Дик сидел за своим компьютером и тоскливо думал о жизни. Надо было что-то сделать. Дик понимал, что на большое у него не хватит ни выдержки, ни способностей. А мелкое, кому оно нужно?
- Никогда я не считал себя умным, - думал он. - Более того, я понимаю, что глуповат. Но, я не дурак и не идиот, я осознаю, что я глуп, и я научился вуалировать свои недостатки, то бишь глупость, и выпячивать свои достоинства, это на что повезет в зависимости от ситуации. Причем, это я умею делать не прямо в лоб, а с некоторой подкруткой, даже изящно. И я еще ленив. Но, ничего, правы те, кто говорит, что лень движет прогрессом. Итак, что мы имеем. Хочется быстрого, красивого и легкого результата. Надрываться при этом абсолютно не хочется. Программировать не хочется. Что же, напишу книгу. Правда, писать книги я не умею. Зато я умею программировать, и владею кучей информационных технологий и скиллов. И хорошо разбираюсь в различных семантических теориях. Я и не буду писать книгу. Я напишу компьютерную программу, которая за меня напишет книгу. Возьмет какую-нибудь книгу известнейшего писателя с ярко выраженной идеей, произведет анализ этой книги и построит ее схему. Затем, в этой схеме произведет контекстную замену, и потом по преобразованной схеме воссоздаст текст моей книги. Надо будет еще написать утилиту, которая прокатает эту книгу и приведет стиль написания к моему.
Дик с воодущевлением принялся за работу. Он понимал, что его порыва хватит максимум на несколько часов. За это время такую технологию не разработать. Но, сначала можно посмотреть, как она будет работать, сделав все, что должен будет делать компьютер, вручную, на каком-нибудь небольшом рассказе. А там, дальше, будет видно.
Одним из любимейших рассказов Дика был рассказ писателя-фантаста Рея Бредбери "Здесь должны быть тигры". Дик никогда не видел этот рассказ на русском языке, только однажды ему на каком-то приеме удалось полистать сборник рассказов Бредбери на английском языке и там этот рассказ назывался "Here there be tygers". Этот рассказ ему запомнился. Действие в нем происходит на отдаленной планете, которую открыл космический корабль - разведчик полезных ископаемых. Экипаж корабля сходит на планету, чтобы произвести пробные бурения и замечает, что планета выполняет все их мысленные пожелания и мечты. Через некоторое время к ним приходит понимание того, что планета живое существо, которая истосковалась по любви и хочет, чтобы люди пользовались всеми ее благами. Всем безумно нравится эта планета и весь экипаж решает послать к черту земную цивилизацию и остаться жить на этой планете. И только один человек не верит планете, он все время повторяет, что здесь должны быть тигры, и, начав пробные бурения, делает планете больно. Он все время твердит об их долге перед корпорацией, которая снарядила корабль и в случае их невозвращения понесет колоссальные убытки. В конце концов, ему удается вызвать враждебность между экипажем корабля и планетой, планета покрывается вулканами, по ней начинают проноситься один за другим ураганы. Корабль улетает с этой планеты. И только один человек дерзает остаться на ней.
Дик решил, что поскольку он будет делать все вручную, то ему нет нужды строить полную формальную модель этого рассказа. Достаточно будет построить общую схему и вычленить только те свойства, действия и отношения, которые будут изменены. Дик построил гипотетический объект рассказа со следующими атрибутами: свойства - "планета", "люди"; утверждения - "планете нравится доставлять наслаждение людям", "планета сама что-то получает от этого". Затем поменял свойство "планета" на свойство "компьютер", утверждения оставил без изменений. Переписал рассказ своими словами.
Компания веселых парней ввалилась в Оранжерею Наслаждений. Сама оранжерея была небольшой, примерно куб десять на десять на десять метров. Все остальное пространство огромного, размером с пятиэтажный дом, здания занимали системы жизнеобеспечения и поддержки оранжереи. Где-то в недрах этого здания был спрятан громадный Суперкомпьютер-монстр, который был мозгом и сердцем Оранжереи Наслаждений. Чтобы попасть в Оранжерею Наслаждений не надо было платить деньги, заказывать билеты за полгода вперед и тому подобное. Просто надо пройти собеседование с Суперкомпьютером по Всемирной Паутине и он тебе скажет, достоин ли ты посетить Оранжерею Наслаждений или нет.
Если ты попадал в Оранжерею Наслаждений, то мог жить там целую неделю и всю эту неделю Суперкомпьютер в силу своих возможностей и новейших супертехнологий, а мог он действительно многое, выполнял все твои заветные желания. Но, не надо было думать, что Суперкомпьютер делал все это бескорыстно и не получал ничего взамен. Суперкомпьютер впитал в себя все формализованные знания человечества и сейчас самыми актуальными для своего развития знаниями считал человеческие эмоции. Суперкомпьютер выполнял ваши желания, вы радовались как ребенок, а он радовался вашим эмоциям и заносил их в свою память. В итоге, все были довольны. Чтобы попасть в Оранжерею Наслаждений, вы просто должны были уметь радоваться жизни. Если вы прошли собеседование, то могли взять с собой девушку или друзей. Еще лучше было бы, если бы вы всей компанией прошли собеседование, как это было сейчас.
Эрик, Кристиан, Лукас, Сэм и Джордж ввалились в Оранжерею Наслаждений. Каждый из них заранее, в течение многих дней предвкушал, как он будет вести себя в оранжерее, какие желания будет загадывать. Мечты Эрика всегда были о стайках красивых девушек. Вот они в бикини плескаются на мелководье в ручье, а вот они в длинных платьях на лугу, залитым солнцем и усеянным цветами, бегают за большими красочными бабочками. Кристиан и Лукас были мечтателями и созерцателями жизни. Они любили всюду бродить и любоваться окружающим миром. Сэм был исследователем и первопроходцем, ему нравилось познавать окружающий мир. А вот Джордж, по специальности компьютерщик, был достаточно угрюмой и недоверчивой личностью. Он просто не верил, что Суперкомпьютер может вот просто так выкидывать на ветер громадные ресурсы, выполняя всякие вздорные желания. Объяснение, что Суперкомпьютер при этом познает человеческие эмоции, он считал детской сказочкой, объяснением, рассчитанным на простачков.
- Меня не проведешь, я докопаюсь до твоей сути, - так думал Джордж.
Дверь за ними захлопнулась. Юноши стояли в центре оранжереи и осматривались. И тут Кристиан полетел. Все, разинув рты, смотрели на него. А он с восторженным криком "Я могу летать" парил над ними. Наконец, он опустился на пол оранжереи.
- Как тебе это удалось? - все обступили его с этим вопросом.
- Я просто подумал, что лечу, и полетел на самом деле, - захлебываясь от восторга говорил Кристиан. И тут Эрик с Лукасом, а затем и Сэм, тоже полетели. Джордж стоял и мрачно смотрел на них. Налетавшись, они опустились на пол.
В дальнем углу зажурчал ручей и в нем появились смеющиеся девушки в бикини. Эрик с криком "Это я задумал" кинулся к ним, влетел в ручей и начал брызгаться вместе с ними. Лицо Джорджа становилось все темнее и темнее. Со словами "Я узнаю, в чем тут дело" он решительным шагом направился к ручью. Подойдя к самой юной и красивой девушке, он одним взмахом выхватил из кармана нож и отсек ей руку. На срезе отчетливо стала видна ячеистая структура курнона, гибкого синтетического вещества.
- Видите, нас дурят! - громко и визгливо закричал Джордж. Ручей с девушками пропал. И все красочное и нарядное в оранжерее пропало. Остался темный мрачный куб. Стало ужасно холодно, засверкали молнии, пошел град. Все стояли удрученные и продрогшие, мокрая одежда неприятно липла к телу.
И тут Эрик заразительно засмеялся. Шел град, сверкали молнии, а Эрик смеялся и смеялся. И тут смеяться стали все, все за исключением Джорджа. Смеялись громко, заразительно и долго. А когда они кончили смеяться, молнии прекратились, град утих, снова засияло солнце. Эрик взмахнул руками и полетел.
И снова зажурчал ручей в углу куба, и снова красивые девушки стали плескаться в нем. А в другом углу куба возник большой муравейник и Сэм, перенесшись в одного из муравьев, с любопытством исследователя лазил по внутренностям этого изумительнейшего сооружения. Лукас с мальчишеским азартом катался по кубу, оседлав благородного оленя.
И даже Джордж нашел себе забаву по душе. Правда, Суперкомпьютер помог ему в этом. Около стены появилась клетка с беснующимся орангутангом, а рядом с ней суперсовременный, невиданный доселе Джорджем, суперкомпьютер. Джордж понял намек, предпочел копание в компьютере сидению в клетке и с рвением пакостливого студента, брызгая слюной, надев на себя кучу интерфейсных манипуляторов, лазил по внутренностям компьютера и смотрел, анализировал, тестировал. А когда все это надоело, он начал испытывать компьютер на прочность, тасовать байты в памяти, заражать систему вирусами и гадать, сколько еще протянет этот компьютер.
Неделя прошла как одна минута. Все покидали Оранжерею Наслаждений с невыносимой тоской, как отчий дом, понимая, что больше никогда они сюда не попадут. И только Джордж снисходительно улыбался.
Когда они покинули здание. Джордж сказал, что его сюда больше никто и силой не затянет. Ну, а если они такие сентиментальные и так тоскуют по детским сказкам, то он, Джордж, дарит своим приятелем промпт-код, который позволит им еще сколь-угодно раз успешно пройти собеседование с этим сумасшедшим компьютером. Джордж еще сам окончательно не понял, как ему удалось надыбать этот код, но абсолютно убежден, что этот код будет действовать.
Дик с удовлетворением откинулся на своем кресле, хоть что-то получилось.
20 мая 2002 г.
ЛЕНТЯЙ ПРОДОЛЖАЕТ ЛЕНИТЬСЯ
Получившийся рассказ Дик оценил так себе, средне. Но, не огорчился. Он понимал, что идет обкатка технологии. Главное, научиться плодить невероятное количество произведений без особой натуги и с приемлемым качеством. И тогда придет успех. Под успехом Дик понимал не создание какого-либо шедевра, о котором потом будут говорить в веках, а постоянный, устойчивый доход от создания литературных произведений, написание которых дается без труда.
Дик задумался, в каком направлении развивать дальше свою технологию штамповки фантастических рассказиков объемом в три страницы текста. Можно было бы, отталкиваясь от того же рассказа Рея Бредбери "Здесь должны быть тигры", наплодить еще с дюжину рассказов такого же уровня, что и рассказ о компьютере, который занимается собиранием человеческих эмоций. Придумывание новых свойств и отношений в схеме рассказа не вызывали никаких трудностей. Подводный монстр, который не может жить, не спасая живых существ. А поскольку живые существа, то есть люди, гибнут не каждый день, то монстр сам пускает на дно корабли, а затем занимается спасением их экипажей. Или пришельцы, которые пытаются делать на Земле добрые дела и все невпопад. Или ребенок, который спасает своих неизлечимо больных родителей, а те не понимают, что они больны и что их спасают. Конечно, скорее всего, похожие сюжеты кто-то уже использовал, для небольшого рассказа найти совсем оригинальный и свежий сюжет ой как трудно. Пишут же все кому не лень. Но ведь это не будет плагиатом, я буду рассказывать своим языком о своем. А возьму не качеством, но количеством.
Дик решил, что такая серийная штамповка рассказов от него никуда не уйдет, но это будет несколько позже, когда накопится усталость, а пока лучше усовершенствовать саму технологию создания рассказов, благо он сейчас в неплохой форме. Одним из недостатков его рассказа об этом сумасшедшем компьютере было то, что в качестве отправной точки он взял чужой рассказ. Да, Дик и сам понимал, что все смотрелось бы намного круче, если бы он по собственному алгоритму перепахал бы свой собственный рассказ.
Дик решил написать яркий рассказ, который бы затем использовался в качестве прототипа при создании еще нескольких десятков рассказов. А там глядишь, рассказов наберется на целый сборник, за который, быть может, и деньги заплатят. Дик с воодушевлением принялся за работу.
Через несколько дней Дик еще раз прочитал получившийся рассказ и решил, что прототип готов. Рассказ, по мнению Дика, был настолько хорош, что он не удержался и перечитал его еще несколько раз.
Выжить в этой пустыне одному было нереально. Потому, что бодрствовать до бесконечности невозможно. А если ты был один и засыпал, то из песка тут же вылезали всякие сколопендры, ящерицы, пауки и змеи, которые в мгновенье ока съедали тебя спящего заживо. И уйти из этой пустыни было невозможно, поскольку вся планета была одной громадной пустыней. Иван уже много раз переходил из одной банды в другую. Надежды маленького ребенка, с которыми он вошел во взрослую жизнь, надежды найти банду, которая бы стала для него родной семьей, становились все более призрачными и призрачными. Поножовщина и драки внутри банд были обыденной вещью повсюду. Не уйти вовремя из банды, это значило погибнуть во время очередной или следующей драки. Почему люди с течением времени не привыкали друг к другу, а вызывали все большую неприязнь, было непонятно. Быть может в этом были повинны три солнца этой планеты. Планета Лада вращалась около тройной звезды, одна из которых была желтым карликом, вторая - массивной холодной железной звездой, а третья - голубым гигантом.
Переход в новую банду был сопряжен с большими опасностями. С одной стороны, любая банда охотно принимала пришельцев, поскольку приход новых людей всегда уменьшал напряженность в банде. В то же время, уйти из старой банды было очень трудным делом. Уменьшение числа людей в банде резко увеличивало раздражительность членов банды. Считалось, что лучше убить человека, чем дать ему уйти. Потом, ты не мог уйти один. В поисках новой банды приходилось бродить по пустыне неделями, а то и месяцами. Поэтому, тебе нужен был товарищ, который бы охранял тебя в пустыне во время сна. Но, найти человека, который был готов уйти с тобой именно тогда, когда тебе оставаться в банде было уже невозможно, было очень трудно. Уходить раньше, когда у тебя хорошие отношения в банде со всеми, никто не хотел. И если ты промахивался и обращался не к тому человеку, то можно было считать себя покойником.
Мута считал себя везунчиком. Ему уже двадцать семь раз удавалось уходить из банд.
В двадцать восьмой банде Мута понял, что это конец. Его напарник, с которым он ушел из предыдущей банды, по приходу в новую банду, желая произвести наилучшее впечатление, кинулся разнимать дерущихся и был убит ударом ножа в горло. Мута быстро проанализировал ситуацию. Подходящих людей, с которыми в перспективе можно было бы уйти, в банде не было. Все были кончеными ублюдками, которые давным-давно упустили свой шанс уйти и оставались живыми лишь благодаря своему умению безжалостно драться. Мута понял, что если в течение нескольких дней в банду не придут новые люди, с которыми впоследствии можно будет уйти, то ему уже не дожить до следующей песчаной бури.
Пять дней без сна. Наконец, его организм перестал сопротивляться желанию поспать и Мута уснул. Но, тяга к жизни оказалась еще более сильной. Спя, Мута еще четыре часа шел по пустыне. Но, вот он споткнулся, присел на край бархана, наклонился, лег и несколько раз потянулся во сне, устраиваясь поудобнее. Через четыре минуты от Мута остался один скелет.
Дальше Дик решил немного поработать над компьютерной программой, которая будет выполнять контекстные замены в рассказе.
Сначала он написал блок синтаксического анализа, который по тексту исходного рассказа строил последовательность ссылок на лексемы в базе русского языка. Затем занялся разработкой блока семантического и логического анализа. Этот блок должен был вычленить все примитивные отношения в рассказе, и, потом, на основе этих примитивных отношений, построить отношения отношений и, в конечном счете, создать схему отношений этого рассказа. Что и будет являться формализованным представлением рассказа. Дик не стал утруждать себя размышлениями об особенностях отношений и схем, характерных для фантастических рассказов. Это было ни к чему, поскольку он не собирался строить высокоэффективные алгоритмы. К чему это, если есть мощнейшие персональные компьютеры, которые и с неэффективными алгоритмами выполнят нужный анализ за считанные минуты. Дик быстренько сварганил алгоритмы семантического и логического анализа на языке программирования ЛогЛисп, смеси логического и функционального языков программирования, пожалев даже несколько минут на отсечение явно бесперспективных путей поиска решения. С точки зрения быстродействия использование языка ЛогЛисп было наихудшим вариантом, но Дик справедливо считал себя лентяем и не собирался тратить свое драгоценное время на более тщательное программирование на каком-нибудь процедурном языке программирования.
Несколько дней тестирования и отладки, и все было готово. Процедуру стилистической прокатки преобразованных рассказов Дик решил написать потом, а пока что придется этим заниматься вручную.
Отдохнув от трудов праведных несколько дней, Дик решил не церемониться и с помощью этой программы и своего исходного рассказа наплодить целый сборник рассказов. В то же время, Дик видел, что эта технология все еще очень сырая, и в случае неудачи решил не переживать, а к результатам работы своей программы относиться просто как к тестовым результатам. Не получится, так не получится. Поэтому, он решил не напрягаться с придумыванием новых персонажей, своих героев набрать из детских сказок, взять схему рассказа-прототипа и наклепать то, что получится.
- Зачем терять хоть минуту времени на что-то более серьезное, - решил он, думая о персонажах, - если все равно все это придется выкинуть.
Через полчаса принтер выплюнул несколько десятков страниц со сгенерированными рассказами. Большинство из всего этого смотрелось как результат творчества детей дошкольного возраста, но несколько рассказов действительно удались.
Дик перечитывал эти рассказы раз за разом и у него росла уверенность, что когда-нибудь настанет время, когда компьютер будет за него писать рассказы. Дик кое-что подправил в своей компьютерной программе и решил поэкспериментировать с космической тематикой.
Дик пил кофе, крутил велотренажер, купался в бассейне, наслаждался жаркое из опоссума, а компьютер начитывал ему один за другим получившиеся рассказы. Дик дослушивал рассказ примерно до одной трети и кричал компьютеру "Дальше!". Шестой рассказ Дик дослушал до конца. В нем явно что-то было.
...
Произошел переломный момент в развитии человечества. Великий разум в качестве своего носителя захватил все вещество Вселенной. Сознание стало определять бытие. ...
Находясь посередине временного отрезка между двумя Большими Взрывами, Великий разум задумался, а что ждет его там, за Большим Взрывом. ...
Перевалить через Большой взрыв сможет только тот разум, который найдет себе в пару второй разум. И эти разумы должны будут подойти к Большому Взрыву почти одновременно, отставая один от другого лишь на одно элементарное мгновение. Преодолеть Большой взрыв сможет лишь одна пара разумов, остальные разумы останутся навсегда в этом временном промежутке между Большими Взрывами и когда подойдет их время, все они исчезнут в Большом Взрыве.
Великий разум занялся поиском других разумов. Поскольку все вещество Вселенной уже было захвачено Великим разумом, то поиск он вел в других пространствах. Это было очень опасным занятием. Необходимо было найти как можно больше чужих разумов и, не обнаруживая себя, исследовать их и решить, кто составит ему пару. Затем, вместе с этим разумом необходимо было уничтожить все другие разумы. Но, что будет, если разум, к которому ты обратишься, выберет себе в пару не тебя. Тогда получается, что ты выдашь себя враждебному разуму, который начнет с тобой войну на уничтожение или натравит на тебя другие разумы. Было тут много и других неприятных вариантов. Например, когда тебя не выбирает ни один разум и ты уничтожаешь их всех и, потом, сам не сможешь перевалить через Большой Взрыв, поскольку остался совсем один.
Приближался Большой Взрыв. Великий разум уже многие сотни миллиардов лет исследовал мир в поисках других разумов. Но, все было безуспешно. Или они попрятались хорошо и ничем не выдавали себя, или это было ирония судьбы, которая создала только один разум в этом промежутке между Большими Взрывами.
Как было на самом деле, Великий разум так и не узнал. Большой Взрыв уничтожил его.
Дик уселся в кресло и прослушал рассказ еще, на этот раз более внимательно.
- Не все в этой жизни так тоскливо, - подумал Дик и с удовлетворением откинулся на кресле.
15 июня 2002 г.
ДИК
Прошло три года с тех пор, как Дик разработал программный генератор схем рассказов, исследовал различные метрики на множестве схем сюжетов и ввел понятие расстояния для этих схем. Чуть позже, он разработал набор программных фильтров, отсеивающих схемы рассказов по критерию приятности. Дику уже не приходилось искать рассказы-прототипы для генерации новых рассказов и самому распознавать рассказы с математически безупречными сюжетами, но безвкусные или кривые с человеческой точки зрения. Теперь все это делал за него компьютер. Чтобы достичь всего этого, Дику пришлось проделать титанический труд. Дик самостоятельно создал очень мощную базу отношений для русского языка с ассоциативными зависимостями. Наличие такой базы позволило ему на основе одной схемы плодить совершенно разнообразнейшие и интереснейшие рассказы, меняя лишь интерпретации элементов схемы. Затем, Дик разработал алгоритм, который, сканируя базу знаний человечества, определял степень реалистичности или фантастичности того или иного рассказа, сюжета или фрагмента схемы. И, кроме всего этого, Дик в течение года на стороне участвовал в реализации проекта по аналитическому распознаванию видеоизображений. Результатом этого проекта была система, которая строила точнейшие математические модели всего, что происходило на экране. Эта система сразу же получила широчайшее распространение в музеях, архивах, библиотеках, кинокомпаниях, университетах, военных ведомствах и еще во множестве других институтов и организаций. Дик воспользовался накопленным опытом и реализовал свою систему, совсем малюсенькую по сравнению с той системой, но грандиозную по меркам и возможностям Дика, которая во видеоизображениям строила формализованные сюжеты рассказов. Теперь, Дик, если не имел никакого сюжета рассказа, мог отснять на видеокамеру небольшой сюжет из реальной жизни и через полчаса получить написанный компьютером и приятный для чтения рассказ по отснятому сюжету.
Дик уже не ставил своей целью стать автором как можно большего числа рассказов. Этого этапа в своем развитии он достиг.
Совсем недавно Дик запатентовал своего робота-рассказчика-импровизатора, который запросто мог на какой-нибудь вечеринке наплодить и озвучить кучу рассказов и миниатюр в контексте происходящего, по просьбам присутствующих или на тему дня. Продажи этого работа шли на ура и Дик уже был обеспечен до конца своих дней.
По сути дела, Дик так и не научился писать и не стал писателем в настоящем смысле этого слова, своим пером он не написал ничего стоящего. Он научился создавать литературные произведения, используя очень мощные информационные технологии. Эти произведения всегда находили своего читателя, Дик уделял эргономическим факторам очень большое внимание. При желании, Дик мог создать произведение не хуже чем у Фолкнера или Астафьева. Но, Фолкнер был Фолкнером, а Астафьев Астафьевым потому, что они написали свои произведения в свое время. Сейчас, чтобы стать великим, нужно было создать что-то, по мощи сопоставимое с сегодняшним временем и сегодняшним миром.
Дик не стал великим, но стал известным человеком на Земле. Его сборники рассказов лежали во всех книжных магазинах, его робот-рассказчик стал таким же распространенным предметом обихода, как телевизор и домашний компьютер. Ленивый, молодой, здоровый, богатый, красивый, нежадный, он производил шикарное впечатление. И не очень умный. Его любили. И при этом он оставался деятельным. Его литературное поприще была вершиной, которую он уже преодолел. Он еще не был готов штурмовать новую вершину и даже не наметил ее себе, и пока занимался генерацией рассказов-зарисовок из самых различных сфер жизни, различных слоев общества, разных стран и городов, трущоб и спален шикарнейших особняков, приютов, тюрем и кулуаров научных симпозиумов. Видеосюжеты он получал из всюду установленных видеокамер через Всемирную Пайтину.
Больше всего забавляло Дика то, что до сих пор он не получил ни одной литературной премии. Неожиданно для самого Дика, он вошел в тройку самых рейтинговых писателей планеты и его пригласили на вручение премии "Земля", которая присуждалась раз в двадцать пять лет. Это была самая престижная литературная премия. Известных писателей было несколько тысяч, а эту премию в столетие получали всего двенадцать человек. Несколько дней Дик ходил в эйфории: вот до этого вообще не получал никаких премий и сразу же самая престижнейшая премия.
Многотысячный зал встретил Дика аплодисментами. О его заслугах говорили короли и нобелевские лауреаты, президенты стран и президенты мощнейших корпораций, врачи и космонавты. Затем другие заслуженные, но не менее уважаемые, люди Земли также пышно и торжественно говорили о заслугах двух других призеров. Каково же было удивление Дика, когда он увидел, что один из призеров был веснушчатый рыжий двенадцатилетний мальчишка, который научился пользоваться компьютером в три года и который с тех пор никогда не расставался со своим компьютером. Второй же призер оказался паралитиком с кучей всяких нервных расстройств и болезнью Дауна, который даже толком не мог нажимать на клавиши и который программировал, вводя свои алгоритмы в компьютер в графическом представлении, используя мышь. Этот вечер стал одновременно моментом триумфа и поражения Дика. Такая престижная премия! И оказаться в одном ряду с несмышленым мальчишкой и парализованным умалишенным!
Дик забросил свою литературную деятельность и занялся созданием искусственного интеллекта и искусственных людей. Его дом и сад заполнили смазливые роботы-горничные, строгие роботы-мажордомы, быстрые роботы-садовники. А внутри его домашнего компьютера жил искусственный разум, который учил Дика музицированию на фортепьяно, французскому языку и современным и старинным правилам этикета.
Дик подсел на капе к горничной Веронике. Если мажордомов, садовников и прочую прислугу Дик изучил от и до, то горничные всегда поражали его чем-то новым, свежим и изящным.
Вероника подняла на него свои длинные ресницы, зажмурилась, потянулась и положила свою головку ему на плечо. Дик потрепал ее за загривок.
- Никогда не делай того, что тебе не хочется, - сказал Дик.
- Да? - удивленно спросила Вероника, как будто в первый раз слышала от Дика всякие претензии на заумности. И тут же предложила:
- Потанцуем под тишину?
Дик встал и посмотрел на Веронику. В вычурном желтом джемпере, в облегающих оливковых штанах с овальными вырезами по всей ноге, загорелая, с черными волосами, она выглядела потрясающе. Дик протянул Веронике руку, она встала, обняла его своими курконовыми руками за шею и положила свою голову ему на грудь. Через несколько минут Дик спросил:
- А под какую тишину мы танцуем?
- Лично я под Бетховена, К Элизе, - ответила Вероника, - а под какую ты, не знаю.
- Если бы ты была человеком, ты была бы дурой, - вдруг почему-то сказал Дик.
По просьбе Дика его домашний компьютер постоянно проводил интеллектуальные тренинги с роботами-горничными, увеличивая их интеллект, шлифуя таланты флиртовать и развивая еще массу других умений, которые делают общение с женским полом таким приятным.
Дик выбирал себе новую вершину для покорения.
16 июня 2002 г.
БУДНИ
Не спалось. Дик понял, что длительный отдых пошел ему на пользу и он полностью восстановился. Спать не хотелось не от перенапряжения. Просто организм понял, что хочет работы.
- Что же, так тому и быть, - решил Дик. - Хочешь, работай.
Дик отвернул шкуру волка, которой укрывался, поднялся с дивана и подошел к компьютеру. Устроившись поудобнее в кресле, он включил компьютер и задумался, чем конкретно займется. Через несколько минут Дик понял, что можно сделать. Уже больше года он в свое удовольствие писал книгу "Лохматые существа" о людях, имеющих профессию инфотроника, вымышленную профессию, которую Дик придумал сам. Дик никуда не торопился с написанием этой книги и решил сделать из нее изюминку. Начиналось написание этой книги весьма забавно. Сначала Дик написал небольшой рассказ, который оказался настолько изящным, самобытным и легким для чтения, что Дик решил растянуть его на целую книгу. Чтобы придать особую пикантность дальнейшему процессу написания этой книги, Дик решил всю основную работу по написанию книги выполнить не вручную, а исключительно посредством программных утилит. Когда ему нечем было заняться, Дик с воодушевлением отдавался написанию этих утилит. Самой первой утилитой, созданной специально для обработки этой книги, была утилита набивания текста книги мясом. Затем последовал ряд специфических утилит для приглаживания стилистики. Иногда Дику удавалось весьма эффективно использовать стандартные утилиты, встроенные во многие общеупотребительные текстовые процессоры.
Книга все больше и больше становилась даже не изюминкой, а жемчужиной, несмотря на свой большой объем. Сейчас Дик решил разобраться с пропорциями между количеством слов "однако", "но", "сейчас", "иногда", "редко" и другими, равномерностью их распределения по всему тексту и привести эти характеристики к классическим канонам. Но, сначала надо было разобраться, что такое классические каноны в частотном распределении слов. Дик заранее запасся частотным словарем с открытым интерфейсом. Однако, теперь решил сделать все более тонко. По своему стилю книга "Лохматые существа" имела много общих черт с произведениями Рея Бредбери и Джона Стенбейка и Дик решил сначала создать свой частотный словарь на основе всех произведений этих двух писателей. А затем нормализовать частоту употребления вводных слов, наречий, союзов и частиц в своей книге в соответствии с пропорциями полученного частотного словаря.
Легко вздохнув, Дик принялся за работу. Запустив интегрированную среду программирования Delphi, Дик загрузил в нее одну из своих старых утилит и несколькими взмахами мыши вырезал оттуда куски кода, отвечающие за выполнение лексического анализа текстовых файлов. Обрамив вырезанные куски оператором цикла для прохода по всем файлам из заданного подкаталога, в который заранее были помещены все произведения Бредбери и Стенбейка, и создав Access-ю базу данных с простейшей структурой для хранения частотных характеристик, Дик получил новую утилиту. На это у него ушло всего полчаса. Еще полчаса ушло на отладку и выполнение этой утилиты. Через час требуемая частотная база была готова.
Запустив стандартную функцию текстового редактора, Дик через несколько минут работы компьютера получил частотные характеристики своей книги. Ему пришлось повозиться, прежде чем он сумел сохранить полученные результаты в отдельную базу данных.
Проведя сравнительный анализ двух полученных баз данных, Дик с интересом уставился на громаднейшую диаграмму, которая показывала, каких слов в его книге был избыток, а каких недостаток. Несколько щелчков мыши и его книга оказалась разбита на несколько тысяч фрагментов и диаграмма показала для каждого фрагмента, какие слова надо удалить, а какие добавить. Дик включил принтер, чтобы распечатать диаграмму. Исправления придется вносить вручную, на бумаге, не спеша, под настроение. Нахрапом, за один присест, с экрана дисплея не удастся отредактировать всю книгу. А программное обеспечение, которым владел Дик, было еще не таким умным, чтобы сделать все за него.
Дик в очередной раз с радостью осознал, что его книга становится вся более изящной и легкой. Ведь ту обработку, которую он только что провел, немыслимо выполнить вручную. А значит, большинство писателей не могут и мечтать, чтобы вот так быстро и не надрываясь придавать своим книгам легчайшую стильность.
Светало.
- Какое счастье, что я лентяй, - подумал Дик, выключил компьютер, завернулся в волчью шкуру и погрузился в сильный предрассветный сон.
18 сентября 2002 г.
МУСОР
Сейчас, дорогой читатель, я расскажу тебе о том, что делал Дик со своими неудавшимися литературными произведениями.
Написание текста своими руками давалось Дику тяжело и он ценил все, что выходило из-под его пера, и ничего понапрасну не выбрасывал. Дик постоянно замечал, что стиль и качество получающихся фрагментов текста очень сильно зависят от его настроения. Иногда писалось очень серьезно и красиво. Иногда смешливо, иногда из под его пера выходили весьма легкомысленные или довольно глупые фрагменты. А бывали времена, когда писалось очень тяжело и тягуче и все получалось топорным и мутным.
Однако Дик быстро приспособился к этому. Он начал сразу работать над несколькими произведениями, одни были серьезными, другие легкомысленные, одни веселые, другие прямолинейные. В зависимости от своего настроения Дик садился работать то над книгой, то над циклом рассказов или над другой книгой. И если не возникало проблем с переходом от сюжета к сюжету, то все было отлично.
Вскоре, в компьютере Дика возникло несколько мусорных корзин, содержимое которых он не собирался публиковать. В одной из корзин лежали слишком откровенные рассказы о наболевшем. В другой корзине были какие-то тяжеловесные абзацы, не вписывающиеся ни в какие контексты. Тяжелая муть, одним словом. Было еще что-то, что не годилось для публичного обозрения. Весь этот мусор составлял значительную часть от всего того, что написал Дик. Но благодаря наличию этого мусора, все остальное написанное было солидным, красивым, изящным, без всяких провалов и кривизны.
Мусор у Дика тоже не пропадал зря. Он наловчился человеческие эмоции из слишком откровенных рассказов переносить на роботов. Получалось очень занятно, дешево и сердито. Переделка такого рассказа занимала всего несколько десятков минут. Главные герои переделывались на роботов, сохранялись все их диалоги или немного корректировались. Добавлялось несколько экзотических и красочных описаний роботов. И все. И никто не мог подумать, что все эти эмоции роботов не выдуманное, а из реальной жизни людей.
Прошло время и Дик научился писать четко, корректно и точно. Новый мусор практически не появлялся. Осталась только куча старого мусора, который Дик теперь практически не использовал. Однажды Дик выкроил немного свободного времени и решил утилизировать этот мусор. Выкидывать было жалко. Для начала Дик провел частотный анализ всего мусора. Оказалось, что частотный спектр мусора вполне приемлем как для целой книги, так и для серии рассказов. Дик запустил утилиту перемешивания фрагментов и поиска связок между ними. Затем последовала очередь утилиты унификации и переименования главных героев. Затем несколько утилит для приглаживания стилистики. Утилиты проверки орфографии, пунктуации, синтаксиса и правил согласования предложений запускались автоматически при внесении любых изменений в текст. В результате получилось что-то, но это что-то было многогорбым, с жуткими провалами и подъемами. Иногда это что-то читалось легко, иногда это было бредом сивой кобылы. Дик выбрал пятнадцать наиболее страшных и глубоких провалов и по ним разделил получившуюся книгу на серию рассказов. Несколько невнятных рассказов пришлось выкинуть сразу. Несколько рассказов получились удачными и не требовали никакой дальнейшей доработки. Это были одногорбые рассказы, некоторые с плавном подъемом и спуском горба, некоторые в плавным подъемом и крутым обрывом в конце. Или наоборот, никакого подъема, вы сразу оказываетесь на горбе и плавно или не совсем плавно спускаетесь вниз. Горб это завязка и развязка интриги, накал страсти, резко развивающаяся динамика погони. Был еще двугорбый рассказ, который тоже оказался удачным. Остальные двугорбые и трехгорбые рассказы пришлось выкинуть. Затем, к оставшимся рассказам Дик вручную добавил несколько штрихов и эпизодов. И на этом утилизация мусора была закончена.
И как ты думаешь, читатель, получившиеся рассказы оказались плохи? Вовсе нет. Не хуже, чем многие другие рассказы. Другие рассказы Дика и рассказы многих других авторов.
Не долго думая, Дик подключился к Всемирной Паутине, зашел на литературный аукцион и продал авторские права на мусорные рассказы. Затем зашел на другой аукцион и поменял литературные деньги на нормальные электронные деньги. После этого Дик на сайте службы быта на все заработанные деньги заказал уборку и облагораживание территории вокруг своего коттеджа.