|
Сергей Павлович Королев (1907-1966), советский ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики,
главный конструктор первых боевых и космических ракет, искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей,
основоположник практической космонавтики, академик, дважды Герой Социалистического Труда.
Королев родился 12 января 1907 (30 декабря 1906 по старому стилю) в Житомире в семье учителя гимназии.
В 1909 семья
перебралась в Киев; вскоре после этого родители разошлись.
В 1916 мать вновь вышла замуж и вместе с сыном и мужем переехала в Одессу.
В 1917 Сережа поступил в гимназию, однако началась революция, гимназию закрыли, и он стал заниматься
самостоятельно по гимназической программе с помощью матери и отчима.
В 1921 в Одессе появился отряд гидросамолетов,
и будущий конструктор увлекся воздухоплаванием, а в 1923 начал заниматься в планерном кружке.
В 1922-1924 он учился в стройпрофтехшколе.
В 1924 поступил на механический факультет Киевского политехнического института, но, поскольку
там не было открыто аэромеханическое отделение, перешел в 1926 в Московское высшее техническое училище им. Баумана,
аэромеханический факультет которого окончил в 1930. И в Киеве, и в Москве он занимался планеризмом: летал на планере,
построил свой планер; одновременно учился летать на самолете, получил диплом летчика и построил небольшой самолет - авиетку.
За время учебы в МВТУ С. П. Королев уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист.
Спроектированные им и построенные летательные аппараты: планеры "Коктебель", "Красная Звезда" и легкий самолет СК-4,
предназначенный для достижения рекордной дальности полета,- показали незаурядные способности Королева как авиационного
конструктора.
В 1927-1930 участвовал в планерных соревнованиях в Крыму под Коктебелем, где летал сам и представлял свои планеры,
в том числе планер СК-3, специально сконструированный и построенный для исполнения фигур высшего пилотажа, на котором
летчик В.А.Степанчонок впервые в мире на безмоторном летательном аппарате сделал петлю Нестерова. В эти же годы Королев
пришел к мысли поставить на планер ракетный двигатель.
В начале 1930-х годов он стал одним из инициаторов создания при
ОСОАВИАХИМе Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая разработала и запустила 17 августа 1933 ракету "ГИРД-09"
на гибридном топливе. (в 1931 вместе с Ф.А. ЦАНДЕРОМ
участвовал в организации Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которую возглавил на следующий год.)
В сентябре 1933 на базе Московской организации ГИРД и Ленинградской газодинамической лаборатории
(ГДЛ) был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ, впоследствии - НИИ-3, а затем НИИ-1) во главе с И.Т.Клейменовым, заместителем которого был назначен Королев (вскоре вместо него заместителем начальника института
стал Г.Э.Лангемак). В РНИИ Королев занимался созданием крылатых ракет с гироскопическим автопилотом и с гирокомандной
системой наведения, снабженных жидкостным ракетным двигателем конструкции В.П.Глушко.
Кроме того, он работал над проектом ракетоплана. Ракетоплан РП-318-1, созданный на базе планера Королева и двигателя
Глушко, совершил первый полет 28 февраля 1940.
Однако до этого в РНИИ в 1937-1938 произошли трагические события: по ложным обвинениям во вредительстве
были арестованы и расстреляны И.Т.Клейменов и Г.Э.Лангемак и арестованы еще пять сотрудников, в том числе Королев и Глушко.
27 сентября 1938 Королев был осужден на 10 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях строгого режима и отправлен
на Колыму.
В 1939 новое руководство НКВД решило организовать конструкторские бюро, в которых должны были трудиться заключенные
специалисты.
В одно из таких бюро, возглавляемое А.Н.Туполевым, тоже заключенным, и был направлен Королев.
(Когда по лагерям начали набирать ученых и инженеров для работы в шарашках, в этих списках оказался и Королев.
Его не успели вовремя доставить на пароход, отвозивший заключенных во Владивосток, и это спасло его, так как корабль
затонул и все погибли.)
Этот коллектив
занимался проектированием и созданием пикирующего бомбардировщика Ту-2. Вскоре после начала войны Особое техническое бюро
Туполева эвакуировали в Омск. В Омске Королев узнал, что в Казани аналогичное бюро занимается ракетными ускорителями для
бомбардировщика Пе-2 под руководством бывшего сотрудника НИИ-3 Глушко. Королев добился перевода в Казань, где стал
заместителем Глушко. В эти же годы он начал самостоятельно разрабатывать проект нового аппарата - ракеты для полетов
в стратосферу.
Принимал участие в создании легендарной 'Катюши'.
27 июля 1944 по указу Президиума Верховного Совета СССР Королев и ряд других сотрудников режимного КБ
были досрочно освобождены со снятием судимости.
После окончания войны во второй половине 1945 Королев в числе других специалистов был командирован в Германию для
изучения немецкой техники. Особый интерес для него представляла немецкая ракета V-2 (Фау-2), обладавшая дальностью полета
ок. 300 км при стартовой массе ок. 13 т. Параллельно с изучением и испытаниями ракеты V-2 Королев, назначенный главным
конструктором баллистических ракет, с группой сотрудников разработал ракету на жидком топливе Р-1;
в мае 1949 состоялось
несколько пусков геофизических ракет такого типа. В те же годы были разработаны ракеты Р-2, Р-5 и Р-11. Все они были
приняты на вооружение и имели научные модификации.
В середине 1950-х годов в КБ Королева была создана знаменитая Р-7 -
двухступенчатая ракета, которая обеспечила достижение первой космической скорости и возможность вывода на околоземную
орбиту летательных аппаратов массой в несколько тонн. Эта ракета (с ее помощью были выведены на орбиту первые три спутника)
затем была модифицирована и превращена в трехступенчатую (для вывода "лунников" и полетов с человеком).
16 сентября 1955 года в Белом море был произведен первый пуск баллистической ракеты.
Первый спутник
был запущен 4 октября 1957, через месяц - второй, с собакой Лайкой на борту, а 15 мая 1958 - третий, с большим количеством
научной аппаратуры.
С 1959 Королев руководил программой исследований Луны. В рамках этой программы к Луне было направлено
несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой,
а 12 апреля 1961 осуществлен первый полет
человека в космос. При жизни Королева на его космических кораблях в космосе побывало еще десять советских космонавтов,
был осуществлен выход человека в открытый космос (А.А.Леонов 18 марта 1965 на КК "Восход-2").
Королевым и группой
координируемых им организаций были созданы космические аппараты серий "Венера", "Марс", "Зонд", искусственные спутники
Земли серий "Электрон", "Молния-1", "Космос", разработан космический корабль "Союз".
Сергей Павлович Королев скончался 14 января 1966. Похоронен на Красной площади
у Кремлевской стены. В том же году АН СССР учредила золотую медаль его имени
"За выдающиеся работы в области ракетно-космической техники". Именем Королева названо крупнейшее образование на
обратной стороне Луны.
Энциклопедия "Кругосвет"
сайт "Люди"
В 1938 г. по ложному обвинению С. П. Королев был арестован и осужден на 10 лет. Осенью 1940 г.
он был переведен
в новое место заключения-ЦКБ-29 НКВД СССР, где под руководством А. Н. Туполева принимал активное участие в создании
и производстве фронтового бомбардировщика Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды
и нового варианта ракетного перехватчика. Это послужило поводом для перевода Королева в 1942 г. в другую организацию
такого же лагерного типа - ОКБ НКВД СССР при Казанском авиазаводе ? 16, где велись работы над ракетными двигателями
использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины пробега самолета при взлете и повышения
скоростных и динамических характеристик самолетов во время воздушного боя.
История Российской Советской космонавтики
Партийное руководство страны, ожидая эффектных запусков к юбилейным датам и казавшимся значительными событиям, настойчиво напоминало Королеву о себе - об этом теперь знают все. Изматывало академика и тяжелое заболевание.
"Я, - рассказывает Крюков, - не был тому свидетелем, но ребята наши видели, как этот мужественный человек плакал от невыносимой боли! Но жалобы Сергея Павловича на плохое самочувствие (незадолго до кончины Королева, в ноябре-декабре 1965 года, мы с ним ездили в Куйбышев) я слышал".
У Главного конструктора оказалась запущенная злокачественная опухоль, и он умер на операционном столе, под наркозом.
Виктор Кузнецов "Человек, который делает ракеты"
|