Райтер Кира Григорьевна : другие произведения.

Реинкарнатор, глава 4. В парке на лавочке

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ГЛАВА 4. В ПАРКЕ НА ЛАВОЧКЕ
  
  Все покупатели уже усвоили, что днем Карл Иваныч теперь магазин свой на целый час закрывает, и они с Акелой уходят гулять в соседний парк. Там Акела носился белым вихрем по траве, пугая голубей и кошек, и громко лаял, просто от полноты своих чувств и огромной любви ко всему, из чего состояла жизнь. А Карл Иваныч сидел на скамейке и любовался его юной грацией и, наоборот, молчал, но тоже от полноты чувств и огромной любви ко всему окружающему миру. Тогда же он приобрел привычку потихоньку записывать в толстой тетради все, что приходило в голову. Или какие - то вещи из старых книжек, над которыми хотелось подумать.
   А думал он вот о чем. Животные жили на земле задолго до человека. Человек опоздал на пир жизни на много миллионов лет, но, не успев даже толком разобраться, что к чему в живой природе, назначил себя царем. А что царственного в человеке? Как он порой бывает отвратителен и жалок. А вот зверь и птица, дерево и бабочка не могут быть отвратительны, они всегда прекрасны и царственны в своей недостижимой для человека красоте. И не факт, что человек выбирает себе животное. Может, это животные выбирают нас для того, чтобы мы, самонадеянные глупцы, заботились о них. Или приходят к нам, беспомощным и потерянным, чтобы любить нас или просто спасти от смерти... И встречи эти не так уж случайны. По сравнению с животным, человек очень уязвим в этом мире. Его инструменты выживания - безумная экспансия и патологическая страсть к разрушению. Когда человеку нечего разрушать, он начинает разрушать самого себя. Дикий зверь убивает, потому что голоден, и убивает ровно столько, сколько необходимо для выживания. Во всей природе только человек убивает для удовольствия. Что же за тварь такая - человек, неспособный понять ни своего предназначения в этой жизни, ни своего места на Земле - общем доме для всего живого?..
  Он думал о том, как часто животные являются человеку во сне, и сны эти - вещие. Возможно, мы не понимаем больше языка животных, потому что они уже не доверяют нам, истребляющим их, и не хотят, чтобы мы их понимали.
  Он чувствовал себя, как слепой, внезапно прозревший после многолетнего мрака. Он смотрел на небо, на причудливые формы цветов и листьев. Природа совершала ежегодный обряд трансформации из лета в осень, сменяя синеву Хиросигэ на туманную гамму Чюрлениса. А он сидел в парке на лавочке, словно зритель в первом ряду. Он даже иногда молился, но всегда только об одном: чтобы не умереть раньше времени и не оставить Акелу одного. Пришла запоздалая боль оттого, что чаша его жизни выпита почти до дна, и волшебного этого напитка осталось уже так мало, а он даже не распробовал его вкуса. И только теперь он начал всей кожей чувствовать, как щедро одарила нас Природа - любого из нас, независимо от личных заслуг и врожденных способностей. Над каждым из нас совершенно бесплатно сияют звезды, и ветер приносит ароматы цветов, не требуя ничего взамен...
   Он давал Акеле как следует набегаться, а когда видел, что движения юного пса становятся более размеренными, пристегивал поводок и не спеша вел его открывать магазин. Детскую шлейку давно сменил красивый ошейник, но шлейка хранилась дома в дальнем ящике, как мамы хранят детские рисунки или младенческие прядки.
  Наблюдая за тем, как растет и мужает Акела, Карл Иваныч перечитывал все, что только мог найти о собаках, волках и вообще об этой мистической связи "человек - животное". Если египтяне и греки не пускали собаку в дом, то римляне относились к собакам гораздо теплее. Археологи раскопали много табличек с надписью "Берегись собаки" на латыни. У римлян собака не только охотилась, охраняла двор или пасла овец. Римлянки гордились своими домашними собачками и разрешали им лежать у себя на кровати.
  Овчарка была древним символом жреческого ремесла. Собака весьма почиталась древними философами. Они считали, что отношения "человек - собака" олицетворяют неразрывную связь между учеником и Мастером. Если верить Данте, трехглавый пес Цербер охраняет третий круг ада. Есть целый ряд заклятий, которые черные маги запрещают произносить, если в доме есть собака. В царстве Аида правит великая богиня Геката. У нее три тела и три головы. Окруженная привидениями и вампирами, она бродит по ночным дорогам со сворой стигийских собак. Гекате поклоняются маги и колдуны, но у нее же можно попросить защиты от злых чар. Она поможет, если принести ей в жертву собаку на перекрестке трех дорог.
  Еще Платон в своих "Законах" писал :"Пусть никто не препятствует заниматься, где и как угодно, псовой охотой. Ночному же охотнику, полагающемуся на свои тенета и западни, пусть никто, никогда и нигде не позволяет охотиться. Птицелову пусть не мешают охотиться в бесплодных местах и горах, но первый встречный пусть прогонит его с обрабатываемых священных земель. Рыбаку дозволяется ловить рыбу везде, за исключением гаваней, священных рек, озер и прудов, лишь бы он не употреблял смеси соков, мутящих воду." Очень был озабочен старый философ, чтобы охота не стала истреблением. Человек и животное должны иметь равные шансы, а победит пусть сильнейший и самый ловкий.
  Античные боги и сами не гнушались псовой охоты. Герострат, которого человечество безуспешно пытается забыть вот уже двадцать четыре столетия, сжег как раз храм девственной охотницы Артемиды в городе Эфесе. Это Артемида превратила Актеона, который осмелился за ней подглядывать, в молодого оленя. И сделала так, чтобы собственные собаки его загнали и растерзали. Даже Афродита ходила на охоту со своим возлюбленным Адонисом. Потому что хороших собак Адонис предпочитал женщинам. И погиб, между прочим, на охоте.
  Настоящим знатоком псовой охоты показал себя Ксенофонт в трактате "О псовой охоте". Он рекомендовал начинать охотиться с собаками "при переходе из отроческого в более зрелый возраст". Римская молодежь обожала охоту и почем зря разоряла родителей, покупая собак, лошадей и оружие. Чем больше охотничьих псов и лошадей было у человека, тем большим уважением он пользовался. Только очень состоятельные люди могли позволить себе держать породистых собак и лошадей. Плиний Старший описал трогательный римский обычай брать с собой на охоту уже старых и слепых собак. А если собака уже не могла ходить, ее даже несли на руках. Нюх - то у нее оставался до последнего, и она вела охотника прямо к логову зверя - по запаху.
   Неразрывна связь человека и зверя. Сколько бы не отгораживался человек своими каменными джунглями, но вот они, в каждом доме : собаки, кошки, птицы и другие диковинные звери, которым несть числа. И не жалеем времени, чтобы придти на свидание к своей любимой лошади, чтобы покормить своих рыбок, чтобы впервые сводить своего ребенка в зоопарк.
  Странные еретические мысли приходили в голову Карлу Иванычу. Вот, например, все уверены, что человек не летает и не полетит ни в коем случае. Почему же тогда нет на Земле ни одного человека - ни одного! - который не летал бы во сне... И если наши сны перерабатывают подсознательный опыт, то откуда мозгу известно ощущение полета?
  Человек использует около десяти процентов своего головного мозга - почему? Кто и когда запретил использовать возможности остальных девяноста? И что там вообще закодировано? Неужели где - то в дебрях подкорки человек помнит всю историю эволюции. Помнит, как быть рыбой, птицей, зверем ? Значит, должен помнить и сам процесс превращения из одной особи в другую ? " У человека тело одно, как одиночка. Душе осточертела сплошная оболочка с ушами и глазами, величиной с пятак, и кожей, шрам на шраме, надетой на костяк..." - о чем же это написал старший Тарковский?
  Отчаявшись найти ответы на мучившие его крамольные вопросы в научных монографиях, он обратился к мифам и волшебным сказкам. Он перечитал "Книгу джунглей" и понял, что не случайно Киплинг был почетным доктором девяти университетов и лауреатом Нобелевской премии. Как похожи на магическое заклинание слова Киплинга, постигшего души многих животных : " мы с тобой одной крови - ты и я".
   Как в омут, он погружался в Кастанеду и учился летать с Ричардом Бахом.
  Он ни с кем не делился своими сомнениями, опасаясь, что его сочтут сумасшедшим и поднимут на смех. Только Акела часами слушал его и, не отрываясь, смотрел мудрыми глазами.
  Карл Иваныч прочел две или три книжки о воспитании собак и понял, что все они написаны черствыми самонадеянными типами. Он не учил Акелу никаким командам, находя их совершенно бессмысленными для животного. Он просто разговаривал с ним. Он убедился, что Акела хорошо понимает намерение человека и держит в памяти довольно много слов из человечьего языка. Можем ли мы похвастать тем, что помним хотя бы десяток собачьих? Карл Иваныч понял, что собакой необязательно командовать, но ей можно многое объяснить и с ней можно договориться. А душевное состояние своего человека собака понимает всем своим существом и в такой полноте, какой и не выразить никакими словами.
  Все собаки похожи на своих людей. Да, это правда. Собака абсолютно проникает во внутренний мир и только ей известным способом считывает поведенческие модели человека. Собаку можно обучить профессии - охранника, поводыря, няньки, пастуха, спасателя... Более того, человек, потерявшийся в урбанистических джунглях, ухитрился обучить собаку быть Другом. Потому что когда человек человеку враг, жить становится трудно и даже невозможно. Совершенно неожиданно и Акела обзавелся профессией.
  
  
  Из заметок Карла Иваныча :
  
  "Нет никого умнее собак, у них больше разума, чем у остальных животных. Ведь только они узнают свое имя, любят своих хозяев, защищают хозяйский дом, идут на смерть ради своих хозяев, охотно бегут на охоту за своим господином, не оставляют даже мертвое тело своего хозяина. Словом, природа их такова, что не могут собаки быть без человека. "
   Исидор Севильский.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"