Как в свое время хорошо заметил К. Маркс - нет ничего практичнее хорошей
теории. В то же время ни одна из существующих в настоящее время гипотез о происхождении человека не имеет никакого выхода на практику ни в одной области человеческой деятельности. Значит, все они недостаточно правильно описывают
процесс происхождения человека.
Пришлось мне самому разработать свою собственную теорию происхождения человека, руководствуясь широко известными фактическими материалами по находкам предметов культуры древнего человека и его костных останков, наблюдениями за поведением окружающих людей разного возраста (прежде всего маленьких детей, которые еще не знают того, что знают взрослые и вынуждены жить во многом, так сказать, на органическом уровне), известными данными по палеоклиматическим условиям. В результате получилась теория, не только объясняющая многое непонятное в других теориях, но и вполне приложимая ко многим практическим делам. В основном это проверенные личным опытом и опытом некоторых моих друзей рекомендации по воспитанию маленьких детей. Так же это проверенные на опыте рекомендации по сохранению и укреплению здоровья людей.
Кроме всего прочего из новой теории следует прямой выход на проблемы происхождения языков, вообще, и на происхождение некоторых слов русского языка. В том числе и самого слова русский.
Чтобы понять, каким образом все это связано, надо обратиться к некоторым ключевым, революционным моментам в истории происхождения человека, как биологического вида. А также к некоторым моментам происхождения славян и русского народа. Все это будет дано в соответствии с новой теорией.
Сначала придется обратиться к моменту становления наших еще
обезьяньих предков из привычного четвероногого состояния на две ноги и освоения ими постоянного хождения на двух ногах. Произошло это примерно пять миллионов лет тому назад.
Это был очень тяжелый процесс, он шел, буквально, на грани между
жизнью и смертью. Достаточно сказать, что при переходе к вертикальному
положению все внутренние органы стали своим весом давить друг на друга, мешать нормальной жизнедеятельности друг друга и сбиваться с привычного режима работы. На двух ногах только-только учились ходить и делали это, естественно, довольно плохо. Медленно и с большими тратами сил и энергии. Стало невозможным, в случае необходимости, убежать от хищников - совсем не та скорость. Отбиться в одиночку от хищника, даже небольшого размера, тоже не получалось. Еще не были изобретены и освоены относительно мощные средства обороны и нападения - дубина, копье. До изобретения каменных орудий труда было еще очень далеко, несколько миллионов лет развития. Единственным оружием была только-только освоенная палка. Тонкая, длинная и легкая. С ее помощью сбивали плоды с деревьев и охотились на крупных насекомых и очень мелких животных. Лягушек, ящерок, мышей и т.п. Таким оружием отогнать хищника можно только всем вместе.
Поэтому нашим предкам с самого начала понадобился язык, речь для организации взаимодействия при обороне от хищных животных.
Одновременно, из-за становления на две ноги, постоянного хождения на двух ногах и постоянного болезненного состояния организма из-за того, что все органы стали давить друг на друга, самопроизвольно произошло полное перерождение всего привычного для обезьян биосоциального устройства стада. Описывать все эти сложнейшие биосоциальные процессы здесь ни к чему. Просто сообщим, что именно в это время в роду наших предков (именно в роду, уже не в стаде) не стало вожака, все стали равны друг перед другом, образовалась парная семья, появились дружба, взаимопомощь, любовь, постоянная забота о детях не только со стороны матери, но и со стороны отца и более старших детей и подростков.
Все это так же потребовало наличия языка, речи.
Особенно сильно требовалась речь для того, чтобы совместными усилиями договариваться о совместных действиях при отсутствии вожака.
Для нормальной жизнедеятельности семьи, взаимодействия между семьями и между отдельными индивидами не только потребовался язык, но и в дополнение к нему понадобились имена для каждого члена рода.
Таким образом, одновременно со становлением наших предков на две ноги появился и язык, речь. Язык этот был очень простым по структуре и содержал очень мало слов. Не следует забывать о тяжести процесса перехода к двуногому прямохождению. Из-за этой тяжести все второстепенное вынужденно развивалось по самому минимальному варианту. А язык и был таким второстепенным делом. Ведь, в конце концов, при нужде, можно было с грехом пополам обойтись воплями и жестикуляцией. Из них-то и развивался по мере надобности язык.
Проходили тысячи и тысячи лет. Наши предки постепенно развивались. Осваивали новые способы охоты, изменялись морфологически под изобретенные ими способы охоты и орудия труда. И постепенно развивали язык. Каждое новое изобретение приносило название его и слова, обозначающие способы его использования. Изобрели дубину - нужно же ее как-то назвать. Сшили первый раз шубу - тут же изобретай и новое слово, чтобы все поняли, о чем речь идет.
Однако, язык развивался медленно. Только по мере необходимости.
Дело в том, что лицевая часть черепа, нижняя челюсть, устройство гортани и языка оставались почти такими же, как у обезьян. То есть, в основном, они предназначались для еды, а не для разговора. В результате
наши предки говорили так быстро, как только им позволяло устройство речевых органов. Но это было по современным представлениям очень МЕДЛЕННО И ПЛАВНО. Скорее всего, преобладали гласные звуки, как наиболее плавные.
Нам уже и не представить сейчас, как это можно произносить слова в несколько раз медленнее, чем мы сейчас их выпаливаем. Даже протяжные современные песни проговариваются певцами значительно быстрее, чем могли выговаривать прозаические, обычные слова наши предки.
Но им то такой скорости говорения вполне хватало.
Жизнь их была достаточно простой и размеренной. Охотничьи операции повторялись из года в год с незначительными вариациями, бытовые дела тоже не отличались особым разнообразием. Постепенно возрастал словарный запас и усложнялись правила языка, но скорость говорения почти не увеличивалась.
Так продолжалось почти пять миллионов лет. За это время наши
предки прошли несколько стадий в своем развитии:
1. австралопитековую стадию развития, характеризующуюся индивидуальной охотой на самых маленьких животных при помощи длинной, тонкой палки. Рост человека тогда был чуть более метра, а объем мозга составлял около 500 см3. Слов в языке было очень мало, а скорость говорения была минимальной;
2. стадию хабилисов, характеризующуюся изобретением дубины и освоением групповой охоты на тихоходных животных среднего размера, примерно с нынешних овец; размер охотничьей группы не превышал 3-4 человек. В это время рост человека увеличился почти до полутора метров, объем мозга тоже резко увеличился, чтобы заранее планировать предстоящую групповую охоту и составил уже около 700 см3. Существенно прибавилось слов в языке и немного увеличилась скорость говорения. В конце концов, хабилисы изобрели каменные орудия труда и загонную охоту на более крупных по размерам животных и перешли к стадии питекантропов;
3. стадия питекантропов, характеризуется широким использованием
загонной охоты и ее постоянным совершенствованием. В это время человек научился использовать огонь на загонной охоте и стал охотиться даже на таких крупных животных как слон или жираф. Загонная охота давала довольно много пищи даже в относительно бедных местах. Поэтому, используя огонь для обогрева, человек стал расселяться из африканской саванны по всему белу свету. Освоение огня для охоты, обогрева и приготовления пищи, обжига деревянных инструментов, изобретение одежды, совершенствование каменных орудий труда и многое другое привело и к дополнительному увеличению роста (есть находки до 180 см ростом) и к увеличению объема мозга до 1000-1200 см3.
Естественно, развивался и язык. В нем стало гораздо больше слов, но скорость говорения почти не увеличилась, так как и орудий труда, и разных бытовых предметов еще было мало. Обучение детей и подростков сводилось к наглядному неоднократному показу определенных действий и сами эти действия были относительно простыми. Дополнительно развивать язык в сторону ускорения говорения не было особой необходимости. Где-то около тысяч 300 лет назад питекантропы изобрели копье, а затем и охоту с копьем на крупных животных. Охоту штучную, выборочную, при которой добывались 1-2 взрослые особи и не погибал бесполезно молодняк, как при загонной охоте. Приспосабливаясь к ими же самими изобретенной охоте с копьем питекантропы перешли на неандертальскую стадию развития;
4. неандертальская стадия характеризуется самым широким использованием копья для охоты и активным приспособлением организма человека и всей его культуры именно к такой охоте. Выборочная охота с копьем на очень крупных животных позволила неандертальцам перейти от простой охоты к развитому, плановому охотничьему хозяйству. Выбирать для забоя на охоте неперспективных животных и оставлять лучших производителей. Недаром на это время приходится серьезное увеличение размеров у мамонтов, европейских бизонов, гигантских оленей - объектов самого интенсивного промысла наших предков. Одновременно, охота с копьем перевернула всю привычную жизнь человека. В отличие от загонной охоты охота с копьем во много раз опаснее. Близко подобравшись к животному, охотник изо всех сил бросал в него копье - и оставался безоружным. Если он только поранил животное и тем самым разозлил его, то раненое животное могло забодать или растоптать охотника, которому нечем оборонить свою жизнь. На охоту же люди ходят и всегда ходили, чтобы добыть себе еду, а не для того, чтобы погибнуть. Чтобы охота была удачной и безопасной, неандертальцам пришлось очень много времени затрачивать на тренировки по подкрадыванию, прицеливанию и сильному броску копьем. Пришлось изобретать разные методы обучения подростков, обеспечивающие заведомую безопасность подростков, то есть в отсутствии объекта охоты. Появились разного рода мишени и имитации промысловых объектов. Из этой деятельности впоследствии зародилось все наше искусство. Немедленно потребовалось и словесное объяснение для подростков всего процесса обучения. Сначала нужно было объяснить, что взрослые собираются показать в процессе учебы, а затем, в течение всего показа, комментировать происходящее. Примерно таким образом: ...охотник подкрадывается к мамонту - мамонт повернулся головой к охотнику - охотник должен замереть на месте, чтобы его не заметил мамонт - мамонт отвернулся от охотника - охотник продолжает подкрадываться к мамонту - охотник подкрался на дистанцию броска копьем, но мамонт отошел от него к кусту вкусной травы - охотник снова подкрадывается к мамонту - охотник подобрался к мамонту на нужное расстояние и находится сбоку от мамонта - бей его копьем. После показа всей охоты у подростков возникало множество вопросов к учителям и на них тоже нужно было отвечать. Со стороны процесса обучения возникло много новых слов. Неандертальцы изобрели и довольно много новых каменных орудий. Для обучения подростков изготовлению этих орудий тоже понадобились новые слова. Существенно усложнился и технологический процесс изготовления орудий, который нужно было объяснять в процессе изготовления их. Слов еще прибавилось. В это же время появились кроме глаголов, существительных и прилагательных еще и числительные слова. Охотникам нужно было точно договариваться, которого зверя в стаде они сегодня добывают. Скажем, пятого с левого края, потому, что пока к стаду подбираемся именно он, пятый с левого края, окажется крайним и самым доступным. Охотникам нужно было договариваться и о количестве добываемых на данной охоте животных. Для этого и появились числительные. В этот период в языке появились слова и правила для обращения со временем. Нужно было сравнивать и обсуждать, прошедшие в прошлые годы охоты и количественный состав животных с настоящим временем и делать прогноз на будущий год, чтобы не просто добыть сейчас пропитание, но и сохранить на будущее нужное поголовье животных, а некоторых из них может быть даже подкормить, чтобы увеличить их поголовье. Не чисто кочевой, а большей частью оседлый быт добавил свои слова. Все это вело к тому, что неандертальцы обзавелись очень хорошо развитым языком со множеством слов, понятий и сложными правилами. Почти как современные языки. Недаром количество мозга у неандертальцев выросло почти до 1600-1800 см3. Несмотря на столь сильно изменившийся язык, скорость говорения возросла не очень значительно, так как и сам процесс охоты и ее показ подросткам в основном происходили в весьма медленном темпе и взрослые учителя успевали все объяснить. Несмотря на это скорость говорения вышла на предел того, что позволяла тренировка мягких тканей горла, гортани, языка и губ. Связано это с усложнившейся технологией изготовления каменных орудий. В процессе производства каменного орудия приходилось поспевать с объяснениями каждого действия, каждого удара отбойником, которых по усложнившейся технологии стало и больше и следовать они друг за другом стали чаще.
Неандертальцы столь успешно охотились на крупных животных, что почти полностью забросили охоту на мелких и средних животных. Ведь подкрадываться как к зайцу, так и к мамонту нужно одинаковое время. Скорее к зайцу подкрадываться дольше и труднее, так как заяц очень подвижен и на одном месте долго не сидит. А мяса от зайца в тысячу раз меньше, чем от мамонта. Хорошо налаженное охотничье хозяйство давало достаточно пищи и количество населения настолько выросло, что, в конце концов, стало не хватать охоты только на крупных животных. Пришлось возвращаться к охоте на средних и мелких животных, научиться добывать птиц и регулярно ловить рыбу. При этом неандертальцев стало так сильно раздражать то обстоятельство, что они с одного удара заваливали мамонта, а за каким то кроликом им приходится охотиться дольше, чем за мамонтом, что они стали изобретать дальнобойное оружие, чтобы исключить процесс подкрадывания к мелким животным и птицам. Неандертальцы изобрели дротик и пращу, лук со стрелами и бумеранг, и множество других орудий охоты. Под эти орудия охоты были изобретены и новые способы охоты, к которым неандертальцы стали физически, морфологически приспосабливаться и превращаться в кроманьонцев - людей современного вида;
5. кроманьонская стадия, стадия человека современного вида полностью характеризуется одним словом - универсальность. Во всех предыдущих стадиях развития человека всегда была большая специализация при добывании пищи на охоте. Особенно ярко специализация проявилась на неандертальской стадии развития человека, когда она даже позволила почти полностью ограничиться охотой только на крупных животных. Когда одних крупных животных для пропитания стало не хватать, неандертальцам пришлось становиться универсалами.
Несколько замедленный темп жизни сильнейшим образом ускорился. Буквально, в течение одного дня приходилось неоднократно менять свои планы и заниматься самыми разными делами. Допустим, что с вечера собирались охотиться на мамонтов, но к утру они ушли очень далеко и, поэтому, охотники пошли ловить рыбу. К реке, где ловили рыбу, пришел табун лошадей. Рыбалку забросили и стали охотиться на лошадей, да спугнули их. Снова стали ловить рыбу, а по дороге к дому заметили кабанов. Сложили рыбу на травку и начали стрелять из луков по кабанам. Уложили одного поросенка, а самим пришлось разбегаться от разъяренного секача, так как, уходя на рыбалку, оставили громоздкие и тяжелые копья дома. И только после того, как стадо кабанов отвязалось от охотников можно собрать и рыбу, и добытого поросенка и идти домой. На следующий день пришлось устроить загонную охоту на лошадей, а лошади еще вчера были напуганы и не подпустили охотников с нужной стороны, а ускакали далеко далеко. Пришлось охотникам в ближайшей рощице бить птиц при помощи пращи или бумеранга. Все это время еды домой охотники приносили явно недостаточно и поэтому все же вынуждены были на следующий день идти далеко в степь для охоты на мамонта. Мамонта они добыли, и нужно было его разделывать на куски и тащить несколько километров до дому. На самом деле охотничья деятельность была еще более разнообразной, так как в это время были изобретены ловушки и силки, стали охотиться и на морских животных, даже на таких огромных, как киты. А на море и даже на большом озере обстановка часто меняется очень быстро. Внезапно налетают разные штормы и шквалы. На них надо очень быстро реагировать - иначе не только останешься без добычи, но и утонешь.
Для того, чтобы быстро все обсуждать, быстро подавать нужные на охоте сигналы, быстро передоговариваться при изменении обстоятельств охоты потребовались не столько новые слова, которых пришлось много ввести в язык, сколько очень существенное убыстрение скорости говорения, скорости произнесения слов.
Для каждого вида охоты пришлось изобрести новые орудия. Их стало очень много. При обучении подростков способам изготовления орудий труда стало необходимо быстро объяснять, все, что делает взрослый.
Обучение охотничьим навыкам тоже резко изменилось. В течение дня подросткам нужно было показать и научить и как подкрадываться к крупным животным, и как стрелять из лука, и научить их ориентироваться в быстро меняющейся обстановке и многое многое другое. Подросткам же стало нужно успеть вовремя спросить учителя, что же он показывает. Упустишь нужный момент и уже идет совсем другая операция.
Всем стало необходимо научиться говорить как можно быстрее.
Эта проблема решалась привычным для человека способом. Усиленной тренировкой.
Стали в свободное время петь песни хором под руководством "дирижера", который задавал темп пения и все убыстрял его. Придумали скороговорки и старались друг перед другом выпаливать их как можно быстрее. Придумали ускоряющиеся танцы с выкрикиванием своего рода частушек.
В результате произошло существенное облегчение нижней челюсти и появился подбородочный выступ, который сильно сократил необходимое растяжение ротовой мускулатуры при разговоре. Естественно, что и мягкие ткани лица, горла, гортани приспосабливались к убыстрению разговора. Все это позволило увеличить скорость говорения сразу раз в шесть, чего было бы вполне достаточно. На самом же деле скорость говорения увеличилась еще больше. Раз в десять.
Это объясняется следующими причинами. Человек, как и любое крупное многоклеточное живое существо, представляет из себя невероятно сложную систему саморегулирования с огромным количеством прямых и обратных, положительных и отрицательных обратных связей. Как известно из прикладной науки - теории автоматического регулирования - в таких сложных системах, при наличии положительных обратных связей, при переходе в новое состояние, возникают процессы перерегулирования или автоколебания. При перерегулировании система несколько раз устанавливается в положение, существенно превосходящее потребные величины и только с течением времени, постепенно уменьшая размах колебаний параметров, приходит в потребное состояние. При возникновении автоколебаний система никогда не выходит на постоянное, устойчивое состояние, а всегда колеблется вокруг потребного состояния с определенным периодом и амплитудой.
Нечто похожее произошло и с человеком, когда он усиленно учился
быстрому говорению. Данные палеоантропологии говорят о том, что процесс превращения неандертальцев в кроманьонцев был очень быстрым. Все изменения в скелете и культуре произошли за срок порядка всего четырех тысяч лет. То есть, человек столь интенсивно тренировался быстрому говорению, что значительно превзошел ту скорость говорения, которая ему была необходима. По скорости говорения произошло настолько мощное перерегулирование, что понадобилось несколько уменьшить скорость говорения, а уже это уменьшение привело к тому, что по скорости говорения человек впал в автоколебательный процесс. Скорость говорения у человека стала самопроизвольно то увеличиваться, то уменьшаться. Поскольку этот процесс, вместе со множеством других, оказался записанным в наследственности, а причин для его удаления из наследственности не возникло (для человека стало довольно безразлично с какой скоростью говорить, так как даже новая замедленная скорость говорения была много большей, чем старая быстрая), то у человека современного вида неоднократно за время его существования менялась скорость говорения. То она была очень большой, то замедлялась в несколько раз.
Исходя их того, что процесс превращения неандертальцев в кроманьонцев занял около четырех тысяч лет, можно, достаточно уверенно, предположить, что та четверть периода, когда скорость говорения увеличивается, составляет около 3 тысяч лет. Около тысячи лет длится время максимальной скорости говорения. Затем начинается время уменьшения скорости говорения и длится две четверти периода, то есть в общей сложности примерно 6 тысяч лет. Около тысячи лет длится время минимальной скорости говорения, а затем начинается четверть периода увеличения скорости говорения. Во время этой четверти периода скорость говорения быстро растет, но остается еще ниже максимальной. Затем следует та четверть периода, когда скорость говорения достигает максимума. Таким образом, полный период изменений скорости говорения составляет примерно 12-16 тысяч лет. 6-8 тысяч лет люди говорят в ускоренном темпе, 6-8 тысяч лет в замедленном.
В первой половине срока существования человека современного вида еще действовали процессы, синхронизирующие моменты начала и конца убыстрения или замедления скорости говорения. Люди по всей земле, практически одновременно, начинали то ускорять, то замедлять скорость речи. И делали это везде по одинаковым правилам. Но эта практическая одновременность в разных местах выливалась в задержки начала процессов на сотни лет. Средство связи между людьми тогда было только одно. Непосредственное общение с соседними родами во время разных встреч. Из-за этого и происходили разного рода задержки в
далеко друг от друга расположенных местах. В целом же была более-менее
удовлетворительная синхронизация. Всех языковых процессов, а не только изменения скорости говорения.
Во второй половине срока существования человека современного вида произошла рассинхронизация этих процессов. (О причине рассинхронизации в данной работе говорить не будем). В результате образовались обширные территории, на которых языковые процессы стали идти относительно независимо друг от друга и с разными сроками начала ускорения и замедления скорости говорения. За два десятка тысяч лет независимого развития образовались не только разные языковые семьи, но и на 2-4 тысячи лет в них сместились начала времени ускоренного и замедленного языков.
Теперь, имея достаточно материала для понимания общих процессов, связанных со скоростью говорения, можно переходить к частному случаю. К русскому языку и происхождению слова русский.
Примерно 15-12 тысяч лет назад наши предки, которых еще ни русскими, ни славянами, ни даже протославянами назвать нельзя, проживали на обширной полосе степей и лесостепей между Волгой и Карпатскими горами. В результате сильнейшего военного нажима со стороны более сильных в военном отношении и более многочисленных южных и восточных соседей им пришлось оставить обжитые места и спасаться в северных лесах. В те времена леса между Волгой и Вислой еще не были никем заселены и наши предки без каких либо помех освоили их.
При этом, в силу природных условий и трудностей связи с более южными и более западными соседями пошел достаточно самостоятельный процесс формирования протославянского языка. Причем, примерно тысячу лет скорость говорения почти не изменялась, так как шло освоение нового места обитания наших предков. Более важным в этих условиях было обзаведение соответствующим количеством новых слов, отражающих новое место обитания и новые способы добывания пищи, чем изменение скорости говорения. Это не отменяло сам процесс изменения скорости говорения, так как это, в основном биологический процесс, а только несколько уменьшало скорость этого процесса. Из-за этого у нас время начала быстрой речи не совпадает с таким началом у ближайших родственных языков - польского, чешского -и тем более не совпадает с ближайшей родственной группой германских языков.
Прошло примерно 10 тысяч лет. За это большое время очень сильно изменились природные условия в сторону потепления климата. Стало возможным даже в наших северных местах заниматься не только охотой и собирательством, но и земледелием и скотоводством. Переняв от более южных соседей навыки земледелия, семена и орудия производства, наши предки начали очень быстро развиваться в экономической и политической областях. Постепенно пошел процесс образования из протославянского состояния разных славянских народностей, в том числе и русской. В это же время пошел процесс замедления скорости говорения.
Здесь придется дополнительно рассмотреть, чем отличаются друг от друга процессы ускорения и замедления скорости говорения.
При увеличении скорости говорения не только органы речи начинают работать быстрее. Для сокращения общего времени, необходимого на произнесение какого либо сообщения, люди начинают сокращать слова. Происходит постепенный отказ от окончаний слов, суффиксов, приставок и т.п. Слово постепенно становится чистым корнем.
При этом все те значения слов, которые обеспечивали приставки,
суффиксы и окончания воспринимаются людьми по общему смыслу произносимой речи, по обстоятельствам ей сопутствующим, по эмоциональному настрою говорящего. Слово становится неоднозначным, обобщенным, многосмысловым. Многие однокоренные слова становятся одним словом. Оставшийся корень вбирает в себя все, что ранее обозначалось разными словами.
Например, такие разные по смыслу слова как город и огород, городить и городской сольются в одно слово ГОРОД. Понять о чем идет речь можно по обстановке. Если вы спросили человека с лопатой, куда он идет, и он вам сказал слово ГОРОД, то, скорее всего, он идет не в город, а в огород. А если в деревне вам показывают обновку и говорят ГОРОД, то, безусловно, сразу понятно, что речь идет о городском происхождении ее.
После прохождения этого этапа ускорения скорости говорения начинается процесс сокращения длины оставшегося корня. Это происходит за счет постепенного выбрасывания гласных звуков, как наиболее длительно звучащих в слове. От слова ГОРОД сначала останется ГОРД или ГРАД (ГРОД), а затем выпадет оставшаяся гласная и останется ГРД. Но и на этом процесс ускорения не окончится. Будут выброшены и "лишние" согласные, так чтобы слово было еще короче. Будет оставлено только столько звуков в слове, чтобы его можно было отличать от других слов. Скорее всего, от всех слов с корнем город останется только одно слово ГР.
Язык становится чрезвычайно емким, лаконичным, щелкающим и пригодным почти только для конкретных ситуаций, где и так почти все ясно. Да и слов в языке остается маловато для выражения сложных понятий. К этому же начинает добавляться путаница из-за того, что слова, совсем разные по своему смыслу, делаются невероятно похожими друг на друга. Например, ДМ. Что это? ДОМ, ДЫМ, ДАМ, ДУМАЮ?
Почему-то такого типа языки считаются примитивными, близкими к первобытному состоянию, хотя они никакого отношения к первобытности не имеют, а являются результатом процесса ускорения говорения.
Пожалуй, с тех времен, в русском языке и началась путаница со словами ГРАД, как город и ГРАД, как вид осадков, ЛУК, как оружие и ЛУК, как растение. В период замедленного темпа речи они звучали немного по-разному. Например, ЛУК и ЛЮУК. Затем сократились до ЛК. А когда снова началось замедление скорости говорения, между Л и К были вставлены очень похожие гласные, которые с течением времени "унифицировались" (в языке есть и такое свойство к унификации похожих звуков) и стали звучать как У. Вот и получились два совершенно одинаковых слова, значение которых надо понимать по обстановке, как и во времена быстрого говорения.
Через некоторое время язык вступает в период замедления скорости
говорения. Начинается процесс прямо противоположный тому, что было при увеличении скорости говорения. Прежде всего, появляются протяжные шипящие звуки, которые на какое то время служат заменителями гласных. В словах некоторые согласные смягчаются и одинаковые недавно слова начинают отличаться друг от друга. Затем появляются настоящие гласные звуки. Появление гласных, которые можно вставить и в середину слова, и в конец, и в начало сразу дает много однокоренных слов с разным смыслом и язык резко усложняется и начинает все более полно описывать все перипетии жизни и мысли.
Например, во время ускоренной речи было слово РБ. Причем и Р и Б
звучали резко, четко и даже как бы отдельно друг от друга - РъБъ. Сочетание РБ взято только в качестве абстрактного примера, поэтому пока никакого конкретного смысла ему не приписываем, а просто посмотрим, во что это сочетание может превратиться. При замедлении речи это сочетание звуков примет более привычный вид и его смысл постепенно станет понятным. Во время замедления скорости говорения РъБъ сначала несколько смягчится и превратится в РБ, затем в РьБ и РьБь. "Ь" с течением времени превращался в гласный звук. Нечто среднее между А, О, У. В результате получится несколько слов. РАБ, РАБА, РОБА, РУБА. В дальнейшем уже эти слова стали обрастать окончаниями и приставками. РАБОТА, РАБОТАТЬ, РОБИТЬ, РОБА, ВЫРАБОТАТЬ, РУБИТЬ, ВЫРУБЛЕННЫЙ и т.п. Смысл всех этих слов - что-либо производить, делать. Рубить - ведь тоже производить работу по отделению части от целого.
Из-за уже упомянутой рассинхронизации языковых процессов, в немецком языке, во время его замедления, общее с нашим языком слово РБ пошло удлиняться не с середины, а обросло гласными с начала и конца. У них получилось не РАБ, а АРБ, которое затем стало словом АРБАЙТ - все та же работа.
Из приведенного примера достаточно хорошо видно, как во время замедления скорости говорения появляется много новых слов из одного сокращенного в процессе ускорения речи. И как родственные языки начинают удаляться друг от друга.
В качестве еще одного примера можно привести уже встречавшееся
слово периода быстрого говорения - ГРД. Из этого слова, в период замедления речи, носящего в нашей языковой истории наименование "полногласие", в отличие от "неполногласия", характеризующего следы ускоренного периода говорения, родились слова ГРАД, ГОРОД, ОГОРОД, ИЗГОРОДЬ, ГРУДА, ГРУДЬ, ГРУЗДЬ, ГОРОДИТЬ, ОГРАДА, ОГОРАЖИВАТЬ и многие другие. Из одного многозначного, короткого слова получилось много однозначных, длинных слов, каждое со своим определенным смыслом. Возможно, что начальный смысл слова ГРД - возвышенность чего-либо над другим, куча чего-либо.
Русский народ, как и все другие народы, в развитии своего языка
прошел не один из периодов замедления и ускорения скорости говорения.
Как раз на один из периодов замедления скорости говорения пришлось
время образования древнерусской народности и время создания централизованного русского государства - Киевской Руси, а также появление письменности. Процесс замедления скорости говорения начался примерно тысячелетием раньше, чем возникла Киевская Русь, а закончился где-то между царствованием Ивана Грозного и Петра Великого. Процесс этот был плодом устного творчества всего народа. Письменная речь несколько отставала в своем развитии от устной, и это было еще одной причиной некоторого расхождения разговорного и письменного языков, которую устранять пришлось и Петру Великому, и Ломоносову, и Пушкину, который максимально привел в соответствие письменный и разговорный языки.
На время становления русского народа выпало много других событий. Началось великое переселение народов. Непрерывные войны охватили всю Европу. На земли, заселенные нашими предками в течение нескольких веков, почти без перерыва, приходилось одно нашествие чужеземцев за другим. Начиная с гуннов и обров (аварский каганат, аварское иго) и до знаменитых хазар кто только не пытался поработить наших предков.
Все эти завоеватели приходили к нам из более теплых и плодородных мест, поэтому они не пытались осесть и прижиться в наших лесистых, холодных краях. Они довольствовались частыми военными набегами и выколачиванием дани с наших предков. Завоевателям это удавалось делать довольно легко. Наши предки тогда жили небольшими поселениями, отдаленными на значительное расстояние друг от друга. Каждое из поселений не могло выставить достаточную военную силу, чтобы в одиночку справиться даже с небольшим, хорошо организованным и внезапно налетающим отрядом завоевателей - сборщиков дани. Соседи вовремя придти на помощь не успевали из-за больших расстояний и внезапности нападения. А затем доставалось и им.
Собрав дань, завоеватели уходили с нашей территории к себе домой. До следующего сезона сбора дани. И так каждый год.
Менее сильные наши соседи, которым тоже доставалось от завоевателей, по их примеру, пытались поправить свои дела за наш счет. В промежутках между сборами дани большими завоевателями они также устраивали набеги на наши земли. И, практически с тем же успехом.
Все остальное время наши предки развивались совершенно самостоятельно. Естественно, что большие ежегодные поборы и многочисленные менее крупные налеты нашим предкам были очень не по душе.
По причине большой удаленности поселений друг от друга и почти поголовного кровного родства с жителями ближайших поселений наши предки между собой почти не воевали. Поэтому довольно сильно отставали в вооружении, тактике и стратегии от более воинственных соседей. Даже если удавалось организовать приличный по величине военный отряд, он обычно бывал бит небольшими силами завоевателей.
Для успешного противодействия отрядам грабителей наши предки изобрели особый, наполовину партизанский, наполовину чисто воинский способ боевых действий. Несколько поселений выделяли по небольшому числу воинов, которые уже почти не участвовали в хозяйственной жизни поселения. Каждое поселение выделяло столько людей, сколько могло содержать без ущерба своему хозяйству. Вместе они составляли уже вполне приличный по размерам отряд. Этот отряд постоянно обходил дозором всю доступную ему территорию и не имел постоянного места базирования. То он несколько дней отдыхает в одном из поселений, то в другом, то устраивает лагерь в лесу. Во время обхода отряд вел разведку и, если обнаруживал противника, то внезапно из засад нападал на него. Часто такое внезапное нападение имело успех. Так как отряд по сбору дани состоял из опытных и хорошо вооруженных воинов, то часто наши партизаны бывали биты и тогда им приходилось срочно отступать к ближайшему селению и занимать там оборону. Сборщики дани такое поселение, скорее всего, не атаковывали, так как при штурме укреплений они могли понести большие потери, а они являлись за данью, а не для проявлений воинской доблести. Таким образом, даже при неудаче, партизанский отряд все же выполнял свои функции по защите всего населения от налетчиков. Поэтому на протяжении нескольких веков кочевые партизанские отряды стали обыденным делом для наших предков. Именно от такой полу партизанской жизни и берет начало всем известный древнерусский и средневековый обычай найма князя с дружиной для защиты городов. У новгородцев и псковичей он просуществовал вплоть до 14 века. А князем постепенно становился начальник отряда.
В слиянии двух одновременно протекавших процессов: замедлении скорости говорения и вынужденной полу партизанской жизни наших предков и скрываются истоки и смысл слова "русский" в применении к названию нашего народа и в понимании исходного его смысла.
Как известно, этот термин первоначально зафиксирован в летописях
словами РОС, РУС, РУСЬ, РОСЫ, РУСЫ. То есть не одним, вполне определенным, словом. Современники все это отлично понимали и некоторая разнозвучность их не смущала. Но эта разнозвучность говорит об относительной новизне слова, о том, что оно произошло от более древнего и повсеместно распространенного слова, которое стало применяться и для обозначения общности русских людей, русского народа. Это означает, что предковое слово для РОС...РУСЫ довольно точно характеризовало именно нас, русских, а не кого-либо другого.
Поскольку в это время шел процесс замедления скорости говорения и удлинения слов за счет оснащения их гласными звуками, то, выбросив их из РОС...РУСЫ, получим исходную форму слова "русский" - РС. Причем звук С, как звук смягченный, шипящий звучал не вполне ясно. То-ли С, то-ли З, то-ли Ц, то-ли Ть, Сь, Зь. В начале шел ясный и твердый звук Р, а затем какое то шипение. РСсь. Слово это - РС - было весьма многозначным, как любое слово периода быстрого говорения.
При замедлении скорости говорения и конкретизации слова РС в него добавлялись гласные звуки. По аналогии с устройством слов РОС...РУСЫ можно получить и другие слова, которые образовывались из слова РС.
Имея набор таких слов, можно понять обобщенный смысл, который наши предки вкладывали в слово РС, а затем уже понять, что скрывается за словами РУСЬ, РУССКИЙ.
Учитывая нечеткость звучания С, из РС могли образоваться слова:
Окончания слов разные так как С в слове РС звучало не четко.
В этом ряду слов ясно прослеживается связь с цветом. С разными
оттенками красного цвета.
Рысь - она летом рыжеватая. Заяц русак тоже. Руда, особенно железная - откровенно красная или красно-бурая, не говоря уже о рыжем и рыжике. Русые волосы - они на самом деле скорее желтые или с рыжинкой. РУТА - это ива, а у всех ивовых растений весной красноватая кора. В польском, украинском, белорусском языках и диалектах русского языка РУДА - это еще и кровь (тоже красная). РОТА - еще в средневековье это была клятва на крови. Если рано летним утром, когда солнце уже взошло, но еще не высохла роса, присмотреться к крупным каплям росы на листах травы, то ясно видно, что роса имеет рыжеватый оттенок. РАТЬ, РАТИТЬСЯ - означает и войско, и битву, а в бою всегда проливается красная кровь.
Кровь же это и символ родственных связей, и побратимства.
Таким образом, в слове РС были заложены, как минимум, два смысла.
Первый - связанный с красным цветом, второй - связанный с родством.
Теперь вспомним, что нашим предкам приходилось вести полупартизанскую жизнь и все время бороться с отрядами завоевателей,
которые всегда приходили к ним откуда то со стороны. В этих условиях
Нашим предкам нужно было, каким то образом, но обязательно легко и
просто, отличать себя от других народов-завоевателей. Причем отличать с достаточно большого расстояния, чтобы успеть приготовиться к обороне,
если это враги.
Днем, при ясном свете, еще можно отличить врагов от своих по одежде и оружию. Однако, в связи с тем, что наши предки в то время несколько отставали от соседей по качеству оружия и оборонительным доспехам, они самым широким образом использовали трофейное оружие и доспехи. Это не давало гарантии точного распознавания своих и врагов даже днем. Ночью или в ненастную погоду, в туманные дни или под дождем по оружию и одежде, вообще, нельзя определить, кто приближается - враги или свои.
Тут может помочь только оклик - "Стой! Кто идет?".
Со стороны врагов обычно следует молчание или боевой клич, а когда идут свои, то они и отвечают на своем языке и всегда одинаково - "Свои!", "Наши!".
Но "свои", "наши" - это тоже какая-то степень родства, кровной связи, побратимства, пусть и самая отдаленная. А так как других слов, кроме РС, для обозначения родства еще либо не было, либо они еще не сильно отличались от РС, то его и выкрикивали, когда отвечали - "свои". В данном случае, может быть, лучшим ответом было бы выкрикнуть "это мы, кровные родственники". Может быть, так и выкрикивали. Но ведь это звучало в те времена абсолютно так же - РС.
Поскольку возглас "Стой! Кто идет?" относился почти всегда к
группе, отряду людей, то отклик "свои" обязательно был в множественном числе. Не просто РС, а РСы или РСи. При оснащении этого РСы гласными автоматически получалось РуСы или РоСы.
Таким образом, наши предки сами себя стали часто называть словами РС, РУСЫ, РОСЫ, сами себя все время обозначали, как своих, наших, не чужих. И свою землю они также называли не чьей-нибудь, а своей землей. Русью, Росью. Нужно же им было отличать свою родину от земель завоевателей.
Вполне обычное дело. Стоит только перевести многие самоназвания современных народностей на русский язык, и увидим, что они себя называют "люди", "настоящие люди". Так чукчи себя называют луораветлан. Перевод - настоящий человек. Опять же это "свой" человек, а не чужой.
Различие в произношении РУС, РОС, определяется тем, что можно назвать диалектизмами. На нашей, русской, обширной территории всегда были мелкие различия в произношении разных слов. До настоящего времени благополучно сохранились и "оканье", и "аканье", и "цоканье" и многие другие мелкие вариации произношения слов. В прошлые времена, когда не было ни единого, официального, литературного языка, ни каких бы то ни было средств массовой информации, мелких различий в произношении было больше. В более южных местах нашей территории есть тенденция к более твердому произношению звуков, а в северных местах, наоборот, есть тенденция к некоторому смягчению даже твердых согласных. Эти тенденции и обеспечили более твердое РОС, РОСЬ в южной части единой русской территории и более мягкое РУС, РУСЬ в северной ее части. По той причине, что из-за татаро-монгольского ига, воссоздание русской государственности произошло в северной части русской территории произношение РУСЬ, РУС, а затем и русский стало доминировать и в разговорной речи, и в официальных документах.
Отряды чужеземцев рыскали за данью и просто пограбить по всей нашей земле. В южных районах почаще, в северных пореже. Везде нашим предкам приходилось себя обозначать, как "своих", везде им пришлось себя назвать РУСАМИ, а свою землю РУСЬЮ. Из-за этого у наших предков сложилась двойственная система обозначения самих себя. Каждый человек считал себя кровно связанным со своим родом, племенем и был кривичем, вятичем, дулебом или полянином и одновременно он же был и РУСОМ - "своим" и жил не только на Волыни или у Ильменя, но и на РУСИ, на своей земле. А так как свою землю везде называли РУСЬЮ, то человек на всем этом пространстве чувствовал себя дома, везде он был свой - русский.
Проходили века. Менялись завоеватели и воинственные соседи, а
система ограбления наших предков не менялась. Однако, несмотря на постоянный грабеж, медленно, но неуклонно росла экономика, торговля, расчищались от лесов и распахивались новые земли, росло население и росло воинское мастерство и военные возможности наших предков. Все это, постепенно накапливаясь, привело, в конце концов, к становлению единого русского государства - Киевской Руси и обретению им настоящей независимости.
Во времена предшествующие становлению Киевской Руси и во время ее становления тоже потребовалось отделять людей и племенные образования уже вошедшие в состав государства от еще не включенных в него. Для киевских князей и их окружения, для всего населения образующегося государства все они были "свои", РУСЫ, в отличие, например, от вятичей, которые были еще как бы сами по себе, то есть, вроде бы и не совсем РУСЫ. В то же время те же самые вятичи себя то считали "своими", РУСАМИ, а не кем-то другим. Это, в значительной мере, облегчало объединение всего русского народа в единое целое. Почти каждый человек считал, что раз он тоже русский, "свой", то его другие русские, "свои" не обидят, дадут защиту. Местных князей, противившихся объединению Руси, понимали меньше, чем князя Киевского. Ведь даже по логике тогдашнего языка противиться объединению своих (русов) со своими же (русами) просто глупо.
Таким образом, самоназвание "русы" - "свои" окончательно привязалось к русскому народу и, постепенно, из-за частоты употребления во вполне определенном смысле, стало терять смысл свойства, родства, кровной связи и тем более смысл, связанный с красным цветом. Стало термином, обозначающим русский народ.
Слова "свой", "наш", "кровный", не говоря уж о слове "красный" все это прилагательные. Как известно, прилагательные, по мере необходимости, превращаются в существительные. Такая же судьба ожидала и прилагательные РУСЬ, РУСЫ. Они, с течением времени, должны были стать такими же существительными, как и слова "француз", "японец", "немец". Мы сейчас должны были бы себя называть русами или русичами (или еще как-нибудь похоже на это с явной формой существительного), а нашу родину Русью.
Однако этого не произошло по причине татаро-монгольсого нашествия.
Монгольское нашествие полностью разрушило остатки единой российской государственности, окончательно развалило Киевскую Русь на кучу квазинезависимых княжеств. Стало не к чему прикладывать термины Русь, РУСЫ, как существительное. Еще не утратив полностью в языке смысл и качества прилагательного, слово "Русь" стало оформляться полностью, как прилагательное. Естественно, что это оформление пошло по уже выработанным правилам для прилагательных, добавлением стандартного суффикса "ская", поскольку слова "наша земля" - женского рода. Получилось слово "русьская". Такая форма зафиксирована в летописях. Во всех языках, особенно в русском языке, есть ряд слов, которые как бы трудно выговаривать. Такие слова либо языком отбрасываются, либо очень быстро преобразуются в легко выговариваемые слова. Слово "русьская" как раз и относится к разряду трудно выговариваемых слов, поэтому оно очень быстро преобразовалось в более легкую для разговора форму - русская.
Похожая судьба ждала и слово РУСЫ. По тем же самым причинам РУСЫ превратились в русских. Эти слова постепенно настолько укоренились, что сейчас только очень малое число людей изредка задумывается над вопросом, а почему, собственно говоря, мы себя величаем не как другие народы - существительными словами типа "француз", а прилагательными русский, русская земля.
Таким вот образом и получились слово РУССКИЙ.
Связывать же слово русский с названиями рек и другими названиями местностей, например, а так же с легендарными личностями не стоит.
Имя какой-нибудь легендарной личности чаще всего, как говорят,
"притянуто за уши" к уже имеющемуся старому названию. Кроме того, для такой обширной территории - более 2,5 миллионов квадратных километров, которую изначально занимали наши предки, совершенно не реально, чтобы имя одного человека приняли все люди, населяющие эту огромную площадь. Обычно имя какого-нибудь знаменитого предводителя принимает народ, вначале занимающий небольшую территорию и первоначально имеющий небольшую численность.
Названия рек, местностей (топонимы) типа Рось, Порусья, Руза и
прочие сами происходят от того же древнего слова РС, но уже в смысле
цвета. Так как слово РС связано и с кровью, и с каким то оттенком красного цвета, то, скорее всего, оно характеризует темно красный, даже буроватый цвет. Кровь, засыхая, делается очень темной, не прозрачной и просто очень похожа на обычную грязь. Поэтому названия рек и местностей имеют смысл Красная речка, Темная речка, Черная речка, Грязное место и т.п.
Кстати, есть же известный город - Старая Русса. Еще пару веков
назад он назывался просто Русса. И именно в этом городе находится известное с древнейших времен месторождение лечебных грязей. Стало быть, название Русса, а затем Старая Русса, скорее всего это название известной всем издревле грязелечебницы. То есть переводится с древнерусского, как "Курорт Грязи". Неподалеку от Старой Руссы есть еще один небольшой городок под названием Руса. Так вокруг этого городка грязи непролазные. В реке Порусья вода очень темная, торфяная. Вот и смотрите сами, связано все это с темным цветом или нет.
Не знаю, какого цвета вода в реках Рось и Руза, но заранее уверен, что темная. Или была темная в древности, когда в наших краях было очень много болот, из которых вытекали речки с темной водой.
Некоторые исследователи проблемы происхождения слова русский пытаются связать его со словами "русло", "русалии", "русалки". Но ведь и эти слова в период ускоренного говорения звучали точно так же, как звучало РС, и развивались из него же. Кроме того, если присмотреться к течению реки в спокойную погоду, то увидим, что вблизи берегов, где течение более медленное и плавное и почти нет волнения воды, водная гладь кажется более светлой, чем в середине реки, где течение несколько быстрее, есть некоторое волнение воды и она хуже отражает солнечный свет. Поэтому в спокойный солнечный день русло реки выглядит более темным, чем вода у берега. Следовательно, "русло" всего лишь более темное место на реке, а "русалки" это те существа, которые живут в темной воде. Независимо от того русло реки это или темный омут. Русалии это древний праздник, посвященный русалкам и выводить слово русский через русалок и русло из названия одного из многих древних праздников нелогично. Чем же этот праздник лучше других?
Много путаницы внесло в понимание происхождения слова русский известная "норманнская" теория, связанная с "призванием" Рюрика и варягов "править " Русью. Нет ни малейшего сомнения в том, что во времена предшествующие становлению и во время становления Киевской Руси на нашей русской земле было довольно много выходцев из Скандинавии и из западных славянских племен и государств - варягов. Большинство из них были обыкновенные дружинники-наемники. Они были вооружены несколько лучше, чем наши русские воины, умели воевать лучше нас и их с охотой брали в охрану и купцы, и в дружину князья. Некоторым из них удавалось сделать неплохую карьеру и войти в высшие круги русского общества. Рюрик, вообще, сумел силой и хитростью стать князем в Новгороде. А затем его потомки захватили власть в Киеве и основали династию рюриковичей.
Раз Рюрик смог править Новгородом, то обязательно должен был стать своим, хотя бы для небольшой верхушки тогдашнего высшего новгородского общества. В те времена еще слишком сильны были обычаи, связанные с побратимством, клятвами на крови, смешением крови братающимися. Какую бы политическую линию не проводил Рюрик, как бы не привлекал к себе верхи общества он для всех русских людей был бы обычным захватчиком и не смог бы сколько-нибудь долго удержаться у власти. Однако, стоило ему хоть с кем-нибудь из коренных русских людей побрататься и он для всего тогдашнего общества становился своим, русским.
Аналогичных примеров в истории великое множество. Менялись только формы признания своим. Так, несмотря на все другие безусловные права на французский трон, Генриху Наваррскому пришлось перейти из гугенотства в католичество, чтобы стать королем Франции. После этого он был признан французами своим, и они приняли его в качестве законного короля. У нас, в России после Петра первого все жены царей были принцессами из мелких германских княжеств. Они были заведомо иностранками. Но перед вступлением в брак они все принимали православное крещение и сразу в глазах всего населения страны переставали быть иностранками, а становились своими, русскими. Владычества небольшой группы иноземцев над собой не допустит ни один народ и каким-либо образом свергнет захватчиков. Будет ли это народное восстание или освободительный военный поход какого-нибудь соседнего князя не играет особой роли.
Рюрик захватил власть в Новгороде и в ответ сразу же получил
восстание новгородцев под предводительством Вадима. Рюрик с дружиной сумел подавить это восстание. Но подавить восстания по всей Руси ему было явно невозможно.
А ведь дальнейшее продвижение рюриковичей к признанному всем народом Киевскому престолу было практически мирным. Было казнены, как изменники, несколько человек из тогдашнего киевского высшего общества и все. Никаких восстаний, никаких освободительных войн. Наоборот, им удалось расширить владения Киевской Руси, и все признавали это вполне законным и правильным. Это означает, что практически сразу после восстания Вадима Рюрик и его варяжское окружение осознали, что они как, иностранцы, в такой большой стране обречены на провал всех их планов и скоро могут и жизни лишиться. Вот тогда то Рюрик и его ближайшее окружение осуществили обряд кровного побратимства. Скорее всего, с хорошо всем известными коренными новгородскими боярами и дружинниками. После этого обряда они сразу для всех стали своими, русскими и любые их притязания на высшую власть всеми стали восприниматься точно так же, как такие же притязания других русских князей. А то, что рюриковичи лучше других русских князей с этим справились это уже их личная заслуга. Значит, были умней и дальновидней всех остальных князей.
Обряд кровного побратимства в те времена был столь широко распространен, столь обычен для всех, что побратимство Рюрика и части его дружины с коренными русскими прошло для летописцев незамеченным. Ведь в летописи попадали только особо выдающиеся события, а не рядовая гражданская суета, к которой тогда относился обряд побратимства.
Рюрик был признан своим, русским. Потому иногда в летописях и
проскальзывает, что его звали РУС. Это всего лишь добавочное подтверждение для будущих читателей летописей, что Рюрик был признан своим, русским князем, а не чужеземцем. Это, вообще, не его имя. Это его добавочная характеристика. Максимум, что можно извлечь из "рус" в приложении к личности Рюрика, так это то, что он, вероятно, вдобавок ко всему, был рыжий. Ведь не вполне четкое тогдашнее произношение исходного РС могло обозначать и рыжего человека. Однако в это плохо верится, так как обычно звать человека рыжим как-то не принято, а многим рыжим это и не приятно. РУС, в смысле рыжий должно встречаться только там, где описывается внешность человека - высокий, низкий, лысый, рыжий, а такого рода описания внешности Рюрика, что-то не припомнить.
Еще одним запутывающим дело моментом является заведомо пристрастное прочтение одного дипломатического документа тех времен. Это известная посольская грамота в Византию. В ней наряду с именами послов, явно русских бояр, судя по их именам, перечислено несколько имен явно не русского, варяжского происхождения. С добавлением, что они от народа "рус". Это привело к тому, что стали "притягивать за уши" название "рус", русские к норманнам.
В то же время непредвзятый взгляд на эту запись говорит о многом.
В те времена посольства состояли не только из собственно послов и посольских работников, но и из большого обоза с разного рода подарками, подношениями, крупной денежной суммой на прожитье и подарки, собственным привычным продовольствием. При обозе обязательно должна была быть охрана и в довольно большом количестве. Поскольку в то время на Руси было много варяжских и скандинавских наемников и поскольку высшая власть в Киеве имела не только дружину, частично состоявшую из варягов, но и сама имела какие то корни через Рюрика с варягами, то и в самом посольстве, и в охране посольства было много варягов и скандинавов. Этих рядовых работников обоза и посольства было необходимо как-то отличать от собственно послов. Прежде всего, такое различие было необходимо для византийцев, чтобы они не перепутали официальных послов, среди которых было несколько человек с варяжскими именами, с охраной и работниками обоза. Ведь при путанице могли оказать излишние почести не послу и тем самым стать стороной, оскорбленной Русью. И наоборот, не оказать нужные почести послу и тем оскорбить Русь. А ведь в те времена такого рода оскорбления могли не только сорвать посольство, но и привести даже к войне. Вот для того, чтобы этого ненароком не произошло и было необходимо специально подчеркнуть, что несколько послов с варяжскими именами являются полномочными представителями Руси, как государства.
Так как письменный русский язык в то время только начинал складываться, то еще менее устоявшимся был и дипломатический язык. Никаких официальных норм и правил для дипломатического языка еще не было. Каждый грамотный человек писал так, как ему лучше слышалась и понималась письменная речь. В результате, когда писалась посольская грамота, то и было написано "от народа рус", как одновременное подтверждение того, что эти люди и полномочные послы Руси и даже родились в русском государстве, а не являются нанятыми на работу иностранцами и поэтому заслуживают все положенные по дипломатическому этикету почести наравне с другими полномочными послами. Ведь, если они "от народа рус", то они "наши", "свои", "мои" - княжеские, князя русского, не сами по себе, не охрана. В эти времена еще чувствовалось и хорошо понималось значение "свои, наши" в слове "рус".
Все знают медведя. Он какого то темного, красноватого, грязного
цвета. Бурый медведь. Название медведь сложилось, как переносное и понятное всем сочетание "мед едящий" во времена довольно древние, когда называть своим именем зверя, на которого идешь охотиться, было не принято. Когда люди боялись, что, назвав зверя своим именем, насторожишь его, и охота будет неудачной. В случае с медведем, крупным и опасным хищником, назвать его его именем значило не просто испортить охоту, но и мучительные раны или даже смерть охотника. Поэтому все так серьезно относились к тому, чтобы не называть медведя его собственным названием, что с течением времени русские люди напрочь забыли, как же медведь назывался раньше.
Можно достаточно уверенно сказать, что бурый цвет медведя очень характерный именно для него признак и именно он мог быть взят нашими предками в качестве названия для медведя. Соответственно, в период быстрого говорения его название звучало, как все то же РС
Некоторые исследователи, по косвенным признакам, установили, что первоначально медведь назывался "урс" или "орс". Примерно так, как это было в родственном русскому древнем латинском языке, где медведь назывался "урсус". На основании созвучия "урс - рус", "орс - рос" был сделан вывод, что "рус", "Русь" это значит медвежьи люди и страна наша - медвежья земля.
Но ведь "урс", "орс" это тоже уже форма замедления речи, полногласия и исходное для них слово периода быстрой речи это все то же РС. И означает только то, что медведь темнокрасногрязный - бурый. Если бы наше самоназвание действительно происходило от "орс", "урс" и означало, что мы как бы дети медведя, но не медвежата, то звучало бы это как "орсяне", "урсачи", "орсачи" и т.п, что вовсе не похоже на слово русский! А землю нашу звали бы не Русью, а "Орсанией", чего нет в действительности. Ведь дальнейшее изменение слов "урс", "орс" сохранило бы уже попавший по очень веским причинам в начало слова гласный звук "а" из "орс", "урс", в принципе, слова "рус", "русский" никогда бы не смогли получиться. Так, что мы не медвежьи дети, а просто "свои" - русские.
Название нашей родины - Русь, Россия, Русская земля означает наша земля, своя земля. А своей землей земля становится для народа не в одночасье. Много веков должно пройти, чтобы народ забыл постепенно, что он не местный, не автохтонный, по научному, а пришедший с каких-либо других мест и здесь осевший.
И русский народ, и тюркские народы до сего времени помнят, что когда-то татары не жили по Волге, а пришли сюда из монгольских степей. И у русского народа и у татарского народа есть сказки и былины о взаимной борьбе. То же самое можно сказать и об узбеках, калмыках, венграх, германцах, англичанах, скифах, турках, индийцах и многих и многих других народах. Тысячи лет передаются из уст в уста невероятные по героичности сказания о завоевании новой земли каким-либо народом. А у соседних народов, которых потеснили переселенцы, так же долго сохраняются легенды о не менее героическом сопротивлении завоевателям.
А русский народ не помнит, откуда он здесь появился, и соседние народы тоже не помнят этого. Нет в русском народе никаких преданий и сказок насчет переселения, нет легенд о завоевании новой родины. И у соседних с нами народов нет легенд о том, как они боролись с переселением русского народа. Летописное же предание о разделении славян и приходе русских откуда то с карпатских гор не более, чем перепев аналогичных западноевропейских сказаний о действительном переселении народов во время великого переселения народов. Просто в связи с политическим развитием и княжением рюриковичей такая легенда понадобилась для высших кругов киевского общества. Поэтому эта легенда очень короткая, очень складная и безадресная, в отличие от легенд, описывающих действительно имевшие место события. На самом же деле русский народ жил на русской земле ко времени сочинения этой легенды никак не менее 2-3 тысяч лет. Иначе, к временам Киевской Руси о переселении в народе еще ходили бы легенды и сказки, и они были бы летописцами записаны. Текст летописей при этом обязательно был бы гораздо более длинным и менее связным, отрывочным и во многом героически неправдоподобным.
Именно мирное заселение пустующих земель и многотысячелетнее постоянное проживание на нашей земле и дало русскому народу возможность называть свою землю именно своей - Русью, русской землей, а не как-нибудь иначе. А то, что обычно считают заселением русской земли славянами, и привязывается по смене материальной культуры к 4-9 векам нашей эры - это именно просто смена материальной культуры, которая по мере надобности людей всегда менялась. Вот и у нас культура поменялась с охотничьей на земледельческую. В конце концов, книги, газеты, паровозы, телевизоры и компьютеры никоим образом не свидетельство смены населения. Если первый самолет полетел в Америке, а затем самолеты стали использовать в Японии, то это не значит, что японцы вымерли, а Японию завоевали и заселили американцы. В более древние времена вместо самолетов и компьютеров были горшки и серпы, вот и вся разница. Таким образом, получается, что русский народ всегда проживал на территории, которую, в свое время, объединила Киевская Русь.
В заключение надо сказать, что такой подход - обращение группы родственных слов из современной полногласной формы в более древнюю "полносогласную", ускоренную и укороченную форму, а затем снова развертывание ее в современный вид может помочь в расшифровке некоторых, сейчас непонятных, оставшихся от древности слов. Причем, независимо от того о каком языке идет речь, лишь бы только исследуемое слово было родным для этого языка, а не укоренившимся иностранным заимствованием, к которым такой подход неприменим так как они образовывались по правилам иных языков и только трансформировались под нужды языка заимствователя.
В качестве примера можно привести еще одну группу слов.
По видимому, СК означает какой то специфический город. То ли торговый центр, то ли военно-административный центр, но именно город, а не просто крупное поселение. Ведь города и названия городов бывают самые разнообразные, и далеко не во всех их названиях присутствует СК. Начальные звуки перед СК видимо обозначают дополнительное определение города СК. Типа современного КрасноярСК. Это СК постепенно утратило присущую ему специфику и стало одним из главных признаков того, что речь идет именно о городе как таковом. Недаром огромное количество и современных, недавно построенных городов в конце своего названия имеют это СК, как признак именно города. Челябинск, Новосибирск и т.д. Кстати, Мурманск был первоначально назван "Николаев на Мурмане", но народ это быстро переделал в Мурманск т.к. кроме него на огромном расстоянии других крупных городов нет.
Всем, кто, прочтя эту работу, решит попробовать применить описанный подход к вопросам происхождения слов, желаю успехов.
29.03.1999 г. Ленинград - 30.01.2000 г. Пучков А.В.