Аннотация: Счастлив тот, кто может на своих крепких крыльях подняться над искрящимися мирными полями...
Синее небо ... Бескрайние голубые дали, столь привычные нам, и при этом столь притягательные. Наверное, не найдётся такого человека, который за свою жизнь хотя бы раз не задумался, глядя на птиц, парящих в выси - "А почему я так не могу?". И глядя с тоской вслед им, мечтал о небе. Впрочем,обычно такие мечты проходят, оставляя стойкое ощущение - человек рождён, чтобы твёрдо ходить на земле, а остальное - это только для фантастических романов.
Однако, мы всё же способны испытать то чувство полёта, которое, было доступно лишь птицам, пока ... не появились параплан и дельтаплан. Из всего обилия летательной техники именно эти два типа аппаратов позволяют ощутить на себе всю силу и обаяние воздушной стихии.
Наверху есть только ты и твой параплан, с которым вы - единое целое. Ты доверяешь ему свою жизнь, а он поднимает тебя ввысь. Обычная жизнь остаётся там, внизу, на земле, в то время как настоящая жизнь проходит тут, в воздухе, в единении с этой могучей стихией, которая принимает, только если относишься к ней с уважением, если покажешь свою силу и выдержку. Когда под тобой сотни метров, уже не воспринимаешь воздух как что-то неосязаемое, неощутимое. В единении в этой стихией, в полной мере начинаешь ощущать гармонию мира и ценить жизнь, столь хрупкую и столь прекрасную, понимая, что все трудности той жизни, которая осталась внизу - незначимы и пусты.
Это ощущение свободы и гармонии замечательно выразил Шарль Бодлер: "Счастлив тот, кто может на своих крепких крыльях подняться над искрящимися мирными полями. Мысли его, подобно жаворонкам, уходят в голубое утреннее небо и пролетают свободные над нашими головами. Ему не стоит труда постичь язык цветов, и даже язык немых вещей".
История
Многие путают парашют и параплан, поэтому для начала устроим небольшой экскурс в историю. Слово параплан - образуется от слияния двух слов парашют и планировать или парашют планирующий. В 1964 году Стив Снайдер изобрел парашют-крыло. Это была революция в парашютостроении. В середине 70-х годов французы, в Альпах, предприняли попытку слететь с горы, используя парашют-крыло. При этом старт осуществлялся с лыж, так появилась дисциплина - Para-ski, существующая до сих пор, но выполняющаяся на специально приспособленных для этого крыльях меньшего размера, чем необходимо для парящих полётов. Следуя этой дисциплине, парашют стал модифицироваться для полетов с гор. Стало больше удлинение, увеличилась площадь (для меньшей скорости снижения), увеличилось количество секций, стали тоньше стропы. И тогда появилось название параплан. Тот параплан был очень похож на парашют-крыло, и отличить один от другого было весьма сложно. Пока в конце 80-х не стали появляться парапланы характерной и для современного параплана эллипсовидной формы.
Парапланеризм в Татарстане начал развиваться в конце 80-х, когда на территорию России пришли парапланы. Многие талантливые конструкторы проектировали и шили их самостоятельно, по выкройкам готовых, опробованных в воздухе конструкций, шили крылья клубы (при ДОСААФ). Это были тяжёлые, плохо летающие конструкции, обычно шитые из балоньей ткани, опасные и недолговечные. Но шаг вперёд был сделан!
Настоящий прорыв пошёл с того момента, как в Россию были завезены образцы импортных парапланов. Анализ их положил начало линейке отечественных крыльев, часть из которых были копиями зарубежных образцов, остальные же - собственными разработками (фирмы ParAAvis, ASA).
Ещё один вид парашюта, появившийся в процессе его развития - так называемый кайт. По своей конструкции он очень похож на парашют, но в 2-3 раза меньше размером и с примерно 20ти-метровыми стропами. Используется он не для полётов, а как парус, обычно в сочетании со сноубордом или горными лыжами зимой, и специальной доской для плаванья - летом.
На сегодняшний день парапланерным спортом в республике Татарстан занимаются практически в каждом городе. Спортсмены из Альметьевска, Бавлов, Нижнекамска, Набережных Челнов, Казани встречаются на стартовых площадках, которых, благодаря наличию холмистой местности, на территории нашей республики большое количество, защищают честь республики на различных соревнованиях.
Наиболее известные в Татарстане клубы - это "ИКАР" в Казани и "Пегас" в Набережных Челнах. "ИКАР" возник на базе КАИ и больше специализируется на дельтапланах, мотодельтапланах, хотя обучение полётам на параплане тоже успешно проводится. Челнинский "Пегас" выращивает достойную смену старшему поколению пилотов, члены этого клуба ответственно занимаются и ездят на соревнования.
Один из лучших казанских пилотов, который проводит обучение - Алексей Старостин. Это человек в огромным опытом полётов в самых различных ситуациях, живущий небом, обладающий личностными качествами, дающими возможность обучающемуся у него парапланеристу эффективно получать лётные навыки, чтобы в дальнейшем продолжить обучение самому (в действительности, обучение - это дело всей жизни пилота). Автор этой статьи сам обучался у него.
Полёт на параплане - это ощущение свободы, огромное счастье, но нельзя забывать и о высокой травмоопасности парапланерного спорта. По статистике, этот вид спорта стоит на втором месте после альпинизма (не скалолазанья!). Пилот всегда осознаёт возможные последствия своих действий и старается избежать негативных последствий, этому спосбствует выдержка, организованность, самостоятельность и независимость от чужого мнения. Эти качества неизбежно усиливаются при постоянных занятиях, меняется характер человека в целом. К сожалению, многие, кто ещё не знаком с этим видом спорта попадаются на красочные рекламы или доверяются недобросовестным инструкторам, и эйфория полёта пересиливает чувство ответственности за собственную жизнь, что может привести к непоправимым последствиям. Как пример людей, отвергаемых парапланерным сообществом всей России за мошенничества и риск человеческими жизнями - две личности - Лахнов Игорь Борисович и Исхаков Тимур.
Начальное обучение - процесс столь же важный, как и постановка дыхания при игре на духовых инструментах. Будучи заложенными в пилота неправильное отношение к небу, не та техника, неумение выбирать для себя место и погоду, всё это может привести к весьма трагичным последствиям, поэтому к выбору инструктора следует отнестись очень ответственно! По возможности узнать отзывы людей давно летающих, поговорить, съездить на полёты, посмотреть. И только потом уже решаться на занятия.
И между тем, парапланеристы - братья по небу. Это сообщество, не знающее границ республик и государств, объединяемое жаждой летать. Здесь всегда помогут любому, и никогда не будут смеяться над чужими ошибками. Общение и обучение - как две стороны одной медали, любые соревнования, любой выезд на полёты помогает обменяться опытом и развиваться.
Хотя полёты и проводятся круглый год, погодные условия не всегда позволяют подняться в воздух самому, и тут на выручку приходят радиоуправляемые авиамодели и компьютерные симуляторы параплана.
Развитие парапланеризма идёт своим чередом, хотя есть и свои трудности для людей, которые бы хотели заниматься этим профессионально. Прежде всего, сказывается отсутствие инфраструктуры - параклубов, рекламы, приобщения
людей к этому виду спорта полётами в тандеме, проведения в Татарстане регулярных соревнований. Весьма непонятны причины запрета полётов на горнолыжном комплексе в Медведково, в то время как весь мир успешно сочетает в себе параплан и зимние виды отдыха. Первое место за рубежом, где можно полетать с инструктором в тандеме и полюбоваться чудесными видами с высоты птичьего полёта - это любой горнолыжный курорт. Сказывается и то, что парапланом надо жить. Из всей казанской парапланерной тусовки постоянно "на гору"(место проведения полётов) ездят лишь около 10 человек. И это на город с населением более миллиона жителей! Для сравнения - в той же Москве - более 3000 активных парапланеристов. Многие могут себе позволить купить снаряжение и пройти обучение, но лишь единицы - заниматься этим постоянно. Проведение регулярных соревнований сильно подняло бы популярность данного вида спорта, благо географические и климатические условия позволяют.
О парапланеризме можно говорить бесконечно, но никакие слова не будут способны выразить ощущение полёта. Это стоит того, чтобы попробовать.