отрывок из готовящегося религиозно-исторического романа
Один из текстов Библии, "Книга Иова" - потрясающая "вещь", быть может - главный сюжет всего Ветхого Завета, если иметь ввиду его гуманистическую составляющую, впечатляет более всего. Это трагедия Человека, оказавшегося внезапно перед лицом жестокого мира. Книга еще интересна тем, что в ней впервые упоминается Сатана. По наущению Сатаны Бог решает испытать, насколько Ему верен праведник Иов. Для этого Он позволяет Сатане отнять у Иова все, что тот имел: семью, богатство, здоровье (он заболел проказой, страшной болезнью, неизлечимой в древнем мире и в средние века). У Иова начались тяжелые дни, сначала он терпел, но потом не выдержал и воззвал к Богу: За что? Ведь он жил так, как велел Создатель. И тут происходит совсем удивительное. Некий молодой мужчина ополчается на Иова и друзей его за то, что, как он считает, Иов нападает неразумно на Вседержителя, а друзья говорят Иову не то, что нужно. И Бог ему фактически отвечает: Я создал все сущее, как ты смеешь учить других подобно мне? Разве перед нами не типичный образец древних патриархальных отношений? Деспотичный отец - полновластный хозяин своих детей. И сегодня подобные отношения - не редкость, например, в мусульманских обществах (или, помните, у Гоголя? Тарас Бульба говорит своему сыну Андрию: я тебя породил, я тебя и убью). Более того, у Бога есть сторонники среди верных друзей Иова, которые указывают ему на его неправильное поведение. Сочувствуя Иову и твердо зная, что Бог - Идеал, Совершенство, Марк разочаровался в ветхозаветном образе Бога-Создателя, увиденном древними. Без этого разочарования, наверное, не было бы дальнейшей эволюции взглядов Марка.
Измученная душа главного героя книги - Иова, кричит от боли, но, не столько физической, сколько моральной, "сердечной". Беспомощен человек. Он и так стоит на коленях перед Создателем... А, под грозным взглядом Творца Вселенной он сгибается еще больше и вот вот упадет. Но, надо выстоять, выстоять... только бы не упасть... Где же взять силы? Где искать их источник? В любви? Или в злобе и ненависти? в обиде? А, кто в чем может - в том и находит... Так, что же получается? Жалость может проявить только человек? Если следовать логике "Книги Иова" - и да, и нет. Человек в своей жизни знакомится с разными "любовями". Он погружается в любовь-страсть, ему становится ведома любовь-долг. Но, оказывается, есть и любовь-жалость.
Несмотря на увещевания друзей, Иов, доведенный до отчаянья, продолжает сетовать на свою участь и обвинять Бога в несправедливости, а, кроме того, в неспособности услышать его мольбу о помощи. Кто долго и тяжело болел, тот поймет Иова. Понимаю его и я. В чем его вина? За что ему посланы такие страшные испытания? Его сыновья погибли, все нажитое имущество уничтожено. Даже если каким то чудесным образом по соизволению Божьему он исцелится, зачем ему жить? Для кого? Он и дочерям своим теперь не может помочь. Чья вина в том, что произошло? Конечно, Того, Кто создал этот мир. Конечно, - Бога. И, вот, здесь мы подходим, пожалуй, к центральному вопросу в "Книге Иова": можно ли человеку спросить с Создателя за содеянное им? Здесь - вершина гуманистической мысли древности. Кто ответит за страдания человеческие? В книге лично я услышал призыв пожалеть Человека, страдающего в этом суровом мире. Пожалеть... "сюсюкать" что ли? Несколько десятилетий назад в некоторых советских фильмах трагические герои и героини резко заявляли: "Только не надо меня жалеть!" Этим поступком они хотели сказать, что они - сильные личности, и что жалость унижает человеческое достоинство. Почему? Не понимаю... Ведь жалость, возможно, "смежная" сторона любви... И еще одно воспоминание, если позволите: как то покойная Л.Зыкина предварила исполнение одной удивительной песни объяснением того, что когда то русские женщины не говорили мужчинам, детям, родителям: "люблю тебя". Они говорили им: "жалею тебя". Да, много мы потеряли... Может, пока не поздно, начнем возвращать утраченное?.. Давайте, не будем стыдиться жалеть людей и не будем проявленную к нам жалость считать унижением...
Иов негодует на миропорядок, устроенный Создателем. Смысл протеста Иова понятен: виноват человек перед Богом или нет - ему все равно не избежать страданий и смерти. И что же делать, если они пришли? Терпеть. Какое то время можно терпеть почти невыносимую боль, но силы человека небеспредельны. И, вот, человек чувствует, что силы его истощились. Все равно терпи, говорят Иову его друзья. А начнет человек роптать на Бога, Создатель только увеличит его страдания. И, вот, если человек все выдержал, все превозмог - тогда благоволит ему Бог. Да, за что же человеку даются такие нечеловеческие испытания? По причине первородного греха прародителей? Ответа нет. Самый главный вывод из истории Иова, который делаешь поневоле - человек не может изменить этот жестокий закон жизни, установленный Создателем. Сам же Создатель не знает всей боли человека, и поэтому, вероятно, не видит необходимости смягчить его. Но, больше всего, на мой взгляд, удивляет то обстоятельство, что Создатель фактически становится соучастником этого "некрасивого" и незаслуженного испытания, в котором Бог стремится, прежде всего, доказать всем, что Он - "Хозяин" человека.
Таков Бог? Нет, очевидно. Таковы представления людей о Боге, существовавшие две с половиной тысячи лет назад. Но, разве, мы, люди, живущие в XXI веке, обязаны принимать их некритично? Проблема в том, что "Книга Иова" - не просто великолепная литература, а часть Священного Писания. И как же заканчивается спор Иова с друзьями и с Богом? Странно заканчивается. Судите сами: после реплики, произнесенной Богом: "Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое." Иов, перепуганный грозным видом Создателя, как бы извиняется перед Ним, и Бог не только не сердится на Иова, но гневается на друзей его, а далее: "сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. И пошли Елифаз Феманитянин и Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сделали так, как Господь повелел им,- и Господь принял лице Иова. И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу. И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. И было у него семь сыновей и три дочери... После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; и умер Иов в старости, насыщенный днями." Автор (или авторы) "Книги Иова" отвечает: да, с Господа можно спросить за деяния Его. Но, и вопросы, якобы поставленные Иовом, не снимаются, так сказать, с повестки дня человеческой жизни. Ведь Господь на них так и не ответил.
Неужели Бог пожалел Иова? Нет. Он всего то продемонстрировал свое полное превосходство над человеком, показав недвусмысленно, кто в этом мире - хозяин. Но, для чего Он позволил Сатане отнять все у Иова, а потом сам все вернул ему и даже сделал ситуацию "лучше", чем она была прежде? Да, все для того же - чтобы удовлетворить свое поистине безграничное самолюбие. В качестве причины, объясняющей существование столь отнюдь не примерного образа Бога, думаю, стоит привести еще наличествующие тогда в сознании людей пережитки представлений о поведении языческих богов. Данное обстоятельство касается прежде всего иудаизма, религии более древней, чем христианство.
Каждый может почувствовать себя в какой то степени Иовом. Правда, мы не претендуем на звание праведника, зная, что виноваты перед Богом и перед людьми, и что согрешили в своей жизни предостаточно. И что страдания свои мы заслужили. Но, где мера греха и наказания за него? Закон справедливости прост: "око за око, зуб за зуб". Однако, есть еще милость. Она не может сравнивать грех и наказание на весах. Иначе, какая же это милость? А, милует, как известно, Бог. Захочет - помилует, не захочет - накажет. Человеку остается только верить и надеяться, знать же он не может.