Молитвослов : другие произведения.

Евангельские Чтения 4.12.12

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками


Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Евангельские Чтения 4.12.12

   Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. 
  
   39Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 
   40и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
   41Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, 
   42и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
   43И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
   44Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
   45И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
   46И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 
   47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 
   48что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 
   49что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 
   56Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.
  
   Лит. - Евр., 320 зач., IX, 1-7. 
  
   1И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: 
   2ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
   3За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, 
   4имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, 
   5а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
   6При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; 
   7а во вторую - однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
  
   Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.
   38В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
   39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
   40Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
   41Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 
   42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
   ________________________________________________________

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Некоторые особенности богослужения

   О празднуемом событии известно из древнего церковного предания, которое отражено в церковных песнопениях.
   Святоотеческое и литургическое освещение праздника
   О введении во храм Пресвятой Девы в трехлетнем возрасте упоминает в I веке Антиохийский епископ Еводий и в IV веке -- блаженный Иероним.
   Время установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы с достоверной точностью неизвестно. На востоке праздник получил повсеместное распространение уже в VIII--IX вв. Но воспоминание этого события было в IV веке (см. слова св. Григория Нисского (IV в.), Германа и Тарасия, патриархов Константинопольских (VII в.). В IX веке Георгий, архиепископ Никомидийский, составил первый канон празднику ("Отверзу уста моя") и ряд стихир, а в Х веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй канон празднику ("Песнь победную..."). Эти стихиры и каноны поются Церковью и в настоящее время.
   Совершается всенощное бдение.
   Введение во храм Пресвятой Богородицы. Текст службы.
   На великой вечерне:
   Стихиры на Господи воззвах поются праздника, на Слава и ныне - стихира праздника.
   Каждая из двух групп стихир, принадлежа разным авторам, заключает свой законченный круг мыслей. В первой группе 1-я стихира, исходя из общего значения события, сравнивает Ее со скинией и ковчегом завета и занимается исключительно отношением Ее к Богу, для Которого Она явилась жилищем (из людей упоминается здесь Захария, но именно как святитель Божий). 2-я стихира, исходя из факта введения Пресвятой Девы именно во храм, сравнивает Ее уже с храмом и определяет Ее положение среди людей и отношение к Ней людей, сначала только наиболее близких к Ней (родителей и сверстниц). 3-я стихира рисует значение Пресвятой Девы для всего в совокупности человечества. Вторая группа стихир более первой занимается самым событием, выясняя его многостороннее значение как для человечества, так и в отношении к Богу. Заключительная же стихира, на Слава и ныне, просто и эпично рисует цельную картину события.
   Читаются три паремии Богородицы. В первой паремии (Исх. 40,1-5; 9-10; 16, 34-35) под образом ветхозаветной скинии, которая при освящении исполнилась славы Господней, Церковь созерцает величие Пресвятой Девы Марии - так Дух Святой осенял Пресвятую Деву - скинию воплощения Господа. Во второй паремии (3 Цар. 7, 51; 8, 1--7, 9--11) Церковь созерцает прообраз Пресвятой Девы -- Кивот Завета Господня, который, по освящении Соломонова храма, священники внесли во Святая святых. В третьей паремии (Иез. 43, 27; 44, 1-4) прообразом Богоизбранной Отроковицы являются виденные пророком Иезекиилем врата.
Перевод и толкование паремий.
   Совершается лития. В сравнении со стихирами на Гоподи воззвах эти стихиры говорят о событии не с такой глубокой стороны, не столько о внутренней сущности события, сколько о его временно-пространственном значении. И 1-я стихира Да радуется днесь небо свыше заглядывает в самые начальные корни события, как празднуемого, так и вызвавшего его - рождения Пресвятой Богородицы, видя в них одно из проявлений величия предвечного Бого, исполнение Его пророчества и обетования, и вместе человеческую жертву Ему, предвиденную Давидом. 2-я стихира показывает значение события для всех сфер бытия, тогда как 3-я - для всех времен. Заключительная стихира Возсия день радостен указывает значение события преимущественно для нас лично.
   Стихиры на стиховне -  праздника. После того, как в стихирах на Господи воззвах духовному созерцанию молящихся представлена во всем величии и красоте великая и "младенствующая" Виновница праздника, а в литийных стихирах изображено во всем его широком значении самое событие, эти стихиры воздают должное всем участникам события, всем лицам, имевшим то или иное соприкосновение с событием. Для этого песнописцу пришлось начать со всего "неба и земли", с целой вселенной, так как вся она не могла не почувствовать радостного события, но он тотчас же переходит к главному человеческому деятелю события, первосвященнку Захарии, принявшему Пресвятую Деву во храм и предвидевшему Ее высокое назначение (1-я стихира Радуйся небо и земля). 2-я стихира рисует отношение к событию "Анны божественной", а 3-я - "Внутрь в храм Божий" - всей священной прооцесии, шедшей с Девой всесвятой в храм. Заключительная стихира "Днесь собори верных" приглашает к участию в событии нас и современников наших, особенно столь близких по духу к событию, как дев и матерей.
   По Трисвятом - трижды тропарь праздника. Введение Пресвятой Девы во храм было как бы явлением Ее миру, и было, следовательно, безмолвной проповедью народу о близком пришествии Христовом, которое возвращает людям благоволение Божие, служит для них спасением и является осуществлением всех планов Творца относительно людей. Событие введения во храм, таким образом, еще более Ее Рождества подвело людей к Рождеству Христову. И по времени церковного празднования в день Введения уже так чувствительно веет Рождеством Христовым, что тропарь не мог не отдать самого большого внимания приближающемуся более великому празднику и, можно сказать, не менее посвящен Рождеству Христову, чем Введению.
   На утрене:
   Тропари на Бог Господь - дважды тропарь праздника, Слава и ныне - тот же тропарь.
   По полиелее поется величание праздника: Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.
   Степенна -1 антифон 4 гласа От юности моея.
   Прокимен Богородицы, глас 4-й: Слыши Дщи и виждь, и приклони ухо Твое. Стих: Отрыгну сердце мое слово благо.
   По 50 псалме вместо Молитвами Богородицы на Славу поется стихира Днесь Храм одушевленный, на И ныне - то же. Такой стих после 50-го псалма есть даже не у всех Господских праздников (его не имеют праздники Цветной Триоди), а из Богородичных праздников этот стих имеет только Введение. Стих кратко, но просто изображает суть праздника. Далее как обычно, Помилуй мя Боже..., и стихира праздника.
   Канонов - два: первый -- творение Георгия, архиепископа Никомидийского, с ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), второй канон -- Василия Пагариота, архиепископа Кесарийского, с ирмосом на 8 (ирмосы по дважды).
   Начиная с этого дня и до отдания праздника Рождества Христова во все дни, в которые Уставом назначается пение великого славословия, поется катавасия Христос раждается.
   На 9-й песни "Честнейшую" не поем, но поются припев и ирмос.Припев 1-го канона: Ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася: како Дева вниде во Святая святых. Ирмос: Яко одушевленному Божию Кивоту, да никакоже коснется рука скверных (непосвященных). Устне же верных Богородице немолчно глас ангела воспевающе с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая. (Эти же припев и ирмос являются задостойником на Литургии). Далее -- к тропарям 1-го канона свои, особые припевы, а к тропарям 2-го канона -- свои припевы: Величай, душе моя, приведенную во храм Господень и благословенную рукама иереевыми и т.д.
   На хвалитех стихиры праздника,
   На Литургии:
   Антифоны поются изобразительные (как обычно в двунадесятые Богородичные праздники).
   Тропари по входе - праздника, Слава и ныне - кондак праздника.
   Поется Трисвятое
   Прокимен, глас 3, песнь Богородицы: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Стих:Яко призре на смирение рабы Своея: се бо отныне ублажат Мя вси роди.
   Вместо "Достойно" поется задостойник праздника - припев и ирмос
   9-й песни канона
   Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (20 ноября) и четыре дня попразднства. Отдание праздника -- 25 ноября.

Молитвы

   Тропарь праздника

глас 4

   Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся, смотрения// Зиждителева исполнение.
   Кондак праздника

глас 4

   Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное.
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"