Не так давно мне довелось побывать в Риге. В прошлый раз я была в странах Прибалтики достаточно давно, примерно в году 1979 или 1980. Когда переходила в девятый класс в школе.
Тем летом нам предложили отправиться в трудовой лагерь. В Эстонию. На полтора месяца. Понятно, желающих набралось предостаточно. К тому же, в поездку с нами отправились самые лучшие учителя - веселые, энергичные, тогда еще совсем молодые.
Нас разместили в здании старой школы. На берегу Чудского озера. В деревне Нина - одной из самых старых рыбацких деревень в той местности. Данные о первых семьях рыбаков, поселившихся здесь, появились в 1582 году. Еще в той Нина была и есть православная церковь - Храм Покрова Пресвятой Богородицы - и кладбище русских староверов. В Нина всегда преобладало православное поселение. Неподалеку от Нина Тарту и замок Алатскиви.
Естественно, мы тут же исследовали окрестности, будучи любознательными школьниками. После десяти вечера нам положено было находиться в здании школы, входная дверь закрывалась на ключ. Но мы вылезали в окно. Потому как как раз были белые ночи. Когда мы приехали, повсюду цвели сирени, и невозможно было сидеть под замком, когда тянуло поплавать (озеро-то прямо под рукой!), прогуляться и заглянуть на кладбище.... Почему нас так тянуло на кладбище уже после запретного вечернего купания - сложно сказать. И лично мне было реально страшно! Замшелые покосившиеся памятники. Сырой кладбищенский запах. Чудились привидения, притаившиеся за вековыми деревьями. Но нас тянуло....
И учителям на самом деле повезло, что тем летом никто из нас не утонул и не сгинул, шатаясь по округе среди ночи.
Работали мы не слишком много. Детей много не нагружали. Мы пропалывали сорняки на полях. Примерно с 8:30 утра и максимум до часу дня. С утра нам привозили завтрак - парное молоко, свежеиспеченные булочки, сыр, вареные яйца, колбасу. После работы на полях на автобусе нас отвозили обедать в местную столовую. Почти каждый день у нас была культурная программа. После которой нас снова отвозили в столовую, ужинать. Ну а часов в девять вечера нам снова привозили парное молоко. К зданию школы.
По выходным нас возили на экскурсии - Тарту, Таллинн, Рига, Михайловское, Святогорский монастырь, Псков. Скучать было некогда. После таких выходных мы валились с ног и даже иногда не вылезали после десяти вечера в окно.
Учитель физики, Николай Федорович, пел нам песни. Под гитару.
Сейчас у меня создается впечатление, что возни с нами было больше, чем проку от нашей работы на полях.
И еще Димка подарил мне котёнка. Белого камышового кота. Которого Димка нашел на берегу озера. Мы с Димой назвали кота Васей и решили непременно забрать с собой в Москву. Удачно скрывая Васю от учителей в здании школы. А потом так же удачно в спортивной сумке, когда уже возвращались обратно, домой. Через Таллинн.
Надо заметить, из Васи вырос отменный котяра. Повадками сильно смахивающий на собаку. Он был очень умён, предан и самостоятелен. Знал, как пользоваться лифтом, и всегда безошибочно определял нужный этаж. Вася умел активно жить не только за городом, в Барвихе, но и в городских условиях. Так как он с детства был знаком с водой, то всегда сопровождал меня, когда я отправлялась поплавать, на Москву реку.
В те времена и Таллинн, и Тарту, и Рига оказали на меня невероятно прекрасное впечатление. Своей нерусскостью что ли... Прибалтика выглядела как заграница. Даже по сравнению с Москвой.
И вот теперь, спустя столько лет, мне было очень интересно снова побывать в некоторых из тех мест. И я ощутила ту же Ригу совсем иначе..... Она показалась мне такой тесной и провинциальной.... вот как бывает. То ли я слишком многое видела в этой жизни, то ли изменилось моё мировосприятие. То ли мне хочется чего-то более быстрого, неукротимого, энергичного. Всё же я родилась и выросла в Москве. А Москва всегда была динамичным городом. Раньше хотелось убежать из Москвы, на природу. Теперь же всё чаще и чаще возникает желание прикоснуться к Москве. К тому же, облик Москвы меняется.
Рига как была, так и осталась той же Ригой. С Домской площадью. С уютными кафе. С флюгерами петушками на башнях, на шпилях церквей (самые высокие точки города). Естественно, для Риги, как крупного портового города, расположенного на берегу реки Даугава, было крайне важно, чтобы все жители и гости из далеких краев точно знали направление ветра.
Раньше даже окрашивали петушков золотой и черной краской. Одна сторона - золотая, другая - черная. Дул ветер, и если флюгера петушки поворачивались к городу золотой стороной, то это говорило о том, что путь для купцов по Даугаве открыт. В город прибудут корабли с товарами.
Почему же именно петушок был выбран в качестве флюгеров, в качестве символа города - сложно сказать. Существует несколько легенд. Одна из которых гласит, что во время строительства Домского собора (1211-1270 года), как-то, темной ночью на город напали воинственные курши (западнобалтийская народность, балтийские "викинги", жившие в V - XVI веках на юго-восточном побережье Балтийского моря). И быть бы городу разграбленным и сожженным дотла, если бы не петухи, закричавшие в ту ночь и разбудившие стражу. Те подняли на ноги горожан и совместными усилиями отразили налет. Ну а петушков посадили потом на самые высокие шпили церквей.
Сама же легенда об основании Риги тоже интересна. В глубокой древности, примерно там, где ныне городской канал, в Даугаву впадала речушка Ридзиня. Когда людям нужно было переправляться через эту речку, то их на своих плечах переносил Большой Кристап (Кристофор), так как ни моста, ни парома не было. А жил Кристап в пещере возле Карловых ворот. Однажды в очень темную ночь Кристапа разбудил громкий зов. Тот поднялся, но в темноте не смог ничего разглядеть. Поэтому засветил фонарь и увидел на другом берегу нищего мальчика. Тот рыдал и просил перенести его через реку. Кристап перешел речку, посадил мальчика на плечо, перенес его в свою пещеру, покормил и уложил спать. Наутро ребенок исчез, а его постель превратилась в чистое золото. Когда Кристап умер, на его золото был отстроен город Рига.
Правдива ли эта история или нет - теперь никто не знает!
Считается, что Большой Кристап (Кристофор) - мифологизированный образ религиозной традиции в средневековой (XV - XVI века) Риге, восходящий к личности священномученика Христофора Ликийского.
В Риге существует деревянная скульптура Большого Кристапа, созданная неизвестными рижскими мастерами приблизительно в первой четверти XVI века - Большой Кристофор (мужчина очень высокого роста) с маленьким мальчиком на плече; в одной руке он держит весло, а в другой - светильник.
Большой Кристофор считается покровителем лоцманов, плотовщиков и перевозчиков. Еще он обладал чудодейственной способностью исцелять раны и с радостью принимал от подрастающего поколения клятвенные уверения в своём хорошем поведении.
Изначальная деревянная скульптура Большого Кристапа находится в музее истории Риги. Ну а копия, упрятанная в будку из бронированного стекла, находится на набережной Даугавы напротив Рижского замка, резиденции президента Латвии.
Поблизости от резиденции президента находится Англиканская церковь Святого Искупителя. Центральный фасад которой выходит на набережную Даугавы. Церковь была отстроена в период с 1855 по 1859 год и предназначалась для общины британских моряков, которые появились в столице Лифляндской губернии в связи с необходимостью расширения торговых связей королевства. Сама Рижская англиканская община официально была образована в 1830 году.
Я оказалась в Риге, поблизости от Большого Кристапа, резиденции президента и англиканской церкви первого мая. Как раз всем раздавали красные воздушные шарики! С надписью - 1 мая! С самого утра поблизости от церкви собралось множество людей - и взрослых, и детей. И все с красными шариками :) Очень красивое зрелище :)
Ну и в парке Кронвалда (названном в честь Атиса Кронвалдс - латышского педагога и публициста второй половины XIX века) тоже увидела много-много-много-много людей. С красными воздушными шариками!
Сам же парк расположен на обоих берегах Рижского городского канала, общая площадь парка - 13 гектаров, и изначально он был разбит в традиционном ландшафтном стиле в 1883 году (автор - прославленный немецкий мастер садово-паркового искусства Георг Фридрих Куфальд). Впоследствии в проект ландшафтного парка были добавлены элементы регулярной планировки.
В общем.... в Риге было празднично! Но даже несмотря на праздник - как-то очень мирно, спокойно, по-домашнему, без духа московской интенсивности.
А вот за пределами Риги меня приятно порадовало отсутствие высоченных заборов. Всё было примерно как когда-то раньше. Если не учитывать появившиеся ныне особняки и коттеджные дома. Надо заметить - построенные с значительно бОльшим вкусом, нежели большинство домов в том же Подмосковье. И в Подмосковье каждая дача теперь как "государство в государстве". Сплошные заборы. Такое впечатление - люди друг от друга отгораживаются. В Прибалтике же, как и когда-то в Подмосковье, изгороди из невысокого деревянного штакетника, кое-где декорированные кустарником или деревьями туи.
В общем и целом, лично у меня сложилось впечатление, что не слишком многое изменилось в Риге и её окрестностях с момента моего последнего посещения. Думаю, конечно, строительство проводится повсеместно в наше время. Но всё же, по сравнению с той же растущей вширь и ввысь Москвой, Рига и окрестности более устойчивы к переменам, более консервативны что ли. И это моё субъективное мнение. Понятно, у разных людей могут быть разные впечатления!