Аннотация: След 4. Ежик И.Т. Хмарь. Пахнет лесом, плавящимся полиэтиленом и "пивным перегаром".
Рекс идет по следу или Ловля блох.
Обзор рассказов, представленных на конкурс детективного рассказа "Презумпция виновности-16"
Обычно собаки читать не умеют. Но Рекс не обычный пёс. Он грамоте обучен. А еще он любит иногда, под настроение, повыкусывать блох. И вот, такое событие - конкурс детективного рассказа! Есть, что почитать, да и блох у авторов хватает.
Обычно люди мало интересуются мнением собак, и Рекса это не удивляет. Но если кто-то захочет прочесть сии строки, то авторов просьба не обижаться: ну что возьмешь с дворняги, хоть и ученой? Рекс просто хотел немного почистить от блох вашу шкуру.:-) А если что вам покажется неверным, так у собак и людей взгляды на мир иногда расходятся.:-)
След 4. Ежик И.Т. Хмарь.
Пахнет лесом, плавящимся полиэтиленом и "пивным перегаром".
ЛЯПЫ И СПОТЫКАЧИ
Триггер для начала расследования слабоват: пять лет назад убит Евгений. Типа юбилей? А почему героиня не начала свои поиски, скажем, три или четыре года назад? Ну, или тогда уж подождала бы до более "круглой" даты - десятилетнего юбилея убийства.:-) Вот если бы произошло что-то, что вдруг снова ярко напомнило о том давнем событии...
"Накануне, под вечер, он как раз укатил в автосервис на своем джипе, чтобы всё проверить и убедиться, что машина не подведет.
Итак, он уехал с приятелями..."
Эти две фразы, хоть и разнесены в разные абзацы, сливаются при чтении, и получается, что с приятелями Евгений укатил не на охоту, а в автосервис.
"- А что - насчет Светки? - эхом отозвался мой собеседник.
- Да, помнится, ты пытался убедить меня, что между нею и моим Женей могло что-то быть..."
"- Да Женя их познакомил.
- Женя? Мой Женя?..
Мое безразличие как рукой сняло.
- Ну да. Она когда-то к нему приходила, на работу устраиваться. Секретаршей. И даже продержалась... с неделю, по-моему"...
И где тут Борис пытается убедить героиню в любовной связи ее мужа и Светы? Он лишь сообщает ей вполне невинные сведения. Та устроилась на работу, проработала неделю, а после, например, могла быть изгнана за непроходимую тупость или уволилась сама.
Баланович, чиновник из министерства, совершенно ненатуральный. Рекс немало общался с чиновниками всех уровней, в том числе министерскими, и неплохо изучил эту породу. Чиновник из министерства ("с о-очень большими связями"), скорее всего, не стал бы вообще разговаривать с этой женщиной, даже по протекции какого-то там предпринимателя - одного из многих. Тем более в служебном кабинете (а в министерских кабинетах нынче стоит "прослушка"). Тем более рассказывать при этом, что встречался на охоте с бизнесменами, желающими "порешать свои проблемы" с его помощью, а также ужрался при этом до положения риз. Ну, и, конечно, огромный ляп: "Георгий Ильич принял меня в своем служебном кабинете, на ...надцатом этаже современного делового центра". У чиновника министерства служебный кабинет не в министерстве, а в каком-то деловом центре? Ой-ёй!:-) Министерства в деловых центрах обычно не располагаются, мухи - отдельно, а котлеты - отдельно.:-) Да и героиня заходит в этот кабинет без обычной робости, характерной для большинства людей, не общавшихся с такими "шишками", да еще задает ему в лоб вопросы про любовницу. А чиновник отвечает совершенно незнакомому человеку в стиле: "Перебрал я малость... А потом Светка нарисовалась. Дура!"
Следователь Широков тоже ведет себя неадекватно.
"- Мне звонил Широков, - сказал Борис. - Ты что, ездила с ним в Еловые Овраги?"
Для чего следак сообщает о пустяшной, никчемной поездке с Катей в лес Борису? Кто он ему, чтобы докладывать о своих действиях? Борис - всего лишь один из свидетелей по давнему делу. Таких у Широкова - вагон и маленькая тележка, и он со всеми на связи?
"Все это я уже знала, конечно. Со слов следователя, и из протоколов, которые он мне любезно показывал".
Следователь не может "любезно" показывать посторонним материалы уголовного дела. Героиня могла ознакомиться с ними только как признанная потерпевшей по делу, а вовсе не "из любезности" следователя - и она должна прекрасно это понимать. Когда человек сталкивается с правоохранительными органами в процессе следствия по делу об убийстве в качестве потерпевшего, он быстро начинает понимать такие вещи.
"Мне страшно не хотелось идти к Светлане Кулик...
- Ты... Как меня нашла?..
- Широков помог, следователь, - ответила я".
Следователь, раздающий налево и направо персональные данные свидетелей из уголовного дела? Скорее, сама Катя могла увидеть адрес в деле, когда с ним знакомилась или услышать на суде - перед допросом свидетеля в судебном заседании оглашается его домашний адрес (автор ведь указывает, что эти женщины сталкивались на суде).
"- И зачем мы с вами сюда приехали, Екатерина Павловна?
- Я сама хочу посмотреть на то место.
- Екатерина Павловна, милая! Пять лет уж прошло! Дело закрыто, виновник осужден!.."
"Голос Широкова вернул меня в действительность.
- Тут не может быть никаких следов, спустя столько времени..."
Разумеется, не верю, что следователь таскается вместе с потерпевшей по какому-то старинному делу на место убийства, в лес, куда сам убитый добирался на автомобиле - значит, путь неблизкий. Но наш доблестный Широков, забыв о нераскрытых еще делах и тухлых "висяках", прется за семь верст киселя хлебать только ради того, чтобы на месте, в Еловых Оврагах, заявить: "И зачем мы с вами сюда приехали, Екатерина Павловна?.. Тут не может быть никаких следов, спустя столько времени..." А что, в своем кабинете или по телефону он ей то же самое не мог сказать? Мазохист какой-то.:-)
Убитый вообще просто герой водевиля. Бывшие спортсмены и десантники, владельцы ЧОПов обычно не занимаются в театральных студиях, тем более, "обженившись". Знаете, есть такая книжка "Мужчины - с Марса, женщины - с Венеры". Так вот, спортсмены и десантники, владельцы ЧОПов - можно, сказать, "с Марса", а завсегдатаи театральных студий - "с Венеры", настолько эти люди диаметрально противоположны друг другу. Никак не могу представить себе такого персонажа, вместившего в свою телесную оболочку столь многогранную и разностороннюю личность.
А чего стоит его план убить своего давнего друга только за то, что тот "положил глаз" на его жену! Убить, не попытавшись сперва потолковать с Борисом по душам и, может даже, съездить пару раз ему как следует по сусалам, чтобы тот понял, что Кати ему не видать. Нет, нужно зачем-то непременно пырнуть ножом злодея и при этом еще обставить всё это с идиотским маскарадом - клоунским рыжим париком и фальшивыми усами. Воистину, впору было Евгению, как императору Нерону, воскликнуть перед смертью: "Qualis artifex pereo!", то бишь, "Какой артист погибает!"
Ну а мне после ознакомления со сценой "битвы друзей" хочется воскликнуть вслед за Станиславским: "Не верю!"
"Ринулся он на меня, я его руку поймал, развернул - прием такой есть. И нож ему в грудь вонзился. Понимаешь, я в молодости единоборствами занимался, потом бросил. А недавно вот - снова начал. Учителя нашел. Но - никому не афишировал. Пригодилось вот... "
Даже если закрыть глаза на большой рояль в кустах - неожиданную горячую тягу Бориса обрести сенсея и подтянуть свое владение руками и ногами, всё равно не могу забыть о том, что, вообще-то, Евгений тоже у нас не лыком шит - "бывший спортсмен и десантник", а значит, владеет "единоборствами", да еще им движет ярость ревнивого мужа. Еще неизвестно, кто на самом деле вышел бы победителем из такой схватки. Да и вообще, не верю, что Борис, у которого на плече висело ружье, забыл про него (на охоту ведь приехал, пострелять!), выслушивая довольно продолжительную "вступительную речь" противника и видя, что у него в руке нож. Снял бы с плеча ружбайку, наставил на друга и сказал: "Совсем ты, Женька, с дуба рухнул, что ли? На хрен мне твоя Катька сдалась? Что б я у друга жену увел - да ни в жисть! Вспомни, сколько пудов соли мы с тобой вместе съели! Не хватало еще потерять нам нашу крепкую дружбу из-за нелепых твоих подозрений". Ну, в общем, как-то так. И тем, скорее всего, дело бы и кончилось. Друзьями юности в таком возрасте не разбрасываются. А ведь мы читаем, что "Бориса Шмелева Женя не без оснований считал своим другом. Они были знакомы с юности, с института. Совместные вечеринки, какие-то бизнес-идеи..."
Ну, и еще одно "Не верю": не верю, что Катя не подозревала о том, что Борис к ней неравнодушен. Такие вещи женщина чует спинным мозгом.
"...вы с Женей были конкурентами, - выпалила я. - И, к тому же, у вас начались неприятности в тот период. Могла вас посетить мысль, что источником этих неприятностей является ваш бывший компаньон Евгений Крылов?"
"А у Амира мотив, если и был, то не такой сильный, чтобы совершить хладнокровное убийство".
Ой, какой дохлый аргумент. Точнее, вообще не аргумент: на самом деле, и за меньшее люди убивают - а тут на кону прибыльный бизнес.
РОЯЛИ: занятия женатого десантника, ЧОПовца и бывшего спортсмена в театральной студии; неожиданный порыв Бориса податься в Брюсы Ли; шалаш с бомжем в охотничьих угодьях (куда смотрит местный егерь?); следователь, которому, похоже, совершенно нечем заняться, и слишком разговорчивый чиновник - многовато роялей на один рассказ.
ПЛЮСЫ: хорошая грамотность (сами видите, как мало "блох"), хотя встречаются, конечно, "неприрученные" запятые; связное, бойкое изложение, хороший слог, действие достаточно динамичное.
МИНУСЫ: персонажи, по большей части, "картонные", мотив убийства неубедительный, с отпечатками на ноже мутная история, (вам уже про это писали, повторяться не буду).
БЛОХИ:
"Ловко взгромоздилась"
"Взгромоздиться" означает "взобраться и устроиться С ТРУДОМ, С УСИЛИЕМ на чем-л", так что с наречием "ловко" этот глагол никак не сочетается.
"Но обойтись пришлось пивом и бутербродами (которые приготовил все тот же Борис)..."
Что, и пиво он тоже приготовил?:-) Лучше переставить, заодно и от скобок избавитесь.
"Но обойтись пришлось бутербродами, которые приготовил все тот же Борис, и пивом..."
Удачи на конкурсе и творческого Вам вдохновения! Гав!:-)