Hungry God: другие произведения.

Как я читала Абс. "Хищные вещи века"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Peклaмa:


Оценка: 3.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (нецензурная версия)

  Как я читала АБС. "Хищные вещи века"
  (нецензурная версия)
  
  Все хвалят АБС. Всем АБС нравятся, все советуют и делают таинственное лицо, некоторые даже подмигивают при этом. Ну, делать нечего, я баба любопытная, тоже нос длинный засунула, интересно ведь, из-за чего весь сыр-бор, тем более, что когда-то давно читывала "Пикник на обочине" и он мне весьма приглянулся, причем не сталкерским антуражем (я не люблю сталкеров), а заложенным в него смыслом. Да, определенно, "Пикник" очень хорош. Дело шло к зиме и я добралась до двух книг - "Улитка на склоне" и "Хищные вещи века", примечательно, что обе книги написаны в одном, 1965 году.
  Сейчас я хочу вас предупредить, что я буду местами пересказывать содержание, поэтому, если вы все еще этих книг не читали, почитайте, для трезвости суждений, ведь будет как-то нелепо оценивать то, что уже оценено мною в этой рецензии. Говоря начистоту, это не самая скверная литература из той, что мне доводилось читать, я бы даже сказала, она лучше средней. Но это обстоятельство не будет отменять того, что я ужасно разочарована.
  
  Но лучше, наверное, начать предметно. Вот у нас "Хищные вещи века"; чтобы было понятно, суть сюжета в следующем - некий спецагент из условно-социалистической страны приезжает в условно-капиталистический курортный городок по поводу странных смертей, предположительно, вызванных неким новым наркотиком. Чтобы не допустить распространения угрозы, он проводит расследование, в ходе которого выясняется, что это вроде как аудионаркотик и он не создан в некоей лаборатории злодеями, а изобретен случайно, при помощи нескольких несложных деталей из радиомагазина. Более того - собрать устройство, погружающее человека в кайф, может любой дилетант. Выяснив сие, спецагент имеет разговор с начальством и роман заканчивается.
  
  Вообще, конечно, поднята очень интересная тема, глубокая и касающаяся каждого, вот выбор: мы можем что-то делать, жить, растить детей, работать и изобретать, а можем морально и физически разлагаться под каким-нибудь массажером центра удовольствий. Можем жить, можем бухать. Можем быть законопослушными и чистенькими, можем воровать и ширяться опиумом.
  Мы, блять, все это можем, и нихера АБС не делают открытия. Никакого, блять, открытия они не делают, мы все это знали и до них и с выбором этим справлялись до них, и весьма успешно. И не нужны никакие мистические, научно-фантастические жуткие-кошмарные наркотики, которые в понимании обывателя инфернальное зло во плоти, достаточно банальной беленькой.
  Я не представляю, как у тебя, дорогой читатель, а у меня от такой сюжетной конструкции назревает только один вопрос: "И чо?" Ну вот он, выбор, вот вилка, и что дальше? "Сознание надо менять" - говорят АБС устами одного из своих героев. Сознание, значит, плохое.
  На этом месте я внимательно посмотрю, чье сознание эти два болтуна захотели поменять. Вы же помните, в начале я упомянула, что герой происходит из условно-социалистической страны. Она прямо не называется, но мы с вами прекрасно понимаем, на что намекают авторы, и герой под стать намеку - правильный, рассудительный, умный, смелый, принципиальный, сверкающий идеал советского гражданина. А куда он приезжает? В обитель лени и разврата. "Веселись и ни о чем не думай" - несколько раз, как гвоздь в позорную табличку, вбивают нам АБС, надеясь, вероятно, вызвать справедливый гнев и отвращение. Как так - просто веселись? Как можно ни о чем не думать? Правильный и принципиальный советский человек так не может! (Да, следует читать - как человек из того совка, что в радужных мечтах видится АБС, в этом совке нет быдла, тунеядцев и алкоголиков, все дружно читают книжки и работают, не покладая рук).
  Да, я утрирую, простите меня за это. Но сверьтесь с оригинальным текстом и вы поймете, что не очень сильно.
  
  Идеология, на которой воспитан и которую несет протагонист, не допускает такого, что человек может нигде не работать или делать это с недостаточным усердием на лице, клеймит развлечения как нечто стыдное, мерзкое, деградантское. Эпизод с аудионаркотиком "дрожка" расписан с тем же праведным отвращением, с каким была бы расписана сцена разнузданной оргии с лошадями, собаками и детьми обоих полов: когда человеку ни с того ни с сего хорошо, это плохо! Ужасно! Мерзко!
  В этом, кстати, мне видится русский менталитет, неизменный во все времена. Сначала концепцию греха и телесной мерзости, необходимость терпения и претерпевания нам навязывало православие и религия, а теперь все то же самое, нищету и лишения, серые тряпки вместо одежды, гнусное хрючево вместо еды нам подсовывает совок. Это нормально, так надо - говорят они нам. Душа важнее цацек. Нельзя за сникерс продавать родину, утверждают они. Душа, которой не существует и родина, которой на нас насрать - смеюсь я, но кто я такая рядом с этими авторитетами, правда? И мы всю жизнь искупаем, отмаливаем, катаемся по полу, воя от чувства вины за свои маленькие радости, за то, что делает нас счастливыми, потому что это плохо. Так нам кто-то сказал.
  Чувство вины и русские неразделимы, как яичница и бекон, это такая наша движущая сила. Смертным боем мы лупим жен, но взамен строим самые большие и красивые церкви. От всей широты русской души пьянствуем и куролесим, и приписываем персонально себе все свершения и великие стройки - смотрите все, мы могём! Растаскиваем деньги как из пожара, но сдаем ненужный космодром, судорожно изображая гордость за страну и распихивая по карманам торчащие купюры.
  Это мы, русские. И протагонист - наш, русский, не важно, совок, эрефец или еще кто-нибудь, мы узнаем в нем своего. Такого "своего", каким мы с вами могли бы, наверное, гордиться, такого из нас, на кого, может быть, мы бы даже могли равняться.
  
  И вот этому идеальному русскому, существу безупречной породы, противопоставляется город. От самого прибытия героя просматривается чуждость этого города тому, к чему мы с вами уже привыкли, но для АБС звучит и выглядит как дикость - белая таможенная стойка, чиновник в мундире с серебряным шитьем, вежливый, чуть пренебрежительный к своим обязанностям. Это страна чудес, рай, здесь даже не нужно прятать валюту, герой запросто перечисляет, что у него в карманах, здесь все чисто, красиво, благообразно.
  И этот рай прогнил. В этом раю доступен кайф за бесплатно, за просто так. Животное удовольствие, легальная наркомания, превращающая людей в зверей. Мерзость, не спорю. И не спорю, очень опасно, когда крысе выдают рычажок, включающий электрод в ее мозгу, крыса, она же глупая, безответственная, а человеком считается только протагонист-социалист, только он знает, что так нельзя и только он обнаруживает фантастическую стойкость к ужасному наркотику.
  Финальный монолог героя я для полноты картины приведу целиком:
  
  "Спасать. Опять спасать. До каких же пор вас нужно будет спасать? Вы когда-нибудь научитесь спасать себя сами? Почему вы вечно слушаете попов, фашиствующих демагогов, дураков опиров? Почему вы не желаете утруждать свой мозг? Почему вы так не хотите думать? Как вы не можете понять, что мир огромен, сложен и увлекателен? Почему вам все просто и скучно? Чем же таким ваш мозг отличается от мозга Рабле, Свифта, Ленина, Эйнштейна, Строгова? Когда-нибудь я устану от этого, подумал я. Когда-нибудь у меня не хватит больше сил и уверенности. Ведь я такой же, как вы! Только я хочу помогать вам, а вы не хотите помогать мне..."
  
  Мне совершенно не нравится ни этот упрек, ни тон этого упрека. Мы с вами сидим, мним себя умными и сознательными, но оглянитесь кругом, не среди нас, так рядом с нами найдутся люди, которым не нужен ни Ленин, ни Свифт, ни Эйнштейн. Найдутся женщины, которым больше по душе воспитание детей и выпечка пирогов, найдутся мужчины, которым приятно отдохнуть за ремонтом машины в гараже с друзьями и пивом. Найдутся тысячи и миллионы, которым нахер не упала это высоколобая премудрость человечества, они просто люди, с незатейливыми радостями и открытиями, они просто хотя жить. И хотят жить просто. Им не нужны ученые труды, высокодуховные изречения, им по боку сознательность и обязательность, и будут ли они счастливы, если пихать это в них насильно? Едва ли. Но ведь и их дети вырастут, вероятно, такими же точно, и будут ли счастливы они от "спасения", пробуждения сознательности, насильственного просвещения, каким его видят АБС? Ой, навряд ли.
  Товарищи Стругацие, разумеется, желают, чтобы все люди были копией их протагониста. И, разумеется, они не видят проблем в том, чтобы добавить человеку пару голов для дополнительных мозгов, а взамен зашить очко, чтобы меньше срал.
  И какая жалость, что у АБС не было знакомых хирургов. Они бы, может, объяснили им, что так нельзя.
Оценка: 3.00*3  Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  Л.Каминская "Не принц, но сойдёшь " (Юмор) | | В.Радостная "Еще немного волшебства, пожалуйста!" (Юмористическое фэнтези) | | Д.Вознесенская "Игры Стихий" (Попаданцы в другие миры) | | В.Крымова "Самый желанный " (Любовная фантастика) | | Н.Волгина "Массажистка" (Романтическая проза) | | Т.Серганова "Хищник цвета ночи" (Городское фэнтези) | | А.Ардова "Мужчина не моей мечты" (Любовное фэнтези) | | А.Чер "Победа для Гладиатора" (Романтическая проза) | | А.Оболенская "Как обмануть босса" (Современный любовный роман) | | Я.Ольга "Владычицу звали?" (Юмористическое фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Атрион. Влюблен и опасен" Е.Шепельский "Пропаданец" Е.Сафонова "Риджийский гамбит. Интегрировать свет" В.Карелова "Академия Истины" С.Бакшеев "Композитор" А.Медведева "Как не везет попаданкам!" Н.Сапункова "Невеста без места" И.Котова "Королевская кровь. Медвежье солнце"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"