С интересом прочитал Вашу книгу "Кризис мирового капитализма", издательство Дом ИНФРА-м, М. 1999 г.
Ваш труд я проработал в августе 2000 года во время пребывания в отпуске среди тамбовских степей, где свобода ценится дороже жизни. Можете представить влияние этого фактора на мое восприятие изложенных в книге идей и выводов!
Несмотря на то, что Ваши исследования кризиса мирового капитализма, как правило, основываются на законах формальной логики, полученные Вами результаты достойны внимания мировой общественности. "Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые" и кому не безразлично "куда несет нас рок событий."
Наибольший интерес представляют Ваши выводы о том, что:
- система мирового капитализма в последнее десятилетие трещит по швам (с. IX);
- рыночный фундаментализм представляет сегодня большую опасность для открытого общества, чем тоталитарная идеология (с. XIX);
- к мировому капитализму надо подходить как к искаженной форме открытого общества (с. XV);
- рыночные силы, если им предоставить полную власть, даже в чисто экономических и финансовых вопросах вызывают хаос и в конечном итоге могут привести к падению мировой системы капитализма (с. XXIII). Вы сами обращаете внимание: "Это - мой самый важный вывод в данной книге" (там же);
- подлинно историческое событие не только меняет мир, но меняет наше понимание мира, оказывает непредсказуемое влияние на сам мир (с. 9); таким событием была Французская революция (там же). Энтузиазм 1789 года обернулся ужасом 1793 года (с. 99);
- коммунизм изначально задумывался как противостояние капитализму, который изолировал работника от средств производства (с.71), а фактически в СССР и странах народной демократии произошло абсолютное закабаление работника государством - частным собственником. Большевизм возник как высшая стадия государственного монополистического капитализма, а коммунизм остается миражом в общественном сознании (мое принципиальное дополнение);
- мировая система капитализма вошла сейчас в, состояние динамического неравенства (с. 81);
- самым серьезным фактором в данный момент истории является нестабильность финансовых рынков (с. 108), которая сигнализирует о неполадках в системе капитализма (мое дополнение);
- система мирового капитализма проявляет империалистические тенденции (с. 114) и пытается реализовать себя в глобализации мирового капитализма (мое дополнение);
- мировая капиталистическая система переживает теперь самое суровое испытание за время своего существования (с. 114), что характерно для любой общественно-экономической формации накануне ее перерождения. Вспомним добрым словом многострадального академика А. Д. Сахарова (мое некорректное дополнение);
- мировая капиталистическая система не устоит перед напором своих недостатков, если не на этот раз, то на следующий, пока мы не осознаем, что она порочна, и своевременно не исправим ее недостатки (с. 147) и не наметим пути дальнейшей цивилизации (мое дополнение);
- коммунистический режим в Китае будет уничтожен в результате капиталистического кризиса (с. 167), который уничтожит и капитализм, и большевизм, и фашизм (мое дополнение);
- рынкам присуще свойство саморегулирования, но это иллюзия (с.207), овладевшая, к сожалению, общественным сознанием современной России (мое дополнение);
- бывший министр иностранных дел Германии Ганс-Дитрих Геншер добился европейского согласия на независимость Хорватии и Словении, тем самым, ускорив начало войны в Боснии (с. 249) и оказав идейную и тактическую поддержку интернациональному фашизму в его борьбе за овладение Балканами, в частности, и Западной Европой в целом (мое дополнение). Понтий Пилат XX века собрал замешанную на религиозной почве печальную дань своего преступления в виде уничтожения Югославии как государства древней культуры и начальной европейской интернациональности, а также в виде возрождения европейского антисемитизма (мое второе дополнение);
- в советской системе момент истины уже наступил, когда Хрущев произнес свою речь на XX съезде КПСС; возможно у капиталистической системы такого момента не будет. Быть может нас ожидает иной ход событий: ложная заря усыпит чувство опасности и позволит следующему так называемому внешнему шоку собрать свою печальную дань (с. 190). К сожалению, речь Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС нельзя отнести к моменту истины, так как он и во сне не мог представить, что большевизм является высшей фазой государственного монополистического капитализма. Современный же интернациональный фашизм - это жалкое, но сверхжестокое подобие болыпевизма (мое дополнение, без которого невозможно понять истоки кризиса мирового капитализма).
Таковы вкратце наиболее важные результаты Ваших исследований, и, заметим, опираясь на законы формальной логики, достигнуть большего в исследованиях причины кризиса мирового капитализма вряд ли возможно. И за это Вам спасибо!
Добросовестный читатель, обогащенный Вашими выводами, идеями, предупреждениями и предложениями, все-таки не видит выхода из кризиса мирового капитализма. К сожалению, не видите его и Вы! Благими намерениями Вы мостите дорогу в рай, а в действительности Ваша дорога ведет в ад! Ад, который уже сегодня принимает форму ползучей третьей мировой войны, войны, которая изнутри взорвет систему мирового капитализма ценой нескольких сотен миллионов человеческих жизней! А может быть и миллиардов... Дорогая цена за всеобщее общественное тупоумие, охватившее человечество в последние двадцать лет.
Вы предполагаете, что "политические изменения, вызванные кризисом, могут в конечном итоге снести и саму систему мирового капитализма" (с. XXV). А что придет на смену мировой системе капитализма? На этот вопрос ответа у Вас нет, и это не Ваша вина, а Ваша беда. Вы частица человеческого общества, находящегося сегодня в состоянии умственной прострации, исторически характерной для периода исчезновения старой общественно-экономической формации и зарождения новой. Безвыходная социальная ситуация?
Исторически безвыходных социальных ситуаций не бывает, и Вы философски подмечаете особенную значимость общественного мышления в подобных ситуациях: "Ошибки, неверные понимания и трактовки событий, ошибочные концепции участников играют в исторических событиях ту же роль, что и мутации генов в биологических процессах: они творят историю" (с. 69).
К сожалению, время для мутаций ошибочных концепций и трактовок происходящих событий упущено: общество почти исчерпало отпущенное ему историей время (1985-2005 гг.) для теоретических размышлений и поиска выхода из создавшейся исторической ситуации.
Пренебрежение к историческому прошлому человечества, непонимание его современности и неумение взглянуть в ближайшее будущее - вот причина общественной трагедии сегодняшнего дня. Кто чернит прошлое, тот плюет в будущее! Настоящее представляется такому "мудрецу" безоблачным, радостным и вечным "сном золотым"!
Напомню Вам о единственном историке, получившем в 1902 году Нобелевскую премию в области литературы, Теодоре Моммзене (Нобелевская премия в области истории не предусмотрена завещанием). Великий историк и провидец предупреждал человечество об опасности великого бедствия, к которому в конечном итоге приведет общество господство капитала: "В Риме господство капитала дошло до предела. Везде капитализм одинаков, лишь разными путями губит мир Божий, но в новое время пока нет ничего подобного тому, что было в свое время в Карфагене, потом в Элладе, наконец, в Риме. И если человечеству суждено еще раз увидеть те ужасы, которые переживали люди около времени Цезаря, то такое бедствие постигнет род людской только тогда, когда разовьется вполне то господство капитала, семена которого заложены в цивилизации Северо-Американских Штатов" (Теодор Моммзен. "История Рима". СПб. Лениздат. 1993. С. 269). Здесь мы наблюдаем классический пример использования интуитивной логики в процессе исследования.
Можно предположить, что "семена капитала", заложенные в цивилизации США, в последнее десятилетие достигли своего оптимально возможного "созревания" и позволили замкнуть на Америку основные экспортные и финансовые потоки планеты, что обеспечило перерастание кризиса американского капитала в общемировой (см. А. Неклесса. Глобальный град: творение и размышление. "Новый мир", 2001, Љ 3, с. 143).
Однако это не причина, а следствие развития мирового капитализма, его стремления к глобализации, к мировому господству.
Глубинные причины кризиса мирового капитализма обусловлены действием экономического закона соответствия формы собственности на средства производства форме участия (использования) непосредственного труда в производстве. Сегодня частная собственность на средства производства в условиях качественно изменившегося уровня производительных сил вошла в противоречие с наемной формой непосредственного труда.
Наемного работника уже не устраивает положение раба, продающего свою шкуру капиталисту и рискующего в любую минуту оказаться без средств на существование. Пособие по безработице адекватно подаянию нищему. Работник жаждет экономической свободы, которая может быть обеспечена только его личной собственностью на средства производства, дающей ему право на получение дивидендов как непосредственно на предприятии, где он работает, так и опосредованно на предприятиях, владеющих его именными привилегированными акциями. Возникают объективные условия опосредованного использования частного капитала, которым история отвела ближайших сто лет - до появления прямого производства, основанного на использовании в производстве законов развития природы в прямом и обратном направлении.
К такому, может быть, неприятному для среднего, ординарного и массового человека, выводу я пришел в процессе разработки моделей развития науки и производства, в частности, и цивилизации в целом (с 375 г. до н. э. по 2300 г. н. э.).
Модели разрабатывались с использованием открытых в процессе исследования экономических законов:
- закона общественного разделения научного труда;
- закона соответствия характера исследования характеру производства;
- закона взаимосвязи видов исследования с видами производства;
- закона первичности революций в материальном производстве и вторичности социальных революций;
- закона соответствия формы собственности на средства производства форме участия (использования) непосредственного труда в производстве.
Разработанные модели развития человеческого общества до 2300 года подтвердили зависимость зарождения экономических эпох от той или иной свойственной им революции в материальном производстве (сельскохозяйственной, предпромышленной, первой промышленной, второй промышленной, научно-промышленной, с легкой руки Дж. Бернала отнесенной к "научно-технической", и наступающей в наше время всеобщей отраслевой революции).
Любая попытка общества подтолкнуть или приостановить наступление той или иной социальной революции, обусловленной революцией в материальном производстве, трагична в моральном аспекте и комична в историческом. Например, упоминавшаяся Вами Французская революция 1789 года началась на 60 лет раньше намеченного историей срока (ее кровавые последствия известны), Октябрьская революция в России - на 83 года (история повторилась в виде трагедии), перестройка в СССР - на 15 лет (история повторилась в виде фарса).
Наступает всеобщая отраслевая революция, которая будет способствовать как исчезновению капитализма в целом и его отдельных фаз (фашизма, большевизма и глобального капитализма), в частности, так и зарождению новой общественно-экономической формации, которая в экономическом аспекте будет отличаться от капитализма отсутствием эксплуатации человека человеком с помощью частной собственности, частного капитала.
Обратим внимание, что речь идет не о ликвидации частного капитала, а о его опосредванном использовании производителями материальных благ. В противном случае это будет возврат к фашизму и большевизму с их трагическими последствиями.
"Цивилизация отречется, наконец, от принципа частной собственности" (Станислав Лем. "Сумма технологии". Изд-во "Мир", М. 1968. С. 501). Великий материалист понимал тонкости трагического принципа частной собственности.
Встает вопрос, в какой стране начнется зарождение и развитие новой общественно-экономической формации? Какая страна займет положение флагмана в дальнейшей технологической революции, в новой эре цивилизации? Такое международное положение предопределено России!
Это звучит совершенно невероятно и удивительно для таких высокоразвитых стран, как США, Англия, Франция, Германия, Япония, мнящих себя флагманами цивилизации. Но таковы реалии нашего времени, таков ход исторического развития.
Объективными причинами предстоящего международного положения России с экономической стороны является то обстоятельство, что Россия пережила высшую форму, государственного монополистического капитализма - большевизм в его зрелой и почти законченной форме, а народы России исторически стремились к личной собственности на средства производства. Что же касается производительных сил России, то, несмотря на их сегодняшнее состояние, их уровень достаточно высок и обладает большой мировой востребованностью.
Духовная сторона этой проблемы состоит в том, что ведущая роль России в новых условиях цивилизации будет определятся не тем, что "Русский народ, подобно народу еврейскому, - народ мессианский" (Н.Бердяев "Самопознание". Лениздат. 1991. С. 164), а тем, что русскому народу исторически свойственна интернациональная соборность: "чувство общей вины, ответственность всех за всех" (там же с. 80), с помощью которой в будущем будет ликвидирована мировая национальная вражда и возрождена растоптанная, сегодня духовность человечества. Народы России всегда стремились к свободе духовного развития!
Кстати, интернациональная соборность русского народа очень умело была использована большевиками в своих интересах. Простим им это - они выполняли свою историческую задачу!
Итак, России предопределена роль первопроходца новой общественно-экономической формации, которая, образно говоря, будет характеризоваться экономической свободой личности, всеобщим предпринимательством (звучит вызывающе) и опосредованным использованием частного капитала (Опосредованное использование частного капитала - объективная возможность бескровного перевода от капитализма к новой общественно-экономической формации.).
Необходимо также отметить, что личная собственность на средства производства (не путать с личной частной собственностью, обеспечивающей эксплуатацию человека человеком) будет трансформирована в следующие формы собственности: государственную, (не государства в целом, а только людей, занятых в государственных предприятиях и учреждениях), коллективную, кооперативную, общественную (например, собственность на недра, подземные воды) и, наконец, непосредственно личную собственность (например, собственность фермера, ремесленника) и в 36 их совокупных формах. Общим для перечисленных форм собственности будет отсутствие наемного труда и экономическая свобода личности.
Осознаем мы объективную закономерность развития общества - человечество обеспечит свое эволюционное вступление в новую эру цивилизации, не осознаем - продолжатся общественно экономические катаклизмы, которые в конечном итоге приведут человечество к социальной революции, а, может быть, и к третьей мировой войне.
В заключение, на возможный вопрос, есть ли смысл сегодня бросать вызов мировой общественности (Вы его уже бросили публикацией своей книги), отвечу словами Д. С. Милля: "Лучше быть недовольным Сократом, чем довольной свиньей!" (приводится по книге Н. Бердяева. "Самопознание". Лениздат. 1991. С. 76).