Характерной чертой любой религии является то, что она ограждает от изменений и развития состояние человеческого сознания, ценности, мировоззрение, знания о жизни, соответствующие времени ее возникновения. Божье Откровение, как оно принято и понято в данной религии, объявляется вечным и неизменным. Это было бы правильно, если бы существовали доказательства того, что Божье Откровение в религиозной традиции понято адекватно и записано верно, исчерпывающе в священном тексте. Но таких доказательств, корректных для науки и понятных "здравому" смыслу, которым руководствуется общественное большинство, не может быть найдено.
Между тем, направление развития российского общества, как и всей западной цивилизации, в которое постепенно втягивается весь мир, уходит в сторону от ценностей, веками оберегаемых христианством, православием. Современный человек-горожанин (и представители некоторых категорий сельского населения) привыкает жить в постоянно меняющемся мире. В России происходит смена поколений основной массы верующих - старушки уходят в мир иной, вместо них в храм приходят люди среднего возраста и молодежь. Они образованы, особенно, в городе, и мыслят категориями развития и обновления.
Многие россияне из названных групп населения искренне тянутся к религии, православию. При этом они попадают в особый мир, где все неизменно, статично, а если и движется, то в замкнутом годовом круговороте одних и тех же событий; кто-то с иронией или скептически, как некую детскую игру, воспринимает условность религиозных обрядов и таинств. У части начинается больший или меньший душевный разлад. К кому обратиться за помощью, советом? Большинство "отодвигает" в сторону этот разлад
и, оставляя без ответа многие вопросы, продолжают жить и работать, в лучшем случае, обращая более пристальное внимание на нравственные вопросы. Внутреннего, духовного преображения не происходит.
Проблему я попытаюсь сформулировать следующим образом: две тысячи лет (я говорю о православии) Церковь сохраняла Предание в условиях неизменности всего, что сопровождает ее существование в этом мире; может, теперь, в начале 21 века, нужно изменить условия хранения Божьего Откровения? Может быть, теперь его лучше поместить в оболочку, меняющуюся адекватно текучему миру? Отделив "кесарево" от "богово", посмотреть, что можно изменить в первом, чтобы оставить нетронутым сердцевину - "богово"? Не пришло ли время сменить "вечное в неизменном" на "вечное в меняющемся" для пользы вечного?
Предыдущие разделы - часть письма, которое я написал Патриарху. Сегодня оно представляется мне наивным. Чтобы отослать письмо, я, естественно, зашел на официальный сайт МП РПЦ "Патриархия.Ру", с целью узнать электронный адрес Патриарха. Какой там!.. Сайт предлагает пять адресов; редакции сайта, Синодального отдела и еще три адреса для аккредитации журналистов(!) Я понимаю, сегодня у Церкви и Патриарха врагов много, но... Я выслал письмо на адрес Синодального отдела... До сих пор, как говорится, ни ответа ни привета... Покойный священник Павел Адельгейм сетовал, что он не один год писал в МП РПЦ и ни разу не получил ответ... Чиновничье чванство и неуважение к человеку - старая российская традиция, которая "успешно" прижилась и в бюрократическом аппарате Церкви...
По возможности я по субботам смотрю программу "Слово пастыря". Митрополит Кирилл, до избрания его патриархом, в программе регулярно отвечал на вопросы верующих. После избрания в программе были проповеди Патриарха во время службы в различных храмах. Что понятно. И вот в недавнем выпуске программы я вижу, что Патриарх, как в "старые добрые времена", отвечает на вопрос о позиции Церкви по отношению к так называемому сергианству. Вопрос важный, он и меня интересовал. Но, лишь коснувшись "обновленческого" движения, он даже не упомянул о так называемой "катакомбной" церкви. Патриарх обмолвился, что программе "Слово пастыря" исполнилось 20 лет. "Да, летит время...", подумал я.
Вечером на Первом канале и на ВГТРК в новостях показали сюжет, посвященный круглой дате. В нем Патриарх бросил съемочной группе программы профессиональную жаргонную фразу, потом его показали идущим по каменистому морскому побережью, видимо, на Ближнем Востоке, сидящим на камне и смотрящим на море. "А что, - подумал я грешным делом, - из Патриарха получилась бы настоящая телезвезда". Потом мы оказались в небольшой комнате, в какой обычно бывает бухгалтерия. Патриарх сидел за маленьким канцелярским столом возле монитора, чуть в стороне на столе у окна громоздились папки и бумаги, рядом можно было увидеть пачку писем. Патриарх, подперев лоб ладонью, жадно читал чье-то письмо. Потом показали сюжет о девочке-инвалиде. Она писала Патриарху и тот подарил ей инвалидную коляску. Все это мило и остается порадоваться, что Патриарх не оставляет девочку- инвалида в беде. Но позвольте мне, грешному, не поверить телевизионной картинке, где Патриарх сидит за канцелярским столиком и читает кучу "писем трудящихся"... Я также вспомнил слова Христа о том, что добрые дела нужно делать тайно, и пусть "правая рука не знает, что делает левая"...
Вы скажете: фундаментом православия и Церкви является вера, а не ментальные конструкции сознания. Вот с верой в наше время наихудшее положение, с религиозной верой и верой в широком смысле слова. Обманувшись не раз и не два, человек начинает скептически воспринимать нравственные представления о жизни. Когда современного россиянина призывают во что-нибудь поверить, он может, не скрывая свое отчаянье, цинично сказать: "все врут, никому и ничему нельзя верить!" Самое ужасное в нашем положении, что он прав. И, может быть, это единственная правда... Мы купаемся во лжи, привыкаем к ней.
"Обычный" современный молодой россиянин или "обычная" молодая россиянка не верят в любовь, не верят в Бога, не верят президенту Путину, не верят учителям в школе, преподавателям в университете, бывает, не верят даже родителям, не верят, не верят... а себе-то они верят?.. Какая уж тут вера в Бога, в Священное Писание... Они скорее поверят президенту США или кому-то еще вне России... Что делать? Как им помочь поверить в Россию?
Русский человек по природе своей души ждет правды и справедливости. Кто в России может помочь им поверить, что в жизни есть правда и справедливость? Я думаю, это должна сделать в первую очередь Церковь...
Яркое описание проявления Святого Духа оставил нам ученик Серафима Саровского Мотовилов. Серафим Саровский, желая показать ему действие Святого Духа, попросил у Господа разрешения и получил его. Мотовилов талантливо описал свое потрясение от пережитого. До сих пор - это единственное в своем роде столь определенное публичное свидетельство о Святом Духе в русском православии. Создается впечатление, что в Церкви забыли одно из главных ее предназначений - быть хранительницей Духа Святого. Возьмите самый популярный православный интернет-ресурс, так сказать, широкого профиля, Православие.Ру. Поисковая система выдает только три отрывка из сочинений святых отцов, находящихся в библиотеке портала, которые (отрывки) касаются Святого Духа. Один из них мне хотелось бы здесь привести:
"Святой Дух - невещественный огонь: свет веры, теплота любви, огненные языки, изрекающие в сердце закон Божий... Он пробуждает от очарования миром, ведет к упованию на Бога, побуждает к покаянию... Если мы не препятствуем Его действию, - Он направляет тесным путем самоотвержения... Благодать превращает в бесценное сокровище все, к чему прикасается... Но иные не ждут, не просят даров Святого Духа, пребывают в беспечной праздности, довольствуются обычной мирской честностью, внешне выполняют христианские обязанности... Все это и есть фарисейство... Только Бог может создать в нас чистое сердце, и нужно родиться свыше, чтобы видеть Царствие Божие (Ин. 3, 3)... Пока Бог сохраняет бытие Своей Церкви, до тех пор Дух Святой пребывает в ней... Как при сотворении мира Он носился над водами, так и ныне - над бездной расстроенного естества нашего... Предадим себя Его всесильному действию и воззовем к Нему из глубины отпадения нашего: Царю Небесный!.. " (свт. Филарет, митрополит Московский).
Между тем, спектр публикаций, новостей на портале довольно разнообразен: православные праздники и важные события истории христианства, жизнь святых и современных подвижников христианства, семья и дети, публикации представителей дружественных православных Церквей: греческой, румынской, болгарской, изредка - статьи по актуальным вопросам философии и богословия. Все это важно и нужно. Но что такое Святой Дух, сейчас, пожалуй, мирянин и не знает. Хорошо, если кто-то скажет, что Святой Дух - одно из лиц Святой Троицы или что Он - Бог-Дух. Однако, более глубокого понимания-то нет.
Богословие Святого Духа не разрабатывается (кстати, почему Серафим Саровский и Филарет говорят о благодати?). Внимание Церкви сосредоточено на социальной деятельности. Конечно, Россия и ее народ сегодня нуждаются в социальной помощи и государства, и Церкви, и политических партий. Но РПЦ - организация, прежде всего, духовная. Не случайно, архиепископа Аверкия так беспокоило "омирщание" русского православия и Церкви. О современном "омирщании" РПЦ говорит и профессор А.И.Осипов.
Время от времени до нас доносится грохот с поля битвы, которую ведут "фундаменталисты" или "традиционалисты" или "консерваторы" с "модернистами" (с терминами еще не определились). Первые показывают себя агрессивно и бескомпромиссно. Вторые на сайтах модернистов прячут от них свои публикации, мысли. Жертвами битвы, как правило, становятся вторые.
Борьба двух религиозных представлений идет по многим направлениям. А.М.Яковлева пишет в статье "Фундаментализм и модернизм в русском православии сегодня":
"Итак, принципиально важны акценты: человек зол, с фундаменталистской точки зрения, и он - сложен, на взгляд модернистов; плоть от Адама греховна, с точки зрения первых, и она способна к обожению, с точки зрения вторых; мир зол в глазах фундаменталистов - мир испорчен грехом, но продолжает быть прекрасен как творение Божие в глазах экуменистов. Личность в понимании фундаменталистов - всегда самость, эгоцентризм; но она есть восхождение к образу Божию в себе в понимании модернистов."
И далее: "Современные фундаменталисты склонны третировать "умовой" путь как низший, чреватый опасностями и соблазнами. Такое отношение понятно в свете абсолютизации значения человеческого разума в нововременной культуре и близко лютеровскому определению разума как "блудницы дьявола". Но русским фундаменталистам чужд и эзотерический путь, он связан для них с масонством и прочими врагами. Многие беды - от "умствования", "мудрования" (митр. Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении. М. 1997. С.36). Истина и истины открываются только Откровением и по благодати (там же, с.41). "Самодержавие ума" следует оставить; "детская вера", "вера простой поселянки" гораздо предпочтительнее "второй простоты", к которой человек способен прийти, отринув значение ума. И хотя интеллект может иметь некоторое значение для новоначальных, все же "дух ума" - это "бесовский дух" (там же. С. 86-87). Поэтому ум не может быть не только господином над верою, но даже и слугой ей.
Православные модернисты не могут разделять такое отношение к разуму и человеку. Соглашаясь с непостижимостью сущности Бога и ограниченностью богословского пути, они гораздо уважительнее относятся и к разуму, и к интеллектуальному знанию, и вообще к усилиям человеческим. О важной роли логики, мышления, разума писали Вл.Соловьев, С.Трубецкой, С.Франк, хотя и они считали главным опытное познание Бога как цельной реальности (насколько это возможно для человека и открыто Господом). Но... "В наше время медовый месяц русской интеллигенции с церковью закончился с разгоном кочетковской общины московской церкви Успения Богородицы в Печатниках, как в начале ХХ века - разгоном Религиозно-философских собраний... Увы, эвристика и духовный поиск несовместимы с традицией и авторитарной иерархией" (А.Киркий. Все в тебе. М. 2006. С. 15)."
Монахи-фанатики сожгли книги профессора Московской духовной академии А.И.Осипова, которого считают "модернистом"... В Интернет вылился скандал между "потрясателем Вселенной" дьяконом А.Кураевым и членами комиссии, которая вела расследование случаев гомосексуализма в православной духовной семинарии г.Казани... Кураев заявил, что случаев гомосексуализма в Церкви намного больше, чем это известно комиссии.... Это - скандальная сторона православия современной России, отраженная в СМИ.
Мне известно, подобно многим другим, что в РПЦ "правят бал" епископы. Они, как все и всегда в истории, не собираются отдавать власть без боя. Пока они довольно уверенно держат ситуацию под контролем. Но и немалое число "рядовых" священников исповедуют реакционные взгляды - достаточно заглянуть на сайт "Русь православная".
Пока фундаменталисты воюют и спорят с модернистами, богословски неясными остаются важные вопросы. Первыми в очереди на богословскую разработку, мне думается, стоят следующие "проблемы":
1. Богословие Святого Духа, благодати.
2. "Концепция" Святой Троицы.
3. "Концепция" спасения в христианстве.
4. Вопрос о вечности мук грешников в аду.
5. Мытарства, посмертное существование души и др.
(Пункты с 2 по 5 - наличие работ Б.Раушенбаха, С.Страгородского, А.Осипова, С.Роуза для этого, конечно, недостаточно).
Истина одна, и взгляд, соответствующий истине - один, утверждает Церковь. Истина -то одна, но точек зрения на нее может быть несколько - говорит современное общество Европы, Северной Америки, а теперь - и России. В РПЦ, похоже, начинают привыкать к тому, что внутри Церкви существуют разные взгляды. Вот, только признать данный факт Церковь не хочет (в постановлениях древних соборов спорные вопросы решены однозначно).
Под вывеской православия ведется ожесточенная политическая борьба. Зайдите на упомянутый сайт "Русь православная" и вы убедитесь, что это так.
Уж и не знаешь, чего больше: заботы о православии или собственных политических интересов в постановке вопроса о православной государственности в России.
Священник и публицист из Рыбинска С.Карамышев в статье "Церковь и государство: проблемы взаимоотношений" пишет: "Отрадно, что в современном официальном документе "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви утверждается преемственность традиции с прописанным принципом отказа от мiрской власти: "Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством". В этом же документе напоминается об органах, обеспечивавших гармоничное существование единого церковно-государственного организма: "Попытки выработать такую форму были предприняты в Византии, где принципы церковно-государственных отношений нашли свое выражение в канонах и государственных законах империи, отразились в святоотеческих писаниях. В своей совокупности эти принципы получили название симфонии Церкви и государства. Суть ее составляет обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. Епископ подчиняется государственной власти как подданный, а не потому, что епископская власть его исходит от представителя государственной власти. Точно так же и представитель государственной власти повинуется епископу как член Церкви, ищущий в ней спасения, а не потому, что власть его происходит от власти епископа. Государство при симфонических отношениях с Церковью ищет у нее духовной поддержки, ищет молитвы за себя и благословения на деятельность, направленную на достижение целей, служащих благополучию граждан, а Церковь получает от государства помощь в создании условий, благоприятных для проповеди и для духовного окормления своих чад, являющихся одновременно гражданами государства".
Однако, это не помешало ему закончить статью такими словами: "Приведем и выдержки из конституции Ватикана. В 1-й же ее статье прописано: "Папа, как глава государства Ватикан, обладает всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти". Уже из этих слов ясно, что перед нами - ярчайший образец абсолютной монархии. Ватикан как государство простирает свои щупальца на весь мiр. Для примера приведем 25-ю статью Польской конституции: "Отношения между Польской Республикой и Католической церковью определяются международным договором, заключенным с Апостольской Столицей, и законами". Современная Россия призвана устранить правовой вакуум, открыто подняв над мiром знамя Православия, открыто став единственной на Земле покровительницей Церкви. Существуют государства, открыто покровительствующие мусульманству, папству, иудаизму. Почему не может существовать в современном мiре государства, открыто покровительствующего святому Православию без всякого (традиционного для Русской цивилизации) притеснения иноверных русских подданных?" (Сайт "Русь православная". Источник - сайт "Русская народная линия").
Почему нет отклика государства? Почему невозможно что-либо узнать об официальной позиции Церкви по данному вопросу? Ясно, что ведется какая-то тонкая игра. Не заигрались-бы...
Некоторые СМИ обвинили Патриарха в том, что он носит дорогие швейцарские часы. Оправдываясь, Патриарх показал, что на запястье руки находятся простые часы российского производства - подарок Д.Медведева. Вообще Патриарху ставят в упрек, что он неравнодушен к роскоши. Защищая Патриарха, протоиерей В.Чаплин сказал: "Если кто-то украшает храмы, это проявление любви к храмам. Если кто-то дарит патриарху облачение, икону, машину, часы - это проявление любви к патриарху, которое совершенно естественно. Почему вдруг нас стали настойчиво убеждать, что мы должны этого стыдиться и рвать на себе по этому поводу волосы?" (Сайт "Newsland"). Когда я прочел эту "защитную речь", то обнаружил, что мне стыдно за Церковь...
Наш Патриарх, подобно своим предшественникам, живет в обширной резиденции, обставленной старинной мебелью и антиквариатом... - Все это является собственностью Церкви, будучи монахом, он не имеет ничего. - Он пользуется всем этим (большевистские руководители, Сталин, формально тоже не обладали крупной собственностью, но жили в прекрасно обставленных, со множеством комнат, квартирах. А народ ютился в коммуналках). Целый щтат прислуги в статусе монашек создает Патриарху комфортную жизнь. В его распоряжении находится автомобиль высшего класса, он летает самолетом, видимо, обслуживающим первых лиц государства...
А как же раннехристианский идеал бедности? Забыт... Да и "неприлично" в наше время главе крупнейшей в мире православной религиозной организации жить в нищете, даже, если он - монах. Раздосадованный положением дел в Церкви, я недавно размечтался: вот, появился бы такой Патриарх, который отказался бы жить в резиденции и попросил бы построить ему рядом простую деревянную келью. В единственной комнатке кельи ничего лишнего - стол, стул, кровать с жесткой решеткой, строгая постель, несколько икон, на столе - Священное Писание, немного других духовных книг, и все (как на фотографии кабинета "чудившего" графа Льва Толстого в советском учебнике литературы; в кабинете, разумеется, не было икон, Священного Писания и кровати). Патриарх одет как монах-чернец, вместо шикарного головного убора с крестиком, украшенном бриллиантами (куколь) - простая шапочка, а когда тепло, он может быть и вовсе без головного убора. Вместо дорогого посоха - деревянная палка. На шее висит медный крест. Патриарх участвует в богослужениях (возглавляет их) только на Рождество Христово и на Пасху в белой рясе и в специально изготовленной для него, без украшений и позолоты, митре. Внутреннее убранство православных храмов упрощено, но сохранен их радостный, праздничный вид. Я согласен, верующий, войдя в храм, должен понимать или чувствовать, что нечто подобное, но только намного более прекрасное - и есть Царство Небесное. Патриарх - совесть Церкви и всей России, он - лицо духовное. Обязанности по управлению огромной бюрократической машиной Церкви, за исключением кадровых вопросов, он передал одному из иерархов, способному к этому. Права приходских общин максимально расширены, они имеют право избирать из своей среды священника, если их не устраивает настоятель, назначенный Патриархом. В случае конфликта настоятеля с общиной, вопрос о его снятии решает Патриарх.
Ведь какое вопиющее для Церкви событие - проявления гомосексуализма в православной духовной семинарии! Мы привыкли, что подобные случаи происходят в католической церкви, но у нас... А Патриарх (Кирилл) делает вид, что его это не касается, и, в частности, извините меня, "пиарится" на телевидении. - Ну, скандалит Кураев с комиссией, он всегда скандалит... а в общем, в Церкви все нормально... Патриарх, видимо, стремится своим молчанием погасить внутренние конфликты (ради единства Церкви). Нет, не так, по моему, должен вести себя Патриарх. Он должен воспринимать такие случаи как личную боль: запереться в келье,"сесть" на хлеб и воду и молиться, молиться, молиться... И тогда преподаватели семинарии, осознав, что совершили страшный грех, придут, приедут, прибегут к келье Патриарха, станут на колени и будут просить Патриарха о прощении... Скажете - что за средневековая дикость! Так и проступок велик. Думаю, некоторые древние ритуалы неплохо было бы возродить в наше время (бессмысленно жестокие, конечно, не нужно). Те, которые имеют большой психологический, воспитательный и нравственный эффект воздействия. Да, мечты...
Я уже писал, что живу не в России. Прошло почти три года, как я не выхожу "на улицу" - я не могу стоять и ходить без помощи специальной рамки на колесиках. И даже опираясь на рамку, я с трудом передвигаюсь по квартире. Врачи диагноза не установили, спасибо, что хоть инвалидность дали. В храм ездить я теперь не могу. До ближайшего православного храма - 40 минут езды на автобусе, и 10 минут - добираться пешком. Машины у меня нет, и я не смогу ее водить в своем нынешнем состоянии.
Полтора года назад я решился связался с представительством МП РПЦ. Мне дали номер мобильного телефона настоятеля. Я долго думал, во сколько мне позвонить, чтобы не нарушать распорядок дня настоятеля. Волнуясь, я позвонил в 4 часа дня. Когда в мобильнике раздался голос батюшки, я поздоровался и представился. Я сказал, что номер его телефона мне дали в духовной миссии МП РПЦ. Священник переспросил о том, где мне дали его номер телефона. Дальше я изложил причину моего звонка и, в частности, сказал, что являюсь инвалидом и не могу посещать храм. Я не прошу его прибыть ко мне, достаточно для меня будет связаться с ним по телефону, чтобы выслушать его слово поддержки и, если нужно - совет. Я не стал касаться того, как возможно мне исповедаться, и оставил вопрос решению священника... Он выслушал меня, помолчал, потом сказал: "Позвоните через два часа, я сейчас занят." Через два часа, в 18:00, я позвонил ему. В мобильнике слышались долгие гудки, я ждал, но никто не отвечал... Я понял, что священник обманул меня,"кинул", так сказать,.. Но, может быть, что-то произошло? - в его подчинении большое хозяйство... Наверное, если бы он хотел, то сразу бы отнесся ко мне более внимательно. Первой мыслью, которая пронеслась в моей голове, была: "Какой же грешный человек, этот священник..." Естественно, я был оскорблен и унижен. Но я постарался сдержать свои отрицательные эмоции, мысли, сказав: "Бог ему судья"...
Наша Мать-Церковь больна. И больна опасно. Тревожит то, что болезнь, проникнув в корневую систему Церкви, поразила ее нравственное состояние.