Компьютерная сказка
Однажды вечером маленький мальчик как обычно включил свой
компьютер и увидел красочное сообщение, которое пришло ему по
электронной почте. В письме говорилось, что Большая Компьютерная
Компания создала многосерийный учебный фильм, специально для
маленьких детей, в котором излагаются основные принципы работы
операционной системы Windows. И эта компания решила подарить свой
фильм только тем маленьким детям, у которых есть компьютер.
Маленький мальчик загрузил файл, вложенный в электронное
сообщение, и погрузился в просмотр живого и яркого
мультипликационного фильма.
ГОРОД
На экране появилось изображения города под названием
Компьютер. В центре города расположено главное здание - Ратуша,
которое управляет всей жизнью города. Вокруг Ратуши теснятся дома,
большие и маленькие, периодически возникают новые и сносятся
старые. Рядом с городом находится Маленькое поле, которое сплошь
состоит из коробочек-байтов. Маленькое поле сделано из очень
хорошего материала и на нем работается очень хорошо. За Маленьким
полем находится Большое поле, которое также состоит из
коробочек-байтов и сделано из менее дорогого материала. Поэтому,
там все происходит гораздо медленнее. Повсюду на Большем поле
находятся сотни и тысячи хранилищ (файлов), каждое хранилище
имеет вывеску (имя файла). Многие хранилища объединяются в группы
со своими вывесками (подкаталоги), сами группы хранилищ также
могут объединяться в группы.
С другой стороны города имеется Информационный щит города,
предназначенный для передачи сообщений во Внешний мир. Неподалеку
от него находится Храм, который отвечает за прием сигналов из
Внешнего мира.
Город живет тем, что занимается переработкой информации,
поступающей из Внешнего мира. Часть поступающей информации Город
использует для своих повседневных нужд. Еще одну часть информации
Внешний мир направляет для улучшения организации жизни и работы
Города. Если в Город прекратит поступать информация из Внешнего
мира, то постепенно Город захиреет и потеряет жизнеспособность.
И для возврата Города к жизни придется передать ему очень большой
объем информации.
Большие объемы информации Город получает из Внешнего мира
через Большое поле. Как только Внешний мир хочет передать Городу
большой кусок информации, то он строит на Большом поле хранилище,
в которое и помещает передаваемую информацию. Город возвращает
переработанную информацию во Внешний мир также через Большое поле.
Для оперативного обмена информацией с Внешним миром служат
Информационный щит и Храм.
ЖИТЕЛИ ГОРОДА
Затем на экране появились жители города. В городе живут:
простые роботы, роботы-объекты и гонцы, которые разносят
сообщения между Ратушей, домами, роботами-объектами и Храмом.
Многие роботы-объекты имеют своих подчиненных роботов-объектов.
Те, в свою очередь, могут иметь своих подчиненных роботов-объектов.
В Ратуше и в каждом доме имеется свой Художник. Художники
занимаются разрисовкой Информационного щита. Каждый Художник
является объектом-роботом и имеет в своем подчинении несколько
примитивных художников (художник, которые специализируется только
на рисовании прямых линий; художник, который занимается рисованием
окружностей и так далее). Многие роботы-объекты, как и дома, также
имеют в своем подчинении Художников.
Ратуша, все дома и многие роботы-объекты имеют своих
Диспетчеров. Диспетчера принимают всевозможных гонцов, осмысливают
их сообщения, отдают в соответствии с ними команды и могут сами
отправлять гонцов.
На этом первая серия фильма закончилась. Мама отправила
маленького мальчика спать.
САМЫЙ ПРОСТОЙ ПРИМЕР ИЗ ЖИЗНИ ГОРОДА
На следующий день маленький мальчик с нетерпением пришел
из школы и уселся за свой компьютер.
Храм принял некоторые сигналы из Внешнего мира. Распознав их,
руководство Храма отправляет в Ратушу гонца с соответствующим
сообщением. Там гонца принял Диспетчер Ратуши, который обработал
сообщение и послал гонца с переработанным сообщением в дом с
названием Калькулятор. В доме "Калькулятор" гонца принял Диспетчер
дома, принял и обработал его сообщение и послал на Маленькое поле
робота-вычислителя. Робот-вычислитель поместил в несколько
коробочек Маленького поля некоторые шарики, произвел над ними
какие-то вычисления и вернулся с результатами в свой дом. Как
только Диспетчер дома получил результаты вычислений, он послал
гонца к Диспетчеру Ратуши за разрешением занять определенную часть
Информационного щита и нарисовать на нем полученные результаты
вычислений. Получив такое разрешение, Диспетчер дома отправляет
Художника дома, который и выполняет зарисовку на Информационном
щите. Вместе с Художником дома на щит идет и Художник Ратуши,
который рисует для этой зарисовки стандартную рамочку, подпись
и кнопочки.
ПРОШЛО НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ
Несколько зарисовок из других домов покрыли зарисовку дома
"Калькулятор" на Информационном щите. Через некоторое время в
Ратушу пришло сообщение-требование обновить зарисовку дома
"Калькулятор". Ратуша посылает в дом "Калькулятор" гонца с
требованием послать на Информационный щит своего Художника и
восстановить (перерисовать) часть своей зарисовки, которую покрыли
зарисовки из других домов.
СЛЕДУЮЩАЯ СЕРИЯ
В Ратуше находится много роботов-организаторов, каждый из
которых выполняет свою специфическую задачу. Например, там имеется
робот, который перекладывает шарики из некоторого хранилища на
Большом поле в специально отведенную область Маленького поля
(создает копию некоторого файла в оперативной памяти). Есть робот,
который выполняет обратное действие.
ДОМА
Каждому дому отведена часть Маленького поля, на котором
работают его роботы. Если роботы какого-нибудь дома пытаются
залезть на чужую часть Маленького поля, предназначенного для
другого дома или Ратуши, то Ратуша сразу же сносит дом, чей робот
попытался это сделать, и уничтожает всех его обитателей
(аварийно завершает выполнение программы, оператор которой
нарушил защиту памяти).
В каждый момент времени один из домов является активным.
Дом получает статус активного по сигналу из Внешнего мира,
получаемым Ратушей через Храм. Активный дом имеет приоритет к
доступу на Маленькое и Большое поля и рисует свои зарисовки на
Информационном щите поверх всех других зарисовок, хотя и другие
дома не прекращают своей работы.
Если оказывается, что активный дом требует для себя большую
область Маленького поля, а такой свободной области в данный момент
нет в наличии, то Ратуша временно приостанавливает работу
нескольких домов, сохраняет содержимое их областей на Маленьком
поле в специально отведенном хранилище на Большом поле и передает
эти области в пользование активному дому. Как только активный дом
завершит свою работу или перестанет быть активным, то эти области
Маленького поля с восстановленным своим содержимым возвращаются
своим домам.
СЛУЖЕБНЫЕ ДОМА
Кроме Ратуши, в городе имеются еще несколько подчиненных ей
специальных домов для организации жизни города. Одним из таких
домов является дом "Проводник". Дом "Проводник" предназначен для
выполнения двух основных робот.
Во-первых, он служит для организации хранилищ на Большом поле:
создает новые хранилища, уничтожает старые, перемещает или копирует
информацию из одного хранилища в другое. При этом Дом "Проводник"
может обращаться за помощью к Дому "Проверка диска", который
выполняет проверку Большого поля на наличие испорченных коробочек,
а также на правильность построения Хранилищ (не пропала ли из
какого-нибудь хранилища информация, не перемешалось ли содержимое
каких-нибудь хранилищ).
Во-вторых, Дом "Проводник" служит для создания новых домов.
Происходит это примерно следующим образом. Храм получает из
Внешнего мира требование на создание нового дома, которое
отсылается в Ратушу. Из Ратуши данное требование пересылается в
Дом "Проводник". Дом "Проводник" находит на Большом поле хранилище,
которое содержит всю информацию о создаваемом доме и отсылает эту
информацию в Ратушу, которая и создает дом.
Ратуша может и сама создавать дома, но только те, информация
о которых заложена в нее заранее. Дом "Проводник" может создать
любой дом, если на Большом поле имеется хранилище с описанием этого
дома.
На этом фильм закончился.
Прошло много лет. Маленький мальчик вырос и стал большим
лидером в области информационных технологий и работает в той
самой Большой Компьютерной Компании, которая когда-то прислала
ему этот фильм.
8 августа 2004 г.