Прилуцкий Евгений Александрович : другие произведения.

Жертвоприношение, гл. 5-7

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
   Глава V
  
   9
  
   В котле под названием "абсорбция" варились живые люди. Человеческие судь-
   бы безжалостно ломались. У теряющих почти все репатриантов быстро росли обида и оз-
   лобленность. Равнодушие и враждебность общества довершали создание граждан второго
   сорта.
   Каково быть "русским" в Израиле видно хотя бы из эпизода, рассказанного
   Марку одним охранником. В банке, где он работал, служащая, молодая "марокканка" (так
   русские олимы называют выходцев из Марокко) подъехала к банку и потребовала, чтобы
   охранник открыл дверь ее машины (подобное, как известно, делают при встрече важных
   персон). Когда тот отказался, она ему крикнула: "Лех ле Русия!" (Уезжай в Россию!). Марк
   был возмущен услышанным.
   - Почему ты не сказал ей в ответ: "Лехи ле Марокко!"?
   По примитивным представлениям некоторой части израильского населе-
   ния, "русские" имеют меньше прав на проживание в стране.  
   А вот случай, произошедший с самим Марком. Выйдя из автобуса, Марк шел
   к каньону. Впереди пролегало шумное шоссе. У тротуара стояла машина. Марк решил обой-
   ти ее сзади. Вдруг машина начала двигаться на Марка. Он инстинктивно уперся в нее ру-
   кой и крикнул водителю: "Эй!" Но машина продолжала ехать. Марк отскочил на тротуар.
   В машине он увидел смуглого израильтянина, который смотрел на Марка и злорадно улы-
   бался. 
   Обращались к нему во всех суперах сухо и фамильярно: "Эй, шомер!". Имя его
   их не интересовало. Марк старался держаться достойно и не позволял собой понукать.
   Иногда приходилось быть резким, чтобы остановить какого-нибудь распоясавшегося ха-
   ма. Не раз та или иная грубая израильтянка, выходя из магазина с пакетами продуктов,
   приказывала ему как прислуге:
   - Донеси мне до машины.
   Чаще всего Марк оставлял подобные выходки без ответа.
   Откуда такая неприязнь, ненависть к "русским" репатриантам? За этими
   чувствами угадывается желание, в том числе неосознанное, уничтожить нас если не
   физически, то хотя бы морально, сделав рабами.
   Многое объяснил один разговор с пожилым израильтянином. Речь зашла о
   его жизни и трудностях, с которыми ему приходилось сталкиваться. В какой-то момент
   израильтянин не выдержал и сказал:
   - Извини меня, но ваши русские - идиоты.
   - Почему?
   - Приехали в эрец (земля Израиля - Е.П.) и сразу просят зарплату, такую же,
   как у тех, кто давно здесь живет.
   - Но большинство русских олимов - люди с образованием и неплохие спе-
   циалисты. У многих было хорошее материальное положение в бывшем СССР.
   По выражению его лица Марк понял, что для него это не аргумент.
   Первые поколения современных израильтян боролись за выживание - глав-
   ным было не умереть в пустыне от голода и нехватки воды, выстоять в войнах с араба-
   ми. Не щадя себя, они строили новую жизнь, свою страну. Они были идеалистами. Те,
   кто приехал сюда после второй мировой войны еще детьми и подростками, не имели
   возможности полноценно учиться, получить хорошую профессию. И теперь они чувст-
   вуют себя обделенными. Не все, конечно. Но таких немало. А тут эти русские с высшим
   образованием и претензиями на высокий статус в обществе. Однако вряд ли негативное
   отношение к выходцам из СССР всегда осознанно и социально мотивировано.
   Ну, а что же официальные власти? После нескольких лет жизни в качестве
   нового "русского" репатрианта у Марка сложилось впечатление, что русские олимы в си-
   стеме ценностей израильской элиты - дешевая рабочая сила и солдаты для армии. Тако-
   го, конечно, никто не скажет, но установившаяся реальность вынуждает сделать именно
   этот вывод. А ведь сколько светлых голов приехало в Израиль. На "исторической роди-
   не" евреев образовалось государство, которое не ценит интеллектуальный потенциал
   своего народа.
   Справедливости ради надо отметить, что в Израиле Марк вместе с другими
   олимами получил немало: современное медицинское обслуживание и нормальное пита-
   ние, доступными стали бытовая техника, или хотя бы тот же интернет. Приобщившись к
   Всемирной сети, Марк получил возможность самостоятельно заниматься научными ис-
   следованиями, в свободное от работы время, конечно. Но все это не могло компенсиро-
   вать колоссальных моральных потерь, душевных и физических страданий, которые неиз-
   бежно сопровождают в Израиле жизнь большинства людей, прибывших из стран СНГ.
   И здесь нельзя не сказать и об имеющей место в стране национальной (об-
   щинной) и религиозной дискриминации: нееврея никогда не возьмут в военно-воздуш-
   ные силы или на винный завод. А этнического русского и на выборную должность не
   допустят. Хотя, наверное, бывают и исключения.
   Иллюзии Марка по поводу его настоящего и будущего развеивались быст-
   ро. Он был шокирован, когда узнал, что неевреев в Израиле хоронят отдельно. Похоро-
   ны еврея в основном оплачивает государство, и кладут "счастливчика" на еврейском го-
   сударственном кладбище. Ведь это страна евреев! Семья нееврея оплачивает его погре-
   бение сама, и место такого покойника - где-нибудь в кибуце. Даже погибшего за Изра-
   иль солдата, русского по национальности, закопают вне территории, на которой разме-
   щены могилы евреев.
   Израиль как жестокий отчим тиранит любого, но особенно тех, кто не име-
   ет денег, родственных связей, профильной национальности и религиозности.
   Наверное, это и не удивительно. Сама идея алии, не говоря уже о ее прак-
   тике, противоречива и авантюристична. Зазывать в страну сотни тысяч людей, в том
   числе неевреев по национальности (я имею ввиду членов семей приехавших евреев), во-
   спитанных, понятно, на разных культурных традициях, не подготовив для них при этом
   ни экономических, ни социальных, ни идеологических условий - преступление.
   Даже депутатам кнессета до сих пор неясно: Израиль должен быть еврейс-
   ким государством или государством евреев? От ответа на данный вопрос зависит очень
   важное обстоятельство - возобладает ли в Израиле тенденция к националистическому и
   консервативному религиозному диктату или тенденция к демократичности.
   Отнюдь не новость, что Израиль находится сегодня в глубоком нравствен-
   ном, социальном и политическом кризисе. Будущее его туманно. Как цивилизованное и
   суверенное государство Израиль еще не сформировался. И народ страны не представляет
   собой единого целого.
   Мысли Марка прервались. По улице мчалась машина с громыхавшей из нее
   на всю округу музыкой, точнее глухими ритмичными ударами, от которых дрожали стек-
   ла в квартире.
   В соседнем районе несколько здоровых местных мужиков жестоко избили
   "русского" охранника, молодого парня. Он повздорил с женой одного из них из-за тележ-
   ки для продуктов, которую она хотела увезти домой. Парень попал в больницу, и потом
   тихо, незаметно был уволен. Вызванная полиция, выполнив формальные протокольные
   обязанности, уехала. Этим и кончилось.
   Другой охранник, честно, на износ проработав в хевре не один год, скоропос-
   тижно умер от инсульта. Руководство хевры сделало вид, что это ее никак не касается. На
   похоронах присутствовал только его напарник, с которым он работал. Последний приют
   умерший нашел в кибуце, где хоронят неевреев.
  
   10
  
   Марк очень тяжело переносил израильскую жару. Ночью он задыхался. Все
   лето - обжигающее солнце и пот. Мечта о прохладе и свежем воздухе становилась навяз-
   чивой идеей. Жизнь требовала максимального напряжения во всем, даже в том, что свя-
   зано с погодой.
   Марк помогал жене убирать школу. Он подметал коридор и собирал бумагу
   в туалетах, а жена мыла везде полы. Коридор блестел от чистоты. Ученики, заходившие
   в школу, шли в грязной обуви по середине коридора. Марк просил их передвигаться бли-
   же к стенам, они с трудом понимали, что он от них хочет и чем он так недоволен.
   Завершив занятия, учителя и ученики оставляли классы грязными, на полу
   валялась небрежно брошенная бумага. Подобного неуважения к труду других Марк еще
   не видел.
   Мальчишки устраивали в туалете соревнование - писали, кто выше, на сте-
   ну. Поэтому жене после каждой перемены приходилось убирать в туалете. Директор ни-
   каких мер не принимал. Похоже, он вообще не хотел портить отношения с родителями.
   Но если бы дело касалось только учеников.
   Жена Марка обязана была следить за чистотой в учительской, а это было
   нелегко. Чашки с недопитым кофе и затушенными в них окурками бросались учительни-
   цами как попало в раковину, и вырастали горой, часть грязной посуды оставлялась на
   столах. Педагогические "барыни" были уверенны, что уборщица за ними все уберет и
   помоет. Между тем одеты были "барыни" ужасно - безвкусно и неряшливо. Лишь от-
   дельные учителя выделялись некоторой культурой. Очевидно, что учителя тоже вино-
   ваты в том, что их не уважают ученики.
   Замечание учителя какому-нибудь безобразно ведущему себя школьнику
   может обернуться истерикой последнего и жалобой родителям. Те обычно поднимают
   крик и устраивают скандал учителю, жалуются на него директору. Особенно сложно в
   подобной ситуации, как рассказывали Марку, приходится "русским" учителям. Совсем
   не исключением в практике израильской школы становится пощечина, полученная
   учителем от взбесившегося подростка, или пущенный в затылок камень и даже бросив-
   шийся на него с ножом родитель.
   Директор, интеллигентного вида высокий строгий мужчина, был из Поль-
   ши. Он имел вторую ученую степень. "А ведь у меня третья степень", - думал Марк, от-
   дирая от пола жвачку. Марк направлялся в туалет, чтобы освободить мусорные корзины
   от использованной бумаги и женских прокладок.
   - Посмотри, это кабинет физики, - сказала Марку жена. Марк зашел в класс
   и с интересом стал осматриваться. Кое-где на стенах были прикреплены нарисованные
   и вырезанные из бумаги цветы. Доска, столы, стулья. Марк не мог поверить своим гла-
   зам - в этом классе преподавали физику. Он вспомнил аналогичный кабинет в советс-
   кой школе: на стенах обязательно висели портреты известных физиков, таблицы, фор-
   мулы, перед доской - лабораторный стол для проведения опытов.
   Проработав с женой около года, Марк чувствовал главное - в школе отсут-
   ствует атмосфера, дух знаний.
   Дочь училась в неплохом учебном заведении, которое называют тихоном.
   Марку, историку по образованию, стало интересно - что же они проходят по его пред-
   мету. Он попросил у дочери учебник истории. Тоненькую книжку, написанную на ив-
   рите, скорее следовало бы назвать очерками. Ее содержание почему-то в основном ка-
   салось истории древней Персии. Позже Марк спросил, дают ли им какой-либо матери-
   ал по истории России, Советского Союза. Дочь ответила, что им рассказывали о ста-
   линских репрессиях и лагерях.
   - И все? - удивленно спросил Марк.
   Дочь неопределенно пожала плечами.
   Прямо под окном квартиры Марка находился израильский детский сад. И
   почти все свободное от сна время в садике страшно шумели. Чем слышнее плакал один
   или несколько малышей, тем громче звучала музыка и сильнее кричала воспитательни-
   ца. Она бойко хлопала в ладоши, пытаясь таким образом отвлечь ребенка. "Они же де-
   лают из детей неврастеников", - говорил Марк жене.
   Чуть повзрослев, дети приобщаются к современным формам проведения
   досуга.
   Войдя в дискотечный клуб, вы попадаете в странное помещение. Вы ока-
   зываетесь не то в тоннеле, не то в пещере черного цвета. Округлый свод облеплен звез-
   дами из бумаги, что хоть немного скрашивает мрачность первого впечатления. Повер-
   нув налево, вы спускаетесь по бетонной лестнице. Застоявшийся сыроватый воздух за-
   трудняет дыхание. Зал внизу освещен тускло, и весь его вид свидетельствует о том, что
   здесь был обычный подвал.
   Возбужденные подростки забегают в клуб, звуковая аппаратура включает-
   ся на полную мощность. Гамбургеры, кола, громкая ритмичная музыка и ослепляющий
   свет - постоянный набор клубных услуг для детей. В конце мероприятия в середину за-
   ла с потолка падает пена и дети, особенно мальчишки, начинают в ней возиться, мазать
   ею друг друга. Все в пене, мокрые, они выскакивают с дикими криками на улицу. Празд-
   ник удался на славу!
   С раннего детства они приучаются к несдержанности, повышенному то-
   ну разговора, грубости чувств.
   Марк шел домой от автобусной остановки. Перейдя неширокую улицу, он
   вынужден был наблюдать следующую картину. По дороге с трудом двигались машины.
   Путь им преграждала группа возбужденных детей. В свете фар мелькали головы, ноги,
   руки. Водители сигналили, дети, не обращая на них никакого внимания, кричали, бега-
   ли, толкались, едва-едва не попадая под колеса машин. Осиный рой перелетал с одной
   стороны дороги на другую, не желая успокоиться и остановиться. Неадекватное состоя-
   ние детей просто пугало. Это был настоящий психоз толпы, детской толпы, не взрос-
   лой, вот что ужасно. К сожалению, данный случай - не единичный. И то, что общество
   не реагирует на подобные явления необходимым образом, весьма тревожно.
   Воспитание человека начинается в семье и школе. Именно там закладыва-
   ются основы личности. Каковы родители и учителя - таковы, в известной мере, и дети.
   За примером того, какими они будут завтра, когда вырастут, далеко ходить
   не надо.
   На проезжей части улицы перед домом образовалась небольшая пробка, во-
   дители, проявляя обычное нетерпение, сигналили, громко кричали и ругались, увеличи-
   вая и без того порядочный "балаган" (это одно из самых расхожих слов в Израиле).
  
  
  
   Глава VI
  
   11
  
   Дожди в Израиле всегда желанны. Они приносят свежесть и успокоение.
   Однако не надолго. Даже осенью жестокое солнце быстро восстанавливает свою власть.
   Днем, естественно. Теперь же темнота укутала дорогу и будку, возле которой сидел Марк.
   Мелкие капли дождя монотонно ударялись об асфальт. Под светом фар и уличных фона-
   рей они рассыпались на тысячи маленьких искорок. Колеса проезжавших машин мирно
   шелестели.
   Часов около девяти вечера, водитель заехавшей машины приветствовал его
   словами: "Бокер тов!" (Доброе утро!). "Тяжеловатый народ израильтяне" - подумал Марк.
   В первую очередь он имел ввиду евреев - выходцев из стран Среднего Востока и Афри-
   ки.
   Ему импонировали их открытость, незлопамятность и простота в общении,
   которые выгодно отличаются от замкнутости и холодного темперамента жителей Запад-
   ной Европы. Израильтяне, как правило, отзывчивы на участие и внимание к ним. Про-
   являя определенное простодушие, они не скупятся на благодарности.
   Но простота обнаруживает свою обратную сторону, доходящую до хамства,
   когда она переходит разумные границы. Израильтянин-начальник часто кричит, грубит,
   но через час-два или на следующий день он уже все забывает и подходит с вопросом "Ма
   нишма?" (Что слышно?) как ни в чем ни бывало. Любой прохожий запросто вторгается в
   ваше "личное пространство", приставая к вам с откровениями о себе или может пройти
   рядом с вами в совершенно свободном месте почти задевая вас физически. Занимаясь ка-
   кими-то делами, тот или иной израильтянин даже может, нагнувшись, прилюдно оголить
   наполовину свой зад, ничуть не задумываясь о впечатлении, которое он производит на
   окружающих. Впрочем, последние относятся к данным феноменам бескультурья совер-
   шенно спокойно.
   Израильтянин - эгоист и невежа. Он запросто останавливает машину на про-
   езжей части дороги, заставляя находящихся сзади ждать и сигналить, или стоит, подобно
   столбу, на тротуаре, мешая передвигаться другим. Старик ли не может пройти, мать с ре-
   бенком, не имеет значения, - плевать на всех! Для него в этот момент никто и ничто не
   существует. В равной мере это относится и к женщинам-израильтянкам.
   Коренные жители чувствуют себя в любом месте как у себя дома, на кухне.
   Они могут зайти в магазин, полный народу, в домашних трусах или в купальном костюме.
   Разговаривая по пелефону (мобильному телефону), они нередко кричат на всю улицу или
   автобус, совершенно не думая о том, что это может мешать другим.
   Потрясающее впечатление оставляют скандалы на улицах. Приходиться пора-
   жаться насколько израильтяне бывают безумны в своем упрямстве и внезапных вспышках
   злобы. Обладая очень сильными голосами, не только женщины, но и мужики в схватках
   с противником берут глоткой.
   Местные жители не менее славны своим умением сорить, бросать бумагу и
   прочий мусор везде, где только можно. Причем никогда не уберут и за своим ребенком. А
   зачем? - ведь есть уборщики и дворники.
   Марк давно заметил, что израильтяне всегда проверяют свой хишбон. Но де-
   лают это они по особенному, как будто читают художественную литературу. Остановив-
   шись в любом месте, они зачарованно смотрят на цифры, и быстро оторвать их от люби-
   мого занятия невозможно. Он (или она) тщательно проверяет, правильно ли с него взяли
   деньги в кассе, все ли в хишбоне соответствует установленным ценам, и не переплатил
   ли он. Действия вполне обоснованные, если учесть, что бывают ошибки и, наверное, на-
   меренный обман. Но с какой страстью это делается. Складывается впечатление, что если
   бы ему сказали, что осталась последняя минута его жизни, он все равно потратил бы ее
   на борьбу за то, чтобы вернуть неверно взятые с него один-два шекеля.
   Но стоит ли того наше драгоценное время, нервы и силы? Лучше бы они тра-
   тились на достижение чего-то более доброго и высокого.
   Когда деньги дороже всего на свете, дороже чести, дороже совести мир начи-
   нает искажаться, приобретает уродливый вид.
   Марк вспомнил случай в обувном магазине. Мужчина устроил в кассе скандал,
   добиваясь, видимо, скидки на пару туфель. Орал на работниц с покрасневшим лицом. Вы-
   тянул шекель и ушел довольный. А то, что душу свою обгадил, ему и невдомек. 
   Он буквально запугал бедных женщин. Был ли он прав в своих претензиях
   или нет, но так вести себя нельзя. Это психический террор, разрушающий любые ростки
   здоровых отношений между людьми.
   С наступившей осенью пришли праздники. Самый шумный из них - праздник
   вина. Наша жизнь в общем-то похожа на бег по кругу, и поэтому каждый год происходит
   одно и то же. Отдежурив, Марк поднялся к себе домой. Особенно раздражали чьи-то гром-
   кие, высокие голоса. Жена уже спала. На следующий день ей нужно было рано вставать, но
   шум не давал возможности отдохнуть.
   Он выглянул в окно. Перед домом, у самой дороги, сидели две пьяненькие чер-
   новолосые девчонки и целовались взасос, возле них стояла начатая бутылка. Мимо безраз-
   лично проезжали машины. Праздник вина был в самом разгаре. Крики, хохот, визг слыша-
   лись до глубокой ночи.
   
   12
  
   Автобус въезжал в Иерусалим. Дорога шла по склону, и город неожиданно ока-
   зался внизу. Он напоминал огромную чашу. Иерусалим его потряс, что, конечно, не ново. И
   все же впечатления от Иерусалима у людей остаются разные. Совершенно необычными ему
   показались воздух и небо над городом. Небо как покрывало провисло и приблизилось к зем-
   ле, словно какие-то мощные таинственные силы, таящиеся в священных зданиях, притянули
   его. Ему захотелось поднять руку и осторожно дотронуться до голубоватой массы. Потоки
   света спускались сверху, разливаясь и играя в прозрачном воздухе. Но в центре свет был осо-
   бенно силен. Пришла мысль, что это какой-то космический город. Он посмотрел в небо, - и
   внутри у него все замерло. Казалось, небо вот-вот откроется, и в нем появится божествен-
   ный лик.
   Каждый шаг по улицам Иерусалима - это путешествие в историю. Древние стро-
   ения чуть ли не везде соседствуют с современными зданиями. Идя в первый раз по городу,
   вы можете неожиданно наткнуться на недавно отрытую полосу римской дороги с колонна-
   ми или на средневековый католический храм. Пока же, туристы, точно соблюдая маршрут,
   пересекли арабский квартал и без проблем преодолели несколько военных и полицейских
   постов.
   Автобус остановился у площади, где располагалась знаменитая "Стена плача".
        Собственно, это небольшой участок стены, ограждавшей когда-то храм, точнее фрагмент ее
   западной стороны. Это все, что осталось от некогда огромного сооружения. На протяжении
   тысячи лет в первом и втором храмах в жертву Богу приносили животных. Все закончилось,
   когда римляне взяли штурмом священный город, а храм сгорел.
   Стена оказалась разделенной на мужскую и женскую части. Причем первая бы-
   ла больше второй раза в полтора. Издалека стена выглядела громоздкой и неуклюжей. На
   входе Марку выдали черную бумажную шапочку, которую он должен был одеть. Шапочку
   (кипу), чтобы она не упала, приходилось придерживать рукой.
   Марк подошел к стене. Большие неровные камни прямоугольной формы давили
   друг друга. Между камнями были щели, углубления. Местами в стене проросла трава, кусти-
   ки. И почти везде снизу и до высоты поднятой руки пестрели скомканные и втиснутые в
   щели бумажки-записки. На них были написаны просьбы к Богу. Тысячи желаний, мольбы,
   слезы. Некоторые записки были довольно старые, пожелтевшие. Людей возле стены было
   немного. Кто-то стоял, прислонившись лицом к камням, кто-то держал на стене руки. Неда-
   леко религиозный еврей с пейсами, раскачиваясь, читал Тору. Марк стоял возле стены и,
   почему-то, ничего не ощущал. Он как бы онемел внутренне. Он осторожно попробовал кам-
   ни рукой. Нагретые на солнце, камни отвечали приятным теплом. Просить ничего не хоте-
   лось... Разве в этом смысл отношений с Богом? Просить, просить... Не вложив никакой за-
   писки, Марк отошел от стены.
   "Стена плача" - потрясающий урок в истории еврейского народа. Наблюдая
   жалкие остатки некогда могущественного и богатого храма, думаешь о людских грехах, оши-
   бках и наказании за них. В истории порой невозможно разобраться, что послужило причи-
   ной несчастья - Божий гнев или людская ненависть. Хотя, хорошо известно, что наказывая,
   Бог действует через людей.
   Уходя с площади перед стеной, Марк отчего-то забыл бросить взгляд в сторо-
   ну мечети Аль-Акса. А это еще один повод задуматься.
   Марк и другие члены туристической группы вошли в узкую улочку, ведущую к
        храму Гроба Господня. Двор и наружная сторона храма удивили Марка, особенно дисгармо-
   нично выглядела часть фасада вверху слева, закрытая строительными лесами.
   "Камень помазания", Голгофа - все призывало к скорби и священной памяти.
        Везде - лампады, образа, оправы в искусных украшениях, которые веками украшались и со-
   хранялись людьми с особой любовью.
   Люди, входившие в храм, удивительным образом преображались. Озабочен-
   ность суетными делами, раздражение, усталость остались там, за стенами храма. С торжест-
   венными и взволнованными лицами они стояли в очереди, совершая, быть может, самый
   важный поступок в их жизни.
   Волнуясь и торопясь, Марк, пригнувшись, вступил в пещерку с камнем, где вос-
   крес Христос. Марк оказался в тесном, полуосвещенном помещении. Парень, который зашел
   перед ним, все еще находился там. Марк ждал, не зная, что делать. "Kweek, kweek" (быстро,
   быстро), - донесся голос греческого монаха. Распоряжался он здесь по-хозяйски уверенно и,
   некоторым образом, бесцеремонно и равнодушно. Марк наклонился и прикоснулся лбом к
   надгробному камню, потом поцеловал его. Марку хотелось побыть возле камня еще немного,
   хотя бы минуту, но монах был настойчив, и Марк вышел из кувуклии.
   Деталей интерьера внутри и вокруг гроба он не запомнил, да это было и не
   важно. Все слилось в едином потоке впечатлений и эмоций. Люди передвигались бесшум-
   но, сдержанно перешептываясь. Появилось немного свободного времени, и Марк решил пе-
   редохнуть. Он сидел на деревянной скамейке прямо напротив кувуклии. Уходить не хоте-
   лось. Блаженное спокойствие и душевный уют объяли его.
   Он был дома.
  
   Марк был потрясен увиденным и пережитым. Он сидел в автобусе у окна, и
   ничего не видя, мучительно размышлял.
   "Для чего мы живем?" - задавался вечным вопросом Марк. "Неужели только
   для того, чтобы зарабатывать и тратить, зарабатывать и покупать? Бесконечные оплаты
   по счетам, если получиться - своя квартира, машина, поездка за границу. Единственная
   бескорыстная радость - помощь детям. Вот и вся жизнь. Но страсть наживы - самая силь-
   ная из людских страстей. Ее смысл прост - больше денег, больше вещей, еще больше денег,
   еще больше вещей...
   И тут Иисус - непонятный, божественный.
   Иисус, открыто выступив против облеченного властью религиозного офици-
   оза, обрек себя на гибель. Зачем?
   Он мог прожить жизнь плотника, иметь семью и детей. Или мог стать извест-
   ным раввином, последователем иудаизма, и обеспеченным человеком. Очевидно тогда
   его ждала бы долгая и, может быть, счастливая жизнь. Он, вероятно, дожил бы до разру-
   шения второго храма римлянами в 70 г. н.э. и погиб бы при защите Иерусалима в возрасте
   семидесяти четырех лет. А мог бы и пережить его падение.
   Но судьба его сложилась по другому, трагически. Он сам ее определил, выб-
   рав путь самопожертвования. Им двигала любовь к истине. И он никогда не сомневался,
   что люди, исполняя волю Творца, должны жить по правде.
   Судьба Христа - высочайший образец самопожертвования для каждого.
   Да, Иисусу-человеку было страшно умереть. Молясь в Вифлеемском саду, он
   просил: "Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но
   как Ты". Нет, не мог он отступить, он уже сделал свой выбор.
   У него не было выбора, а у человека выбор есть всегда. Жертва, принесенная
   Христом, стала вечным вызовом эгоизму человечества.
  
  
  
   Глава VII
  
    13
  
   В Израиле встречаешь разных людей. Однако отдельного рассказа достой-
   ны "русские ура-патриоты".
   Довольно молодая женщина, учительница, присматривала за детьми на
   дискотеке. Завязавшаяся между ней и Марком беседа неожиданно быстро переросла в
   острый спор:
   - Да вы посмотрите, что творится вокруг!
   - А что творится? Все нормально.
   - И вы не видите бескультурья, лжи и душевной черствости, проникших
   во все стороны жизни?
   - В России этого не меньше.
   - Но мы говорим об Израиле, причем здесь Россия?
   Позже к ним присоединился мужчина, специальность его была связана с
   компьютерной техникой. Он безоговорочно поддержал учительницу.
   Чувства, отразившиеся на лицах и в глазах оппонентов Марка, говорили о
   том, что после всего сказанного он стал для них ничуть не лучше врага народа.
   Знакомый Марка был с ним более откровенен и груб:
   - Ты зачем сюда приехал? - спросил он Марка.
   Подобный спор с русскими ура-патриотами довольно типичен. Оправда-
   ние всего негативного, что происходит в Израиле, и самообман служат в данном случае
   способом психологической защиты. Как и нежелание видеть правду - так легче жить.
   Слабость идейной базы "русских" израильтян в том, что большинству из
   них трудно ассоциировать себя не только с иудаизмом и его крайностями, но и с сио-
   низмом. А положительного идеала, который мог бы выступить основой идеологичес-
   кой альтернативы, у них нет. Значительная часть "русских" репатриантов, прибывших
   сюда в девяностые годы и позже, недовольна своим положением в стране и существую-
   щими в ней порядками и не видит для себя никакой перспективы.
   Наверное мы слишком много требуем от страны, специфику которой не по-
   нимаем. Собственно, более или менее цивилизованный вид, судя по рассказам старожи-
   лов, Израиль начал приобретать лишь в последние пятнадцать-двадцать лет. Мы долж-
   ны научиться видеть правду. В Израиль по-прежнему лучше приезжать, будучи готовым
   на жертвы ради еврейской национальной идеи. На самом деле любой "русский" репатри-
   ант, даже со связями и деньгами, может оказаться жертвой бездушия и скрытого сопро-
   тивления чиновников и просто граждан, опасающихся и ненавидящих алию из бывшего
   СССР.
  
   Марк снова работал в каньоне, в третьем или четвертом по счету. На новом
        месте опять надо было привыкать, вживаться, налаживать отношения с людьми.
   Каньонам, этому средоточию израильской публичности, принадлежит осо-
   бая роль. Покупатели, ищущие необходимый им магазин, дети с родителями, старики,
   праздно шатающиеся мужчины и женщины, молодежь - все находят нужным появлять-
   ся в каньоне, посидеть в пиццерии, поболтать со знакомыми или просто походить туда
   сюда.
   Кто-то зарабатывает в каньонах немалые деньги. Некоторые опускаются и
   начинают шнырять по помойкам, чего-то ищут там и находят, потом тащат все это к се-
   бе или отдают другим, а бывает и продают. Не каждый предприимчивый обыватель, в
   том числе и работник каньона, способен отказать себе "в удовольствии" собирать пустые
   банки и бутылки, получая за них в магазине хоть и небольшие, но деньги. Не менее ак-
   тивны в этом "бизнесе" и пенсионеры.
   В памяти остался эпизод из повседневного быта расположенного на краю
   города каньона. На помойке властвовали двое русских мужиков: рабочий махсана и
   уборщик; к компании примыкала и бойкая пенсионерка, собирательница бутылок. Марк
   издали наблюдал, как старуха, разгребая мусор в помойке, отгоняла голодную собаку, а
   вокруг кормились, каркали и перелетали вороны. Посещая магазин, она была самоуве-
   ренна и довольна собой.
   В каньонах бурлит своя закулисная жизнь, которая не видна со стороны. В
   закоулках каньонов сформировались социальные ниши, и их обитатели ведут между со-
   бой жестокую борьбу за выживание, порой не стесняясь в средствах. Члены каньонов-
   ской "семьи", коренные израильтяне и "русские", ругаются, сплетничают, нередко "сту-
   чат" на своего "товарища", но работают все вместе. В каждом из них вы найдете своих
   приживал, существующих за счет каких-нибудь покровителей.
   Спокойствия в каньоне никогда нет.
   "Русская" молодежь собиралась у двух пальм каждый вечер. Пиво, скейты и
   разговоры составляли, очевидно, главное содержание их жизни. Стайка здоровых парней,
   среди которых были и израильтяне, отвоевала себе площадку внутри каньона и каталась
   там на скейтах. Прыгая, они создавали сильный грохот и рисковали не только сломать
   себе ноги (что и произошло позже с одним из них), но и сбить проходивших по каньону
   детей и стариков. Один из парней, высокий и худой, был особенно наглым, вел себя с
   Марком вызывающе, заявив как-то, что он был в каньоне до Марка и будет после него.
   Печально.
   На стене внутри каньона русские подростки, используя свободу слова, катего-
   рично выразили свое мнение о государстве, в котором они живут: "Зе ле медина - зе бейт
   зоноти" (это не страна - это сучий дом). Дацзыбао "по нашему" красовалось перед всеми
   несколько дней, пока рабочий по распоряжению начальства не стер его
   В примыкавшем к каньону скверу свирепствовала группа "русской" молодежи
   предармейского возраста. Подобно другим, они по ночам смеялись, кричали на всю окру-
   гу, мешая спать тем, кто жил в домах рядом. Возглавлял их здоровый парень с длинными
   русыми волосами. Он выделялся своим озлобленным характером и агрессивностью. Жи-
   тели, кажется, их побаивались. Молодая израильтянка, набравшись смелости, что-то вы-
   крикнула им из окна. Парень как будто этого только и ждал. С какой неистовой злобой он
   бросился в ругань. Громко крича, он уничтожал ее словами словно пулями.
   Марк и жена засыпали лишь после того, как они расходились. Один раз же-
   на не выдержала и попросила их перейти в другое место. Главарь вдруг ответил:
   - Мы уйдем только потому, что вы - русская.
   Душами этих молодых людей уже правит ненависть. И сколько им подобных
   в Израиле? Часовой механизм бомбы замедленного действия неумолимо отсчитывает вре-
   мя, оставшееся до взрыва. Кто и что его остановит?
   И в Марке не было благостного настроения, особенно в первые годы прожи-
   вания в стране. Его периодически захлестывали волны раздражения, негодования, обиды,
   злости. Ему даже не хотелось лишний раз выходить из дома - лица, поведение, голоса из-
   раильтян ему были просто неприятны. Слишком часто, совершенно неожиданно и бес-
   причинно, он ощущал их недружественное отношение к себе. Тяжело существовать в та-
   кой атмосфере. Большинство же, по его наблюдениям, не видело в этом ничего необычно-
   го. Израильское общество привыкло жить во вражде.   
   Марк как мог боролся с негативными чувствами, в чем ему помогали его хри-
   стианские убеждения. В христианстве ненависть считается смертным грехом. И это очень
   верно, ведь она губит душу. 
   Работая с коренными израильтянами, Марк старался быть честным и ответ-
   ственным. Он сопереживал их проблемам, по мере возможности откликался на их прось-
   бы, проявлял максимум терпения. И, как правило, ему отвечали уважением. Любой чело-
   век ценит в другом прежде всего нравственные качества.
  
   У Марка вновь обострился невроз, все время давила слабость, накаплива-
   лась усталость. Вероятно, реакция организма на лекарства притупилась, и те перестали
   действовать должным образом. Опять усилилось ощущение тяжести существования.
   Иногда он чувствовал себя уставшей, заезженной клячей, из последних сил тянущей не
   нужный ей воз.
  
   14
  
   Минул год. В жизни Марка ничего не изменилось. Некоторое оживление вне-
   сли политические события местного масштаба.
   На домах, заборах развесили предвыборные агитационные лозунги и плакаты
   с большими фотографиями кандидатов. Почти везде лежали, валялись брошюрки с прог-
   раммами партий и листки с именами выдвигающихся на высокий пост. Предстояло вы-
   брать городского мэра.
   Марк вглядывался в фотографии кандидатов и понимал, что он их совершен-
   но не знает. Он пытался найти в агитлистках, программках хотя бы отдельные биографи-
   ческие сведения о них. Но тщетно. Марк чувствовал непреодолимый скептицизм и был
   уверен, что выборы, их результаты никак не повлияют на его жизнь.
   "Выборы, выборы. А если нет выбора?" - это, пожалуй, основная мысль, ко-
   торая мучила многих.
   В городе песок из под мощеных улиц пробирался наружу, перетекал в углы и
   отлеживался там, стараясь быть незамеченным.
   Пустыня, миражи, не природные, а общественные. Сбылась ли мечта евреев
   о стране счастья? Наверное, нет. Сколько сил отдано, сколько принесено жертв. Неужели
   напрасно? Претендуя на исключительность, древний народ, во всяком случае, его свет-
   ская часть, теряет веру в себя. Что его ждет? Наверное, ему предстоит серьезно изменить-
   ся, чтобы понять свое будущее. Но возможно ли такое?
   Израилю необходимы глубокие реформы, социальные и политические. Но
   при существующем уровне общественной морали они, даже если и начнутся, обречены
   на провал.
   Что бы там ни было, а жизнь продолжается. Марк миновал подъезд с разби-
   той дверью, вошел в квартиру. Разделся, сделал себе бутерброд, налил чаю. Окно было
   открыто, и вечерняя прохлада свободно проникала в помещение. В доме рядом некстати
   скандалили. Кричали сильно, и поэтому слова ясно различались. Мужской голос с доса-
   дой произнес:
   - Эгоисты чертовы. Все эгоисты! Каждый только о себе думает.
                              Неизвестный прекрасно выразил то, о чем давно думал Марк.
   Эгоизмом и бездуховностью поражен не один лишь Израиль и израильтя-
   не, а большинство человечества. Современная цивилизация создала материального че-
   ловека, который без устали гоняется за деньгами, вещами, плотскими удовольствиями.
   Люди отказываются понимать универсальное влияние своих поступков. И именно здесь
   следует искать корни всех бед.
   Оставим в стороне представления иудаизма о мессианской роли евреев и
   футурологические построения каббалистов. Они очень слабо связаны с реальными
   нравственными коллизиями. Но так уж сложилось исторически, что на Ближнем Вос-
   токе и в Израиле сконцентрировалось множество человеческих проблем. И хочешь не
   хочешь, а вспомнишь об Армагеддоне - месте, где согласно Библии произойдет послед-
   няя битва между добром и злом.
  
   А там, далеко в космосе, в бесконечном пространстве жила Душа, ранимая
        и беззащитная. Сотворил человек зло, и что-то разрушилось во Вселенной, кому-то боль-
   но кольнуло в сердце, и огорчился Бог, и стало на его лике одной морщиной больше.
   После долгих и непростых раздумий Марк внутренне успокоился. Он понял
   очень важную вещь: то, что он пережил здесь, не могло быть случайностью. Внешний ус-
   пех не столь важен. Главное - сделать правильный внутренний выбор. Надо уметь жерт-
   вовать своим личным эгоистическим "я" ради более высоких ценностей нравственного и
   духовного порядка. И тогда душа приобретет способность любить и радоваться вопреки
   всем проблемам и трудностям. Истина, старая как мир, но каждый открывает ее для себя
   заново.
   Начинались будни. Город нехотя просыпался, взбадриваясь криками мусор-
   щиков, тарахтением двигателей первых автомобилей, пением птиц. Раздались голоса со-
   седских мальчишек. Марк окинул взглядом привычную обстановку квартиры. Рядом, ме-
   шая, вертелась его собака. Все как всегда. Собравшись, он вышел на улицу и знакомым
   маршрутом отправился в очередной день своей жизни.
  
        Август 2009 г.
  
  
  
   Словарь
  
   абсорбция - приспособление, вживание в израильское общество прибы-
   вающих евреев.
  
   алия - (восхождение), переселение евреев в Израиль на постоянное жи-
   тельство.
  
   кабат - сотрудник специальной службы контроля за безопасностью, в
   том числе финансовой, создаваемой той или иной сетью магазинов.
  
   кибуц - сельскохозяйственная коммуна в Израиле, характеризующаяся
   общностью имущества и равенством в труде и потреблении.
  
   кнессет - парламент Израиля.
  
   кувуклия - специальная часовня над погребальной пещерой Христа. Сло-
   во "кувуклия" означает "царская опочивальня". Для обозначения гробницы оно
   применяется в единственном на земле месте - в Храме Гроба Господня в Иеруса-
   лиме.
  
   олимы - измен. разгов. от оле, ола - букв. поднимающийся(ася), мн. ч. -
   олим, олот - евреи, возвращающиеся на историческую родину - в Израиль.
  
   сган - заместитель директора магазина.
  
   сохнут -  негосударственная, неправительственная, некоммерческая
    международная еврейская организация, содействующая репатриации в Израиль
   евреев из мусульманских стран Ближнего Востока и бывшего Советского Сою-
   за. Имеет представителей в 58 странах мира.
  
   ульпан - здесь, государственные учебные заведения, созданные для обу-
                       чения ивриту приезжающих на ПМЖ евреев и членов их семей.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"