Позднякова Светлана Анатольевна : другие произведения.

О Степенях Свободы, Или "век Воли Не Видать"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   О СТЕПЕНЯХ СВОБОДЫ, ИЛИ "ВЕК ВОЛИ НЕ ВИДАТЬ"
   ЭССЕ
   Примем за исходную точку, что человек изначально рождается свободным. То есть мы не знаем, что он чувствует в утробе матери, и чувствует ли вообще, но вот он прорвался сквозь родовые пути и кричит миру "Я свободен! Я - пришел!" Ура? Не тут-то было. Его свободу сразу начинают ограничивать - протирают неприятными жгучими жидкостями, туго заворачивают в отвратительно сухие пеленки - а ведь он привык за девять месяцев находиться в жидкой среде! - рот затыкают мерзкой резиновой соской, кормят не когда хочется, а когда положено и хорошо, если грудью, а то и снова неизвестной химией через мерзкую соску. И при этом еще удивляются, что ребенок все время кричит!
   Когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться, количество ограничений увеличивается. Здесь нужно оговориться: есть ограничения, реально направленные на сохранение жизни и здоровья - именно поэтому мы и говорим о СТЕПЕНЯХ свободы - но таких полезных ограничений совсем немного: не хватай горячее, не прыгай из окна, не бери в рот ядовитые вещества. Всё. Что же мы наблюдаем в жизни? Не бегай - упадешь; закутайся теплее, не то простынешь... Часто можно видеть, как идет мама, одетая вполне по сезону, а рядом ребенок, закутанный, как капуста. Но самый страшный фетиш - это микробы. Они везде! И так и норовят сожрать бесценное чадо. Поэтому нельзя ничего трогать руками, нельзя съесть ягодку с куста, нельзя погладить кошку или собаку - кроме микробов, она может еще и укусить!
   Так в человеке поселяется страх. Мир - это страшно, на каждом шагу он таит опасности - вот что получается в сознании человека.
   Дальше ребенка отдают в детский сад, где рамки сдвигаются еще теснее: надо вставать в семь утра, когда зверски хочется спать, а в садике уложат спать после обеда, когда, наоборот, хочется бегать и играть. Надо общаться со сверстниками, каковое общение в большинстве случаев сводится к тому, что надо отстаивать себя зубами и когтями. Надо слушаться воспитательницу, которая может сделать с тобой вообще все, что угодно. Надо есть еду - опять же, не тогда и не то, что хочется, а тогда и то, что кто-то решил дать тебе - будто этот кто-то лучше знает, ЧТО тебе нужно. И вот бедные дети, давясь слезами и кашей, запихивают в себя пищу... А кто не запихивает сам - тому помогает "добрая" воспитательница.
   Родители, которые не отдают детей в садик, обращаются с ними дома почти так же. Родители-вегетарианцы не дают ребенку мяса, забывая, что животные белки жизненно необходимы растущему организму - то есть, если очень сильно постараться, можно составить полноценную диету без мяса, но, как правило, никто этого не делает. Другие родители, начитавшись модных журналов, решают, что самый страшный яд - это шоколад и сахар, но, позвольте, а как же глюкоза, столь необходимая для роста мозга и печени? И никто из взрослых не задумывается, что организм ребенка отличается от организма взрослого по всем параметрам - анатомически, физиологически, психологически.
   Ребенок растет. В какой-то момент ему говорят - надевай трусики, ходить без трусов стыдно. Почему стыдно? Потому что "так положено" (куда положено? Кем положено?). А еще ребенку говорят, когда он сделал что-то, по мнению взрослых, плохое: "Как тебе не стыдно?" То есть ребенок знает, что стыдиться надо плохого. А раз ходить без трусов - стыдно, значит, то, что в трусах - плохое? Но почему? Ведь его так приятно трогать, теребить... Значит, делать это - тоже стыдно и плохо?
   Так в человеке поселяется стыд. Теперь он знает, что мир - это страшно, а он сам, вернее, его тело - это стыдно.
   Потом ребенок идет в школу, где всё усугубляется. Точно так же надо мучительно рано вставать, точно так же утверждать свой авторитет в классе зубами и когтями, иначе - загрызут, но, кроме этого, еще нужно часами неподвижно сидеть за неудобной деревянной партой - и это тогда, когда в организме развивается нервная система, и беспорядочные нервные импульсы побуждают бегать и прыгать! А еще нужно впихивать в свою голову кучу информации, которая высокопарно именуется "знаниями" и большинство из которой никогда не пригодится в жизни. И так - десять лет. Срок, какой дают за тяжкие преступления. И после всего этого детство почему-то называют самым счастливым временем в жизни!!!
   А ребенок, между тем, растет - как дерево, которое засунули в узкий корсет, чтобы придать нужную форму. Так и общество придает человеку ту форму, какую считает нужной.
   Вот растет девочка. У нее появляется грудь, и ей снова говорят - теперь ты должна носить майку (лифчик), потому что показывать грудь - стыдно. У нее начинаются месячные, и ей говорят - вот, теперь ты можешь забеременеть, этого нельзя допустить ни в коем случае. Девочке двенадцать лет, она пока еще смутно представляет, а что это вообще такое - беременность? Но уже знает, что это стыдно и плохо.
   А хочется любви. Опять же, она сама толком не знает, а что это - любовь? Но какое-то смутное томление, и слезы, и душевная боль разрывают ее. Но она знает, что все это - стыдно и плохо, поэтому нужно запрятать чувства куда-нибудь поглубже и жить дальше.
   А что у нас дальше? После школы - специальное образование, которое - вот радость - наконец-то можно выбрать самим! Да и то не всегда. Особенно в наше время, когда за учебу нужно платить, далеко не все могут выбрать профессию по душе. Вот и появляются врачи и учителя, и другие "профессионалы", которые учились, где дешевле и ближе к дому. Ладно. Выучились. Нашли работу и даже создали семью. И что же в итоге?
   А в итоге мы имеем то самое дерево, которое выросло не так, как предназначено ему природой, а по форме корсета, который построил хитромудрый садовник.
   Некоторые люди, как и деревья, ломаются и погибают - от болезни или суицида, или сходят с ума, или спиваются.
   Некоторые смиряются со своей участью и принимают эту форму жизни как правильную и единственно возможную. Сколько у таких людей степеней свободы? Очень мало. Они привыкли подчиняться: родителям, воспитателю, учителю, преподавателю, начальнику, президенту... Они работают от звонка до звонка, чтобы обеспечить себе нехитрые радости - кой-какую еду, кой-какую одёжу, детей, вот, вырастить - не хуже, чем у других... Всё. Лиши такого человека привычного ритма жизни - что он него останется? Впрочем, это уже другая история.
   Но есть еще такие ненормальные люди - в народе их называют творческими - которые всю жизнь борются за свою свободу. Они отвоевывают ее по капле, год за годом, непонятые ни в семье, ни в коллективе, будь то школа или работа. Они медленно, по досточке, по щепочке, ломают барьеры, возведенные садовниками вокруг, а особенно - внутри себя...
   Сначала ты думаешь - я не такой, как все. Мне не нравятся шмотки-блятки-дискотеки-сигареты-пьянки. Мне нравится сидеть дома и читать книжки.
   Потом ты понимаешь - мне не нравятся предлагаемые профессии, потому что потом всю жизнь нужно будет ходить на работу по расписанию, неизвестно ради чего. То есть работать ради денег - такой вариант даже не рассматривается. Путем извилистым, просовывая веточки сквозь щели барьера, удается достигнуть компромисса и в этой области.
   Сейчас не будем говорить о том, какое сопротивление среды приходится терпеть и преодолевать на этом пути - это, опять же, совсем другая история. Поговорим о том, как выдавливать барьеры изнутри себя.
   С одной стороны, ты понимаешь, что работать от звонка до звонка ради зарплаты - это, по меньшей мере, глупо, с другой стороны в голову вбито, что нужно иметь некий социальный статус - трудовую книжку, стаж, и все такое - то есть, быть винтиком в государственной машине, теша себя иллюзией причастности к какому-то делу.
   А что же любовь? Тут всё намного сложнее. С одной стороны, никуда не делось понятие о том, что тело и связанные с ним чувства и ощущения - это плохо и стыдно, а с другой стороны, общественные установки диктуют, что надо выходить замуж и рожать детей. А с третьей стороны, замуж и детей тебе не хочется, а хочется большой, но чистой любви. Еще б знать, как она выглядит. Ведь видела ты ее только в книжках и фильмах, но никак не в жизни. И вот тычешься, как слепой котенок, принимая за любовь любое проявление внимания, придумывая себе целые миры, не имеющие ничего общего с реальностью.
   Еще общественная мораль не велит влюбляться в женатых, ибо - чужое брать нельзя! Но в какой-то момент, в безумной жажде любви, ты переступаешь и это, коря себя за нарушение, но отыгрывая у жизни еще одну степень свободы.
   А еще общественная мораль диктует, что любить можно только представителей противоположного пола, а жизнь такова, что эти самые представители представляют себе любовь совсем по-другому - часто им достаточно секса, и они считают, что и тебе этого хватит. И вот тут начинаешь верить, что да, секс - это стыдно и грязно, что любви за ним нет и быть не может.
   Дальше - дело везения, или судьбы. Если повезет, ты найдешь такую работу, где сама себе будешь составлять расписание и сама себе будешь начальником. Внутренняя дисциплина - вот что отличает творческих людей. Вернемся к тем людям, что живут от звонка до звонка - лиши их начальника, в широком смысле этого слова, и они потеряются в этой жизни. Творческий человек - сам себе начальник и сам себе... да, творец - собственной жизни. Написать книгу или сочинить песню. Поставить спектакль или организовать конференцию - никто не может тебя заставить делать это, только творческое начало, которое не дает тебе жить, как все... Только твоя свобода.
   Если повезет, ты все-таки встретишь взаимную любовь, и вот тут-то и начинается колоссальнейшая работа. Ты приходишь к этому моменту с огромным багажом понятий:
   - тело - это стыдно;
   - чувства - это плохо;
   - секс - это грязно...
   И так далее: любить нужно только мужчин, причем, желательно, неженатых, причем не больше одного за раз, то есть в данный период жизни.
   И всю эту ерунду приходится, опять же, из себя выдавливать. Слезы, истерики, скандалы... Само- и взаимо- непонимание...
   И, опять же, если очень повезет, тебе помогут всё это преодолеть, и тогда ты поймешь, что любовь телесная - это настолько прекрасно, приятно, что в этом таится столько чистоты и нежности! Никакого стыда. Никакой грязи.
   И это еще одна степень твоей свободы. Общественная мораль посрамлена. И кто ее только придумал, чтобы мучить людей?
   Степеней свободы у человека очень много.
   Дай нам бог познать их как можно больше за свою жизнь!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"