' Этот мир, такой, какой он есть, выносить нельзя. Поэтому мне нужна луна, или счастье, или бессмертие, что-нибудь пускай безумное, но только не из этого мира. '
Альбер Камю. 'Калигула'
**ПРЕДИСЛОВИЕ**
или "Как я перестал беспокоиться и полюбил бессмертие"**
Ярослав бьётся об заклад, что я не способен на три вещи:
1. Серьёзность.
2. Краткость.
3. Скромность.
Он прав. Но когда племянник две тысячи лет ноет: 'Запиши, Гай, а то забудешь!', а потом к нему присоединяется друг,
вампир-зануда, который все последние двести лет талдычит тот же текст - в конце концов машешь рукой и берёшься за стилус. Или клавиатуру. Или глиняную табличку - да какая разница, если ты пережил все технологии от клинописи до TikTok?
Правда в том, что память - ненадёжная шлюха. Она цепляется за мелочи: запах крови в подвалах Колизея, треск костра, где сожгли мои стихи (спасибо, сенат!), шелест шёлка на шее той самой гетеры из Александрии... А важное - уплывает, как Нерон в свои морские приключения.
Но попробую. Для тебя, Ярик. И для этих милых смертных, что всё ещё верят, будто гладиаторские бои - это 'кино для взрослых'.
Здесь будет всё:
- Как я учил Нерона целоваться (спойлер: плохо учил);
- Почему нельзя доверять русалкам с дипломом Сорбонны;
- Зачем я подменил священный огонь Весты греческим огнём в 64-м (а потом Рим горел, но это совпадение!);
- И главное - как пережить XX век, не застрелившись от тоски по нормальному вину. Я-то не пью, но даже по запаху могу определить, насколько испоганилось оно.
Предупреждаю: здесь не будет морали. Её съели крысы в подвалах Палатинского дворца. Зато будут:
- Императоры-идиоты (список длинный);
- Хорошие императоры (целых пять!);
- Вампиры-поэты (я один);
- Вампиры - гениальные поэты (если я не упомяну Нерона - он обидится!);
- И ответ на вопрос, который вы боялись задать: *'Калигула, ты вообще в своём уме?'*
Сядьте поудобнее. Пристегнитесь. И помните - я предупреждал.
С любовью и пониманием к вам, мои будущие читатели и почитатели,
**Гай Юлий Цезарь Август Германик**
(он же 'Тот самый', он же 'Да ладно, не может быть!', он же 'О боги, опять ты?')
**Писано в Карфагене, вилла "Золотой осёл", полнолуние, мартовские ноны 2778 года от основания Рима.**
*P.S. Если найдёте опечатки - это не я. Это призрак моего секретаря-недотепы. Он вечно путал "казнить" и "восславить".*
--- ЧАСТЬ ПЕРВАЯ : 'О ЧЁМ МОЛЧАЛ СВЕТОНИЙ'
### **Глава 1: 'Имперский фарс, или лучшее убийство века'**
**С прологом и эпилогом. Постановка Ирода Агриппы.**
*(Расширенная версия с элементами античной пьесы)*
**24 января 41 года н.э., Рим.**
#### **Пролог**
**Палатинский дворец. Кубикул Калигулы. 2 часа ночи.**
Херея прокрался в мои покои, ежесекундно спотыкаясь и задевая всё, что только мог. Я лежал, прикидываясь спящим, и думал: *'Боги, да этот идиот громче моей сестры Ливиллы после третьей амфоры фалерна!'*
В носу, как назло, стало отчаянно свербеть. Очень хотелось чихнуть, но я старательно сдерживал себя, ожидая, когда же этот придурок начнёт тыкать в меня гладиусом... Придурок не заставил себя ждать.
**Калигула:** - Угу... страшноооо... (*садится на ложе, отбирает у Хереи меч*) Просто удивительно страшно, какой же ты идиот...
**Херея:** (*слегка херея*) - Как же так!?
**Калигула:** (*кроша в пальцах меч*) - Ну, извини... сегодня не твой день, да и ночь тоже.
**Херея:** (*совсем херея*) - Но я был уверен, что...
**Калигула:** (*скромно*) - Иногда людям кажется, будто они в чём-то уверены, а на самом деле это не так.
Херея замер, как статуя Юпитера после грозы. Я сунул рукоятку от гладиуса в одну из его потных лап и похлопал его по плечу.
- *Как же так?!* - захрипел он, глядя на свой, теперь абстрактный, меч. - *Я... я планировал годами!*
- *Планировал?* - я зевнул, закидывая ноги на стол. - Странное у тебя 'планирование'... По плану вы должны убить меня сегодня днём в театре Помпея. Так какого Орка ты полез ко мне ночью в спальню?!
Тут в дверь ввалились преторианцы - сонные, в перекошенных шлемах, с факелами в руках. Видимо, разбудили их посреди сладких снов о жареной дичи и дешёвом вине.
- *Вяжите его. И разбудите дядю Клавдия. Скажите, у меня для него... роль.*
**Палатинский дворец. Кубикул Калигулы. 3 часа ночи.**
***
Клавдий вошёл, спотыкаясь о собственную тогу, в которую он завернулся в спешке кое-как. Ирод Агриппа шёл за ним, потирая руки - видимо, уже предвкушая, как впишет эту ночь в свои мемуары.
- *Г-Гай?!* - заикался Клавдий. - *Ты ж-жив?!*
- *Пока да. Но ненадолго,* - улыбнулся я, разливая вино. - *Завтра в театре меня убьют. А ты станешь императором.*
Клавдий упал в обморок. Ирод вздохнул и вылил ему на лицо кувшин воды.
- *Зачем мне это?* - очнувшись, простонал дядя.
- *Потому что ты единственный, кто умнее всего сената вместе взятого,* - объяснил я. - *А ещё у тебя милое лицо. Народ обожает дурачков. Помнишь Калигулу?*
- *Э-это же ты...*
- *Вот видишь! Память явно не отказала!*
Ирод, до этого молчавший, вдруг заговорил:
- *Цезарь! А зачем ты вызвал меня?*
- *Ты придумаешь, как сделать мою смерть эпичной. Продумай хорошенько всё покушение. Хочу, чтобы в сенате плакали, а плебс бросал в реку цветы. И...* - я достал тыкву с вырезанной рожицей, - *это будет моя голова. Привяжи её к копью. Драматично!*
- *Но это же... тыква,* - поморщился Ирод.
- *А ты скажи, что это новый тренд из Египта.*
***
Тут в кубикул вошла Олимпиада, облачённая в паллу с рубиновыми застёжками (подарок Клеопатры) и одарила нас взглядом, от которого у сенаторов обычно подкашивались ноги.
- *Слышала, опять влип?* - она щёлкнула пальцами, и факелы вспыхнули по всему периметру. - *Клавдий... ты будешь императором. Но если тронешь Гая...*
Её глаза вспыхнули фиолетовым. Клавдий захныкал и спрятался за моей спиной.
- *Я... я б-буду хорошим!*
- *Умница,* - прошипела Олимпиада. - *А теперь сядь. Перекуси. Завтра тебе предстоит сыграть лучшую роль в жизни.*
Успокоившийся дядюшка потянулся к фаршированным финикам, что стояли на маленьком круглом столике, чудом не опрокинутом Хереей.
Ирод Агриппа уже чертил на полу схему театра Помпея, разливая драгоценный фалерн.
- *Значит так,* - говорил он, тыкая в вазу с виноградом, - *Завтра Гай "умрёт" на глазах у всего Рима. Ты, Клавдий...*
- *Я?!* - дядя императора затрясся так, что с него посыпались крошки от поедаемых лепёшек.
- *...будешь найден дрожащим за занавесом. Идеальный образ нового правителя!*
Олимпиада строго добавила:
- *А если откажешься, расскажу сенату, кто на самом деле написал все твои речи.*
Клавдий побледнел. Его знаменитые 'ораторские' способности были результатом работы пяти греческих рабов и одного особенно талантливого попугая.
**Палатинский дворец. Таблин императора. Час спустя.**
Ирод Агриппа склонился над свитком, облизывая стилус. Его глаза бегали между Клавдием (дрожащим у жаровни) и Олимпиадой (которая, вопреки моим указаниям, опять притащила питона).
- *Итак,* - прошептал Ирод, - *завтра в театре...*
---
### **Сцена вторая: Режиссёрский замысел Ирода**
**Таблин Гая Цезаря. Той же ночью.**
Ирод расхаживал перед восковой доской, на которой углем были нарисованы:
1. **План театра** с пометкой *"Клавдий - за занавеской"*
2. **Список "заговорщиков"**:
- 3 пьяных гладиатора
- 1 актёр-трагик (для пафоса)
- Бывший повар Гая (из личной мести за запрет тыквенного супа)
**Гениальный замысел включал:**
1. **Эффектный вход**
Гай въезжает на осле, переодетый Вакхом. "Случайно" роняет свиток с "завещанием", где всё состояние оставляет... Ироду Агриппе.
2. **Убийство как искусство**
"Заговорщики" нападают у статуи Юпитера. Главный удар наносится... тыквой (выдолбленной и наполненной бычьей кровью).
3. **Находка Клавдия**
Будущего императора прячут за занавесом в декоративном кратере из-под вина с надписью *"Срочно! Не открывать до смерти Гая!"*
**Особые указания:**
- Народные массы должны рыдать (раздать 300 сестерциев профессиональным плакальщицам).
- Сенаторы обязаны рвать на себе одежды (заранее подрезать швы на тогах).
- Крик *"Убит!"* должен совпасть с полуденным выстрелом клепсидры.
- Не забудь подготовить 'тела' Цезонии и Юлии Друзиллы.
**Особое указание Цезаря:**
Веларий должен быть полностью натянут над театром, чтобы никаких солнечных лучей!!
---
### **Сцена третья: Генеральная репетиция**
**За кулисами театра Помпея. Утро 24 января.**
Олимпиада с питоном на пару проверяла "труп":
- Тыкву с париком (*"Нос кривой!"*)
- Поддельную кровь (смесь вина и гранатового сока)
- Клавдия в кратере (*"Дыши тише! Ты же 'неожиданная находка'!"*)
**Ирод** (*нервно*):
*"Главное - чтобы Клавдий не перепутал текст. На репетиции он вместо 'Рим скорбит' сказал 'Рим зевает'!"*
**Гай** (*поправляя венок*):
*"Если провалимся, скажем, что это новый жанр - трагикомедия. Назовём 'Идиот, бритва и тыква'."*
- *Тыква?* - вылезший из кратера, завтракавший Клавдий уронил кубок. - *Но это же... овощ!*
- *Гениально,* - прошипела Олимпиада. - *В Египте головы фараонов бальзамировали в дынях. Скажем, это новый тренд - 'автокефалия в стиле Нила'.*
- *А если народ потребует тело?* - хрипел Клавдий.
- *Скажем, что его съели львы... из уважения!* - я хлопнул в ладоши. - *В любом варианте тебя найдут за занавесом в позе 'испуганная улитка'. И - о чудо! - новый император!*
Клавдий застонал, но Олимпиада прижала его к стене:
- *Ты будешь Цезарем, малыш. А иначе... я выйду за тебя замуж.*
### **Финал: Шедевр инсценировки**
Сценарий Ирода был безупречен:
1. **Въезд "безумного" императора** - я появился верхом на осле, одетый как Вакх (виноградные лозы пришлось приклеить воском - настоящие всё время сползали).
2. **Смертельный удар** - "заговорщик" (мясник с Бычьего форума, игравший за бочку вина) ткнул меня тупым кинжалом.
- *Умри, чудовище!*
Я упал, подставив тыкву. Толпа ахнула, когда 'голова' покатилась к орхестре.
3. **Обнаружение Клавдия** - его нашли за декорациями, где он прятался в гигантском театральном кратере. Дядюшка застрял в горловине - пришлось разбить её киркой.
Народ рыдал. Сенаторы (которые ещё утром готовили мне яд) рвали на себе тоги. А одна весталка даже упала в обморок - позже выяснилось, что она просто перегрелась в толпе.
- *Рим! Я... я принимаю власть!* - запинаясь, произнёс Клавдий.
- *Скажи 'Вам - хлеба и зрелищ'!* - прошипел я из-за кулис.
- *Хлеба и... и тыкв!* - выдавил он.
Толпа взревела от восторга.
Историки потом всё переврали... Светонию и Тациту я лично диктовал 'правильную историю'. Но Сенека... Ооо, Сенека всё запомнил очень хорошо. Как иначе объяснить написанное им *'Отыквление божественного Клавдия'*?
#### **Эпилог:**
**Палатинский дворец. Спальня Луция Домиция Агенобарба. 25 января 41 года.
2 часа ночи.**
Четырёхлетний мальчишка спал, обняв игрушечного коня. Я присел на край ложа, поправляя ему одеяло.
- *Спи, племянник...* - прошептал я. - *Завтра Рим проснётся с новым цезарем - заикой, хромым, но самым умным в истории... Это будут спокойные, сытые годы. А мы... мы будем править из-за его плеча. Как всегда. А то вдруг Клавдия не будут слушать.*
#### **Сцена четвёртая: 'Детский сон'.**
**ГАЙ:** (*достаёт тыквенный фонарь*)
*Смотри. Голова 'мёртвого' Калигулы. Клавдий велел закопать её с почестями...
Прабабка Ливия уничтожила всех, кроме Клавдия,и теперь дядя Клавдий боится теней, а Рим... Рим переживёт всех нас. Но я буду рядом. Даже если меня не будет видно- знай: я где- то рядом! Хотя бы чтобы не дать тебе писать плохие стихи.
**ЛУЦИЙ:** (*во сне*)
*Дядя... я буду хуже тебя...*
**ГАЙ:** (*целует его в лоб*)
*Конечно, малыш. Но сначала научись пить, не обливаясь.*
(*шёпотом*)
*Возможно, ты сожжёшь Рим, но это будет красиво.*
***
Он улыбнулся во сне. Наверное, видел, как рушится Сенат под весом его будущих безумств.
- *Спокойной ночи, Луций. Завтра начнётся новая эра. А послезавтра - ещё одна. А мы... мы будем пить: кто вино, а кто - кровь, и смеяться над ними всеми...*