Правдин Александр Геннадьевич: другие произведения.

Судьба Днепровской флотилии. Раздел на Пинскую и Дунайскую.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В 1939-м году Сталин расформировал Днепровскую флотилию и создал две Пинскую и Дунайскую. Новые флотилии не смогли принести пользы при защите страны от германского нападения. Для чего Сталин создавал эти флотилии? В данной статье есть ответ на этот вопрос.

  Судьба Днепровской флотилии. Раздел на Пинскую и Дунайскую.
  
  Ниже приведёны отрывки из текста моей книги "Финский гамбит или роль советско-финской войны в мировой революции". Книга издана в Абакане в 2008 году в книжном издательстве "Бригантина". Объем книги 260 страниц. Книга продаётся в краеведческом музее г. Абакан ул. Пушкина 96. Авторские права на книгу защищены. Использование текста в коммерческих целях без согласия автора карается законом. Использование текста допустимо с использованием ссылки на источник.
  
  "Несомненно, самым важным последствием войны была недооценка русских вооружённых сил, вызванная их неудачными действиями в кампании против Финляндии, что поощрило Германию напасть на Советский Союз". (К.Г. Маннергейм "Воспоминания". Стр. 318)
  Ни в одной стране мира нет такого богатого опыта использования речных и озерных судов в боевых действиях, как в нашей. В средневековой Руси наши князья использовали боевые суда на реках и озерах в междоусобных войнах и завоевательных походах. При покорении Сибири русские тоже активно использовали речные суда в военных целях. Созданию российского морского флота при Петре I предшествовало строительство речных флотилий. Боевые флотилии принимали участие в покорении стран Средней Арии. В Первой мировой войне боевые корабли на внутренних водных системах использовались эпизодически, так как война была позиционной. А вот в Гражданской войне речные и озёрные флотилии приняли самое активное участие и сыграли важную роль. Эта война была маневренной. Она велась на 1/6 части суши. Многие флотилии создавались и расформировывались по несколько раз. Красная Армия научилась использовать флотилии на реках и озерах, в обороне и в наступлении. Были изучены и отработаны различные варианты боевых действий: высадка десанта, отражение десанта, диверсионные действия в тылу противника, разведка, охрана, борьба с кораблями противника, поддержка действий сухопутных войск, захват мостов, нарушение переправ противника, наведение переправ для своих войск и их охрана, борьба с авиацией противника, борьба с береговой артиллерией. Были выработаны принципы взаимодействия с сухопутными войсками и авиацией. Советские военные флотилии получили богатый опыт боевых действий в различных широтах (от Крайнего Севера до водоёмов южных регионах страны). Были многократно отработаны способы переброски флотилии из одного бассейна реки или озера в другой. Гражданская война в России дала самый большой опыт по использованию военных судов на озерах и реках. Ни одна страна не имеет такого опыта до сих пор.
  В период Гражданской войны в РККФ было создано свыше 30 морских, озерных и речных флотилий, а также были созданы части морской пехоты и береговой обороны. (энциклопедия "Гражданская война и военная интервенция в СССР" М. 1987 г. издание 2-е стр. 107).
  После Гражданской войны флотилии расформировали, но опыт то остался. Речники, как и все советские люди, готовились к мировой революции. В случае войны в боевой речной флот могли придти специалисты, получившие бесценный опыт Гражданской войны.
  В начале 30-х годов в Советском Союзе создали Днепровскую военную флотилию, которая к началу Второй мировой войны насчитывала 120 боевых кораблей и катеров. Для сравнения: Германия перед нападением на СССР имела всего 200 боевых кораблей во всем своем флоте, а у нас еще в мирное время имелось 120 кораблей и катеров всего лишь в одной речной флотилии.
  Днепровская флотилия имела собственную авиацию, силы береговой обороны и ПВО. К тому же левый берег реки был очень удобен для действий речных боевых кораблей: тут было много проток, затонов, островов, рукавов, притоков, которые позволяли даже крупным боевым кораблям укрываться от огня противника с правого берега.
  Днепр - мощная водная преграда на пути у агрессоров с запада. Самое внезапное нападение на страну не будет внезапным для Днепровской военной флотилии, так как Днепр расположен на значительном расстоянии от любой границы с соседним государством. Пока враг из Европы дойдет до Днепра, флотилию можно будет усилить, мобилизовав гражданские суда на военную службу.
  Если бы в 1939 году немецкие войска вторглись бы на территорию СССР, им бы понадобилось, в самом лучшем случае, несколько недель, чтобы добраться до Днепра. За это время на левом берегу можно было построить прочный рубеж обороны и спокойно разместить в них войска. В предвоенные годы личный состав флотилии хорошо изучил бассейн реки и благодаря этому мог вполне успешно действовать против агрессоров, которые знали реку лишь по картам. В 1939 году все мосты через Днепр были заминированы. Фугасы были заложены в опоры мостов. После их взрыва мосты уже бы не подлежали восстановлению. Так что мосты немцам пришлось бы строить заново. Все это делало Днепр серьезным препятствием на пути врага. Здесь можно было если не остановить, то хотя бы надолго задержать любого самого сильного противника. Однако в 1939 году Сталин занялся разрушением обороны собственной страны. Поэтому к лету 1941 года боевых кораблей на Днепре не осталось. Мосты через Днепр были разминированы. Силы береговой обороны переброшены к западной границе. Вот поэтому враг легко преодолел Днепр.
  18 сентября 1939 года Днепровская военная флотилия, совместно с частями Красной Армии, начала продвигаться по реке Припять для освобождения Польши от ига капиталистов. Польские военные корабли особого сопротивления не оказали. Как правило, польские речники сами затапливали свои суда еще до подхода советских сил, не вступая с ними в бой.
  В 1940-м году на реке Пина была создана новая военная флотилия. В ее состав вошли корабли Днепровской военной флотилии и поднятые со дна польские военные корабли. В городе Пинске была создана база флотилии. От Днепровской военной флотилии Пинская военная флотилия получила четыре монитора типа "Железняков": "Флягин", "Левачев", "Жемчужин", "Ростовцев".
  Мониторы этого типа имели следующее водоизмещение: стандартное - 230 т, нормальное - 239 т. , полное - 263 т. Длина судна - 51,2, ширина - 8,2 м. Осадка - 0,885 м. Силовая установка: два двухтактных дизеля общей мощностью 280 л.с. Максимальная скорость 8,3 узла. Дальность плавания полным ходом - 3700 миль. Толщина брони - от 4 до 30 мм. Вооружение: две одноорудийные башенные установки Б - 18 с орудием 102/45 мм.; две одноорудийные башенные установки 41К с орудием - 45/46 мм; одно орудие 40К с калибром 45/46-мм; два орудия 70К - 37 мм, три пулемета "Максим" .
  От поляков Пинской военной флотилии достались еще пять мониторов, две канлодки, девять бронекатеров. Кроме вышеперечисленных судов в состав ПВФ входили советские корабли: канлодки "Верный" и "Передовой"; плавбазы "Белоруссия", "Березина", "Неман", "Ударник", минзаг "Пина" и бронекатера типа "Д" и "Н". После германского нападения в ПВФ мобилизовали четыре канлодки, десять сторожевых кораблей, десять сторожевых катеров и 14 тральщиков .
  По советским источникам состав ПВФ был следующим: "В состав флотилии входили 7 мониторов, 15 бронекатеров, 4 канонерские лодки, минный заградитель, авиационная эскадрилья, зенитный артиллерийский дивизион и рота морской пехоты. В первые дни войны корабельный состав ее увеличился за счет мобилизованных судов на 4 канонерские лодки, 4 тральщика, 8 сторожевых кораблей и 10 катеров". ("Боевой путь Советского военно-морского флота" стр.394 издание 3-е дополненное М Воениздат 1974г.) Тут надо учитывать то, что советские историки имели привычку приуменьшать количественный состав советского флота, и, скорее всего именно из-за этого состав сил ПВФ в их описании выглядит менее внушительно. Но принципиально это не так уж и важно. Важно то, почему ПВФ не принесла никакой пользы при защите страны от германского нападения?
  Все дело в том, что в 1941 году ПВФ просто не могла держать оборону на каком-либо рубеже. Ведь у неё даже не было такого рубежа, который бы она могла бы оборонять. Реки Пина и Припять текут с запада на восток, и поэтому не пересекают путь агрессорам из Европы. Немцы могли двигаться вдоль этих рек вглубь нашей страны, не форсируя их. А притоки этих рек, которые могли пересекать линию движения немецких войск, были слишком мелководны, чтобы советские военные корабли могли на них заходить. Да и в самих реках Пина и Припять советским судам было тесно. Виктор Суворов в своей книге "Ледокол" утверждает, что в месте базирования кораблей ширина реки не превышала 50 метров. ("Ледокол" стр. 161). Получается, что немецкие солдаты имели возможность забрасывать советские корабли ручными гранатами прямо с берега реки. Такое расположение боевых речных кораблей обрекало советскую флотилию на уничтожение в случае нападения врага.
  Была еще одна весомая причина для того, чтобы не держать в этом районе флотилию - эта местность была болотистой, любой агрессор предпочел бы обойти ее стороной, у немцев такая возможность была. Планировать через нее наступление крупными силами бессмысленно. Даже если враг пойдет на это и создаст себе этим массу неудобств, то Пинская военная флотилия все равно окажется бесполезной в этой ситуации для советского командования.
  Для сопровождения и прикрытия своих отступающих от границы войск, флотилия тоже не нужна, отступать можно и без нее. Но если при отступлении на восток в реке Припять затонет хоть один крупный корабль, он перекроет путь оставшимся выше по течению судам. Само расположение флотилии обрекало ее на истребление в случае нападения с запада. В 1941 году именно это и случилось.
  "Пинская военная флотилия (ПВФ) сформирована 17 июля 1940 года из кораблей Днепровской флотилии. Вела боевые действия с 22.06.1941г. до 18.09.1941г. Официально расформирована 05.10.1941г. Главные базы: Пинск и Киев. Все корабли и суда флотилии погибли или были брошены при отступлении. Почти весь личный состав погиб". (Широкорад А. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 г. г". стр.741)
  Зачем Сталин создал флотилию, не пригодную для обороны страны? Для того, чтобы понять причину, надо вспомнить о строительстве Днепровско-Бугского канала, длиною в 127 км. Этот канал начали строить сразу после освобождения Западной Белоруссии. Этот канал соединял реку Пину с рекой Мухавец (приток Буга). По каналу советские военные корабли могли попасть из притоков Днепра в притоки Вислы, а далее, используя реки и каналы, дойти до самого Берлина. Именно этим путем пошли наши корабли в 1944-1945-м годах.
  О военном предназначении канала говорит тот факт, что руководил его постройкой военный строитель, полковник (в последующем маршал инженерных войск) Алексей Прошляков. Использовать технику на строительстве этого канала было нельзя, она тонула в трясине. И канал построили вручную, используя труд солдат и зеков. Сколько при этом зеков погибло, до сих пор никому не известно.
  Советские стратеги прекрасно понимали, что этот канал для обороны страны не нужен. Они понимали и то, что в случае нападения противника канал станет брешью для германских кораблей, через которую те смогут проникнуть в бассейн Днепра. Как только германские войска вторглись в СССР, советские стратеги отдали приказ: канал разрушить! Летом 1941 года советские саперы взрывали канал - германские восстанавливали. По этому каналу немцы провели свои боевые корабли в Днепр. В 1944 году советские войска начали освобождение Западной Белоруссии. Теперь канал взрывали немецкие солдаты, а советские его восстанавливали. По нему советские корабли попали сначала в Мухавец, потом в Буг, потом в Нарев и Вислу, а потом дошли и до Берлина.
   Если бы Сталин не построил Днепровско-Бугский канал к лету 1941 года, советским сапёрам не пришлось бы его взрывать, а германским сапёрам нечего было бы восстанавливать. Тогда бы немцы не смогли бы перебросить в Днепр крупные боевые речные суда. Тогда бы действия советских солдат и речников по обороне Днепра были бы более успешны.
  О том, что Пинская военная флотилия создавалась для агрессии в Европу, говорит еще и тот факт, что в ее составе была рота морской пехоты. Для обороны морская пехота не нужна. Для обороны лучше использовать обычную пехоту - это надежнее и дешевле. Вот если Днепровская военная флотилия создавалась для обороны, то в ее составе не было ни одного морского пехотинца, зато силы береговой обороны были. А Пинская военная флотилия создавалась исключительно для агрессии, именно поэтому морская пехота у неё была, а сил береговой обороны не было.
  Создание ПВФ в 1940-м году не было ошибкой советских стратегов. Это было логичным спланированным актом подготовки к агрессии в Европу. Нападение Гитлера сорвало замыслы советского военного руководства. Из-за этого корабли ПВФ не смогли попасть в Европу в 1941 году. Но они сделали это позже. В любой книге по истории Советского военного флота можно найти фотографию советских речных кораблей в берлинском канале на фоне Рейхстага. То, что хотели совершить в 1941 году, совершили в 1945-м. И до рейхстага наши корабли дошли через Днепровско-Бугский канал.
  Из кораблей Днепровской военной флотилии Сталин создал еще одну военную флотилию - Дунайскую. В её состав вошли 4 монитора типа "Железняков": "Ростовцев", "Мартынов", "Железняков" (одноименный своему типу), "Жемчужин" и монитор "Ударный". Монитор "Ударный" имел водоизмещение 252,5 тонны. Наибольшая длина корабля - 53,65 м. Наибольшая ширина - 11,1 м. Максимальная осадка - 0,92 м. Два четырехтактных дизеля имели мощность 1600 л.с. Дальность плавания экономическим ходом - 1550 миль. Экипаж - 74 человека. Бронирование - от 4,6 до 12 мм. Вооружение: две 130-мм установки Б-7: 2х2 - 45-мм башенные установки 41К; 4х4 - 7,62-мм пулеметные установки М-4. Это был самый мощный корабль Днепровской флотилии.
  От Днепровской флотилии Дунайской достались береговые батареи, вооруженные пушками, калибром 130 и 152 мм. На Днепре они входили в состав сил береговой обороны, а на Дунае должны были сопровождать флотилию двигаясь по берегу, и оказывать поддержку огнем. "...в наступательной войне Дунайская флотилия была для Германии смертельно опасна: стоило ей подняться на 130 км. вверх по течению и стратегический мост у Черновады окажется под обстрелом ее пушек, а это означало, что подача нефти из Плоешти в порт Констанца нарушена. Еще двести километров вверх по течению - и вся германская военная машина остановится, потому что германские танки, самолеты, боевые корабли больше не будут получать топливо..." (Виктор Суворов "Ледокол" стр.155-156).
  О том, что Дунайская военная флотилия готовилась к наступлению, говорит тот факт, что её командиры, узнав о начале войны с Германией, приказали ей наступать. 22 июня 1941 года флотилия и находящиеся в районе её базирования советские войска, ещё не были готовы наступать. Ведь собственное наступление было запланировано на 6-е июля. Именно к этому времени наши части должны были выполнить все необходимые мероприятия. Поэтому наступление начали только 25 июня, наспех закончив подготовку к нему. Корабли ДуВФ сначала высадили на румынский берег разведывательно-диверсионные подразделения 79-го пограничного отряда НКВД, а потом 51-ю стрелковую дивизию 14-го стрелкового корпуса. Утром 26 июня был захвачен город Килия и плацдарм на румынской территории, протяженностью 70км. Успех советского наступления был обеспечен отсутствием должного сопротивления со стороны румынских вооруженных сил. Однако успешное наступление германских войск с территории, оккупированной Западной Польши грозило окружением всей советской группировке, нацеленной на Румынию. Это вынудило ее к отступлению. Вместе с ней начала отступать и ДуВФ.
  Но как ей отступать? Речные корабли не пригодны для морского плавания. Сюда на Дунай перед войной с немцами малые корабли и катера доставили по железной дороге. Теперь, в ситуации массового отступления войск Красной Армии некогда было грузить их обратно на железнодорожные платформы. Крупные корабли перед войной добирались до Дуная своим ходом по морю в тихую погоду и с большими предосторожностями. Теперь после нападения немцев Дунайской военной флотилии пришлось отступать через море, неся потери от ударов врага и капризов стихии. Естественно, что отступление через море привело к большим потерям среди кораблей и катеров Дунайской военной флотилии.
  Летом 1940 года Сталин оторвал от Румынии Буковину и Бессарабию. После этого Советскому Союзу достался участок восточного берега Дуная, протяженностью в несколько десятков километров. Сюда, якобы для обороны, Сталин привел 70 кораблей и катеров из Днепровской флотилии. Могли ли они пригодиться здесь для обороны? Восточный берег Дуная тогда почти полностью принадлежал Румынии. Если враг решил бы напасть на СССР с территории Румынии, ему незачем было форсировать Дунай. Он мог наступать с того участка восточного берега реки, который принадлежал ему, обойдя тяжелый рубеж стороной.
  Есть еще одна причина, по которой враг никогда не пошел бы через то место, которое "защищала" Дунайская военная флотилия. Перед впадением в Черное море Дунай распадается на множество рукавов, образуя дельту. Сама природа позаботилась о том, чтобы сделать это место непригодным для наступления. Дельта Дуная это сотни квадратных километров, на которых сотни озер, непроходимые болота, заросли камышей и лабиринты проток. Какой идиот поведет армию в наступление через это место?
  Советские стратеги все это прекрасно понимали и к обороне на этом участке не готовились. А после Второй мировой войны советская пропаганда придумала байку о том, что ДуВФ создали для защиты советской страны. Чтобы скрыть свои преступные замыслы по советизации Европы, наши адмиралы решили разыграть из себя дураков. Они стали писать о том, что якобы ДуВФ создали по ошибке или вообще никак не комментировали этот факт, почему и для чего на Дунай с Днепра перебазировали целую военную флотилию? После войны с немцами советская пропаганда любое действие Красной Армии в предвоенный период квалифицировало как ошибку, ибо если бы она квалифицировала бы его иначе, то признала бы любое из этих действий актом подготовки к агрессии. Конечно, любой самый талантливый стратег может совершить ошибку. Но не такую же грубую!
  В дальнейшем, в ходе всей Великой Отечественной войны, наши флотоводцы действовали вполне рационально. И в 1944 году они повторили все то, что сделали в 1940-м: создали Пинскую и Дунайскую флотилии, использовав для этого корабли и катера Днепровской военной флотилии. Вновь созданная, ДуВФ прошла по Дунаю 2000 км. и завершила войну в Вене.
  "С переходом стратегической инициативы к Красной Армии для помощи сухопутным войскам, наступающим в бассейнах больших рек, были созданы в 1943 году Днепровская, а в 1944 Дунайская речная флотилия". (Боевой путь Советского Военно-морского флота" изд-е 3-е, доп. стр. 394).
  В 1941 году Гитлер помешал Сталину осуществить свои замыслы. В 1944-м и в 1945-м он уже не мог ему помешать.
  В конце войны ДуВФ уже не имела своих мониторов, но сумела захватить румынские и действовала вполне успешно, без грубых ошибок.
  Во время Гражданской войны Красной Армии довелось, и отступать и наступать. Её флотилии, соответственно, меняли место базирования. При отступлении малые корабли грузили на железнодорожные платформы и увозили на пока еще тыловую реку, а крупные корабли взрывали или топили из-за невозможности их эвакуации. После переброски кораблей на новое место дислокации флотилию усиливали, мобилизовав гражданские суда на военную службу, строили береговые укрепления, изучали бассейн реки, разрабатывали оперативные планы. Если не удавалось удержать данный рубеж, операцию по перебазированию повторяли вновь. И так повторяли до тех пор, пока не удавалось остановить противника на каком-нибудь рубеже.
  Когда Красной Армии вела наступление, то её флотилии перебазировались вперед. Отбив у белогвардейцев приток крупной судоходной реки красноармейцы и краснофлотцы грузили свои речные корабли на железнодорожные платформы, везли их до притока и спускали на воду. Этот стандартный маневр в ходе Гражданской войны красные флотилии повторяли много раз.
  В годы Гражданской войны красные стратеги, ожидая наступление врага, создавали в своем тылу новые военные флотилии заранее. А перед войной с Гитлером этого не сделали, потому что от него нападения не ждали. Но как только враг напал...
  "На третий день войны была сформирована Ладожская военная флотилия". ("Боевой путь Советского Военно-морского флота" стр. 393)
  "3 июля была создана Чудская военная флотилия". (там же стр. 393).
  "В августе 1941 была сформирована Беломорская военная флотилия, основной задачей которой было обеспечение безопасности плавания кораблей и транспортов в Белом море, восточной части Баренцева моря и особенно в Арктике". (там же стр.207).
  В августе 1941 года была создана Онежская военная флотилия. ( "Военно-морской словарь для юношества" под редакцией Грищука стр.288).
  Ильменская военная флотилия была создана 28 июля 1941 года. (там же стр. 144).
  В октябре 1941 сформировали Волжскую военную флотилию. ("Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 г.г." Александр Широкорад стр.644). А ведь немцы подойдут к Волге только в 1942-м году! Здесь советские стратеги проявили завидную предусмотрительность.
  Если бы в СССР к нападению Гитлера готовились бы заранее, то все бы эти флотилии создали ещё до 22 июня. Советская пропаганда рассказывала байки о том, что в СССР не готовились к войне вовсе, и от этого перед войной на внутренних водоёмах страны не были созданы заранее военные флотилии. Но зато вместо этого для усиления обороны, они были созданы на приграничных реках, где фактически ничего не могли оборонять. Из-за своего "неправильного" расположения они не смогли принести пользы в обороне и при этом они ещё без всякой пользы погибли сами. По словам советской пропаганды получается, советская страна к войне в целом не готовилась, но Дунайская и Пинская флотилии были созданы с целью усилить оборону страны. Однако ничего оборонять они не смогли из-за своего места расположения и поэтому отступили. Когда Гитлер напал, на советских стратегов нашло озарение, и они стали действовать рационально, создавая военные флотилии на тех водоёмах, к которым приближался враг.
  Очевидно то, что все эти байки придуманы советской пропагандой только для того, чтобы скрыть реальные намерения советских коммунистов. Летом 1941-го года коммунисты хотели начать давно запланированное вторжение в Европу. Для этого они создали Дунайскую и Пинскую флотилии, предварительно расформировав Днепровскую. Нападение Гитлера сорвало все их планы. Советским коммунистам пришлось думать, о защите своей страны. Вот тогда они стали создавать военные флотилии на внутренних водоёмах страны. В дальнейшем, когда советская армия перешла в наступление, и освободила свою территорию от врага, вновь были созданы Дунайская и Пинская флотилии для освобождения Европы.
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Кретов "Легенда 4, Вторжение"(ЛитРПГ) Д.Игнис "На острие гнева"(Боевое фэнтези) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) Д.Сугралинов "99 мир — 2. Север"(Боевая фантастика) Д.Дэвлин, "Особенности содержания небожителей"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Кирка тысячи атрибутов"(ЛитРПГ) А.Тополян "Механист"(Боевик) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик) А.Найт, "Капкан для Ректора"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"