005 гг., является практическое не упоминание в программах о народовластии и гражданском обществе. Эти понятия почти не встречаются в программах партий. При этом партии довольно часто пишут о демократии, еще больше о свободе. В целом получается, что российские партии не являются сторонниками формулы "демократия - есть народовластие". А это в свою очередь, является плацдармом для авторитаризма и даже тоталитаризма. Тем более что демократия не является безоговорочной аксиомой для большинства партий.
   Довольно удивительным здесь является то, что о народовластии и гражданском обществе российские партии меньше всех уделяли внимание в своих программных документах в период 1989-1992 гг., как раз в период бурной демократизации и борьбы за народовластие. При этом количество партий, настаивавших на народовластии, постепенно сокращалось. Если в 1989-1992 гг. о народовластии вспомнили 5 партий из 17 исследуемых, в середине 90-х гг. - 4 партии, то в 2001-2004 гг. только три.
   Характерным для российских партий является довольно частое использование в программах национальной тематики, причем преимущественно в положительной окраске.
   Характерной тенденцией в развитии партийной системы России является бурный рост и увеличение количества центристских, прагматических и конформистских партий, которым чужда какая-либо идеология, которые не предлагают ничего менять, кроме незначительных локальных изменений в отдельных сферах. Их количество настолько увеличилось, что центристы составили в 2001-2005 гг. основную массу партий (из всех партий центристы - прагматики составили около 23-24%, еще примерно столько же составили левоцентристские партии). Это является следствием снижения конфронтации между разными идеологическими лагерями, сторонниками разных моделей государственного устройства, организации экономики. С течением времени большинство партий свыклось с существующей политической и экономической системой и перестало требовать ее изменения. Это значительно увеличило количество центристов и прагматиков, а также количество проправительственных партий. Постепенно увеличилось количество партий нейтрально или с симпатией относящихся к властям и существующей системе. Уменьшение конфронтации привело к тому, что значительно увеличились схожие позиции по многим вопросам. Позиции большинства партий по многим важнейшим вопросам становятся все идентичнее. Например, возьмем вопросы экономики. Если в начале 1990-х гг. четко выделялось три лагеря: сторонники плановой экономики; сторонники рыночной экономики, где роль государства сведена к минимуму; сторонники смешанной экономики и точек соприкосновения между ними почти не было, то к началу 2000-х гг. конфронтация между лагерями снижалась, и постепенно абсолютное большинство партий встали на сторону смешанной экономики, сочетании рынка с гос. управлением. И существующие до этого лагеря как таковые исчезли.
   Увеличение центристов и прагматиков сочеталось с постепенным уменьшением и ослаблением оппозиции. Количество оппозиционных партий снижалось и, в конце концов, реальная оппозиция практически исчезла. Большинство партий пытаются теперь приспособиться, "примазаться" к существующей власти, что постепенно приближает партийную систему к советскому образцу и снижает роль партий в обществе, поэтому власти были вынуждены "искусственно" увеличить роль партий "сверху": сначала приняли закон о партиях, а затем изменили систему выборов в пользу пропорциональной системы.
   Кроме того, можно выделить еще несколько тенденций развития партий:
      -- рост центристских и национал-патриотических партий при снижении количества левых и правых партий. Это происходит на фоне деидеологизации партий, роста великодержавных и конформистских настроений российской политической элиты и роста "бытового национализма" и патриотизма в широких народных массах. При этом рост национал-патриотов, в основном проходит за счет именно левых партий. Если в конце 80-х - начале 90-х гг. национал-патриоты составляли около 11-12%из всех партий, то в начале 2000-х они составляли около 20% из всех партий. В это же время количество левых партий снизилось с 17-18% до 5-6% из всех партий. Часть левых сошло с политической арены, часть перешло на национал-патриотические позиции, и часть встали на более умеренные, левоцентристские позиции. Наблюдается также постепенное и планомерное снижение рейтинга популярности главной левой российской партии - КПРФ;
      -- постепенно снижается количество правых и правоцентристских партий. Основная их часть переходит в стан центристов-прогматиков. Соответственно происходит снижение популярности правых партий. В частности, у партий СПС и "Яблоко" не просто наблюдается снижение рейтинга, но и стабильно очень низкий уровень рейтинга популярности;
      -- увеличение роли политических партий в жизни общества и государства;
      -- увеличение требований к политическим партиям. В частности, увеличено требование численности партий до 50 тысяч человек. С конца октября 2005 г. Федеральная регистрационная служба России начала проверку партий на соответствии всем требованиям. По состоянию на 11 апреля 2006 г. была проведена проверка политических, победивших на выборах в Государственную Думу 2003 г. ("Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Родина"). Все они прошли проверку. На очереди партии, у которых меньше шансов на положительный исход проверки. Одна из них (Российская партия самоуправления трудящихся) не дожидаясь проверки численного состава, приняла решение о преобразовании в общественную организацию. Снижение количества политических партий.
   Результаты исследования позволили нам спрогнозировать возможные сценарии развития политических партий в России после 2007 - 2008 гг.
   Сценарий 1 ("Все как прежде"). Это наиболее положительный сценарий для нынешней "партии власти". Здесь возможны два варианта:
   - никаких конституционных изменений не происходит. В. В. Путин остается Президентом РФ, либо Президентом становится его преемник, а сам Путин занимает иную ключевую должность. Рейтинг популярности нового Президента довольно высок и стабилен, что позволяет сохранить тенденции развития "партии власти" и оппозиции;
   - должность Президента становится чисто номинальной, ключевая роль принадлежит председателю Правительства, которым становится В. В. Путин, опирающийся на большинство "Единой России" в парламенте.
   При тенденции к увеличению роли партий в жизни государства и общества вполне логичным представляется следующий шаг - формирование Правительства победившей на выборах в парламент партией. Поэтому если В. В. Путин не решит избираться Президентом РФ на третий срок, то вполне возможен и такой вариант.
   При всех вариантах сохраняется прежнее направление внутренней и внешней политики государства.
   При данном сценарии партии продолжают развиваться в том же ключе, что и в настоящий момент: укрепление позиций "партии власти" ("Единой России") при сохранении волнообразной, цикличной динамики ее рейтинга популярности, снижение рейтинга КПРФ, которая постепенно уходит с политической арены. А ей на смену приходит умеренно левая партия с национал-патриотическим уклоном. СПС и "Яблоко" в случае, если так и не смогут объединиться, постепенно исчезают с политической арены вместе с рядом более мелких правых партий. Если все-таки они смогут объединиться, то единая правая партия остается на политическом небосклоне, но по-прежнему будет аутсайдером и практически не влияет на происходящие в стране события.
   Сценарий 2 ("Оппозиция проснулась"). При данном сценарии происходит то же самое, что и при первом сценарии с одним отличием: правые партии непросто смогут объединиться, у них появляется новый авторитетный и харизматичный лидер, пользующийся популярностью среди населения. Рейтинг правых немного вырастает, так, что они начинают конкурировать с ЛДПР, "Родиной" и другими национал-патриотами. Подобное может произойти и с левыми партиями, в случае, если они объединяться. Однако это приводит только к локальным межпартийным разборкам. Доминирование "Единой России", опирающейся на политику В. В. Путина, остается неизменным.
   Сценарий 3 ("экзамен на зрелость для "партии власти"). Этот сценарий близок к первому. Однако, если при первом сценарии у "Единой России" не возникает ни каких трудностей, смена президента практически не отражается на "партии власти", то при данном сценарии на пути "партии власти" возникают определенные трудности.
   В России в 2008 г. появляется новый Президент, который продолжает путинскую линию внутренней и внешне политики государства. Однако новый Президент не сможет сравниться по популярности с В. В. Путиным. Рейтинг популярности преемника Путина значительно ниже, рейтинга Путина. Это отражается на рейтинге "Единой России" (некоторое снижение рейтинга). Поэтому возможно, что В. В. Путин останется на одной из должностей в государственных или общественных структурах в качестве своеобразного "свадебного генерала", поддерживая, таким образом, высокий рейтинг "Единой России" и нового Президента. Важным становится успешность проводимой политики, а также внешние факторы (в частности, мировые цены на нефть). Если внутренняя и внешняя политика будет успешной, то развивающийся волнообразно и циклично рейтинг популярности "Единой России" к новым выборам достигнет пиков популярности и доминирование данной партии останется неизменным.
   Если же политика нового Президента окажется неудачной, то рейтинг "Единой России" продолжит падать. Это станет своеобразным экзаменом "на зрелость" для "Единой России" и всей политики в отношении партий, проводимой в период президентства В. В. Путина. Пройдя данный экзамен, в России только укрепиться полуторопартийная система во главе с "Единой Россией".
   Сценарий 4. Это наиболее благоприятный для оппозиции сценарий. В стране появляется новый Президент, который начинает проводить кардинально иную политику, чем В. В. Путин, либо продолжает курс, начатый В. В. Путиным, но эта политика проваливается. Новый Президент значительно уступает по популярности предыдущему Президенту. Рейтинг "Единой России" катастрофически падает, в партии начинаются внутренние разногласия и конфликты. На смену "Единой России" может прийти новая "партия власти".
   В данной обстановке активизируются национал-патриоты, чей рейтинг начинает расти, КПРФ и правые партии.
   Здесь многое зависит от того смогут ли правые партии объединиться в одну мощную структуру с сильным лидером. Если нет, то это реальный шанс для одной из национал-партиотических партий (в частности, для ЛДПР) и КПРФ прийти к власти (по крайней мере, победить на очередных парламентских выборах). Если правые объединяться, то смогут побороться с национал-патриотами и КПРФ за власть.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"