Решил не отставать от Зависти и тоже набросать пару строк рецензии на что-нибудь классическое. А тут как раз показывают художественный фильм "Знахарь". Как не соблазниться?
Вооружившись гуглом и читалкой, быстро докопался до автора - Тадеуш Доленга-Мостович. Интересна его биография, так как если вы думаете, что он польский писатель, то вы глубоко заблуждаетесь. Даленга-Мостович - писатель Русский! Да, да! вы не ошиблись. Посудите сами - родился в царской России в Белоруссии, получил классическое гимназийское образование, учился в киевском университете на юридическом отделении. И только после революции уехал в Польшу. А дальше - пошло-поехало.
После прочтения биографии писателя, а ее я читаю после самого произведения, чтобы быть боле объективным, мне сразу стало понятно, почему так легко читалась книга.
Теперь непосредственно о произведении. Написано оно по классическим канонам; прекрасное описание природы (в отличие от Льва Николаевича - не напрягающее), замечательные нетривиальные характеры персонажей, хорошо прописанные быт и жизнь простых людей.
Не буду описывать сюжет - он соответствует фильму, расскажу отдельно о героях и книге в целом. Первое, что бросается в глаза - это порядочность людей, причем всех. В этом произведении плохих персонажей, в классическом смысле, практически нет. Исключением являются, наверное, только бандиты, ограбившие профессора Вильчура - главного героя. Хотя есть еще один "злодей" - это жена доктора Вильчура - Беата. На протяжении всей книги этот "злодей" не давал спокойно жить героям "Знахаря" даже после собственной смерти.
Вообще, в произведении сквозит тема завуалированного женоненавистничества. Все женщины, за исключением, пожалуй, только Наталки и Марыси, носят отрицательную "ауру". Хозяйка лавки, в которой работала Марыся - дочь профессора, считает себя неким гуру, повидавшим всё на свете, верит слухам, а не своей воспитаннице. Графиня Элеонора Чиньская - жесткая самоуверенная женщина, считающая себя "мудрым, аки древо бытия". Невестка Зоня - взбалмошная крикливая и неуравновешенная баба. Про жену профессора Беату и говорить нечего - эгоистка, из-за которой и произошли все события, описываемые в книге. Беата бросила мужа ради неизвестного счастья с неким Янеком. Объяснила это тем, что Рафал Вильчур затмевает ее, утомляет множеством праздников, славой и известностью, хотя сама происходила из обедневшего знатного рода. Она всегда мечтала о такой жизни. Женская логика во всей красе. Больше всего поразило то, что она забрала с собой и дочь Марысю (Мариолу) в "неизвестное плаванье", сама при этом сообщив в письме мужу, что, возможно, у них с Янеком не будет и "корочки хлеба". И эта женщина хочет, чтобы ребенок разделил ее участь? Еще больше меня потрясло, когда пани Вильчур отказалась от пансиона для дочери из-за своей гордости. Конечно, лучше быть гордой с голодной дочерью. А в конце, зная о приближающейся смерти, оставила ребенка на произвол судьбы.
Мужские персонажи по получившемуся перекосу - сплошь хорошие. Антоний Касиба (Рафал Вильчур) - святой во плоти. Прокоп-мельник - честный, предприимчивый, щедрый хозяин, его сын Василь - добрый малый. Граф Чиньский, отец Лешека - чуткий, любящий отец-подкаблучник. Сам Лешек - добросовестный и целеустремленный парень, умеющий любить всей душой.
Даже, казалось бы, отрицательные персонажи на страницах этой книги имеют положительные черты. Доктор Павлицкий - честный эгоист, все его беды были от невежества и зависти, которая оправдывалась крайней нуждой его семьи. Хирург Добранецкий, ученик профессора Рафала, карьерист, завидующий Вильчуру, но имеющий совесть, что доказал в конце произведения - поехал искать Антония Касибу, чтобы вылечить его от амнезии.
Даже "злодей" Зенон, сын шорника Войдылы, устроивший аварию мотоцикла Лешека, раскаивается в своем поступке, становится на путь "добра".
Но, несмотря на явные "перекосы", книга очень хороша, не настраивает против женщин, хоть и есть небольшой "привкус". "Знахарь" - отличный роман с трогательной концовкой, интересным сюжетом, замечательным исполнением. Рекомендую к прочтению и советую от всего сердца.