Авторы "Этюдов о собственности" продолжают свое уникальное исследование поведения людей, конкурирующих между собой за дефицитные возможности. Такие исследования принято проводить в рамках экономической науки. Но экономисты постоянно путают проблемы эффективного хозяйствования с проблемами эффективного общения: там, где уместно лишь договариваться, они запросто предлагают хозяйничать.Во избежание путаницы такие феномены человеческого общения, как рынок, цены, деньги, рекомендуется изучать в рамках отдельной науки. Авторы называет ее терминомикой или чуроведением.Частоту, с которой дефицитные возможности меняют своих хозяев, называют ликвидностью. А самые ликвидные дефицитные возможности – это и есть деньги.Какое отношение имеют к деньгам золото и серебро? В чем ценность бумажных денег? Почему в настоящее время их эмитирует (выпускает) исключительно государство? Как осуществляются безналичные расчеты и в чем их смысл? Отчего случается инфляция? Почему про деньги так длинно и непонятно говорят экономисты и почему их не любят моралисты? Ответы на эти вопросы вы получите на простом русском языке. Если они ошеломят вас своей необычностью, значит, все в порядке: эти ответы были неожиданны даже для самих авторов.Для тех, кого интересуют законы человеческого общения и такой замечательный результат этого общения, как деньги.
Автор обнаружил четыре лингвистических приема, которыми ученые обществоведы и преподаватели общественных дисциплин (экономисты, правоведы, социологи, философы, историки), а также политики мистифицируют публику. Обнаруженные приемы придают высказываниям таинственность и основательность, маскируя бедность или отсутствие мысли. Автор приводит многочисленные примеры из монографий, учебников и законов и предупреждает, что к текстам, использующим данные приемы, нельзя относиться серьезно. Серьезное отношение к ним глупо и опасно.
Данные этюды – введение в науку о простейших и вместе с тем универсальных законах человеческого общения, в науку о поведении людей, конкурирующих за дефицитные отчуждаемые возможности, в науку, объясняющую феномен собственности и государства. Эта наука еще не оформилась. Она пока безымянна. Ее открытия известны лишь очень немногим. Ее главное открытие: подавляющее большинство людей ведет себя так, будто общество или коллектив – это одушевленный организм; общественные проблемы представляются при этом как проблемы Общества, а не как проблемы общения. Такое представление постоянно создает массу комических, драматических и, увы, даже трагических ситуаций. По всей видимости, это обстоятельство побудило Фридриха Августа фон Хайека сказать: "Я дал себе зарок никогда не употреблять слов "общество" (society) или "социальный" (social)".Для тех, кто преподает и изучает экономику, право, историю, этику, литературу, психологию и прочие дисциплины, в центре внимания которых – человеческие взаимоотношения.
Смотрите также:
Кондратенко Е.В.Первое произведение русского эвристического реализма (ЭРа), статьи