Доступ к информации - вечная мечта человечества. По миру ходили сказители, рассказывая сказки и новости, монахи создавали библиотеки, учёные объединялись в университеты, чтобы передавать свои знания молодому поколению. И люди всегда верили, что есть на свете нечто, сверхъестественное и непостижимое, где хранятся все знания, накопленные человечеством. Посмотрим, как виртуальная реальность влияет на нашу жизнь в информационную эпоху, и как это представляли себе люди то время, когда не было не только Интернета, но и других современных средств связи и коммуникации.
Мечты о едином информационном пространстве и их отражение в фольклоре
Теории о едином информационном пространстве будоражили учёные умы. Учение об "эфире", как пятой стихии, квинтэссенции всего сущего и всех знаний прошло путь от Древней Греции через средневековую схоластику до нашего времени. И уже в XIX веке эфир стал пониматься, как материальная субстанция, способная накапливать, хранить и передавать информацию. Гениальный и во многом до сих пор не понятый Вернадский уже в прошлом веке создал учение о НООСФЕРЕ, как сфере взаимодействия человека и планеты. В теории мыслителя единое информационное пространство планеты - неотъемлемая составная часть ноосферы земли. Отражением попыток понять, как в мире происходит сохранение, накапливание и распространение информации стала современная гипотеза о торсионных полях, как нематериальных носителях информации.
Как видим, люди исстари, ещё до появления Интернета, думали о существовании всеобщего информационного поля Земли, придавая ему подчас сверхъестественный, экзотерический характер. Обратимся к народному творчеству.
"В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына.
Царь очень устарел, и приснился ему как-то сон, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и источник с вечной водой. Если съесть старику это яблоко - помолодеет, а водой этой умыть - век жить будет.
Царь созывает сынов и говорит им:
- Кто бы, ребятушки, съездил за тридевять земель, в тридесятое царство, привез бы молодильных яблок? Я бы этому седоку полцарства отписал".
(Русская народная сказка "Молодильные яблоки")
В этой сказке всё прекрасно!
Мир виртуальной реальности (сон - наше подсознательное, и есть виртуальная реальность) подсказал царю выход из ситуации в реальном мире, и, даже больше, определил оптимальный контент для поиска.
Старикан из всего сегмента выбрал услугу, наиболее адекватную его возможностям, ибо транспортировка немощного дедушки к святому источнику была чревата для его здоровья и жизни. А вот приобрести необходимый для здоровья царя-батюшки продукт - это для добрых молодцев, гарных хлопцев, запросто. Надо всего лишь пойти за тридевять земель, навалять Кащею Бессметному или Змею Горынычу, и отжать у него молодильное яблоко. Да к тому же, как посредникам в сделке, получить за это хороший куш, ой, простите, кешбек, в виде полцарства, и Василису Прекрасную в качестве приятного бонуса.
С тех пор прошло уже много веков, а эта схема до сих пор работает в интернете. Ничего нового!
Виртуальная реальность как мотивация личностного роста в реальном мире
Каждый день слышны опасения, что современное увлечение интернетом грозит опасностью уходу человека в мир виртуальной реальности. Опасность такая действительно существует, даже рассматривается как болезнь, наряду с наркотической зависимостью. А как это описывали наши предки? Будете удивлены, но они тоже предрекали опасность от ухода в мир сладких грёз. Для этого и придумано было волшебное исцеляющее средство - поцелуй прекрасного Принца, пробуждающий Принцессу от векового сна.
Гораздо чаще Интернет выступает как стимул личностного роста. Рассмотрим это на примере виртуального Царя из русских сказок. Вы не задумывались, с чего бы это он вдруг озаботился вопросами омоложения? Небось, красавиц в своих сладких снах насмотрелся - листал сайты знакомств, лазил по страницам с красотками с соблазнительных позах:
"...Нам красоток-то скорей! Их и слушать веселей"
(Ершов "Конёк-Горбунок")
Пушкин, кстати, так и пишет:
"Взыграло ретивое..."
Контекстная реклама в интернете подсказывает немало путей к обладанию заветной красавицы: чудодейственные препараты, чудеса косметологии и визажа, фитнесс и спорт. Вот и красотка из мира грёз, виртуального мира, подталкивает старикашку на путь саморазвития:
"Говорит ему девица:
"Но взгляни-ка, ты ведь сед;
Мне пятнадцать только лет:
Как же можно нам венчаться?
Все цари начнут смеяться,..
Пусть не станут и смеяться,
Все не можно нам венчаться, -
Не растут зимой цветы:
Я красавица, а ты?..
А такая в том нужда,
Что не выйду никогда
За дурного, за седого,
За беззубого такого!"
(Ершов "Конёк-Горбунок")
Но дедушка не внял побудительным призывам из интернета, так и остался сиднем сидеть перед монитором (сны смотреть), вместо себя фитнесом (за молодильными яблоками) послал заниматься Ивана. Его же - на косметологические процедуры с кипящим молоком. Поэтому виртуальная красотка (Царь-девица. Елена Премудрая, Василиса Прекрасная) в реале предпочла зажигать с молодым красавчиком Иваном, использовавшим для личностного роста все возможности, которые подсказывал Царю интернет. А как же старикан, погрязший в мире грёз! А сожалению, реальный мир оказался немилосердным у дедушке:
"Царь велел себя раздеть,
Два раза перекрестился,
Бух в котел - и там сварился!"
Вот уж действительно: "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!" Поэтому не стоит считать нас, вооружённых современными технологиями, униками, мы - такие же люди, как и сто, и пятьсот лет назад. С такими же побудительными мотивами, желаниями и возможностями. Всё зависит от человека, для кого-то интернет станет губительной страстью, а для большинства людей - способом для творческого развития и реализации всех своих жизненных планов.