Действующие лица:
- Молодой художник
- Старый художник
- Охранник музея
- Искусствовед
- Журналист
- Общественник
- Обыватель
- Бизнесмен
Сцена затемнена, освещается только авансцена. В глубине сцены, в темноте, стоят актёры. На авансцене стоят мольберт и стул. На мольберте установлена картина, мольберт развёрнут в сторону сцены, таким образом, что зритель картину не видит. На авансцену, на освещённое место выходят актёры для произнесения своих монологов. Выход каждого персонажа может сопровождаться его музыкальной темой.
Молодой художник (берет, шарф, этюдник)
Я - художник. То есть, я хотел бы, чтобы меня воспринимали именно так - художник. Но, к сожалению, мир изобразительного искусства так похож на всю нашу жизнь! Не столь важно, как хорошо ты рисуешь, важно лишь, с кем ты знаком, насколько ты раскручен. Если ты неизвестен, то не стоит рассчитывать на обилие выставок, не стоит надеяться, что твои картины будут хорошо продаваться. Но нужные знакомства почти невозможно завести, если ты неизвестен... Это порочный круг, и я уже не знал, как мне выбраться из него. И тогда мне пришла в голову эта идея.
Я слышал, что в Европе молодые художники нашли выход из положения: они рисуют миниатюры на стикерах размером с ладошку и лепят в общественных местах: в вагонах подземки, в пабах, в клубах. Стикер приклеивается намертво, отодрать его непросто, но даже если и удастся содрать, то на стене останется клей от стикера, который быстро зарастает пылью и грязью. Как думаете, что лучше: грязный прямоугольник или какая-никакая картинка? Картинка, конечно. И они остаются висеть, эти картинки, и висят на удивление долго, месяцами.
Я придумал ещё лучше. В нашем городе, в Тутуеве, есть музей изобразительного искусства. Там неплохое собрание старых картин, хорошо представлены передвижники, есть Крамской, есть Шишкин, есть по два Левитана и Ге, Куинджи несколько картин, но особенно много работ Венедикта Демьяновича Мошкина, большого художника девятнадцатого века и нашего соотечественника.
Я частенько работаю в музее, выполняю копии. Это неплохие копии, мало кто сможет отличить их от оригинала, но это никого не волнует: за них платят так, будто это не картины, а спичечные этикетки... Впрочем, это неважно... Я достал кусок старого холста и написал на нём картину в манере Мошкина - не скопировал существующую, а написал свою. За то время, что я копировал его картины, я в достаточной мере изучил его технику, стиль и манеру исполнения. И подписал работу его подписью. Состарить картину - ну, это и вовсе не проблема... В музее меня знают, и пронести картину также не составило труда - в этюдник и не такое поместится. И место нашлось в простенке, оттуда как раз незадолго до того сняли одно полотно на реставрацию. В общем, план мой полностью удался, всё прошло на удивление гладко, и вот моя картина висит в музее.
И вы знаете, она висит уже целый месяц! И люди ходят, смотрят. Я и сам прихожу частенько поглядеть, почти каждый день. Это такое чувство удивительное - видеть свою работу вывешенной в музее, в окружении картин известных художников! С одной стороны это подтверждает мои мысли о том, что одно только имя известного художника делает посредственную работу значительной, но с другой стороны - какая разница? Я-то знаю, что эта картина - моё творенье, и вижу, что около неё стоят люди! Только не подумайте, я не считаю свою картину посредственной, но если бы я вывесил её под своим именем, вряд ли кто-то задержал бы на ней взгляд.
И ещё, знаете, вчера я узнал, что про мою картину написали в журнале "Художества и жизнь"! Представляете, её и в самом деле приняли за полотно Мошкина!
Старый художник (берет, шарф)
Я - художник. Я пишу картины всю жизнь, сколько себя помню. А сейчас в своей студии я не только пишу сам, но и веду кружок, школу рисования, учу рисовать местных мальчишек. Спросите, почему здесь, а не в Москве? Странный вопрос. А что, все должны стремиться в Москву? Я понимаю, это символ успеха - пробиться в столице, но ведь кто-то должен остаться здесь, все же не могут съехаться в Москву... Одним словом, когда мне поступали предложения перебраться в центр, для меня такой вопрос даже не стоял. Тутуев - мой родной город, здесь мой дом, здесь похоронены мои деды. Отсюда я - никуда...
Не так давно меня пригласили в местный музей на экспертизу одной картины. Картина неплохая, судя по подписи - кисти Мошкина, нашего прославленного живописца. Судя по манере - это тоже он, но я никогда раньше не видел этой его работы. А вот детальный анализ полотна был для меня сюрпризом... И чем больше я всматривался в мазки краски, в волокна холста, тем меньше у меня оставалось сомнений: это не Мошкин, это гораздо более поздняя работа. Дело в том, что даже грамотно состаренные современные краски отличаются от красок, положенных на холст сто пятьдесят лет назад. Есть и другие признаки, позволяющие определить возраст картины, впрочем, детали вам будут не интересны.
Моё экспертное заключение было такое: это новодел, подделка под старину. Но новодел очень качественный, такой, что не каждый профессионал отличит. Администрация музея поблагодарила меня, мне заплатили за работу. Но что удивительно: картина осталась висеть в зале музея, я видел это сам, специально наведывался в музей несколько раз. Странно. Моему заключению не поверили? Впрочем, это уже не моё дело.
Мне интересно, кто это так пошутил. Я совершенно уверен, что картина написана совсем недавно, и вижу, что автор её - талантливый художник. Я бы хотел познакомиться с ним, может быть, пригласить в свою студию.
Охранник (форменная куртка, музейные войлочные бахилы)
Я работаю охранником в музее. Работа эта, с виду очень простая - сиди, смотри, главное не засни - на самом деле требует предельного внимания и сосредоточенности. Я слежу, чтобы музею не был причинён ущерб - гоняю мальчишек с мороженым, слежу, чтобы картины не трогали руками. Обычно я наблюдаю за залами по квадратору - монитору, разбитому на квадратики, в каждом квадратике - картинка со своей камеры наблюдения. Если вижу непорядок, одёргиваю нарушителя по интеркому. Но это случается редко, крайне редко. Кроме того, каждый час я совершаю обход по всем залам музея.
В тот день музей был пуст, мимо меня никто не проходил, и я даже не смотрел на квадратор. И вот при очередном часовом обходе в Мошкинском зале я обнаружил картину, которой не было час назад, которой просто быть не могло! А она просто висела себе на стене, как будто висела здесь всё время.
Я сразу же сообщил о находке начальству, в музей примчалась вся дирекция, охали, ахали, расспрашивали меня, но мне сказать было нечего, картина появилась словно по волшебству. Вспомнили о видеокамерах, установленных в каждом зале, кинулись смотреть запись, но записи не было. То ли камеры не работали именно в этот час, то ли запись просто исчезла. Мистика, одним словом.
К вечеру визит нанёс сам хозяин музея. Он несколько успокоил меня, сказал, мол, это новая картина художника Мошкина, подарена музею старожилами города. Он сам повесил её днём, пройдя в музей с чёрного хода, обычно закрытого. Но у хозяина есть ключи от всех дверей... И ещё хозяин просил понаблюдать за этим залом в особенности: кто ходит, кто смотрит.
Тутуев - не очень большой город, вести здесь распространяются быстро, как лесной пожар. Слух о новой картине разнёсся моментально, и в следующие несколько дней посещаемость музея выросла в несколько раз. Все, причастные хоть сколько-нибудь к искусству, шли смотреть на новое приобретение музея. Но никого подозрительного я не увидел. Хозяин заходил через день, некоторые городские художники заходили по нескольку раз, один, молоденький, частенько делающий копии с наших картин, приходил вообще каждый день. Я его понимаю, картина очень хорошая, и ведь это такое редкое, такое значительное событие - находка неизвестной картины старого мастера...
Искусствовед (сопровождает свой рассказ тем, что указкой показывает на картине)
Эта картина - безусловно лучшее творение Мошкина, она принадлежит позднему периоду его творчества, так называемому, серо-зелёному периоду...
Что? Я забыла представиться? Ой, да, пожалуйста, извините. Я искусствовед. Недавно мне заказали рецензию на вновь обретённую картину Мошкина. Я была очарована этой картиной!
Для Мошкина вообще характерна свобода и разнообразие композиционных решений и проработанность деталей, но в этом полотне он буквально превзошёл самого себя. Посмотрите, какая глубина, какая работа со светотенью! Какая широкая, свободная манера письма! Эта картина живая, она пронизана светом! Она так свежа, словно была написана сегодня, а не почти два века назад! Эта передача световоздушной среды с помощью рефлексов, цветных теней так виртуозно отражает нюансы настроений самого Мошкина в конце его жизненного пути! И в то же время картина полна гармонии и спокойствия, она очаровывает зрителя. Без сомнения, Мошкин как композитор достиг совершенства в этой работе.
Счастливый случай вернул нам эту замечательную картину мастера старой школы. Спасибо добрым людям, сохранившим этот шедевр и передавшим его в музей, чтобы все желающие могли увидеть его, и испытать те чувства, которые запечатлел для нас в полотне талант великого живописца!
Что? Ах да, рецензия моя вышла в журнале "Художества и жизнь" и была тепло встречена читателями.
Журналист (держит в руках газету со своей статьёй)
Я журналист местной газеты, "Тутуев ньюс". Я работаю в новостном отделе, делаю новости. Наверное, ни для кого не секрет: новость можно сделать из любого факта. Мало того, новость можно сделать, даже не имея факта, но в таком случае надо действовать осторожней...
Мне давно было тесно в нашей газете, здесь невозможно развернуться талантливому журналисту. Для того чтобы "зацепить" внимание аудитории обязательно надо удивить. Все эти каждодневные ДТП, кражи, убийства, изнасилования - это же рутина, серый фон обыденной жизни. Этими происшествиями никого не удивишь. Ещё хуже вести с полей и трудовые подвиги, открытия школ и свинарников... Мне была нужна новость другая: яркая, удивительная, запоминающаяся.
Я долго ждала своего шанса, и наконец мне повезло. В редакцию пришёл пакет. В нём были материалы, неоспоримо доказывающие, что недавно найденная картина художника Мошкина - подделка! Были записи камер видеонаблюдения, досье на художника и на охранника, был также вложен последний номер журнала "Художества и жизнь" со статьёй об этой картине хвалебного толка.
Я провела своё независимое журналистское расследование, побеседовала и с охранниками музея, и с администрацией, и с искусствоведом. А потом я написала эту статью.
В статье речь идёт о подделке картины, о спекуляции славным именем великого художника, о халатности охраны, о некомпетентности и непрофессионализме экспертов... Досталось всем. Статья, как говорят у нас, "выстрелила", поднялась волна народного негодования, полученный общественный резонанс даже превзошёл ожидаемый. Моей статьёй заинтересовались не только в Тутуеве - несколько столичных изданий обратились ко мне с просьбой разрешить перепечатать мою статью. Поистине, эта история с картиной - это такой счастливый случай! (журналист уходит, оставляя газету лежать на стуле)
Общественник (выходит к самой рампе и скандирует, держа газету на манер плаката)
Я - председатель общества охраны культуры, и мы до глубины души возмущены хулиганским поступком молодого человека, вывесившим свою антихудожественную мазню на всеобщее обозрение! Мы не позволим малолетним выскочкам глумиться над нашей историей, над нашим великим искусством! Музей - место для художников, а не для хулиганов! И мы будем продолжать пикетировать музей до тех пор, пока картина молодого художника будет в нём находиться! До тех пор, пока этот плевел субконтркультуры не будет вырван из священного места, которое дорого сердцу каждого тутуевца, каждого истинного гражданина! Ведь нельзя же так, в самом деле: вчера - в подворотне, а сегодня в музее, в первом ряду! Долой поддельное искусство! Долой! Долой!
Обыватель (садится на стул, пролистывает газету)
Ну чего говорить, я обычный человек. Ты вот смотри лучше, что в газете пишут: тип один подбросил в музей картину! И никто отличить не смог, все думали, что старинная. Ну надо же, что творится! Кругом сплошь идиоты, я это всегда знал. Вот куда ни плюнь - в идиота попадёшь. Сидят только, деньги получают зазря.
А смешная фамилия у художника у этого, как бишь его... Мушкин? Мышкин? Пышкин? Ну, короче, не важно. А что? Надо бы и впрямь сходить, посмотреть, приобщится, так сказать... А то жена грызёт, говорит, как в норе живём.
Ну ладно, это всё прикольно, конечно, но сейчас меня больше интересует, как сыграет Спартак (с последними словами он рвёт газету на осьмушки и накалывает на гвоздь, торчащий из мольберта, как это обычно делают в сортире).
Искусствовед (заламывая руки)
Люди, люди, как же можете вы так поступать с другими? Я не понимаю, почему молодой человек так зло пошутил надо мной... Куда бы я не пошла, мне чудится шёпот за спиной, кажется, что все смотрят на меня, тычут пальцами. А статья в "Художествах"? Мне долго ещё будут вспоминать "свободную манеру письма великого Мошкина"... Боже мой, какой позор! Какое ужасное разочарование! Но за что, за что? Ведь всему виной - в высшей степени непорядочный поступок молодого человека. Да! Я не могу называть его художником! Потому что человек, способный на подобные низкие розыгрыши не достоин носить это великое звание - художник.
Молодой художник
Сначала мне было даже страшно, я никак не ожидал такой реакции на свою проказу. Но посудите сами, что мне оставалось делать? Куда художнику податься, как пробиться, если ты неизвестен? А мне стали угрожать судом! А я ведь не заставлял их писать хвалебные отзывы и носиться с этой картиной, как с писаной торбой! Я хотел просто, чтобы мою картину увидели люди. Хотя бы одну картину...
А потом весь этот ужас как-то сразу кончился. У меня стали покупать картины, мне предложили контракт на проведение серии выставок, и даже на мои будущие работы! Я был счастлив, все мои мечты исполнялись! Это было так чудесно, прямо как в сказке.
Этот скандал, раздутый местной газетой, сослужил мне хорошую службу. Но и без них я знал, что я - очень хороший художник. Теперь моя судьба определена, и у меня одна дорога: к славе, к известности, к свободному от всех бытовых неурядиц творчеству! (на последних словах он снимает свой берет, и, уходя оставляет его висеть на мольберте).
Старый художник
Что же, история получилась не очень красивая. Я вспоминаю начало событий, когда меня позвали на экспертизу картины. Тогда я не понимал, почему картина осталась висеть в музее после моей оценки, но сейчас все кусочки головоломки встали, наконец, на свои места. Я догадываюсь, кто стоит за всеми произошедшими событиями. Дальнейшая судьба молодого художника представляется мне теперь достаточно ясно. Быстрая слава никого ещё не сделала счастливым... Жалко мальчишку - зазнается и пропадёт, а ведь мог бы стать неплохим мастером. Впрочем, я рад буду ошибиться на его счёт, и желаю ему дальнейшего совершенствования и сохранения душевной гармонии.
Но жизнь не стоит на месте. Нельзя вечно сожалеть о чужом выборе, даже если он кажется нам неправильным. Зачастую нельзя даже судить за другого, что правильно, что неправильно... Молодой художник выбрал свой путь. Что же, не он первый, не он последний.
А у меня случилось радостное событие: ко мне в студию недавно пришёл талантливый молодой человек. По мастерству ему, правда, пока далеко до молодого художника, но его желание учиться, блеск в глазах - это дорогого стоит. У него есть все шансы стать большим художником, у него верный глаз и твёрдая рука, и словно бы врождённое чувство композиции. Но тссс! Я не буду пока хвалить его, не хочу сглазить. Надо ещё работать, надо работать...
Бизнесмен (очень спокойный, неторопливый человек)
Я, можно сказать, художник. Потому что бизнес - это не просто купи-продай, это искусство, это творчество в высшем смысле этого слова. Каждая сделка, каждая операция, это не просто голая схема, нет, это вдохновение, это импровизация! Увидеть ситуацию, выстроить композицию, использовать обстоятельства и обратить комбинацию в выгоду - это ли не творчество!
Деньги я, слава богу, зарабатываю другими способами, а к изобразительному искусству я просто питаю слабость, это моё хобби. Сам я с кисточками и красками, конечно, не вожусь, но у меня имеется неплохая коллекция картин, я содержу местный музей, поддерживаю художников, меценатствую, можно сказать. Об одной своей удачной комбинации, касающейся картин, я расскажу.
Не так давно мне сообщили, что в моём музее появилась новая картина. Возникла буквально ниоткуда, понимаете? Просто появилась висящей на стене. Я очень удивился, я никогда не слышал о таких случаях. Ну, возникла - это не пропала, но ситуация была очень странная. Надо было разобраться. Первым делом я затребовал видеозапись с камеры наблюдения, отсмотрел: было видно, как какой-то человек вешает картину... Я успокоил охранника, чтобы парнишка сгоряча не напорол ерунды, но мягко попросил его усилить наблюдение за этим залом. На следующий день я подозвал человечка, разбирающегося во всей этой художественной кухне, чтобы провёл экспертизу. Заключение его только подтвердило мою догадку: картина эта - новодел. Но как утверждал эксперт, новодел отличного качества, практически неотличимый от старины даже для специалистов. Это было неожиданно, и это дало первый импульс для моего замысла.
Вычислить автора и узнать всё о его жизни было несложно, в нашем городе это дело техники - это оказался местный молодой художник, неизвестный, безденежный. Это было очень удачно.
Я провёл целый ряд мероприятий. Я оставил картину висеть в музее, сделав вид, будто это действительно старая картина, подаренная музею благодарными горожанами. Я заказал статью об этой картине - о картине якобы Мошкина. И когда статья вышла, я спровоцировал скандал. Это было совсем просто: у меня были к тому времени собрано полное досье на молодого художника, оставалось только передать эту информацию в нужные руки.
Скандал получился на славу, плеснуло аж на федеральный уровень. А любой скандал - это реклама. После того, как имя моего молодого художника прогремело на всю страну, осталось только прибрать его к рукам. Парень и так уже был напуган размахом событий и накалом страстей, кипящим вокруг его скромной персоны, осталось надавить на мальчика совсем немного, и мы подписали обоюдовыгодный контракт. Думаю, он пока даже не понял, что контракт выгоден обоюдно, но надо же понимать, что в бизнесе всё делается не просто так и каждый преследует свои цели. В конце концов, никто здесь не виноват, в контракте написано всё было абсолютно честно - просто кое-что шрифтом поменьше... Что же, мальчик заработает имя, а я получу деньги, и его картины. За всё надо платить. Эта сделка честная: за известность, славу и признание, которые другим путём вообще не получить, это не такая уж и большая цена...
Журналист (держит в руках газету со своей статьёй)
Я - специальный корреспондент "Федеральных новостей" и "Новой Правды России". Да, у меня всё получилось! Эта история с аферой молодого художника была моим счастливым билетом, трамплином моей карьеры. Прощай, скучный Тутуев!
Но как это забавно: на новом месте мне сразу же заказали серию статей о современном искусстве, и первую статью - о молодом тутуевском художнике, скандально прославившемуся благодаря моим материалам. Я чувствовала себя даже обязанной ему - в конце концов, он тоже причастен к моему взлёту. И я постаралась на славу (уходит, оставляя газету лежать на стуле).
Общественник (потрясает газетой, как Ленин кепкой)
Наше общество искренне гордится тем, какая талантливая молодёжь растёт в нашем родном городе. Пора, пора уходить от закоснелых штампов, пора дать дорогу молодым творцам! Но не всё ещё так гладко, как хотелось бы: юные художники зачастую лишены условий для раскрытия своих творческих потенциалов, для развития своих талантов. Вспомните недавнюю кампанию против молодого художника, осмелившегося бросить вызов общественным массам, решившегося всколыхнуть болото мещанского отношения к изобразительному искусству! Вспомните эту травлю, устроенную продажными средствами массовой информации! И мы не можем мириться с такими проявлениями косности и ханжества! Мы начинаем борьбу за создание благотворных условий для авангарда творческой молодёжи! Прямо сейчас мы устраиваем благотворительную лотерею в поддержку юных дарований, также планируется создание рисовального кружка при доме культуры! Пора показать миру наше новое искусство! Пора подниматься с колен, ведь только когда мы добьёмся выполнения наших прав на свободу творчества, только тогда мы обретём подлинную духовную свободу!
Обыватель (садится, пролистывает газету)
Да заманали уже в натуре картинами своими. Ну, сходили мы тогда с женой в музей, посмотрели на картины эти. И что? Ну картины. Ну висят. Совершенно ничего в них нету необычного: где домики нарисованы, где деревья, где люди. Всё такое самое обычное. Вот если фотографии покрупней распечатать, так ещё и красивее выйдет. Ну и что, что старые? Поди, и двести лет назад такие же люди жили, ничего в нашем Тутуеве не меняется... Моё мнение - глупости это всё. Время только зря потратили, уж лучше бы на боевик в кино сходили. Больше сроду ни в какие музеи не пойдём... (рвёт газету на осьмушки, накалывает на гвоздь).
Охранник (снимает и вешает на спинку стула форменную куртку, снимает войлочные бахилы)
Конечно, после этой истории я уже не мог оставаться охранником. Меня уволили из музея с треском. И хотя я не вижу своей вины в произошедшем, я не в обиде на хозяина музея за эту историю.
Ещё когда я работал охранником, я стал задумываться о жизни. Вот я сидел, охранял картины, которые когда-то, задолго до меня, написали другие люди. Прошло больше века, а люди всё приходят смотреть на эти картины, стоят перед каждой подолгу... А я всё сидел на своём стуле, нёс службу. И я думал: а что останется от меня на Земле? Неужели, только вот этот протёртый стул?
И я стал рисовать - ещё тогда, когда работал охранником. Сам, понемногу, благо времени между дежурствами было предостаточно. Рисовал простые натюрморты, пейзажи. Сначала, конечно, не очень получалось, но я не бросал своих занятий. Разница между протёртым стулом и прекрасными картинами не давала мне забыть о моей цели - вырваться из обыденности, оставить свой след, создавать прекрасное.
Я бы, наверное, и сам ушёл из охраны, но знаете, решиться на такой шаг непросто. Всё-таки работа охранника - тёплое местечко, работа непыльная, сутки через двое, стабильная зарплата, соцпакет, выслуга... А жизнь художника непредсказуема, есть заказ - есть деньги, нет заказа - извините... Но сейчас я даже рад, что все эти события произошли и помогли мне изменить мою жизнь.
Теперь я занимаюсь в студии одного хорошего художника. Я очень благодарен этому человеку за помощь, за советы, за подбрасываемые заказы. Я учусь и работаю, и я вижу, что мои картины становятся всё лучше. Надеюсь, к будущему лету пройдёт моя первая выставка. И я надеюсь, что придёт день, когда я смогу сказать с полным правом: я - художник (с последними словами он надевает берет, оставленный молодым художником на мольберте).
Все актёры выходят на поклон.
|