Радви Саша : другие произведения.

Сергей Павлович Королев

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками

 []
 []
 []
Королев и Гагарин []
СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ КОРОЛЕВ (справа) и Гагарин Ю.А. []
Терешкова и Королев []

Биография, фото

из Следственного Дела

статья Карла Ренделя

Михаил Руденко "Чего мы не знали о Королеве"

Ветров Г. С. "С. П. Королев и космонавтика. Первые шаги."

Ветров Г. С. "С.П.Королев и его дело"

Голованов "КРЫЛЬЯ"
(о создании бюро)

Голованов "КРЫЛЬЯ"
(вся книга)

Александр Романов. "Королев"

интервью с дочерью

интервью с дочерью на радио

Сергей Павлович Королев (1907-1966), советский ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, главный конструктор первых боевых и космических ракет, искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей, основоположник практической космонавтики, академик, дважды Герой Социалистического Труда.
Королев родился 12 января 1907 (30 декабря 1906 по старому стилю) в Житомире в семье учителя гимназии.
В 1909 семья перебралась в Киев; вскоре после этого родители разошлись.
В 1916 мать вновь вышла замуж и вместе с сыном и мужем переехала в Одессу.
В 1917 Сережа поступил в гимназию, однако началась революция, гимназию закрыли, и он стал заниматься самостоятельно по гимназической программе с помощью матери и отчима.
В 1921 в Одессе появился отряд гидросамолетов, и будущий конструктор увлекся воздухоплаванием, а в 1923 начал заниматься в планерном кружке.
В 1922-1924 он учился в стройпрофтехшколе.
В 1924 поступил на механический факультет Киевского политехнического института, но, поскольку там не было открыто аэромеханическое отделение, перешел в 1926 в Московское высшее техническое училище им. Баумана, аэромеханический факультет которого окончил в 1930. И в Киеве, и в Москве он занимался планеризмом: летал на планере, построил свой планер; одновременно учился летать на самолете, получил диплом летчика и построил небольшой самолет - авиетку. За время учебы в МВТУ С. П. Королев уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. Спроектированные им и построенные летательные аппараты: планеры "Коктебель", "Красная Звезда" и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета,- показали незаурядные способности Королева как авиационного конструктора.
В 1927-1930 участвовал в планерных соревнованиях в Крыму под Коктебелем, где летал сам и представлял свои планеры, в том числе планер СК-3, специально сконструированный и построенный для исполнения фигур высшего пилотажа, на котором летчик В.А.Степанчонок впервые в мире на безмоторном летательном аппарате сделал петлю Нестерова. В эти же годы Королев пришел к мысли поставить на планер ракетный двигатель.
В начале 1930-х годов он стал одним из инициаторов создания при ОСОАВИАХИМе Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая разработала и запустила 17 августа 1933 ракету "ГИРД-09" на гибридном топливе. (в 1931 вместе с Ф.А. ЦАНДЕРОМ участвовал в организации Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которую возглавил на следующий год.)
В сентябре 1933 на базе Московской организации ГИРД и Ленинградской газодинамической лаборатории (ГДЛ) был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ, впоследствии - НИИ-3, а затем НИИ-1) во главе с И.Т.Клейменовым, заместителем которого был назначен Королев (вскоре вместо него заместителем начальника института стал Г.Э.Лангемак). В РНИИ Королев занимался созданием крылатых ракет с гироскопическим автопилотом и с гирокомандной системой наведения, снабженных жидкостным ракетным двигателем конструкции В.П.Глушко.
Кроме того, он работал над проектом ракетоплана. Ракетоплан РП-318-1, созданный на базе планера Королева и двигателя Глушко, совершил первый полет 28 февраля 1940.
Однако до этого в РНИИ в 1937-1938 произошли трагические события: по ложным обвинениям во вредительстве были арестованы и расстреляны И.Т.Клейменов и Г.Э.Лангемак и арестованы еще пять сотрудников, в том числе Королев и Глушко.
27 сентября 1938 Королев был осужден на 10 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях строгого режима и отправлен на Колыму.
В 1939 новое руководство НКВД решило организовать конструкторские бюро, в которых должны были трудиться заключенные специалисты. В одно из таких бюро, возглавляемое А.Н.Туполевым, тоже заключенным, и был направлен Королев. (Когда по лагерям начали набирать ученых и инженеров для работы в шарашках, в этих списках оказался и Королев. Его не успели вовремя доставить на пароход, отвозивший заключенных во Владивосток, и это спасло его, так как корабль затонул и все погибли.) Этот коллектив занимался проектированием и созданием пикирующего бомбардировщика Ту-2. Вскоре после начала войны Особое техническое бюро Туполева эвакуировали в Омск. В Омске Королев узнал, что в Казани аналогичное бюро занимается ракетными ускорителями для бомбардировщика Пе-2 под руководством бывшего сотрудника НИИ-3 Глушко. Королев добился перевода в Казань, где стал заместителем Глушко. В эти же годы он начал самостоятельно разрабатывать проект нового аппарата - ракеты для полетов в стратосферу.
Принимал участие в создании легендарной 'Катюши'.
27 июля 1944 по указу Президиума Верховного Совета СССР Королев и ряд других сотрудников режимного КБ были досрочно освобождены со снятием судимости.
После окончания войны во второй половине 1945 Королев в числе других специалистов был командирован в Германию для изучения немецкой техники. Особый интерес для него представляла немецкая ракета V-2 (Фау-2), обладавшая дальностью полета ок. 300 км при стартовой массе ок. 13 т. Параллельно с изучением и испытаниями ракеты V-2 Королев, назначенный главным конструктором баллистических ракет, с группой сотрудников разработал ракету на жидком топливе Р-1;
в мае 1949 состоялось несколько пусков геофизических ракет такого типа. В те же годы были разработаны ракеты Р-2, Р-5 и Р-11. Все они были приняты на вооружение и имели научные модификации.
В середине 1950-х годов в КБ Королева была создана знаменитая Р-7 - двухступенчатая ракета, которая обеспечила достижение первой космической скорости и возможность вывода на околоземную орбиту летательных аппаратов массой в несколько тонн. Эта ракета (с ее помощью были выведены на орбиту первые три спутника) затем была модифицирована и превращена в трехступенчатую (для вывода "лунников" и полетов с человеком).
16 сентября 1955 года в Белом море был произведен первый пуск баллистической ракеты.
Первый спутник был запущен 4 октября 1957, через месяц - второй, с собакой Лайкой на борту, а 15 мая 1958 - третий, с большим количеством научной аппаратуры.
С 1959 Королев руководил программой исследований Луны. В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой,
а 12 апреля 1961 осуществлен первый полет человека в космос. При жизни Королева на его космических кораблях в космосе побывало еще десять советских космонавтов, был осуществлен выход человека в открытый космос (А.А.Леонов 18 марта 1965 на КК "Восход-2").
Королевым и группой координируемых им организаций были созданы космические аппараты серий "Венера", "Марс", "Зонд", искусственные спутники Земли серий "Электрон", "Молния-1", "Космос", разработан космический корабль "Союз".

Сергей Павлович Королев скончался 14 января 1966. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены. В том же году АН СССР учредила золотую медаль его имени "За выдающиеся работы в области ракетно-космической техники". Именем Королева названо крупнейшее образование на обратной стороне Луны.

Энциклопедия "Кругосвет"

сайт "Люди"


В 1938 г. по ложному обвинению С. П. Королев был арестован и осужден на 10 лет. Осенью 1940 г. он был переведен в новое место заключения-ЦКБ-29 НКВД СССР, где под руководством А. Н. Туполева принимал активное участие в создании и производстве фронтового бомбардировщика Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Это послужило поводом для перевода Королева в 1942 г. в другую организацию такого же лагерного типа - ОКБ НКВД СССР при Казанском авиазаводе ? 16, где велись работы над ракетными двигателями использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины пробега самолета при взлете и повышения скоростных и динамических характеристик самолетов во время воздушного боя.
История Российской Советской космонавтики

Партийное руководство страны, ожидая эффектных запусков к юбилейным датам и казавшимся значительными событиям, настойчиво напоминало Королеву о себе - об этом теперь знают все. Изматывало академика и тяжелое заболевание.
"Я, - рассказывает Крюков, - не был тому свидетелем, но ребята наши видели, как этот мужественный человек плакал от невыносимой боли! Но жалобы Сергея Павловича на плохое самочувствие (незадолго до кончины Королева, в ноябре-декабре 1965 года, мы с ним ездили в Куйбышев) я слышал".
У Главного конструктора оказалась запущенная злокачественная опухоль, и он умер на операционном столе, под наркозом.

Виктор Кузнецов "Человек, который делает ракеты"



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"