Вот есть у меня дебильная такая привычка, читать книжки после того как посмотрела их экранизацию. И ведь понимаю, что от этого получу только разочарование, но всё равно читаю (После прочтения меня обязательно разочарует либо фильм, либо книга). В этот раз больше не понравилась именно книга, хоть и от фильма я была не в восторге. Коротко поясню почему:
В аннотации мне, как читателю, интригующе пообещали "декадентское, символическое фэнтези, вызывающей в памяти одновременно причудливую стилистику "Горменгаста" Мервина Пика и визионерское изящество сказок Толкина и Клайва Льюиса!". Уж не знаю, что там подразумевал под всем этим автор аннотации, но об изяществе и стилистике наши с ним мнения скорее всего не совпадают.
О чём мне вечно советуют говорить все "знающие" комментаторы? Правильно, о сюжете. Так вот, он там есть, со всеми необходимыми "узлами", типа завязки, развязки и прочего... К нему у меня, в общем-то, претензий нет. Родился мальчик от единственной ночи страсти между случайными любовниками, вырос, побежал в волшебную страну за звездочкой ради другой бабы, нашел и протаскался с ней чуть-чуть (поприключался, так сказать), а потом на него посыпалась любовь, удача и прочие блага новой страны. Короче, за хеппи энд спасибо, но об остальном поговорим.
Персонажи. Ну, перво-наперво всех интересует ГГ. Тристан Тёрн. Хороший с виду паренёк, правда, о доброте у него какие-то особые представления:
"- Я сломала ногу, - сообщила юная леди.
- Очень вам сочувствую, - отозвался Тристран. - Но звезда...
- Я сломала ногу, - горестно повторила она, - при падении с высоты. - С этими словами девица приподняла земляной ком. С ее руки при движении посыпалась сверкающая пыльца".
"- Э-э... - сказал Тристран. - А идти ты можешь?
- Нет, - почти радостно ответила она. - У меня сломана нога. Ты что, еще и глухой, мало туго что тупой?
- Ваш народ когда-нибудь спит? - спросил юноша.
- Конечно. Только не по ночам. Ночью мы сияем.
- Ладно, - сообщил Тристран мрачно, - а я собираюсь немного поспать. Пока не отдохну, ни о чем другом думать не буду. Тяжелый выдался день, знаешь ли. Ты, если хочешь, можешь тоже попробовать уснуть. Нам предстоит долгий путь.
Небеса начинали светлеть. Тристран подложил под голову свой чемоданчик и улегся на лужайке, стараясь игнорировать оскорбления и ругательства, которыми осыпала его девушка в голубом платье.
Он думал, что будет делать лохматый человечек, когда обнаружит, что Тристран не вернулся.
Потом поразмышлял, что сейчас может поделывать Виктория Форестер, - и решил, что она, наверное, спит в уютной постели в своей спальне на отцовской ферме".
Догадается он ей помочь только на следующий день. Мальчик - сама доброта, не правда ли?
Еще к тому же туповат или доверчив, что в данном случае воспринимается одинаково. Всем подряд пересказывает свою историю, причем даже после того, как ему советуют этого не делать. Да и вообще, по жизни он какой-то амебный. Куда ни пнешь - летит. Выживал только на добрых советах. Вообще, у меня создалось такое впечатление, что в мире все второстепенные персонажи так и соревновались между собой, кто лучше подмогнёт ГГ-ям. И это подтверждают фразы о некоем "братстве", суть которого, конечно, никто и не думал объяснить читателю.
Звезда Ивейн (Ивейна) имеет о доброте тоже какие-то свои представления и просто в нужные моменты о них вспоминает или забывает - в зависимости от положения дел. То жутко беспокоясь о единороге, заставляет спутника кидаться защищать его ото льва, но, когда единорога убили из-за нее, то ни словом ни делом не обратила на это внимания, будто ерунда какая. Да и вообще, к убийству как-то флегматично отнеслась.
К королеве ведьм (лилим) проявила просто поразительную доброту, аж целовать полезла, хотя та ни раз пыталась её убить, и убила человека (принца) и единорога (защищающего звезду) у неё на глазах. Доброта, хоть плачь.
Вслед за недалекостью ГГ не могу ни упомянуть легкую туповатость антагонистов. Суета вокруг этой звезды, организованная лилим, просто смешна, как и ловушки, и действия. Ну, к примеру, для чего нужно было убивать Праймуса, который попросил у звездульки камушек власти? Это никак не помешало бы лилим. Но та для чего-то, раскрыв себя, перерезает прЫнцу глотку.
Или ситуация с другой ведьмой-торгашкой. Сначала лилим лишила её возможности видеть и слышать звезду, а потом пытала, надеясь услышать, что в повозке ведьмы сидит звезда. Что за неуемная тупость?
Любовь в романе тоже не та, о которой стали бы грезить.
Встреча папы ГГ и его мамы овеяна минутной страстью, волшебством и умыслом. И хотя мамашка бает что-то вроде того, что ничего не ворожила, в это ничуть не верится, потому что после, придя в себя, он спокойно женился на своей невесте и счастливо прожил жизнь, так и не вспомнив о короткой интрижке.
Или взять хоть любовь самого Тристана - Викторию Форестер. Восхищаясь ею, он мечтает (и просит) поцелуй, да и предложение пожениться, в общем-то, навеяно тем же самым плотским желанием. У него нет стремления с ней жить.
"- Ты не сочтешь за наглость с моей стороны, если я тебя поцелую?
- Сочту, - холодно отрезала Виктория. - И за очень большую наглость."
"- Но ведь ты целовала меня, когда мы были младше. Ты поцеловала меня под Дубом Пожеланий на свое пятнадцатилетие. И в последний Майский праздник ты меня поцеловала - помнишь, за сараем твоего отца...
- Тогда я была совсем другой, - пожала плечами Виктория. - И больше не собираюсь тебя целовать, Тристран Тёрн.
- Если не хочешь целоваться просто так, выходи за меня замуж, - выпалил Тристран.
На холме воцарилось молчание, только шумел октябрьский ветер. Потом тишину нарушил звенящий звук: это смеялась от удовольствия весьма польщенная девушка, первая красавица Британских островов.
- Замуж? За тебя? - спросила она, перестав смеяться. - С чего бы мне выходить за тебя замуж, Тристран Тёрн? Что ты можешь мне дать?
- Что я могу? - воскликнул юноша. - Если хочешь, ради тебя, Виктория Форестер, я отправлюсь в Индию и привезу тебе слоновые бивни, и жемчужины с ноготь большого пальца, и рубины размером с голубиное яйцо! Или уплыву в Африку и привезу оттуда алмазы величиной с крикетный шар, а еще отыщу исток Нила и назову его в твою честь!.."
Последняя сцена между ними фальшивая. Нет того накала, который мог бы быть, нет того ожидания понимания, что он не к той пришел, короче слил автор этот момент.
"- Хорошо, Викки. И почему же ты меня не поцеловала?
- Потому что, - выдохнула она с огромным облегчением, - задень до того, как мы с тобой увидели упавшую звезду, Роберт попросил меня выйти за него замуж. Тем вечером, когда мы встретились, я зашла в магазин в надежде с ним повидаться и сказать, что я принимаю его предложение и теперь ему остается попросить моей руки у отца.
- Роберт? - переспросил Тристран, у которого перед глазами все поплыло.
- Роберт Мандей. Ты же работал у него в магазине.
- Мистер Мандей? - эхом отозвался Тристран. - Ты - и мистер Мандей?
- Именно так. - Наконец-то Виктория посмотрела ему в глаза.
...
- А ты любишь мистера Мандея? - спросил Тристран, выхватывая из долгой и путаной речи единственную понятную ему нить.
Виктория кивнула и подняла голову, направив на Тристрана свой хорошенький подбородок.
- Но я дала тебе слово, Тристран. И собираюсь его сдержать, как я сразу же объявила Роберту. Я в ответе за все испытания, через которые ты прошел, - хотя бы за ожоги на твоей бедной руке. И если ты по-прежнему этого хочешь, я твоя.
- Если честно, - отозвался юноша, - я думаю, что не ты, а я сам в ответе за все свои поступки. И я ни о чем не жалею - ни о едином дне своих скитаний, хотя порой я скучал по мягкой постели и вряд ли теперь смогу по-прежнему относиться к садовым соням. Но ты, Викки, вовсе не обещала мне своей руки, если я вернусь к тебе со звездой".
А уж то, что та же Виктория предлагала ему на себе жениться из чувства вины перед ним, имея в то время уже отношения с другим, причем не невинного характера, раз успела залететь, это вообще апогей чувств.
Любовь между Тристаном и звездой, в общем-то, тоже швах. Осознания ее, как таковой, нет, развития тоже нет, потому что Гейман, по непонятной мне причине, после их попадания на корабль к ловцам молний приключения их свернул, просто перечислив последующие похождения через запятую.
Даже потом, когда их любовь, скажем так, расцвела, Звезда и Тристан после женитьбы только и делали, что бродяжничали по волшебной стране, пока мамашка ГГ правила за него. Безответственно, да? Но и это фигня, потому что через какое-то время, устав, Тристан все-таки сел на трон и поработал. Так на троне и помер, оставляя свой "золотой стульчик" любимой бессмертной женушке, которая с радостью его приняла (Детей у них не было). Вот такая любовь. Без сожалений. Сожалеть этот комок ноздреватого железа мог только о небесах, с которых свалился.
Зато в книжке много реализма, всё прямо так и кричит. Особенно "реализм" тянул Геймана к фекальной плоскости, да ещё какой энтузиазм при этом автор проявил.
"- Кстати говоря, о кишечнике, - продолжил он. - Я собираюсь пойти облегчить мой собственный вон за тем деревом. Не окажете ли вы мне честь и не последите ли пока за моими вещами? Буду вам очень обязан.
- Пожалуйста, - вежливо согласился Тристран.
Лохматый человечек исчез за толстым дубовым стволом. Он с кряхтеньем повозился там и вскоре вернулся, приговаривая:
- Ну вот и все. Знавал я одного господина из Пафлагонии, который имел обыкновение каждое утро заглатывать живую змею. Он любил говорить, что эта привычка рождает уверенность в наступающем дне: мол, за весь день с тобой не может случиться по крайней мере ничего более неприятного. Когда его приговорили к повешению, перед казнью беднягу заставили слопать полную миску лохматых многоножек, так что его убеждение в конце концов себя не оправдало.
Тристран извинился и сам отправился за дерево помочиться. Там он обнаружил маленькую кучку помета, нимало не напоминавшего человеческие испражнения. Скорее это выглядело как оленьи или кроличьи катышки".
А как "тонко" автор описывал убийства, с каким смаком обрисовывал минуту за минутой издевательств над бедным телом мёртвого единорога. А уж о судьбе мальчика Бревиса я вообще молчу. Оправдать мне ее нечем.
Мир тоже нарисован "интересный". Из-за белочки, бывшей принцессы, человека, превращенного в сову, деревьев-нимф и тому подобного создается впечатление, что там ни одна травинка по-настоящему не была сама собой, что все вокруг было людьми, на них ели, спали и ими же одевались.
Ко всему прочему примешались братья Штормфорда со своей каменюкой, которая и досталась ГГ. А этот странный семейный закон, когда самому можно умертвить всех родных, но если их прикончил кто-то другой, то необходимо отомстить? Что за глупость такая? И ведь кары небесные обещаны были, если не отомстишь. Только что-то ни одна из кар не достигла Тристана, который так ничего и не сделал лилим, и вообще, кажется, о ней забыл.
В итоге, ознакомившись с книгой, я начала понимать, почему она так сильно различается с экранизацией. Там всё логично и понятно, сценариста, видать, тоже воротило с души от такого "декадентского, символического фэнтези". Отсюда и все изменения, и дети у ГГ, и "улёт" на небеса, светить всем. Да, талантливые сценарист и режиссёр спасут даже унылое г...