Прибылов Александр Геннадьевич : другие произведения.

Эволюция китайской деревни. Аграрный капитализм. "Сильные дома"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Текст в значительной степени устарел - информации накопилось слишком много для того, чтобы счесть данный опус правильным. Но для первичного ознакомления вполне подойдет, да. Необходимость текста, который предлагается вашему вниманию ниже, выявилась в ходе работы по описанию игровой локации, когда я, обговаривая со своей дражайшей второй половиной развитие сюжета Томоэ, столкнулся с непониманием характера взаимоотношений между действующими лицами сюжета. И это при том, что жена моя, стоящая на пороге защиты диссертации, является человеком отнюдь не чуждым культурологи. Потому передо мной внезапно (впрочем, не так уж и внезапно) встала во весь отнюдь не маленький рост задача описать в более-менее доступной форме общество, в котором происходят события сюжета. После многочисленных мысленных попыток вместить эту гигантскую задачу в клетушку статьи, я решил ограничиться кратким описанием эволюции деревенского социума в Древнем Китае и более развернутым рассмотрением его структуры в классический (имперский) период, включая проблему аграрного капитализма и єсильных домов".

  Необходимость текста, который предлагается вашему вниманию ниже, выявилась в ходе работы по описанию игровой локации, когда я, обговаривая со своей дражайшей второй половиной развитие сюжета Томоэ, столкнулся с непониманием характера взаимоотношений между действующими лицами сюжета. И это при том, что жена моя, стоящая на пороге защиты диссертации, является человеком отнюдь не чуждым культурологи. Потому передо мной внезапно (впрочем, не так уж и внезапно) встала во весь отнюдь не маленький рост задача описать в более-менее доступной форме общество, в котором происходят события сюжета. После многочисленных мысленных попыток вместить эту гигантскую задачу в клетушку статьи, я решил ограничиться кратким описанием эволюции деревенского социума в Древнем Китае и более развернутым рассмотрением его структуры в классический (имперский) период, включая проблему аграрного капитализма и "сильных домов".
  Перед тем как приступить к решению поставленной задачи мне, однако, должно уточнить свою позицию. Делается это для "шибко вумных", остальным же читать следующий абзац не рекомендуется.
   Я представляю социум, во-первых, как систему а, во-вторых, как продукт творчества. Т.е. социум, как и любая система, существует, пока есть линии связности внутри него, обеспечивающие его целостность, пока есть структурообразующие противоречия внутри него, пока есть "топливо" (не должно забывать о законах сохранения). Социум, как и любая система, инертен. Социум, как и любая система, стремится к разрешению противоречий, но сумма противоречий не может стать меньше (свойство любой системы). Социум старится, доводя в своей эволюции любую творческую инновацию до канона, что приводит к снижению связности, увеличению числа противоречий в системе, и, в конечном счете, к смерти системы. И, наконец, человеческое творчество способно изменить его радикально, преобразить, нарушая всякую логику.
  
  Итак, с чего все началось? Не знаю - в библейском сказании про китайцев ничего не написано, а археология про начало как-то и не говорит (там сразу про роды и племена). Посему, начнем мы с рода, вернее с родовой общины. Один предок, одна семья, прямая и боковые ветви. Что может быть проще? Иерархия в такой общине строилась по линиям родства, аристократия хранила чистоту преемственности от первопредка и при этом осознавала свое единство с основной массой родовичей. Целостность, выраженная в ритуальном единении. Последнее, наверное, является одной из самых важных черт родовой общины - осознание себя частью родового тела, способного единодушными и однонаправленными усилиями реализовывать творческую благодать "дэ". (Великолепной иллюстрацией этого является работа М.И. Никитиной "Миф о женщине-Солнце и ее родителях...", посвященная архаичным ритуалам Кореи и Китая, в частности ритуалу "Укрепления облика старшего"). В этом обществе каждый занимал положенное ему по степени родства место и... что можно к этому добавить? Ничего. Все было просто, пока степень родства можно было проследить и соизмерить в глазах общества-рода. Однако, с количественным ростом социума все усложняющаяся реальность взорвала эту структуру, сделав шаг к феодальному обществу и соседской общине.
  
  Прежде чем начать описывать феодальный период, придется сделать отступление и уточнить значение самого слова "феодализм". Не пускаясь в критику марксистского исторического материализма, оговорюсь сразу - мне он не подходит. Само слово "феодализм" происходит от слова "феод" - земельный надел даваемый за наследственную военную службу. Можно сказать и проще: наследственное кормление (не обязательно земля) за службу. Это система сеньориально-вассальных связей, с присущими ей "правилом майората", сословной разницей между владельцами и производителями, и сословной же этикой. При этом закрепление производителя за средством производства не является обязательным атрибутом!
  Именно такой феодализм, без закрепощения крестьянства случился в Китае. В результате поклонение предкам стало прерогативой аристократии оторванной от основной массы родовичей-производителей, возросла значимость территориальных культов духам-хранителям ("шэ", "шу-шэ", "чжу-шэ") - что можно и сейчас наблюдать у японцев с их "ками" -, сформировалась соседская община ("и", "ли"), основанная на удельно-территориальной принадлежности земельных участков. Прежняя система родовых старейшин сменилась институтом общинного самоуправления и стоящей над общиной феодальной администрацией. И что характерно, в это время кроме аристократов, никто не пользовался фамилией (нужды не было).
  А теперь я озвучу громкий, для кого-то сенсационный, и, возможно, скандальный тезис: феодализм в Китае (а значит и в Поднебесной Цветка Алмазного Совершенства) закончился еще в доимперскую эпоху, в конце периода Чуньцю, около 5 века до н.э., опередив своего европейского собрата на 2 тысячи лет. И ознаменовалось это крушением всей системы феодальных связей, формированием унитарных бюрократических государств, развитием товарно-денежных отношений, разрушением сельской общины (впрочем, рудименты ее остались в виде деревенского "общества", общинных культов и празднеств), а так же взлетом военной и философской мысли и приходом во власть служилых-"ши".
  Как перевести на доступный русский язык значение этих слов? Если Вам около 30-ти (более молодое поколение не может сравнить настоящее с тем прошлым на уровне ощущений), вспомните 90-е, ощущение ненадежности, брошенности, потерю ориентиров, короткую эйфорию от обещаний нового "творца щастья" в виде МММ, череду разочарований, скепсис и осторожность сегодняшнего дня. Откройте новостной сайт и почитайте о политике независимых государств на территории бывшего Советского Союза. Сходите в магазин, на рынок, загляните в таблицу цен в обменном пункте валют, оцените размер своей зарплаты и цену проезжающей мимо вас машины. И, наконец, опять загляните на новостные страницы в Интернете, познакомьтесь с современной публицистикой. Вот теперь, думаю, понятно, что переживали жители Поднебесной в то славное время перемен.
  
  И опять мне придется сделать отступление. Дело в том, что именно в этот период китайцы получили урок повлиявший на всю их цивилизацию вплоть до нашего времени. И без учета этого урока мне будет сложно описать следующий этап в жизни китайской деревни. Что это за урок?..
  Природа человека двойственна - творческий порыв, без которого невозможна наша человечность, свободный в своей сути, оформляя реальность, создает область ограничения свободы, порядок. Порядок, без которого, как ни странно, невозможно освобождение ибо, когда не от чего освобождать, то и, сами понимаете... Хаос перемен несет в себе зачатки жестокости нового порядка. Больший хаос - больший порядок. Как всегда Новый порядок.
  Новыми в тот момент оказались легисты, провозгласившие абсолютность Закона. Того самого закона, который убирает преступность с улиц, который обеспечивает права детей... и запрещает милиционерам применять штатные автоматы Калашникова по их прямому назначению. Простые как таблица умножения и эффективные как атомная бомба, они создали великолепную технологию управления, основанную на манипулировании наказанием и поощрением. Технологию СПРАВЕДЛИВОСТИ в прямом смысле этого слова.
  Но "справедливость только в руках Бога". На земле она становится своим уродливым отражением... В короткий период путем централизованного регулирования социальных отношений и экономики была стабилизирована и... внутренне разобщена деревенская и городская община, создана великолепная система транспортных магистралей, обеспечившая связность Поднебесной, создана великолепная армия... ненавидящая своих правителей, организован эффективный аппарат управления, заработавший сам на себя. И окончательно уничтожена традиция феодализма. Новый порядок, к которому легисты шли 200 лет, от Шан Яна (жестоко убитого осчастливленными им людьми), победил. И рухнул в течение поколения, похоронив своих строителей и властителей. А заодно, навсегда научив китайцев не превращать закон в самоцель. С этого момента все китайское классическое "право" больше походило на морализирующий "Домострой", чем на "Кодекс Юстиниана". Мораль, неписанное правило, стало приоритетом в человеческих и государственных отношениях.
  
  Но вернемся к нашим бара... извините, сельчанам.
  "Феодализм закончился, да здравствует капитализм!" Именно таким лозунгом можно охарактеризовать начало нового этапа в жизни китайской деревни. Я, повторяю, не сторонник истмата, и прекрасно понимаю, что на смену капитализму может придти феодализм, но в данном случае согласен с классической последовательностью. В китайскую деревню (и во всю Поднебесную) пришел аграрный капитализм.
  Собственно, что такое капитализм? Это такие социальные отношения, при которых свободно перемещаемые деньги делают деньги же, все покупается и продается. Что и наблюдалось в Китае со второго века до нашей эры. "Почему "аграрный"?" - спросите вы. Да потому, что индустриального производства у них не случилось к тому времени. А все остальное было. И свободная торговля землей, и региональное разделение труда, и свободное движение капитала, и его оборот. Ну, еще банковской системы не организовалось - при скоростях освоения капитала в традиционной экономике банки нужны только для обеспечения дефицитной торговли и организации таких дорогих мероприятий, как строительство городов и ведение войн. А с этой функцией прекрасно справлялось государство, ко всему выпускавшее даже бумажные деньги.
  Деревня, к этому моменту оказалась разобщена до предела допустимого самой технологией производства. Ушел в прошлое коллективный труд на полях, воспетый в "Шицзине". Теперь актуальными стали рассуждения о том, что если на общем поле люди работают вместе, то они работают спустя рукава и каждый стремится не перетрудиться, но если разделить хозяйство на участки, то каждый будет трудиться в полную силу (знакомые нам рассуждения, не правда ли?). Община сохранилась, но когда основой хозяйства стало производство на маленьких семейных наделах, роль ее минимизировалась и свелась до функции поддержки в чрезвычайной ситуации (впрочем, минимальной), и до фактора определяющего (опять же спорно) место человека в социальной иерархии. Набравшие обороты рынок и сопутствующая ему приватизация привели к обнищанию массы крестьян и обогащению небольшого числа тех, кого у нас в начале 20-го века называли кулаками. Однако, сосредоточение земли в руках этой малой части замедлялось тем фактом, что аккумулируемое богатство после смерти генерального владельца делилось между его наследниками, возвращаясь в фазовую зону передела, т.к. ресурс обрабатываемой земли не был бесконечным и пополнялся достаточно медленно. Казалось бы, опять вернулось время перемен с присущими ему надеждами и страхами завтрашнего дня. Впереди маячил призрак нового легизма. И действительно, новая власть отнюдь не забыла старые приемы. Но не забыла и финала их последовательного применения. И пошла по альтернативному пути.
  
  О Кун-цзы, или Конфуции (Кун-фу-цзы) слышали многие. Но о ключевых понятиях его проповеди, таких как "милосердие"-жэнь, долг ся, "совершенный муж"-цзюнь-цзы и "низкий человек"-сяо-жэнь, или о его трактовке ритуала-ли у нас мало кто знает. Лишь про сыновнюю почтительность понаписано, но таковая в отрыве от остального наследия вряд ли может быть понята адекватно. А жаль. Именно эти слова, эти термины, влившись в обыденность новой эпохи, стали основанием общества. Они определили его диалектичность (не дуальность, нет!), стремление к гармонизации (и традиционализму) общественных отношений в равноценности неравного, и они же стали парадигмой властных отношений после сокрушительного поражения легистской доктрины.
  Предельно атомизированное общество обрело старый и одновременно новый идеал - "семью". Не род, который оказался слишком громоздким для нового времени, но иерархию семейных отношений, в которых отец повелевает сыном любя, а сын смиряется в послушании... Это не деспотия, отнюдь. Это не ущемление прав. Впрочем, что есть права? Оговоренные условия договора между независимыми субъектами. Но о каком договоре может идти речь между ЛЮБЯЩИМИ родителями и детьми? Это неравенство равноценных, органическая цельность, неизбежно страдающая при болезни одной из своих частей.
  
  В деревне начали расти семьи. Да син - "большая фамилия". Хотя были и другие названия: "сильные дома", хао цзу "могущественные кланы", цзю цзу "старые кланы", чжу син "именитые фамилии".
  Вот яркие описания данные современниками (не могу удержаться от цитаты)! "Отец по имени Чжун и прозвищу Цзюньюнь, а так же его предки были искусны в земледелии, любили торговать. Чжун по натуре был мягок и добр. В его семье держались правила владеть имуществом совместно тремя поколениями. Дети утром и вечером выражали свое почтение старшему, словно в государственной управе. Чжун управлял хозяйством так, что ничего не оставалось неиспользованным. Рабам он дал подходящую каждому работу. Поэтому он смог добиться, чтобы высшие и низшие усердно трудились, а доходы умножались с каждым годом. Распахав новь, он расширил свои земельные владения с трехсот с лишним цинов (1 цин равнялся 11,4 га). Все построенные им здания имели двойные залы и высокие покои. Были у него озера и оросительные каналы, рыбные пруды и выгоны для скота. В чем би ни возникла нужда, всего появлялось в достатке. Как-то он захотел изготовить домашнюю утварь и сначала насадил катальпу и лаковое дерево. Люди насмехались над ним, но через несколько лет он извлек большую пользу из сделанного. Тогда все насмешники пришли к нему с извинениями. Богатство его выросло до 100 млн. монет (годовой бюджет Ханьской империи составлял около 4 млрд. монет). Он облагодетельствовал родственников и распространил милость на жителей округи. Сыновья его дочери, братья из рода Хэ, поспорили из-за имущества. Стыдясь этого, подарил им два цина земли, чтобы уладить ссору. В уезде восхищались им и выдвинули на должность саньлао". (Хоу Хань шу, описание предка Фань Хуана, земляка основателя позднеханьской династии Лю Сю. Цитируется по В. Малявину "Империя ученых"). "Дома могущественных семей сотнями тянутся друг за другом, их плодородные поля простираются всюду, их рабы исчисляются тысячами, их зависимые люди - десятками тысяч. Лодки и повозки их торговых агентов проникают во все пределы, огромные залы не могут вместить их сокровищ, в горных долинах не хватает места для их буйволов, баранов и свиней". (Хоу Хань шу. Цитируется по В. Малявину "Империя ученых"). Разве не знакомая картина? Промышленные магнаты, у которых вместо нефтепромыслов и перерабатывающих предприятий земля.
  Ядро "сильных домов" формировалось по принципу патронимии - опеки старшего над младшими. В идеале, это была организация "цзунцзу" (цзун - главная линия клана, цзу - боковые ветви), включавшая в себя всех мужчин, имевших общего предка до пятого колена. В реальности, такая организация оказывалась довольно редкой, т.к. ее иерархия могла быть удержана только при наличии патриарха, как знамени, а это накладывало ограничение в виде смертности этого самого патриарха - редко кто мог увидеть пятое поколение своих потомков. Чаще (хотя и далеко не всегда), это была группа семей, имевших общую фамилию, живших по соседству и сознававших свое родство. Минимальной единицей клана, в большинстве случаев, выступала малая семья - после взросления детей происходил раздел имущества. Встречались и варианты "вертикального" построения семьи, о чем говорят такие нормативные описания: "жить вместе несколькими поколениями", "тремя поколениями совместно владеть имуществом". Но, повторюсь, подобная форма семьи была скорее идеальной. На практике же, даже внутри клана наблюдалось имущественное неравенство, продиктованное не только семейной иерархией, но и внешними экономическими условиями. (Очень явным свидетельством этого является распространение семейных алтарей и поминовение не только прямых предков, но и других представителей фамилии).
  Около этого ядра формировался круг людей зависимых от главы семьи, всех кто признавал власть клана и считался обязанным ему. Т.е. дальше строилась иерархия патрон-клиентских отношений ("хозяин"-"гость"), основанная на принципе взаимообразности "бао", в корне которой, в свою очередь, лежал конфуцианский идеал "милосердия" "жэнь", порождающего взаимный долг "ся" (в Японии аналогичными, но не равнозначными понятиями являются "он" и "гири"). Т.е. глава клана оказывал милость своим людям, а те в свою очередь воздавали ему за эту милость.
  Кем же были те на кого "пролилась милость"? Рабами (нубэй, нупу, "домашние мальчики" цзя тун, "зеленые повязки" цинтоу, "рты" шэнкоу) были не многие. Большинство составляли "арендаторы-гости" (дянькэ), "нанявшиеся-гости" (инкэ), "работающие взаймы" (цзяоцзо), "принятые-гости" (бинькэ). Гордое нынче название "арендатор" подразумевало, например, существование на 25 му земли (давали около 3 даней зерна, в то время как для прокорма взрослого человека нужно 1,5-2 даня в месяц!) в состоянии постоянного займа зерна только на прокорм. Долг же отдавался тяжелым трудом на полях землевладельца. Могло быть и так: арендатору суживали зерно в счет львиной доли будущего урожая, позволяя ему прожить до следующего года, чтобы сделать заем снова.
  Описанный выше Фань Чжун ссужал так "многие миллионы" монет (годовой бюджет позднеханьской империи составлял около 4 млрд. монет), а он не был единственным, даже не самым богатым. Т.о. можно судить о значении "сильных домов", а так же том состоянии, в котором жило огромное количество крестьянских семей и, в первую очередь, под властью "сильных домов".
  Второй группой зависимых людей являлись "люди-долга": ся-жэнь, и-мин, и-ту (преданные из чувства долга), которые составляли военную силу таких кланов. А так же делали неистребимым обычай кровной мести. Богатства же, которыми владели "сильные дома", позволяли содержать очень не маленькие воинские отряды, отнюдь не уступавшие по качеству государственным воинским формированиям. Дело доходило до того, что "сильные дома" начинали диктовать свою волю администрации на местах. И добивались успеха, в большинстве случаев, если дело не приводило к нарушению баланса между кланами.
  Эта сложная структура не имела четкого юридического костяка и формировалась, повторяю, на моральных, традиционных основаниях "неписанного права". И при всей своей аморфности оказалась достаточно долговечной и эффективной. Что говорит в первую очередь о силе моральных норм! О значимости каждого слова и жеста в межличностном общении. Именно межличностном. Конфуцианская парадигма, как ни странным может показаться нам, носителям европейского мировосприятия, оказывалась предельно (!) личностной, авторитарной. Но она выводила личность за рамки юридизма, делая ее невидимой для наблюдателя-европейца, мыслящего категориями права. А между тем, клановые отношения формировали такой клубок личностных связей, который мог относительно безболезненно распутывать только очень сильный и внимательный человек...
  В заключение осталось кратко упомянуть о некоторых тенденциях в экономике "сильных домов", а так же об отношениях последних и государственной администрации.
  Основу экономической мощи "сильных домов" составляли, как я уже говорил, земельные владения и денежный капитал ежегодно оборачиваемый через ссуды арендаторам. Однако, аккумулирование денег опережало возможности их реального вложения - темпы освоения новых земель всегда оставались низкими, да и резерв целинной земли не был бесконечным. Это приводило к образованию значительных излишков денежной массы, которые лишь частично осваивались престижной экономикой (дефицитная торговля, ссуды ученым, художникам, разовые раздачи населению). Несмотря на развитие торговли, как местной, так и региональной, возможности ее так же были не безграничны, особенно в ситуации обнищания основной массы потребителей. Результатом становился очередной "кризис капитализма", приводивший к упрощению системы, переделу имущества и смене династии. Последнее свидетельствует о связи династии и имперской администрации с "сильными домами". При том, что государственный аппарат декларировался, как независимый арбитр в отношениях местной элиты, он тоже строился по принципу семейной иерархии и должен был по своей природе постепенно инкорпорировать в себя "сильные дома", как составную часть. Что и происходило на самом деле в виде смыкания провинциальной администрации и местной элиты, аналогично процессу включения в клан "гостей". Другим вариантом включения было установление брачной связи между императорским "кланом" и "сильным домом". При этом иногда разыгрывался сюжет "капризной жены и ее ненасытной родни" со всеми вытекающими последствиями.
  
  Повторю основные тезисы статьи:
  1. Социально-экономические отношения в китайской деревне в период империй являлись ни чем иным, как аграрным капитализмом.
  2. Основной формой китайского деревенского социума были "сильные дома" и зависевшие от них крестьяне-арендаторы.
  3. Главную роль в формировании социальной структуры играло не юридическое право, а сила личности и семейная мораль.
  
  Статья подошла к концу, а сказано столь мало! И столь сложно. Прошу простить меня за эту краткость и неудобочитаемость - столь обширная и сложная тема требует больше места и времени. И ОГРОМНОЕ СПАСИБО за нелегкий труд чтения этого далеко не лучшего опуса.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"