Даже не знаю, как это я так долго обходила вниманием эту серию, почему же не наткнулась раньше, не заинтересовалась, ведь не раз, проходя мимо витрин с детскими игрушками, натыкалась взглядом на странных кукол-зомби или кукол-вампиров. Когда это случалось - внутри рождалось только недоумение. Кому это зеленое чмо со швами должно понравиться? - спрашивала я себя и не находила ответа, не было объяснений. Теперь же, ознакомившись с серией, всё стало предельно понятно. И я, наконец, стала замечать, насколько монстры "заполонили" окружающее пространство, во всяком случае, навязчивая реклама о них прямо бросается в глаза с большинства сайтов, где я бываю.
Ну, а теперь, собственно, мои впечатления.
Вольный пересказ серии:
В одном небольшом американском городке Сайлем штата Орегон жила себе, поживала целая куча монстров, жила тайно, скрывая свои сущности от людей. Но вот семейство Штейнов, тех, что вели свою ветвь от чудаковатого профессорского чудовища Франкенштейна, не слепили себе 15-летнюю дочку (Фрэнки Штейн) и в городок не приехала девочка Мелоди со своей семьей. И вот из череды сплошных тупостей рождается сюжет: начинается борьба с предвзятостью "нормалов" (так монстры называют обычных людей) к монстрам, основа, которой покоится на вездесущей толерантности. От книги к книге накал страстей вокруг улучшения "жилищных условий" для трупаков повышается, а межвидовая и простая любоффь прямо начинает зашкаливать, и в финале, конечно же, победа.
Минусы (попытаюсь сократить, но, если много, не обессудьте):
- Книжка американская, поэтому насыщена псевдоидейностью, вопросами толерантности и борьбой за права. Всё это колоритно, но не всегда понятно. И эта их система ценностей, порядок жизни и прочее. Вот, к примеру, постоянное указывание на наличие четырех зон в столовой. Я так и не смогла понять, в какой из них я смогла бы поесть. И, честно говоря, это самый серьезный вопрос, занимавший меня при чтении серии, настолько она содержательна.
- Туда же эти постоянные упоминание наименований и брендов одежды, которые носят персонажи, косметики, техники, магазинов, кафе, ресторанов и прочего. Они тоже так содержательны и наводят на одну мысль: "Все трупы жуть, как богаты, а люди - лохи. И ты будешь лохом, если скоренько не преставишься".
- Неубедительно - всё, абсолютно.
- Всю первую книгу о "видовой принадлежности" некоторых персонажей приходится только гадать. Всё, что ты можешь о них сказать - они монстры.
- Знание естественных наук у г-жи Харрисон определенно хромает, объяснять в тексте природу того, чего не понимаешь - это так по-современному. Уж лучше бы магией обозвала, я в фентэзи к этому уже привыкла.
- Родители подростков-монстриков ведут себя в соответствии с возрастом только тогда, когда авторесса им разрешает, то есть когда надо подстегнуть персов на бунтарство, в остальное же время они всем картонным скопом лежат тихонько в сторонке и никому не мешают. Чего стоит поступок семейство Штейн, когда они свою несмышленую дочурку монстром зеленокожим привезли в школу поутру, чтобы проучить. Офигительно же! Достойно взрослого.
- Ах, а какая там любовь, какие яркие чувства. "Лижутся" друг с другом без зазрения совести и соблюдения приличий, и все нормально, подростковая любовь такая простая... И главная мысль всей серии: "Трупы целуются лучше людей". Да-да. Всё именно так. И она даже озвучена одним из персонажей практически слово в слово, так как именно девочку-зомби он сравнил со своей подругой-"нормалкой", и последняя естественно проиграла. Так что если вы еще любите кого-то живого, дышащего, учтите - вы окончательно устарели.
- Кстати о поцелуях. Я честно не могу себе представить такого "горячего" мальчишку, который, целуясь с девчонкой, мог исполнить "поцелуй" столь яростно, что у нее голова отскочила. Это как ей голову нужно было выворачивать? Что он вообще пытался сделать? Не важно - насколько у нее шов был непрочный, но усилия он прилагал явно не только для поцелуя. Блин, чуть опять не стошнило, дальше не буду расписывать, извините, ниже в цитатах приведу отрывок.
- А теперь подробнее о монстриках:
1) Френки - "чудовище Франкенштейна" - зомби, живущее за счет электричества. Папашка-ученый (так же собранный в лаборатории) самолично сшил ее из кусков и дал жизнь. Как и почему она ожила, зачем и почему она дышит, каким образом переваривает пищу, где у нее аккумуляторы, по какой причине куски плоти сшивались простыми нитками, а не "хирургическими", если куски тела сами были сделаны неизвестным способом ее папашей, из чего она вообще сделана, зачем нужно место под сердце, что помогает ей определять температуру окружающей среды, каким образом электричество ее питает, и почему может происходить его сброс через пальцы (искры или даже крупные молнии) - ответов нет;
2) Потомок доктора Джекила. Фактически считается монстром из-за раздвоения личности, смена её возникает из-за выделения пота, в котором якобы содержится способствующее этому вещество. Убирая все эти невнятные объяснения, остается только проблема с раздвоением, которая вполне приемлема в людском обществе и как бы считается решаемой с помощью психиатра. В любом случае, монстром его вряд ли посчитали бы. Жаль, г-жа авторесса другого мнения, на чем и зиждется книжонка;
3) Мальчик-невидимка Билли (туда же и его подружка Спектра). В любую погоду бегает голяком, ибо иначе гуляющие сами по себе шмотки и обувь привлекли бы слишком много внимания. Ау, никого не смущает температура окружающей среды? Это Орегон, а не пустыня Сахара. Пневмонию не подхватит? На стеклышко не боится наступить? А если случайно в лоб закатают? Не было прецедентов? И еще хотелось бы понять, что происходит с едой, когда она попадает в него. Или он всегда голодным ходит. Но главная претензия не к этому, а к покраске. Да-да, мальчику помогают обрести видимость в книжонке с помощью автозагара, краски для волос, линз и одежды. К последнему претензий нет, а вот к остальному - масса. Автозагар, насколько мне известно - это не совсем краска, то есть не косметика, проще говоря, у него назначение несколько иное. А уж то, что невидимые волосы подкрасятся и после помывки проявятся - вообще глупость, краска ж не налипает на волосы, а изменяет цвет изнутри. Ну, а линзы... Так ничего конечно, но зрачки без белков не пугают?
4) Вампирша Дракулаура. Умерла и возродилась вампиром. Не отражается в зеркале. Всё, в соответствии с распространенными представлениями. Только она вегетарианка. Абсолютная. Ну, такие предпочтения. Не стану придираться, ибо нет доказательной базы, что должна хотеть чужой крови, кроме старинных рассказов. Допустим, хотя, на мой, взгляд она просто не вОмпЭр. Мне не понятно, чего она всё время мёрзнет. С какого ляда труп тысячелетней давности может испытывать такие неудобства?
5) Морское чудовище Лагги. Не понимаю, почему у нее чешуя только на руках и нигде больше. И как она прячет плавники на них же так, что под перчатками их не заметно.
6) Девочка-оборотень Клодин. Превращается в волка. Но мне почему-то кажется, что кто-то не затруднял себя необходимостью узнать, что это за зверь и как выглядит, потому что лично меня несколько смутила длина шерсти девочки, густота и цвет. Впрочем, куда интереснее другое: она делает себе постоянную эпиляцию всего тела, но, по непонятной причине, оставляет на загривке полосу меха, выглядящую как меховой шарф. Зачем? Почему именно там? Непонятно.
7) Мумия Клео. Красотка, долгожительница, воняет амфорой, иногда наряжается в похоронные пелена. Никаких неудобств. Вообще. Никого ведь не смущает, что ее внутренности, по идее, должны храниться в специальном сосуде, и она как бы бегает, будучи внутри полой. И кожа у нее, точно персик, время и мумификация ничто перед красотой. Угу. Мозг вообще-то тоже вынимают из мумий, но это по Клео заметно.
И т. д.
- СМС! Как же клёво писать книжки в нашем веке. Десяток СМСок вставил в текст - и лафа. Бесит.
- Возраст. По какой-то причине монстрики совсем не взрослеют. Точнее, начинают взрослеть только в момент, описываемый в книге. Почему - неясно. Неужели, вампирша или мумия и прочие прибывали до этого в таком же состоянии сотни лет? Для чего они тогда ходят в школу?
- "Нормалы", то есть обычные живые люди представлены в основе своей, как стадо идиотов. У них два состояния: агрессивное и любопытно-восторженое. Они сами не знают, почему сначала не любят и боятся монстров, а потом вдруг влюбляются и собираются с ними клёво тусоваться. Всё это приходит им свыше...
- Сюжетное решение всех вставших перед персонажами проблем клинически тупое. Люди рассекретили монстров и ополчились против них? "Есть решение: замаскируемся и дальше будем ходить в школу. А потом еще снимем фильм про нас и покажем по кабельному. Телевизионщики подтвердили наше существование и еще раскрыли личины, так, что нельзя спрятаться? Немного попрячемся по соседним домам, а потом вернемся, авось все забудется. Любоффь спасет мир и нас заодно".
- Никаких тебе ученых, жаждущих расчленить монтра и узнать, как это он продолжает жить, будучи мертвым, ни селян с вилами, ни одной Милы Йовович на них не нашлось. Всем по фигу. Директор школы только уволил училку-нормалку, у которой сын монстр, и всё - великое зло против свершил. Аналогий не проведёте?
- Монстры плодятся, как одноклеточные, чуть среда улучшилась - и поперло. Они выползают из всех щелей, буквально. Даже те, кто числился людьми - внезапно оказываются монстрами.
- Почему никого из коренных жителей Сайлема не смущает, что их соседи (те, что монстры) не стареют? или даже не умирают? А если всё-таки делаются показные похороны, их "внуки" так идентичны с "бабушками" и "дедушками"...
ИМХО:
С моей точки зрения, книги безобразны, сурогатны и вредны, так как буквально зомбируют на толерантность ко всему подряд и к трупам, в частности. Слишком много некрофилии под соусом из детской непосредственности. А так же этой особой толерантности и призывов к "радужной" любви. Слишком явная "скрытая" пропаганда всего ненормального. Берегите своих детей, не давайте читать такие книги.
Цитаты(Брала из экземпляров, предоставленных для онлайн чтения, не могу сказать,чей перевод):
- Да, но я тебя сделал буквально (А мог сделать фигурально), - пояснил Виктор. - Прямо тут, в этой лаборатории. Из идеальных частей тела, которые я изготовил своими руками (Сам выстругал? Из чего? Что за материал такой идеальный? И чего ж из частей, а не сразу целиковой?). Я запрограммировал твой мозг, заполнил его информацией (Ненужной, поэтому ты ведешь себя, как неадекват, а не как правильно запрограммированный робот), собрал и сшил тебя (Потому что клея не хватило, "холодная сварка" кончилась, а скотч одолжил сосед. Куски тела наляпал, а "Момента" не нашлось в лаборатории. Кружок кройки и шитья, прямо), вставил тебе в шею контакты (Хотел в лоб, но это слишком заметно), чтобы тебя можно было заряжать (Только аккумулятор вставить забыл. А вилку не мог ей где-нибудь сзади забубенить?). Ты не нуждаешься в пище, разве что для удовольствия (Чьего? И, пардон, в сортир она тоже будет ходить тоже ради удовольствия?). И, видишь ли, Фрэнки, поскольку в твоих жилах нет крови, твоя кожа... э-э... зеленая. (Зато есть хлорофилл?)
(Рассказывает монстр)
- К несчастью, наша история, как и история многих других людей, была полна жестокостей и преследований (Жаль, вы только не люди, а монстры). Но, по счастью, Средневековье осталось позади, и мы смогли наконец открыто поселиться среди нормалов (Открыто настолько, что до сих пор так и маскируетесь). Мы работали вместе, общались, влюблялись. Однако к началу тридцатых годов двадцатого века все переменилось ("Любовь прошла, завяли помидоры...").
- Почему?
Фрэнки залезла на тахту и прижалась к Вивеке. Запах маминого гардениевого молочка для тела успокаивал.
- Потому что появились фильмы ужасов. Нас, ЛОТСов (иное название монстров), снимали в главных ролях в разных фильмах, таких как "Дракула" (Обсосал кучу народа, но зато как сыграл, как сыграл), "Призрак Оперы", "Доктор Джекил и мистер Хайд" (Шизофреник в кино! Угу, как круто!). А те, кто не мог играть в кино... (Тех съели)
...
- Потому что в фильмах нас изображали ужасающими, злобными, кровожадными, врагами всего живого (Но мы не такие, мы белые и пушистые, только чуть-чуть мёртвые)!
Виктор снова принялся расхаживать взад-вперед.
- Дети нормалов, увидев нас, визжали от ужаса (А должны быть в восторге от ходячих трупов, нашпигованных контактами и сшитыми из трупов?)! Их родители перестали приглашать нас в гости (У них дети кончились)! Никто не желал иметь с нами дела! Мы в одночасье сделались отверженными (Не окупилось актерское мастерство). ЛОТСы подверглись насилию и вандализму (Даже не хочу это представлять. Насилие еще ладно, но трупы подвергшиеся вандализму...). Нашей прежней жизни настал конец (Больше вас не приглашали сниматься ни в один фильм?).
- И что, никто не пытался постоять за себя? (Пытались, и не только постоять, но и посидеть, и полежать) - удивилась Фрэнки, вспоминая множество исторических битв, которые разыгрывались по похожим причинам (Но с монстрами ни одной битвы там не значилось).
- Мы пытались... - Виктор покачал головой, с грустью вспоминая неудавшиеся попытки. - Протестовать было бесполезно. Все наши выступления превращались в раздачу автографов бесстрашным поклонникам ужастиков (Но их было слишком много и на всех пасты не хватало?). А если бы мы предприняли любые другие действия, помимо мирных протестов, это стало бы только лишним доказательством, что мы действительно такие злобные твари, какими нас изображают! (Поэтому мы спрятались и из-за кустов стали вредить)
(В столовой)
"Зоны" отличались друг от друга цветом стульев и художественно разукрашенными рукописными табличками: "ЗОНА, СВОБОДНАЯ ОТ АРАХИСА" была коричневой, "ЗОНА, СВОБОДНАЯ ОТ ГЛЮТЕНА" - голубой, "ЗОНА, СВОБОДНАЯ ОТ ЛАКТОЗЫ" - оранжевой, а "ЗОНА, СВОБОДНАЯ ОТ АЛЛЕРГЕНОВ" - белой. (Ну, вот где обычный человек может поесть? Только в коридоре)
Джексон сцапал пачку чипсов и банку "Спрайта".
- Слышь, давай вместе сядем, а? Нет, если тебе не хочется, я все пойму...
- Давай, конечно! - сказала Мелоди и гордо проследовала за своим первым другом в Мерстонской школе (возможно даже, будущим бой-френдом!) в "Зону, свободную от аллергенов".(Чипсы и спрайт не содержат же аллергенов. Уже второй раз в амерекосовских книжонках встречаю утверждение в полезности Спрайта)
- Ты отняла у меня то, что было мое? Так вот, я за это заберу то, что принадлежит тебе! - заявила Клео.
- Ничего твоего я не брала! - отрезала Мелоди. Но было уже поздно.
Клео еще разок мазнула накрашенные губки блеском, качнулась на носках своих танкеток, внезапно потянулась к Джексону и привлекла его к себе. И впилась губами в его губы. (Вот это романтика и любова. Наша первая встреча, и я млею. Как говорит перс этой книжонки: "Упырственно!")
Фрэнки порылась в своей сумочке "GREEN IS THE NEW BLACK" и вытащила золотую коробочку с надписью "ПОДВОДКА ДЛЯ ГЛАЗ". (У кого-то залип капс)
(Фрэнки Штейн)
Она ворвалась в туалет, закрылась в первой попавшейся кабинке - и разрядилась (У меня появилась просто туча предположений того, что она сейчас сделала, но ни разу не угадала. Уверена, Вы тоже). Хорошо еще, что в туалете никого не было (Это да), потому что напряжение, накопившееся от вида Бретта ("Обожемой!", заткнись фантазия, тут нет пошлостей, тут только все друг с другом лижутся, больше ничего, книжка ж детская), прикосновения Ди Джея и пристального взгляда Мелоди, вылилось в мощную молнию (Шарах! Подруга, а ты не слишком ли загнула? Или стоит узнать, не осела ли ты там без сил?). Фрэнки несколько раз спустила воду в унитазе, чтобы заглушить звук (Это точно про молнию?).
(Девл и Клео встречаются, перед этим эпизодом они целовались)
Прочная скорлупа Мелоди лопнула внезапно, без предупреждения (А что, обычно кричит перед вылуплением?), и все ее нутро оказалось снаружи (Переводчик, тя пристукнуть?). Но вместо того, чтобы растечься вонючей лужей, она отодвинула Клео, подошла к Девлу и притянула его к себе. (Я в прострации) Каким-то чудом она нашла его губы и... (И засосала насмерть)
Вокруг все ахнули в один голос. Только потому Мелоди и поняла, что ей это не чудится. А потом губы Девла, уже испачканные блеском Клео, сделались мягкими (И он стал такой же "вонючей жижей"), и он ответил на ее поцелуй. А потом она ощутила запах его кожаной куртки. А потом на секунду открыла глаза и увидела свое отражение в его темных очках. А еще она увидела, что у нее за спиной собралось полшколы... (Это романтик, типа)
(Человек целует девочку-монстра (франкенштейна), но думает, что она человек)
Его теплые руки обхватили ее затылок... он привлек ее к себе... и они впервые поцеловались. Как в мыльной опере. Только это было лучше.
Гораздо лучше!
Фрэнки заискрила. А потом взлетела, словно воздушный шарик, вырвавшийся из праздничной связки. Ее тело взмывало все выше, и мир внизу становился все меньше и меньше. Все звуки теряли свой смысл. Все обязательства ничего не значили. Последствия становились непредсказуемыми. Все ее существование сосредоточилось в этом мгновении. Раньше ничего не было. И потом ничего не будет.
Осталось только здесь и сейчас.
Поцелуй становился все более глубоким (Это языком до глотки?), и он все сильнее теребил пальцем швы у нее на шее. (Очень романтично) Фрэнки плыла все выше и выше. (Столько курить нельзя) Как хорошо, что она размочила и промаслила свои швы! Теперь он чувствует, какие они нежные и податливые... (Щас блевать начну) Да, ее швы наверняка будут одной из тех вещей, которые он станет любить в ней сильнее всего! (Он их будет облизывать с утра до вечера. Это ж эрогенная зона)
Он сжимал ее голову обеими руками. Раскачивал ее из стороны в сторону. Как будто вел в танце, придуманном им для них двоих. (По-моему, он ей голову откручивает) "М-м-м-м..." Эта идея ей нравилась. Танец только для них...
ХРЯСЬ!
И внезапно шею Фрэнки пронзила острая боль. Губы беспомощно застыли. Из глаз посыпались искры. Голова ужасно закружилась. Она чувствовала себя плюшевым мишкой, которого сунули в стиральную машину. Наконец головокружение прекратилось. Но она не видела ничего, кроме черной костюмной ткани. И не слышала ничего, кроме жуткого вопля: "А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а!!!"
Ее голова взмыла к потолку, словно запущенная ракета. Она очутилась лицом к лицу с Бреттом. (Он сидел на потолке? Просто вы только что целовались, а подкинул голову он раньше, чем сам очутился на потолке) Его джинсово-голубые глаза (Какие глаза?) тускнели. Они съехали влево. Вправо. (Это маятник, он всё время съезжает) Закатились под лоб. Его веки сомкнулись. Он зашатался. Фрэнки тоже. Они падали... падали... (Кто хочет придушить переводчика?)
- Я смотрю на вас и вижу, что вы дорожите друг другом и принимаете друг друга как есть, - продолжала миссис Фуз. - В сегодняшнем дне я вижу день завтрашний. Я вижу радужные перспективы, друзья мои! Абсолютно радужные. И если вы поможете мне сделать мир разноцветным, скоро он весь будет озарен нашей радужной любовью! И вы всегда будете помнить, что это началось отсюда. С вас. Со школы Мерстон! (Вот так работает "голубое" лобби)