Резников Кирилл Юрьевич : другие произведения.

Глава 7. Индокитай

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как едят и любят тайцы


   ГЛАВА 7. ИНДОКИТАЙ
  
  
   7.1. Общие сведения
  
   Земля
  
   Географы сравнивают очертания Индокитая с профилем головы слона, свернувшего хобот. Округлый лоб слона - это выпуклое побережье Вьетнама. Клык - Малаккский полуостров, а уши слона - Бирма (Мьянма). Полуостров Индокитай расположен между Бенгальским заливом Индийского океана и Южно-Китайским морем Тихого океана. По площади - 2 млн. км2, он примерно равен Малайскому архипелагу. Север Индокитая занимают горы. На северо-запад Бирмы заходят Восточные Гималаи с горой Хкакабо Рази (5881м), высочайшим пиком Юго-Восточной Азии. На северо-востоке, высшая точка - гора Фаншипан (3143 м) на границе Вьетнама и Китая. Остальные горные цепи идут в меридиональном направлении, с севера на юг, снижаясь по направлению к морю. Горные хребты перемежаются с обширными низменностями. Там текут реки; самые крупные Меконг, Иравади, Чао Прая и Красная река - Хонгха.
  
   Индокитай почти целиком лежит в тропическом поясе. Климат субэкваториальный муссонный. В равнинной части средняя температура не опускается зимой ниже 20оС, в горах падает до 15оС и ниже. Обильные осадки привели к росту роскошной растительности. Тропические джунгли покрывают предгорья и невысокие горы. Выше 600 - 1000 м к тропическим породам примешиваются дуб, бук, каштан, сосны. Равнины возделаны: главная культура - рис. Животный мир относится к Индийско-Индокитайской подобласти Индомалайской области. В лесах водятся слоны, носороги (они редки), тигры, малайский и тибетский медведи, дикие буйволы, антилопы, олени, кабаны, дикобразы, обезьяны и человекообразный гиббон. Богат мир пернатых. В Индокитае фауна пострадала от человека меньше, чем в Индии и Индонезии. Здесь еще немало диких слонов. Но мало надежды, что это разнообразие переживет одно - два поколения.
  
   Люди
  
   Народы Индокитая, за исключением негритосов - семангов Малакки и анданамских островитян, антропологически принадлежат к южномонголоидной расе. На юге, среди малайцев, кхмеров, южных таи, распространен малайский тип, описанный в разделе о Малайском архипелаге. На большей части полуострова преобладает материковый южномонголоидный тип. В нем, меньше, чем в малайском типе, австралоидных черт: кожа светлее, волосы прямее, губы тоньше, нос уже. Малый рост часто сочетается с грацильным телосложением и малым весом. В Бирме, особенно, в северных областях, немало людей крепкого сложения, сходных с тибетцами.
  
   Территория Индокитая служила мостом при переселении человека в Австралию и Новую Гвинею. В южном Индокитае найдены останки людей, живших 25 -10 тыс. лет назад; морфологически они сходны с австралийцами и папуасами, а по мтДНК близки семангам Малакки. Останки мужчин из северного Вьетнама, живших 8 - 10 тыс. лет назад, имеют как австралоидные, так и монголоидные признаки, но череп женщины из той же пещеры чисто монголоидный. Генетическое разнообразие южных монголоидов считают доказательством их первичности среди монголоидов. Возможно, Северный Индокитай, вместе с Южным Китаем, были местом их формирования.
  
   В Индокитае говорят на языках пяти языковых семей: австроазиатской - вьетнамцы, кхмеры, моны, австронезийской - тьямы и малайцы, тайской - таиландцы, лаосцы, шаны, тибето-бирманской группы сино-тибетской семьи - бирманцы, карены, качины, чины, семье мяо-яо - мяо и яо. На языках этих семей говорят десятки народов и племен Индокитая. Разнообразны здесь и религии. В Бирме, Камбодже, Лаосе и Таиланде, распространена тхеравада, старейшее направление буддизма; во Вьетнаме преобладает поздний буддизм, махаяна, и конфуцианство. Там много христиан и последователей као дай, религии сочетающей буддизм, христианство и мистицизм. Малайцы Малакки и часть южных тайцев исповедуют ислам. Племена, живущие в джунглях, остаются язычниками анимистами.
  
   История
  
   В древности народы Северного Индокитая и Южного Китая имели общую культуру. Эти народы очень рано (7-8 тыс. лет назад) перешли к выращиванию риса, а 5 тыс. лет назад освоили металлургию. Большинство населения полуострова составляли тогда мон-кхмерские племена. В конце 1-го тысячелетия до н.э. Индокитай оказывается под влиянием индийской культуры. Началось распространение индуизма и буддизма. На рубеже новой эры в дельте Меконга сложилось мон-кхмерское государство Фунань, а в Нижней Бирме - государство Шрикшетра. В V веке Фунань сменили королевства кхмеров и монов. В XI веке королевство кхмеров Камбоджи - Ангкор стало ведущей державой Индокитая. Расцвет Камбоджи сопровождался строительством в столице Ангкор великолепных храмов, сохранившихся по сей день.
  
   На востоке Индокитая первые государства появились на севере Вьетнама в III веке до н.э. Вскоре они попали в зависимость от Китая. Почти тысячу лет вьетнамцы боролись за независимость и в Х веке добились ее. В XI веке образовалось вьетнамское государство Давьет. В XIII веке вьетнамцы отразили нашествие Хубилая, императора монголо-китайской империи Юань. Меньше повезло тайскому государству Дали (Наньчжао) на юго-западе Китая. Хубилай покорил его, и племена таи и лао стали переселяться в Индокитай. Там возникли тайские и лаосские княжества. В XV - XVI веке оформились все существующие в настоящее время государства Индокитая. В Северной и Центральной Бирме, располагалось бирманское государство Ава. Центр Индокитая занимало тайское государство Аютия (Сиам). В среднем течении Меконга сложилось лаосское королевство. Нижним Меконгом и землями к западу от него владела Камбоджа. Дайвьет занимал всю территорию Вьетнама, кроме южной части.
  
   В XVIII веке Индокитай привлек внимание европейцев, ограничившихся, сначала, миссионерской деятельностью (колонизация Малакки рассмотрена в истории Малайского архипелага). К середине XIX века англичане захватывают территорию Бирмы, а французы Камбоджу. В конце XIX века французы завоевывают Вьетнам и Лаос. Королевству Сиам (Таиланду) удалось сохранить независимость. Во время Второй мировой войны Индокитай оккупируют японцы, а после окончания войны начинается деколонизация - мирная - в Бирме и Лаосе, и после освободительной борьбы - во Вьетнаме и Камбодже. Затем США вели войну против коммунистов Вьетнама и проиграли ее. В 70-е годы в Камбодже левые экстремисты зверствовали против своего народа. Но вьетнамские войска их разгромили. С тех пор, страны Индокитая развиваются мирно и, в большинстве стран, успешно.
  
  
   7.2. Таи Таиланда
  
   Общие сведения
  
   Самоназвание тхай по-тайски означает свободный; Таиланд - название страны, по-тайски звучащее как Пратхет Тхай, означает "страна тайцев" или "страна свободных". До 1939 года государство называлось Сиам. Новое название несло идею, что страна никогда не была колонией, и что тайцы единый народ. На самом деле, тайцы говорят на разных диалектах и различаются по культуре.
  
   В Таиланде живет 65 млн. человек (2006 г). Из них, 75% - тайцы. Около 30 млн. - центральные тайцы или сиамцы. Сиамский диалект положен в основу государственного языка Таиланда. Крупными группами являются южные тайцы (5 млн.), во многом похожие на малайцев, и северные тайцы (6 млн.). На северо-востоке живут горцы корат таи (400 тыс.) и исаны (около 15 млн.); язык исан ближе к лаосскому, чем к тайскому. Небольшие группы тайцев (галунг, ньо, фуан, фу, сонг) постепенно переходят на сиамский или на исан. В Таиланде 7 млн. китайцев (14% населения страны), сильно перемешанных с тайцами; случай уникальный для китайской диаспоры. В стране живут кхмеры, малайцы, моны, карены, шаны, индийцы, вьетнамцы, и мелкие племена. По вероисповеданию 94,6 % жителей Таиланда буддисты, а 4.6% мусульмане, в основном, малайцы и южные тайцы. Остальные - индуисты, христиане и язычники
  
   Две трети населения Таиланда крестьяне. Традиционное занятие крестьян тайцев - пашенное заливное рисоводство. Они также выращивают овощи, фрукты и технические культуры. Развито рыболовство и рыбоводство на заливных рисовых полях. Разводят буйволов, коров, свиней, птицу. Развиты ремёсла. Городское население страны быстро растет - только в Бангкоке 8 млн. жителей. Увеличивается число тайцев, занятых в промышленности, бизнесе и, особенно, в сервисе. Ведь Таиланд - один из ведущих азиатских центров туризма.
  
   Таиланд - страна молодежи: 45% населения младше 14 лет. Причина - высокая рождаемость. Продолжительность жизни - 63 года для мужчин и 73 для женщин (2003 г.), ниже, чем во Вьетнаме и Китае, хотя выше, чем в России (в 2004 г.- 59 и 72). Дело в том, что в Таиланде высокий для азиатских стран уровень ВИЧ-инфицированных - 2% взрослых мужчин и 1,5% женщин. Каждый год от СПИДа умирает 30 - 50 тыс. человек. Сейчас наступление ВИЧ удалось остановить, обучив население мерам предохранения. В этом велика заслуга самих тайцев. Люди тянутся к образованию и быстро схватывают суть любых новшеств. Грамотность в стране 94%.
  
   Материальная культура
  
   Ниже даются сведения о материальной культуре центральных тайцев - сиамцев. Селения часто расположены по берегам рек и каналов, так чтобы лодки могли приставать к нижним ступеням лестницы, ведущей в дом. В центре селения - храмовый комплекс, ват. Сельские дома свайные, из дерева и бамбука, с крутыми крышами. В их строительстве используют деревянные гвозди. Встречаются плавучие дома. Городская архитектура разнообразна - от небоскребов Бангкока до двухэтажных домов с верандами в небольших городах. В городах дома из бетона или из кирпича, покрытого штукатуркой. Великолепна храмовая архитектура, со стрельчатыми башнями пагодами, ступенчатыми многоцветными крышами, клыкастыми драконами и бронзовыми львами у входа. Особенно знаменит Ват Пра Рам, Храм Рамы (XIV век), в Аюттая - древней столице Сиама.
  
   Национальная одежда сиамских женщин - пасин, прямоугольный несшитый кусок ткани, заменяющий юбку. Пасин обычно из тайского шелка, любого цвета и часто с полосами контрастных цветов. С пасином носят шелковую блузу с длинными рукавами. В торжественных случаях, пасин и блуза дополняется шалью, перекинутой наискось через левое плечо. Национальная одежда мужчин - суа фра ратчатан, рубашка с короткими рукавами и открытой шеей без ворота, и штаны. В торжественных случаях одевают рубашку с длинными рукавами, подпоясанную кушаком. Горожане и часть сельской молодежи носит современную одежду
  
   Тайская кухня
  
   Поклонники утверждают, что вряд ли есть в мире кухня богаче тайской. В ресторане официант подаст вам меню страниц на 50. Это не удивительно, великая кулинарная держава Таиланд объединяет несколько кухонь. Они соответствуют регионам страны: центральная, южная, северная и северо-восточная кухни. В южной кухне заметно малайское влияние - в блюда добавляют кокосовое молоко и куркуму, в северной кухне - сок лайма. Многое заимствовано из кулинарии соседних народов: от китайцев взяты лапша и жарка в кипящем масле, от индийцев - паста карри, от вьетнамцев - рыбный соус. Все это творчески переработано в соответствии с тайскими вкусами.
  
   В тайской кухне в блюдах должен соблюдаться баланс пяти вкусов: острого, кислого, сладкого, соленого и горького. Надо сказать, что тайский баланс вкусов явно отличается от русского - по нашим понятиям, острого там больше всего. Тем не менее, тайская кухня, и вправду, очень вкусна, а от пожара во рту спасает рис. Тот же том ям - любимый тайцами суп из морепродуктов или курицы, заправленный специями, настолько острый, что у новичков перехватывает дыхание. Снять жжение можно лишь вареным рисом. В ресторанах на стол ставят большое блюдо с рисом и к нему подают десятки дополнительных блюд. Большинство блюд сиамцы едят ложкой и вилкой. Вилка служит, чтобы положить еду в ложку, которую и отправляют в рот. Палочками пользуются, когда едят лапшу. Северяне и исаны едят клейкий рис руками, скатывая его в шарики и обмакивая в пасту. Таи мусульмане, как и малайцы, едят только правой рукой.
  
   В обыденной жизни еда, разумеется, проще, хотя и далеко от однообразия. Ее основу составляет рис, который едят на обед, завтрак и ужин. Иногда подают лапшу как отдельное блюдо, но рис всегда основа еды. Рису, рассыпчатому или клейкому, сопутствуют овощи, рыба или морепродукты, птица, реже, мясо. И все обязательно со специями и приправами. Из приправ самая известная нам прик - паста из острого перца, чеснока и соуса из креветок. Ее подают вместе со свежими овощами - огурцами, капустой, бобовыми стручками. Надо обмакнуть кусок огурца или капусты в соус, съесть и заесть рисом. Распространены острые закуски, такие как нарезанный острый перец в рисовом уксусе.
  
Тайские приправы очень разнообразны. Кроме острейшего нам прика, популярен нам пла - рыбный соус с анчоусным вкусом. Для приготовления используют мелкую анчоусную рыбу. Ее пересыпают морской солью и кладут в высокие деревянные кадки. Крышки плотно закрывают, и в кадках начинается процесс ферментации. Когда через год крышку открывают, то никакого тухлого запаха нет, а в кадке - прозрачный рыбный соус. Рыбный соус используют во множестве блюд; из них самое известное красный карри или кёнгпхед. Его готовят нагревая вместе кокосовое молоко, рыбный соус и пасту карри (острый красный перец, листья карри, чеснок, тамаринд, кориандр и другие специи). В красное карри добавляют также листья кустарникового лайма, тайский базилик, тайские баклажаны, бамбуковые ростки, мясо - цыпленка, говядину, свинину, креветки, или тофу.
  
   Тайцы - большие поклонники своей еды и прохладно относятся к американскому фастфуд. Как все народы Юго-Восточной Азии, они почти не едят молочные продукты, поэтому сливочное мороженное имеет малый спрос; тайцы предпочитают взбитые фрукты с молотым льдом. Но не только тайцы не приемлют западной пищи, далеко не все тайские блюда нравятся людям с Запада. В этом отношении, представляет интерес впечатления 17-летней канадки, Карен, прожившей год по обмену в тайской семье. Через неделю по приезде в семью По Прасита она получила шок за ужином:
  
   "Я беру большую склизкую ложку каких-то студенистых водорослей или морской травы. Они почти прозрачные и хрустящие. По Прасит поглядывает на меня с ухмылкой. Я думаю, что ем морские огурцы. - Что это? - спрашиваю, проглотив ложку и запив водой. Он закусывает губу. - Они очень полезны тебе. В них много белка. Мы едим их каждую неделю. Местное любимое блюдо.
   Я улыбаюсь. - Да, но что это такое? - Он похлопывает себя по животу. - Из рыбы. - Я недоумеваю. - Ты знаешь? Эта часть, - снова похлопывает по животу, - из рыбы.
   Рыбьи кишки. Я съела рыбьи кишки. Я делаю большой глоток воды. - Вы не едите их в Канаде? - он удивлен. Теперь он подвигает ко мне блюдо с кишками крупного животного. Тут не обманешься, не примешь за экзотические овощи. Это внутренности. Я говорю ему, что я наелась, что я не смогу больше съесть ни кусочка. Он пожимает плечами, - Следующий раз, окей? - Окей, - я смотрю как он отправляет первый кусок в рот. - Из чего они точно? - А, ты хочешь их? - Нет, нет, но что это такое? - Он снова похлопывает живот. - Из коровы, - говорит, и улыбается".
  
   Карен довелось ознакомиться и с другими экзотическими блюдами. Как-то ее накормили жареным голубем, на ее вкус, жестким и с песком. Но она не роптала:
  
   "На самом деле, я должна быть благодарна. Уж лучше голубь, чем деликатесы, что я видела не рынке: живые пчелиные куколки в сотах, вкуснейшие, если их поджарить с чесноком, или еще кусающиеся большие жуки, с ногами, связанными вместе (Вообразите жуков настолько больших, что им связывают ноги). На прошлой неделе они убеждали меня отведать сырые куриные лапки, маринованные с луком в уксусе, но я вежливо отказалась и ускользнула".
  
   Большие жуки, упомянутые Карен, - это манг да, гигантские водяные жуки, размером 5-6 см, но иногда достигающие 12 см. Зажаренные в масле, манг да - популярнейшая тайская снедь. Их продают в пакетиках как чипсы. Не менее популярны жареные цикады. Есть еще гунг ден - танцующие креветки. Крошечных живых креветок насыпают в миску, стоящую посреди стола. Затем их поливают горячими специями; раздраженные креветки скачут по миске. Тут их загребают ложками и едят. Главное, чтобы не выпрыгнули из ложки. Говорят, что вкус этой морской свежести исключительный. В хороших тайских ресторанах гунг ден можно найти, не выезжая в Таиланд.
  
   Тайцы едят те же фрукты, что индонезийцы - от дуриана и рамбутана до бананов. Из напитков, главный - это чай. Тайцы пьют все виды чая: черный, белый, зеленый, цветочный. Наиболее популярен черный с анисом. Черный чай пьют горячим и холодным. Горячий сладкий чай пьют по утрам. В холодный чай, кроме сахара и специй, добавляют молоко и колотый лед. Его берут на вынос. Получил признание изобретенный в 80-е годы на Тайване холодный чай с шариками тапиоки. Его тоже продают на вынос. Из алкогольных напитков очень популярны местные сорта светлого пива. В Таиланде делают и вина как пальмовые, так виноградные, из завезенной из Европы лозы. Из крепких напитков есть местные виски и ром; их пьют умеренно.
  
Религия и обычаи
  
   Тайцы последователи тхеравады - учения старейших. Адепты тхеравады утверждают, и не без оснований, что их направление буддизма самое близкое к учению Будды - Гаутамы Шакьямуни. Цель тхеравады - освобождение от страданий и достижение просветления, нирваны. Просветления за одну жизнь могут достичь лишь святые монахи. Мирянам приходится прожить много жизней, совершенствуясь в каждой из них, чтобы в заключительной жизни, уже в качестве монаха, достичь нирваны. Им следует совершать благие действия, заслуги, улучшающие карму, судьбу, дающую в следующей жизни более высокую ступень перерождения. Заслугами являются дары храмам и монастырям, милостыня монахам и бедным, молитвы, возжигание благовоний и свечей для Будды, щедрость, доброжелательность. Не следует совершать поступки, ухудшающие карму. Для мирян важно соблюдать пять заповедей Будды: не убивать, не красть, не прелюбодействовать, не лгать, воздерживаться от опьяняющих напитков.
  
   В Таиланде 30 000 монастырей и намного больше храмов. Во время дождливого сезона - с июля по сентябрь, число монахов достигает полумиллиона. На три месяца, а иногда, на всю жизнь тайские мужчины и, реже, женщины становятся монахами, чтобы изучать буддийские рукописи и искусство медитации. Минимальный возраст монаха - 20 лет, считая с момента зачатия. Однако, на севере страны есть церемония посвящения в монахи мальчиков старше семи лет. Традиция следует истории о сыне Будды, Рагуле, ставшим монахом в семь лет. Монашество это временное и служит знаком сыновнего почтения. Ведь заслуга от монашества распространяется не только на монаха, но на родителей. Кроме того, в монастырских школах деревенские дети и молодежь имеют возможность получить образование. Сегодня тайские монахи учат грамоте, но в XVI веке они были главными инструкторами тайского бокса муай-тай. Часто перед женитьбой, тайские юноши временно становятся монахами, чтобы подготовиться к выполнению обязанностей супруга. Их одобряют тайские девушки; юношей, побывавших в монахах, называют готовыми, созревшими для супружеской жизни. Действительно, монастырь дисциплинирует. Монахи должны выполнять 227 правил дисциплины, а монашенки 311 правил.
  
   Учение Будды во многом определяет поведение тайцев, их миролюбие, доброжелательность и сдержанность. Не принято повышать голос. Проблему следует решить спокойно и без шума. Или не решить. В любом случае лучше сохранять спокойствие и улыбаться (крики европейцев напоминают тайцам лай собак). Изображения Будды священны и акт святотатства грозит тюремным заключением, даже иностранцам. Тайцы очень уважительны к храмам и монахам. При посещении храма следует снимать обувь, нельзя носить шорты и мини-юбки, трогать руками монахов. Любовь и уважение к королю и королевской семье носит почти религиозный характер. Согласно представлениям тайцев, социальный статус человека есть совокупность заслуг, накопленных в прошлой и настоящей жизни. То, что имеется в нынешней жизни в виде благ, можно перечеркнуть недостойным поведением. Высокие должности или богатство - результат правильного поведения в этой или предыдущей жизни. Монахи имеют высокий статус за религиозные заслуги. Пожилые люди, имеющие заслуги, выше по положению, молодых людей знатного происхождения.
  
   В соответствии с заслугами, тайцы совершают приветствие вай - легкий поклон c ладонями, сложенными "лодочкой", как бутон лотоса. При этом, люди с равными заслугами приветствуют друг друга, сложив ладони пальцами вверх, большие пальцы касаются груди. При повышенном уважении ладони поднимаются выше. Приветствуя родителей и монахов, большие пальцы прижимают к носу. Почести Будде и королю отдают, прижимая большие пальцы ко лбу. Другие формы приветствия - крап и мон крап, коленопреклонения, делают в знак глубочайшего уважения: дети после долгой разлуки с родителями, перед любимым учителем, при посвящении в монахи, выносе умерших родных из дома, принесении извинений за оскорбление, во время визитов к особо уважаемым людям, при приветствии короля и членов королевской семьи.
  
   Важнейшую роль в этикете играет иерархия частей тела. Самая чтимая часть - это голова, вместилище духа Кхуан, ангела-хранителя человека. Выше головы только волосы, пхом, еще более святые. Дотронуться до головы тайца, даже ребенка, - значит нанести ему оскорбление. Напротив, ноги - самая презренная часть тела. Они не должны быть рядом с головой другого человека. Проходя мимо сидящих, таец пригибается, наклоняет голову, стараясь сравняться с ними. Нередко извиняется. Считается большой грубостью указать ногой на предмет, тем более, на человека. Вытягивать ноги в сторону изображения Будды или портретов королевской семьи - преступление. Нежелательно сидеть, как европейцы, нога на ногу, ведь ступня может быть направлена на человека.
  
   Понятие высших и низших частей тела переходит на одежду. В дом нельзя входить в обуви. Рубашки и блузы стирают отдельно от юбок, трусов и носков. Вредоносны вещи, связанные с нижней частью женского тела. Сами женщины снимают юбки и платья не через голову, а спуская на пол. Мужчинам не рекомендуется проходить под развешенным на просушку бельем: там могут быть женские юбки и исподнее. Хуже ученым: для учености опасно все, с чем соприкасались женские ягодицы и гениталии. Но низкие части тела действуют на расстоянии. Рассказывают, как один ученый потерял ученость, проходя ниже дома, где находилась женщина. Есть порядок расположения: чем ниже статус, тем ниже сидит человек. Младшим нельзя быть выше старших. Слугам выше хозяина, женщине выше мужчины. Когда приглашают в дом монаха, все должны сидеть ниже монаха. При прогулке, младший идет немного позади старшего, а женщина позади мужчины. Иерархия касается сторон тела. Правая рука выше левой. Младшие сидят слева от старших, жены слева от мужей. Нельзя передавать старшему левой рукой. О плохо воспитанном человеке, говорят, что он не отличает верх от низа, левое от правого.
  
   Семья и брак
  
   У тайцев родство считают по отцу и матери. Но родство по отцу важнее - жена берет фамилию мужа, а дети отца. Нет у тайцев и кланов с общим предком, хотя предков почитают. В деревне принято считать односельчан родственниками, хотя, на самом деле, не все в родстве. Это важно для деревенской жизни, ведь надо делать общие работы - сажать и убирать рис, пасти скот. В деревенском доме обычно живут несколько поколений. Тайцы уважают и заботятся о престарелых родителях, слушают их советы, никогда не спорят. С раннего детства детей учат уважать старших. Это распространяется и на отношение к властям, особенно, к королевской семье (лизать почтовую марку с изображением короля почитается оскорбительным).
  
   Родственные отношения распространяются на близких друзей. Дружба у тайцев понимается в высоком смысле. Они различают едящих друзей, появляющихся только в хорошие времена, и друзей до смерти, которые будут всегда, плохо тебе или хорошо. Настоящих друзей тайцы называют старший брат, младшая сестра, в зависимости от возраста. Но все жители деревни обращаются друг к другу по-родственному: дядя, тетя, старший брат, младший брат. У них и вправду такие отношения - одни ведут себя как племянники и младшие братья, другие по-родственному заботливы. В то же время, у тайцев, не принято быть фамильярными даже с близкими друзьями - заглядывать в глаза, хватать за руку, хлопать по плечу, подходить слишком близко. Тем более, если люди разного возраста и статуса.
  
   Детей с раннего возраста приучают к ответственности. Каждый ребенок имеет обязанности по дому. Одна из главных - заботиться о дедушках и бабушках. Уважение к старшим и забота о престарелых родителях - основа тайской семьи. Воспитание мальчиков и девочек различается. У мальчиков больше свободы. В детстве они могут ходить голые, а девочек очень рано приучают к стыдливости. Мальчики, но не девочки, могут общаться с монахами и носить талисманы. Как только юноша начинает работать, он становится самостоятельным, а в 20 лет идет в монастырь и получает новые знания. Девушка же, вместе с матерью, обслуживает семью, пока не выйдет замуж.
  
   В старину у тайцев было распространено многоженство; теперь преобладает парный брак. Женитьбу организуют родители, но они считаются с выбором молодых. Подготовка к браку начинается с заключения астролога, подходят ли друг другу звезды молодых. Затем, родители юноши идут к родителям девушки свататься. Сватом может быть и уважаемый человек. Для родителей невесты главным еще недавно было трудолюбие юноши; теперь, после раздела общинных земель, жениха ценят по размеру земельного участка. В городах судят по профессии и доходу жениха. Договорившись, помолвку из экономии часто проводят в тот же день, что и свадьбу. Свадьбы обычно устраивают в августе, благоприятном месяце для женитьбы.
  
   Свадьбу справляют в доме невесты; ее родные оплачивают расходы. Гости от жениха прибывают, сопровождаемые барабанщиками; во главе идут танцующие женщины, они приносят удачу молодоженам. Старшая сестра жениха или родственница несет серебряную чашу с дарами для родителей невесты. Участники процессии несут гирлянду цветов и два саженца бананов, их посадят в доме молодоженов. У ворот во двор невесты девушки перегородили путь серебряным поясом - требуют от жениха серебряную плату за проход. Вошли во двор. Все приветствуют друг друга, отцу невесты вручают гирлянду цветов, а жених, вместе с друзьями, пытается войти в дом. Но путь перекрыт уже золотым поясом. Жених платит золотую плату и, поднявшись по лестнице, встречает невесту.
  
   В комнате для бракосочетания, жених с невестой становятся на колени перед алтарем Будды и отбивают земной поклон. Невеста стоит слева от жениха, еще левее - две подружки, а справа от жениха - дружка. Родители невесты благословляют венчающихся. Жених одевает на шею невесты золотое ожерелье. Отец жениха платит плату жениха, молочные деньги. Начинается сама свадьба. Староста деревни связывает белым шнуром вместе головы жениха и невесты. Их родители связывают белым шнуром левую руку жениха и правую невесты, благословляют и кладут деньги в чашу как свадебный подарок. Подходят гости, становятся перед молодыми на колени, каждый связывает их запястья и дарит деньги. Жених отдаривается мелочью, ведь у тайцев ничего нельзя принять, не дав взамен.
  
   Молодоженов отводят в ароматную комнату, где стоит свадебная кровать с разбросанными поверх цветами. С голов молодых удаляют шнур, а пожилая женщина удачливая в браке и со счастливым именем ведет их за шнур еще связанных рук к кровати. Молодые ложатся на кровать, и шнур, связывающий руки, разрезают. Гости бросают в постель пригоршни монет и покидают комнату. Молодые собирают монеты: кто соберет больше, тот будет главным в домашних финансах. Обычно невесты проворнее женихов. О том, что происходит дальше, мы, согласно восточным традициям, умолчим. Между тем, гости приступили к пиру во дворе под праздничным тентом. Пируют с середины дня и до полуночи. В этот день, не грех и выпить. Гостей развлекает местный оркестр с певцом. К вечеру появляются молодожены, беседуют с гостями, а потом тихо исчезают.
  
   Молодожены некоторое время живут в доме родителей жены, а потом обустраиваются в своем доме, обычно неподалеку. В традиционной тайской семье главой дома является мужчина. Муж не только ходит впереди жены, но первый ест. На Сонгкран, тайский Новый год (середина апреля), жена опрыскивает мужа ароматной водой с лепестками цветов и просит простить ее. Муж, как старший, ее прощает и тоже просит прощения. Жена с мужем не якает, а называет себя, в знак подчинения, уменьшительным именем. Это добавляет заслугу в ее карму. Ведь по буддистским представлениям женщина ниже в цепи перерождений, чем мужчина. Хорошая карма дает шанс в следующей жизни родиться мужчиной. В реальной жизни жены не так уж забиты. Они распоряжаются финансами семьи. Многие, унижающие женщину обычаи, постепенно сходят на нет.
  
   Взаимоотношения в семье обычно мягкие. Тайская культура построена на терпимости и стремлении к общей гармонии. Но, чтобы строить гармоничные отношения, нужно иметь холодное сердце - быть спокойным, избегать отрицательных эмоций. Даже в самых неприятных случаях следует говорить май ми арай - "ничего ужасного не произошло". Ведь гнев и ненависть, появляющиеся при горячем сердце, портят карму и могут вызвать потерю лица - утраты собственного достоинства. Для поддержания гармонии в семье супруги стремятся избегать словесных баталий, даже если сердце стало горячим. Существует чисто тайский способ прачот - перенос гнева на другой объект. Так женщина, вместо того, чтобы ругаться с мужем, ругает и бьет собаку. Всем все понятно, кроме самой собаки. Возможен и перенос гнева на себя. Женщина, обидевшись на неверность мужа, может совершить канпрачот чивит - наказать себя, убежав из дома и занявшись проституцией.
  
   Сексуальные традиции
  
   Тайцы стремятся воспитать из девочек достойных женщин. Добродетельная женщина, куласатрии, должна быть прекрасной хозяйкой, изящной, любезной, но скромной и сдержанной в сексуальных желаниях. Родители, особенно, отцы, следят за целомудрием дочерей до вступления в брак. Иногда в деревнях случаются добрачные связи; к ним относятся терпимо, если молодые собираются пожениться, родители знают и извещен дух - покровитель деревни. Если же все происходит без ведома духа-покровителя и родителей, то виновных штрафуют в пользу духа. В случае беременности, юношу принуждают жениться или заплатить штраф.
  
   Добрачные связи в деревне и небольших городах случаются не часто, и для большинства женщин муж - первый и единственный мужчина. Замужняя куласатрии и помыслить не может об измене мужу. Но тайцы понимают, что плоть слаба, даже у достойных женщин. Поэтому женщинам запрещено употреблять алкоголь. Тайцы знают романтические отношения и любовь. Любовь с первого взгляда, ревность, разбитые сердца и любовь до гроба - темы нередкие в фольклоре и литературе. Любовь объясняют как следствие кармы или как результат знакомства влюбленных в прошлой жизни. Молодым людям можно любить друг друга до брака, но следует воздерживаться от секса.
  
   Исключением из общего правила сдержанности женщин является фестиваль ракет, Бун банг фай, на северо-востоке Таиланда. Правда, это праздник не тайцев, а исанов, народа лаосского корня. Бун банг фай праздник плодородия, его празднуют в мае, когда в небо запускаются разукрашенные ракеты, начиненные порохом. Праздник длится три дня. В вечер, перед запуском ракет, открывается праздник, там происходят переодевания со сменой мужской и женской одежды и выпивается много лао кхао, лаосского виски, похожего на японское саке. Это время расслабления - танцев, песен, пьянства, секса и драк, так не похожее на обычное поведение сдержанных исанов.
  
   К мужчинам у тайцев разные требования в зависимости от принадлежности к монашеству, возраста и учености. Молодой мужчина-мирянин должен быть мужественным, хорошим добытчиком, сильным духом и телом и, что немаловажно, сексуально крепким. У пожилых мужчин и ученых на первое место выступает мудрость и качества учителя, у монахов полностью исключается любая форма секса. Сами монахи признаются, что сложнее всего не запрет близости с женщиной, а воздержание от мастурбации. Для молодых монахов единственный разрешенный выход - это ночные поллюции, ведь человек не отвечает за сны. Но никак нельзя в полудреме блуждать между явью и сном.
  
   В Таиланде считают, что сексуальная тяга мужчин неодолима, и что мужчине, по его природе, мало одной женщины. Мужская мощь вызывает уважение сверстников, а жены издавна терпимы к походам мужей к проституткам. Их больше пугает появление у мужа любовницы, и до распространения СПИДа жены сами поощряли веселые прогулки мужей. Юноши также получают первый опыт с проститутками и регулярно ходят к ним до женитьбы. Тайское общество живет по двойным стандартам - сексуальные запреты для добродетельных женщин и вседозволенность для мужчин. При всем том, мужчины соблюдают приличия и превозносят чистых женщин и семейные ценности - все очень напоминает викторианскую Англию. Внешне чопорны и сцены любви в театре. Они даже могут показаться невинными. На самом деле, сексуальная близость изображается особыми движениями танца, и тот, кто не знает их значений, не может догадаться, как возбуждающе они действуют на зрителей.
  
   Проституция
  
   В тайских традициях особое место занимает проституция. Еще в XVIII веке Рама I, основатель королевства Сиам, обложил проституток дорожным налогом. С тех пор проституция процветает, хотя официально запрещена в 1960 году. Согласно проведенному обследованию в 2004 году в Таиланде насчитывалось около 2,8 млн. секс-работников, в том числе, 2 млн. взрослых женщин, 800 тыс. несовершеннолетних и 20 тыс. взрослых мужчин. Тайцы избегают слова проститутка, предпочитая такие эвфемизмы как нанятые жены и бар-леди. В обслуживании клиентов заметна этническая специализация. Тайцы ходят в бордели, массажные кабинеты, караоке бары; богатые тайцы идут в частные клубы. Европейцы и американцы предпочитают стриптиз-клубы и пивные бары. Европейца могут не пустить в клуб для тайцев, но есть бары, обслуживающие только европейцев или японцев. В столице и на курортах много индивидуалок. Они встречаются на дискотеках, в отелях, барах и даже в университетах. Не всегда легко провести грань между проституткой и любительницей, просящей о финансовой помощи.
  
   Европейские и американские секс-туристы обожают Таиланд. Это неудивительно, тайские девушки грациозны, у них гладкая золотистая кожа, роскошные волосы, приятные, часто, тонкие, черты лица. Но больше всего иностранцев привлекает приветливость проституток, желание доставить удовольствие и оставить приятную память. Высказывания рабочего парня из Англии, побывавшего в Таиланде, полны восторга:
  
   "Они не такие низкие как английские проститутки. ... Ты даже не думаешь о них как о проститутках. Ты не чувствуешь, что с проституткой, нет. Они как подружки, правда. Ты делаешь все что хочешь с ними. Это не просто секс, они не как проститутки. Они действительно заботятся о тебе. Они заставляют тебя чувствовать себя особым. Ты не чувствуешь, не знаю как сказать, не чувствуешь себя покупателем. Они очень естественны, очень натуральны, можно сказать, ты им вправду нравишься".
  
   Другой британский турист вторит ему:
  
   "Они совсем другие... Ты... берешь девушку из бара, это может быть в 11 или 12 ночи. Ты принимаешь душ, идешь в постель, имеешь с ней секс, а после большинство ребят спят до утра. Утром ты снова имеешь с ней секс, и она уходит. Утром я вижу комнату прибранной, одежду сложенной, даже носки постираны, вот такая штука. Мне все это было очень странно. Я думал, может они хотят еще на чай. Ты никогда не должен здесь влюбляться или твое сердце будет разбито, когда уедешь".
  
   Многие американцы и европейцы женятся на тайских женщинах, в том числе, на проститутках.
  
   Проституцию в Таиланде можно лишь частично отнести за счет бедности жителей деревень. Для того, тайской девушке стать проституткой, материальных причин недостаточно: требуются моральные обоснования. Такие обоснования дает буддизм. Дело в том, что занятия проституцией не являются нарушением заповедей Будды. Третья заповедь - "воздержание от прелюбодеяния", понимается как воздержание в сексе от насилия, обмана, принуждения к сексу детей и самого прелюбодеяния, как причиняющих страдания окружающим. И хотя проституция отнюдь не заслуга, она всего лишь следствие отягченной кармы. С другой стороны, важной заслугой, очищающей карму, является забота о престарелых родителях. Если девушка, занимаясь проституцией, посылает деньги родителям, то она не только им помогает, но очищает свою карму и может рассчитывать на лучшее перерождение в следующей жизни.
  
Тайский буддизм, обращающий внимание не только на заслуги, но на взаимное расположение людей и на иерархию частей тела, сказывается непосредственно в сексе. Мужчины здесь предпочитают позицию сверху - "позу миссионера", что позволяет избежать загрязнения головы, вместилища духа, нижними частями тела нечистой женщины. Полностью исключается секс во время менструации. Тем более, невозможно представить тайца, лижущего женские гениталии. Да и приличная тайская женщина, даже проститутка, постарается избежать загрязнения духа мужчины, если, конечно, он не европеец.
  
   Гомосексуализм у тайцев также рассматривается через призму буддизма тхеравады. Согласно ранним рукописям на языке пали (Индия), существуют два вида смешения мужского и женского начал - гермафродиты и гомосексуалисты. Эти смешения - следствие неправильного полового поведения в предыдущей жизни. Как существа промежуточные, гермафродиты и гомосексуалисты стоят ниже мужчин на пути совершенствования, хотя их положение относительно женщин менее ясно. Сам гомосексуальный секс, если он не нарушает Третью заповедь, отягчает карму не больше, чем гетеросексуальный секс. У тайцев различные формы смешения мужских и женских начал объединены понятием катой, включающем гомосексуалистов, трансвеститов, транссексуалов (мужчин, сменивших свой пол на женский) и мужчин гомосексуалистов. Лесбиянок называют катойс и они привлекают мало внимания.
  
   В быту тайцы называют катоями всех мужчин, проявляющих женственность в любой форме - от одежды до смены пола. Общее же в катоях то, что их сексуальные интересы направлены на мужчин В современном Таиланде среди катоев много транссексуалов, поскольку им с детства открыт доступ к гормональным препаратам, и хирургия по смене пола одна из самых дешевых в мире. Катои работают на женских работах и часто занимаются проституцией. Среди них есть известные танцоры, певцы, модели, победители конкурсов красоты, кинозвезды, спортсмены, гангстеры. В 1996 году волейбольная команда из гомосексуалистов и катоев "Железные леди" победила в первенстве страны, однако в сборную Таиланда катои допущены не были. Самый известный катой Нонг Тум, чемпион 1998 года по таиландскому боксу. Сменив через год мужской пол на женский, Нонг Тум, перешла на тренерскую работу, но вернулась в бокс в 2006 году.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Matsumura H., Pookajorn S. 2005. A morphometric analysis of the Late Pleistocene human skeleton from the Moh Khiew Cave in Thailand. J. Comp. Human Biol., v. 56, pp. 93-118.
   Connelly K. Touch the Dragon. A Thai Journal. Winnipeg: Thurston Press, 1992, p. 13.
   Ibid, p. 56.
   PROSTITUTION: More Thais selling sex, study finds. The Nation, January 3, 2004.
   O'Connell Davidson J., Sanchez Taylor J. 1996. Child Prostitution and Sex Tourism. Thailand. Bangkok: ECPAT.
   Ibid.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"