Аннотация: Обсуждаются причины неизбежности личностной деградации граждан в условиях не вполне здорового общества. Предложен кажущийся практически реализуемым и весьма эффективным механизм (образовательно-культурный статус - ОКС) оздоровления общества.
Приложение 6. О качестве человеческого капитала
Основные качества личности (взрослого, морально и ментально здорового) человека (у разных людей в разной мере в разных условиях):
позитивные - честность, ответственность, патриотизм, здоровое целеполагание "по жизни", признание ценности семьи, совестливость, готовность прийти на выручку, умение выслушать собеседника и признавать свои ошибки, признание ценности коллектива, профессиональные навыки, патриотизм, навыки комфортного для сторон общения, высокий образовательно-культурный уровень, уважение прав и свобод другого человека на уровне собственных и др. и
негативные - леность ума и тела, невысокий образовательно-культурный уровень, зависть, корыстолюбие, склонность к легкой наживе, пренебрежение (не от большого ума и от (НЕ) привитых должных навыков) правилами общежития
Представляется, что свойства (качества личности) человека (точнее - то, как они проявляются) внутри тесного коллектива (семья, коллеги по работе, дружеский круг, соседи) и как элемента (гражданина) "большого" общества могут очень сильно отличаться, особенно если ценности тесных коллективов (воспитание в семье, многолетняя, проверенная невзгодами дружба) и ценности "большого" общества сильно расходятся. И далеко не в пользу "большого" общества, к сожалению...
В высшей степени позитивные примеры "большого" общества для формирования поведенческих паттернов граждан в "большом" обществе (как бы ни относиться к поименованным персонам и социальному фону тех эпох) - императрица Александра Федоровна и великие княгини Ольга Александровна и Мария Павловна были простыми сестрами милосердия в госпиталях во время Первой мировой войны; сыновья Сталина были воинами Великой Отечественной войны на "общих основаниях"... Такие примеры - непревзойденный инструмент/пример для сплочения общества и формирования доверия общества к власти/государству.
К сожалению, наши властно-государственные структуры многие, многие десятилетия самоустранились от исполнения казалось бы возложенных на них (и формально - Конституция, правовая система страны, и фактически - должности распределены, "содержание" - обеспечено) функций/обязательств перед обществом - обеспечение безопасности граждан общества и поступательное развитие общества в недружественном конкурентном окружении - о чем много и подробно говорилось и в книге "Модель общества: эскизы фрагментов...", и в предыдущих главах данной ("HOMO ECONOMICUS...").
Следствие такого "безвластия" (компетенции и воли власти достает только на то, чтобы, используя ресурсы общества - интеллектуальные (наработки СССР, в частности), людские (без малого - 4 года войны без артикулированных целей во времени-пространстве), природные (продажа невозобновляемого сырья) обеспечивать свое существование) - деградация общества:
следствие "разнузданной" демократии - порно, безвкусица, мат, невежество, зависть, корысть - превыше всего, демонстративная ненаказуемая роскошь "золотой молодежи" и мошенников всех мастей; бедность, инфляция, воровство, взяточничество, пропаганда из орудий всех калибров "красивой, глянцевой жизни", вырождение и физическое, и моральное, и популяционное... Семьи (еще оставшиеся, с одним ребенком - гораздо реже - с большим количеством) озабочены платежами по кредитам (в лучшем случае - за квартиру или авто, хуже - до зарплаты), поездкой в Турцию или Таиланд, заплатить репетитору (чтобы сдать ОГЭ/ЕГЭ), заплатить за высшее для чада, за шмотки из-за бугра, посидеть в Тик-токе... Власть, привластные деятели культуры, занятые "зашибанием бабла" и выживанием, не только не заинтересованы в обществе граждан с высокими целями, способным на свершения, а, совсем наоборот - не жалея времени, сил, и средств (изымаемых, кстати, у общества) стараются идти "на поводу" у самых низменных инстинктов общества (поесть-выпить-купить-съездить-посмотреть-похохотать) - чем бы дитя ни тешилось - лишь бы не плакало... И итог - налицо: кроме хлеба и зрелищ - еще больше хлеба и зрелищ (требует общество...) ...
Кажется, что приведенных горьких наблюдений достаточно для того, чтобы констатировать: нынешняя власть - не может быть инструментом оздоровления общества, она сама уродливый продукт исторической инерции (наследия прошлого) и незрелости (в смысле осознания собственных интересов и способности мобилизоваться для их защиты) общества; оздоровление общества терапевтическими средствами (И ТОЛЬКО ИМИ!!!) - беспрецедентная по сложности задача.
В качестве резюме:
• власть (точнее - персоны в ней), привластье (топ-менеджеры, чиновники, депутаты, "деятели" культуры, пропогандисты), воры и проходимцы всех мастей (коучи, инфоцыгане, крипто инвесторы) развращены незаслуженным материальным благополучием, безнаказанностью, никем и ничем неограниченными поисками все более изощренных (иногда - извращенных запредельно пониманию) новых впечатлений, подогреваемых неиссякаемыми источниками западной и поп-культуры, и извращений (хотя и на родной почве этого добра не занимать);
• подавляющее большинство граждан развращено показной отвратительной бессмысленной роскошью перечисленных выше баловней жизни, их безнаказанностью; вполне объяснимы формирующиеся десятилетиями средствами СМИ у "обычных" граждан стереотипы жизненного успеха; завистью ("баловни судьбы" в обществе в подавляющем большинстве - не эталоны интеллекта, морали, нравственности, культуры, патриотизма, элементарного образования, наконец)... естественны вопросы любого "нормального" гражданина к себе: а разве так можно было? а почему нельзя мне также? чем я хуже? и ответы, увы, позитивно-утвердительны - да, можно (оказывается), ты ничем не хуже "их", а, значит, "можно" (?) и тебе;
• и, хочется надеяться, что в обществе остается хотя бы очень "тонкая" прослойка не вымерших мамонтов-адекватов, с горечью осознающих трагедию происходящих в обществе процессов, и не готовых при этом разделить ни "ценности" первых, ни устремления вторых из поименованных выше ...
Что (и как) может представлять собой повышение качества человеческого капитала исходя из нынешних реалий - общество таково, какое есть, а волшебной палочки - нет?
Итак,
Осознание гражданами (и, соответственно - обществом) того, что их будущее, будущее их потомков зависит от них самих (фактор столь же очевидный, сколь и практически нереализуемый: планы большинства граждан верстаются не под достижения ума, духа, тела собственного или детей, а под отпуск, сроки выплаты ипотеки и погашения кредитов).
Научить, а тем более переучить 30-50-летних (да и 15-летних тоже) "умному, доброму, вечному" - пустые хлопоты (учить следует - пока "поперек лавки", а потом - переучивать приходится, даже в младших классах школы - компенсировать педагогику домашнего разлива). Но, совершенно точно, можно создать условия, сдобренные мощными вполне осязаемыми (типа "звона монет" или "шелеста купюр" в кармане "обучаемого") стимулами: когда стимулами обучения является не кажущееся естественным желание "стать лучше", а "желание стать лучше" является побочным продуктом менее изысканных особенностей личности (корысти, выгоды, желания "желательным" образом выглядеть в глазах важных для человека людей). Естественный механизм (купюр - не напасешься, да и обучение - не может и не должно быть бизнесом для обучающегося) - социальный рейтинг (СР) как объективная оценка текущих достоинств личности гражданина, тенденций ее эволюции, а, следовательно, и трепетно оцениваемых и оцениваемым, и его окружением его жизненных перспектив.
Как представляется, оценка (и повышение) качества человеческого капитала в контексте сначала формирования, а затем и функционирования ОЗС как концепция, может быть таковой:
• Выравнивание ценности личного и общественного, а лучше - примат общественного над личным без ущемления ни того, ни другого;
• Осознание гражданином на "потребительском" уровне, на уровне "подкорки" того факта, сколь многим он обязан обществу (и безопасность, и образование, и здоровье, и развлечения, и тепло в квартире).
• Осознание гражданином его долга перед обществом должно быть не на уровне декларации пассивного согласия с этой очевидностью, а на уровне деятельного эффективного (в полную меру его возможностей - интеллектуальных, физических) содействие гражданина процветанию общества, членом которого он имеет удовольствие быть.
• Мера осознания гражданином себя членом общества оценивается обществом как мера его лояльности обществу - мерой принятия ценностей общества, следования писанным и неписанным правилам общества, готовностью развивать и защищать общество. И по этой мере - мере полезности гражданина обществу - общество предоставляет гражданину возможности самореализации.
Эти несколько тезисов, очевидно, разумны, но и, как и должно концепции - очень общи. Качество человеческого капитала - продукт скрупулезного многолетнего высокопрофессионального труда (семьи, педагогов-психологов, педагогов-предметников, внешкольные занятия) по формированию многогранной личности в здоровом коллективе.
Краткий перечень кажущихся желаемыми качеств личности гражданина ОЗС, например, может быть таковым (возраст - выпускник средней школы, знания и компетенции - программа средней школы): естественно-научные дисциплины (математика, физика, биология, география, информатика и др.), набор гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история (мировая и страны), этикет, эстетика, мировая и отечественная художественная культура (литература, музыка, живопись, кино); неформальное (подробное - цифры, факты, имена, причины, следствия, уроки) знание исторических вех, вклад нашего народа в мировую цивилизацию (в культуру, науку, искусство). Все перечисленное - основа для оправданного, обоснованного патриотизма, разумного целеполагания и личного, и общественного.
С чего же (и как) следует начать, чтобы из весьма плачевного исходного состояния общество начало обретать разумные тенденции - чтобы место бессмысленного и беспощадного потребления стали занимать разумные и красивые планы/цели/достижения?
В идеале гражданин должен понимать/осознавать:
1. Адекватно воспринимать области и уровень своих компетенций (а с ними и меру своей полезности обществу) и следующий из них оправданный уровень притязаний на права в обществе и на меру признания обществом полезности ему гражданина.
2. Уметь соотносить вес, ценность и актуальность своего мнения и онлайн, и офлайн и с мерой своей компетентности в обсуждаемой теме, и с желанием окружающих его услышать.
3. Прежде, чем осчастливить мир своим единственно верным суждением, неплохо бы сколько-нибудь объективно представлять предмет суждения и иметь аргументы, отличные от зычного голоса говорящего и нарратива ТВ.
4. Право высказывать свое мнение в социальных сетях должно предоставляться только верифицированным пользователям (не каждый готов прилюдно демонстрировать незавидные особенности своей персоны - мат, флуд, непристойные коллекции и другой необязательный для подрастающего поколения контент).
5. Лучший конфликт - конфликт несостоявшийся: умение решить дело миром - большое искусство и достоинство. Гражданин, умеющий избегать конфликтов или разрешать их миром - достоин вознаграждения.
6. Права гражданина заканчиваются там, где начинаются права другого. Неоправданное посягательство на права другого (шуметь, пачкать, смердеть, претендовать на не принадлежащую ему территорию) - наказывается как вражеское вторжение - жестко и бескомпромиссно.
7. Неприемлемость асоциального поведения - как основание для неминуемого своевременного (как нагадившего котенка - носом в результат прямо сейчас, а не когда-то, может быть - потом) адекватного проступку и чувствительного (исключающего возможность подобного впредь) осуждения гражданина обществом.
8. "Ничто не стоит так дешево и ценится так дорого как вежливость".
9. Ценность своего доброго имени, гордость за то, что и как делаешь в жизни.
10. И т.д., и т.д., и т.д.
Может быть, что эти прописные истины гражданин вполне осознает и в реале, но неуверенность в себе, страх того, что его в чем-то (в очереди, сказать банальность или высказать не запрошенное мнение) опередят, привычка сначала действовать (говорить или поступать), а потом думать делают наше (наших граждан) существование/пребывание в нашем социуме весьма эмоционально насыщенным, а потому и непредсказуемым по результату.
Кратко: очень-очень многое нам нужно менять в себе, чтобы наше общество стало более благожелательным, безопасным психологически, комфортным для его членов, приблизилось к ОЗС (автор, увы, не исключает себя из членов безжалостно клеймимого им общества).
С чего же начать распутывать сей гордиев узел? Как всегда - с ответа. С главного - возродить в нашем человеке-гражданине ценность главного человеческого качества - самоуважения. Не невежественно-жалко-бестолковой гордыни ("чем я хуже?!"), а обретения усилиями (не всегда легкими и дающими быстрый результат) над собой обоснованного права истинного уважения к гражданину-субъекту "Я" не только по тому, что "я" у себя такой единственно-неповторимый (хотя это и сущая правда!), а потому, что этот "товарищ", которого я знаю "изнутри", всю его подноготную (насколько хватает памяти и моральных сил) при всех его ошибках, проколах/залетах, мелком подличании, лени-глупости очень-очень старается быть лучше - умнее-добрее, старается слушать и слышать, учится прощать и признавать ошибки, уже не считает себя пупом Вселенной, старается быть благодарным и не отказывает в помощи (даже предлагает!) ближнему... И все равно: жизнь - штука сложная, и все равно - как ни старайся - ошибки будут (даже, уже, казалось бы) на "пройденном" материале... Строго спрашивая с себя при этом все равно себя прощать, надеясь совладать со слабостями и искусами впредь...
Как-то так.
Перечитал абзац. Ершов и братья Гримм в одном флаконе... Ничего не поделаешь - такова жизнь.
А теперь от социальных философии/психологии - к социальной инженерии - к кажущемуся весьма ярким примеру конкретного применения социального рейтинга (СР) (точнее - одного из его аспектов) в деле оздоровления общества.
Факт: наделение отелей "звездным" атрибутом - общепринятый и удобный для потребителей услуг критерий того, что можно ожидать от соответствующего сервиса и во что это обойдется (в деньгах) его услуги потребителю.
Почему бы не осуществить практически (сугубо добровольное!) аналогичное "звездному" для отелей ранжирование граждан по образовательно-культурному уровню как меры их лояльности желаемым обществом (ОЗС) тенденций и готовности/способности граждан (образовательно-культурно) им следовать?
Для краткости это добровольное ранжирование граждан назовем "общим" (в смысле не профессионально-специальным, а бытово-обиходным) образовательно-культурным статусом (ОКС) гражданина.
Наводящие соображения, иллюстрирующие целесообразность введения такого механизма в общество и его возможную эффективность с точки зрения подспудного (не декларативного, "ненасильственного") "внедрения" в жизненные реалии общества поведенческих паттернов "Человеческого" - открытости, искренности, желания достичь взаимопонимания, исключения хамства, подавление проявлений невежества, заинтересованности в личностном росте и росте могущества общества, примате коллективизма над уродующим и личность, и общество эгоизмом, осознанности ценности граждан общества (свободных от стереотипов, думающих, готовых к усилиям для перемен в обществе к лучшему) как опоры ОЗС и смысла его существования и т.д.
Фундаментальный конструкт ОКС ОЗС - социальный рейтинг (СР) гражданина: СР должен быть очень значимым фактором и для гражданина, и для общества как с точки зрения материальной оценки полезности/вклада гражданина в могущество общества (в смысле "денежного" вознаграждения за его усилия), так и с точки зрения его морально-нравственного поощрения/порицания обществом (почет, уважение, известность, доброе имя).
Смысл ОКС вообще?
ОКС осуществляет "визуализацию", делает "видимой" гражданам общества стратификацию граждан общества по общему образовательно-культурному уровню. Два важных замечания:
1. Становиться или нет членом рейтинга ОКС - личное дело каждого гражданина и
2. Даже став членом рейтинга, гражданин, по своему усмотрению, может сделать его или скрытым или публичным (но и при использовании опции "скрыто" система (например - портал социального рейтинга - ПСР) "видит" факт участия гражданина в рейтинге и отражает это обстоятельство в величине его СР).
Использования ОКС. Это хорошо или плохо?
Предварительное впечатление, кажется, таково.
Градация граждан общества по общему образовательно-культурному уровню - как иногда принято говорить - медицинский факт - был, есть и будет. Только в отсутствие критерия ОКС это различие между гражданами - латентно. А вот скрытость морально-нравственных качеств (и хороших, и плохих) человека (некоторая часть которых отражена в ОКС) это уже - безальтернативно - не есть хорошо... Нельзя не согласиться со следующим утверждением: на сколько проще и безопаснее была бы жизнь в обществе, если бы на видном месте каждого гражданина было бы написано то, каков он - умен или подл, добр или скрытен... Хотя, наверное, жизнь была бы не так интересна (сколько детективов-триллеров не увидело бы свет!).
Для гражданина-обладателя высокого (и даже не очень высокого) ОКС "визуализация" этого факта ("раскрытие личной информации" хоть в скрытом, хоть в публичном виде) - не очень существенна в морально-психологическом отношении ("не хуже других"), но это обстоятельство (высокий или даже довольно высокий ОКС) - существенный плюс в его СР и СР его семьи (за усилия семьи гражданина в деле его воспитания и за его собственные усилиям в деле само -воспитания, -образования, -дисциплины).
Для гражданина с ОКС оставляющим желать лучшего - визуализация этого факта - не приговор, а,
во-первых, облегчение его жизни (общение с людьми с более высоким ОКС для него процедура, увы - неприятно-унизительная (а потому - болезненная реакция в виде мата, повышения голоса, попытки доказать правоту непарламентскими методами), а открытие его ОКС уменьшит количество неприятных для него контактов (и неприятных контактов с ним для граждан с высоким ОКС) и,
во-вторых, только от самого гражданина зависит то, до каких высот он может поднять свой ОКС своими трудом и стараниями.
Отказ гражданина от участия ОКС-рейтинге (этот факт должно быть обязательно отражен на портале с опцией "публично" - "В ОКС-рейтинге не зарегистрирован!") - либо признание гражданином неприемлемости для себя в его собственных глазах его величины ОКС, либо игнорирование гражданином запроса общества на повышение ОКС его граждан. И не известно, что хуже для этого гражданина в глазах его потенциального собеседника.
Раскрытие рейтинга
По аргументированному запросу (через ИИ) рейтинг гражданина может быть раскрыт вопреки опции "скрыто" в двух случаях:
во-первых, как аргумент в публичной дискуссии - например, в случае, когда участник спора апеллирует к своему авторитету или позволяет себе хамство/невежество, оппонент может через ИИ затребовать раскрытие его образовательно-культурного рейтинга, чтобы оценить весомость аргументов/претензий и,
во-вторых, как инструмент признания - для добровольного раскрытия рейтинга при публикации глубоких мыслей, проектов, произведений, как демонстрация серьезности намерений участника дискусси.
Итак, несомненные плюсы ОКС-рейтинга:
• Не гонящиеся за "желтизной" порталы-соцсети (во избежание культивирования бескультурья, хамства, грубости, неграмотности, невежества) могут ставить ограничения пользователей по ОКС (например: "ОКС - 5+"), что, несомненно, положительно скажется на подрастающем поколении, которое не сможет "впитывать" как норму отвратительные образцы "интеллектуально"-"культурного" блуда так называемых "взрослых".
• Естественным как дыхание образом из информационного пространства исключаются наглые, напористые, невежественные "коучи" всех мастей
• Очищая информационное пространство, дает инструмент для отпора хамству, дилетантизму и невежеству.
• Стимулирует личностный рост по критериям оценки личности в ОКС.
• Создает прозрачную и справедливую меритократию.
• Снижает конфликтогенность общения, стратифицируя членов общества (по добровольному согласию) по образовательно-культурному уровню.
• С младых ногтей будущий гражданин, понимая, что быть четырех-звездным генералом лучше, чем обладателем двух сержантских лычек, заинтересован и сам, (и его родители тоже) прикладывать необходимые усилия для обеспечения себе (и на пользу обществу) желаемой жизненной траектории.
• И многое, многое другое.
Профессиональный компонент качества личности
Еще одна опция СР, еще один компонент "качества личности" - "Звезда компетенций" гражданина (ЗКГ) - перечень направлений видов деятельности, востребованных обществом, в которых гражданин обладает знаниями, умениями, опытом с оценкой (количественной - в баллах, например, или качественной - ученик, подмастерье, мастер, эксперт) меры его профессионализма по каждому из заявленных гражданином (и подтвержденным или формально - документами, или экзаменом ИИ) компетенций. Об этом аспекте качества личности довольно подробно говорилось в гл. "Социальный рейтинг" ч.1 данной книги. Здесь же внимание акцентируется на том обстоятельстве, что рост профессионального мастерства, расширение профессионального кругозора и сферы компетенций гражданина - существеннейший фактор и личностного роста в общечеловеческом смысле - целенаправленная общественно значимая, и полезная "работа над собой" во благо общества. Кроме того, наличие такой опции в ОКС - это возможность эффективного поиска собеседника нужных специализации и квалификации для обсуждения узкопрофессиональных проблем.
Техника дела при формировании рейтинга ОКС.
Пусть гражданин решает получить образовательно-культурный статус. Для этого он обращается на портал (например - портал социального рейтинга - ПСР) и изъявляет желание получить ОКС.
Структура ОКС определяется программой "теоретического минимума" для претендентов разного базового уровня подготовки и, как следствие, разного уровня притязаний на величину ОКС. Например, градация может выглядеть так: начинающий (баллы ОКС от ... и до ...), ученик (...), подмастерье (...), мастер (...), эксперт (...).
Разработка структуры ОКС и его программ - отдельная большая и очень благодарная задача. Кстати: нетрудно понять, что ОКС окажется очень мощным стимулом очень и очень заинтересованного отношения учащихся к учебе, особенно предметов, важных для ОКС (а с ними и прочих).
Для разных категорий граждан (по "стартовому" образовательно-культурному уровню - базовое среднее, профессиональное среднее, высшее, ученый со степенью) можно получить разный ОКС (понятно, что в "один прием" ОКС 9-классника и ОКС доктора наук по специальности "культурология") не могут не отличаться очень существенно. Но независимо от базового социального статуса и образовательного уровня, все претенденты на ОКС начинают с одних и тех же "азов", в программу которого, например, состоит из следующих курсов: грамматика русского языка, история государства Российского, элементы логики, элементы этикета, культура диалога и т.п.
Соискатель ОКС-рейтинга заявляет предполагаемый к достижению уровень ОКС ("начинающий", "подмастерье", "эксперт" или другое). В соответствии с его базовой подготовкой и ЗК (понятно, что выпускник средней школы едва ли в силах претендовать на уровень ОКС педагога высшей школы) ИИ формирует для него программу соответствующего курса.
Достаточно подготовившись (или ознакомившись с программой и сочтя себя готовым исходно), соискатель рейтинга, в удобное для него время, сдает экзамен ИИ по предложенной ему программе.
В случае успешного прохождения проверки знаний соискателя искусственным интеллектом (получения оценки за экзамен в баллах), ИИ формирует ОКС уже владельца в выбранной им категории ("начинающий", "подмастерье", "эксперт" или другое). Соответствующие изменения вносятся и в СР гражданина (и, если предусмотрено - в СР его семьи или членов его семьи).
Пересдача (пре неудачной попытке соискателя) возможна на общих основаниях, например, через 3 или 6 месяцев. Каждая неудачная попытка сдачи экзамена снижает количество баллов даже за успешно в последующем сданный экзамен, так как неудачная попытка продемонстрировала недостаточные ответственность и критичность самооценки соискателя.
Успешная сдача экзамена (количество баллов за экзамен оказалось в допустимом диапазоне значений) соискателем позволяет ему тотчас (при его желании) заявить о готовности начать подготовку к переходу на следующий уровень ОКС-рейтинга.
Документально установленный факт (публикация в интернет, например) некорректного поведения гражданина (грубость, мат, флуд и т.д.) должен сказываться и на СР гражданина, и, разумеется, на его ОКС.
Заключительные замечания
Да, посредством механизма ОКС-ЗК (стратификации общества по критерию образовательно-культурный уровень и профессиональные компетентность/мастерство) естественным образом формируется образовательно-культурная и профессиональная элита общества вместо самозванной "элитки" общества нынешнего
Чтобы принадлежать ныне существующей так называемой "элите", нужно быть или во власти, или при ней, или вором "в особо крупных", или засветиться на "голубых экранах" не обязательно в связи с благотворительностью. Обязательное условие - наличие огромных, заработанных непосильным трудом во благо общества, денег (не помешает автопарк премиум класса, несколько гражданств/видов на жительство).
В предлагаемом варианте страта людей, относимая здоровым обществом к собственной элите (образованные, культурные люди и высокие профессионалы - врачи и учителя, слесарь и балерина, воин и животновод), возвращает красивому и точному термину "элита" его первоначальный смысл.
Возникающая в связи ОКС-ЗК сословность - не незаслуженно получаемая "золотая ложечка" во рту по праву рождения, а плод личных усилий граждан (и самого гражданина, и, возможно - нескольких поколений его семьи/рода - родителей, дедушек-бабушек, да и жена-дети тоже, "приложивших натруженные руки" к формированию правильного взгляда на жизнь своего потомка и близкого). И такая новая элита (новая - заслуженная - сословность) - подобно птенцам гнезда Петрова - может оказаться именно той силой, которая сможет возродить и общество, и страну.
Кажется - перспектива такого шага (ранжирование по образовательно-культурному уровню граждан на базе портала социального рейтинга - ПСР) может оказаться почти фантастичной по результату при почти нулевой цене вопроса.
Конечно, ОКС исходно - довольно формальный (хотя и мощный оздоровляющий общество) фактор/критерий качества личности, но это необходимый, разумный и не слишком "широкий" шаг к тому, чтобы культура гражданина стала компонентом его личности - смогла определять его цели и мотивы.