Пряников Руслан Дмитриевич : другие произведения.

Булгаков - гений!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Московский проспект - далеко не самое популярное место в Санкт-Петербурге, но не менее привлекающее внимание, чем Гостиный двор, Дворцовая с Исаакиевской площади и Конногвардейский бульвар. Высокие дома советской постройки, дом Советов на площади Ленина, находящийся рядом парк Победы с множеством бюстов и памятников, Памятный зал с бесплатной экспозицией "История обороны и блокады Ленинграда" - все это свидетельствует о значимости и величии нашего города в советские времена, величии города Ленинграда. Сам факт, что городу уделяли и уделяют много внимания в разные периоды нашей истории, подтверждает его высокий статус. Так думаю я, и не один. Подобным образом размышляет Антон Петровский, ученик десятого класса средней общеобразовательной школы, который прямо сейчас гуляет по Московскому проспекту.
   Антон, в принципе, очень часто стал гулять во время каникул, да и в учебное время на выходных нередко куда-то ездил, как сам выражался простым языком, "просто пошататься". Конечно, лучше гулять с друзьями, но иногда Петровский намеренно гуляет один, так как в его голове порой бродят мысли, с которыми не мешает остаться наедине и в ходе прогулки обдумать все, что есть внутри и не дает покоя. Не думайте, что Антон не гуляет просто, ради получения эстетического удовольствия, но в данный момент мы наблюдаем именно первый случай. Примечательно то, что в самый центр, где наш школьник и многие такие же школьники гуляют наравне с множеством людей, Петровский не поехал, так как там ему надоело. Московский проспект находится довольно далеко от района, где живет Антон, но ради разнообразия, ради эстетического удовольствия и, наконец, свободных размышлений с гарантированным погружением в себя, наш ученик выбрал именно это место. Скажу, что сделал он правильный выбор.
   Что сейчас происходит с Петровским? Он идет по направлению от того величественного, обособленного и очень заметного со стороны Монумента защитникам Ленинграда, в центре которого большое количество надписей, горит вечный огонь и звучит музыка, которая сразу напоминает о Великой Отечественной войне. Там же, пройдя мимо входа в музей и попав на открытое пространство, стоит непоколебимо памятник защитникам Ленинграда. Всю жизнь он будет стоять, и жители нашего города будут смотреть на него и представлять ту радость освобождения наших предков, освобождения и последующей победы. Не мог это место без внимания оставить Антон, хранивший память о героях и понимавший чудовищность нацизма, против которой боролись эти герои. Не мог он, любящий историю, любящий свой город и народ, ненавидящий идеологию нацизма, пройти мимо без каких-либо чувств. Такое неравнодушие только усилило поток мыслей в голове Петровского, а думал он о таких вечных понятиях, как добро, зло, долг, мораль. Все эти понятия не раз повторяются, но это хорошо, ведь мы напоминаем сами себе о них, защищаем определенные ценности, пытаемся донести их другим. Но что дают мысли о них? Отвечу: серьезное осмысление любых вечных понятий, всякой истины, в которой нуждалось и до сих пор нуждается общество. Только одно это говорит о том, что часто думать о сущности того же добра и зла полезно. О добре и зле, к слову, и думал как раз Петровский, проходя мимо большого двести двадцать четвертого дома, находящегося через дорогу от Монумента.
   "Да! Та победа - главный символ победы добра в настоящее время. Но почему сейчас мы до сих про встречаемся с более мелкими, но частыми проявлениями зла в нашей частной жизни? Казалось бы, победили нацизм, идеологию, морально и физически уничтожавшую человека. Почему сейчас мы встречаемся с равнодушием по отношению к проблемам людей? Почему сейчас многие руководствуются материальными ценностями, а не берут высокие духовные понятия, о которых с самого рождения мы слышим постоянно? Конечно, все эти вопросы сейчас задают неоднократно, дают наставления, но это никак не действует на людей, и это плохо. Равнодушие, преобладание материального над духовным и, вдобавок к тому, небрежное отношение к окружающему миру, проявление грубости и жестокости к другим - разве все это не является проявлением зла? Зла, которое необходимо победить добру?".
   Пока Антон думал об этом, он шел мимо различных магазинов по правую от него строну, а по левую располагалась дорога. Вообще, дороги на Московском проспекте широкие, отчего транспорта всегда достаточно, однако шум автомобилей не мешал ходу мыслей Петровского потому, что, в отличие от центра, он не чувствовал большого количества людей, не слышал их. Конечно, на Московском проспекте гуляющих было достаточно, только было ощущение, что здесь гораздо тише, чем, например, на Гостином дворе, и это безусловно помогло Антону остаться один на один со своими мыслями, слушать себя как можно внимательнее.
   "Стоит заметить, что зло это исходит от людей. Да, от людей, которые могут помочь, спасти, поддержать, сделать полезное и благородное дело, проявить самые лучше качества, но в то же время способных плюнуть на все, ради своей выгоды кого-то предать, ради своего удовлетворения унизить, оскорбить, проявить жестокость, при этом только болтая обо всем хорошем. Это безусловно подтверждает то, что в нашем мире все неоднозначно, что нет поэтому однозначно хороших и однозначно плохих людей. Даже я не идеален и иногда допускаю ошибки. Именно ошибки! Любое проявление зла можно назвать ошибкой, а, значит, человек способен эту ошибку исправить. Только бы захотел..."
   Продолжая внутренний монолог, вышел Петровский прямо к Южной роще, одному из скверов Московского проспекта, украшающего столь урбанизированный район. Представляете, как приятно бывает от высоких квартирных домов с широкой дорогой и площадями переходить к небольшим, но ярким, зеленым деревьям, тропинке и ощутимому теперь еще больше солнечному свету, слыша, но не видя теперь за листьями мелькающих автомобилей? Антон, войдя в сквер, ощутил данное удовольствие и даже начал размышлять вслух.
   - Большая проблема заключается в том, что человек просто может не захотеть исправляться. Не захотеть стремиться к добру. Он, руководя своими частными интересами, будет забывать о других, об окружающем его мире, о том самом вечном, которое у всех нас на слуху. По сути, так мы сейчас и живем. Что делать тогда? Как дальше спокойно рассуждать о добре и зле? Как жить, сохранив прекрасное?
   - Легко, молодой человек, поверьте мне. - сказал пожилой мужчина, подошедший к Петровскому. Он был одет в черную куртку и шершавые штаны - словом, самый обыкновенный внешний вид. Его светлое лицо с серыми глазами выражало невозмутимость и спокойствие, что внушало доверие Антону. В наше время такое внезапное обращение от постороннего человека может застать врасплох, но Антона мужчина заинтересовал. Петровский понимал для себя, что, учитывая разницу в возрасте, они наверняка довольно разные по убеждениям, но стремление к добру и идеалам - то, что может объединить старшее и молодое поколение, тем более Антону иногда казалось, что люди возрастные порой более добры и открыты, чем его ровесники. Посмотрев на пожилого человека, Петровский стал внимательно его слушать.
   - Читали ли Вы роман "Мастер и Маргарита"?
   - Читал.
   - Замечательно. Помните историю про Иешуа и Понтия Пилата? Иешуа назвал того добрым человеком во время допроса, за что Га-Ноцри ударил один из воинов, сказав называть прокуратора только игемоном. Но Иешуа в процессе допроса продолжал называть других людей добрыми, а впоследствии прямо сказал игемону: "Злых людей нет на свете". Прокуратор, конечно, иронично отнесся к этим словам, указав на Крысобоя, но что в итоге?
   - В итоге Иешуа был казнен.
   - Хе-хе, Вы обратили внимание на негативную сторону казни. Разве после утверждения приговора прокуратор не требовал от первосвященника помиловать по случаю праздника Иешуа? Разве он не оказался после казни в плохом расположении духа? Ведь он потом думал о Га-Ноцри.
   - Соглашусь, но ведь это не отменяет самого факта казни Иешуа, символа добра.
   - Простите, молодой человек, но после смерти Га-Ноцри добро не умерло - утвердительно сказал мужчина.
   После этих слов Антон помолчал некоторое время, выглядел так, словно застыл, моргнул два раза, затем сказал резко:
   - Я понял Вас. Понтий казнил Иешуа приговором, после чего тосковал и не мог забыть об этом человеке с его проповедями. Понтий Пилат, символ зла и власти, смог понять казненного. Получается...
   - Получается, зло было повержено - заключил мужчина. - Чем? Одними лишь словами, своей твердой верой смог Га-Ноцри вызвать в жестоком прокураторе что-то хорошее. Понимаете теперь, что жить, сохранив прекрасное, легко? Вам ведь никто не запрещает оставаться добрым.
   - Достаточно, по Вашему мнению, самого существования добрых людей, чтоб в мире хранилось и в других пробуждалось добро.
   - Именно!
   - Но, прошу заметить, что других склонить к добру не так просто. Хотелось бы узнать, что нужно для того.
   - Правильно мыслите. - с улыбкой сказал мужчина. По обоим собеседникам было видно, что такой разговор очень их занимает. Они даже не обращали внимание на происходящее вокруг, не знали, обратили ли на их беседу окружающие. Они думали о добре и зле, и о романе Булгакова.
   - Думаю, что Вы, молодой человек, ответите себе на вопрос о том, что нужно, исходя из романа.
   Тут словно пробудился после долгого сна Петровский, глаза его загорелись и уставились твердо на собеседника. Внешне при этом он изменился мало, но внутри него будто бы сотни людей выкрикивали одно слово. Серьезно, но однозначно проговорил он, смотря на мужчину:
   - Любовь.
   После этого мужчина стал будто бы более добродушным. Мягким голосом он снова заговорил.
   - Она самая. Представляете, как было бы тяжело, если б люди не любили друг друга? Если б мы не любили все вокруг? Мы можем сколько угодно говорить о чем-либо с другим человеком, но не всегда внимательны к нему. Только приняв всю его сущность, поняв его, мы сможем вызвать у него те чувства, которыми проникнуты сами. Да, это мы повторяем много раз, но лишь потому, что так всегда и бывает. Тепло и понимание нужно человеку, и только потом ты сможешь научить его чему-то, при этом должен научиться этому сам. Да и к чему буквально учить добру? Добро пробуждать надо своим добром посредством любви к человеку и всему живому! Понимать надо, что любовь - мощная сила, и всегда таковой была. Без любви добра не бывает. Любить нужно, молодой человек! - заключил пожилой мужчина.
   После этого диалог закончился. Петровский согласился с мнением собеседника, поблагодарил его за беседу, после чего они попрощались. Теперь шёл Петровский по скверу, слегка улыбаясь, и был спокоен. Завершилось то непрерывное течение в голове Антона. Наконец оказался он на площади Ленина. Осмотревшись, он увидел вокруг других людей, фонтан и, наконец, памятник Владимиру Ильичу, который указывал куда-то вдаль. Наконец взглянул он на солнечное небо, опустил затем голову, вздохнул и произнес тихо: - Какой Булгаков все-таки гений!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"