Пухова Надежда : другие произведения.

К.Крылов как литературный критик

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Про книжки. Юнгер. "Годы оккупации" (дневник)
Вот тут некоторые товарищи меня стыдят - что это я всё пишу про политику и про русских. Это же так неизящно. "Лучше Вы, Кстин Анатольч, про книжки пишите".

Я так подумал и решил: а вот буду. Писать про книжки. Благо, я их иногда читаю.

Вот, к примеру. Недавно асилил.


Эрнст Юнгер. Годы оккупации (апрель 1945 - декабрь 1948). - Серия "Дневники XX века". - Издательство "Владимир Даль", 2007


Кто такой Юнгер, объяснять, я думаю, никому не нужно. Если коротко - это такой немецкий Николай Гумилёв: скучное детство - Африка - литературные и философские опыты - правые взгляды - офицерство - война - "святой Георгий тронул дважды" - вот только не расстреляли: обошёлся четырнадцатью ранениями, зато потом прожил до ста с лишним. Я так думаю, Гумилёв при других обстоятельствах тоже мог бы так. Представляю себе, как он в 1991 приезжает из Парижа в ЦДЛ, а к нему бросается юноша бледный со взором горящим и с оригиналом "Огненного столпа" - "соблаговолите автограф". Кстати, не один я представляю - см. "Глаза чудовищ" и прочие книжки сериала.

Да, кстати. Юнгера ещё считают "фашистом" и "философом". Интересно, что и то и другое не то чтобы прямое враньё, но всё-таки "не о том".

Нет, он и в самом деле был типичным консервативным революционером, Гитлера поначалу приветствовал, потом разочаровался и занял ту позицию, о существовании которой сейчас вспоминать не принято: антигитлерист "справа". Соприкасался с кругом фон Штауффенберга - примерно как Пушкин с декабристами ("пловцам я пел"). К его чести, после войны он не побежал записываться в антифашисты и работать на оккупантов.

Что касается "философа", тут квипрокво: философией систематически занимался его брат, а вот сам Эрнст не то чтобы светил мыслью, но влияние на эту самую философию оказал немалое. Потому как его трактат "Рабочий, Господство и гештальт" ("диагностика эпохи", "крушение ценностей"
etc.) местами сильно перепахал Хайдеггера. Сейчас, конечно, это уже не читается (наелись), а тогда - - -

Но в целом Юнгер именно что офицер и литератор. "Военный интеллигент". В каковом качестве и интересен.

"Даль" издал практически все юнгеровские военные дневники - "В стальных грозах", "Излучения", прочую красоту. Особенно, конечно, "Излучения" хороши. Как он там кайфовал в Париже, в приятном статусе интеллигентного оккупанта в несопротивляющейся стране! Утром прошвырнуться по антикварным лавочкам, купить интересное издание Ривароля, вечером - к какой-нибудь "мадам Бомжэ - она встречает в неглиже". Так на протяжении многих, многих страниц: устрицы, шампанское, орхидеи в бутоньерках, опять же разнообразные мадамы и изящные беседы с умными французскими коллаборационистами. Война, бля. В конце концов начинаешь думать - а вот бы этого Юнгера
в Соловки на Восточный фронт! И что ж: в середине книги с ним это самое и происходит. Его таки отправляют... О, как ему это не понравилось. Никакого он у нас не обнаружил изящества. Правда, его быстро вернули во Францию, а жаль. Задержись он у нас, многое бы пришлось ему пересмотреть в собственных воззрениях. И про господство, и про гештальт, ему бы тут всё разъяснили.

Но это "Излучения". А вот теперь вышли "Годы оккупации". На мой вкус - самое интересное.

Хронологические рамки см. выше. То есть это самое-самое "то время".

Книга интересна как ОПЫТ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТОТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ. Переживания его очень умным, смелым, критичным и - в разумных пределах - честным человеком. Когда все его идеалы - да, фашистом он не был, но мощь и величие Германии были для него абсолютными ценностями - попраны, втоптаны и т.п.

Так вот, демонстрируемый им набор реакций в высшей степени поучителен. "Образец".

На бытовом уровне: отстраивание от ситуации - демонстративное, намеренное. Жест отворачивания от политики, от людей вообще - к природе и книгам. Типа - "сегодня у меня был праздник: расцвёл ракитник..." Или - "читал сегодня такую-то главу Ветхого Завета. Как величествен образ Эсфири, в нём сокрыты грозные тайны женской природы..." Всё это на фоне рассказов о беженцах, солдатах, убийствах, судах, и т.п. "Но всё это мелочи, вот ракитник расцвёл, вот вечные книги шелестят страницами". В наше время, наверное, этому соответствовал бы жест натягивания на голову наушников: "злые вы, уйду я от вас, слушать Бетховена/Битлз/Цоя/Летова"). Кстати, я почти не иронизирую: жест понятный и вполне осмысленный.

С другой стороны, на фоне "ракитника" особенно выигрывает тема ужаса оккупации и бесчинств оккупантов. Юнгеру ещё повезло: он эти годы прожил не в советской зоне. Но всё равно приятного было мало: американские негры в касках временами вели себя неизящно. Но слухи об ужасах, творимых русскими, всё перекрывали. Русских немцы боялись отчаянно - тем самым страхом кошки, которая очень хорошо знала, чьё мясо съела, в самом буквальном смысле.

Впрочем, тут интересна не "русская тема" сама по себе. Хотя, конечно, полное отсутствие чувства вины - именно перед русскими! - поражает. "Вроде бы благородный человек", и перед европейцами слегка жомко - а вот русские искренне воспринимаются как двуногие животные
, чьё право на человеческие реакции (типа мести за родную хату) не то чтобы отрицается, а просто даже на ум нейдёт. "Медведи вышли из лесу мстить охотникам - какая фантасмагория".

Так или иначе, то, что творили американцы и прочие, тоже тщательно фиксируется автором, лыко шьётся. Вот этому нам стоило бы у немцев поучиться. Даже в ситуации, когда нация лежит с разбитой мордой и ждёт, когда её добьют, кто-то аккуратно записывает в книжечку - "отобрали часы, отобрали портфель, отобрали всё", с промежуточным рефреном "значит было за что", но калькуляция обид не прекращается: "насрали на грудь, оторвали яйцо, попытались кастри-и-и..." (Если кого шокирует метафора, так это песня Псоя Короленко, очень жизненная). Причём тетрадочка с описанием прячется, чтобы потом - е.б.ж. - предъявить, "хоть через сто лет". Тот же Юнгер всё время пишет про изнасилованных русскими немок. Причём ни разу не наблюдав подобного самолично: он коллекционирует слухи. Сейчас, когда темку подняли, эти самые мемуары, думаю, тоже пошли в ход: "свидетельство очевидца"... И, повторяю, это всё в ситуации "значит, было за что". А мы в России такие калькуляции вести не умеем, увы. Нас побьют - а мы синяки не пересчитываем. А надо, надо пересчитывать, и обязательно в травмпункт сходить, засвидетельствовать каждую царапину. Потому как ПОТОМ ПРИГОДИТСЯ...

Это у Юнгера непосредственные впечатления. Дальше включается память, "пересмотр событий" в контексте обнаружившейся судьбоносности таковых. Ну, Юнгеру "переосмысливать" особенно ничего не надо было: он уже к сорок третьему был уверен, что всё кончится плохо. Теперь об этом стало можно писать в дневнике (Юнгер спокойно признаёт, что уничтожил огромное количество компрометирующих документов, "да, боялся" - и дальше следует интереснейшее эссе о мужестве солдата и гражданском мужестве, не потерявшее актуальности и сейчас). И тем не менее, соответствующие воспоминания (например, о знакомстве с Геббельсом или о парижских офицерах-заговорщиках) выглядят, как бы это сказать,
сторнированными по-чёрному - путём добавления в дебет всяких "предчувствий и предзнаменований", чтобы свести баланс. Не то чтобы это был запрещённый приём, но - - -
И, наконец, "осмысление" в собственном смысле слова. Оно там тоже есть.

Немцы после Первой мировой заняли позицию: "нас предали, у нас украли победу, над нами глумятся лягушатники, но ВНУТРИ себя,
innere, мы НЕ ПРОИГРАЛИ". Ход сильный. Но эта карта уже сдана и бита. Юнгер понимает, что на этот раз немцы проиграли и снаружи, и внутри, и вообще везде где только можно. Тем не менее - "что, обосраться и не жить?" Немцу такое в голову не придёт. Жив остался - значит, нужно готовиться к следующей войне. "Мы ещё зададим им жару".

И Юнгер присматривает пути к далёкому реваншу. Ну не пути - скорее,
Holzwege (в хайдеггеровском партизанском смысле, а не в старом поговорочном).

Какие ходы мысли тут участвуют? Во-первых, традиционное "проиграли НЕ МЫ". Юнгер всё время ищет субъекта поражения, отличного от "немцев".

Первое, очевидное решение, совпадающее с тем, которое стало общепризнанным. Проиграл Гитлер, который неправильно понял свою миссию (каковая вообще-то была правильной). Немецкий народ, конечно, тоже проиграл, пойдя за Гитлером, но он уже оплатил свои заблуждения чудовищными страданиями (см. "изнасилованные немки"). Кстати, опять же: нормальный европеец, даже очень правый и настроенный "антинародно", всегда очень быстро прощает свой народ за всё. В послевоенной Германии "фашисты" и "антифашисты" ОЧЕНЬ БЫСТРО друг другу всё простили - кроме тех антифашистов, которые были на содержании у оккупационной администрации (что, впрочем, тоже не вызывало удивления). Никаких тебе "красных и белых" нашего отечественного разлива там не образовалось. Хотя... чес гря, существование ГДР очень тому способствовало.

Но это банально. Следующий ход: проиграл не только Гитлер и немецкий народ, но и те, кто с Гитлером воевали, ибо, в сущности, чем они лучше? "Все мы, европейцы, в этой войне
просрали полимеры разрушали великие европейские гуманитарные ценности". Дальше слово "победители" ставится в кавычки... ну вы поняли, как это работает? (Кстати, такой ход у нас тоже пытались применять, обвиняя победителей в Третьей Мировой в том, что они "оказались не лучше совка").

И, наконец, последнее. "Время было такое". Вот, виновник найден: проиграло само время,
Zeitgeist. Дух эпохи был таков, что вызывал к жизни гигантские силы и не сумел с ними совладать... Дух, всё дух. Кали-Юга проклятая. Тут мысль Юнгера залетает далеко

Но это я про то, что "красной нитью". А так по ходу - это именно что дневник умного человека, изюму там рассыпано предостаточно, стиль-язык-выделка и всё такое.
"Читать стоит".

Считайте это рекламой, что-ли.

)(
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"