О предварительных итогах обсуждения проблемы Реформации в РПЦ
Поместив мою статью "Ожидает ли РПЦ своя Реформация и свой протестантизм"(См.: "Православие: современность, прошлое, будущее.") на трех форумах: на форуме А.Кураева и на форуме православной социальной сети 10 мая, на форуме сайта "Православие и современность" - 12 мая, я, конечно, допускал, что различные причины могут помешать многим людям высказаться на эту тему. Но, я все же надеялся, что активность будет достаточно высока. Увы, я ошибся. То, что произошло, можно назвать обсуждением лишь с большой натяжкой. На мой взгляд, основной и почти единственной причиной скудного результата является то обстоятельство, что абсолютное большинство православных совершенно не готово формулировать свою позицию по столь трудной и ответственной проблеме. Оно и не удивительно. Ведь, пожалуй, со времен обновленческого движения 20-х годов прошлого века подобные вопросы перед ними не ставились.
А теперь немного статистики. Всего "просмотров" на 13 ч. моск. вр.24 мая 2011 г. на трех форумах - 1559, из них: на форуме Кураева - 1284, на форуме правсоцсети - 54, на форуме прав. и совр. - 221. Всего "ответов" на трех форумах - 44(я исключаю свои реплики-ответы, там , где они были) или 2,8 % от общего числа просмотров, из них: на форуме Кураева - 37 или 2,8 %, на форуме правсоцсети - 3 ( 5,5 %), на форуме прав. и совр. - 4 (1,8 %). Всего участников, давших один и более ответов, - 13, в том числе: на форуме Кураева - 10, на форуме правсоцсети - 1, на форуме прав. и совр. - 2. Как и следовало ожидать, наивысшая активность была проявлена на форуме Кураева, самое никое участие зафиксировано на форуме правсоцсети. Единственная участница, высказавшаяся на этом форуме, продемонстрировала полное непонимание складывающейся в РПЦ ситуации. Она выразила категорическое отрицание самой возможности постановки заявленной темы. Ну, что ж, - это тоже мнение. И его надо учитывать.
На форуме прав. и совр. своим ответственным отношением выделяется ответ священника Василия. Он написал: "Вы поднимаете очень сложную и, скажем так, болезненную тему, но это не значит, что обсуждать ее не нужно вообще. Я думаю, что мнение обычных мирян должно учитываться (ведь не случайно в древней Церкви клирики избирались при участии мирян)."
И еще: "Но главное, чтобы приступать к каким-либо обсуждениям (я имею ввиду на общецерковном уровне), необходимо очень тщательно и подробно изучить историю Церкви вообще и историю РПЦ, в частности."
На форуме А.Кураева было получено наибольшее количество ответов. Конечно, не стоит думать, что все они одинакового достоинства. Некоторые из них можно отнести разве что к разговорному жанру. Их авторы явно проявили желание просто пообщаться между собой. Как это часто бывает, девушки и молодые женщины в любой теме не упускают ни одного случая, чтобы не обозначить в дискуссии свой интерес к интимным отношениям, реальному положению с моралью в христианской среде и т. д. Не стало исключением и наше обсуждение. Хотя, было бы куда полезнее обсудить вопрос о возможности введения в РПЦ института дьяконесс, и - не менее интересную проблему распространения так называемой гендерной идеологии в Европе. Но, Слава Богу, имеются ответы, заслуживающие пристального внимания. Участник "а. владимирович" высказал свое мнение по обсуждаемой проблеме конкретно, четко и ясно. Хочу привести его ответ полностью:
" - Нужны ли изменения в Русской Православной Церкви? Да. Самое главное, что нужно--избавиться от формализма.
- Подходит ли путь европейской религиозной Реформации для России? Нет, конечно. Западная реформация произвела отделение, но не качественное изменение людей. Поэтому католики и протестанты очень похожи.
- Какой вам видится РПЦ:
а) традиционно иерархической;
б) живущей только общинами.
Иерархической, только без формализма.
- Как вы относитесь к трудам святых отцов? Сам всегда говорил, что от незнания их трудов наши проблемы и происходят.
- Есть ли необходимость в демократизации жизни Церкви? В западном понимании--нет.
- Могут ли миряне по желанию участвовать в богословских дискуссиях?
Да, должны. У нас ведь до сих пор бродят по миру никому не известные Хомяковы, Достоевские, Киреевские, но никому нет до них дела, т.к. иерархи предпочитают католическое разделение на "церковь учащую" и "церковь учащуюся",что не соответствует истине."
Интересен ответ Геннадия Травникова:
"И не надо ничего нового. Тем более, что его нет, этого нового. Всё старое. Достаточно вспомнить Никоновские реформы, что бы протрезветь. Из реформирования РПЦ не выйдет протестантизма. Он и без этого есть. А выйдет развал РПЦ на тысячи кусочков, по количеству приходов. Один другого будет православнее."
Владимир Витальевич ответил на вопрос статьи "Ожидает ли РПЦ своя Реформация и свой протестантизм?" таким образом:
"По-видимому ожидает. Обновленческое движение было скомпроментировано и уничтожено большевиками-атеистами, после ухода последних и проходящего уже периода неофитсткого фундаментализма, вопрос изменений непременно вновь (как и в начале 20 века) станет актуальным."
Особенно понравился целому ряду участников реплика Владимира С.:
"Всё что Спаситель говорил о книжниках и законника ни чуть не потеряло своей актуальности."
А участник Денис... категорично заявил:
"Реформация в России уже была во времена Петра первого, когда по примеру англиканской Британии и лютеранской Скандинавии Церковь была подчинена государству. Ныне происходят лишь косметические изменения вроде постановки скамеек в храмах для прихожан. Максимум возможного как показывает опыт ряда иных поместных православных Церквей - это календарная реформа."
И далее другой его ответ:
"требование прекратить всякое участие РПЦ в деятельности Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). Как показывают результаты опроса даже среди православных данного Интернет форума, большинство против членства нашей Церкви в ВСЦ."
А вот Илья Тюрин думает иначе:
"Думаю, православной церкви надо стать протестантской в том смысле, чтобы начать протестовать ...боязни штрих-кодов, инн, универсальных электронных карт, которые объявляются "печатью антихриста". В ВСЦ принимать участие надо обязательно, но экуменизм не принимать."
Хорош, по своему, конечно, вопрос участницы Patricia, католического вероисповедания:
"Церковь Христианская борется за свое единство или Православная конфессия борется за свое?" Правда, он сформулирован в духе экуменизма, который как раз и яыляется одним из камней преткновения для русского Православия.
Очень активный участник обсуждении Денис... выразил еще одну мысль, по моему, достойную внимания:
"Поместные Церкви, то разрывают евхаристическое общение, то восстанавливают его...На мой взгляд, в случае восстановления полноценного евхаристического общения... поместных Церквей можно говорить о восстановлении земного (ибо небесный глава у нас Один - Господь наш Иисус Христос) единства Вселенской (аспект РКЦ) Православной (аспект ПЦ византийской традиции) Апостольской (аспект ПЦ древневосточной традиции) Церкви. Ибо протестантизм - это внутренний раскол (откол) РКЦ, старообрядчество - это внутренний раскол (откол) РПЦ и т. д."
Несколько ответов сопровождены ссылками на другие православные ресурсы.
Интернет - беспрецендентное явление нашего времени, и пространство самовыражения молодежи, реже - людей среднего возраста. Плохо, что он пока не является комфортным местом для "посиделок" пожилых людей и стариков.
В виду того, что статья еще присутствует на форумах, возможны изменения в пользу увеличения числа как просмотров, так и ответов. В этом случае, я буду вносить соответствующие поправки в результаты итогов. Однако, я не думаю, что положение изменится заметным образом. Но, это не страшно. Потому что, уже тот факт, что полторы тысячи человек смогли познакомиться с проблемой, играет какую-то положительную роль.
Думаю, делать сегодня какие-либо конкретные выводы по данному обсуждению некорректно, мнений высказано слишком мало.
Однако, несмотря на очень ограниченное количество ответов предлагаю считать обсуждение своеобразным тестированием сотен православных, а еще лучше - определенной подготовкой их перед более сложным экзаменом в рамках данной проблемы, который всем нам предстоит выдержать.