'Пусть думают о нас, что им угодно, мы просто потанцуем и уйдём...'
-
Уильям Шекспир. ' Ромео и Джульетта'.
### **Глава восьмая: "Игра в Нерона"**
**(Записки бывшего императора, который не унимается)**
---
**17 июля 89 года н.э.**
#### **1. Двадцать лет спустя**
Опять.
В который раз уже? Четвёртый? Пятый?
Я сижу на шёлковых подушках во дворце парфянского царя Пакора II и делаю вид, что ем виноград. Вокруг - полумрак, благовония, рабы с опахалами. А передо мной - сам Пакор, смотрит на меня, как на божество. Впрочем, что удивительного? Я ведь и есть божество. Скромное такое божество.
- **Великий Нерон**, - говорит он, - мы готовы вести тебя к римскому трону! ( Рифма какая- то гадкая получается!)
Я вздыхаю, делаю грустные глаза (это у меня хорошо выходит) и качаю головой:
- О, Пакор... Ты не знаешь, что творится в Риме. Там теперь **Домициан** - жестокий, подозрительный... он требует от тебя меня выдать!
- Мы свергнем его! - горячится царь.
(Какой он нудный... прошлый раз я был в Парфии у Артабана, который претендент. Сам себя провозгласил царём. Так тот вообще орал как на базаре. Все эти Аршакиды - такие дикари...)
- Нет-нет, - я поднимаю руку. - Я не хочу крови. Я - **артист**, а не воин.
(На самом деле, если бы я хотел крови, я бы уже давно вернулся. Но зачем? Гай и так справляется.)
Пакор хмурится:
- Но как же твои права? Ты же **истинный император**!
Я томно откидываюсь на подушки:
- Права... О, если бы ты знал, как это скучно.
---
#### **2. Творчество вместо трона**
Пока парфяне строят планы моего "триумфального возвращения", я **пишу**.
- **Трагедия "Парфянская невеста"** - готова.
- **Поэма "Плач по Риму"** - в процессе.
- **Новая песня для кифары** - уже репетирую.
Иногда я даю концерты. Пакор слушает, раскрыв рот, а потом восклицает:
- **Ты - бог искусства!**
Я скромно опускаю глаза:
- Нет, просто скромный служитель Муз...
(Хотя, повторюсь: конечно, я **бог**. Но скромность украшает даже богов.)
---
#### **3. Спор приехал!**
И вот однажды в мои покои входит Спор!
Высокий, бледный, с глазами, в которых теперь светится вечность.
- Гай скучает, - говорит он просто.
Я бросаюсь к нему:
- Спор! Ты стал вампиром!
- Да.
- И как? Солнце не жжёт?
- Жжёт, - он улыбается. - Оно не жжёт лишь тебя. Но Гай научил меня паре фокусов. Так что иногда я могу видеть краски дня.
- Как же я рад!! - восклицаю я. - Гай, такой молодец!!
Спор садится рядом, и мы говорим о Риме. О Гае. О том, что там теперь поделывает Домициан (и как все его ненавидят).
- А ты не хочешь вернуться? - спрашивает Спор.
Я задумываюсь.
- Хочу. Но не сейчас.
- Почему?
- Потому что здесь... я свободен. В Риме я - император. А здесь - просто артист!
(И ещё здесь никто не заставляет меня подписывать указы.)
---
#### **4. Письмо дяде**
После того как Спор уснул на рассвете, я написал письмо:
*"Дорогой дядя!*
*Жив-здоров, творю, развожу парфян на глупости. Пакор до сих пор верит, что я - настоящий Нерон. Его не смущает, что мне по-прежнему тридцать.*
*Спор рассказал, что ты всё так же правишь Римом железной рукой. (А Домициана, не за твои ли художества так ненавидят?). Рад за тебя. А за Спора - огромное спасибо!!! Жаль, конечно, что он не может ходить на солнце! Зато он теперь всегда будет со мною!!*
*Когда-нибудь я вернусь. Но сначала допишу трагедию.*
*Твой племянник, Луций,*
*он же - Нерон (настоящий)"*
---
#### **5. Эпилог артиста**
Иногда мне снится Рим.
Снится Палатин, где Гай сидит в тени и смеётся над моими стихами. Снится Новый Амфитеатр, где я мог бы спеть **новую песню**.
Но потом я просыпаюсь, беру кифару и играю **для пустыни, для звёзд, для ветра**.
Потому что **искусство не требует трона**.
Но трон, конечно, был бы неплохим дополнением.
**P.S.** Пакор снова заводит речь о войне. Может, в этот раз я **соглашусь**?..
*(Но только если пообещают хороший оркестр.)*
## **Глава девятая: "Траян воюет, я творю"**
**(Записки бывшего императора, который нашел свое место под солнцем)**
---
**Лето 99 года н. э., Александрия**
#### **1. Письма из Рима**
Сегодня утром, лежа в своей Александрийской вилле у фонтана с фиалом свежей крови в руке (жрецы делятся кровью по первому требованию - я не помню, когда я последний раз охотился), я получил письмо от Гая.
"Дорогой племянник-недотепа,
Ты все еще разыгрываешь великого зодчего, или твой храм Солнца в Гелиополисе уже готов? Прикинь: Нерва наконец-то помер! Сам. Мне не пришлось напрягаться. Помотал мне этот Нерва нервов - и не передать как. Теперь у нас новый император - Траян - реально воюет, а не притворяется. Вчера присоединил Дакию. Завтра, видимо, прихватит Парфию. И вообще - мужик с мозгами, что реально радует. Могу бросить на него хозяйство и свалить на юга, к морю! К тебе, например. Примешь?"
Я фыркнул и написал ответ:
*"Дорогой дядя-кровопийца,
Я строю и строю храм Солнца в Гелиополисе. И строю, и ещё немного строю... и забодался я в конец! Но отступать не собираюсь. Не дали построить Золотой дом - построю Золотой храм! И знаешь что? Мой храм будет красивее всех твоих "Арок Тита". Кстати: почему арку строишь ты, а она для Тита? И конечно, приезжай - у меня тут отличный винный погреб, в нём служит несколько вечно пьяных рабов. Кровь у них - закачаешься!!
P.S.
И правда, этот твой Траян - настоящий молодец! Вот кто достоин быть императором."*
---
#### **2. Траян vs Нерон: кто круче?**
Составил тут сравнительную таблицу.
**Траян:**
- Завоевал Дакию
- Построил мост через Дунай длиной в тысячу шагов
- Увеличил Рим на треть
- Все его любят
**Я:**
- Написал трагедию "Дакийский пленник" (три акта, рифма через строчку)
- Построил фонтан в форме кифары
- Увеличил свою коллекцию вин на 50 амфор
- Меня любят только музы и одна египетская танцовщица
Как-то раз Спор спросил:
- А ты совсем-совсем не жалеешь, что больше не император?
- Боги, нет! - засмеялся я. - Представь: вместо того чтобы писать поэмы, мне пришлось бы читать доклады о поставках зерна. Вместо концертов - заседать в сенате. А ещё - воевать! Быть вечно потным, вонючим, спать на кошме и подтираться лопухом! Нет уж, пусть Траян воюет, а я буду про это писать.
---
#### **3. Мой храм Солнца (где я наконец-то стал жрецом)**
В Гелиополисе я строю храм - не какой-то там официальный, для галочки, а настоящий, красивый! Строю с душой. Правда, очень медленно...
Архитектор (грек с безумными глазами) показывает чертежи:
- Купол будет позолоченный!
- Отлично!
- Колонны - розового мрамора!
- Браво!
- Внутри - статуя тебя в образе Аполлона!
- ...Может, всё же Гипериона??
Каждый день прихожу на стройку, даю указания:
- Вот здесь будет сцена для музыкантов!
- А здесь - библиотека!
- А тут - винный погреб!.. Стоп, это не в храме.
Спор качает головой:
- Ты уверен, что это храм, а не театр?
- А какая разница? - искренне удивляюсь я.
---
#### **4. Жизнь в Александрии (где наконец-то оценили мое искусство)**
Моя вилла - шедевр!
В саду:
- Фонтан в виде меня, поющего
- Беседка для поэтических чтений
- Вольер с павлинами (они мне аплодируют, когда я играю)
Вчера устроил приём:
Грек-философ: *"Ваша поэма о закате - верх совершенства!"*
Египетский жрец: *"Ваш гимн Солнцу - истинное откровение!"*
Римский торговец: *"А когда вы споёте что-то весёлое?"*
Вечно этим римлянам подавай: тили-тили, трали-вали... не нужна им глубина, трагичность. Эх...
Ну я спел весёлое. Вышло нечто странное:
*"Усталый путник у дворца Нерона.
В коленях - дрожь и ужас в голове.
Желтейший мрамор, львы, листвы корона...
И голос ласковый: "Нерона дома нет. Иди себе..."
Но путник снова в дверь стучит упрямо.
И не боится же вот так шуметь - стоять!
Окно распахнуто. В окне - Нерона мама:
"Нерона дома нет! Ну сколько повторять?!"
Казалось бы - понятная картина,
Но громкий вопль всех распугал ворон:
"Да ты совсем рехнулась, Агриппина?
Немедленно откройте дверь! Ведь это я - Нерон!!"*
Я раскланялся. Все ржали. Даже павлины.
---
#### **5. Разговор с Гаем**
Гай появился на закате, как всегда тихо и незаметно. Только никого не было - и вот сидит в кресле, нога за ногу: