Пушкарева Юлия Евгеньевна :
другие произведения.
Стихи
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Пушкарева Юлия Евгеньевна
(
j.e.pushkareva2016@yandex.ru
)
Размещен: 24/12/2022, изменен: 01/04/2023. 199k.
Статистика.
Сборник стихов
:
Поэзия
Скачать
FB2
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Аннотация:
Стихи о разном - о бабочках, лесах, драконах и Еве. О боли и красоте. О Христе и Магдалине.
УВЕРТЮРА
NEL MEZZO DEL CAMMIN DI NOSTRA VITA
"Nel mezzo del cammin di nostra vita
Mi ritrovai per una selva oscura"
(Данте Алигьери. Божественная комедия)
"И как я очутился сдуру, где вечный сюр,
Посередине жизни, в сумеречном лесу"
(Oxxymiron. Всего л
ишь писатель)
Тенистый лес посередине жизни,
Лесной туман, лесные зеркала,
Окутывают мороком закаты.
Мне не досталось дантовской бравады,
Мой путь во тьме виднеется едва.
Идти сквозь бурелом и хватку ночи,
Идти опять, не зная - для чего,
Во власти новых строк и многоточий,
Во имя всех, во имя никого,
Чернильный холод пропускают вены,
Кошмар кромсает ложе из корней,
Во власти лихорадочных видений
Язык безумия становится ясней.
Язык безумия - а может быть, рассудка.
Лесные чары внемлют палачу,
В лесу красиво, а порою - жутко.
Как и в тебе. В лесу я отдаю
Трепещущий высокий дар искусству -
А может, запиваюсь и торчу,
От судорог блаженства к спазмам боли,
Как наркоман, в волнах переходя,
В экстазе или пыточной агонии,
Знакомый взгляд отчаянно ловя,
Знакомый звук - а может, шёпот чёрта,
Что прячется в деревьях, в темноте.
"И, отражаясь в зеркале потёртом,
Чёрт выбирает, в чём прийти ко мне", -
Ты помнишь?.. Чёрт, похоже, выбрал,
И я в лесу, и к чёрту благодать.
Тернистый путь в кошмаре мутно-длинном -
Я только так способна принимать.
Так Данте принимал смерть Беатриче,
Шипя себе: "Ещё - не вспоминай",
Выдумывая ад со стоном птичьим,
В сиянье звёзд выдумывая рай.
Агония бывает слаще мёда,
Когда ты обретаешь в ней себя,
И диких пчёл жужжащим хороводом
Кружит и жалит, нервы теребя.
Мне мало места на последнем круге,
Мне мало места в райских облаках.
И в пытках Каина, и в горечи греха
Порой горят сияющие звуки
Из пенья ангелов - кристальной сферы с грязью
Причудлива мучительная смесь,
Слова библейских драм лесною вязью
Напишет шёпот ветра. В мире есть
И псы, и ангелы, и похоть, и вериги,
В бредовой пестроте миниатюр
Я принимаю суть старинной книги,
Лес принимает мой витражный сюр.
Источник бьёт за хвойным ароматом,
Склоняясь к леденеющей воде,
Я чувствую, что он пропитан ядом,
К нему я приникаю, как к тебе,
И, как и ты, мне шепчет "Не касайся"
Холодно-пламенный змеистый плеск воды.
В виски мне бьёт язвительно "Покайся -
Но это ты, ты знаешь, это ты".
Сарказма яд с возвышенной печалью -
Уже не равнодушие. В тенях
Лесных обычной смертной тварью
Я остаюсь; на влажных простынях,
В кусачей душной лихорадке пульса -
Пьянящее бессмертие предав,
В рассыпанных слезах жемчужных бусин,
В разорванных разбросанных шелках,
И после - в покаянии и грусти -
Я - глупо ли? - почти на небесах.
Но предопределён сюжет картины,
Статичны роли в драме из зеркал,
Прохладный взгляд на муки Магдалины,
Печаль в твоих истерзанных глазах -
Печаль на грани с мертвенным покоем.
Чтобы разрушить стену из стекла,
Как псина, в скуляже и жалком вое
Бегу крушить цветные зеркала,
Скулить под дверью, оставаясь на ночь
Под крышей дома, где не ждут меня,
И в мазохистском трепете бессонницы
На ручку двери, заглушая рык,
Смотреть, и по-собачьи беспокоиться,
Униженно смакуя каждый миг.
А может, даже лучше быть предателем,
Блудницей, - чем смотреть на ручку двери?..
Кощунственная мысль замшелой скатертью
Мне стелется под ноги, и проверить
Нельзя её без чёрта и Вергилия,
Лесные пытки плавя между строк.
Но тёмен лес, и далеко хозяин,
Запутаны тропа и поводок,
В божественной комедии нет правил,
Я делаю свой травящий глоток.
Ноябрь 2022
НОЧНОЙ ЭТЮД
Ночь и холод плодят чудовищ в одинокой обветренной голове.
Кладбищ, капищ, полчищ и сонмищ
Гул и грохот горчат в вине.
Одиночество значит - время для безумия и пера,
Одиночество значит - нервы, растянувшие до утра
Вены-сети под тонкой кожей, без прощения и молитв.
Ночью все мы чуть-чуть похожи -
Тьма ласкается, как мотив,
Ноты стонами льются в уши,
Стоны скрипки под скрип костей.
Ночь терзает безумца душу,
Ночь - мучительница людей.
Над сугробами рыщет зверем
Одинокая благодать.
Я во тьму окунаю перья,
Чтобы снова тебе молчать.
Декабрь 2022
NOLI ME TANGERE
NOLI ME TANGERE
Поползёт луч заката по пыльной усталой стене,
Запоёт соловей в ветвях серебристой оливы, -
Или, может, машины гудят в мокрой северной мгле,
Над мостами, дворцами и серым, как небо, заливом.
Я не верю в спасенье, не верю в пустые слова -
Пусть соблазном под сводами храма витраж расцветает,
Пусть там ладаном пахнет, поют, и горят купола
Золотые, как прошлое, - я других храмов не знаю,
Кроме города.
Его пульс лихорадит ночных фонарей
Обречённые нимбы; лепнина на мёртвых фасадах во тьме кружевнится,
На скрипке играет старик в переходе, лютует Борей,
В метро утекают наушники, джинсы и лица,
Над крышами сетью чернеет печаль проводов,
И сыростью пахнет загаженный дворик-колодец,
И пьяный бродяга там кормит облезлых котов,
И грустно глядит на толпу из давних веков полководец,
Закованный в бронзу; за ним колоннада и храм.
Он там похоронен, над чёрной водою канала.
Вода здесь повсюду - мерцает, шуршит, как змея,
И бьётся, и шепчет граниту русалочьи тайны -
Как будто под звуки с балов и из баров узнала, зачем это всё.
Как будто бы всё, о чём ты молчишь, она знала.
Я шла за тобою в тот край, где спасенье и свет,
И верила: свят этот глупый и старый сценарий -
Набросок, эскиз, черновик; на нём шрамы чернильных помет,
Чудес, серебра и гвоздей - и, конечно, страданий.
Состраданий-страданий - ты умеешь, влюбляя в добро,
Источая над грешными тёмную власть милосердья,
Увести за собой; только всё это было давно.
Я не верю.
Процежен песок, поменялись созвездья,
И я в утреннем зное уже никогда не приду
К тому гробу - задыхаясь от слёз,
И кромсаясь, кромсаясь о камни,
Чтобы высечь хоть что-то - последнее и на себе, -
Чтобы знать, что звучит, что звучит всё равно твоё слово;
Не приду.
И машины плывут над заливом в серебряной мгле.
Знаешь, думала, что не готова
Передвинуть тот камень (вновь камни - забавно, ведь так?..).
Столько дней не спала и не ела, и не было сил -
Но я сдвинула, сдвинула, сдвинула камень.
И увидела гроб твой позорно-пустым.
Мне казалось - всё кончено; так каждый раз мне казалось.
(Ты умел удивлять - и не только водою в вино).
"Что ты плачешь, жена?" - спросил ангел.
Я пробормотала: "Не знаю".
(Иоанн твой потом изменил те слова -
Должно быть, подумал,
Что в нытье не хватает эпичности;
Жуткий зануда был твой Иоанн,
И за что ты любил его больше меня и Матфея?..
Но ты всех любил больше меня - а иначе бы не было драм,
Тех злосчастных волос, израненных ног и елея, -
Ведь истории, будто осины, из боли растут).
Когда ангел исчез, я всё обыскала вокруг -
Но нигде ни следа.
Кто же, кто же унёс твоё тело,
Что с ним будет теперь?.. А дальше -
А дальше, мой друг, ты всё знаешь и сам.
Знают все, как сияло, болело,
Как горело и маялось всё надо мной и во мне,
Не умея земное убить, вытесняя небесным,
Когда вышел навстречу ты мне в душной каменной мгле -
Было сыро, как в нынешних гулких парадных-подъездах.
"Раввуни!" - я кричала, и радостью сердце моё
Трепетало - о, вечная тёмная радость.
Так же было - ты помнишь? - когда ты меня обнимал -
Обнимал всегда стоя, а я - на коленях и сидя -
Была ниже тебя. Твои пальцы в моих волосах,
Голос, нежный, как шёлк Самарканда, и скорбный, как пыль;
Милосердие слов обжигало, как пыль Самарканда.
Ты шептал: "Мариам, Мариам", - и в глазах билась боль,
И мне не было надо ни рая, ни мира, ни ада -
Там, у ног; и, едва твоих бёдер касаясь,
Я блаженный восторг объясняла величьем небес.
И мой стыд, и мой блуд в тёмном свете твоём растворялись,
Уходили в чернильную чащу из мудрых словес.
Ненавидя себя, иногда я рыдала специально -
Только бы ещё раз, ещё раз, ещё раз -
Эту сладкую муку в дурмане сплетённых страданий,
Этот трепет безгрешный и грешный, без душ и без тел,
Без границ - лишь сияние боли и правды,
Лишь дыханье, и голос, и пальцы в моих волосах.
Как истерзанность плоти и духа тебя не пугала?
Как ты мог так прощать?..
В лихорадочных снах
Я веками смотрела на это прощенье -
И до боли, до страсти, до нервов хотелось ещё.
Потускневшее золото, тихая власть откровенья.
И свобода - свободой, но это - навеки моё.
А когда тебя сняли с креста, меня тоже снимали -
Как снимали (в обыденном смысле) когда-то давно -
До камней - на замызганных улочках.
Меня сняли из жизни, проткнутых ладоней надрыв
От толпы заслонив. И я, не имевшая права
Так оплакать тебя, как мать или как Иоанн, -
Всё же плакала - плакала так, как умела,
И солёно-чернильный творился во мне океан.
Я пришла в пустоту, желая спасти от позора
Твоё тело - но ты появился в сиянии дня
Посреди этой мертвенной ночи - со светлым укором.
Ты ответил мне, как и всегда:
"Не касайся меня".