Отпуск у меня на работе выпадает нечасто. Да что там, вообще редко когда два года подряд с отпуском выходит. К тому же дольше чем на две недели никогда не отпускали. Ну, такова специфика работы.
Потому, когда чудом удаётся выбить себе полагающиеся дни "на отдохнуть", то главное - не растеряться и таки обеспечить себе отпуск. Неважно, в какую пору года, неважно, есть ли сейчас деньги или нет - хватай удачу за хвост! Да-да, получить отпуск для меня - большая удача. Тут уж хватайся всеми лапками и держи, держись до последнего.
Потому, когда вдруг удалось выбить себе две недели отдыха, то я долго не раздумывал, удобно мне или нет, и куда можно податься в конце октября - просто стиснул зубы и с нетерпением ждал вожделенной даты в календаре, что даст отмашку на целых две недели ничегонеделанья.
Вырвался!
Я очень давно, лет восемь, хотел посетить Львов. Мне много о нём рассказывали, я достаточно видел отчётов от друзей, замучился выслушивать восторженные отзывы. Да всё что-то мешало. То денег нет, то отпуск внезапно летом выпал, и лучше вырваться на море, а не в город и т.д. Наконец, умничька жена взяла процесс в свои руки и уговорила таки меня на поездку именно во Львов.
Казалось, мироздание сговорилось с женой, и все возможные проволочки и задержки, препоны и нестыковки, что дали бы мне повод отказаться от поездки, решались сами собой с пугающей лёгкостью.
Денег нет? И жена достаёт специально собираемую несколько лет заначку именно на такой отпуск.
Билеты нужно купить на поезд, а времени уже нет? Но вот интернет, и бронирование билетов, и вдруг находится нужная пара туда, обратно, и удобные, и в удобное время, и даже есть кому вот сейчас же купить.
Квартиру забронировать во Львове? Тут же помогли друзья, что дали номер нужного человечка, а тот тут же отреагировал, и есть квартира, и там где и думали, и по приемлемой цене.
Что ещё?
Да блин всё, не отвертишься.
Даже не верится.
Как всегда, предпоездная неразбериха. Посмотрели погоду на ближайшую неделю - натрамбовали чемоданы тёплыми вещами. Десяток раз прошлись по списку и на удивление ничего не забыли.
Ночь, такси на ЖД вокзал, пустые улицы и философ-водитель. Армянин, что успел уже поработать в Турции, а теперь и в Украине, в котором патриотизма и боли за Украину намного больше, чем в большинстве квасных патриотов (что весьма необычно). Какая-то интересная, знаковая беседа получилась. И вот уже вокзал, и поезд.
Поезд, проходящий из Харькова в Ужгород, и мы боимся, что разбудим людей, что едут уже давно и спят тоже давно. Но повезло - в купе никого, все садятся именно в Киеве. Кстати, интересно, билет туда в полтора раза дороже, чем оттуда, хотя условия одни и те же, и услуги одни и те же.
Обычно в поездах я не сплю, не получается. По этому случаю накачал в мп3-плейер аудиокнижек, а в смартфон - тоже книжек, но электронных, да и полностью зарядил планшет. В общем, подготовился как надо. Но на удивление где-то с середины ночи под мелодичный храп трёх женщин стал кунять и даже задремал на пару часов. Естественно, совсем не выспался, но думал отогнать сонливость в одной из кофеен, я слышал, их во Львове превеликое множество.
Как-то внезапно быстро объявился сам пункт назначения. Просто зашла проводница и сказала, что через полчаса закрывает туалеты, ибо прибываем. У всех в купе стали вот такие глаза: О_О, все засуетились, засобирались. Вот спали все - а уже Львов. Как так?
Вообще, к своему стыду, я думал, что Львов стоит "где-то в Карпатах", потому, когда выглянул из окна поезда в надежде полюбоваться на заснеженные пики гор, то меня, естественно, ждало некоторое разочарование. Для тех, кто, как и я, не знает, сообщаю: от Львова до всамделишных Карпат таки далеченько, сотни километров на минуточку.
Но вот поезд тормозит, и мы уже готовы. Здравствуй, самый красивый город Украины!
* * *
Только вышли с поезда - уже можно любоваться. Старый стимпанковский перрон вокзала радует глаз ажурностью широченных арок. Деревянные киоски со всякой там водой-сигаретами для приезжающих-отъезжающих тоже той ещё эпохи и как бы намекают нам, что старого мы увидим здесь столько, сколько и хотели, и даже больше. Что не может не радовать: мы за стариной и приехали.
Короткий диалог с владельцем квартиры, он объясняет, как добраться - на трамвае - и в конце добавляет: "Следите за карманами!" Вот зря он это сказал. Я в этом плане вообще параноик: жизнь на Донбассе в разных там неблагополучных для жизни местах научила следить за окружающими и за собственным хозяйством. Теперь вот ещё предупредили - и моя бдительность как-то в натуре зашкалила. Я стал так подозрительно и красноречиво смотреть на людей, что от меня стали шарахаться.
У нас чемодан на колёсиках и сумка, да рюкзаки городские за плечами. Все вещи тащу я, а вот жена уже достала свой фотоаппарат Nokia - и вовсю щёлкает виды. Красивый вокзал? Щёлк! Вычурная металлическая арка? Щёлк! Конфисковала и мою мыльницу Canon - и ею щёлкает. Ну, надо ей.
Где трамваи? Вон. Кольцо. Люди стоят. Трамваи подъезжают. Но не наши номера. Ждём нашего. Люди уезжают, приезжают. Льётся говор. Украинский, украинский с примесью местных диалектов, русский, английский, скандинавский. Девчонки селфятся, дети канючат у родителей "цукерок та печива". Я взглядом отфутболиваю молодых людей, что рядом пристроились. В общем, всё хорошо. Приехали - полдела. Заселиться - вторая половина.
Тут мы поняли, что народ компостирует в трамваях билетики, а кондукторов у них нет! Значит, билетики нужно купить! А где? Провели тщательное шпионское расследование - и выяснили, что купить можно в любом киоске, что пристроился у остановки.
Тут я, искусно маскируясь "под своего", спросил у продавщицы билетик, через пару фраз с украинского сбился, плюнул, перешёл на русский. Признаться, одна из практических, так сказать, причин выбора именно Львова была в том, что я лично хотел попрактиковаться в разговорном украинском. Русский язык для меня родной, украинский же изучал лишь в школе. В семье в основном общаемся на русском, и выходит уже так, что сын говорит на украинском куда как лучше меня. Непорядок. Так что нужно подтянуть украинский. Разговорный украинский. Вот и решил сразу взять быка за рога. Но первый блин вышел комом. Сразу скажу, что в плане самовольной украинизации цели я таки достиг: в конце отпуска мы с женой, шарившись по Львову, вполне себе общались на беглом украинском. Я, правда, допускал досадные промахи иногда: то просил у официантов в кафешках, например, "кохве без цукру", то "каву без сахару", но в общем и целом прогрессом доволен.
Проезд во Львове стоит вдвое меньше киевского, билетики невероятной красоты, а тут ещё и "наш" трамвай подошёл. Загрузились, поехали. Жена ахает и показывает на невидимые мне красоты, проплывающие за окном, а я мужественно держу чемоданы и медленно сплющиваюсь под натиском аборигенов. Вроде бы и не час пик (хотя, как тут - откуда мне знать?), а людей натрамбовалось как утром в киевском метро. Все такие вежливые, аж страшно: задели двое друг друга локтями, оба тут же: "перепрошую". Пробить билетик в трамвае? - "Будь ласка" и "прошу". Спросить что-то? - "Вибачаюсь, добродiю, а де..." В общем, в этом плане у Львова всё на высоте.
Едем по улице Степана Бандеры, да и вообще, по сути, находимся в самом что ни на есть "бандеровском центре". Едем очень медленно. Это вообще, как выяснилось впоследствии, особенность львовского транспорта: тут все ездят медленно и аккуратно. А потому что улочки старые, узкие, большинство - на холмах и наполовину заставлены на обочинах автомобилями. То есть, по сути, остаётся лишь по одной полосе в каждую сторону. И если в кого-то влипнешь... станет весь город! Вот и ездят все медленно, аккуратно и осторожно.
Долго ли, коротко, но тут жена, услышавшая "нашу" остановку, командует на выход, мы выплёвываемся - и с глупо восторженными улыбками озираемся по сторонам. Вы были уже когда-нибудь во Львове? Если нет, то когда выйдете на площади "Рынок", центральной площади старой части города, то и ваши лица расплывутся в улыбках.
Вновь короткий диалог с квартиродателем, больше похожий по характеру звонков на ту самую страшилку с гробом на колёсиках: "гроб въехал на твою улицу... гроб подъехал к твоему дому". Так и мы: "Мы на площади... Куда? Через площадь и на улицу Армянскую?.. На улице созвонимся?" - "Мы на улице... Куда сворачивать?.. У дома созвонимся?" - "Мы у дома... Какой код? Какой этаж?"
А жена, попискивая от восторга, щёлкает и щёлкает фотоаппаратом. А где тут улица Армянская, фиг его знает: к площади подходят 100500 улиц.
Спросить? У кого? Народов - толпы, и видно, что всё это - или туристы, или экскурсии. Эй, где тут местные? Ага, вот девушки ходят в старинных платьях, продают карамель с лотков. У них и спросим! По-украински! Ура, начинает получаться! Только вот девушка не знает, где улица Армянская! Да что за!.. Потом, правда исправляется: "А что там, на Армянской?" Да фиг его знает, мы тут впервые. Но тут всплывает в голове, как жена рассказывала, что жить будем буквально по соседству с одним из знаковых ресторанчиков Львова - "Гасовой лямпой". Так и говорю девушке, мол, там "Гасова лямпа". "А-а-а! - тут же девушка расплывается в улыбке. - Что ж вы сразу не сказали?! "Гасова лямпа", то есть улица Армянская туда-то и туда-то". Вот так вот. Туристы в конце своего отпуска знают наименования местных улиц, а горожане больше ориентируются по кафешкам и памятным местам.
Дом, в котором нам придётся жить, трёхэтажный и сразу видно, что возведён хорошо если в веке 19-ом, а то и раньше. Длинный входной коридор холла на первом этаже, крутая скрипучая и очень древняя деревянная лестница, перила которой черны и гладки от времени, а каждая ступенька скрипит по-своему.
Вот и наш этаж, и хозяин уже ждёт.
Квартира в самом центре города, в старинном доме, однушка, но всё есть: и вода, и горячая вода, и интернет. Высота потолков - метра три с половиной, не меньше. Всё автономно: отопление и горячая вода подогреваются автоматически в баках. Вид из окна - шикарен. Под окном - старинная улочка, по которой с утра до ночи всё время будут ходить экскурсии, толпы народа, где жизнь будет кипеть даже глубокой ночью.
Сама квартирка, видно, лишь часть бывшей большой квартиры: из-за хлипкой перегородки доносятся звуки от соседей. Нарезали бывшую квартиру на несколько, оборудовали всем, чем нужно для жизни - и сдают туристам в наём. Бизнес! Ну да ладно, сервисом я остался доволен - а что ещё нужно?
С хозяином расплатились, ключи получили, раскидали вещи, переоделись, деньги в карман - и вперёд, на штурм Львова!
* * *
Только вышли, тут же наткнулись на кошку. Полностью чёрная, подросток ещё, она с интересом на нас посмотрела, выслушала наши приветствия - и словно гид спустилась с нами на первый этаж, вышагивая на пару метров ниже нас. Оглядывалась, чтобы проверить, идём ли за ней, удовлетворённо мружилась, и шла дальше. А на первом этаже свернула во внутренний дворик, опять оглянулась, словно приглашая. Ну, мы тут же приглашение приняли, зашли к ней в гости. Во дворе, правда, никого и ничего. Внутренние галереи на каждом этаже, во дворе - шаром покати, лишь брусчатка и кресло, на которое тут же взлетела кошка и привычно улеглась, принялась вылизывать шёрстку.
В общем, дух дома в виде комнатного льва нас принял за своих. Кстати, ни разу подлянки не сделал, всё чин чинарём.
С корабля на бал - это из подъезда на улицу. Водоворот людей, по большей части детворы. Откуда столько? Что они здесь делают? Через некоторое время, когда увидел масштабы, так сказать, детской "катастрофы", осознал, что сейчас же - каникулы. И вот в каникулы вся страна, все школы, которые могут себе это позволить, запланировали - и осуществили экскурсионные поездки по стране. А какой город самый красивый? Львов. Вот сюда и устремилась львиная же доля школьных экскурсий. Кстати, да, так и получилось: половина отпуска у нас прошли под постоянный детский гвалт на улицах и детские водовороты на перекрёстках.
А ведь какой сразу контраст! Мощёная брусчаткой улочка, старые и красивые дома, вывески и флюгеры, стойки с меню напротив ресторанчиков, летние веранды кафешек с кадками цветов, праздношатающаяся публика... Словно попал за границу и бродишь по улочкам старой Европы. Да в принципе так и есть, кроме, разве что, зарубежья. Наше, родное - и старая Европа! С таким сочетанием мы ещё долго не сможем ужиться.
На сегодня у нас не было никакого плана. Да даже туристической карты не было! Решили сегодня просто бродить по улочкам города и знакомиться с окрестностями.
Прошли возле "Гасовой лямпы", ресторана, о котором я расскажу позже. Действительно, соседний дом. Я думал было, что они нам жизни не дадут, мол, ресторан же, мол, музыка же до трёх утра же! Но, во-первых, это Львов, а не Киев, и тут дорожат и туристами и горожанами и их сном, и имиджем города в принципе. В общем, ни разу музыка из ресторана не доносилась до нашего окна, хотя, как я выяснил позже, звучала не так уж и тихо. Просто хорошие у них тут уплотнители на окнах стоят, да и дискотека - в подвальном помещении.
Возле ресторана сразу несколько экскурсий. Тут, именно тут два соратника давным-давно изобрели керосинку, что потом распространилась по всему миру. И вот на улице за бронзовым столиком сидит один, а из окна третьего этажа выглядывает второй. К первому можно за столик присесть, поговорить с ним о жизни, бросить в выдвигающуюся полочку столика "на счастье" несколько монет и традиционно потереть нос памятника, загадывая желание. Внутрь ресторана, который сделали из дома изобретателей, зазывает мажордом в импозантном костюме и в цилиндре.
Едва вырвались из круговорота детских экскурсий, тут же стали выискивать, где бы присесть, покофейничать: сдавалась почти бессонная у меня и частично бессонная у жены ночь. А что там выискивать? Их тут...
Покофейничали, и дальше, дальше!
Вот ресторан "Рудий кiт" ("Рыжий кот" по-русски), напротив него молодожёнов снимает команда фотографов, а шикарный котище развалился на крыше припаркованной рядом машины. Прохожие видят забавное сочетание - у таверны "Рыжий кот" полно котов - и улыбаются. Мы с ними.
А вообще, их много во Львове. Ресторанчиков, молодожёнов и котов. Со свадьбами вообще странная история. Вот как у нас принято? Обычно свадьбы происходят на выходных. Ну, могут захватить ещё пятницу. Исключение - памятные или интересные календарные даты. А вот во Львове свадьбы и фотосессии мы видели каждый день. Да-да, каждый день. Без исключений. В выходные только побольше - вот и всё отличие. И что удивило ещё: здесь свадьбы больше на западный манер делают: с несколькими дружками и дружками, одетыми одинаково.
Но мы идём дальше, отмечая, как же хорошо здесь рестораторы подошли к организации, так сказать, привлекательности своего заведения. Тот же "Рудий кiт" что снаружи, что внутри (мы позже и заходили в него) усеян кошками: изображения, скульптуры, тематическое оформление. Или вот напротив на той же Друкарской улочке - ресторан "Пошта на Друкарьскiй". Тематическое оформление выплёскивается наружу, не только внутри. Внутри - старинная почта, марки, почти стимпанковское оборудование для посылок, кассы, открытые ящики из-под посылок и солома и много-много всего с почтой связанного. Снаружи - открытки, газеты, марки, почтовые ящики и почтарь - стоит тоже, зазывает. Интересно! Необычно! Хочется зайти! Что уж говорить о, например, о кофейне "Копальня кави" или о "Майстерне шоколада"! Здесь каждый ресторанчик отличается от других, имеет свой стиль, свою фишку. И это правильно! Ресторан должны запомнить не только по яствам и обслуживанию, но и по внешнему и внутреннему виду. Запомнить - и рекомендовать друзьям. По сравнению со львовскими, подобные киевские заведения в большинстве своём проигрывают по всем фронтам. Очень редко где и, как правило, только в очень дорогих ресторанах увидишь тематическое оформление и опять же, это оформление не отличается оригинальностью и больше смахивает на шаблон: натащат селянской старины, распихают там, сям и считают, что это жуть как круто. На самом деле жуть как пошло и банально. Ну ещё порой радуют сети тематических ресторанов, где создаётся корпоративное для таких ресторанов оформление. Большинство же - просто, пусто и банально. А вот во Львове что ни заведение, то новое приключение. В такие хочется заходить ещё и ещё, ибо не всё рассмотрел, не везде посидел, не со всех ракурсов увидел, не все фишки просёк. Поразмышляли мы с женой, почему так, и вывели для себя нехитрый вывод: здесь, во Львове, идут навстречу малому бизнесу, к которым относятся также и рестораны. Помещения, что занимают рестораторы, не отберут завтра - и потому владелец может не волноваться, что вот он в оформление вложит кучу денег, а через месяц городу-арендодателю что-то стукнет в голову - и он вынудить свернуть бизнес. Ресторан организуется и оформляется на годы, десятилетия, обрастает со временем поклонниками, воспоминаниями, славой, узнаваемостью. В него идут и идут люди, попасть в него уже мечта. А с ресторана городу идут деньги в виде налогов. Стабильно, взаимовыгодно. Наши же и рестораторы, и арендодатели почему-то не особо заинтересованы в долгом бизнесе - им деньги подавай, да побольше, да поскорей.
Ну да ладно.
Вот и площадь Рынок, и вновь море людей. А вокруг площади - старинные здания, да и сама ратуша, пусть даже и в строительных лесах, а красивенная!
Толпы детишек осаждают недавно поставленный мобильным оператором Киевстаром памятный знак "Я люблю Львов", лазят по нему, фотографируются. Другие толпы детей оккупировали скамейку с бронзовыми львами, качаются на её цепях. Третьи носятся с экскурсоводами от достопримечательности к достопримечательности.
Не успели мы выйти на площадь, как были атакованы организаторами экскурсий. Зазывалы тутошние опытные, выщимляют туристов на раз-два-три, ненавязчивы: жестом или коротким "Не надо" отказался - тут же отстают. За будущих клиентов "сражаются" несколько контор, и, хоть и большинство экскурсий тут у разных операторов повторяют одна другую, но есть и отличия. Водят как по городу, так и за город, но туда уж возят. Есть и несколькодневные туры по области - по замкам. А так - с утра и до вечера, и даже ночные экскурсии есть. Да и такие интересные! Натка как взяла листовку и начала её изучать, то тут же практически на каждом описании: "Хочу! И эту хочу!" Но не сегодня. Сегодня мы хотели походить сами.
Кстати, вот да! Что в Одессе, что вот и во Львове экскурсионный бизнес налажен колоссально! Вот такого нам, Киеву, не хватает изрядно! Всё, что я видел у нас - курсируют несколько автобусов от вокзалов и сухопутный мини-поезд в центре. Всё остальное - организуется через интернет. Во Львове же довольно развитая сеть экскурсионных туров, множество контор, записываться можно как через инет, так и онлайн, скажем так. Пришёл к определённому месту в определённое время, заплатил требуемую сумму - и вперёд за приключениями во главе с бойким экскурсоводом. А ещё экскурсионные автобусы. Мини-поезда. Автомобили с прозрачным корпусом. Одновременно в поле зрения попадает сразу несколько групп. Кто-то проводит экскурсию в старинной одежде. Иные держат над собой искусственные цветы или флажки, собирающие вокруг себя отставших. Звучит текст из микрофонов, что работают от напоясных аккумуляторов. Всё прям бурлит! Причём многие заведения сотрудничают с экскурсоводами, через них протоптаны маршруты. Например, есть гастрономические туры или туры по кофейням. Или вот заходили мы в подземелья оперного театра, действующей аптеки... но что-то я забежал далеко вперёд.
Короче, во Львове экскурсии налажены так, что остальным городам у них практикум проходить нужно, как такое же наладить у себя.
Натка фоткает не переставая. Я любуюсь и иногда комментирую. Мы улыбаемся. Нам хорошо.
Удивляемся, как много здесь книжных магазинов и лавок. У нас вот в столице - чуть ли не наперечёт, знаешь большинство. Так их мало. А здесь не успели пройти пару сотен метров - уже три книжных магазина. Ещё пара сотен - и ещё три магазина. "У них что, не знают, что такое "электронная книга"? - удивляемся мы и делаем для себя вывод, что не зря тут проходит каждый год слёт книгоиздателей. Воистину, по праву Львов можно считать книжной столицей Украины.
Кстати, купили туристическую карту с достопримечательностями. Правда, поторопились. Потому как чуть позже в другом магазине видели карты куда как узнаваемее, привлекательнее и наглядней. Ту же, что купили, развернули, запутались поначалу в ней, а продавец, вызвавшийся помочь, и сам аж отшатнулся в недоумении: "шо це таке?" Ничего, разобрались.
Бродим по улочкам, натыкаемся постоянно на красивейшие виды, старину, милые особенности, характерные детали.
Уже всё оправдалось, уже всё то, что и хотели! В первый же день получили то, на что надеялись! Как так?
Тут натыкаемся на "Бандерштаб", и я, наконец, вспоминаю, что да! - мы же находимся в центре, по мнению наших государственных соседей, бандеровского движения! Тут же спрашиваю себя: "А слышал ли я сегодня кричалки и отзывы на кричалки, с которыми бандеровцев ассоциируют? Неа, не слышал. Ни разу". В общем, врут ожидания и впечатления. Нет тут националистов в понимании россиян.
Впрочем, тут же вспоминаю я, на площади что-то такое было! Что же? Ах, да, стилизованный столб позора. Фигурка из папье-маше, несколько изобличающих плакатов - и фотографирующиеся со всем этим безобразием молодёжь. Этот столб для них - такое же всего лишь памятное на будущее место, как и четыре фонтана вокруг ратуши. Элемент декора.
Но прочь политику! Мы приехали сюда отдыхать! Вот и не воспринимают этот столб позора всерьёз. Лишь, читая, что там написано, иногда смеётся кто-то из туристов.
Да и мы вот приехали во Львов отдыхать. Я вообще на всё это время отключил интернет, чтобы не слышать новости, отдохнуть от политики и полечить внутренний мир. Скажу сразу - удалось на сто процентов!
Но наш путь лежит дальше. Улочки, повороты, подворотни. Развалины, кафешки, заборы. Красивейшие соборы, летние площадки кафе, забавные вывески, неожиданные памятники и скульптуры. Там, сям - везде! - натыкаемся на интересности, которые нуждаются в объяснении, дополнении сведениями. Решили, что по любому на экскурсию, а то и две, сходим.
Нет, ну вот двор Армянского кафедрального собора - а в качестве плитки, так сказать, видно, что - бывшие надгробия. Почему так? Без объяснения не разберёшься. А у нас в смартфонах 3G не установлен, так что в инет не вылезешь. Может, объяснят на экскурсии? Или вот вывеска "Львiвскi пляцки" - а что такое "пляцки"? Не знаем такого слова, интересно, что там внутри, ведь снаружи толпится народ, рассматривает через витрину внутри же происходящее.
И так далее, и тому подобное. Интересностей вокруг - вагон и маленькая тележка.
Вот, например, замечаем, что нет столбов освещения на улицах. От слова "совсем". На площади стоят, да, а вот на улицах - ноль. Зато все провода подвешены на эдаких растяжках, что электрические, что телефонные, что трамвайных путей. Создаётся паутина над головой, что так мешает фотографировать красоты.
Или вот ещё: центр старого города сделан пешеходным, въезд машин туда запрещён. Разве что тем машинам разрешён, которые подвозят припасы в кафе и магазины. Да ещё и трамвайные пути насквозь проходят. Тогда почему эти узкие улочки всё равно заставлены машинами? Такси в центр не вызовешь, приходится дефилировать с чемоданами за пределы пешеходной зоны, но кто вот эти вот? Непонятно.
Выходим на проспект Свободы к статуе Девы Марии. Поражены её красотой, долго рассматриваем.
А вокруг неё кипит работа муниципальных рабочих: стелют плитку. А через улицу видно, что ремонтируют покрытие и ставят столбы, выкладывают специальным асфальтом велосипедную дорожку. Строительная техника, заграждения и сетки, предупредительные знаки, тужурки со светоотражателями на рабочих. Ну почти как в Бельгии! Кстати, таких рабочих я наблюдал и в субботу. Скорее всего, частная компания занимается обустройством города. Ну или мэр аврально отрабатывает обещанные к выборам плюшки.
Рабочие смеются, перекидываются ну совсем непонятными фразами. Или дичайший акцент, или рабочие вовсе не с Украины, а, например, Венгрии.
И везде толпы народа. А вот, кстати, ещё один плюс - много лавочек вокруг. На кривых улочках старого центра посреди улицы установили лавочки для прохожих, возле каждого храма и собора, на проспектах тоже места для отдохнуть хватает. Замечаю у одной из лавочек скопище народа и внутри так злорадненько облегчённо хихикаю: ну хоть в чём-то Киев даст фору Львову. Те, кто собрались у лавочки, наблюдают игру в шахматы. У нас же в Киеве есть специально оборудованная целая площадка для игры в шахматы в парке Шевченко. Там множество специальных столов, да под навесом. Тут же, как видно, такое устроить не додумались.
А вот, кстати, и памятник Шевченко. Самый красивый и "андеграундный", что ли. От статуи как бы волной поднимается... культура, что ли.
Идём по проспекту Свободы, и вдоль длинного фасада какого-то кафе, что ли, наблюдаю фигуры рыцарей. Думаю, что там исторический музей, намечаю туда сходить. Увы, впоследствии меня в этом плане ожидало разочарование. Вообще, вот чего я не увидел во Львове, потому что не знал, где искать: я думал найти и тщательно посмотреть экспонаты музея средневекового Львова. Исторический музей хотел посетить. Но вот те музеи, которые имели в своём наименовании приставку "исторический", показывали всё, что угодно, только не средневековую историю. Эй, львовяне и туристы, что посетили Львов, где искать рыцарей и доспехи, оружие и карты, макеты и обломки и прочее, прочее? В следующий раз таки посещу.
Потоптались у оперного театра. Кто имеет на руках гривны, достаньте купюру с номиналом "20 гривен". Да-да, это самое здание и есть оперный театр Львова. Посмотрели репертуар. Как-то вот в Одессе сходили удачно в их оперный, решили повторить и во Львове, но не удовлетворил репертуар.
Что понравилось изрядно: в центре везде между тротуаром и проезжей частью устроены или столбики ограждения, или бетонные полусферы, что не дают машине парковаться. Поэтому стоящим автотранспортом заполнены все примыкающие улочки и все возможные площадки.
На площади у оперного устроены детские аттракционы, и тут я ловлю себя на мысли, что это первые аттракционы, что видел во Львове. В старой, исторической части нет детских площадок. От слова совсем. Не, оно-то понятно: это ведь старая часть, тогда, когда возводились дома, улицы и крепостные стены, никто и слыхом не слыхивал о каких бы то ни было специальных детских развлечениях. Но вот мы заходили во многие дворы, а детских площадок или хотя бы песочницы нигде и не было. Кроме одного раза, но рассказ об этом ниже. В общем, кто приедет во Львов с детьми, учтите, что как таковых, развлечений для детей в исторической части нет.
В общем, побродили мы вокруг оперного, полюбовались на сюрреалистическую картинку розового пластикового автомобильчика на дне полупустого фонтана, зарывшегося в опавшие жёлто-бурые листья - да и пошли себе вновь в историческую часть.
Натка ахает и снимает, пищит от восторга и улыбается. Ещё бы! Есть от чего.
Миновали местный рыночек сувениров, похмыкали, мол, у нас на Андреевском выбор поболе будет, да и не за этим туристическим ширпотребом мы приехали, а за впечатлениями.
Кафе и ресторанчики, магазинчики и сувенирные лавки, летние площадки и уличные музыканты. Толпы туристов и резко контрастирующие с ними местные. Вот идут двое, несут куда-то... шкаф.
Я ищу местные пивоварни. Я хочу попробовать разрекламированные пивы с местных частных броварен. И, кстати, замечаю там, сям вывески с обязательным дополнением, мол, тут дают пиво собственного изготовления. В предвкушении мружусь шо котяра.
>
Вдруг видим с женой подворотню. Обычную такую банальную подворотню. Но нам интересно, что там, да куда приведёт, да что в себе таит. Люди и туда, и оттуда ходят, значит, там как минимум что-то интересное. Да и вообще, жена уже туда решительно пошла: любит дворы всякие, лазы и подворотни. Они, говорит, живые, и вообще очень интересно, как тут люди живут.
Тут же не разочаровались: во дворике бросается нестандартная и почему-то развеселившая нас надпись "Дочитуйте книжки!"
Живо представляется эдакий библиофил, который всемерно удручён тем, что книжки не дочитывают, а оставляют на самом интересном месте, что приводит к возмущению ноосферы и завихрению смысловых потоков. И в отчаянии он решает донести до читателей истину, которую, может, они и не знают!
А подворотня приводит в преинтереснейшее местечко. Небольшой, почти карликовый двор, а во дворе - на стенах древние рисунки с Богоматерью, а вон обломки обезглавленных каменных ангелов, а вот стоит высоченная колонна, и на ней тоже Богоматерь. Двери, что ведут в арки со всех сторон, одна так, похоже, в кав'ярню, а другая - на параллельную улицу. Третья же, похоже, в храм. Что это за место интересное?
И тут тоже экскурсии, и детишки вовсю шалят и фотографируют окрестности. Почему-то благодарят группу мужчин, что общаются по-польски, фотографируются с ними группой.
Несколько позже мы узнали, и что это за храм, и что происходило внутри его двора, и почему его дорожки выложены каменными надгробными плитами. Но то будет позже.
Чёрная кошка, наша знакомая, бегает и здесь, и детишки пытаются её завлечь, но она гордо их игнорирует, шмыгает в малоприметный лаз под деревянные ворота одной из арок.
Мы мешаем очередной свадебной фотосессии, и удаляемся через арку, что ведёт на улицу... на нашу улицу! На ту улицу, где мы, оказывается, поселились. Вот те на. Причём, почти точно к самому дому.
А и есть уже охота! Нагуляли аппетит. Решили вечером сходить в ресторан, причём - в саму "Гасову лямпу", подумали, что стоить нам это будет изрядно, а потому сейчас второй ресторан в день позволить не можем. Решили выбрать что не так дорого. Тыкнулись в один - от цен зашевелились волосы, тыкнулись в другой - со вздохом покинули заведение. Надо сказать, что впоследствии с ценами мы свыклись, да и к тому же на опыте выяснили, что вполне по карману посидеть в ресторанчике и дважды: порции тут немаленькие, и не только вкусные, но и сытные. Но в первый день были несколько обескуражены. Впрочем, мы не совсем всё игнорировали, а - намечали: сюда мы зайдём тогда-то, и сюда тоже - обязательно! Тут можно заказать чёрный бургер и кофе в турке, сваренный на горячем песке. А там - как раз варят кофе по-венски!
В конце-концов зашли в итальянскую пиццерию "Бела Чао", в которой делали пиццу на дровах. Ох и вкусный же суп-пюре мы там слопали перед пиццей! Такой, что когда после поездки составляли рейтинги принятой, так сказать, пищи, то на первых местах что у жены, что у меня был как раз этот вкусный суп.
Сытые и довольные, мы расслабленно и не торопясь пошли дальше по Львову гулять. В двух шагах от пиццерии - доминиканский собор, и вот там мы застряли надолго.
Во-первых, там было невероятно красиво: золотая осень, очешуительнейшее здание самого собора, которое хочется фотографировать, фотографировать со всех сторон, да и не только фотографировать, но и - облазить его, обтрогать, обмацать, обнюхать, чёрт побери! Ну такой он лапочка! Массивный и ажурный одновременно, чувствуется в нём дыхание веков, эдакая правдивая старина, трушность, что ли.
Вездесущие туристы, экскурсии, свадебные парочки и праздные гуляки. И тут кофейни и магазины сувениров. А у кофейни стоит металлический человечек в сомбреро, собирающий окурки. Возле него - велосипедные стоянки в виде зажжённых металлических свечей. А на стене - граффити летящей по делам ведьмочки на метле. Напоминание нам, что послезавтра - Хэллоуин.
Наконец, увидели первых нищих в городе - это были попрошайки, тусующиеся на лавочке у храма. Они, как мы убедились позже, собирали милостыню у дверей собора. А ведь большинство храмов - действующие! И доминиканский собор - действующий. И вовнутрь пускают. Забесплатно.
Вовнутрь идти мы не то чтобы не рискнули - решили отложить на более поздний срок. Ну не всё же сразу, чёрт побери! И так уже перебор впечатлений, нельзя же себя добивать и размазывать в первый же день.
Ограничились съёмками храма, и себя на его фоне. Вот вам жена на фоне:
Сбоку от собора - скульптура. Сидит такой мужчина в шляпе и с кипой чертежей, поднял палец кверху. Нос и палец блестят шо дурные, натёртые. А вокруг памятника, на нём - очередная экскурсия. Все говорят разом, все фотографируются с памятником, все трут палец, загадывая желание. Кто это? Что он сделал? На некоторое время для нас этот вопрос остаётся открытым, об этом человеке мы узнали несколько позже.
Натка фоткает, я впитываю город всеми фибрами и одновременно наблюдаю за девчонкой, что приехала к собору на велосипеде, обвешанная сумками и кофрами - и теперь неспешно разворачивается. Появился складной стульчик, из кофра достала какой-то дивный инструмент, одновременно похожий на домбру и музыкальную шкатулку. Как звучит сие произведение музыкальной индустрии, скорее, как-то по-средневековьи, мы уже не слышали. Мы пошли дальше.
Вдруг - небольшой рынок б/ушных книг на раскладках, как раз вокруг памятника первопечатника Фёдорова. Что за книги - не смотрели, не за ними приехали, да и - смысл? У них что, тут что-то есть, чего нет в Киеве на Петровке? Очень сомневаюсь.
Возле памятника - громадьё интереснейших и красивейших зданий, соборы и даже развалины стены. Внезапно - трамвай на приколе. Тоже, оказывается, кофейня. Действительно, тут, как и говорили, кофе на кофе и кофеем погоняет. И это хорошо!
Натка без ума от трамваев, и здесь её любовь к этому виду городского транспорта была с лихвой окуплена: трамваи тут ходят, и много, и часто, и разных. Перед въездом на историческую часть Львова прямо между рельс по трамвайному пути - выдвижной столбик. Подъехал трамвай, остановился, выгрузил и загрузил людей - столбик опустился - трамвай поехал дальше. Не трамвай не пройдёт!
Там, сям по городу замечаю красивейшие телефонные будки. Деревянные, они выглядят древними и отлично вписываются в местные виды. Кстати, обратите внимание на надпись на аппарате. В ней говорится, что с аппарата на городской номер звонок - бесплатен!
А на железнодорожном вокзале я видел телефонные кабинки в полный рост, застеклённые, с дверьми. Кайф!
До Арсенала мы не дошли, а на Русской улице повернули вновь в старые кварталы. Забавно, нам вот объяснили вскоре, что "Русская" улица названа не в честь русских, что жили на этой улице. Совсем нет. Когда улица приобрела своё историческое название, таких наций, как "русская" или "украинская" в принципе не было. Зато были "русины", это тоже славяне, но не те, которые впоследствии стали русскими. И вот они компактно проживали на этой улице. Подобно тому, как в своё время на Еврейской улице проживали евреи, а на Армянской - армяне.
Шли вдоль трамвайных путей, потом куда-то вновь свернули, и вновь. Где-то оказались. Интересно - везде!
Там бронзовый лев, скованный цепями, что пытается вылезти с какого-то подвала. А вот удивительной красоты балконы, что так же рычат каменными львиными пастями. Там из-под земли торчат верхние часть окон, а в них видно далёкий внизу зал и столики, занятые посетителями этого подвального кафе.
Здесь чувствуется наслоение культуры, религий, лет. Вот так вот идёшь в подворотне - а из-под облупившейся штукатурки на тебя смотрят надписи, сделанные в середине позапрошлого века:
Сказать, что мы чувствовали себя в городе комфортно - не сказать ничего. Как-то вот сразу Львов принял нас в объятья и мягко задушил уютом и впечатлениями. Этот город ошарашил нас с женой сразу - и наповал. Красотой и величественностью соборов. Извилистыми улочками с брусчатыми мостовыми, чьи древние камни помнят события сотен лет. Простотой и лёгкостью общения, приветливостью и аурой доброжелательности. Да, аурой. Аурой молодости в древнем месте.
Львов завоевал нас без боя, походя так, легко.
Здесь легко почувствовать себя в своей тарелке. Наверное, чтобы тебя отринули, нужно серьёзно постараться. Здесь легко почувствовать себя королём или королевой.
Темнело.
Напичканные по самые уши хорошими впечатлениями, мы решили уже направить стопы домой. Чтобы отдохнуть, отлежаться перед вечерним променадом в "лямпу".
Что мы и сделали.
Долго ли коротко, а пришёл вечер, и мы пошли в ресторан. Два шага до него - и вот мы в "Гасовой лямпе". По-русски можно перевести как "Керосинка". Ресторан - давно известный, стоит в общем строю с, например, "Криївкой". Потому мы думали, что цены тут будут заоблачные. В сущности, приятно обманулись. Недёшево, да, но ничего заоблачного. Я вот взял, например, немаленькую колбасу с овощами и соусами, жена - шницель с прибамбасами и соусами, и ещё отдельно - сковородку с овощами. Плюс я - пиво, а жена - чай. Всё это нам вылилось в 240 гривен. По курсу - 10 долларов. Наелись-напились от пуза.
Но самое классное в "лямпе", конечно, не еда-питьё. А атмосфера. Начнём с того, что это не просто ресторан, а ресторан-музей. Тут когда-то изобрели керосин, тут появилась первая керосинка, и тут как раз устроили музей керосиновой лампы.
Этих керосинок тут - сотни. Они везде. На полочках, на полках, вдоль стен, на окнах. Маленькие, детские, громадные, шахтёрские, фонари на кареты, императорские. Любые. Разных форм, размеров и исполнения. Крупнейшая в мире коллекция.
Оформлено всё в стимпанковском стиле. В ресторан вообще попасть можно не сразу, а эдаким кандибобером. Сначала от входа нужно спуститься в подвал, где пройти по матерчатому лабиринту, ограждающему вход в ночной клуб (да-да, ночной клуб в подвале, и вот потому музыка ночью не вырывается наружу) от остального заведения - к винтовой лестнице, ведущей наверх. У лестницы - кнопка и светофор. Нажимаешь кнопку - и у тебя загорается зелёный сигнал, зато наверху - красный. То бишь спускаться нельзя, ибо снизу идут. Поднимаешься в основной зал, и вот тут столики, лестницы, ведущие наверх, стойки баров, сотни керосинок и бухающая металлом музыка.
Тебя встречают, препровождают на свободный столик, знакомятся ("Меня зовут Кристина, и я сегодня ваш официант"), дают меню - и спокойно удаляются, дают тебе возможность выбрать яства, напитки.
Народу - полно. Мы ещё хорошо пришли, уже через минут двадцать перед следующими посетителями виновато разводили руками: мест нет. А ведь ресторанчик не маленький: от основного зала несколько лестниц уводят на второй ярус и галереи, да и летняя площадка даже ночью не пустует.
Музыка внутри откровенно удивила: тяжёлый зарубежный рок. Но он не оглушал, не приходилось перекрикивать.
Мы с женой с удовольствием наблюдали окрестности, знакомились с коллекцией ламп, читали забавное меню с кучей интереснейших словечек в названии. Отдыхали от супернасыщенного впечатлениями дня. Ели и пили. Вкусно, красиво, уютно и удобно.
Расплатились карточкой. К слову, тут карточкой можно расплатиться практически везде. Но не везде, на всякий случай держите в кармане и наличные. Просто когда расплачиваешься карточкой, то чаевые дополнительно не даёшь, если они заблаговременно не включены в счёт. Потому некоторые официанты хитрят, мол, к сожалению, невозможно вот сейчас расплатиться по терминалу, минут через двадцать может быть... Но не в этот раз. Расплатился - и пошли себе.
Прошлись по вечернему Львову, ещё больше разулыбались от подсветки, от красоты, от постоянной движухи.
А там и домой, и вскоре - спать.
* * *
Прошлым вечером мы с женой твёрдо решили на следующий день пойти на экскурсию. Решающим в выборе, скажем так, оператора-экскурсовода стало сочетание нескольких факторов: во-первых, женщина, что нам вручила зазывалку-листовку, ну таким же красивым языком всё рассказывала, да так поставлено, да с шутками-прибаутками, с улыбкой, что сразу выделилась из всех и стала симпатична; во-вторых, у них две интересные экскурсии на время совмещались, а стоили как одна, так что выгода налицо; ну и в-третьих, тематика экскурсий привлекала.
Та экскурсия, на которую мы сподобились пойти, должна была нам показать сам исторический - в общих чертах - центр и подземелья города Львов. Скажу сразу, оправдалась экскурсия на все сто процентов.
Собирались на определённое время в определённом месте. Смотрим - никого, и уже решили было, что 'шеф, всё пропало', но как-то за несколько мгновений из прохожих и праздношатающихся образовался клубок людей, которые друг у друга спрашивали, мол, на экскурсию - и удовлетворённо кивали головами. Тут же появилась та самая женщина-зазывальщица, а потом подошла и наш экскурсовод, милая девушка. Её звали Мирослава, и, честно скажу, нам с ней повезло. Знала очень много всего, как фактов, так и легенд, на все вопросы знала ответы, всё могла подсказать, а уж рассказывала так плавно и мелодично, что - заслушивались.
Расплатились (70 гривен с носа), нас предупредили (и в листовке это было честно отмечено), что в некоторые подземелья не пускают за так, там придётся доплачивать. Ну ок. Слегка познакомились, кто откуда. Оказалось, в нашей группе собралась вся Украина - от Харькова до Черновцов, от Одессы до Сум. Мужчины, женщины, детишки. Всего нас было человек 13-15.
Ну, потопали.
Хотя, нет, никуда мы не потопали. Сделали пару шагов, оказались на центральной площади Рынок - и уже полился рассказ о достопримечательностях, исторические факты, интересности и нигде не описываемые байки, что передаются из уст в уста поколений львовян - и вкладываются в уши гостей города.
Мы услышали несколько историй о средневековом Львове. Например, о том, как однажды один князь, въехав во Львов с большим кортежем, на центральной площади на вот этом вот самом балконе увидел одну девушку, что вышла его приветствовать вместе со всеми - и влюбился с первого взгляда. Женился на ней, и всё у них было хорошо. Потому во Львове так любят балконы.
Да-да, на балконе стоят обычные туристы. На центральной площади старого Львова. Да-да, и тут есть номера, апартаменты, что сдают на проживание посетителям города. Стоят они, конечно, ахово: от 1000 до 2000 гривен в день. У нас же, напомню, всего лишь на параллельной улице, стоило 250 гривен в сутки.
Или вот есть на площади здание абсолютно чёрное. Ну, кроме вывесок, окон и скульптур. А почему чёрное? А потому что давным-давно созрел вопрос о том, что вот надо ремонтировать здание, счищать с его стен копоть и пыль, а её накопилось за века столько, что фасад стал очень тёмным. И тогда в городском магистрате приняли решение не счищать, а наоборот - усилить черноту. Здание покрасили в чёрный цвет. С тех пор вот оно так и осталось чёрным. Кстати, по Львову несколько таких же видели. Наверное, дурной пример - заразителен, и подобные проблемы решали подобным же образом.
Кстати, с этим зданием есть ещё одна фишка. Сейчас это музей (как и большинство зданий по этой стороне площади), а раньше был... блин, забыл, что раньше там было. Главное, это вот надо было охранять, и там снаружи здания, бывало, был сторож. Для сторожа, чтобы он отдохнул, а то постоянно на ногах, была сделана каменная лавочка-приступочек. Но сделана хитро: сиденье под наклоном. Это для того, чтобы если сторож задремлет на лавочке, то обязательно свалится, не удержавшись на наклонном сиденье. И проснётся, само собой.
Кстати, все здания, что сделаны с камня, а не, например, кирпича, имеют название 'кам'яниця'. Это зачем-то экскурсовод выделила особо.
На площади здания, выходящие фасадами, имеют преимущественно три окна. Это особо было оговорено! Три окна - для 'рядовых', а если человек, живший в доме, был совсем не рядовым, то и окон, соответственно, было больше. Губернатор, например, жил в доме с четырьмя окнами на фасаде. Посол Папы Римского, кажись, так вообще в пятиоконном доме. Так что ритуал, понимаешь, меряния пиписьками возник ещё чёрт знает когда.
Мирослава рассказывала нам обо всём, на что падал наш взор. Ратуша? Ок - и пошёл рассказ про ратушу. Про её высоту, про то, что там есть обзорная площадка, и туда можно подняться за мзду. Магистрат? Ок - и пошёл рассказ про магистрат, и что входить в него нужно между скульптур двух львов, чтобы, понимаешь, очиститься. Не сожрут тебя львы, значит, свой ты человек, проходи. Фонтаны по углам площади? Ок, и вот вам про фонтаны. Мол, в незапамятные времена это были всего лишь родники, с которых местные жители брали воду и поили лошадей. Но потом пришли австрияки - и навели порядок. Поставили фонтаны на месте родников, а воду брать не запретили. Вообще 'пришли австрияки - и навели лад' за время экскурсии прозвучит не один раз. Даже сложилось такое впечатление, что до прихода австрийцев во Львове жили сплошь дикари, что не знали слов 'уют' и 'порядок'.
Не, мы не спрашивали Мирославу о том, о сём - мы просто слушали. Она говорила практически не переставая, речь лилась мелодично и плавно, всегда интересно и в тему.
С площади мы направились к Доминиканскому собору. Там было наше первое подземелье.
Естественно, Мирослава рассказала и про собор, и кто его построил, и когда. Я дат не запомнил, но выходило, что - давно. Чуть ли не с возникновением самого Львова. И обитали в нём, естественно, монахи доминиканцы. А они ещё до прихода католичества в виде Речи Посполитой, были представителями Папы Римского в регионе. Более того, выполняли функции инквизиции. Ещё до официального прихода инквизиции в город. Но не были такими уж страшилами, как может показаться. Наоборот, вполне себе помогали страждущим и нуждающимся. Например, после разорения татаро-монголами Киева во Львов переселились монахи из разрушенной Почайской Лавры, и жили как раз в подземельях Доминиканского Собора.
Вход и ступеньки в подземелье были настолько истёрты, что наступать на них было реально страшно и волнительно: уму непостижимо, сколько ног за столько лет касались этого камня.
Подземелья довольно обширные, но для туристов открыта лишь часть их. Большая часть не используется или служит в качестве запасников музея религии, что занимает нынче часть Доминиканского Собора. И, вероятно, в некоторых помещениях до сих пор стоят десятки гробов священнослужителей: тут так же хоронили, как в Лавре, например. В Киево-Печёрской Лавре в подземельях я их видел, эти пирамиды гробов, из прорех которых торчали останки и ошмётки. Так же, рассказывала Мирослава, было и тут: умирал, например, монах, его клали в гроб, а гроб - относили в подземелье в одно из помещений. Там гроб ставили сначала на пол, а потом, когда весь пол был уставлен - на гробы. И так стеллажи гробов росли, пока не заполняли всё помещение.
В подземельях было несколько помещений, в каждом - куклы, фигуры людей, сделанных из папье-маше. Если идти без экскурсии, то все эти фигуры - простота и пустота, ничего не значат. Главное тут - всё же истории, связанные с этими фигурами.
Вот, например, из прорехи под потолком торчит рука - и экскурсовод рассказывает нам о монахах-отшельниках, которые уходили в эти подземелья и просили себя замуровать, чтобы быть наедине с Богом и чтобы им ничто мирское не мешало. Так и сидели в узком пенале-келье, где был лишь каменный лежак. Даже окна не было. Под лучину читали Библию да молились. А в маленькое окошко им просовывали еду. Если наутро или когда там пищу разносили не появлялась в окошке рука, то делали вывод, что монах умер. Стену кельи разбирали, доставали тело - и как описано выше, в гроб, а гроб - на пирамиду других гробов.
Или вот женщину пытают: ноги в огонь суют. Это уже инквизиторы ищут ведьм. До их прихода как-то не слишком и искали ведьм, зато когда те появились... ох и не повезло здешним красоткам. Всем же известно, что если женщина красива, то - ведьма. Вот и таскали красивых да худеньких в застенки. Пытали, потом засовывали в мешок - и сбрасывали в реку. Если утонула, значит, не ведьма. А не утонула ,всплыла - таки ведьма. На костёр её! Правда, наши красотки всё же были в выигрыше. Как напомнила Мирослава, по инквизиторским эдиктам выходило, что ведьмой нельзя считать женщин весом более 50 кг, так как стандартная грузоподъёмность стандартной метлы составляла именно 50 кг. После этого замечания все женщины нашей группы облегчённо выдохнули и мстительно захохотали.
Кстати, и дыба, и вообще всё оборудование, что было в этих подземельях - то ещё, той ещё эпохи, никаких новоделов.
А вот фигура красивенной женщины, и у Мирославы тут же готова история и про неё. Боже, страсти такие, что Шекспир (кстати, как раз тогда и писал свои пьесы) отдыхает. В общем, она - единственная наследница какого-то крупного магната, и её захотел взять в жёны какой-то князь. А князь был старше её лет на 30. Дело шло уже к свадьбе, как вдруг девушку увидал сын другого князя, бедный, но красивый и пылкий. Обоюдная любовь с первого взгляда. Но что же делать со свадьбой? Ведь уже обвенчана со старым князем. Тогда мать девушки обещает передать половину приданого доминиканцам, если те разорвут венчание и поженят молодых. Те за гигантский баблос, естественно, соглашаются. Но старый князь прознал о кознях - и уже в составе большого войска идёт на Львов. Город взяли в осаду. Город не сдаётся. И не собирается. Долго. Но увы, уже голод, уже мрут люди, и город сдаётся. Молодых отдают старому князю. Тот соперника умерщвляет, молодую заточает в монастырь, а обещанные деньги так доминиканцам и не даёт. Вот такие страсти.
В общем, в этих подземельях, а главное - в этих историях было много интересного. Пространства там не так уж и много, а вот экскурсий набилось порядочно. Эдакий конвейер получался: оттарабанит в одной комнате один экскурсовод своё - идёт к другой, а там другая группа. Ждёт, пока те не пойдут дальше. Много экскурсий, много людей. Туристический Львов! Киеву до такого как...
Выбрались наружу, а на улице так ярко! Так свежо, такой воздух, такое солнце! Красота!
Кстати, и сам собор, и даже ворота в его внутренний дворик засветились в 'Трёх Мушкетёрах'. Много, очень много сцен этого фильма снимали как раз во Львове. И Доминиканский собор отметился тут, например, когда мушкетёры пели песню 'Пора-пора-порадуемся...'. Смотрите сами: Пора-пора-порадуемся Сначала четвёрка мушкетёров выезжает с одного боку Доминиканского Собора, потом типа с ворот, а на самом деле - с другого боку собора.
Вот наша экскурсовод Мирослава и те самые ворота:
Мирослава хмурится не потому, что строгая, она на самом деле смешливая и улыбчивая девушка - просто солнце ярко светило.
Рядом с собором ранее мной уже упоминаемый памятник, ну, человек с поднятым пальцем, помните? Ну так вот. Мирослава нам про него рассказала. Оказывается, это Никифор-Епифаний Дворняк, украинский художник-примитивист. Я о нём ничего прежде не слышал, а, оказывается, это человек в художественных кругах известный не меньше, чем тот же Малевич. Кому интересна его история - смотрите в интернете и в соответствующих книгах. Мирослава же нам рассказала, что этот художник был человеком необычайно добрым и совершенно отрешённым от мира. Он не понимал, что его рисунки (то ,что я принял за чертежи в его руке, оказывается, рисунки) что-то да значат, что они - шедевр в своём роде, что стоят очень дорого. Он жил очень бедно, был очень набожный, у него ничего не было. Из жалости его подкармливала одна женщина, а он в награду, в так сказать плату, давал ей свои рисунки. Она брала только для того, чтобы... растапливать ими свою печь! Друзья Дворняка говорили ему, мол, зачем ты отдаёшь ей свои рисунки, она же их сжигает, на что художник отвечал, что рисует не для себя или для людей - а для Бога, и если Богу угодно, чтобы рисунки были сожжены, то так тому и быть. В самом деле, говорил он, дым идёт наверх, на небеса, а значит, мои рисунки таки до Бога доходят. Так его и изобразили в памятнике: добрым и показывающим на небеса.
Естественно, считается, если потереть нос или палец Дворняка и загадать при этом желание, то оно обязательно сбудется. Естественно, вся группа захотела загадать, и Мирослава, конечно же, дала нам это сделать.
Потом мы вернулись почти что обратно на площадь, не дошли до неё буквально пару метров и завалили гурьбой в Музей Аптеку. Это была первая аптека в городе, в ней всё сохранилось с тех ещё времён. Более того, это и действующая аптека! Да-да, тут продают анальгин и эффералган, бинты и шприцы, а через боковой ход в стойке аптеки проходишь во внутренние помещения - и попадаешь в Музей. Только заранее нужно денежку собрать и отдать аптекарше.
Так и сделали.
Сказать, что внутри было интересно - не сказать ничего. Я не знаю, пускают ли вовнутрь без экскурсоводов, но я бы хотел там побывать вновь и рассмотреть всё досконально, а не вот так, как получилось у нас: чуть ли не бегом. Всё, что рассказывали, было интересно, а всё, что видели глаза - было реально. То есть это были не муляжи или реплики, это были реальные инструменты, колбы, ёмкости и прочее, прочее. Разве что жидкости внутри пузырьков да сушёные травы вряд ли пришли к нам с 16-18 веков.
Нам рассказали, почему этикетки на пузырьках имеют разные цвета, а названия на этикетках тоже разноцветны. Рассказали, где и как делали порошки и зелья. И почему некоторые весы в стеклянных ящиках. И кто имел право быть аптекарем. И многое, многое другое. Мозг впитывал новую информацию, а писательская жилка пыталась не упустить ни одну деталь: насколько всё это было интересным и нужным!
Мы шли из зала в зал, и в каждом что-то интересное да рассказывали.
Вот, например, средневековый ксерокс: машинка, что хитрым способом печатала рецепты на бумажках, а сами бумажки потом прикреплялись на горлышко бутылочки. Вы сто тысяч раз видели эти бумажки на пузырьках в мультиках и кино!
Видите над машинкой стенд и те самые этикетки?
Но вот из залов мы вышли во двор аптеки. А там, помимо вьющихся виноградов, стеклянных домиков, галерей и прочих вазонов, стоит статуя. Беременная женщина со слегка, лишь слегка потёртым пузиком. Что это? Оказывается, ещё одна статуя, которую, если потрёшь - то будет тебе счастье. На этот раз она предназначена для девушек и женщин, которые хотят в этом году зачать и родить нормально. Потрёшь, мол, и будет тебе счастье. Услышав интерпретацию, мужики, не сговариваясь, взяли своих жён и подруг в охапку - и поспешили подальше от коварной статуи.
По лестницам и галереям прошли в малоприметную дверцу - и оказались в каморке... алхимика! Многие аптекари занимались, конечно же, исследованиями свойств материалов и веществ кто - в поиске философского камня, кто хотел из воды золото добывать, кто мастерил яды и прочее. Но церковь алхимиков преследовала и нещадно палила, потому им приходилось скрываться. И вот она, каморка алхимика. На вид - обычная комната, однако одна стена тут - фальшивая и запросто убирается.
И за этой стеной (на фото вместо неё - сетка) - алхимическая лаборатория.
Необычные ингредиенты, необычные животные - тушки их, всякие реторты и горелки. А печь, в которой приходилось сжигать всякие вещества для составов, соединена хитрым способом с печью в комнате за фальшивой стеной. Идёт дым из трубы - а и ничего, это готовится пища или обогревается жилое помещение, не прикопаешься. А то ведь инквизиторы часто устраивали облавы и поначалу по дыму из необычного места как раз и выщимляли алхимиков. Теперь же даже если облава, всего и нужно-то - из-за стенки выйти. Лаборатория спрятана отменно.
Мирослава рассказала об одном алхимике, который жил во Львове и даже может быть именно в этой лаборатории работал. Князь здешний как-то очень заболел, и ему не помогали местные доктора. Тогда к нему пришёл алхимик и сказал, мол, я тебя вылечу, но ты разреши мне заниматься тем, чем я занимаюсь - а он как раз исследовал местные воды на предмет золота. Князь пообещал прикрыть его от церкви. Так и вышло. Алхимик вылечил князя, а князь уберёг его от церкви. Золото в воде алхимик тот так и не нашёл, зато благодаря его исследованиям люди узнали ,что в Трускавце вода наделена лечебными свойствами. И поныне в районе Трускавца множество лечебно-оздоровительных учреждений, основанных как раз на воде. И выпускается минеральная вода 'Трускавецька'.
А потом мы спустились в подземелья. Да-да, даже в аптеках были подземелья, и по многим причинам!