Приймак Александр Иванович : другие произведения.

Из жизни литературных студий 60-х гг

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Далее мой рассказ пойдёт на воспоминаниях - как собственных, так и не публиковавшихся - руководителя этой студии Виталия Ивановича Копуся.

  Из жизни литературных студий 60-х гг.
  
  Перейдя из нашей "семейной" 103-ей школы, в которой ещё при царе учился мой отец, а при Сталине - оба моих старших брата, которая при Хрущёве из нормальной средней школы превратилась в неполную среднюю с профилирующим специальным образованием (мальчики - слесари, девочки -швеи) - в другую, среднюю школу Љ3, на улице имени Леси Украинки - на пересечении которой с Московским проспектом, в роддоме Љ2, я и родился; кажется, в конце 10 класса Оля Климова предложила мне посещать литературную студию при ДК ХЭМЗа (народное название "Победа" - видимо, в честь примыкающего к ДК роскошного парка).
  Далее мой рассказ пойдёт на воспоминаниях - как собственных, так и не публиковавшихся - руководителя этой студии Виталия Ивановича Копуся.
  Виталий Иванович сменил на этом посту не менее известного в своё время, можно даже сказать, легендарного её руководителя - Револьда Владимировича Банчукова, редчайшего энтузиаста и знатока, артиста своего дела, профессионального филолога с большой буквы. Тогда это была самая знаменитая в городе литературная студия.
   И не удивительно: умудрённый её руководитель мог каждого что называется приподнять от среднего уровня до более заметного. Достаточно упомянуть лишь некоторых его студийцев - Марлена Рахлина, Леонид Каган (ныне в Израиле). Правда, когда в студию пришёл Олег Спинер, - вспоминает В. И. Копусь, - началась ломка студии, т.к. по его отзыву стихи О.Спинера были просто "мерзопакостные", как бы загробные... да ещё и читал автор их как бы с вызовом, с эдаким гонором: вот, мол, я каков, а вы все - что?..
  Дошло до того, что заведующий художественной частью ДК Гамеров зачитал в студии приказ по ДК: исключить из литературной студии О.Спинера в связи с ... абсолютно неприемлемой направленностью его стихов. Вот тут-то и произошёл раскол студии. В знак солидарности с О. Спинером ушла М. Рахлина, а с ней - ещё немалая часть студии. Из 35 человек осталось всего около десятка: студенты ХПИ - Л. Каган, В. Копусь, Ю.Марченко, Юра Бердан. "Промелькнула" в студии Рита Губина, по словам В. Копуся, и сама красивая, и стихи у неё были красивые.
  В то время В. Копусь жил на улице 8-го съезда Советов (теперь ул.им. Чичибабина), недалеко от Револьда Банчукова. И вот как-то Револьд обратился к В. Копусю с предложением написать его мнение о книге, посвящённой поэзии, которую печатал "Вечерний Харьков".
  По мнению рецензента, книга получилась вяловатой, и, хотя была явным экспериментом, не "зажигала". Однако В. Копусь написал всё, что думал.
  Револьд обиделся. И когда гулял с собакой, то дом рецензента обходил стороной.
  Тем не менее, роль Р. Банчукова в литературной жизни Харькова и даже намного шире его, неоспорима и ярка. Только ему ведомыми способами ему удавалось привозить в Харьков тогда ещё только "оперивающихся" Евг. Евтушенко, который выступал и у них на студии, А.Вознесенского, Р.Рождественского, других ярко восходящих звёзд советской поэзии периода хрущёвской оттепели. Все они, затем собиравшие уже целые стадионы слушателей, вначале были гостями благодарных слушателей "гудевшего" в своё время своими замечательными литературными и киношными "тусовками" ДК строителей. Эксклюзивное кино привозил не менее легендарный Калитиевский, а поэтических звёзд - Банчуков.
  О нём самом ходило немало слухов, в частности о том, что он якобы был агентом КГБ.
  Тут самое время сослаться и на прелюбопытную публикацию В. Копуся: https://www.stihi.ru/2015/12/24/5929 - Загадка Высоцкого или блестящий проект КГБ. Ну и несколько цитат из этой статьи.
  "Для людей молодых, не знающих духовной атмосферы тех лет, поясню: вся печатная и информационная литература выходила в свет под знаменем любви к Партии, Правительству, Родине, народу. Все стихотворные сборники, Песенники открывались произведениями, восхваляющими КПСС, Ленина, Родину, решения очередного съезда и т.п. Автор, у которого не было подобных стихов, рисковал быть неизданным до конца дней. "При жизни быть не книгой, а тетрадкой", как говорила Анна Ахматова ... Даже техническая литература начиналась Предисловием, в котором первой фразой было изречение типа " Партия учит, что Газы при нагревании расширяются". Все концерты ...начинались песнями о Ленине (Ленин всегда живой), о Партии (В коммунистических бригадах с нами Ленин впереди) и т.д. За соблюдением этого неусыпно следили многочисленные органы от парткомов до КГБ. И в такой атмосфере выйти на публику и распространиться на всю страну с песнями, в которых НИ СЛОВА про КПСС, Ленина, Родину, на крайний случай - "Малую землю" было просто нереально...
  Я купил Собрание сочинений в одном томе (Альфа-книга, Москва,2011г.) и принялся за работу. Прочитал от корки до корки и, кажется, нашел разгадку, ответы на все мучающие меня вопросы. Прошу читателя запомнить, песни в сборнике расположены в хронологическом порядке. Итак, под числом 1967 третья песня "Парус", т.е. написанная в начале 1967 года. На ней я и споткнулся.
   Эта песня - "изрядавонвыходящая" по всем параметрам. До неё ВВ писал только сюжетные песни или песни с единым логическим стержнем (Гололед, Песня о новом времени, Корабли постоят...), А песня "Парус" написана в "мозаичном стиле" , т.е. состоит из набора фраз, не связанных между собой ни сюжетом, ни заглавием. Этакий полубред на грани сознания. Создаётся впечатление, что автору было не до художественных приёмов, а хотелось, как можно скорее, ... выплеснуть море накопившейся отрицательной энергии. Арсенал метафор, вырвавшихся наружу ("Взрезано брюхо винтом", "Выстрела в спину...", "Нету снарядов...", "...болит нога", "Порвали парус") создаёт атмосферу невыносимого трагизма, безысходности ("...лежать на дне", "...гореть в огне", "...не по мне")... Да, и, в конце концов - Гори оно всё огнём! Ко всему, в первый (и, по-моему, в последний) раз автор сопроводил песню подзаголовком - "Песня беспокойства".
   Что же случилось в жизни автора, что заставило его написать этот бред, отражающий высшую степень беспокойства? Рассмотрим четыре опоры, на которых стоит жизнь любой творческой личности: - Здоровье, - Семья (Любовь), - Работа (Служба), Творчество.
  Пройдемся по ним.
  ЗДОРОВЬЕ. Автор в расцвете сил, до первой неприятности со здоровьем ещё три года. Повода для беспокойства нет!
  СЕМЬЯ (ЛЮБОВЬ). Автор год назад женился. Жена - красавица. Двое детей.
  Повода для беспокойства нет!
  РАБОТА (СЛУЖБА). Автор успешно работает в театре и в кино.
  Повода для беспокойства нет!
  Остаётся - ТВОРЧЕСТВО! И источник беспокойства в том, что - "ПОРВАЛИ ПАРУС"
  Парус как образ всегда считался в русской литературе символом романтизма, душевной чистоты, свободы, совести... (Белеет парус одинокий ... Алые паруса).
  А ОНИ взяли и порвали Парус. Порвали душу, отняли свободу, заставили пойти на сделку с совестью. Полученная душевная травма будет вырываться наружу ещё много раз: будет страдать иноходец, потому что не хочет быть взнузданным и "под седлом", будет страдать микрофон, его заставляют усиливать ложь, а он не может противостоять этому, будет держать в заданных рамках "Чужая колея"...
  "Каюсь! Каюсь! Каюсь!" - кричит в каждом припеве бард, словно сгорая от стыда за содеянное.
  Так кто же этот всесильный Мефистофель, заставивший Фауста петь вопреки своим принципам, совести, менталитету и прилюдно покаяться перед близкими и друзьями, которые, возможно, знали об этом?
   Видимо, это совсем нелицеприятный, не любимый народом субъект. Ибо если бы герой продал душу общему собранию обездоленных любителей свободы, в покаянии не было бы никакой нужды.
   Теперь нам осталось узнать имя хозяина, которому согласился служить ВВ. Оказалось, сделать это было не так уж и сложно. На пике популярности и славы, предчувствуя близкую кончину, певец ... открывает душу, рассказывая, кому он служит: "Покарает тот, кому служу...".
  "...ножом ли под ребро, или сместят, сомнут, лишат свободы...".
  Узнаёте методы работы этой всесильной организации? КГБ! Дьявол - в убеждении высоцколюбов! Сбылся Гёте через 200лет! Так вот почему нигде и никогда не просочился факт вызова ВВ в КГБ! Кто же будет рассекречивать своего секретного сотрудника!? Не сексота, а бойца невидимого фронта!
   Попробуем реконструировать события тех, теперь уже далёких лет....
  ... Кого-то в верхах осенило - песни! Песня - душа народа и в отличие от стихов не требует для своего восприятия усилий и специальной подготовки.
  Высоцкий идеально подходил на эту роль:
   - молодой и перспективный,
   - ещё неустроенный в жизни,
   - талантлив как поэт, музыкант и артист,
   - приблатнён в своём творчестве, что всегда нравилось народу
   ( "Интеллигенция поёт блатные песни"),
   - полуеврей, что предполагало бесспорную популяризацию и поддержку наиболее образованной и активной части интеллигенции,
   - наконец, обаятельный и красивый (мужской красотой), что давало ему 50% фору.
   И вот в конце 1966 или в начале 1967 года тихо вызывают его куда следует, и предлагают приступить к плодотворному сотрудничеству. ...Высоцкий до мозга костей воспитанник советской власти, сын фронтовика-отца и племянник любимого дяди, по судьбе не обиженный ни одной госструктурой, просто не имел аргументов ПРОТИВ. При этом ему обещали невиданную раскрутку (Аж до уровня всенародного кумира). Кто бы из вас, уважаемые, отказался от такого предложения? Вот и Высоцкий дал полагающуюся в таких случаях "подписку о неразглашении", а обе договаривающиеся стороны подписали договор, или просто взятые на себя обязательства.
  Высоцкий по предложению КГБ обязывался:
   1. Сочинять не реже, чем раз в одну-две недели, песню и выносить её в народ. (Песня не должна приедаться)
   2. Использовать в песнях любую тематику, но никогда не упоминать КПСС, Политбюро и ЦК, нынешних и ушедших вождей и всё, позорящее существующий строй.
   3. Музыка и тексты песен должны захватывать все слои населения страны.
  
  КГБ обязывался:
   1. Раскрутить певца до уровня кумира в Союзе и создать ему шумный ажиотаж за рубежом.
   2. Помогать ему в творческом плане, через подставных лиц организовывать творческие командировки.
   3. Для расширения возможностей в темах "любви" и "уголовных" подобрать ему новую заграничную жену и полукриминального друга.
   4. Создавать ему образ преследуемого властями путём периодического срыва его концертов и других мелких уколов.
   5. Отсеивать всё, что не работает на него как на певца (публикацию в периодике, ущемления бардов-соратников и т.д.)
   6. Поставлять ему стимулирующие наркотические (официально запрещенные) препараты через преданных друзей, поощрять пьянство для создания образа "своего парня"...
  Подведём итог операции "Высоцкий". Что это дало стране, а именно пользой для страны КГБ мотивировало перед Политбюро такой страшно крамольный ход, как выпустить абсолютно безыдейного джина из бутылки?
   Великолепные, народные (всеядные) песни Высоцкого держали в постоянном изумлении, ожидании, восторге всю народную массу Советского Союза.
  По всей стране: дома, в машине, на вылазках, пьянках, самодельных концертах и т.д. и т.п. царили песни Высоцкого. Почти 15 лет уши и души были залеплены воском хохм, любви, тоски и прочих страстей. За слушаньем песен, обсуждением их, копанием в грязном белье Высоцкого интеллигенты забыли, что надо чем-то возмущаться, с чем-то бороться, чего-то требовать от властей. В итоге на 300 миллионов жителей в эти застойные годы кукарекали всего 3-4 диссидента. А их никто, кроме западных СМИ, не слушал. Объективно получается: Высоцкий помог благополучно существовать советскому строю в течение этих 15 лет! КГБ мог гордиться своим сотрудником.
  И пусть не приписывают нынешние высоцколюбы себе (протестным силам!!!) грандиозное мероприятие - похороны Высоцкого! Если бы не позиция КГБ по этому вопросу, похорон вообще бы никто не увидел!
   Что это дало Высоцкому? ВСЁ! Славу на уровне Юрия Гагарина, жизнь в своё удовольствие, женщин, любимую работу, возможность увидеть мир, звезду в мироздании, памятник на Новодевичьем и т.д.
  А не пойди он тогда навстречу предложению КГБ, остался бы (чуть более чем рядовым) бардом на уровне Ю. Визбора или Юлия Кима.
  P.S. Кстати, факт "крышевания" Высоцкого Комитетом ГБ приводит в своем фильме ("Спасибо, что живой") и Никита Высоцкий".
  Извини, Читатель, за обильное цитирование, но согласись, что многое и в ситуации с уважаемейшим Р. Банчуковым это может прояснить.
  Так это или не так, предоставим судить Читателю, а мы, упомянув о том, что соответствующая публикация, впервые обнародованная на третьих краеведческих чтениях о Р.В.Банчукове в 2018 г., ещё ждёт официальной публикации.
  Любопытно ещё отметить, что литературную студию ДК ХЭМЗа В.И.Копусь принял в 1964-1965 гг. а до этого он посещал аналогичную студию при ДК железнодорожников, которой руководил Григорий Михайлович
  Гельфандбейн, или как его называли между собой студийцы, - к "Гельфу". К нему же в студию приходил и автор сих строк, но уже тогда, когда студия находилась в ДК ХТЗ. Кстати, ещё одна деталь может быть важной в этом нашем рассказе. Как оказалось, в библиотеке при ДК ХЭМЗа работала жена Г. М. Гельфандбейна - Фаина Петровна. Вот она-то и инициировала возрождение литературной студии при ДК ХЭМЗа.
  До сих пор помню, как В.И.Копусь проводил наши занятия в студии. Занятие чётко делилось на три части. В первой части он знакомил нас с поэтами древнейшими. Помню, какое неотразимое впечатление произвели на нас стихи Сафо и сама её судьба. Вторая часть посвящалась стихам золотого и серебряных веков.
  В заключительной части речь шла о поэзии современников, включая и первые пробы студийцев: на удивление в студию приходили, как правило, ученики старших классов, реже - выпускники, ставшие уже студентами.
  Помню, как все поражались очень складным стихам О.Климовой, написавшей стихи о мавзолее Ленина, напечатанные в многотиражке ХТЗ. Там же напечатаны и мои стихи "Дождик". А вот стихи "После Гамлета" мне вернули с замечанием, что эти стихи неактуальны...
  Конечно, многим студийцам, включая и меня, чуть ни верхом недосягаемости казались тогда явно подражательные (под Есенина!) стихи одного парня, что-то вроде:
  "Тёплый вечер нежными устами
  Говорил нам ласково слова,
  Только ты со мною не мечтала,
  Только ты другой любви ждала..."
  Иногда приходила к нам Лена Продан - из лит. студии при центральном Дворце пионеров, которой руководил уже известный поэт Вадим Левин. Впечатлило её стихотворение, рефреном которого была строка:
  "...и опять пятый палец играет не то". Особенно оно подействовало на меня, парня с Тюринской бандитской окраины, который в музыке был абсолютным нулём.
  А однажды В.И.Копусь пригласил к нам самого Вадима Левин. И для разминки решено было всем сыграть в Буриме. Дали на это 15 минут. Я твёрдо решил схлестнуться с самим В.Левиным. Какой-то чёртик подхлёстывал меня: "Это твой шанс! Ты же прирождённый лирик. А он... ну да, известный, но преимущественно - детский поэт. Да-вай!"
  И я чувствовал, как надуваются жилы на моих висках. Но я воспарил над собой и над всеми.
  Жюри было - всё наше поэтическое собрание! Большинство, неловко оглядываясь на нашего почётного гостя, и он сам, неловко отшучиваясь, признали первенство за мной!
  Позвольте на этом мне скромно завершить мой небольшой экскурс в замечательное прошлое нашей юности и молодости.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"