Pessimist :
другие произведения.
Поэма о воображении
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Pessimist
(
crocus69@inbox.ru
)
Размещен: 05/04/2007, изменен: 17/02/2009. 15k.
Статистика.
Сборник стихов
:
Философия
Скачать
FB2
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Аннотация:
Дела давно минувших дней?
ВООБРАЖЕНИЕ - ЛИЧНОСТЬ - ТВОРЧЕСТВО
(ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА)
(1987-2007)
.
I
Философский словарь под рукой если есть,
На странице откройте его 46:
Там найдёте научное вы объяснение,
Что такое есть ВООБРАЖЕНИЕ.
"
Воображение
- психическая деятельность человека, в процессе которой преобразованиями прошлого опыта (восприятий, представлений, образов памяти) создаются новые чувственные и мыслительные образы" (Философский словарь. - М., 1970. - С.46).
Как лист бумаги, что рукою сжат в кулак,
Я этот факт расцениваю так:
В "копилке" памяти чем больше "сбереженья",
Тем больше развито твоё воображенье.
Мы мыслим категориями разными:
Изобретениями, знаками и фразами...
Являясь частью составной мышленья,
ВНОВЬ сочетает их воображенье,
Затем, чтоб НОВЫЙ ОБРАЗ получить,
Порою заменяющий ту нить,
Что ЗНАНИЕМ зовётся среди нас
(Хоть логике вразрез она подчас).
О, сколько было сделано открытий,
Скреплённых, между прочим, этой нитью!
А, значит, уж не так тонка она,
Пробелы знаний заменяя нам сполна.
Написан был роман "Машина времени"
Давно, но аппарат сей - просто блеф.
Способно лишь одно воображение
На путь в любом желанном направлении,
Пространство, время вмиг преодолев.
II
Теперь вопрос же о воображении
Рассмотрим с
медицинской
точки зрения.
Из опыта последних достижений,
На этот счёт нет двух различных мнений:
Фантазия рождается не схемой,
А
гипоталамической системой
,
Подкорковыми центрами иначе.
"Заведует" всем мозг, ну, тем и паче!
Однако же, процесс есть и обратный:
Влиянье образов на организма такты.
Они подчас бывают в нарушеньи
Из-за чрезмерной остроты воображенья.
Известны
соматические признаки
-
Оргазмы, аритмия, язвы, пятна...
Они уже не просто мыслей призраки,
А осязаемы, реальны, не абстрактны.
Сродни им
акты идеомоторны
е
...
Спортсмены и рабочие их знают,
Когда порой программы монотонные
Их тело без движенья повторяет.
Расстройства психики же, как и наркомания,
Ведут воображение к затору. -
В галлюцинациях, преследованья мании
Душа больная... иссякает скоро.
Мне больно видеть тех морально падших,
В ком мысль всего одна: "Кайф получить,
Напившись, уколовшись, наглотавшись..."
Ломать - не строить, что там говорить!
Нет в адском зелье счастья наслажденья, -
Одни иллюзии да в грязь лицом паденье.
Я, впрочем, не туда хотел увлечь!..
Покуда - о здоровых людях речь.
III
а)
А теперь пришла пора для объяснения,
Какие виды есть воображения.
Оно
непреднамеренно
(в названьи),
Когда участвуют в нём слабо крайне
Усилье воли или целеполагание,
Когда в работе больше подсознание.
Присущ такой аспект воображенья,
К примеру, грёзам или сновиденьям.
б)
Когда же воля, цель его слагают,
Оно лишь
преднамеренным
бывает
(Иль произвольным, это всё равно).
И двух подвидов может быть оно. -
Во-первых,
воссоздающее
воображение,
Вторично которое по отношению
К образам, созданным кем-то другим,..
Хоть нам они кажутся чем-то своим -
Виденным, слышанным, произнесённым...
(Мозг, ожиданием "уличённый"!..)
Право же, это совсем не трагедия -
Мир постигать по чужому наследию.
Это и было, и есть, это будет:
Учатся люди, и учат их люди.
Тут возникает вот какая ситуация:
Воображенья стимул есть ассоциация.
Я, впрочем, не туда хотел увлечь!..
Покуда - о втором подвиде речь.
Есть во-вторых, ещё воображение -
Оригинальных образов рождение:
Иль только для себя (то
субъективное
),
Иль новое для всех (то
объективное
).
А результаты этого воображенья
Реализуются, почти без исключенья.
Поэтому, наверно, полагаю,
Мы
творческим
его определяем.
в)
И, наконец, воображенья высота,
В коротком слове заключённое - "
мечта
".
Мечтаем мы, как правило, о том,
Что составляет радость бытия,
Что сокровенным и желанным мы зовём,
Что выражает наше подлинное "Я".
Реальная мечта
- сродни прогнозу,
И потому она полезнее для нас,
Поскольку, "не хватая с неба звёзды",
Нам наш же приближает "звёздный час".
Но иногда, переоценивая силы,
Возможности, и средства, и так далее,
Мы к
иллюзорному
приходим изначалию...
А тут рукой до
мистики
подать:
Удачи солнца верой в случай заслонять.
IV
а)
А всё-таки, какие есть
приёмы
Того, что воображением зовём мы?
Что ж, знает психология их пять.
Хочу с
агглютинации
начать...
Простейшая игра воображенья,
Нацеленная на соединенье
Двух образов иль трёх, с собой не схожих.
Усилий - минимум, и результатов - тоже!
Так, видимо, кентавр, придуман был,
Античных мифов верный старожил.
б)
Приём обратный знает психология:
Искать воображеньем
аналогии
.
Да, параллели в нужном плане проводя,
Добиться можно многого, друзья!
Пример тому бионика, наука. -
В природе инженерные решенья
Она нам помогает отыскать,
Что в технике находит выраженье.
Вот только жаль: что б в деле применять
Плоды её, нам мало лишь воображенья. -
Мешает... Ведомств тут инерция мышленья
("Аборигены" всякий раз "съедают Кука").
По степени похожести бывает
И
близкой
аналогия, и
дальней
,
А также
непосредственной
тогда,
Копируется старое когда...
Я, впрочем, не туда хотел увлечь!
Покуда - о приёме третьем речь.
в)
Когда имеет смысл увидеть в целом
Отдельную деталь, предмет иль штрих,
Акцент
вступает в силу то и дело,
На нужном месте заостряя их.
г)
Приём четвёртый -
преувеличение
-
Распространяется уже на всё явление.
Сознательно реальность искажая,
Мы факт какой-то просто "отменяем".
д)
А пятый же приём воображения,
Вплотную примыкающий к мышлению,
То
типизация
иль просто - обобщение,
Процессов характерных выявление.
V
В механизме творчества чтобы разобраться,
Мало только голой философской методики:
Надо самому ещё чем-то заниматься
В области искусства, науки, педагогики...
Ведь
творчество
- всегда соединение
Познания и воли, и мышления,
Эмоций, интереса, интеллекта,
Характера, способностей субъекта.
Удачным будет лишь тогда произведенье,
Когда его рождает
вдохновенье
,
Когда знал автор, что хотел сказать
И в образах сумел то передать.
Что толку "ковыряться" в чьих-то судьбах?
Я песни сам давно стал сочинять...
Наверное, о том полезней будет
Из "первого источника" узнать.
Не выскочка я - в том, что так "закрутил":
О творчестве собственном заговорил.
Мой самоанализ в глазах у других
Пусть стимулом к истине будет для них.
VI
а)
Не помню, чем раньше всего "заболел"
Искусством стиха иль мелодий полётом...
Но только, когда я писал или пел,
То вкладывал в это важное что-то.
Ах, муза, ты - птица, какой не поймаешь!
Подержишь лишь только в ладонях едва!..
Но всё же хватает: вдруг всё понимаешь,
И свежих идей вдруг полна голова.
То робко, то смело слова или звуки
Слагаются в целое, в монолит.
Душа беспокойна... Но творчества муки
Приятны. Душа пусть болит!
б)
Когда бы спокойна вся жизнь протекала -
Без боли, ошибок, издержек, тоски,..
Перо бы моё, словно рыба, молчало,
Клавиши были б доской для руки.
Случается само собою как-то,
Что открывается вдруг истина тебе
Там, где другими игнорируются факты
(Хоть знают, видят, но - "ни мэ, ни бэ").
Вода течёт не под лежачий камень,
И манны упадут едва ль с небес...
В нас творчество должно гореть, как пламя,
Когда несём искусства тяжкий крест.
Я с детства в самодеятельность верю
(Хоть слово это, честно, не люблю).
Она моего творчества и берег,
И море, где я бедствие терплю.
Не фунты, а, пожалуй, тонны лиха
На культпросветработе есть всегда.
В народе же работу эту "тихой",
"Спокойной" называют... Ерунда!
VII
Рок-группа, где играю я, "в загоне". -
Почёт достался тем, кто угождал
Иль угадать сумел в начальства тоне
Всё то, что для себя он выжидал.
Конечно, это трудно - в общей массе,..