Хочется поделиться некоторыми мыслями о представленных на конкурс рассказах с точки зрения читателя, хотя пытаюсь что-то писать, но писателем, как таковым себя не считаю.
О языке: это скорее хорошая праздничная упаковка для подарка, который вы хотите сделать читателю. Для него главное, скорее всего, не наше рифмоплетство, немыслимые словесные обороты, когда, закрутив в начале предложения, к концу уже забыл, что хотел сказать - почти как я сейчас! Для него важен сам подарок! Из вашего рассказа он должен узнать что-то новое, испытать те ощущения и чувства, которые вы хотели ему подарить. Мы забываем наший гениев - классиков, у которых каждое слово на вес золота - ничего лишнего. Вот отрывок из произведения А.П.Чехова: 'Беседа пьяного с трезвым чертом':
'Вы знаете, что такое чёрт? Это молодой человек приятной наружности, с чёрной, как сапоги, рожей и с красными выразительными глазами. На голове у него, хотя он и не женат, рожки... Прическа а lа Капуль. Тело покрыто зелёной шерстью и пахнет псиной. Внизу спины болтается хвост, оканчивающийся стрелой.'
А вот отрывок из Ильфа и Петрова:
'Великий комбинатор
В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный.
- Дядя, - весело кричал он, - дай десять копеек!
Молодой человек вынул из кармана нагретое яблоко и подал его беспризорному, но тот не отставал. Тогда пешеход остановился, иронически посмотрел на мальчика и тихо сказал:
- Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?
Зарвавшийся беспризорный понял всю беспочвенность своих претензий и отстал.'
Не правда ли, очень образно и ёмко при минимуме слов? Ничего лишнего и все в точку!
Кроме того, читателю сразу бросаются в глаза нелогизмы, если есть такое слово. Например, рассказ СТАРИК И ТЕТИС, достаточно высоко оцененный жюри. Прочитайте отрывок:
'Вокруг скалы расстилалось море. Бушевал прибой, белела пена, а затем - тёмная вода, на горизонте переходившая в серое небо. Волны мерно катились, сколько хватало взора, и упорно обрушивались на скалу, словно желая сокрушить её. Но старик уже понял, что скала выстоит.'
Значит скала!!! могла бы и не выстоять? При этом волны катились 'мерно'!
Вот ещё пример:
'Старик прикинул, что если от сотворения мира по Библии прошло, считай, семь с половиной тысяч лет, а потоп был спустя две тысячи лет от сотворения мира... если так, то выходило, что старик перенёсся на пять тысяч лет назад.'
Я что-то совсем запутался в тысячеисчеслениях: это в каком тысячелетии живёт 'хуторянин, где все казаки 'гутарят'?
А как вам вот это:
'В другой раз море оказалось недвижимым, словно зеркало в богатом курене. Таким старик его еще не видел. Вокруг царил немыслимый покой. Слёзы благодарности навернулись на глаза старика.'
Слёзы благодарности за немыслимый покой или за 'море - зеркало'? Хотя автора можно понять - когда 'пошёл текст', все остальное уже второстепенно. Скорее, это недостатки вычитки 'замозоленным глазом'.
К чести автора, хочу отметить, в основном, неплохой слог, попытку передать обстановку казачьего хутора, достаточно образный язык. А по смыслу этот рассказ - два в одном флаконе: 'Сказка о рыбаке и рыбке' и 'Эффект бабочки' Рэя Брэдбери, где герой, наступив на бабочку, изменил ход эволюции на планете.
В ПОИСКАХ НОВОГО СОЛНЦА.
В целом, читалось легко. Как любитель научной фантастики я допускаю все предложенные ноу-хау: и щиты из мелкоячеистой сетки для защиты от космического мусора (хотя что там осталось защищать?), и двигатели, толкающие Землю к новой звезде( сколько же она бедная будет туда лететь?), но опять же встречаю нелогизмы:
'Покинув самолеты, двое из них спустились в воронку.'
'Темноту над головами пилотов прочертила яркая дуга, на конце которой горел огненный шар'
Это при том, что на планете нет кислорода, а в атмосфере летают самолёты и горят метеориты...в чем это летает и горит? В этом:
'полное отсутствие кислорода в атмосфере, смертельный холод и бескрайние пустые просторы...'?
ЗЛОКЛЮЧЕНИЯ С РОБОНЯНЕМ.
В целом, я доволен рассказом: читается легко, хотя некоторые находят 'канцеляризмы'. Пусть идея не нова, но подана со вкусом: есть смысл и скрытый
подтекст - современные производители стремятся делать технику, обновление которой должно происходить каждые 'шесть!' лет.
ХОЗЯИН ПОВОРОТА.
Просто нет слов! Очень точно, образно, логично. Стопроцентный высший балл.
У этого автора есть чему поучиться!
НАСЛЕДИЕ МУДРЫХ.
Все понятно, логично и очень красиво написано. От души - рассказ, при таком небольшом объёме, получился интересный, насыщенный и с неожиданным для читателя концом. Спасибо!
УБОРЩИК.
Для такого объёма совсем неплохой рассказ. Хорошие, образные выражения:
'Не "топом", конечно, а так, начальник управления, прокладка между китами и планктоном.'
'О причинах падения история умалчивала. То ли запил, то ли шефа послал в пешее путешествие.'
Чувствуется отличное чувство юмора, в меру эмоций, логичность всего текста.
Мне понравился.
МАСТЕР КАЛИБРОВКИ.
Интересный и логичный сюжет, хороший слог, очень легко читается. Действительно: память для человека это осознание себя, как личности. Каждый сам выбирает свою судьбу, пытаясь выскочить из колеи ' матрицы':
'Вот так, всё просто на этом свете: люди сами кузнецы своего счастья, никакой Мастер этого кузнеца не заменит, калибровать тут нечего.'
Достаточно простой, но вместе с тем большой философский смысл. Очевидно, что рассказ заслуживает внимания и высокой оценки!
ЖЕСТКАЯ ПОСАДКА ИЛИ ПУСТЫННЫЙ РЕЙНДЖЕР ИДЕТ ВРАЗНОС.
Указанный жанр 'Фантастика' лучше дополнить 'Юмором'. Начало:
'Ветер несет алую пыль, пыль застит солнце и скрипит на зубах, мешая дышать.
Здесь вторую 'пыль', лучше заменить на 'она'. Есть непонятные моменты:
'Взвалив хмыря на одно плечо, а девок, совсем уже было проигранных, но обретенных-таки вновь - на остальные, осторожно перешагиваю разлив желчи и прохожу прямо сквозь заднюю стену.'
Возникает вопрос: - А сколько у него плеч? Весь сюжет построен на похождениях 'космического рейнджера' по казино и девкам, а заканчивается:
'Я круче самых крутых яиц, это понятно, но настоящая моя коронка - триумфальные возвращения. Слава там, почет, бабы и бабки, шик, блеск... Люблю все это!'
Вот в этом весь смысл! Можно почитать для поднятия игривого настроения. Не более.
МАРАМОРКА.
Честно? С первого раза не понял смысла!
Прочитав второй, понял, что ключевое выражение здесь:
'Лишь белая надпись: СТИРКА ДУШ РЕМОНТ НАДЕЖДЫ - ещё просвечивала.'
Читается легко, просто, но интересен скрытый от первого взгляда смысл. Мистика в хорошем исполнении. Загадочно и непредсказуемо.
СТЕНА.
Как жанр - это космический мистический апокалипсис местного значение. Читается легко, ёмко и образно. Есть спорные выводы:
'Дэн говорил, что это произошло после выхода из гиперпространства, звездолёт вляпался непонятно во что, зацепил краешек какой-то субстанции. Он думает, что это был сгусток антиматерии. Я-то считал, что при этом должна произойти аннигиляция, а не то, что творится сейчас. Но все это лишь домыслы.'
Побуждает думать о загадках вселенной.
Конец не менее загадочный:
'По его телу стали медленно расползаться серые разводы. По моему тоже. И я услышал далёкую музыку. Ту самую, которую слышал когда-то в прадедовском транзисторном радиоприемнике. И мне стало хорошо.'
Интересно, но конец должен придумать сам читатель.
Вполне логично, что именно такие рассказы могут заинтересовать читателя.
Кстати, именно об этом написала член жюри 'Число П':
'Таурус-96
Автор понятно рассказал, что он хотел сказать, но рассказа (чтоб сюжет, развязка, чтоб читать интересно) не получилось. Каждый, кто может подумать и сказать "я мыслю и чувствую, следовательно, существую" - существует: и отлично! Но где же действие?'
Кстати, спасибо ей за рецензию, я ведь тоже только учусь. Успехов всем участникам!