Поражает сохранность Помпей: кажется, будто жители ушли только вчера и все с собой унесли (включая , правда, и крыши). Древний Рим сохранился гораздо хуже. И дело не только в варварах-разрушителях. Ломать-не строить, душа не болит, конечно. Но и разрушить - большая работа.Вспомните православные церкви, которые и динамит с трудом брал. Дело здесь скорее в мародерах. Древний Рим методично разрушался окрестными жителями: обработанный строительный материал стоил дорого. Мародерство в Помпеях тоже имело место, но оно сильно ограничивалось тем, что дома были погребены под слоями лапилли и пепла. Домашняя утварь, фонтанчики, инструменты, статуи, найденные во время раскопок, были собраны на складах (см. ниже). Правда наиболее ценные произведения искусства (даже фрески)оказались в музеях, а Помпеи довольствуются лишь несколькими копиями.
Однако совершим прогулку по этому древнему городу. Учтем при этом, что примерно треть города еще не раскопана.
33. Юго-восточный вход в Помпеи
34. Общественные термы Помпеи. Эротические фрески на стенах этого "банно-прачечного комбината" после долгого сопротивления церкви лишь недавно (в конце 2001) были открыты для публики. Фотографии фресок легко найти в Интернете, набрав в поисковой машине "Эротические фрески Помпеи". Например, для любителей: http://www.sex.ru/fun/tures/otdih/izvrat.asp
35. Хребет Латтари: вид из Помпей на юг
36. Базилика. Место заседаний магистрата и официальных церемоний.
37. Вид на Везувий из Помпей.
38. Большой театр
40. Квадрипортикус (фойе для двух театров).
41.Малый театр
44. "Водопровод, сработанный рабами Рима"
45. Гипсовые слепки жертв извержения (гипс заливают в полости, оставшиеся от людей).
46
47. Фреска в богатом доме. Сцена охоты в Египте.
48. Фуллоника: мастерская по обработке шерсти. Шерсть, для обезжиривания, вымачивали в моче, которую собирали централизованным путем. Пахло не слабо.
49. Собаки - излюбленная тема мозаик на полах домов.
50. Травля кабана собаками.
51. Термополиум: одна из многих закусочных, или столовых. Я слышал, как один из американских туристов походя назвал это "ихним Макдональдсом".
52. Многочисленные слепки жертв "палящей тучи" в "Саду беглецов".
54. Вид из Помпей на Везувий. Обратите внимание на пинии (сосны),очень похожие на "гриб" извержения.
55. Фрески в "Доме древней охоты"
56. Дом фавна - один из наиболее просторных и богатых домов в Помпеях
57. Дом малого фонтана. Крыша была наклонена внутрь, так чтобы дождевая вода собиралась в бассейне (на переднем плане).
58. Мемориальная арка
59. Дом пекаря, с жерновами на переднем плане.
60. Фреска в Доме Мистерии (имеется в виду театральное действо, представление - в данном случае связанное со свадьбой).
63. Некрополь ("Дорога могил").
65.Скульптура Аполлона с луком в Храме Аполлона
66.Склад археологических находок.
67.Там же. Слепок фигуры погибшего человека
68. Там же. Амфоры, фонтанчики, формы для скульптурных деталей и слепок собаки, погибшей при извержении.
69. Здесь на ней даже виден ошейник.
70. Неаполитанец рыбачит на фоне Везувия и, похоже, плевать хотел...
71. Фотография из интернета, сайт Павловского
Неаполь на фоне Везувия. Город в пасти спящего льва.
Общее количество жертв извержения Везувия 79 г н.э. оценивается в 10 тыс. человек. При современной заселенности его окрестностей оценку возможной катастрофы можно было бы без особой натяжки повысить на порядок.
Да, кстати: правительство Италии предлагает по 25 тыс. евро семьям, имеющим дома непосредственно на вулкане, чтобы они переселились в более безопасное место.
Так почему же все-таки люди живут на вулканах?
Плодородная почва. Избыток строительного материала (часто вспененные, легкие куски лавы - хороший термоизолятор). Часто очень неплохие бухты на побережье. Возможности использования почти дармовой, почти возобновляемой геотермальной энергии. А главное - большие промежутки времени между катастрофами. Люди успевают забыть.
PS: Впрочем, ехидный поэт-острослов И. Губерман высказал иное мнение:
Нисколько прочих не глупее
все те, кто в будничном безумии,
прекрасно помня о Помпее,
опять селились на Везувии.
72.PPS: А ЭТОТ снимок (фото А.Козловского)Вам ни о чем не говорит?