12 июля празднуют память святых апостолов Петра и Павла.
Разница между ними колоссальная в том, что апостол Петр был с самого начала верным учеником Христов, был свидетелем всего, что случалось вокруг Христа с первого момента Его выхода на проповедь.
И наоборот, апостол Павел (будучи еще фарисеем Савлом) был Христовым врагом, Его противником, он не верил в Него как в Мессию, он считал Его лжепророком; он вышел на проповедь не с тем, чтобы возвещать Евангелие, а с тем, чтобы быть гонителем христиан.
Апостолы Петр и Павел более других потрудились в проповеди христианства среди иудеев и язычников, поэтому Церковь называет их "первоверховными апостолами".
Апостолы были люди, которые знали Христа с самого начала, вероятно, не только с самого начала Его проповеднической деятельности, Его служения миру, а еще раньше.
Нафанаил жил в Кане Галелейской, в немногих километрах от того места, где родился Христос; и другие апостолы все свое детство, всю молодость жили неподалеку.
Апостол Петр выделен тем, что он первый провозгласил Христа как Сына Божия, как Бога, пришедшего плотью на землю для того, чтобы быть воплощением Божественной любви и отдать Свою жизнь на спасение мира.
Апостол Павел был гонителем, но он тоже свидетель о Христе, и свидетель чего-то чрезвычайно важного: того, что человек, который раньше не верил во Христа, Его ненавидел, преследовал, вдруг оказался лицом к лицу с Христом воскресшим. Все апостолы были свидетелями жизни, распятия, смерти Христовых, но они встретили Христа сразу после воскресения. Апостол Павел Его встретил уже спустя, и стал совершенно иным человеком после этой встречи.
Всю свою жизнь он отдал на то, чтобы провозглашать, как он говорил, Христа распятого и воскресшего. Воскресение Христово он воспринял событием не только своей жизни, но и всей жизни мира. Он говорил, что если не воскрес Христос, то наша вера тщетна и мы самые несчастные из людей (I Кор. 15, 14).
Понять это можно легко: ведь если бы Христос не воскрес, то вышло бы, что мы живем ложью, фантазией, мы в мире нереальности, в мире какого-то бреда.
Вот два апостола, которых мы вспоминаем. Апостол Петр не был безукоризненным во всех отношениях, так же как и апостол Павел.
Все апостолы были настоящими, подлинными людьми, и когда Христос был взят в саду Гефсиманском, когда Его судили, страх их объял и они бежали.
Петр даже отказался от Него.
Но потом они оказались бесстрашными проповедниками: ни муки, ни крест, ни распятие, ни тюрьма - ничто не могло их отлучить от любви Христовой, и они проповедали, и эта проповедь действительно явилась тем, чем ее называет апостол Павел: вера наша - победившая мир. Вот мы и празднуем их день, ликуя о том, что радикальный гонитель и верующий от начала встретились в одной, единой вере о победе Христовой - Крестом и Воскресением.
Апостол Петр украшен благоразумием, пламенной любовью ко Христу. Петр был готов умереть ради Христа. Когда ученики услышали главный вопрос об исповедании веры: 'За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?', то ответили: 'Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков'. На вопрос же: 'А вы за кого почитаете Меня?', Симон же Петр отвечая сказал: 'Ты - Христос, Сын Бога Живаго' (Мф.16,13-16). Именно на этой вере, вере апостола Петра основана Церковь, как на камне исповедания. Мережковский так сказал об этом: 'Камень недвижимый в основании Церкви - Петр'. Диавол поэтому так стремится навести зло на апостола Петра и вводит его в заблуждение - заставляет его устремиться на то, что превышает должное. Апостол Петр как бы дерзко выставляет себя, но сбитый с пути - более прочих смиряется и на короткое время побежденный - затем победит искусителя. Немедленным осуждением себя, великой печалью и покаянием со слезами. При всех искушениях Петр не отпал от любви к Господу Иисусу Христу, но приобрел великое смирение и потому ему Христос говорит: 'Паси овец моих' (Ин.21,17). "Апостол Петр " Рубенс Питер Пауэл "Апостол Павел" Эль Греко 1614.
Апостол Павел, имя которого в переводе означает 'малый', так умалил себя в своей жизни, что себя почитал за наименьшего из апостолов. Павел - святой для нас, но не для себя, по вечному закону святости: чем для других святее, тем грешнее для себя. О себе он говорил, что недостоин называться апостолом, что он изверг. Но он же и говорит: 'Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов' (2Кор.11,5). Дело свое, сверх сил человеческих, апостол Павел начал тотчас после обращения. Дело Павлово стоит уже двадцать веков и простоит до конца мира, потому что это - дело Духа. 'Слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, а в явлениях Духа и Силы' (1Кор.2,4). Главная движущая сила его - любовь не только общая, ко всем людям, но и к каждому в отдельности : 'Как каждого из вас, как отец детей своих мы просили и убеждали, и умоляли поступать достойно Бога:' (1Фес.2,11-12).