Пьяный кот и Умная лиса : другие произведения.

Аполлон и дионис

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

---------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------
Мне сложно сохранять стройность мысли, поскольку нет возможности и, более того, желания наблюдать за викканским коммьюнити изнутри. В моём распоряжении периодические наблюдения за ней снаружи. В целом, личные наблюдения и сторонние наблюдения, вычитанные в сети, во многом сходятся.

Современная викка в основе своей эклектична вопреки всем стараниям приснопамятного дедушки Гарднера, его коллег и соперников по систематизации, структуризации и приведению Викки к форме религиозного института. Эклектика проявляется на всех уровнях - как между ковенами, так и внутри них самих. В одном отдельно взятом ковене могут собраться почитатели Телемы, Бога и Богини, Шивы, Геккаты и даже, судя по некоторым статья, Ксении Петербургской. Всё смешалось в доме у Облонских. Подобная винегретообразность в ковенах великолепна, ведь Викка как ведьмовской культ лечит сама себя, избавляясь от попытки превратить ее в религию как институт.

Забавен тот факт, что Викка - течение нью эйджа, которая декларирует древность своих корней. Все законы, правила и указания якобы записаны либо с древних источников, либо в стиле древних источников, без поправки на современую эпоху, в котором уже давно всем плевать, ведьма вы или нет, и никто не собирается за вами охотиться. Рекомендую к прочтению даннуюстатью(спасибо Гарсиа за перевод). На фоне этих рассуждений о ведьмах, о Викке и о культах, которые плодятся, как тараканы, у больного на голову меня появился ряд идей, которые я изложу ниже.

В сущности, для ведьмы не так уж важно, who is Бог(и). Само понятие "Ремесла" даёт широкий простор для духовной самодеятельности и не предполагает привязки к какой-либо определенной системе. На деле попытки "ухода в традицию" и поклонение богам лишь связывают руки и, в отличие от ритуалов Гарднера с бондажом и плетками, вряд ли приносят просветление.

В постоянных повторениях фраз о свободе воли, наставлениях Богини и о том, как приготовить свечки в домашних условиях, как раз-таки теряется та самая древняя традиция, которая действительно никуда не уходила и никуда не уйдет. Сокровенная суть этой традиция в созидании, и не так уж важно, творите ли вы амулет на удачу, стульчик для ребенка или ножик для резки рун. Раздумывая о ведьмах и культе созидания, попутно прочитал о Дионисийском и Аполлоническом началах в творчестве человека. В данном случае эти двое являются, скорее, не богами, а архетипами, выражениями человеческих начал. В мои задачи не входит углубляться в философию и отнимать законный хлеб Ницше, но я постараюсь использовать его тезисы оДионисийском и Аполлоническом начале, преломив их через призму ведовства. Я надеюсь создать некий инструмент, который, возможно, кому-нибудь пригодится.

Итак, согласно Ницше эта дихотомия раскрывает пару полярных образов. Вспомним их характеристики.

АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ начало

- рациональное

- мера, золотая середина

- иллюзорно-оптимистическое

- состояние покоя

- индивидуальность ДИОНИСИЧЕСКОЕ начало

- иррациональное

- буйство и отсутствие меры

- трагико-героическое

- нарушение покоя, беспокойство, неудовлетворенность

- уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство

Начнём с аполлонического начала, рационального и спокойного. Апполон Мусагет - покровитель искусства во всех его проявлениях. В этом качестве возможно и, более того, нужно творить (забавной синхронией выглядит тут DIY-magick от Патрика Данна), и именно через искусство, будь то написание новых ритуалов, создание амулетов или написание критических статей, человек может постичь свою природу или "снискать благословения своих богов", нужное подчеркнуть. Это достигается за счет механизма, описанного в философской литературе:"Человек в концепции Ф. Ницше - лишь "подражатель" и проводник имеющихся в природе сил". Не имеет значения источник влияния, будь то подсознание или божественные силы, но с фактом спорить сложно. В случае, когда вы делаете расклад на картах собственного авторства, согласитесь, результат будет более впечатляющим, чем если бы вы делали то же самое на купленных картах. Если рассматривать подобное действие в рамках уже сложившегося ведьмовского ковена, то это будет представлять практическую работу. Практическую и условно обязательную.В сущности, кружок рукоделия в рамках выбранной традиции, некое прикладное творчество, которое можно предъявлять на встречах и удовлетворять внутрений спрос. Помимо духовного эффекта, данная практика способствует торгово-рыночным отношениям внутри коммьюнити и, до некоторой степени, его экономической автономии.


Так же важным элементом аполлонического начала является индивидуальность. Неповторимость и уникальность каждого человека так или иначе заставляет его видеть мир по-своему. Ущемлять эту индивидуальность рамками правил ковена непростительно. Демократичный подход делает честь эклектическому направлению Викки. Не будучи ограниченным формальными рамками и условностями, человек волен работать в том направлении, к которому имеет склонность и лучше всего приспособлен. Если ведьма обнаружила желание опробовать новый приворот или проклятие, это ее право и ответственность. Она в любом случае сделает задуманное, но есть ли практический смысл напоминать ей о неэтичности подобных поступков? К слову, всегда было интересно, сколько виккан в действительности соблюдает Викканское Наставление.

Отдельного внимания заслуживает креатив в отношении ритуальной практики. Увы, современный викканский церемониал однотипен до зубовного скрежета. Какой бы текст ритуала ни был написан, он так или иначе шьётся по одним и тем же лекалам. Я уже вижу, как читатель изготовился расстрелять меня несвежими помидорами: ведь я пытаюсь вырвать у него привычную канву, на которую так удобно нанизывать содержание (не менее стандартизированное, чем сама канва). Когда я просматриваю тексты викканских ритуалов, в голове поневоле всплывает ассоциация с "оригинальными дизайнерскими украшениями", собираемыми на одно лицо из китайской фурнитуры. Казалось бы, какая тут может быть связь.

Дионисийское же начало в своем иррациональном уничтожении индивидуальности управляет празднествами, так называемыми вакханалиями. За праздники и как это проходило, можно прочитать, например,ТУТ. Но не будем забывать, что это не дионисийская (Вакхическая) Викка как целое направление, а лишь образ и начало. Впрочем, праздники Диониса по своему формату как нельзя лучше подходят для решения этой задачи.
Отказ от индивидуальности может произойти не только под давлением жёстких рамок, не только путём методичного стирания эго (мрачновато звучит, не правда ли?), но и через подмену личности человека. Есть места, где ношение масок только приветствуется. Ярчайший тому пример - театр. Актёр на время принимает личность своего героя. По своей сути, те же ритуалы на праздники Колеса Года в первую очередь имеют природу театральных постановок и уже потом мистическую. Для пущей наглядности можно прочитать отрывок из Шекспира.

Второй же способ, так называемое мистическое единство, праздничный заплыв в коллективное бессознательное - та самая вакханалия в ее общенародном смысле. Даже простой люд, далекий от мистериальных ритуалов, организует бельтайны и самайны с творческим размахом. Парадокс заключается в том, что, несмотря на кажущуюся развратность, современный мир остаётся таким же пуританским, как и 100-150 лет назад. И ведьмы этого мира так же скромны и зажаты, будто Викторианская эпоха и не думала заканчиваться. Конечно, находятся энтузиасты, призывающие танцевать в небесных одеждах, но увы, даже тут обнажением всё и ограничивается. Вряд ли они подразумевают экстатическое слияние с целым миром.


Ниже приведу текст, который очень хорошо описывает состояние и действие вакханалии.

"Дионисизм проповедовал слияние с природой, в котором человек всецело ей отдается. Когда пляска среди лесов и долин под звуки музыки приводила вакханта в состояние исступления, он купался в волнах космического восторга, его сердце билось в лад с целым миром. Тогда упоительным казался весь мир с его добром и злом, красотой и уродством. <...> Все, что видит, слышит, осязает и обоняет человек,- проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы и отвратительный паук - во всем заключено божественное. Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда "священное безумие Вакха", вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествился с ней и значит - с Дионисом. (Александр Мень. "История религии".)"

Конечно, здесь ставится акцент на Диониса как бога, но да боги с ним. Важно то, что, открывшись миру полностью, переборов себя и представ абсолютно обнаженным, не только телом, но и (главное) душой, завывая, словно ветер, практик творит безумство в компании столь же безумных. И через это безумие он не только объеденяется со всем миром, но и обновляет себя, сбрасывает накопленные волнения, наполняется новыми идеями. Человек, открывший себя миру и почувствовавший других телом и духом, со временем трансформируется и приобретает те самые искомые мудрость и знание. Вы же помните, какой корень заключён в слове "ведьма"?

Все вышесказанное - авторская точка зрения, не претендующая на абсолютную истину. Кроме того, за болезненные ощущения в копчике читателя автор ответственности не несёт.

Приложение

Cailleach is fearr leat, fry nнos faide (надеюсь переводчик не сильно соврал)
ifrit? (азербайджанский)
heks (африкаанс)
ведзьма (белорусский)
вещица (болгарский,гуглить не советую)
vje tica (боснийский)
wrach (валлийский)
bruxa (галлисийский)
uyathakatha (зулу)
מכשפה (таки да)
cailleach (ирландский)
Aje (йоруба)
ragana (латышский)
makutu (маори)
Hexe (немецкий)
czarownica,wiedma (польский)
иarodejnice (словацкий)
sorcistino (эсперанто)
Английские синонимы к слову ведьма

hex , bewitch , glamour , enchant , jinx , enchantress , hag , beldam , beldame , crone , Wiccan
Русские синонимы к слову ведьма

Ведьма , Ведунья , Колдунья , Чаровница (Чародейка) , Знатка , Ведующая , Знающая , Ворожея , Баба Яга
Генри Мор, ученый из Кембриджа, написал в 17 веке трактат по колдовству и объяснил само значение слова ведьма. В английском языке слово "witch" (ведьма) по толкованию доктора Мора означает не более, чем "мудрая женщина". Это слово произошло от английского глагола "weet", что означает "знать". Поэтому "witch" (ведьма) означает просто "знающая женщина". Это определение - зеркальное отображение значений славяно-русских названий для слов ведьма и ведун.
Слово witch состоит в родстве с англо-саксонским wicce и германским wissen, "знать", и wikken, "пророчить" ("Теософский словарь")
The word witch derives from Middle English wicche, Old English wicce (/?w?tt?e/) (feminine) "witch" and wicca (/?w?tt??/) (masculine) "wizard"
Что такое Викка, нет смысла говорить. У Википедии, есть что сказать на этот счет.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"