Прилуцкий Евгений Александрович : другие произведения.

Новый Грааль

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Несмотря на войны, опустошительные эпидемии, жизнь в Европе в средние века продолжалась. Жизнь проявляла себя в
  полной мере, в максимально возможной для нее силе и редкостном разнообразии. Людей на каждом шагу поджидала смерть (средневековую европейскую культуру называют "культурой Смерти" - Е.П.), а они воспевали любовь, их настигали болезни, а они строили и созидали, им угрожали вечными муками, а они мечтали и дерзали жить смело, открыто, справедливо. Катаризм или альбигойскую ересь думали сжечь на кострах, а она почти неузнаваемо изменившись, рождалась в новой форме.
   Исследуя и описывая культурный феномен, который связывают с трубадурами, историки и писатели не сразу заговорили о
   его родстве с катарской ересью. Мир начала XXI века - циничен и не верит в благородство и чистоту людских отношений. В рыцарстве,
   романтических поисках любви и человеческого счастья видят лишь попытки удовлетворить плотские желания и страсти.
   Немецкий исследователь Отто Ран в своей уже ставшей классической для данной проблемы книге "Крестовый поход против
   Грааля", вышедшей в свет в 1933 году (Изд-во "АСТ", 2004, перевод с немецкого И.Иванова), открыл новый пласт существования
   катаризма в его отношении к легендам о Граале. Романтические истории любви трубадуров к прекрасным дамам, воспетой трубадурами
   в стихах, а также о рыцарском отношении к женщине, представляли собой, по сути, еретическую вольность, противоречившую строгой
   христианской морали. Мощный напор жизни прорвал "плотину", возведенную христианской Церковью.
   Для О.Рана важен литературный источник, из которого мы можем что-то узнать о Граале. Автором эпоса о Граале является
   некто Киот, текст поэмы "Парцифаль", авторство которой принадлежит французскому поэту Гийому де Провансу, утерян. Некоторое
   влияние она оказала на немецкого поэта Вольфрама фон Эшенбаха, сочинившего известный вариант "Парцифаля" ("Персеваля"). Его и
   использует О.Ран.
   Свидетельства об известнейших трубадурах оставил хронист Мишель де ла Тур, современник трубадуров, о которых он
   рассказал. Перед нами оживают Бернар Вентадорн, Гаусельм Файдит, Пейре Видаль, Маркабрюн, Пейре Кардиналь, Рамон де Мираваль,
   меланхоличный Арнаут де Марвейль, любимый ученик Арнаута Даниеля и несчастный паладин графини Каркассонской. Мы также
   встречаем имена Вильгельма Монтаньаголя, Аманье дез Эскаса и других.
   О.Ран утверждает, что все катары были трубадурами. По-моему, понятнее было бы утверждение о том, что все трубадуры были
   катарами.
   Появились совершенно новые отношения мужчины и женщины, которые обозначались французским словом "миннэ". "Миннэ"-
   целомудренная любовь, исключающая какое-либо плотское удовольствие, или выражаясь современным языком - секс. Дама награждала
   выбранного ею трубадура (посвятившего даме лучшие с ее точки зрения стихи) невинным поцелуем. После чего трубадур становился
   верным и преданным другом дамы, послушным исполнителем ее воли. Поцелуй должен был оставаться тайной для всех.
   Среди благородных дам выделялась виконтесса Каркассонская Аделаида, самая знаменитая дама от Барселоны до Флоренции и
   Парижа. "Двор любви " виконтессы был популярен во всей Романии.
                            Трубадур Арнаут де Марвейль, удостоенный поцелуя Аделаиды, нарушил закон чести романского кодекса чистой любви -
   он рассказал о поцелуе в двух стихотворениях, приправив их некоторой долей эротической фантазии, за что был удален от ее двора. Но
   стихи остались:
  
   О, как мне нравится в апреле или мае,
   Проснувшись поутру под насыпью, в траве,
   Ночной ловя эфир, смотреть на птичьи стаи
   И слушать соловья в предутренней заре.
   Певцы рассвета нынче весело поют
   Свои мелодии - Авроре они рады.
   В кустах соловушка прильнула к соловью,
   И алчет наш певец обещанной нarрады ...
  
   Арнаут де Марвейль
  
   Вольфрам фон Эшенбах, автор "Парцифаля", соединяет рыцарский дух с христианской религиозностью, обещая ад тем, " кто
   был неверен и не имел ничего святого".
   В средневековом (романском) царстве любви "... не пользовалось особым уважением иудейское представление о сотворении
   человека, по которому Яхве создал вначале мужчину, Адама, ставшего для Евы отцом и матерью. В средневековых легендах Адам и Ева -
   два ангела, заключенные Люцифером в земное бытие (напомню, речь идет о библейском Создателе , Боге-Отце, понимаемом в
   гностической традиции от Кердона и Маркиона, II в. н.э. - Е.П.). Как в раю, так и на земле Ева равна Адаму. Она не жена "плоть от
   плоти" его, но "прекрасная госпожа", domina, поэтому романские народы, как потомки иберов и кельтов, видели в женщине нечто
   пророческое и божественное. Иудейская женщина настолько была подчинена мужчине, что носила сначала имя отца, потом имя мужа,
   но не считалась достойной даже собственного имени. В Лангедоке, особенно в Пиренеях, где традиции иберов и кельтов сохранились
   лучше всего, древнейшие роды носили имена женщин. Там говорили: потомки Белиссены, Империи, Оливерии. Атрибутами женщины
   были не веретено и колыбель, но перо и скипетр."
   Буйство средиземноморского характера не всегда удавалось удержать в рамках культурных представлений - один из баронов
   столь сильно ревновал свою жену, что убил влюбленного в нее трубадура.
   "Молящиеся поэты переставали быть безрассудными сочинителями баллад. С этого момента они становились "чистыми" -
   катарами!
   Катары,.. - пишет О.Ран, - переносили законы любви в область духа. Вместо женской благосклонности они искали
   освобождения духа. Вместо дамы сердца - "утешителя". Молитвы и поэзия сливались воедино."
   Перейти, собственно, к Граалю помогает легенда, рассказанная пастухом:
   "Когда стены Монсегюра еще стояли, в них катары, чистые, охраняли Святой Грааль. И был Монсегюр в великой опасности.
   Воинство Люцифера подступило к его стенам: Они хотели захватить Грааль, чтобы укрепить его опять в короне князя тьмы, откуда он
   выпал, когда восставшие ангелы были сброшены с небес. И когда бой был почти проигран, слетела с неба белая голубка, и Фавор
   распахнулся. Эсклармонда, защитница Грааля, бросила святыню в недра горы, и она затворилась. Так был спасен Грааль. А когда черти
   овладели крепостью, то поняли, что опоздали. В ярости схватили они катаров и сожгли под городскими стенами ... "
  
   Да, так любите на земле,
   Как требует уже сейчас
   Любви небесной чистый глас.
  
   Вольфрам фон Эшенбах
  
   В Пиренейских горах, в пещерах Сабарте Парцифаль увидел Грааль.
  
   За звездами для светлых душ чертог,
   И доблесть там царит, как здесь - порок.
  
   фон Халлер
  
   Совершив экскурс в историю мифологии, мы узнаем от О.Рана, что философский камень алхимиков средневековой Европы
   есть Золотое руно древних греков. Но были мудрые и благородные алхимики, которые искали Бога. Грааль - ключ от рая.
   Не случайно также, что три "астролога" пришли в Вифлеем, чтобы увидеть родившегося Иисуса.
  
   Язычник Флегетан узнал,
   Что по движению светил
   Он тайну чудную открыл,
   И с тайны совлеклась вуаль.
   "Святыня, имя ей - Грааль", -
   Так он вскричал, когда узрел
   Слова среди небесных тел.
  
   Вольфрам фон Эшенбах
  
   Под Граалем обычно понимают чашу, в которую была собрана кровь Иисуса и которую привез в Западную Европу Иосиф
   Аримафейский. О.Ран проводит ассоциации с учением друидов, философией пифагорейцев, индийскими и вавилонскими теогониями.
   Его усилия по установлению связи между катаризмом и легендами о Граале сосредоточены в области мифологии, средневековой поэзии,
   фольклора и астрологии.
   Принято, что Жерар де Сед, автор книги "Тайна катаров" (М., Крон-Пресс, 1998. Пер. Е.Морозовой), привел доказательства
   связи катаризма с легендами о Граале. Весьма интересен другой момент.
   Он выделил три подхода к проблеме:
   "Легенды Пиренеев рассказывают, что после Монсегюра Грааль был доставлен в замок Монреаль-де-Со. А оттуда перекочевал
   в один из соборов в Арагон, откуда позже был тайно вывезен в Ватикан.
   Однако есть и такие ученые, которые считают: тайна катаров заключалась в знании скрытых фактов из земной жизни Христа.
   Якобы катары имели информацию о земных жене и детях Спасителя, которые после распятия были переправлены на юг Галлии,
   нынешней Франции. Доказательства этих сенсационных фактов катары якобы и переправили из Монсегюра накануне своей гибели.
   Есть и такие энтузиасты, которые до сих пор ищут в окрестностях и на самой горе зарытые клады, золото и драгоценности
   катаров. Бог им в помощь."
   Спекулятивное развитие получило мнение неназванных ученых о якобы имевшихся жене и детях Христа, неизвестных доселе
   широкой массе христиан. Потребность в скандальной "правде" умело удовлетворил Дэн Браун в книге "Код да Винчи". А вот и идея
   книги:
   "Если, еще раз повторим, наша гипотеза точная, Святой Грааль имел двойное значение. С одной стороны, это была кровь
   потомков Иисуса, "королевская кровь", верными хранителями которой, были тамплиеры, прямо происходившие от Сионской Общины; с
   другой стороны, в буквальном смысле слова, он был чашей, сосудом, принявшим и сохранившим кровь Иисуса. Иными словами, в
   широком смысле Святой Грааль - это грудь Магдалеянки, затем сама Магдалеянка, культ которой, родившийся в начале Средних Веков,
   мало-помалу смешается с культом Девы Марии..."
   Это цитата из книги М.Байджента, Р.Лея и Г.Линкольна "Священная загадка" (London, 1982, перевод с французского
   О.Фадиной). И еще одна гипотеза авторов:
   "Являясь кровью, чашей и грудью, Святой Грааль имел еще одно значение. В 70 году, во время великого восстания Иудеи,
   римские легионы Тита разграбили Иерусалимский храм, его сокровище отправилось в Пиренеи, и сегодня оно может оказаться
   спрятанным в одном из подземелий Рокко-Негро, охраняемое Сионской Общиной. Но, вероятно, Храм укрывал совсем другое, нежели
   золото и серебро. Действительно, известно, что в древнееврейском мире политика и религия были тесно связаны, и Мессия, царь-
   священник, обладал одновременно духовной и временной властью. Можно быть почти уверенными в том, что в Иерусалимском храме
   был спрятан официальный архив, касающийся израильского царского рода, свидетельства о рождениях или браках, различные бумаги,
   которые имеет любая большая семья. Документы, касающиеся Иисуса, "Царя Иудейского", по всей видимости, находились там, как,
   возможно, и его тело или его могила."
   Однако, дальше авторы сворачивают на любимую ими тему: тамплиеры "что-то" нашли, и
   "По этому поводу можно бесконечно выдвигать гипотезы. Шла ли речь о мумифицированном теле Иисуса? О документах,
   относящихся к его браку или рождению его детей? Или же еще о чем-то очень значительном для истории человечества? Этот документ
   или эти документы, касались ли они Святого Грааля? Умышленно или случайно он или они попали затем в руки еретиков-катаров и
   стали ли они частью или целым сокровищем замка Монсегюр?.."
   А затем и "скала Сион", возможно, представляет собой Иисуса...
   И далее смелое предположение:
   "Обосновавшись на иерусалимском троне, меровингская династия больше не имела причин не одобрять намеков на ее
   происхождение, наоборот, она их даже поощряла. Таким образом объясняется появление цикла романов о Граале и глубокие его связи с
   рыцарями Храма. В этих условиях можно представить себе продолжение. Упрочив свое положение в Палестине, "королевская традиция",
   переданная Годфруа Бульонским, могла бы заставить всех признать свое настоящее восхождение, царь Иерусалимский получил бы
   первенство среди самых старинных монархий Европы, а патриарх Святого города вытеснил бы папу. Тогда вместо Рима единственной
   столицей Христианского мира, всего Христианского мира, да и не только его, стал бы Иерусалим. Потому что, если Иисус был всего лишь
   смертным пророком, царем-священником и законным главой потомков Давида, верующие мусульмане и евреи в свою очередь признали
   бы его, а его потомок, король Иерусалима, был бы в состоянии осуществить один из основных принципов политики ордена Храма:
   примирение католического христианства с исламом и иудаизмом." 
   Ну, не получилось...   
   И, наконец, вывод:
   "Может ли гипотеза о потомстве Иисуса, дошедшая до нас, считаться точной до малейших деталей? Да, отказываясь занять в
   этом деле категорическую позицию и допуская даже, что некоторые пункты могут показаться спорными, мы абсолютно уверены, что в
   общих чертах она соответствует истине."
   Отдадим должное авторам за их совестливую позицию:
   "Но что стало бы с другими? С миллионами людей в этом мире, для которых Иисус всегда был сыном Божьим, Спасителем и
   Искупителем вины человечества? Какую угрозу представил бы для их веры этот исторический Иисус, этот царь-священник, рожденный
   нашими поисками? В какой степени мы нарушим, перевернем те понятия, которые для стольких верующих представляют основу,
   бесценный фундамент их прикосновения к святому?"
   Но, авторы уверены, что "новое знание" о Христе - муже и отце, не разрушит веру в Христа - Божьего Сына и Бога.
   И еще смелое, но очень спорное утверждение:
   "Сегодняшний мир, мы убеждены в этом, находится в состоянии поиска настоящего главы и духовного вождя. Монарха,
   достойного его доверия. Наша цивилизация, бывшая материалистической столь долгое время, и сознающая пробелы в своем опыте,
   больше не скрывает своего желания напиться из другого источника, непохожего на предыдущий, источника, который утолит ее духовную,
   эмоциональную и психологическую жажду." 
   Итак, Грааль обнаруживает свое будущее в политике. Кроме того, православные и другие христиане легко заподозрят в
   "монархе" возможного Антихриста.
   Человек древнего мира и средневековья не мог существовать без Бога, без религиозных ритуалов. Окружающая природа,
   судьбоносные общественные события, выдающиеся сородичи - все олицетворяло собой могущественные сверхъестественные силы и
   божественное начало. Оставшиеся в живых катары - защитники Монсегюра, более двухсот человек, отречению от религиозных взглядов
   предпочли смерть на костре. Кто сегодня готов к такому поступку? Ныне человеку трудно понять своего предка.
   Современным миром правят деньги, власть (любая, как ценность) и секс. А дергает за ниточки, управляет ими, часто неявно,
   информация.
   "Наевшись" плоти, западный человек в своем отношении к любви может качнуться в другую сторону, что приведет к
   определенному ренессансу платонической любви и, хочется надеяться - заметному ослаблению интереса к однополой любви. Но очень
   важно понимать, что когда возникает вопрос о духовности, мы должны иметь ввиду, что подлинная духовность несовместима с
   любовью, ориентированной на земные ценности: любовь к женщине (мужчине), любовь к детям, любовь к родителям, любовь к природе,
   любовь к человечеству будут ложными путями. Духовность признает только любовь к Богу. Это - закон. Прийти к Богу (не ментально, а
   духовно) можно лишь отказываясь от всего (жертвуя всем), что привязывает к существованию в земном мире.
   Оказалось, что человеку в XXI веке, во всяком случае, на Западе, не нужен Бог. Желания человека, его комфортная жизнь -
   теперь самоцель. А что в России? Ведь она стремится в Европу? И Россия, похоже, движется туда же, несмотря на специфику. И без того
   проблем, хоть отбавляй (здесь надо успеть, там что-то сделать, купить, и денег, сколько не зарабатывай, всегда не хватает; детям надо
   помочь, к родителям хорошо бы забежать, где взять время и силы на все?), тут еще жертвуй, ограничивай свою свободу (что мы видим в
   нашей жизни? - работа, дом, работа, дом.., а жизнь одна, моя жизнь, единственная, неповторимая, что упустил в ней - уже не вернешь).
   Но, странное дело, потеряв Бога, западный человек потерял себя.
   Грааль, как и подобные ему предметы-символы, можно представить в качестве переходного варианта на пути к истинной
   духовности. Они необходимы тем, кто пока не способен обходиться без материального "преобразователя" духовных явлений в
   совокупность понятных для них ценностей. 
   В заключение позвольте мне высказать "безумную" мысль (Чем мы хуже?): А не нужно ли в третьем тысячелетии искать Грааль
   и в Космосе? Не забывая, конечно, о переходном варианте извилистого движения к духовности. Земля для современного человека - уже
   не тот таинственный и неизведанный мир, который манил искателей приключений и будоражил воображение мечтателей. В
   бесконечных, полных опасностей просторах Космоса найдется место для религиозных символов. Физический Космос подготовит
   сознание землянина, утратившего важные способности предков, к восприятию Космоса Духовного.
   Но что же можно искать в Космосе в качестве Грааля? Человеческое тело и, с большой вероятностью - тело любого разумного
   существа в нашей Вселенной - сосуд, чаша, в которую помещена искра божественной и вечной жизни - душа. В душе поселяется светлое
   Божество - Христос, когда душа любит Христа. И тогда отчетливо проясняются смысл человеческого существования и космической
   миссии земной цивилизации - принести другим разумным существам во Вселенной, братьям по Разуму, драгоценное содержимое
   человеческой души - веру в Христа. Легенды, фантазии, гипотезы... И в прошлом, и в настоящем... Видимо, уж такова судьба у "Святого Грааля"...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"