Из своего солнечного детства Ассаду больше всего запомнилось солнце. Но не столько солнце, которое в Афганистане светит всегда, а то, что белая борода отца солнце это закрывала, и под ней можно было скрыться от палящих лучей не хуже, чем в тени фруктовых деревьев. Представляясь всем, Ассад говорил, что он афганец, и зовут его Ассаудула Самим Ибн Абдулсатар Тотахел. Хотя потом выяснилось, что афганцев как таковых вообще не бывает, а есть пуштуны, таджики, узбеки и прочие национальности, каждая из которых считала себя самой исключительно афганской. Но в детстве своем Ассад никогда не задумывался над такими вопросами, да и понять их он всё равно бы не смог, так как отец его был пуштун, а мать таджичка. Потому Ассад, наивно, считал себя просто афганцем.
Огромный отцовский дом занимал площадь, не поддающуюся математическо-геометрическому исчислению, так как тут нужно было уметь считать не только на уровне арифметики, но и напрягаться чрезвычайно. Естественно, что всем было не до этого. Единственное, что было достоверно известно, это что в доме было ни то тридцать, ни то шестьдесят, ни то восемьдесят комнат. Сколько точно, никто сосчитать так и не смог, так как после двадцати непременно сбивались со счета, а пройти все комнаты за один раз вообще никому не удавалось.
Большую часть комнат занимал отец. Комнат десять использовалось для молитвы, комнат пять - для перебирания четок и благочестивых раздумий, и еще комнат десять использовалось для деловых нужд. Когда отец занимался делами или просто перебирал четки, погруженный в свои мысли, всем детям строго-настрого запрещалось шуметь, говорить, бегать и даже глубоко дышать. Детей, в такие часы, обычно выводили подальше в сад под непременным надзором прислуги, чтобы дети не заблудились. И было чего опасаться. Сад, занимавший площадь чуть меньше территории самого Афганистана, служил излюбленным местом для прогулок. Туда обычно выводили гостей перед обедом. Так всем и говорили: "Попрошу всех в сад! Все в сад, уважаемые!" В саду всем предлагали часика два поугощаться фруктами и ягодами, в результате чего, дойдя до обеденного стола, гости уже были просто не в состоянии есть все те мясные деликатесы, которые предлагал им хлебосольный хозяин. Основным любимым деликатесом были яйца барана, что сильно сокращало приплод этого скота по причине того, что хозяин просто не считал нужным резать целого барана ради такой мелочи. Однако он слишком любил это блюдо, что вскоре привело к полному отсутствию самцов-производителей (во всяком случае, среди баранов).
И вот как-то один из гостей, либо по тому, что слишком пожалел оскопляемых баранов, либо потому, что слишком любил фрукты, либо потому, что был слишком стар (что скорее всего), чрезмерно увлекся виноградом в фруктовом саду. Он, что называется, оторвался от коллектива, попал куда-то в глубь сада, окончательно там заблудился, и в течение трех дней не мог выйти обратно к дому. Хозяину, в конечном итоге, пришлось снаряжать поисковую партию из сорока человек с факелами, барабанами, и собаками. Когда поисковая партия, дико улюлюкая и сотрясая воздух барабанным грохотом и собачьим лаем, пошла по саду, все соседи решили, что к почтенному Абдулсатару (так звали уважаемого хозяина) в сад залез тигр, и он его выкуривает. Бедный же заблудившийся гость, жутко перепугавшись подобной облавы и решив, что пришел его смертный час, в ужасе забрался на абрикосовое дерево, откуда и упал прямо на одну из поисковых собак. Собака была жутко не довольна и облаяла старика последними собачьими выражениями. То ли от падения на собаку, то ли от того, что за эти три дня он съел больше немытых фруктов, чем за всю свою предыдущую жизнь, не известно, у бедного гостя случился жуткий понос. Вони и сраму потом было еще надолго, а потому с тех пор, во избежание подобных неприятностей, все гуляющие в саду находились под надзором, и не допускалось, чтобы они удалялись от дома более чем на километр.
Ассад догадывался, что дом и сад у них очень немаленькие, и как-то даже поинтересовался, не является ли его отец родственником короля. Но мама успокоила сына, заверив, что отец в подобных порочащих его связях никогда замечен не был. Напротив, Абдулсатар - человек всеми уважаемый. Он был в Мекке и считается праведником. На это Ассад поинтересовался, дают ли такие дома каждому, кто побывал в Мекке. Мама засмеялась и объяснила, что отец пишет бумаги, и ему за это платят хорошие деньги. Из услышанного Ассад сделал заключение, что отец зарабатывает большие деньги, потому что умеет писать. Ассад тоже решил научиться грамоте, и его решение было одобрено. Вскоре отец направил сына в школу, и там, получая ежедневно удары палкой по числу букв в арабском алфавите, Ассад вскоре научился читать Коран и, даже, стал читать Хафеза Ширази, Саади и Омара Хайяма. Правда произведения последнего, как выяснилось, не вполне одобрялись школьной программой. Найдя у мальчика книгу рубайев Омара Хайяма, учитель возмутился, что сын праведника читает столь развратные произведения, и прописал ученику столько ударов розгами, сколько у Омара Хайяма рубайев о вине. К счастью для Ассада, учитель знал всего три таких рубая, иначе мальчику пришлось бы расстаться с жизнью.
Однако обучение в школе заставило Ассада задуматься над тем, что учитель тоже умеет писать, но дом у него, тем не менее, очень даже маленький. Всего десять комнат. Подозревая, что был введен в заблуждение, мальчик высказал свои сомнения матери. Она вновь рассмеялась и объяснила, что отцу платят деньги за то, что он просто подписывает бумаги. Из этого Ассад сделал вывод, что хорошо платят тому, кто умеет подделывать подписи. Он поделился своими соображениями с одноклассником, но тот поднял приятеля на смех и сказал, что больше всего платят министрам за их настоящие подписи под ненастоящими документами. Заподозрить отца в подобной подлости Ассад, конечно, не мог, и потому, строго отчитав приятеля, пообещал набить ему морду, если тот еще раз обзовет отца Ассада министром.
Как выяснилось позже, отец Ассада был всего лишь нотариусом, при этом одновременно являясь королевским сборщиком налогов. Какая из этих двух почетных должностей приносила ему больше денег, сказать было трудно, и никто не пытался задавать подобных вопросов, так как брат отца был королевским прокурором. Правда слово "королевский" вскоре было отброшено, так как, когда Ассаду было восемь лет, генерал-лейтенант Мухамед Дауд Хан сверг своего двоюродного брата, короля Мухамеда Захир Хана, и стал президентом, поскольку называться королем ему показалось не модным. При этом генерал назвал монарха не Захир, а Захер Ханом, и, взяв правителя Захер, велел ему отправляться на последние три буквы этого имени. В результате король уехал в Западную Европу. Но Ассад даже не заметил этих событий, по-прежнему считая, что дядя и отец занимают самые что ни на есть королевские посты, и был прав, так как суть должности не в её названии.
Белоснежные шапки далеких гор, мягкая тень деревьев и вечерняя прохлада, напоённая ароматом цветов, запечатлелись в детской памяти Ассада. Он помнил, как вечерами сидели они перед домом под светом слегка раскачиваемых ветром электрических гирлянд, и его мудрый, белобородый отец говорил с почтенными людьми о Мекке, о смысле жизни, о Саади, и о чем-то таком, чего Ассад даже понять не мог. И Ассаду казалось, что нет никого мудрее, добрее и почтеннее его отца. И все старшие братья всегда соглашались с этим мнением, даже во время самых хулиганских игр думая о том, что на всё это может сказать родитель.
Так однажды Ассад предложил искупать садовника в реке, протекавший в глубине сада. Но братья заметили, что этого делать нельзя, иначе садовник попадет в Индию и утонет в Индийском океане. Ассад сначала не поверил, но тут же ему были даны самые исчерпывающие и убедительные разъяснения. По заверению братьев, отец утверждал, что река, протекающая в их саду, течёт в Индию, а из Индии все реки текут в Индийский океан. Так как информация, исходившая из уст отца, не могла подвергаться сомнению, садовник остался невыкупанным. С тех пор маленький Ассад был уверен, что Индия находится за ближайшими деревьями, а где-то в глубине сада, куда его не пускают, расположен этот самый индусский океан. Учитель географии, правда, высказывал по этому вопросу какие-то странные заблуждения. Ассад не спорил с ним исключительно из вежливости, всё же оставаясь при своем мнении и считая, что отцу-то уж, конечно, лучше знать, где находится Индия, тем более, что учитель в их саду вообще никогда не бывал.
И всё было хорошо. И жизнь текла хорошо и спокойно, как река в саду, впадающая в скрытый фруктовыми деревьями океан Хиндустана. Всё было у Ассада. Самое главное - у него был мудрый отец. Но всё хорошее рано или поздно кончается. Людям хочется новизны, и, вероятно по этой простой причине, в Кабуле произошла революция. Говорили, что какой-то Тараки сверг Мухамеда Дауда. Что же там случилось на самом деле, никто толком не знает. Отец же Ассада, будучи настоящим мудрецом, решил не дожидаться этих сомнительных событий и умер за год до революции. В глазах сына, впоследствии, это служило лишь лишним доказательством мудрости отца, и оставалось только жалеть о глупости революционеров, которые, между нами говоря, всё равно прожили не так уж долго. Ассаду думалось, что если бы революционеры были поумнее и вообще не рождались на этот свет, то нормальным людям вполне можно было бы жить вечно.
Глава вторая: Пылающее отрочество
Уже около двух лет прошло со дня смерти Абдулсатара. Всё также синело небо над Афганистаном. Всё также пески пустынь разбивались о снежные шапки гор, и горячий зной растворялся в прохладном аромате благоухающего сада. В далеком же Кабуле творились невероятные события, напоминающие смесь чехарды с соревнованием по стрельбе из автоматического оружия различных калибров. Новоявленный правитель, Нур Мухамед Тараки, погиб от руки собственного ученика, Хафизулы Амина, который, по распространяемым всеведущими стариками слухам, задушил учителя подушкой. Но не долго пришлось ученику радоваться смерти Тараки, так как он сам вскоре был убит Бабраком Кармалем. Вкратце все эти политические дрязги можно описать как то, что Дауд сверг Захира, Тараки сверг Дауда, Амин убил Тараки, Кармаль убил Амина. Веселье разливалось через край. Дошло даже до того, что в Кабул пришли шурави.
Из всего, что Ассад краем уха слышал о шурави, он разобрал лишь, что это - форменные звери. Но Ассад никогда раньше не слыхал о зверях с таким странным названием, а признаваться в своей непросвещенности перед посторонними людьми ему было стыдно. Потому он поинтересовался у матери, и та сказала, что шурави зовут тех, кто пришел из страны, называющейся "Это - ходи, Джамал, хере Социалисти Шурави!". Ассад удивился и спросил, кто же живет в стране со столь невероятным названием, и что это за Джамал, который туда пришел и все похерил. На это мать объяснила, что в стране этой только шурави и живут, а они сами что угодно похерить могут. Для этого им даже никакой Джамал не нужен.
Из всего сказанного Ассад сделал заключение, что эта похеренная страна, где живут только шурави, это что-то вроде Джинистана, где живут одни только джины. Однажды он решился высказать эту мысль своему дяде, но тот сказал, что Шурави - это намного хуже.
Дядя часто бывал у них в доме после смерти отца и помогал родственникам, чем мог. Нужно заметить, что дядя, которого звали Мухамед Сыдык, по-прежнему оставался прокурором, и революционные перевороты сути работы его не меняли. Не меняли они и отношение окружающих к Мухамеду Сыдыку, в особенности, отношение осужденных и осуждаемых с его помощью преступников. Ассад знал, что все уважают дядю, но к последним категориям лиц это, по всей видимости, не относилось.
Именно об этом и говорил дядя однажды вечером, сидя в доме своего покойного брата и распивая чай с друзьями. Я, - говорил Мухамед Сыдык, - всегда рад бывать в доме своего брата. Всегда приятно вспомнить его. Также благодарю Аллаха, что могу что-то сделать для его жены и детей и помочь поставить на ноги младшего сына Ассада. Только кто знает, как долго я ещё смогу оставаться прокурором, и где завтра найду я себе кусок хлеба? Совершенно стало невозможно работать. Мало того, что от меня требуют вступления в партию. Это ещё полбеды. Самое страшное, что преступники совершенно потеряли совесть и уважение к воле Аллаха, выражаемую постановлениями органов правосудия. Все вы наверняка помните Башира. Ну, того, что я посадил за неблагочестивое поведение года три назад. Он тогда подрался с соседями, обозвал имама бородатой шлюхой, грозился изнасиловать весь скот и его хозяев в радиусе двадцати километров, потом избил подоспевших представителей правопорядка, угнал их полицейскую машину и, чуть было не врезавшись во встретившегося на дороге ишака, влетел через забор на кладбище у центральной городской мечети, выехав прямо в свежевырытую могилу. Его хотели похоронить там же вместе с машиной, но начальнику полиции стало жалко единственного в городе автомобиля, и Башира пришлось судить. Во время процесса обвиняемый назвал судью взбесившимся кабаном, за что и получил десять лет. Так вот! Теперь этого дебоширного Башира выпустили! Оказывается, такие люди нужны революции! Ума не приложу! Ведь до чего дошло! Утверждали, что в тюрьме он перевоспитался! В самом деле, перевоспитался! Сел дебоширом, а вышел убийцей! На прошлой неделе он зарезал свою жену и проживавшего с ней Мустафу, а также всех их детей. Возможно Баширу это и могло бы еще сойти с рук, но он, каждому из убитых, засунул отрезанную голову в живот. Это было уже слишком. Пришлось мне его отдать под суд за глумление над трупами. Башир меня сразу узнал. Даже удивительно, какая у негодяев хорошая память на лица! Мерзавец стал кричать, что первый раз он меня простил, но теперь семь его братьев, оставшихся на свободе, найдут и достанут меня хоть из-под земли. Удивительная наглость! Я даже хочу, чтобы бандиты пришли сами, и мне не нужно было бы за ними гоняться, чтобы всех посадить!
- Да, да! Пусть приходят! - подтвердили присутствующие. - Мы достойно встретим негодяев.
И, словно в ответ на приглашение, раздался треск вышибаемых дверей, и в комнату ворвались двенадцать человек, вооруженных автоматами. - Ох, прав был Ассад. В стране, где ходят шурави, начинается Джинистан, только хуже. Стоит сказать про шайтана, как он тут же появляется, - подумал про себя Мухамед Сыдык, но сказать ничего не успел, так как первая же пуля опрокинула его на ковёр. Стоя в дверных проемах, бандиты в упор вбивали свинец в мечущихся по комнате людей. Один из гостей успел выпрыгнуть в окно, но внизу из сада тоже раздался выстрел. Жена Мухамеда Сыдыка, стоявшая во дворе, начала дико кричать и звать на помощь, но её крики были заглушены выстрелом дробью из охотничьего ружья. Уже позже, исследуя женский труп, полиция назвала этот выстрел "любительским" и предположила, что, просто-напросто, какой-то посторонний любитель, несмотря на отсутствие у него автомата, не смог удержаться от участия во всеобщем веселье с пальбой из огнестрельного оружия.
Ассад был разбужен истошными криками и беспорядочными выстрелами. Выбежав в коридор, он наткнулся на автоматчиков с закрытыми шамлами лицами. Увидев тринадцатилетнего подростка, один из бандитов дал короткую очередь, но Ассад успел выбежать из коридора, и только одна пуля, пробив ему руку, вышла через бок навылет. Заметив кровь на полу, автоматчики решили добить мальчишку и принялись спорить, кому удастся застрелить его первым. Потом решили каждый поставить по двести афгани с тем, чтобы застреливший жертву получил бы все деньги как выигравший соревнование.
Ассад же тем временем мчался к соседскому дому.
Благочестивый сосед Али в тот момент совершал намаз. Опустившись на молитвенный коврик и обратившись в сторону Мекки он успел сказать только "Бисма ла хир", когда на него упал залезший в окно Ассад. "Рахмани рахим", простонал старик Али, придавленный к молитвенному коврику упавшим на него соседским сыном.
Старик хотел отчитать сорванца, отрывающего почтенного человека от молитвы, и даже уже успел обозвать мальчишку сыном греха, но заметил кровь на его одежде, капающую на молитвенный коврик и на персидские ковры на полу.
- Спрячь меня, Бобо, - закричал Ассад, - за мной гонятся убийцы. - Иди в туалет, - ответил Али, - там тебя никто не найдет. - Я не хочу в туалет! - крикнул еще плохо соображающий Ассад. - Странно, - заметил старик. - Как-то за мной гнался разъяренный бык, так я наложил полные штаны. Иди, тебе говорят! - и с этими словами он вытолкнул мальчишку во двор, по направлению к деревянному сортиру, а сам вернулся к молитвенному коврику и хотел продолжить намаз. Но, видимо, в тот вечер небесные силы были слишком заняты другими делами, чтобы слушать молитвы старика. Буквально в ту же минуту в двери и окна ворвались вооружённые люди.
- Где мальчишка? - грозно спросили они. - Какой мальчишка? - попытался изобразить удивление Али. - Здесь никого нет. Зачем вы, почтенные, мешаете мне в моей молитве? - Нет мальчишки? - яростно прорычал один из автоматчиков. А это, что за кровь у тебя на ковре?
Старый Али совсем растерялся, перепуганный до смерти от вида направленных на него дул автоматов. Сбившись в мыслях, он пытался объяснить, что зарезал здесь курицу. На это автоматчики закричали, что старик чернокнижник, молившийся бесам, делая кровавые жертвоприношения, и будет убит на месте как сын шайтана. Затем, ударив старика прикладом, убийцы поклялись Аллахом, что зарежут Али, если он сию же секунду не скажет, где мальчишка. Уже почти скончавшийся от страха старик залепетал, что к нему заходил один мальчик и попросился в туалет. Больше он ничего не знает.
Два автоматчика бросились во двор к деревянному туалету, и тут же один из них вернулся, сказав, что дверь в туалет заперта, а возле нее небольшая лужа крови. Бандиты жутко обрадовались, и решили все двинуться к туалету, предварительно пристрелив старика. Али взмолился, уверяя, что он добрый мусульманин, и, в доказательство, даже сказал, что нет бога кроме Аллаха и Магомет пророк его. - Это тебе не оправдание, - ответил один из бандитов, нажимая курок.
Все двенадцать автоматчиков столпились вокруг деревянного сортира. Дверь в туалет, в самом деле, была заперта. Только она была заперта не изнутри, а снаружи кривыми гвоздями сверху и снизу, причем так хитро, что найти эти гвозди в темноте было совершенно невозможно.
Пока автоматчики диспутировали с Али о шайтанах и чернокнижниках, Ассад, направленный стариком по нужде, около двух минут пытался открыть дверь в сортир, но она не поддавалась. Мальчик был очень расстроен, так как, между нами говоря, ему-таки, в самом деле, приспичило. Видя безнадежность своих попыток, он решил спрятаться в дровах и, в крайнем случае, сделать в штаны.
Автоматчики не превзошли Ассада в вопросе открывания двери, снабженной хитрой запорной системой по конструкции старика Али, и, требуя, чтобы мальчишка вышел, сначала хотели её выломать или просто расстрелять туалет из автоматов, но одному из них пришла в голову более весёлая идея: поджечь деревянный сортир и выкурить сидящего в нем упрямца. Пусть побегает с поджаренной задницей!
Подпалив сортир, бандиты окружили его плотным кольцом, предвидя веселую охоту. Но убитый ими старец не успел сказать, что спрятал в туалете два ящика противопехотных мин, ящик противотанковых снарядов, десять ящиков с патронами и четыре ящика с осколочными гранатами. Как только огонь добрался до этих богатых запасов, весь сортир, поливая окружающих дерьмом и огненным шквалом осколков, разлетелся в разные стороны, разрывая в клочья сгрудившихся возле него бойцов. От шквала огненных досок вспыхнула поленница, за которой прятался Ассад, и он бросился прочь, спасаясь бегством. А огонь уже перекидывался на дом Бобо Али.
Нужно сказать, что уже покойные бандиты, пока были живы, настолько увлеклись погоней за Ассадом, что даже не тронули его мать и двух братьев. Придя в себя после жуткой ночи, семья решила переехать подальше от проклятого места, куда-нибудь, где будет тихо и безопасно.
Глава третья: Ассад - гроза округи
Ассад с матерью и братьями переехали в городок, носивший красивое название Нахерумри, или что-то в этом духе. Название города, как оказалось, вполне соответствовало его сути, хотя то же самое можно было бы сказать и обо всем Афганистане. Любимой песенкой в городе была следующая:
"Почему так глупо погиб ты, убивший другого, И кто будет убийцей человека, убившего тебя?"
Прожив два года в этом гостеприимном городе и убедившись, что в Афганистане нет больше такого места, где было бы тихо и безопасно, мать Ассада решила навестить родной дом в покинутом ими городе Бакхлан и взяла сына с собой.
Они ехали часа четыре в телеге с впряженной в неё хромой кобылой. Хозяин полудохлой клячи уверял всех, что это не лошадь, а такси. "Такси" останавливалось каждые пять минут, чтобы погадить, очевидно, не желая выполнять такую сложную производственную задачу на ходу, так как это означало бы невозможность отдаться процессу всей душой. Судя по всему, обильное выделение навоза было единственной успешно выполняемой функцией таксомоторной лошади, и Ассаду думалось, что наиболее эффективно использовать эту клячу можно было бы качестве передвижного устройства для прогрессивного удобрения почвы.
Уже на въезде в родной город Бакхлан, кобыла в очередной раз встала и от души наложила объёмную кучу. И, в тот момент, когда она стояла неподвижно, целиком погрузившись в этот творческий процесс, из ближайшего магазина вышел молодой парень, вооружённый автоматом Калашникова.
- Салям Алейкум, Джалиль. - сказал узнавший парня "таксист". Ассад тоже узнал Джалиля, но предпочёл не только не здороваться, но даже отвернулся, сделав это из тех же соображений, из которых извозчик первым обратился к Джалилю. Все знали, что Джалиль стреляет без предупреждения, если ему что-то не нравится. Ассад же боялся, что не только он узнал Джалиля, но и Джалиль узнает его. Когда-то Ассад побил и прогнал этого парня из отцовского сада, где тот воровал яблоки. За это вполне можно было схлопотать пулю.
Репутацию Джалиля трудно было назвать сомнительной. Наоборот, она не вызывала ни малейших сомнений. Отказавшись учиться читать и писать и назвав это занятием для дураков, Джалиль решил посвятить себя чему-нибудь более увлекательному. С этой целью он пришёл в горы к засевшим там муджахедам и попросился принять участие в популярном развлечении: отстреле шурави. На это душманы ответили, что если они будут принимать каждого желающего и давать ему за бесплатно хотя бы кухонный нож, то придётся скупить все запасы металла в Афганистане и построить несколько заводов-гигантов по производству кухонных ножей. Всем сказанным они давали понять добровольцу, что тот должен сам добыть себе оружие, а потом уже обращаться с такими нескромными просьбами.
Джалиля это не остановило, так как кухонный нож у него уже был. Конечно, было понятно, что требуется что-то более эффективное. Потому, когда через город проходила колонна советских танков, он стоял на обочине дороге, выкрикивая приветственные лозунги и кидая в танки цветы, причем вместе с цветочными горшками. Он с таким рвением выкрикивал "Слава КПСС!", что даже заглушал рычание двигателей и грохот гусениц проходившей бронетехники. Из башни последнего танка высунулся советский солдат из Таджикистана и закричал на Джалиля, чтобы идиот заткнулся и перестал швыряться чем попало.
Джалиль только этого и ждал. Одним прыжком вскочив на башню танка, он прирезал таджика кухонным ножом и выдернул из рук мертвого солдата его автомат. Из этого автомата он потом стрелял по каждой проходившей автоколонне и высовывавшимся из люков танкистам. Впрочем, не только по ним. Он стрелял в любого, кто ему не нравился. Справедливости ради следует отметить, что первым был застрелен черный кот, пытавшийся перебежать Джалилю дорогу.
Военные успехи Джалиля становились всё более значительными, и однажды, засев с противотанковым ружьем между домами одного из горных селений, он даже смог подбить бронетранспортёр с сидевшими в нем шурави. После этого советские вертолеты полностью уничтожили поселок, оставив от него лишь груду камней. Все, кому чудом удалось выжить, а также родственники погибших, поклялись перерезать всех шурави, но только после того, как прирежут Джалиля. С тех пор Джалиль стал крайне нервным, и, как мы уже сказали, стрелял без предупреждения.
- И тебе салям, - сказал Джалиль, подходя к телеге. - А это кто у тебя? - Пассажиры, - ответил возничий. - Сам вижу, что не халва, - резко ответил Джалиль и грубо развернул Ассада к себе лицом. - А, Ассад Тотахел, сын Хаджи Абдулсатара, - злорадно сказал он, вглядевшись в лицо сидевшего. - Что тебе тут надо? Зачем приехал? - Приехал увидеть свой дом, посмотреть, как дела в саду. - А, в том твоём саду, где яблоки растут?! - Ты пропусти нас, Джалиль, сказала мать. Просто хотим домой к себе поехать. - Помолчи, - грубо оборвал её тот. - Вылезай, обратился он к Ассаду, снимая с плеча автомат. Ассад спустился с телеги на землю. Тут уже занервничал возничий, волнуясь не столько за пассажира, сколько за неполученную ещё с него оплату, которую не мог требовать, пока не довез седока до дома.
- Подожди, подожди, Джалиль, - засуетился "таксист". Куда ты ведешь этого парня? - А ты вообще заткнись, - ответил тот, направляя на возницу дуло автомата. - Если будешь лезть не в свои дела, я пристрелю тебя вместе с твоей вонючей кобылой. - Это не кобыла, это - такси. Лучше любой машины. Просто у неё понос. Она только что сделала и потому воняет. А так она совсем даже не вонючая, - пытался оправдаться извозчик, но, внимательно посмотрев в направленное на него дуло, счел благоразумным далее не продолжать.
- Пошли, пошли, - сказал Джалиль, подталкивая своего давнего обидчика в сторону старой мечети. Ассад, чувствуя дуло автомата между лопаток, медленно двигался вперед. С повозки соскочила мать, и, подбежав, заслонила сына. - Куда ты его ведешь? - сказала она. - Джалиль, пожалуйста, отпусти его! - Мы не надолго, - ответил Джалиль с гадкой улыбкой. - Я пойду с вами, - сказала женщина, надеясь, что злодей не решится убивать человека на глазах его собственной матери. - Если ты хочешь пойти туда же, куда и твой сын, я не вижу к этому никаких препятствий. Но лучше тебе остаться здесь и не опережать время, - ответил Джалиль, улыбаясь еще более мерзко.
Ситуация ничего хорошего не предвещала. Но тут, как спасительный посланник Аллаха, возле магазина появился дядя Джалиля, почтенный Хаджи Саид. Почтенный Саид, также как и отец Ассада, в свое время был в Мекке, и потому носил почетное имя Хаджи, то есть, совершивший Хадж. Поздоровавшись с Ассадом и с его матерью, он накинулся на племянника за то, что тот хочет причинить вред сыну почтенного праведника Хаджи Абдульсатара. Хаджи Саид ругал Джалиля последними словами, но тот, никак не отвечая на ругательства, уже менее решительно, всё же подталкивал Ассада в спину дулом Калашникова. Тогда почтенный Саид перешел к угрозам и заявил, что никогда не будет кормить Джалиля халвой, если тот хоть пальцем тронет Ассада. Нужно сказать, что Джалиль ничто на свете так не любил, как халву своего дяди. Видимо последний аргумент оказался самым решительным, и Хаджи Саиду удалось высвободить Ассада из рук своего племянника и направить вместе с матерью к повозке. Уже идя к лошади, чудом спасённый услышал, как за его спиной Джалиль передергивает затвор.
- Мама, сейчас он будет стрелять, - сказал Ассад. - Не волнуйтесь, не волнуйтесь! Он не будет стрелять, - словно услышав его слова, прокричал Хаджи Саид. - Езжайте с миром!
Ассад с матерью залезли на повозку, и кобыла тронулось с места.
- Я убью тебя позже, - крикнул им вслед Джалиль, и тут же получил от дяди подзатыльник.
Всю дорогу до дому мать плакала и лишь повторяла: "Да хранит Аллах почтенного Хаджи Саида! Да продлит он его долголетие!"
Мать с сыном нашли свой дом полностью разграбленным. Не было ни одного ковра, и лишь пустые стены со следами от пуль глядели на них неприветливо, неотвязно напоминая о страшной ночи. Всё в доме было страшно, и в ушах ещё звучали слова Джалиля, которые вряд ли были пустой угрозой.
Ассад с матерью решили провести ночь в подвале флигеля для прислуги.
Ночь, в самом деле, выдалась беспокойной. Никто не слышал выстрелов, но этой же ночью несколько сотен правительственных наёмников напали на лагерь муджахедов в горах. Они искали Джалиля и нашли его.
Утром, приняв решение поскорее уезжать из этого страшного места, мать и сын пошли на главную площадь, где сели в одну из повозок, владелец которой уже не претендовал на звание "такси", вероятно потому, что лошадь у него была ещё вполне резвая. Выезжая с площади, они увидели четыре вывешенных трупа со вспоротыми животами. Один из них был труп Джалиля с отрезанной головой, засунутой в выпирающий наружу кишечник. Сначала Ассад подумал, что будет блевать, но сдержался, так как интерес к произошедшему взял вверх над низменными позывами. В ответ на вопросы о случившимся, извозчик с изумлением сказал: - Как? Разве ты не знаешь об Ассаде Тотахел? - В первый раз слышим, - ответила за Ассада мать. - О! Это страшный человек! - продолжал извозчик. - Месть его жестока, и он один убивает десятки врагов. Когда Ассаду Тотахел было всего тринадцать лет, на дом, где он жил, напали разбойники и убили дядю Ассада и многих других людей. Говорят, нападающих было не меньше сотни, но Ассад разорвал их всех в клочья и вымазал трупы дерьмом. А своего соседа Али, который предал его бандитам, он пристрелил и сжег в собственном доме. Я не верил этим слухам до того, как увидел своими глазами, что этот страшный человек сделал с Джалилем. Они дрались еще в детстве, когда Джалиль воровал яблоки в саду Тотахелов. А вчера вечером Ассад вернулся в город, и Джалиль опять повздорил с ним. Ты видел на площади труп Джалиля. Этот Ассад, хотя ему всего лишь шестнадцать лет, не человек, а какой-то Иблис. Говорят, что этой ночью он убил не меньше двухсот Муджахедов, поймал Дажалиля и отрезал ему голову. Воистину, месть этого человека ужасна. Я хочу поскорее убраться из Бакхлана, потому как, вместе с другими, тоже взял один из ковров в доме Ассада. Теперь, верно, не жить мне на этом свете. Все говорят, что Ассад - это настоящая гроза округи. Поверь мне, весь наш город охвачен ужасом.
Узнав про себя столь много нового, "гроза округи" ничего не сказал и не поспешил обещать извозчику жизнь, так как знал, что за жизнь человека, ездящего каждый день по афганским дорогам не возьмётся поручиться даже сам Аллах.
Глава четвертая: Ассад на страже родины.
Слухи об Ассаде стали настойчиво распространятся по всему Афганистану, причем называли его не иначе как Ассадулла Батыр непобедимый. Ясно, что человеку с подобной репутацией оставаться в Афганистане было более чем небезопасно. Долго думая, как можно противодействовать дурной славе, родственники решили отправить "непобедимого" куда-нибудь за границу, от греха подальше. Единственным вариантом, который пришел в голову, было обратиться за помощью к двоюродному дяде Ассада, Наджибу, который, как все утверждали, работал в КГБ. Он мог помочь отправить Ассада в Похеренный Шурави, который двоюродный дядя обзывал СССРом и голословно утверждал, что хоть этот СССРа и похеренный, но еще не настолько, как Афганистан.
На семейном совете было принято окончательное решение, и Ассадулу направили в КГБ к главному агенту шуравийской разведки Наджибу Тотахел. Когда Ассад приехал в Кабул, он увидел, что КГБ - это бетонный фундамент, на который дядя кладет строительный раствор и красные кирпичи. Но родственник Ассада не растерялся и объяснил, что это будет здание шуравийской безопасности в столице Афганистана, и он, Наджиб, возводя стены этой самой безопасности, является ценным сотрудником этого самого шуравийного КГБ. Как вскоре выяснилось, всё, что говорил дядя, было чистой правдой, и обещания насчет отправки в Похеренный Шурави тоже не были пустыми словами.
Уже через неделю Ассада отправили на Подфак, (Ассаду послышался ПидFuck, или что-то в этом духе), прямо в шуравийную СССРу. Что было дальше, Ассад плохо помнит, ибо, по собственным словам, все последующие пять лет был беспробудно пьян.
Пьянка началась непосредственно после знакомства с русскими студентами. Одновременно началось и изучение русского языка. Уже после третьего стакана Ассад научился материться, в результате чего, уже к вечеру мог вполне сносно объясняться с окружающими. Когда Ассад получил диплом, выяснилось, что он радиоинженер, хотя все эти годы считал, что изучает Марксизм-Ленинизм в практическом применении к интернациональной дружбе между народами. Ассад был хороший ученик, и в ходе всего обучения проявлял активный интернационализм по отношению к русским представительницам прекрасного пола, хотя по утрам, правда, обычно не мог вспомнить имени очередной интернационалистки, и что она делает в его постели.
Но после вручения диплома, советские власти заявили афганскому выпускнику, что интернационализм, конечно, интернационализмом, но надо и совесть иметь, и пора бы ему уже возвращаться на родину, чтобы там на практике применить радиоинженерные принципы Марксистко-Ленинской технологии.
Афганистан радостно встретил своего, похеренного шуравимами, сына, и Ассаду было заявлено, что он, как инженер радиомарксизма, с армейской рацией за плечами, должен послужить на благо отечества.
Но в Афганистане всё делается исключительно через родственные связи. И умирают там, конечно, тоже только по блату. Двоюродный дядя Ассада, Наджиб, уже стал начальником стройки, так как смог доказать, что вопрос строительства здания КГБ для него равносилен вопросу построения коммунизма во всём мире. Естественно, что такому важному человеку, как главный строитель КГБэшного коммунизма, было не обойтись без радиста, который передавал бы в Москву шифровки о расходе строительных материалов.
Когда Ассад попал под начало Наджиба, он с удивлением обнаружил, что у того не только нет рации, но и самих строительных материалов. Высота стены будущего здания КГБ не позволяла верить, что прошло уже пять лет с тех пор, как двоюродный дядя Ассада, еще будучи каменщиком, клал на неё свои красные кирпичи. Потом, видимо, он на неё положил болт. Рабочих на строительной площадке не было, и казалось, что они просто вышли на длительный обеденный перерыв, который не заканчивается никогда. Наджиб в ответ на удивление родственника сказал, что строительство коммунизма - это очень сложный и длительный процесс, нуждающийся в особом диалектическом подходе. Диалектический же подход заключается в отстаивании левых взглядов, с тем чтобы всё разворачивать налево. Будучи идейно грамотным работником, Наджиб за эти годы успел возвести себе два особняка из красных кирпичей, и, если бы в первый из них не попала советская бомба, а в другой душманский снаряд, он, по собственному признанию, давно бы уже построил коммунизм в отдельно взятой семье.
Ассад около года самоотверженно помогал своему двоюродному дяде и его соратникам в проведении коммунистического обеденного перерыва, и, по собственному признанию, за это время съел больше плова, чем за всю свою предыдущую жизнь. Но в один прекрасный день, зайдя в кабинет своего родственника, он увидел Наджиба, сидящего с вытянувшимся лицом. Перед ним лежала советская медаль и указ о награждении следующего содержания: "За проявленные мужество и героизм в деле твердого претворения в жизнь линии Коммунистической партии Советского Союза, а также за неуклонное следование принципам Марксистоко-Ленинской идеологии, наградить Наджибулу Тотахела медалью "За храбрость" посмертно". На следующий день Наджиб пропал, и никто его больше не видел.
Ассада перевели в Пагман. Говорили, что если идти по дорогам Пагмана, не глядя себе под ноги, то обязательно наступишь либо на мину, либо на человеческие кости, а если повезет, на то и другое одновременно. Начальник пагманского военного гарнизона, Хафиз, был потомственный душман. Отец его был душман, дядя его был душман, все браться его были душманами, и даже любимый пёс его был душман и прислуживал муджахедам. Но Хафиз, устав от подобного единообразия, решил нарушить добрую семейную традицию, и, около года назад, попросил принять его вместе со своим отрядом в ряды правительственных войск. Правительство было настолько радо увидеть в своих рядах такое героическое пополнение, что ни только приняло под свои знамена Хафиза вместе со всеми его душманами, но и зачла все годы их душманства против шурави как действительную военную службу, и, с учетом большеого военного стажа и боевого опыта, присвоило Хафизу звание майора правительственных войск. Любимый кобель Хафиза, правда, отказался спускаться с гор вместе с хозяином, подло оставшись на стороне врагов революции. В течение года, недовольные тем, что им не присваиваются чины и правительственные награды, бойцы-душманы стали потихоньку убегать к с засевшему в горах псу, и их места занимали новобранцы срочной воинской службы.
Увидев Ассада, Хафиз жутко обрадовался и, узнав, что солдат может не только разобрать рацию по деталям, но также умеет читать и писать на нескольких языках, прикомандировал его к себе адъютантом. То, что солдат не смог собрать обратно раскуроченную напоказ рацию, командира уже не волновало. Дело в том, что Хафиз чрезвычайно страдал от серьезных разногласий с алфавитом.
Около месяца Ассад, получивший прозвище "инженер", занимался тем, что читал майору приказы из центра и записывал ответы под его диктовку. И вот, наконец, пришел приказ двинуться на борьбу с врагами, и всем, как один, пасть смертью храбрых в борьбе за родину. Сначала Ассад думал вовсе не зачитывать этот приказ командиру, но потом решил зачитать, надеясь, что, услышав подобные известия, майор может скончаться на месте от разрыва сердца. Однако реакция была скорее прямо противоположной, так как Хафиз, выслушав сообщение, порывался застрелить адъютанта как "черного вестника", принесшего дурные новости, но передумал, решив, что тогда некому будет вносить имена в списки павших.
Нужно отметить, что никто из бойцов не был в восторге от открывшейся перед ними перспективы, но, так как приказы не обсуждают, а только высмеивают, гарнизон, обзывая свое начальство неприличными выражениями, начал подготовку к отправке в горы. Но, вероятно, Ассаду было не суждено совершить ратный подвиг.
Совершенно случайно в их часть приехал троюродный брат Ассада, Мурза, который был начальником гарнизона, расположенного в двадцати километрах, и капитаном правительственных войск. Достаточно скромное воинское звание Мурзы объяснялось, видимо, тем, что он никогда не был душманом и ещё не научился подбивать советские танки.
Узнав родственника и жутко обрадовавшись такой встрече, Мурза начал уговаривать Хафиза подарить ему Ассада. Но Хафиз упорствовал и твердил, что без Ассада некому будет читать и писать документы, на что Мурза вполне разумно отвечал, что сам безграмотен и в армии вообще практически нет ни одного офицера, который умел бы читать. Более того, образование самого генерала и начальника главного штаба ограничивается тем, что он умеет лишь подписываться, однако никому это еще не мешало в выполнении боевых задач. Майор же, в ответ, заявил, что "инженер" отправится в часть своего родственника только после того, как составит списки павших. Решительно среагировав на такое заявление, Мурза тут же предложил Хафизу двести грамм анаши. Хафиз не соглашался, но когда Мурза дошел до полкило, дело было улажено. Списки павших было решено составить немедленно, до отъезда Ассада. Жутко торопившийся Ассад решил особо себя не утруждать, и предоставил командиру полный список личного состава, после чего поспешно уехал вместе с капитаном Мурзой. Так "инженер" вновь оказался под крылом одного из своих родственников.
Хаифз же, со своими бойцами, ушел геройски погибать, и, говорят, что все, кроме него, в самом деле погибли, а он перешел обратно к душманам. Таким образом список павших, подготовленный Ассадом, был верен почти во всем, за исключением того, что в нём была и его фамилия. В результате мать Ассадуллы получила похоронку и орден, которым награждался её сын, павший на поле боя смертью храбрых. Бедная женщина могла бы умереть от горя, если бы Ассад, выпросивший у своего троюродного брата увольнительную, не сидел в тот момент перед ней, уплетая свежеиспечённые лепешки. Когда выяснилось, что Ассадула Тотахел геройской смертью вовсе не погибал, орден у него отобрали. Правда мать из-за этого особо не расстраивалась.
Ассад вернулся из увольнения в часть, и Мурза выдал ему рацию. Потом последующие две недели Ассад сидел вместе с Мурзой и этой рацией в командирском блиндаже и курил гашиш. Наружу было высунуться совершенно невозможно, так как там без конца падали душманские снаряды. Так продолжалось дней пятнадцать, а потом начал падать снег. Как ни странно, но снаряды при этом падать перестали. Видимо они категорически отказывались летать по такой холодной погоде. Все солдаты Мурзы, почувствовав приволье, повылезали из укрытий и тут же, на радостях, обкурились гашиша. Как объяснили Ассаду, войны не будет до весны, так как душманам зимой воевать лениво, а правительственным войскам воевать лениво всегда.
Все солдаты гарнизона, за исключением командира и уже известного нам "инженера", были представителями народа хазара, также называемого хазарейцами. Для тех, кто не имел удовольствие родиться и выжить в Афганистане, возможно следует пояснить, что хазарейцы - это потомки монголов. В весьма стародавние времена, такие древние, что и упомнить трудно, у татаро-монгол появился неугомонный заводила и подстрекатель Чингиз-Хан. Но, вы все, наверняка, о нём слышали. Для тех, кто не встречался лично с этим взбалмошным стариком, и потому остался жив, могу напомнить, что он ставил пред собой задачу завоевания всей вселенной. Также следует отметить, что Чингиз Хан был совершенно не знаком с передовым учением диалектического материализма и имел весьма отсталые взгляды, будучи даже не осведомлен о выводах советской астрономии. Потому не удивительно, что ему в голову не приходила мысль о бесконечности вселенной, и отказываться от своих бредовых затей он не хотел. Ну что можно ожидать от человека, который даже понятия не имел о существовании Америки, являющейся, как известно, общепризнанным лидером в борьбе за демократию с применением всех средств вплоть до ядерного оружия?! Но, не смотря на свою серость, об Афганистане Чингиз-Хан всё-таки, вероятно, знал. Это можно предложить из того, что страна была им захвачена. Афганцы, после долгого обдумывания сложившейся ситуации, выразили крайнее возмущение географическими познаниями монголов и принялись их вырезать. Большинство монголов, не выдержав подробной наглости, скончались, и осталось их всего тысяча человек, что и означает слово "хазара". Афганцы решили оставить хазарейцев на племя, экзотики ради.
Ассад, как и все афганцы, считал хазарейцев чурками, а все хазарейцы, дружно, считали Ассада русским за то, что тот слишком долго жил в Шурави. Даже капитан Мурза допытывался у своего родственника, пил ли тот в России водку и ел ли свинину. Когда Ассад, пытаясь отстоять свою репутацию доброго мусульманина, стал заявлять, что ничего подобного за ним не было, Мурза обозвал родственника дураком, не знающим вкуса жизни. С тех пор Ассад больше не отрекался от приписываемых ему грехов, хотя никогда в жизни не пробовал свинины. Правда он ел сало, но на тот момент не знал из какой гадости сделана эта вкусная штука.
Хазарейцы смотрели на Ассада косо. Видимо потому, что глаза у них, по природе своей, были раскосые. Крайнее их неудовольствие, в частности, вызывало то, что Ассад умывался каждое утро. За это его прозвали русским чистоплюем, так как, по мнению хазарейцев, часто умываться было признаком развращенного шуравизма. Нужно сказать, что Ассад, в отличие от привыкших к этому с детства хазарейцев, никак не мог свыкнуться со вшами, которые ползали по солдатам и залезали в каждую складку одежды. Это еще больше отрывало "инженера" от коллектива и вызывало озлобление окружающих.
Как-то однажды утром, когда Ассад по своей шуравиской привычке, основанной на русском чистоплюйстве, пошел на реку мыться, один из хазарейцев встал с ведром за его спиной. Утверждая, что чистоплюй закрыл ему всю реку, хазареец требовал, чтобы "шурави" немедленно отошел в сторону. Когда Ассад отошел, то услышал про себя еще много приятного, включая и то, что он русская свинья. На это Ассадула пообещал набить морду своему "товарищу по оружию", но в ответ тут же получил удар ведром по голове. Правда хазареец не знал, что чистоплюйный "инженер", помимо глупых занятий ненужными науками, также посвятил несколько лет изучению карате. Ведерному агрессору пришлось самым неприятным образом выяснить это на себе, так как, в ответ на удар по голове, чистоплюйный шурави сломал ему челюсть и два ребра.
Недовольный инцидентом командир вызвал Ассадулу к себе и поинтересовался, почему его троюродный брат сразу не набил морду хазарейцу, а ждал пока тот его огреет ведром по башке.
- Видишь ли, - ответил ему Ассад, - этот чурка сказал, что я русский, а русские никогда не начинают драку первыми. - Зачем же они тогда приперлись в Афганистан? - недоверчиво скривил рожу Мурза. - Понимаешь, брат, они вообще-то сами этого не знают. Более того, когда я был в России, выяснилось, что многие из них вовсе даже не подозревают о том, что они сюда приперлись. - Удивительно, - искренне изумился Мурза. - Слушай, инженер. Ты их хорошо уже изучил. Ты объясни мне. Я одного не могу понять. Чего эти шурави хотят? - По-моему, - честно ответил Ассад, - больше всего на свете они хотят домой.
В ответ на это, Мурза только покачал головой и подумал про себя, что шурави - дело тонкое. Глава пятая: На недельку, до второго, я уеду к шурави
Армейская служба Ассада подходила к концу, и со дня на день должен был реализоваться дембель. Мурза стал уговаривать Ассада не покидать ряды доблестной армии, обещая офицерский чин и быстрое продвижение по службе. Также он уверял родственника, что, с учетом полученного образования, тот уже через полгода должен дослужиться до главнокомандующего правительственными войсками Афганистана. Но троюродный брат не позарился на такое завлекательное предложение. Между нами говоря, Ассад не столько был расстроен тем, что никого не убил, сколько радовался, что его не убили. Простившись с охазаревшими сослуживцами и пожелав своему троюродному брату легкой смерти, Ассад решительно вышел на дембель.
Была еще одна, дополнительная, причина, повлиявшая на принятие однозначного решения. Ассад получил приглашения сразу от двух интернационалисток из России. И, хотя ни одну из них Ассад вспомнить не мог, он решил, что из Афганистана лучше убираться подобру- поздорову, тем более, что сами русские начали уже поговаривать о том же.
Очередь на советско-афганской границе наводила на мысль о начале переселения народов. Казалось, все живущие в Афганистане решили одновременно выехать в СССР и остаться там навсегда. Последнее Ассад предположил по объемным тюкам и фургонам, которые каждый из пересекающих границу тащил за собой. Были даже такие, что ехали на грузовиках, уверяя, что направляются в гости на пару дней и взяли с собой лишь самое необходимое на дорогу. Самые необходимые в дороги вещи включали в себя ковры ручной работы, джинсы афганского пошива с надписями Made in USA, а также телевизоры, двухкассетники, музыкальные комбайны и стереоустановки, видеомагнитофоны, японские стиральные машины, опиум, ювелирные изделия, посуду, автоматы Калашникова, продукты и товары народного потребления. Всё это продавалось сразу после пересечения границы, и "гости" возвращались обратно.
Ассад плотно застрял в очереди. Простояв в ней две недели, он с горечью заметил, что денег в кармане остаётся только на миску плова. Правда, у него было грамм двести анаши, которую, оторвав от сердца, подарил на прощание троюродный брат, капитан правительственной армии Мурза.
От расстройства Ассад решил выкурить набитую травкой сигаретку. После первой сигаретки, расстройство несколько уменьшилось. После второй сигаретки, оно почти пропало вовсе. После третьей, показалось, что жизнь - вовсе не такая уж плохая штука. С такими светлыми мыслями и в слегка приподнятом настроении бывший солдат афганской армии направился в сторону советского блокпоста. Советские автоматчики ещё не были столь благодушно настроены и нервно передёргивали затворы. Ассад отдал им честь и прошагал мимо строевым шагом с бравой армейской песней "На недельку, до второго, я уеду в Комарово". Из будки вышел один из солдат и присоединился к Ассаду. Через мгновенье, уже пять советских бойцов шагали с ним рядом и хором орали на весь Афганистан, что кладов им не надо, и они за то, чтоб в синем море не тонули корабли. К концу песни все солдаты стали с Ассадом друзья-не-разлей вода. Ещё минут через десять, они дружно докуривали всю остававшуюся у Ассада анашу, после чего признали его родным братом. Ещё через пятнадцать, минут бойцы остановили проезжавший через пост грузовик, и, угрожая водителю расправой с применением огнестрельного оружия, потребовали довести их брата прямо до советской государственной границы. - Эх, на недельку, до второго, я уеду в Комарово, - кричал растроганный Ассад уже с территории Узбекистана, размышляя при этом, что в Советском Союзе, помимо питерского Комарово, есть много других красивых мест, и он не такой дурак, чтобы возвращаться через неделю.
Глава шестая: Джамал добился своего
Уже будучи на территории СССР, Ассад оказался перед сложной дилеммой: к какой из двух интернационалисток ему следует ехать. Первая писала, что жутко соскучилась по Ассаду, вторая же признавалась, что ждет от него ребенка. Ассадула был, в некоторой степени, азиатом, но не настолько, чтобы поверить в возможность беременности, длящейся более двух лет. И хотя нет ничего удивительного в том, что ребенок ждет возвращения своего отца из армии, все же трудно представить такого сознательного младенца, который, по этой причине, несколько лет отказывается выходить из утробы. Потому Ассад решил поехать к той девушке, которая просто соскучилась.
Когда ветеран бравой афганской армии прибыл на место, выяснилось, что девушку зовут Инна, и соскучилась она уже окончательно. Её дочери уже бесповоротно было около трёх лет, и с этим ничего нельзя было поделать. Сначала Ассад немного сомневался, но, взглянув в лицо девочки, не смог не признать в ней свою дочь, так как ни один другой ребенок не мог бы иметь такие характерно душманские черты лица. И цвет кожи, и нос, и волосы, и врожденный афганский акцент не оставляли никаких сомнений.
Для Ассада начались трудовые семейные подвиги, так как, будучи по слабости своего характера порядочным человеком, не жениться он не мог. Советские власти без особого энтузиазма оформляли вид на жительство, заявляя, что им и так хватает "лиц кавказской национальности", и что эти черномазые ничего не умеют, кроме как торговать на рынке. Ассад не умел даже этого, но, из настойчивых заявлений на свой счет, понял, что придётся учиться.
Когда будущий ударник рыночной экономики приступил к изучению хитростей лавочного предпринимательства, советские войска решили покинуть Афганистан, заявив, что уже показали всем пример и внесли посильный вклад. Далее местным предлагалось действовать самостоятельно. Половина Афганистана лежала в руинах, усеянных трупами, и, почувствовав неограниченную свободу творчества, местные патриоты решили довести начатое дело до конца. И понятно, что глупо было бы оставлять страну разрушенной лишь наполовину.
Однако поток товаров из Афганистана уменьшился не сразу, так как перебить всех торговцев было делом крайне хлопотным. Товары же пользовались безумным спросом в СССР. И это было не удивительно. Все более плотным кольцом со всех сторон на Союз наступали светлые талонные времена.
Всесильная советская пропаганда билась не на жизнь, а насмерть, доказывая, что ничего особенного не происходит, и, имеющий голову на плечах, всегда найдёт выход из мелких неудобств. Но вскоре пришлось решать проблемы даже некоторым, имеющим головы, так как эти головы стало нечем мыть. О шампунях все давно забыли, но когда по всей стране пропало мыло, чистоплюйный русский народ впал в полное недоумение. Однако советская пресса не отчаивалась и публиковала откровенные признания хитроумных мужиков и баб о том, что они моют голову стиральным порошком, что приводит их в дикий восторг. Народ сначала смеялся над этими откровениями, но потом плюнул и бросился в магазины. Но порошка там уже не оказалось. Видимо все оставшиеся советские запасы моющих средств были израсходованы на омывание трупов смелых героев газетных статей.
О всех прочих товарах нет смысла что-либо говорить, так как их тоже не имелось в наличии. Потому выставляемая Ассадом одежда пользовалась неплохим спросом среди тех, кто решился потратить на джинсы все свои накопленные за советский период трудовые сбережения, справедливо полагая, что джинсовая ткань прочнее туалетной бумаги, в которую превращаются советские рубли. Справедливости ради, следует отметить, что никакой другой туалетной бумаги, кроме советских рублей, на тот момент в стране вообще не было.
Ассад же продавал "моднявые" джинсы. Там были и "Монтана", и "Левайс", и "Вранглер". Не важно, что все они, на самом деле, были пошиты в Афганистане. Продавец заявлял, что лично снял предлагаемые джинсы с господина Вранглера, завещавшего их для реализации в помощь голодающему населению Советского Союза.
Но вот однажды, приехав на границу с Афганистаном для покупки очередной партии товаров, Ассад услышал, что Дажамал, или кто-то другой, похерил-таки, в конечном итоге, Социалисти Шурави. Ассад заснул в СССР, а проснулся в независимом государстве Таджикистан. СССР больше не было. Таджики, на радостях, принялись избивать русских и грозить им смертоубийством за все построенные дороги и фабрики и прочие безобразия, допущенные русскими, начиная с момента свержения татаро-монгольского ига. Ассада, почему-то, причислили к русским. С трудом ему удалось добраться до дома к жене и дочери.
Впрочем, СССР не было уже и там. Там оказалась жутко недовольная собственной независимостью республика Беларусь. Вскоре, впрочем, выяснилось, что это не единственное её недовольство. Недовольна она оказалась и джинсами афганского пошива. Впрочем, не только ими, но и всем, что продавали предприимчивые рыночные торгаши. Их ларьки и палатки принялись ликвидировать, как представляющие угрозу национальной безопасности. Начали даже поступать предложения о том, что не плохо было бы ликвидировать и самих торговцев. Потому, когда Ассада арестовали в первый раз, он особо не удивился. Его больше удивило то, что милиционеры назвали его не имеющим прописки лицом "кавказской" национальности. Тщетно задержанный показывал свои документы, где однозначно говорилось, что он афганец и имеет вполне законный вид на жительство. Такие нюансы никого не интересовали, и "кавказца", в ожидании прихода начальника, поместили в камеру вместе с алкашами и парочкой бомжей.
Исходя из своего афганского опыта, Ассад предположил, что милиционеры просто не умеют читать, и вся надежда остается на начальника. Начальник, в самом деле, оказался знаком с замысловатым русским алфавитом, и, где-то сутки спустя, приказал выпустить Ассада. Полагая, что явился жертвой простого недоразумения, Ассад был крайне удивлен когда вскоре его арестовали повторно и поместили в ту же самую камеру. Когда же его арестовали в третий раз, изумлению задержанного не было предела. Аресты становились ритуалом. Видимо, в конечном итоге, задерживаемый настолько надоел милиционерам, что те, в очередной раз, даже не стали его арестовывать, а просто заехали пару раз по ребрам и попросили на глаза им больше не попадаться.
Ассад, как и подавляющее большинство советских граждан, никогда в глаза не видел уголовный кодекс. Но при этом всем хорошо было известно, что незнание написанных там законов не освобождает от ответственности. Именно по этой причине, вероятно, власти всегда тщательно скрывали кодекс от населения, чтобы иметь возможность побольше посадить. Но всё же, Ассад был понаслышке знаком с некоторыми положениями и знал, что оказание сопротивления сотрудникам милиции неизбежно ведет в тюрьму. А если не в тюрьму, то, в лучшем случае, в морг. С учетом же обещаний, которые он услышал от милиционеров, можно было предположить, что неоказание сопротивления работникам правопорядка также приведет его в морг, так как "кавказцу" однозначно были обещаны удары "керзачами" по "хлебальнику", пока кишки изо рта не полезут. У Ассада, не имевшего опыта выживания во времена культа личности, такой расклад морг-тюрьма-морг, почему-то, оптимизма не вызывал. Странный он был человек.
Глава седьмая: Ассад - хорошее русское имя.
Убедившись, что Социалисти Шурави похерен окончательно, Ассад со все меньшей радостью на душе ждал, когда же похерят и его. Потом ждать надоело, и он решил, что пора делать ноги. Из всех книг, которые он читал своей дочери, больше всего Ассаду нравилась философская притча "Колобок". Исходя из изложенных там принципов, он сказал про себя: " От душманов я ушел, из Афгана я ушел, и от тебя, Похеренный Шурави, тоже уйду."
Но не так-то просто было куда-нибудь деться. Все страны, в один голос, заявляли, что выбравшиеся живыми из своей страны афганцы должны умирать там, где находятся, и к себе их никто не пустит. "Где же мы вас всех хоронить-то будем?" - дружно вопрошали демократические страны. Потому Ассад знал, что человека с афганским паспортом выгнали бы из любого посольства, предварительно высмеяв в нехороших выражениях.
Но есть всё же дружба и взаимовыручка среди земляков. Один из афганцев пообещал оказать братскую помощь Ассадуле и сделать советский загранпаспорт. Братская помощь в подделке паспорта уже несуществующей страны обошлась Ассаду во все его сбережения от рыночной торговли. Также пришлось продать квартиру, дачу и машину. В результате, у Ассада оставалось всего двести рублей и несколько стодолларовых бумажек. Земляк объяснил, что основные деньги, а именно двадцать тысяч долларов, пошли сотруднику белорусской таможни, который пропустит новоявленного советского гражданина через паспортный контроль к трапу самолета. - Понимаешь, - объяснял земляк, - по паспорту ты Алексей Федорович Смирнов, а по лицу этого не скажешь. Потому, если таможне не заплатить, она очень сильно заинтересуется. - А почему у меня в паспорте нельзя было написать, что я Ассад Абдулович Тотахел? - Понимаешь, тут такое дело. Ассад, конечно, - хорошее русское имя. Но паспорт с таким именем нам найти не удалось. Скажи спасибо, что год рождения совпадает и фотография твоя.
Собрав вещи и твердо выучив, что он - Алексей Федорович Смирнов, Ассад с семьей простился со ставшей уже родной Белоруссией и, пропущенный сдержавшей свое слово таможней, вылетел в Западную Европу. Твердо помня, что он Алексей Смирнов, Ассад, не желая уронить звание русского человека, и, к тому же, жутко нервничая, выпил в течение рейса весь имевшийся на борту самолета коньяк. Он уже хотел приступить к водке "Смирнов", так как она соответствует его фамилии, но самолет начал снижаться, собираясь заходить на посадку.
Тут Ассад вспомнил, что ещё не выполнил данные ему инструкции, и ринулся в туалет. Там он судорожно начал рвать паспорта. Твердая красная корочка советской паспортины не поддавалась, отстаивая свои пролетарские убеждения. Тогда Ассад оторвал фотографии и, измельчив их, спустил в унитаз. Видимо нервное коньячное напряжение замедляло работу, и в дверь уже начала стучаться бортпроводница, требуя, чтобы пассажир вернулся на место и пристегнул привязные ремни. Не дорвав, а лишь истерзав упрямые советские документы, Ассадула направил их "дубликатом бесценного груза" вслед за фотографиями.
Самолет приземлился. Все направились в сторону паспортного контроля. Помня инструкции и зная, что без паспорта не пропустят, но и депортировать будет некуда, Ассад с семьей свернули в сторону, расположившись в зале ожидания, словно собираясь лететь куда-то дальше. Они предполагали просидеть там долго, но всё вышло не совсем так. Прямо за ними вошёл молодой человек и начал требовать документы. Изображая, что не понимает практически на всех языках одинаковое слово "паспорт", Ассад дико крутил головой и твердил на несуществующем языке, что, мол, я не я и корова не моя, а моя в твоя слова не въезжает. Из этого, опытный в таких вопросах сотрудник таможни, сделал заключение, что видит перед собой беспаспортных нелегальных эмигрантов. Приставив двух полицейских, он велел нарушителям не сходить с места, и ринулся к только что приземлившемуся белорусскому самолету.
Там он перевернул весь салон, выпотрошил мусорные ведра и выгреб из туалета все нечистоты так, что приехавшей машине ассенизаторов было уже нечего делать. Через полчаса Ассаду был предъявлен слегка отдающий дерьмом паспорт на имя Алексея Федоровича Смирнова, который, видимо, так толком и не пролез через трубные ответвления унитаза.
- Так значит вы - русский, - заявили таможенники. - Нет. Я афганец, - уверенно ответил Ассадула. - Это не мой паспорт. Сотрудники паспортного контроля принюхались к исходившему от Ассада перегару и недоверчиво покачали головами. - Вот ваши деньги, - сказали они, протягивая обнаруженные двести рублей, которые Ассад выкинул в мусорное ведро. - Это не мои деньги, - уверенно сказал эмигрант, - но если вы так настаиваете, то спасибо. - Так значит, вы всё-таки русский, - не унимались таможенники. - Если вы утверждаете, что я русский, то дайте опохмелиться, - раздраженно огрызнулся Ассад. - Не дадим, - ответили жадные европейцы. - Значит сами не верите, что я русский. Я же сказал: паспорт не мой.
Сотрудники долго совещались и думали, что же делать. Фотографии на паспорте не было. И, хотя они были убеждены, что перед ними Алексей Федорович Смирнов, доказать это никак не могли. Выслать же беспаспортного человека из страны им не позволяла международная конвенция. В конечном итоге было принято решение пропустить Ассада и его семью в страну под надзор полиции.
Так он там и ходит под надзором. Правда, при этом, работает, имеет дом, дети учатся в школе, жена домохозяйствует и, разъезжая по магазинам на машине, мирно тратит заработанные Ассадом деньги. Но оправдаться и доказать свое афганство ему так и не удалось. Впрочем, это не удивительно. Не зря его называли русским в Афганистане, не зря, по этой же причине, ему чуть не набили морду таджики. Было в нем что-то подозрительное. Плюс, многие годы в СССР и русская жена наложили свой отпечаток. Внешним видом в таких случаях не оправдаешься. Ясно, что отмазаться не удастся во век. И, встречаясь с русскими, Ассад теперь каждый раз жутко радуется и признается, что раньше он был афганец "кавказской национальности" Ассаудула Самим Ибн Абдулсатар Тотахел, а попав в Европу стал русским Алексеем Федоровичем Смирновым. И после этого непременно предлагает: "Так выпьем же за нас, за русских!" И с ним пьют, не споря. И даже евреи из СССР признают его таким же русским, как и они сами, хотя он и рассказывает про Афганистан, а они, как "русские", вынуждены были бежать, скажем, из Узбекистана. Но разве название Отечества важнее чем то, что туда уже больше не вернуться? Так и белоэмигрант, с какой-нибудь немецкой фамилией и французско-польским происхождением, выброшенный в Европу гражданской войной, становился безнадежно русским, и, выпивая, вспоминал навеки потерянную Родину. Так выпьем же за то, чтоб её не терять, и за всех русских, вне зависимости от национальности!
Декабрь 1998 года
Этохади Джамалхере Социалисти Шурави - Союз Советских Социалистических Республик
Шамла - длинный свисающий конец тюрбана
Бисма ла хир рахмани рахим - Во имя Аллаха, милостивого, милосердного
Бобо - дедушка
Нелитературный перевод с персидского
Иблис - демон
Батыр - воин-богатырь
Слова из популярной в 80-е годы советской эстрадной песни "На недельку, до второго"
Тем, кто это уже забыл, напоминается, что в конце правления Михаила Горбачева была введена талонная система реализации продуктов питания и некоторых товаров первой необходимости (того, кто заявит, что водка - товар второй необходимости, предлагаю считать провокатором и врагом русского народа). Талоны выдавались лицам, имеющим прописку.