Пучков Аркадий Владимирович : другие произведения.

Происхождение культуры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  
   Введение
   Культура первобытного человека - понятие очень объемное и многоплановое уже потому, что все корни нашей современной культуры растут из первобытности. Сама же эта культура исследована хотя и весьма объемно по числу публикаций, но в то же время и очень поверхностно, так как подавляющее большинство предметов культуры просто утеряны с течением времени. Кроме того, в подавляющем числе публикаций просто описываются предметы культуры первобытного человека, и нет настоящих попыток осмысления самого происхождения культуры. О некоторых найденных инструментах и то до сих пор нет определенного мнения, зачем они были нужны первобытному человеку. В еще большей степени эта неопределенность относится к тому, что можно отнести к предметам культурного назначения и предметам искусства.
   Вообще, гораздо более интересным и полезным представляется не описание и попытка изложения известных толкований известных древних предметов культуры или орудий труда, а попытка осмыслить сам процесс происхождения культуры как таковой. Попытка понять, что это такое и почему появилось.
   Так как культура понятие очень многоплановое, то чтобы понять хоть что-нибудь ограничимся только процессами появления и происхождения прикладного искусства, скульптуры, игр и рисования.
   Приводить описания Альтамиры, грота Кро-Маньон, Каповой пещеры или отдельных известных изображений или предметов мы не будем, так как это гораздо лучше сделано до нас другими людьми. Будем считать это исходной базой данных, известной каждому культурному человеку.
   В связи с таким подходом к рассмотрению происхождения культуры необходимо ввести более приемлемую и простую систему датирования событий, чем обычно принято. Так же необходимо ввести более приемлемую для данного случая логическую последовательность исторического процесса развития самого человека.
   Около пяти миллионов лет назад на Земле сложились такие условия, что стали появляться разные прямоходящие человекоподобные существа. Видов таких существ было довольно много. Среди них были и наши человеческие предки. Сейчас на Земле остался только один вид человекоподобных - сам человек (Homo sapiens). Остальные исчезли. Вымерли. Не суть важно, почему другие виды вымерли. Важно то, что раз мы существуем, то это означает только одно - наши предки всегда с честью преодолевали любые затруднения и никогда не делали даже самых ничтожных движений в сторону, которая может привести к вымиранию.
   Означает это и то, что наши предки всегда были в достаточной мере адаптированы, приспособлены ко всем условиям, как бы они не менялись за это огромное прошедшее время. И в любом случае, если приходилось к чему-то приспосабливаться, то наши предки это делали достаточно легко и всегда вовремя. Что же помогало нашим предкам так ловко преодолевать все препоны на пути своего развития?
   Одним из свойств человека является способность учиться и учить. Эта способность не только помогала нашим предкам выжить, но и привела к возникновению того, что мы называем первобытной культурой, которая затем переросла постепенно и в нашу современную культуру.
  
   Логические предпосылки и периодизация
  
   Весьма часто при рассмотрении культуры первобытного общества делаются попытки перенести известные в настоящее время остатки "первобытности", имеющиеся в культуре австралийских аборигенов, американских индейцев, веддов Индии, папуасов Новой Гвинеи и других подобных им племен на более древние времена. Так же часто делаются попытки перенести известные по описаниям древних ученых (Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим и т.п.) сведения о культуре тогдашних "нецивилизованных" племен на более глубокое прошлое.
   Однако такой подход бесперспективен, так как сами эти "следы первобытности" есть результат очень длительного пути исторического развития, большинство этапов которого нам не известно. Эти "следы первобытности" есть КОНЕЧНЫЙ результат, где сложно сплавились истинные истоки культуры древнего человека и последующие напластования из всевозможных верований, табу, магии и еще чего угодно. Сюда же (вольно или невольно) вливается отношение личности человека, стоящего как бы "выше" каких-то там "дикарей" и это окончательно искажает ту картину первобытной жизни, которую нам преподносят. Особенно сильно влияние личности и христианской (западного образца) морали у исследователей 19 века, которые оставили нам наибольшее и наилучшее этнографическое наследство, полученное прямо в "полевых условиях".
   Для того, чтобы избавиться от предвзятых мнений о первобытном человеке и его культуре, правильным будет сделать вид, что мы вообще "ничего не знаем" о первобытном времени, а, использовав все имеющиеся знания о человекообразных обезьянах, условиях их жизни, поведении, размножении, выращивании потомства, об изменениях климата, растительного и животного мира и т.п. понять, КАК от обезьяны произошел человек, ПОЧЕМУ это произошло и каков был первочеловек и его общество, каково было его поведение, мораль и образ существования. После этого надо тщательно проследить как, куда и почему развивался первочеловек, какие обязательные стадии хозяйства, внешнего облика человека, обстоятельств быта и взаимоотношений между людьми должны были быть ими пройдены, и довести его развитие до современного состояния. Если построенная таким образом модель будет верна, то она даст все, что уже обнаружено археологами и историками. Если же модель не верна, то либо из нее выпадет что-либо уже известное, либо объяснения известного будут столь заумными и неправдоподобными, что непредвзятому человеку сразу будет ясно, что подобное в реальной жизни не могло иметь места. Верная же модель не только более просто и толково объяснит уже известное, но и покажет пропущенное, предскажет то, что еще не обнаружено и подскажет где и что искать и к какому времени это может относиться.
   Попробуем именно таким образом рассмотреть культуру первобытного человека, несколько упростив задачу и, считая, что человек уже есть, уже произошел от обезьяны и прошел в своем развитии значительный отрезок пути к современному человеку. То есть отбросим времена австралопитеков, хомо-хабилисов и, частично, питекантропов. Рассматривать же будем именно то, что можно понимать под возникновением культуры.
   Для дальнейшего рассмотрения происхождения культуры придется вкратце рассмотреть, как жили наши предки и как добывали пропитание, и как, и почему менялись способы добывания пищи. Все эти процессы необходимо рассматривать во времени, чтобы четко понимать, что происходило раньше, что позже, поэтому сейчас кратко о периодизации.
   Для удобства и большей понятности изложения введем специальную шкалу времени.
   А Х Пп Пр Пк Нн Нп Нк К Вк С
   ----------+------+------+--+------+-----+---------+-----+---+-----
   1000 500 250 200-150 40 16 тысяч лет назад
  
   А - австралопитеки вида homo
   Нн - время начала появления неандертальцев
   Х - хабилисы
  
   Пп - время появления питекантропов
   Нп - время "продвинутых" неандертальцев
   Пр - время расцвета питекантропов
   Нк - время "классических" неандертальцев
   Пк - время классических
   Питекантропов и превращения их в неандертальцев
   К - время появления кроманьонцев
  
   Вк - время катастрофы
  
   С - время человека современного вида
  
   Такая временная шкала более удобна по сравнению с обычным делением на древний каменный век (археолит), средний каменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) так как дает наглядное представление и о типе проживающего в это время человека и об абсолютном времени его проживания. Тип же человека весьма жестко связан с его образом жизни, древней экономикой, способом добывания пищи и, соответственно, с культурой.
   Общепринятое же деление часто способно ввести неспециалиста в заблуждение, так как изделия древнекаменного и среднекаменного образца обнаруживаются довольно часто и в новокаменном веке. Причина этого проста - когда человеку срочно было нужно какое-либо орудие он не долго думая делал то, что попроще то есть автоматически получал орудие с виду более древнее, чем на самом деле.
   Вк - время катастрофы - требует дополнительного объяснения, которое будет дано в дальнейшем. Здесь отметим только то, что это время резкого изменения всей первобытной культуры и этим удобно для периодизации.
  

Образ жизни, способы добывания пищи,

причины смены способов добывания пищи

  
   От самого начала своего существования до времени Вк человек и как биологический вид, и как социальный организм, и как индивид, и как личность жил родом (если угодно - стадом) в условиях первобытного коммунизма.
   В роду насчитывалось как максимум 40 - 50 живых душ. Причины этого лежат и в происхождении от стадных животных - человекообразных обезьян, и в дальнейших условиях жизни, при которых защита от хищников требовала максимальной численности рода, а природное окружение не позволяло прокормить более 40-50 человек. В результате взрослых мужчин - кормильцев и защитников всех остальных членов рода было не более 5 - 7 человек. Уже по этому взрослые охотники, а так же и, вообще, все люди в роду, должны были очень дружелюбно друг к другу относиться - других то людей не было. Первобытный коммунизм - что бы и кто бы ни вкладывал в это понятие - в первую очередь это общество взаимопомощи и взаимоподдержки во всех случаях жизни. Жизнь каждого человека ценилась очень высоко, в том числе и в переходном возрасте от детства к взрослому состоянию, в подростковом возрасте. И именно в этом возрасте каждый мальчик должен научиться защищать свой род и самого себя и добывать пропитание и для себя и для всех. И все это должно было происходить в безопасных условиях иначе подросток во взрослое состояние просто не перейдет, погибнув во время обучения от собственного неумения, что, конечно, недопустимо, так как напрямую и немедленно ведет к вымиранию.
   Количество растительной пищи, которую может употреблять человек, в природе строго ограничено. Конечно, бывают урожайные года, но есть и неурожайные. В среднем же количество растительной пищи постоянно. Для нормального прокормления рода из 40 - 50 человек ежедневно необходимо не менее 100 кг разной пищи. За день человек в нормальном, не изнуряющем организм режиме, может собирать растительную пищу на расстоянии не более 5 - 10 км от места стоянки рода. В результате за несколько дней, около стоянки рода пища иссякала и требовалась откочевка на новое место примерно в 10 -20 км от старого. Человек вел кочевой образ жизни!
   Собирательство не требует особого обучения. Достаточно несколько раз показать, что нужно собирать, а затем проконтролировать действия учащегося и можно считать процесс обучения оконченным. На процесс развития и изменения форм человека и его культуры эта ежедневная процедура, будучи когда-то освоенной, дальнейшего влияния не оказывала.
   Человек, изначально, еще и охотник. Охотиться, как и собирать растительную пищу, можно на таком же ограниченном расстоянии от места стоянки рода, поэтому и по линии охоты человек был кочевником. Однако, по своей конструкции и биологии, кочевой образ жизни человеку противопоказан. Поэтому человек всегда стремился от кочевого образа жизни перейти к оседлому, хотя на это и потребовалось почти 5 млн. лет.
   Изначальным способом охоты у человека была подкрадывающаяся охота на самых мелких животных при помощи длинной и тонкой палки. Австралопитеки, например, охотились на насекомых, мелких ящериц. К концу своего отрезка на пути развития человека австралопитеки уверенно освоили охоту на зверьков размером с кролика или чуть поболее.
   Для нас главным в охоте является не то, что она служит источником добывания пищи, а то, что ее, в отличие от собирательства, можно усовершенствовать, облегчить и сделать более удачной и, что особенно важно, можно изобрести новые способы охоты и перейти к охоте на более крупных животных.
   В условиях первобытного коммунизма возможность получения за счет охоты дополнительной пищи реализовывалась, так как охотник сам хотел получше накормить своих близких и родственников и сам хотел получше питаться. Появление дополнительной пищи приводило к росту населения. Причем, в конце концов, росло количество родов, а не количество членов в роду. Большему количеству родов требовалось и больше пищи. Взять ее можно было только за счет охоты на все более крупных животных. Начинался процесс изобретательства новых способов охоты на более крупных животных. Новый способ давал больше пищи и вел к росту населения и т.д.
   Таким образом, забота о близких, в условиях первобытного коммунизма являлась внутренней, самодостаточной причиной, для совершенствования человека, и все большего его приближения к современному состоянию. Имеется в виду физический облик современного человека и его умственные потенции, а вовсе не все то, что мы сейчас натворили. Эта внутренняя пружина вела наших предков от одного способа охоты к другому и под этот способ меняла и его внешний облик.
   Если австралопитеки охотились с длинной палкой, то, изобретя коллективную охоту при помощи дубинки на средних по размерам животных (примерно с овцу величиной) они превратились в хабилисов. В свою очередь хабилисы изобрели загонную охоту на крупных животных и превратились в питекантропов. Питекантропы освоили огонь, расселились по всему свету и в конце своего пути изобрели копье. Копье они изобрели исключительно для добивания животных, которые не погибли сразу, свалившись с обрыва, например, при загонной охоте. Копье оказалось очень могущественным оружием. С его помощью можно было добить, например, мамонта с одного удара. Поэтому человек стал изобретать новый способ охоты для использования столь мощного оружия. Новый способ охоты был изобретен.
   Это была подкрадывающаяся охота с копьем на отдельных крупных и самых крупных животных. При этом появилась возможность почти полностью отказаться от кочевой жизни и вести почти оседлый образ жизни. Люди стали использовать пещеры не только временно, но и жить в них годами. Кроме этого у людей появилось больше свободного времени, так как не надо было каждые несколько дней перекочевывать на новое место.
   Человек, в отличие от других животных, не может полностью использовать свободное время для сна или неподвижного лежания. Немного отдохнув, человек должен чем-либо заняться. При кочевом образе жизни свободного времени едва хватало на отдых, при оседлом его чем-то требовалось занять. Охота с копьем более опасна, чем загонная и поэтому свободное время было занято обучением подростков охотничьим навыкам и тренировкам взрослых охотников.
   Теперь у нас имеется достаточно исходных данных для того, чтобы перейти к рассмотрению вопроса о происхождении искусства.
  
   Происхождение прикладного искусства
  
   Начиная разговор о культуре и искусстве древнего человека надо сразу оговорить то обстоятельство, что культура древнего человека от момента его возникновения до времени, примерно, Пр - практически неизвестна. Какая бы ни была культура древнего человека, он в своем обиходе пользовался деревом, шкурами животных, лианами в качестве веревок, соломенными плетенками, тыквами в качестве мелких сосудов и т.п. Только одних шалашиков из веток, травы, листьев для ночевок было построено миллиарды штук. Все это благополучно сгнило и не оставило нам материальных следов первокультуры. Каменные орудия труда появляются только со времени примерно 2,7 млн. лет тому назад и почти не дают представления об обиходной жизни человека. Однако, первокультура была и была довольно развита, но она была обращена на непосредственные нужды тогдашних жителей и не нуждалась в выражении в долговременных материальных предметах. Таковых почти и нет.
   Исключение составляют довольно массовые находки трубчатых костей крупных животных, расколотые приблизительно вдоль оси кости.
   Обычно считается, что, раскалывая кости вдоль древние люди таким образом добывали костный мозг животных для употребления его в пищу.
   Но, ведь это объяснение, как говорят "притянуто за уши" за неимением объяснения, более соответствующего реалиям жизни.
   Непредвзятому человеку с детства ясно, что для того, чтобы добыть из кости мозг гораздо проще, легче и удобнее расколоть ее поперек, а затем вытряхнуть или выковырять пальцем или палочкой ее содержимое.
   Расколоть кость поперек можно просто трахнув ее хорошенько об камень или дерево или другую толстую кость - минимум хлопот при максимуме результата и никакой лишней потери времени.
   Колоть же кость вдоль и при этом не разбить ее в мелкие кусочки очень трудно, нудно и долго. К тому же свежая кость очень скользкая и все время в руках вертится. Ее надо как-то закрепить, чтобы не скользила, и только потом очень аккуратно и не торопясь колоть вдоль оси, иначе все раздавится в кашу, как яйцо всмятку. Хлопот - максимум.
   Значит, не мозги нужны были человеку от мозговой кости, а сама кость, расколотая вполне определенным образом.
   А ведь расколотая вдоль оси трубчатая кость по существу - маленькое корытце, блюдечко, тарелка.
   Зачем древнему человеку нужна была костяная тарелка?
   Да за тем же, что и нам, его потомкам, только для более узкого применения.
   На эту костяную тарелку мать выкладывала нажеванную кашицу из сырого мяса (до огня в приготовлении пищи было еще очень далеко), орехов, кореньев, любой другой твердой пищи и этой кашицей кормила своего ребенка, уже отлученного от материнской груди, но еще беззубого, который сам твердую пищу есть был еще не в состоянии. То есть, если ребенку от 9 месяцев до 2 лет, когда у него нет нужного количества зубов, не готовить еду специальным образом, то он за это время помрет с голоду. Нажевывать ребенку еду нужно не в процессе кормления, а несколько ранее потому, что кормить ребенка дело трудное (кто кормил, тот это твердо усвоил). Кроме того, у малышей есть привычка лезть взрослому в рот руками, когда взрослый жует, и это просто не дает нажевать нужное количество пищи до нужной кондиции. Именно поэтому и была необходима тарелка.
   Так как люди вели кочевой образ жизни, и далеко не всегда под рукой был свежий, чистый и широкий лист, лопушок, который можно использовать как тарелку, а в засушливые сезоны (в Европе и северной Азии - зимой) никаких листьев, вообще, не было, то тарелку было нужно сделать самому и, вдобавок, всегда носить с собой.
   Поскольку рождаемость не регулировалась, то у взрослой женщины всегда на попечении был малыш, которого надо было кормить с помощью тарелочки.
   Ребятня чуть постарше играла всем, что под руку подвернется, в том числе и оставленными без присмотра тарелками и, естественно для ребятишек, теряла тарелки. Мужчинам приходилось очень часто делать новые тарелки - не женщинам же этим заниматься - расколотые вдоль кости были столь массовой продукцией, что изрядное число их сохранилось, и теперь находятся при раскопках исследователей.
   Это и есть первый зафиксированный предмет бытовой культуры.
   Тарелка - это некое обобщающее название. На самом деле применение расколотых вдоль костей было очень разнообразным. В зависимости от размера кости и угла, под которым кость раскалывалась, получались самые разнообразные рабочие инструменты и обиходные предметы.
   Если крупная кость раскалывалась строго вдоль оси, то получалось корытце, которое можно было использовать как тарелку, мисочку или блюдце, в зависимости от обстоятельств.
   Если крупная кость раскалывалась под небольшим углом к оси, то получалась острая, прочная и удобная палка-копалка.
   Если средней величины кость раскалывалась под небольшим углом к оси, то получалась ложка или совок. Если боковина ложки была острой, то ее можно было использовать как ножик или, скорее, как пилку.
   Если у ложки был заостренный конец, то ее можно было использовать как проколку и т.п.
   Мелкие кости, расколотые под углом, годились для проколок, пилок.
   Тарелка и другие предметы обихода, вообще-то являются следствием нужды в прочном и остром инструменте, которым можно проколоть шкуру животного средних размеров.
   Своими зубами и ногтями человек не в состоянии проделать в шкуре, например, козы дырку, которую затем можно как-нибудь расширить, чтобы добраться до мяса. А во время, о котором мы говорим, человек как раз освоил охоту на животных средних размеров. Заостренной палкой шкуру с большим трудом можно было проткнуть, а дальше было очень трудно добираться до мяса.
   Приходилось долго и упорно мусолить добычу и руками, и зубами, и палками, пока как-нибудь до мяса доберешься. Именно трудности получения мяса при наличии приличной по величине добыче привели наших предков к изобретению каменных орудий труда. Расколов как-нибудь камень получали очень острый край. Протыкали острой палкой шкуру. От места прокола помаленьку острым краем камня надрезали шкуру и добирались до мяса.
   Каменные, очень острые, орудия труда быстро стали привычными и более тупые и ломкие деревянные проколки перестали удовлетворять людей.
   Даже стали раздражать. Тогда-то и изобрели костяную проколку, которая очень быстро трансформировалась в тарелку для обиходных дел. Если Вы думаете, что костный мозг доставался тому, кто делал тарелку, то Вы жестоко ошибаетесь.
   Как только кто-нибудь из взрослых устраивался поудобнее, чтобы сделать тарелку, так сразу к нему собирались ребятишки разного возраста - от только что научившихся ходить малышей до почти взрослых подростков, чтобы посмотреть, что он делает и как делает. Им же нужно было научиться всему, что делают взрослые. Плюс к этому обыкновенное детское любопытство.
   В процессе изготовления тарелки дети просили взрослого повторить какие-либо действия, показывая пальцами и делая вопросительное выражение лица так как развитой речи еще не было. Взрослый показывал или повторял снова разные приемы работы, так как и взрослым нужно научить детей всему, что необходимо для жизни.
   Так как дети, особенно маленькие, быстро устают, не могут надолго сосредоточиться на каком-либо одном деле, требующим умственных усилий, то взрослому нужно было по ходу дела изобретать, придумывать что-либо, чтобы дети не расходились по своим детским делам, а терпеливо ждали до конца рабочего процесса. Иначе стихийно начавшийся урок по обработке кости сорвется, не принеся пользы.
   Заметив, что дети начинают глазеть по сторонам, а не на руки взрослого, взрослый должен был сделать перерыв, перемену занятий. Немного поиграть с детьми, чтобы они снова набрались сил для умственного сосредоточения.
   Самым важным моментом во всем этом деле было окончание работы, когда кость разделялась на части, и обнажался костный мозг.
   Взрослые мужчины всегда были кормильцами всех остальных членов рода. Они приносили добычу на стоянку рода и наделяли мясом всех. И, прежде всего, детей.
   Подчеркиваю, что добычу приносили и ею наделяли остальных, а не отнимали у них что-либо.
   Поэтому, когда открывался доступ к костному мозгу, почти автоматически срабатывала эта привычка - наделять всех едой. Взрослый начинал наделять маленькими кусочками костного мозга ребятишек, начиная с самых маленьких.
   У детей, подкрепление урока вкусной едой, пусть и в ничтожном количестве, вырабатывало условный рефлекс - учиться приятно.
   Неосознаваемая еще неразвитым детским мозгом необходимость в обучении заменялась более простой, понятной и приятной вещью - условным рефлексом - "учиться приятно".
   В те времена уровень развития мозга у взрослых также был не велик. Осознать необходимость учить детей, и взрослым было не под силу.
   Однако, наделение детей кусочками костного мозга, повторяло, в общих чертах, уже имеющуюся привычку, давно ставшую почти инстинктом, к наделению мясом сородичей. Естественно, этот инстинкт срабатывал, и взрослый получал удовольствие от всего предшествующего процесса обучения детей. У взрослых вырабатывался свой взрослый условный рефлекс - "учить приятно".
   Дети становились взрослыми, рождались и подрастали новые детишки.
   И все повторялось. Повторялось на протяжении многих и многих поколений. С течением времени частично, или постепенно даже полностью, менялись и приемы обработки, и объекты обработки. В результате выработался не конкретный, а обобщенный рефлекс. Учить приятно и учиться приятно. Затем этот рефлекс, повторяясь чуть ли не ежедневно в течение многих и многих тысяч лет, стал обобщенным инстинктом.
   С тех далеких времен прошло несколько миллионов лет. Мозг человека сильно развился, а обстоятельства жизни изменились до неузнаваемости.
   И, все-таки инстинкт приятности учебы и учения действует до сих пор. Дети, особенно дошколята, с удовольствием наблюдают за всеми делами взрослых и просто более старших подростков и пытаются их повторять. Они часто и с удовольствием играют в школу и ждут с нетерпением, когда же и они пойдут в школу учиться.
   К сожалению, в современной школе их ждет сильное разочарование.
   Современная школа явно недостаточно учитывает возрастные особенности малышей. Дело не в учебной нагрузке, а в неверном ее распределении и отсутствии пищевого и игрового подкрепления обучения.
   Урок в 45 минут длительностью для первого, второго, а может быть и для третьего классов слишком длителен. По моим личным наблюдениям урок должен быть от 20 до 30 минут с перерывом между уроками примерно 10 минут. Причем в конце каждого в первом (и, кажется, во втором) классе учитель должен лично всем ученикам раздавать по маленькому кусочку еды. Это может быть по половинке печенья или чего-либо другого, но в таком же малом количестве. На перемене учитель должен совсем немного поиграть со своими учениками, не более 5 минут. Этого достаточно для того, чтобы учебные инстинкты детей были более-менее удовлетворены.
   При такой организации обучения в начальных классах школы, а также в детском саду, обучение будет гораздо ближе к тем инстинктам, которые имеются у человека и процесс учебы будет гораздо более результативным и не будет у детей вызывать неприятие обучения. Так как при такой постановке обучения и у взрослого человека весь процесс идет весьма близко к имеющимся обучающим инстинктам, то учителю будет гораздо легче завладеть вниманием учеников. Более того, у учителя могут дополнительно вскрыться и другие обучающие инстинкты, что сделает его работу и более легкой, и более эффективной, и более приятной для него самого.
   По правде говоря, учебный процесс и его следствия в описанное время не начинался на голом месте, а только лишь продолжался. Наши предки всегда чему-либо учились сами и учили своих детей. Просто в это время процесс обучения сделал огромный скачок в своем развитии, очень сильно вошел в инстинкты. До этого времени, и способы обучения были проще, и подкрепление обучения пищей вряд ли получалось.
   Так как наши предки и до, и после этого времени всегда чему-либо учились и учили, то инстинктов обучения накопилось великое множество - чуть ли не на все случаи жизни.
   Современный человек по причинам, излагаемым несколько позже, вынужден был так резко уйти от использования почти всех инстинктов, что процесс обучения пришлось от начала до конца срочно выдумывать заново. При этом за основу была взята опробованная и показавшая себя достаточно надежной военная система организации, которая, в свою очередь, строится на подавлении большинства человеческих инстинктов.
   Именно поэтому ученье многим ученикам дается с большим трудом и очень легко выветривается из головы. Если же удастся в процессе обучения использовать или опираться на инстинкты обучения, которых много, но которые здесь не рассматривались, то для всех учение станет легче и эффективнее.
   Вернемся в глубокую древность и продолжим наши исследования.
  
   Примерно 2,7 млн. лет назад человек изобрел каменные орудия труда, но от старых деревянных полностью отказываться и не думал, более того, неизбежно появились новые деревянные орудия, которые ранее человек без каменных орудий изготовить не мог.
   С появлением каменных орудий появилась возможность улучшения деревянных орудий, сделав на них насечку, чтобы деревянные орудия лучше держались в руках. То же относится и к костяным орудиям. Следы насечки на костяных орудиях археологами обнаружены.
   Сначала насечка на рукоятках орудий труда была самой простой. Всего несколько косых бороздок - линий. Этого было достаточно, чтобы рукоятка орудия не скользила в руке. Каждый делал насечку для себя, под свою руку, кому как удобнее. В результате получалось что-то вроде примитивного орнамента. У всех разного. Этот орнамент можно было сравнить друг у друга, подобрать у приятеля, что и тебе лучше подойдет и неоднократно переделать свое орудие.
   Каждый человек не раз в течение своей жизни делал насечку на орудиях труда, и это продолжалось тысячи и тысячи поколений. Образовался инстинкт украшательства насечкой - орнаментом обиходных предметов. Но поскольку каждый делал насечку под свою руку, сугубо индивидуально, не одинаково с другими, то в инстинкт перешло не конкретное умение, а желание украсить инструменты орнаментом - насечкой.
   В те времена примерно половина людей были правшами и примерно половина левшами, поэтому конкретный инстинкт под конкретную руку было записывать некуда. Вот он и получился обобщенным.
   Как только такой инстинкт появился, то он начал работать самостоятельно и постоянно, и требовал украсить инструмент и после того, как тот был покрыт простейшей насечкой. В результате человек стал выдумывать все более и более сложные узоры - орнаменты-насечки, чтобы этот инстинкт удовлетворить. С течением времени для удовлетворения этого инстинкта человек стал украшать узорами чуть ли не все, что под руку попадется. Особенно это усилилось после изобретения одежды, около миллиона лет назад. Ведь на одежде очень много места - есть, где развернуться с украшениями. Это только усилило инстинкт украшательства. Так как все начиналось с насечки - орнамента, то в этот инстинкт все же проникло стремление к упорядоченности линий для бытового украшательства, не очень строгой упорядоченности, но все же упорядоченности. Именно этот инстинкт заставляет и нас с вами украшать все, что нас окружает и служит самым мощным стимулом для развития всего прикладного искусства.
  
   Происхождение скульптурного искусства и игр
  
   Начиная рассматривать процесс происхождения скульптурного искусства, мы невольно затрагиваем и вопрос происхождения некоторых игр. Игры так же являются одним из элементов культуры, поэтому мы попутно с рассмотрением происхождения скульптурного искусства кратко рассмотрим и происхождение игр.
   Обучать подростков подкрадывающейся охоте на мелких животных довольно просто. Для этого нужно где-нибудь спрятать в траве или кустах камушек или сучок, или косточку, или еще что-нибудь. Показать, что прячешь подростку. Объявить, что это не камень, а заяц, еж или ящерка.
   Взять в руки длинную палку и показать весь процесс охоты. Затем подростки повторяют действия взрослого, а он корректирует их действия.
   Вот и все обучение. Навыки подростки получают при тренировках и при охоте на ящериц, лягушек и пр. рядом со стоянкой рода, то есть в заведомо безопасных условиях и под присмотром взрослых.
   Поскольку орудием охоты была палка, а охота на мелких животных процесс сугубо индивидуальный, одиночный, то в случае опасности со стороны крупных хищников охотник не мог себя защитить. Для спасения своей жизни охотник мог только немедленно спрятаться и замереть, замереть настолько сильно, чтобы хищник принял человека за неживой, неподвижный предмет. Этому также должны были обучиться подростки, а взрослые мужчины должны были тренировками постоянно поддерживать свои навыки.
   Такие обучающие и тренировочные действия наши предки почти ежедневно совершали около 5 млн. лет.
   Так как и охота, и тренировки, и обучение всегда соответствовали складывающимся в данный момент обстоятельствам, то возник обобщенный инстинкт обучения подкрадывающейся охоте. Он вызывает желание научиться прятаться и искать. Подкрадывающаяся охота была одним из самых первых достижений человека, поэтому этот инстинкт проявляется уже в детском возрасте. Настоящей подкрадывающейся охоты или тренировки в наше время не существует, а инстинкт есть. Посему, уже с двухлетнего возраста дети начинают, следуя инстинкту, играть в прятки - имитируя обучение подкрадывающейся охоте.
   Загонная охота - второй этап развития человека, начавшийся примерно 3 млн. лет назад - также легко имитируется для обучения подростков.
   Один из взрослых изображает зверя. Остальные, взяв в напарники, по подростку, "загоняют зверя". После такого обучения старших подростков, имеющих достаточно выносливости, чтобы выдержать несколько часов непрерывной беготни, берут на охоту и ставят во второй эшелон загонщиков вместе со стариком-наставником. Во втором эшелоне подростки находятся в безопасных условиях и постепенно приобретают необходимый навык, становятся более сильными и выносливыми.
   Загонная охота может продолжаться целый день в зависимости от места загонки и поведения животных и требует от человека большого запаса сил и выносливости. Для поддержания нужной формы взрослым требовалось довольно часто устраивать тренировки, одновременно обучались и подростки. Загонная охота - дело коллективное, но врассыпную. С животным, которое хочет вырваться из круга загонщиков, человеку приходилось встречаться в одиночку. Одному человеку с крупным животным не справиться - надо просто резко от него увернуться. Все это перешло в инстинкты. В результате и сейчас дети играют в догонялки разного рода. Водящий - это "зверь", которого надо догнать и вовремя от него увернуться.
   Взрослые люди для удовлетворения этого инстинкта изобрели уже в наше время такие коллективные игры как баскетбол, хоккей и футбол. Футбол особо удачно имитирует поведение человека на загонной охоте и, следовательно, наилучшим образом удовлетворяет этот инстинкт - именно это и привлекает к футболу максимальное число игроков и болельщиков.
   Описав процессы обучения подкрадывающейся охоты на мелких животных и загонной охоты, мы получили частицу культуры - игры. Сам процесс обучения был довольно прост, очень нагляден и совершенно безопасен для подростка.
   Однако, когда во время Пк - Нн было изобретено копье и подкрадывающаяся охота с копьем на крупных животных - все изменилось.
   Уже не было возможности человеку изображать зверя, так как бизон, например, много больше человека, не говоря уже о мамонте. Кроме того, подкрадывание на охоте завершалось мощнейшим броском копья в цель, а в человека, если он и изображал животное, копье бросать нельзя - убьешь.
   Появилась необходимость научить подростка сильно и точно бросать копье в цель в отсутствии самой цели.
   В то же время, если нет реального объекта, то физически невозможно прицелиться и придать нужную силу броску копьем.
   Нужна мишень - замена реального объекта.
   С размерами и механическими свойствами близкими к размерам и свойствам мяса животных.
   Это нам сейчас, после нескольких сотен тысяч лет развития, кажется, что такую мишень изобрести легко, а тогда это была трудная задача.
   Кстати, попробуйте сейчас и без подсказки придумать мишень, которая по своей консистенции близка к мясу - убедитесь, что это не так уж и просто. Задача была столь трудна, что даже сами попытки что-то придумать должны были отразиться на человеке и, тем более, должен был отразиться результат этого на всем, что человека окружает.
   Естественно, что сразу до подходящей мишени человек додуматься не смог и стал приспосабливать для этой цели, имеющиеся в его распоряжении подходящие предметы.
   Первым шагом было притаскивание добытого зверя целиком к месту жительства рода. Это была необходимая, но весьма тяжелая работа. Бизон, например, весит более тонны, а охотников всего 5 -7 человек. Мамонт или слон и того более - около 5 тонн, а взрослых сильных мужчин все те же 5 - 7 человек. Если зверя добывали в 5-7 км. от стоянки рода, то сами представляете как надо было помучаться охотникам, чтобы доволочить мамонта до дому, не расчленяя его на куски. Естественно, что охотникам очень не хотелось проделывать такую работу каждый раз, когда надо было учить подростков охоте.
   Притащенного зверя показывали подросткам. Показывали его уязвимые места. Показывали, с какой силой и с какого расстояния метать копье. Заставляли подростков самих метать копье в цель.
   Однако, животное лежало на боку, демонстрируя подросткам брюхо да спину. На охоте же к зверю надо подкрадываться сбоку. Приличной имитации действий на охоте не получалось. Кроме того, животное как мишень нельзя долго использовать - начнет разлагаться, распространяя вонь и заразу. Приходилось терпеть до изобретения чего-либо лучшего. К тому же было просто жалко терять столько мяса, добытого на трудной и опасной охоте.
   Следующим шагом было вырыть яму и расположить в ней половину туши, разрубленную вдоль ее тела. При этом угол зрения и угол броска копьем несколько приближались к реальному. Мясо пропадало не все, а только половина. Но вонь и опасность заражения от разлагающейся мишени оставались по-прежнему.
   Такая яма с половиной мамонта, не так давно была обнаружена исследователями, подтверждая вышеописанный процесс изобретения мишени.
   В то же время некоторые ученые, занимающиеся вопросом происхождения культуры, например, А.Д.Столяр в книге "Происхождение изобразительного искусства", приписывают эту находку к проявлению охотниками радостных эмоций по поводу удачной охоты. Конечно, радостные эмоции были, но скорее всего они выражались как и сейчас в радостных воплях, прыжках и т.п. и продолжались минут 15 - 20.
   Никаких эмоций не может хватить на столь тяжелую и длительную работу, не имеющую никакого практического смысла. Выполненная нашими предками огромная работа по перетаскиванию целого мамонта имела глубокий смысл - они усердно и долго старались сделать учебное пособие для подростков и тренажер для взрослых.
   Опасность заражения и вонь от разлагающейся мишени оставались по-прежнему. Терпеть их никто не желал.
   Вот тут-то кто-то и додумался заменить мясо на глину. Она не гниет, почти всегда под руками, надолго принимает нужную форму. При ударе в нее копьем наконечник не сломается, так как глина мягкая, по плотности она вполне заменяет мясо и можно долго отрабатывать силу и точность броска. С санитарной точки зрения глина выше всяких похвал - некоторыми видами глины люди лечатся. И, что очень существенно, не пропадало ни капли мяса.
   Умения и глазомера для полной замены тела зверя глиной еще не было. Поэтому раскладывали кости животного, как полагается, затем засыпали их глиной. Или кости не засыпали, а все время, глядя на них, рядом помаленьку вылепляли из глины подобие животного. Подобие животного получалось очень грубым из-за неумения. Голова и вовсе не получалась из-за очень сложной формы. Приходилось приставлять к макету череп и затем закрывать его шкурой. После покрытия шкурой макет зверя получался вполне сносным. На шкуре размечали чем-нибудь уязвимые места животного и мишень - тренажер готова, можно учить подростков и тренироваться взрослым перед охотой.
   Промежуток времени от притаскивания туши зверя на стоянку рода до вылепливания мишени из глины был относительно невелик - никому не хотелось терпеть антисанитарию. Но в связи с необходимостью все время учить подростков и тренироваться взрослым, такая деятельность была массовой и непрерывной и, поэтому, даже от такого короткого промежутка времени имеются соответствующие находки.
   Деятельность по изготовлению мишеней после изобретения глиняного макета стала более стандартной и повторялась из века в век по несколько раз в год в зависимости от объектов охоты и места жительства, так как вели частично оседлый, частично кочевой образ жизни. Особую роль в стандартизации вылепливания мишеней сыграли пещерные медведи. Они, вообще, сыграли особую роль в становлении человека.
   Недавно было твердо установлено, что, несмотря на грозный медвежий вид, пещерные медведи были травоядными животными, довольно неуклюжими и тихоходными. И, как всяких травоядных, их было весьма много.
   Следовательно, пещерные медведи были наиболее простым и безопасным объектом не только для охоты с копьем, вообще, но и наиболее простым и безопасным объектом для окончательного ввода подростка в охотничью жизнь.
   В случае ошибки подростка он мог убежать от тихоходного пещерного медведя, а взрослые охотники могли при этом спокойно добить животное.
   Поэтому охота на пещерных медведей стала в Европе самым часто проводимым охотничьим мероприятием.
   Как следствие и производство медведей-мишеней было самым массовым.
   Для вылепливания из сырой глины медведи-мишени оказались самыми удобными из-за коротких толстых лап, простого округлого туловища, покрытого густой шерстью, которая маскировала почти все особенности тела медведя. Да и голова его, по сравнению с другими животными, гораздо проще и круглее. Большая простота изготовления медведей-мишеней дополнительно подталкивала человека к охоте на них и увеличивала частоту изготовления медведей-мишеней и стандартизировала их изготовление.
   Стандартная деятельность через несколько тысяч лет записалась в инстинкт. Человеку стало не только необходимо делать мишень, но еще и изнутри человека "пищало" - хочу. Хочу и тогда, когда дело сделано и мишень готова.
   Растрачивать зря силы и время на простое удовлетворение инстинкта, не было времени и особого желания. Поэтому стали искать пути упрощения и улучшения изготовления мишеней.
   Так как вели полукочевой образ жизни, то кости для мишеней часто приходилось носить с собой, чтобы на новом месте ее быстрее сделать.
   Кости и череп вещи тяжелые и неудобные. Носить их при перекочевке не хотелось. Первое, что пришло в голову нашим предкам - это спрятать кости, которые не понадобятся на новом месте в связи с другим составом животных. А так как могло пройти много времени при возвращении на старую стоянку, когда и здесь сменится состав животных, то старые кости будут не нужны и останутся валяться там, где их прятали. Кроме того, шкура, которой покрывали мишень, постепенно истрепывалась и от времени и от тыканья в нее копьями. Приходилось обзаводиться новой шкурой, которая, чаще всего, по размеру не совпадала со старой мишенью. Надо было делать новую мишень. При этом инстинкт удовлетворялся, а старые кости делались более не нужны, и тоже оставались лежать там, где их прятали.
   Постепенно таких заброшенных кладовок накопилось так много, что часть из них обнаруживается археологами. И так как они не понимают назначение этих предметов, то по привычке современного человека к обыденности религий и верований причисляют их к предметам какого-нибудь культа, а там, поди, разберись, ведь культы бывают самые разнообразные.
   На самом же деле они находят всего лишь заброшенные линейки-калибры для производства мишеней.
   При частом строительстве мишеней постепенно вырабатывался и закреплялся в наследственности и инстинктах навык, глазомер, способность соотносить пропорции тел животных и их отдельных частей, взаимного их расположения и т.п. Как только таких навыков и инстинктов набралось побольше наши предки решительно отказались от использования сначала костей, а когда навыков стало еще больше, то и от черепов при производстве мишеней. Стали целиком вылепливать мишень из глины, но по-прежнему покрывали ее шкурой.
   Шкурой мишень надо было покрывать и для того, чтобы глина не высыхала, оставалась мягкой. Мишень надо было еще и поливать водой время от времени, чтобы глина оставалась мягкой. В результате после сильного дождя мишень окончательно размокала и расползалась. Нужно было мишень изготавливать снова.
   При этом творческий инстинкт, образовавшийся при строительстве мишеней, и удовлетворялся более полно и продолжал усиливаться. В результате мишень делали все более красивой, постепенно приближаясь к скульптуре в натуральную величину. И самый подходящий материал для этого давали не очень крупные по величине пещерные медведи.
   С другой стороны, когда мишень есть и есть свободное время можно удовлетворить инстинкт, делая малые подобия мишени - макеты будущих мишеней. Это еще более укрепляло инстинкт и толкало человека творить в этой области и дальше. Макеты позволяли взрослым наглядно продемонстрировать подросткам почти все, что может произойти на охоте. А потом их растаскивала малышня на игрушки. Поэтому макеты все время терялись или ломались. Следовательно, взрослым все время, хоть каждый день, можно было делать все новые и новые макеты-игрушки. Инстинкт творчества скульптур еще более усиливался.
  
   Происхождение рисовального искусства
  
   Еще при изготовлении мишеней среднего размера для большей точности и наглядности при обучении было изобретено присланивание половины вылепливаемого корпуса животного к стене пещеры. Сцепление глины с шероховатой стеной не позволяло мишени - барельефу сползти вниз и развалиться. Для надежности барельеф можно было подпереть палочками, подпоркой под живот, затем прикрыть шкурой.
   При этом виде деятельности во много раз более активно, чем в других случаях необходимо было работать с профилем животного, с его контуром. Контур, профиль животного должен был быть практически безупречным, так как в профиль многие животные довольно схожи. Например: лошадь - зебра - осел, или медведь пещерный - медведь серый - медведь черный, или бизон - зубр. Небольшая неточность в контуре уже не исправляется за счет общего объемного изображения и объект охоты становится неопределенным, что было недопустимо, так как у похожих животных разные повадки, места обитания и даже уязвимые места. Следовательно, разный процесс обучения подростков.
   Более активные и трудоемкие старания по получению нужного контура с большей скоростью превращались в инстинкт, близкий к инстинкту рисования, чем инстинкт лепки. Однако он был, скорее всего, послабже, чем инстинкт лепки, так как барельефы можно делать в пещере, где с копьем не развернешься и их делали в периоды длительной плохой погоды, то есть заведомо реже, чем лепили полную мишень.
   Человека всегда поражало и возмущало огромное несоответствие затрат труда, времени и результата при подкрадывающейся охоте на крупных и мелких животных. Что к мамонту, что к кролику подкрадываешься целый день, а добыча в первом случае 5 тонн, а во втором 2-3 кг.
   Человек всегда хотел исправить это положение и во время Нк - К изобрел лук и стрелы.
   Это оказалось весьма эффективное оружие.
   Мамонта им не добудешь, но лошадь или бизона уже можно, а про всяких баранов, кроликов, тетеревов и говорить нечего. Изобретя лук и стрелы, неандертальцы стали превращаться в кроманьонцев.
   Для охоты и обучения потребовалось мишень изменить.
   Прежде всего, сильно изменился угол и дистанция зрения. На охоте человек имел дело не с объемом туши зверя, а с его силуэтом, контуром. Для стрельбы на тренировках и при обучении нужна была соответствующая мишень, к тому же такая, чтобы не портила стрелы. Умение обращаться с контурами животных пригодилось. На шкуре рисовали контур зверя с уязвимыми местами. Мишень развешивали на шестах и стреляли.
   Как только набралось немного навыков, умений, привычек к соизмерению и инстинкта рисования, так произошел качественный диалектический скачок развития. Люди стали рисовать животных произвольного размера и под любым ракурсом.
   Однако, любой рисунок, в том числе и на стене пещеры должен был быть учебным пособием - мишенью. Но в каменную стену пещеры копье кидать или стрелять из лука нельзя, все поломаешь. Поэтому рисунок на стене стал плакатом, на котором показывали уязвимые места животного, а затем и расположение почти всех органов его тела, что также могло пригодиться на охоте и при разделке добытого зверя.
   Отсюда идет знаменитый "рентгеновский" стиль древнего рисунка, который частично сохранился у австралийских аборигенов. Только они забыли, зачем все это рисуется так, а не иначе.
   Таким вот образом развивался и укреплялся инстинкт рисования.
   Три главных творческих инстинкта - прикладного искусства для украшения орудий труда, одежды и т.п. - инстинкт лепки - инстинкт рисования, взаимодействуя с комплектом более мелких творческих инстинктов (которые мы не разбирали, но которые неизбежно образовывались рядом с главными, как частный случай какого-нибудь конкретного дела) дали единый, диалектически тройственный инстинкт художественного творчества, который и сейчас буквально заставляет людей заниматься скульптурой и рисованием, хотя непосредственного выхода к своим охотничьим истокам сейчас не имеет, но и сейчас часто служит учебным пособием для познания жизни.
   Мы проследили процесс самого возникновения творчества человека. Этот процесс шел непрерывно, от времени Пк до времени Нк и К. В период от Нк до Вк уже имелась сложившаяся художественная культура древнего человека. Она характеризуется высочайшим мастерством в изображении животных. Но за все это огромное время не обнаружено изображений человека. По каким-то очень веским причинам древние люди не интересовались сами собой и, соответственно, себя не изображали.
   В период Вк резко теряется художественное мастерство древнего человека. Вообще, вроде бы прослеживается почти полный отказ от художественной деятельности на протяжении 2-3 тысяч лет. Так же человек перестает жить в пещерах, на время прекращает строительство, освоенных уже давно, крупных и прочных домов. Многое в жизни человека решительно поменялось. Имел место какой-то очень большой кризис.
   Затем постепенно происходит возрождение художественного мастерства и, что очень важно, человек начинает наряду с животными изображать и себя. Сначала неумело и робко, затем все лучше и чаще человек обращается к самому себе. Начался совершенно новый этап развития культуры, уже не прерывающийся и приведший к современному художественному творчеству, в основе которого поставлен человек, а не животное.
   Примерно 16,5 тысяч лет назад, во время Вк (время катастрофы) в климате Земли произошли очередные крупные изменения. Около 20 тысяч лет назад началось потепление климата. Сначала процесс был сравнительно медленным по причине гигантского объема ледников, придававшего всем процессам огромную инерционность, замедленность. За несколько тысяч лет произошло подспудное накопление, аккумуляция всех тенденций потепления. Процесс потепления приобрел свою собственную инерцию, как бы разогнался. Переход от ледникового периода к современному состоянию стал происходить гораздо быстрее, большими скачками. Таяние и просто разрушение ледников приводило к резкому, скачкообразному повышению уровня мирового океана. Затоплялись обширные прибрежные территории. В глубине континентов заливало талой водой все низменные места и тоже на очень больших территориях.
   Пространство для жизни человека стремительно сокращалось.
   Огромному количеству людей пришлось оставить родные места и спасаться от наступающей воды.
   Началось что-то вроде великого переселения народов. Почти все были вынуждены перейти на кочевой образ жизни. Более того, вынуждены были кочевать очень быстро, нигде подолгу не задерживаясь, так как вода все прибывала. При этом нарушился, а зачастую и просто прерывался обычный процесс обучения и передачи навыков. Распалась непрерывная цепь преемственности культуры. Всей культуры, а не только обучения.
   После того, как процесс повышения уровня мирового океана стал относительно более плавным, а в глубине континентов постепенно высыхали мелкие гигантские озера и болота жизнь наших предков медленно входила в более привычную колею. При этом снова создавались условия для возрождения и учебного процесса и всей культуры в целом.
   Возрождающаяся культура, в принципе, не могла быть точным повторением того, что было до времени катастрофы Вк. Переселения людей продолжалось, по меркам человеческой жизни, очень долго, примерно 1-2 тысячи лет. За это время сильнейшим образом изменился и растительный и животный мир, окружавший человека. Вымерли мамонты и гигантские олени, шерстистые носороги и многие другие виды животных. Поменялись и места жительства человека. Уже только поэтому новая культура не могла быть повторением старой.
   Но самое главное - за это время сильнейшим образом изменились отношения между людьми.
   Люди вынуждены были начать активнейшим образом воевать между собой за сокращающиеся территории и уменьшающиеся пищевые ресурсы.
   Сразу стали необходимыми военный вождь, освобожденный от общих обязанностей, и идеолог войны, поддерживающий необходимый для ведения боев морально-политический уровень. Идеолог (обычно - шаман) также почти освобождался от обычных дел. Военного вождя и шамана нужно было содержать за счет усиленной работы всех остальных членов рода. Нужно было кормить и часовых и разведчиков. Всем остальным стало не хватать времени на нормальную жизнь. Из-за этого возрождающаяся культура с самого начала была не полной, сравнительно с той, что была до Вк.
   Кроме того, именно в это время появились, конечно, в самом зачаточном виде, способы эксплуатации человека человеком. Всех освобожденных от обычных дел надо же было кормить за счет остальных.
   Отношения между людьми стали важнее отношения человека к природе и даже важнее многих потребностей самого человека. Например, если кто-то поссорился с шаманом, так тот может этого человека и из племени выгнать и даже до смерти довести. Согласитесь, что в таких условиях человек будет больше заботиться о хороших отношениях с вождем, шаманом и близким к ним людям, чем даже о пропитании своем и своих детей.
   Все это вместе взятое и сделало вновь развивающуюся культуру столь не похожей на древнюю культуру, поставило в центр ее не учебный процесс и его следствия, а отношения между людьми. Остальное стало неким фоном, дополнением к главному - к человеку. Человек и стал тем центром, вокруг которого началось постепенное становление уже нашей современной культуры.
  
  
  
  
   Ленинград 1994 г. - Старая Русса 25.04.02 Пучков А.В.
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
   1
  
  
   1
  
  
   1
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"