Прилих Ник
"Homo Economicus: Перезагрузка..." Образование? Сначала - воспитание!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Приведены соображения о том, каким образом школу из головной боли всех субъектов (учителей, учащихся, родителей, функционеров) превратить в инструмент формирования здорового общества - сообщества homo sapiens из отвратительного сборища неразборчивых сверхпотребителей

   ОБРАЗОВАНИЕ? СНАЧАЛА - ВОСПИТАНИЕ!
  
  1. Образование и воспитание. Взгляд в прошлое
  2. Маленький гражданин с большой буквы Г
  3. Воспитание гражданина сегодня - заметы горестны
  4. Значит - школе нужна реформа
  5. Наша система образования - одна из лучших в мире - иллюзия
  6. Воспитание гражданина в школе. Техника дела
  7. От теории к практике. Что и как?
  
  
   1. Образование и воспитание. Взгляд в прошлое
  
  Очевидное - как день божий: для общества важен сначала гражданин (полезный и преданный ему член общности), а уже потом - все остальное - ученый или металлург, член семьи и/или участник кружка по плетению макраме и т.п.
  Но гражданами (впрочем, как и металлургами) не рождаются, а становятся.
  Если последние десятилетия 'грамоте' и профессии худо-бедно (скорее - очень и очень и худо, и бедно) учили и в школах, и в профессиональных учебных заведениях, то о необходимости растить граждан, о воспитании (!!!) гражданина заговорили только пару-тройку лет назад (спасибо СВО!). И очень наивно, робко и неумело начали экспериментировать в этом направлении (очередные экспромты с программами (по истории, в частности), 'Уроки о главном', дискуссия об оценке 'по поведению').
  А ведь в СССР все это было! Да, не хватало колбасы, не было видиков. И много чего еще не было. Но были октябрята, пионеры, комсомол, потрясающие и по художественным достоинствам, и по заряду патриотизма литература и кино, музыка и 'Зарница', шефство и наставничество. И молодой человек знал: кто он, в какой стране, в каком обществе (моральный кодекс строителя коммунизма и пионерская клятва) он живет, что он хочет в жизни, куда движется общество, кто (и почему) друг, а кто не очень... Да, зачастую это все - пустые и даже лживые декларации...
  Но (!!!) были уверенность в завтрашнем дне, цели и смыслы (индивидуальные и общие), не на словах товарищество и взаимопомощь, интернационализм и 'светлое будущее', и ударные комсомольские, и освоение целины, и БАМ, и романтика трудового и боевого подвига, и космос, и Великая Держава (!!!) ...
  К существу.
  Ясли-садовские проблемы оставим профильным специалистам. И сигналить национальному флагу по утрам оставим падким на такие проделки нашим американским соседям по планете. Думаю, что нам это не нужно. Мы другие. Мы не салютуем флагу, мы рвемся за флагом вперед, чтобы водрузить его в очередной раз там, где потребуется.
  Итак, что значит быть гражданином, да еще и в начальной школе.
  
  2. Маленький гражданин с большой буквы Г
  
  Думаю, что сие понятие (гражданин человек или нет?) не имеет возрастных ограничений (по крайней мере - начиная со школы, хотя и в меру сил и знаний, конечно).
  
  Человек - гражданин (считает себя, и таковым его считает его окружение-граждане), если он:
   Осознает себя равным среди равных (не по росту, возрасту, весу, разрезу глаз или цвету волос) - при необходимости помогут ему, готов помочь он.
   'Здесь', у себя дома (в своем обществе) он в безопасности.
   Он знает правила поведения в своем обществе, и они ему не в тягость.
   Он знает свои обязательства перед обществом, и он горд достойно их исполнять.
   Он знает свои права в обществе и умеет их (достойно и твердо) отстаивать.
   Он знает язык и культуру (обычаи, песни, эпос) общества.
   Он разделяет ценности общества (честность, уважение к старшим, не обижать младших и пр.).
   Он знает историю своего общества и горд принадлежностью к нему; чтит своих героев, готов, при необходимости, встать в их ряды.
   Он патриот общества и готов содействовать своими усилиями процветанию общества.
  
  Представленный набор кажущихся очевидными констатаций уже морально-нравственная и историко-культурная высота, которую необходимо (и непросто, как и большинству взрослых, увы) осилить будущему юному гражданину.
  
  3. Воспитание гражданина сегодня - заметы горестны
  
  Ныне едва ли можно считать удовлетворительными усилия и семьи, и общества (читай - государства) в формировании из учащихся достойных граждан.
  Посмотрим правде в глаза.
  Нынешнему государству явно не по силам (ни по уровню компетенций, ни по уровню стратегического мышления функционеров) еще и заниматься воспитанием детей при том, что оно благополучно 'проваливает' свои гораздо более простые обязательства перед обществом (налицо - бедность, неравенство, безработица, инфляция, а тут еще воровство во власти, утрата контроля над миграцией, огромные издержки войны).
  К огромному сожалению, и подавляющая (подавляющая!) часть семей общества (а именно в семье закладывается фундамент личности маленького человека), даже если бы они (родители, бабушки-дедушки) осознавали всю безмерность важности воспитания из своего дитя Человека и Гражданина, все равно они бы не в силах это осуществить (родители детей - и сами и дети, и продукт безвременья) - чудовищно низок образовательный уровень (не свидетельства и дипломы, а твердые актуальные ежедневно используемые в труде знания), отсутствуют критическое мышление вообще (не путать с отрицанием сложного, непонятного, предполагающего усилия) и самокритика, остро недостает желания и способности расти интеллектуально, умения (правильно!) думать, не апеллируя к телевизору или мнению большинства; сформированный телевизором и Tik Tok самодельный художественно-эстетический вкус; цели - автомобиль, Турция (Тайланд), iPhon, кроссовки. И побольше денег (не обязательно - кровью и потом). Таков, в основном, перечень целей и смыслов большинства родителей.
  Значит, опять надежда на школу (снова сверх всякой меры актуален тезис Бисмарка '...Войны выигрывают не полководцы, а школьные учителя и священники' - служители культа - отдельная и очень болезненная тема), где, для формирования здоровых жизненных ориентиров нескольких десятков учащихся (класс) требуются единицы настоящих педагогов (на сотни учащихся в школе - десятки педагогов). 'Настоящих' - это значит не загнанных текучкой бесправных и перед родителями, и перед детьми, и перед функционерами, не сводящих концы с концами отщепенцев, а безмерно уважаемые обществом (неприкасаемые как святыни и обеспеченные на столько, что с удовольствием могут отдаться педагогическому творчеству - взращиванию личностей, граждан, талантов), носители 'мудрого, доброго, вечного', 'в руках' которых будущее общества.
  
  Понятно, что печально-исторически нынешний педагогический корпус тоже не вполне соответствует представлениям об идеальном педагоге. Но, во-первых, других нет и не будет, во-вторых, школьные учителя с их постоянной муштрой администрациями (повышения квалификации) способны очень быстро вырасти до требуемого уровня Педагога (с большой буквы П), если обеспечить должные условия его труда - нагрузка такова, чтобы после рабочей недели педагог не хотел умереть от изнеможения, чтобы уровень дохода позволял ему не думать о том - как свести концы с концами его (многодетной!) семье и стимулы, стимулы, стимулы - информационные, материальные, моральные (распространение опыта успеха и др., государственные награды, социальный рейтинг и т.д., и т.д.)
  
  4. Значит - школе нужна реформа
  
  Фрагменты реформы и кратко:
   Не 'слизанные' кальки с западных - 'миссий' (миссионеры, м. их так!) - ведь есть же жесткое, точное, отечественное (как АК-47) - ЦЕЛЬ: воспитание Человека и Гражданина, обладающего базовым (актуальным и твердо усвоенным) набором знаний, и сориентированного по привлекательной для него жизненной траектории.
   Под цель (и смысл школы!!!) - школьные программы, которые составляются (очень широко, быстро и эффективно обсуждаются) не прикормленные (или присосавшиеся к кормушке разработчиков-флюгеров) 'светила' и функционеры (забывшие (или и не стоявшие никогда) - каково это у доски?!), а профессионалы - педагоги (по призванию, от Бога, которые - не благодаря, а вопреки!), моральные авторитеты (не обязательно при- и провластные, например, Светлана Копылова, а не вызывающий ничего, кроме жалости и сочувствия (неизвестно в связи с чем) министр образования С.С. Кравцов); технари, определяющие технологии армии и будущее, 'успешные' родители, социальные психологи и педиатры.
   Нагрузка педагога должна быть такой, какая по силам конкретному педагогу (с очень достойной и адекватной объему работы оплатой труда) при условии, что педагог соответствует запросу Новой школы. И тогда (в радость себе, на пользу учащимся, школе, обществу) кормящая мама сможет два три раза в неделю предаваться радости любимого занятия-творчества (вместо вынужденной и не интересной ей подработки дома - на хлеб насущный) отвлекаясь от очень нелегких домашних буден.
   И не нужно говорить, что не хватает и педагогов, и директоров школ. И не нужно говорить, что бюджет не позволяет. Ведь хватает же президентов гос. банков, руководителей госкорпораций, миллионов чиновников разных мастей и рангов, сидельцев-депутатов?! И не секрет, почему в этом перечне видов деятельности отсутствуют вакансии - ответственности - никакой, работа - не пыльная, зарплата - заоблачная. Функции (многие) - упразднить как паразитные, нужные функции в существенном передать трудолюбивому, профессиональному, не вороватому ИИ; зарплаты оставшихся - до средних по стране. Вот и миллионы рабочих рук (многие из которых имеют в комплекте еще и головы с приличным образованием), десятки миллиардов 'освободившихся' из оков бюрократии бюджетных рублей. А более, чем достойная оплата педагогического труда (возможно - это высший вид творчества! - не музыкант, не художник, и даже не ученый: будущее общества (не только победы в войнах) определяют педагоги), изменение отношения к нему общества (оплата, поощрение, уважение, преклонение) - мощный рекрутирующий фактор и молодежи, и занятых в других (иногда и ненавистных) видах деятельности.
   Конечно же - интенсивная 'этико-эстетическая-морально-психологическая' перенастройка педагогического корпуса - переподготовка. Масса вопросов: программа? Кто разработает? За какие деньги? Когда и как переучивать 1,2 млн. педагогов? Не все как бы 'педагоги' пройдут жесткое сито реконструкции - как с ними? И т.д., и т.п. Да, конечно. Но или прием этой горькой, но сулящей выздоровление обществу, пилюли, или медленное, но гарантированное вырождение общества.
   И т.п.
  
  5. Наше система образования - одна из лучших в мире - иллюзия
  
  Относительно обучения школьников обычным школьным предметам много копий сломано уже и будет сломано в будущем - это тема отдельного разговора (на взгляд автора - профессионального исследователя и физ.-мат репетитора на протяжении десятилетий) - ситуации даже в предметном образовании (физика, математика) плачевна (если приукрасить) - и до, и при ЕГЭ. Большая, серьезная и крайне запущенная тема. И даже выдающиеся успехи наших учащихся (школьников и студентов) на различных международных олимпиадах совсем не индикатор высокого уровня образования в стране (в обществе). Более того, даже сама идея такого 'соревнования', при непредвзятом взгляде на нее, увы, представляется порочной - хотя и, кажется, 'лучше всех в мире', престиж страны (и ее системы образования) - хорошо. Но не совсем так.
   Интеллектуальные игрища - это, хоть и не очень затратная (по людям и деньгам), но, по существу - бессмысленная индустрия - поиск, селекция, обучение (натаскивание) участников, командировки. Селекция животных или растений - вполне осмыслена: выявление и культивирование положительных факторов в надежде тиражирования их в промышленных масштабах на пользу общества. Какова польза обществу (не сбрасываем со счетов, конечно, сродни наркотическому 'наши - лучшие!') от этих побед? Медали, опыт участия, примеры организации соревнований, примеры задач и упражнений... Да, ребята-победители и те, из которых их выбрали, 'заточили' свои специальные навыки на решение олимпиадных задач, которые, зачастую, 'страшно далеки они' даже от теоретической практики. Полезны ли эти навыки участникам (и претендентам на участие)? Сказать нет - язык не поворачивается, сказать да - тоже. Успех на олимпиаде - не гарантия ни учебного, ни научного, ни даже жизненного успеха победителя. Несомненная польза только одна: участники-победители убедились в том, что интенсивные и целенаправленные занятия могут позволить им обойти других, занятых таким же не очень разумным делом. К системе образования (программам, уровню педагогов и методик преподавания) такие победы имеют очень слабое (если имеют вообще) отношение.
  Но здесь речь идет относительно восполнения пробела в 'гражданском воспитании' школьников, которые, со временем, сформируют здоровое, способное к разумной самоорганизации, а, значит, с оптимистичной исторической перспективой общество.
  
  6.Воспитание гражданина в школе. Техника дела
  
  Воспитание 'гражданственности' - с первого класса должно осуществляться высочайшими профессионалами, энтузиастами и патриотами. Иначе - профанация. Тема, конечно, и дискуссионна, и неисчерпаема. Но это для автора не препятствие, а стимул и вызов.
  Начнем с первого класса, в надежде, что логика здравого смысла, при неспешном, шаг за шагом ей следовании, позволит 'вырулить' на некоторую стезю общей гражданско-воспитательной стратегии.
  
  Итак, гражданственность - впереди даже 'царицы наук', история - существеннейший ее компонент.
  Возможно (скорее - всенепременнейше!) - эти занятия не должны не только быть обременительными (и для педагога-воспитателя, и для учащихся), но и чрезвычайно интересными и желанными (например, в свободные от занятий часы, или - весь день (!), например, среда, с 10 до 15-16 часов) - с чаепитием (-ями), интересными малышне гостями (артисты оригинального жанра, животные), мультфильмами, играми, знакомством с познавательными вещами - роботами, или, например, живописец маслом на глазах удивленной публики пишет пейзаж, после этого (и поверх пейзажа) - портрет - зрелище сразит даже взрослого.
  Речь может и должна идти о 'хорошо' и 'плохо' в самых разных аспектах жизни общества в меру восприятия маленького человека, но большого будущего гражданина.
  Предполагается, что будущий гражданин обладает уже элементарными личными (сходить в туалет, одеться-обуться, умыться, почистить зубы и т.п.) и социальными навыками (здороваться, уступать место встречным и старшим, вытереть ноги или переобуться при входе жилое помещение и т.д.).
  'Что надо сказать?' (после угощения конфеткой, или при встрече со знакомым) - очень, очень важно, но это далеко не все.
  
  Кроме того, кажется, у первоклашек должны сформироваться (а в последующем - уточняться, расширяться, закрепляться) четкие, логически и эмоционально обусловленные представления о многом другом.
  Например, почему
   Плохо слишком громко разговаривать или даже кричать в общественном месте (конечно, это назидание тотчас не уменьшит здоровый гвалт класса, но маленький человек должен понимать границы допустимого - в классе на уроке - НЕЛЬЗЯ, в классе на перерыве - НЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО).
   Почему плохо курение (с первого класса не избежать предложений 'затянуться' и от старших школьников, да и от неразумных взрослых). В помощь - 'Ну погоди!', 5-минутнуя 'лекция' пульманолога - у него и картинки, и видео, и слов достаточно.
   Возможно (а возможно и - необходимо!) - об алкоголе, опьянении (вред здоровью, травматизм, катастрофы, разлад в семьях, утрата социальной значимости) - как подводящие соображения к неприятию наркотиков.
   Почему наколки-татуировки - это не плохо, а отвратительно (если не функционально - как группа крови подводника подмышкой), при том, что сплошь и рядом - все 'исписаны', как заброшенный забор. Нужно закрепить разумное отвращение к столь доступному и столь же нелепому уродованию себя.
   Почему вежливость более мощный инструмент (хотелось бы, увы) нахождения взаимопонимания, чем повышение голоса или кулаки. Вразумительно, на примерах (стихи, видео, история), при том, что практика, к сожалению, груба и, зачастую, попирает теорию. Нужно немало постараться, чтобы тезис обрел силу в сознании детворы.
   Почему сквернословие не 'взрослость' или молодеческая удаль, а отвратительное и презренное (должно быть так в нормальном обществе) убожество - не способность быть уверенным в себе из-за реальных достоинств (достижений в спорте, в учебе, в эрудиции и пр.), нехватка интеллекта, не владение в достаточной мере родным языком.
   О дружбе и взаимопомощи.
   Волонтерство (сбор и сдача макулатуры, помощь одиноким пожилым и больным, санитарный час - 1 раз в неделю коллективная уборка класса).
   Осознание шкалы ценностей (прежде всего жизнь самого ребенка, его близких, и остальных людей, потом здоровье, безопасность, пища, одежда, кров, учеба как общественно-полезный труд, отдых-развлечения и т.д.)
   Что такое понятие 'рыцарь' в русском менталитете (сила, честность, преданность долгу, верность, уважение мужчины к женщине и, обязательно (!), наоборот).
   Почему честность иногда горше, но всегда (ну или - почти всегда) лучше лжи?
   Об уважении не только к старшим (и не обижать младших), но и к сверстникам.
   Об армии и героях-воинах (начиная с древней Руси и заканчивая, к сожалению, СВО).
   Каковы права школьника дома, на улице, в школе, в классе? Как правильно уважительно (к окружающим и обществу) и эффективно отстаивать свои права?
   Что такое вред и зло? Как их распознавать и как им правильно (и непременно!) противостоять.
   Привитие художественно-эстетического вкуса - оторвать от ТВ и Тик-Ток! Имеются потрясающие образцы - безусловные - эстетические и духа - высоты в музыке (например, уже упомянутая Светлана Копылова - бездонный источник сюжетов для прослушивания и разбора, или виртуоз-балалаечник Алексей Архиповский), а короткометражные фильмы-шедевры?! Не насилие, а бережное введение в прекрасный и удивительный мир красоты через удивление и восторг маленьких граждан (Тик Ток ведь может? А там не гении... Точнее - гении эксплуатации низменного, скотского в человеке).
   Привить навык разумного анализа (разбора) не только стандартных (встречающихся ежедневно), но и экстраординарных ситуаций и, после него, правильный вывод (универсальный - обратиться к старшему, если возможно) и правильное же поведение.
   Знакомство с музыкальными стилями (вокал, напрочь забивший экраны, не только не единственный, но и не лучший вид самовыражения, хотя и, вероятно, самый бестолково-доступный и источник неоправданно легкого дохода ценой продажи не никчемного (почти всегда), а чрезвычайно вредного продукта жизнедеятельности 'артистиков'). А ведь есть хоровое а капелло, романсы, джаз, популярная классика.
   О том, как выглядеть красиво (маникюр, педикюр, волосы во все цвета радуги - красиво ли?).
   Обязательно, с первого класса, ненавязчиво, в игровой форме - обучение парным (!) танцам (занятия музыкой, живописью, спортом и пр., понятно - по желанию), но парным (коллективным, народным?) танцам - непременно!
  
   Даже этот весьма неполный, выполненный экспромтом, перечень поражает объемом работы, который представляется чрезвычайно необходимым и безжалостно упускался десятилетиями. А насколько же удивительно прекрасным (хотя бы теоретически, в мечтах) может быть результат включения в обиход этих тезисов?!
   Но его ведь еще и реализовать как-то нужно - и программы (насыщенно интересные и познавательные для каждого возраста и кто их сделает?), и педагогу на такого рода занятиях 'отбыть номер' недопустимо абсолютно (и где таких педагогов набраться?). Работа - адова. Но - никто кроме нас...
  
   Не питая иллюзий - в одном коротком тексте сделать исчерпывающий экскурс в решение проблемы воспитания гражданина - сделаем несколько кажущихся естественно-разумными наблюдений относительно и старших школьников тоже.
  
   Школьная форма - кажется, непременно и обязательно. Не скучная и уродующая, а набор (например, 10 шт.) предметов верхней одежды, позволяющий учащемуся сформировать 2, 3 или даже 4-6 комплектов 'на выход' - 'под настроение', под школьные или национальные праздники. Одежда - стильная, хорошо пошитая, из экологически чистых и качественных материалов. Хорошо: общественный заказ легкой промышленности на продукцию высочайшего качества; нивелирование уродующего и общество, и личности социального неравенства (по уровню доходов родителей); конкретный пример для учащихся 'что такое хорошо' - одежда очень красивая и очень качественная - не уродливый и уродующий хлам 'по моде'; возможно постепенная смена фасона/стиля изменением дополнением исходного набора одежды из 10 предметов; приучение учащихся к бережливому (с поощрением СР) отношению к одежде, последовательное ее использование как парадной, потом - как будничной, потом - для хозяйственных работ, потом, например, для военизированной игры (типа 'Зарница'); в силу унификации упрощается утилизация или переработка; школьная форма - осязаемый фактор-иллюстрация коллектива, мощного местоимения 'МЫ'; снятие головной боли родителей при сборе ребенка в школу (и ясно что, и, в силу массовости-общественного заказа - разумная цена); может быть форма разная (цветом, кантами) у разных школ или даже классов - стимул здоровой конкуренции и т.д., и т.д.
   С пятого или шестого класса - обучение мальчиков и девочек раздельное. Сколько бы и кто бы ни рассуждал о гендерном равенстве - благодаря именно неравенству пока еще жив человеческий род, хотя и его наиболее благополучная часть стремительно и стареет, и сокращается. Раздельно - значит больше уважения, интереса и желания заинтересовать. Нет бесстыдной девичей конкуренции ('за мальчика') с выдиранием волос и пинками в живот, и 'пижонства' молодых людей перед девочками 'на ровном месте' в виде инстинкта выстраивания иерархии в сообществе.
   Много и всерьез и с юношами, и с девушками говорится о разнице гендерных ролей в обществе, важности семьи и для человека (дом-крепость, место отдыха, тепла, взаимопонимания, взаимоподдержки, рождения и воспитания детей), и для общества (только большие общества и суверенны, и могут выживать). Семья - это не про любовь, и не 'по любви', и даже не про деньги - условие благополучия. Это все неверные иллюзии, навеянные уродливыми стереотипами общества бессмысленного и беспощадного потребления и соцсетями, как ярчайшего проявления этого общественного недуга. Семья - это объединение двух (знающих как стать счастливыми по отдельности! нельзя сделать человека счастливым, счастливым можно стать! - если знаешь, чего хочешь по-настоящему, конечно) приятных, симпатизирующих друг другу людей, имеющих общие интересы и цели - количество детей, общие увлечения, достижение личных высот в науке, искусстве и т.д.). И уважение, уважение, уважение. Умение слышать, терпеть, понимать... Беременность, роды, уход за грудничком, в большинстве - на плечах женщины. Мужчина - благодаря дому/семье может эффективно трудиться/творить... А еще - гендерно различные навыки: женщина - уют (уроки домоводства, детская психология, элементы педиатрии, детского педагога-воспитателя гражданина, те же танцы, достойные примеры исполнения женской роли в семье в истории и культуре), мужчина (молодой человек, учащийся) - слушатель кадетского корпуса (униформа, мужской коллектив, товарищество, умение подчиняться и командовать, решительность, способность защищать, воинские навыки и специальности и искренний, не разогреваемый порнушкой (некогда и негде!) интерес к противоположному полу!). - И т.д., и т.д.
   В субботний, например, вечер - вечер отдыха с широкой развлекательно-познавательной программой (успешно (!!!), очень успешно конкурирующей и с Тик Ток, и с пивком на детской площадке (сложно - конечно, но НАДО!) и обязательно - танцы, и ритмичные-современные-'сольные', и парные - вальс, танго, фокстрот, поданные так, что предпочтительнее - парные).
   Наверное, уместной было бы, например, еженедельное осуждение-взаимооценка учащимися (и девочками, и мальчиками) друг друга в присутствии педагога-наставника, скажем, по критериям - каков одноклассник как гражданин, как друг, как спортсмен, как профессионал (учащийся - заинтересованность, оценки педагогов и пр.). Анонимные оценки учащимися друг друга (по очереди) выводятся на монитор, вслух обмен мнениями. Если оценка какого-то из учащихся кажется высокому собранию не адекватной, то педагог инициирует устную дискуссию с последующим повторным голосованием. Адекватная оценка - в социальный рейтинг (СР) и учащегося, и его родителей. Затем (важно) класс дает оценку учебному процессу (или персонально педагогам, включая педагога-воспитателя) по критериям - интересно ли, профессиональна ли подача материала, удовлетворителен ли внешний вид, учтив ли педагог - и результат этого голосования также в СР педагога (педагогов, или школы в целом). Что лучше для воплощения в жизнь такой абстракции как 'ответственность' в словах и делах?
   И, конечно, много-много что еще...
  
  И вот после хотя бы в какой-то мере а) сначала осознание безусловной необходимости предлагаемых мер, а потом и б) хотя бы частичного воплощения их в жизнь через 5-10 лет можно ожидать оздоровления интересов, вкусов, потребностей подрастающего поколения, а через 1,5-2 поколения (30-40 лет), возможно, общество потребителей трансформируется в общество разумное.
  
  7.От теории - к практике. Что и как?
  
  Что и как делать? Реализовать предлагаемую автором 'концепцию принятия общезначимых решений консенсусом'. Именно:
  1. Создать портал (или функцию существующего) сбора, классификации и анализа предложений реформирования образования в части 'гражданского воспитания' учащихся.
  2. Посредством СМИ и/или лидеров общественного мнения обратиться к обществу с мощно аргументированным и мотивирующим призывом принять участие в реформировании системы образования (кажется, что осознающих суть и остроту проблемы если и не большинство, то более, чем достаточно - есть кому принять участие в проекте и крайне заинтересованных в нем, и в высшей степени компетентных); предложения в режиме 'мозгового штурма' - на портал.
  3. Широчайшее и всестороннее с привлечением специализированного ИИ обсуждение предложений, и формирование учебных (возрастных) программ, программ подготовки/переподготовки 'настоящих педагогов', разработка стимулирующей системы оплаты труда педагогов - и деньгами, и общественным признанием.
  4. По завершении этой части проекта (полагаю, что обсуждение вызовет неподдельный интерес - пожалуй, нет ни одного человека, который бы не считал себя непризнанным Макаренко и Сухомлинским в одном лице, а, следовательно, данная 'педагогическая поэма' может стать одной из первых оздоравливающих общество реформ.
  5. Полагаю, что в энтузиастах и педагогах, и средних школах, готовых участвовать в пилотном проекте, недостатка не будет.
  6. Среди заинтересованных в проекте - и родители-депутаты, а, значит, возможна оперативная и профессиональная законодательная проработка проекта и выход на уровень Федерального собрания с соответствующей законодательной инициативой.
  
   Наше будущее - в наших руках (и головах, сначала)... Без реформы школы прочие - бессмысленны...

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"