Резникова Екатерина Евгеньевна : другие произведения.

О возвращении России в мировую политику

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Глава 2. О возвращении России в мировую политику.
  
  
  
  
  
  1. Государственное регулирование в РФ и политика "благосферы" в мире.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Говоря о российской демократии, нельзя забывать, что демократии вообще присуще многоплановое (мультиформатное) видение, отсюда - политический плюрализм и соревновательность. Мультиформатность в посттоталитарную эпоху в России, принимая во внимание бурное развитие ее экономики, диктует еще одно обстоятельство: мультистоимость международных отношений. То есть, в процессе складывания мультистоимости, в эпоху 30-летнего посттоталитарного развития, бурно развиваются товарно-денежные отношения, и результирующая такой мультистоимости - интеллектуальная адекватность индивидуумов. Так как в процессе складывания мультистоимости растет широта мировосприятия, совершенно новые для России товарно-денежные отношения чрезвычайно эффективны.
  
  Интеллектуальная адекватность порождает добровольное делегирование власти государству, и, следовательно, демократия в РФ имеет линейный характер. Евразийская по духу, но европейская по структуре и характеру, демократия в России воспитывает сильных людей, способных выносить такую двойственность: у РФ - очень сильная и боеспособная армия.
  
  Внешняя политика РФ - силовая. Она основывается на: 1) военно-морской мощи, 2) патриотизме, 3) военной доктрине "отбрасывания" угроз. Наследие тоталитаризма окончательно преодолено за тридцать лет существования соревновательности политических идей в российском обществе, следовательно, произошло укрепление оборонно-промышленного комплекса и появились новые рабочие места для высококвалифицированных специалистов. Такой ОПК будет в ближайшем будущем развиваться на самобытных, новейших достижениях науки, в рамках модернизации. Представляется, что все вышесказанное означает, что в России наконец-то складывается собственная цивилизация с собственной духовной основой жизни.
  
  Перспективами развития российской цивилизации можно назвать формирование новой российской государственности (во внешней политике - опытного уже игрока на мировой арене). В основе внешней политики России лежит силовой волеизъявление народа, что свидетельствует о развитой гражданственности в стране и о том, что императив защиты ее национальных интересов исходит от самих граждан. Здесь также угадывается соборность - отражение в реальной политической жизни особенностей существования русской общины.
  
  Нарастание энтропийности при самоорганизации российской политической системы шло с 1985/86 гг. (начало перестройки и Чернобыльская авария, затронувшая экологию полмира) и по 1998 г. (финансовый кризис в РФ, названный коллапсом). Затем начался спад энтропийности. Точкой бифуркации был 1998 г., когда произошел обвал рубля. Следующий "большой взрыв" будет, вероятнее всего, связан с формированием русского национального сознания. А это произойдет в связи с повышением цен на основные необходимые для человека товары, так как: 1) национальное сознание в эпоху бурного, посттоталитарного развития тоже имеет свою стоимость, 2) международные отношения, тоже имеющие свою стоимость, переходят из собственности в собственность в связи с непрерывно растущей деловой активностью граждан РФ. Демократия при этом будет только совершенствоваться, и российская цивилизация, по мере нарастания деловой Эпоха бурного роста российской цивилизации, как представляется, закончится с установлением в России правового равновесия (баланса) госсектора и частного сектора экономики в глазах государства.
  
  Представляется, что именно в 2013 - 2015 гг. произошел огромный спад энтропийности и возрождение роли верховной государственной власти в РФ. Вероятно, регионы делегировали в посттоталитарную эпоху львиную долю своих полномочий центру, Москве перед лицом кризиса восточного славянства, связанного с распадом СССР и отношениями России и Украины. Происходящее в России и на Украине с момента начала "Евромайдана" в Киеве, думается, можно оценить как дебифуркацию славянского мира на фоне "экспорта" "цветных революций" США.
  
  Помимо силовой внешней политики уже существует в РФ силовая экономика. Последняя нацелена на оборону - так же, как и на обеспечение населения страны необходимым по принципу импортозамещения. Импортозамещение в данном случае выступает как силовая акция, что придает силовой характер и экономике РФ. Речь не идет здесь о "подтягивании" экономики до уровня западных экономик, а о качественных хозяйственных переменах на чисто российской научной почве с использованием лучших образцов новейшей науки.
  
  Силовая экономика рождает новый тип личности: чрезвычайно активной в деловых отношениях, патриотичной, сильной физически и морально. За всем этим стоят тридцать лет неустанного труда российского человека и борьбы за достойное место в мировой экономике и политике. Сильная и чрезвычайно боеспособная армия, как явствует из российских реалий, может участвовать и в мировой войне, но ее командование тщательно избегает такой перспективы, остановившись на доктрине "отбрасывания" угроз. Евразийский Экономический Союз - фактический плацдарм для испытания силовой экономики России, открывающей ей блестящие перспективы для работа на евразийском постсоветском пространстве.
  
  Силовая экономика на евразийском постсоветском пространстве придает "силовую" окраску и демократии, основанной в РФ на жесткой, сильной, централизованной власти президента страны. Силовая демократия мыслится таковой, пока она развивается сбалансировано - одинаково завися и от государственного сектора экономики, и от частного. Сбалансированное развитие экономики РФ в эпоху ее бурного расцвета (почти за тридцать лет) - исторический феномен и, и, как представляется, он мог сложиться только в обществе соборности.
  
  Как влияют потребительский и информационный бумы на "общество соборности"? Масштабность "общества соборности" такова, что оно воспринимает это явление как минимизированное, то есть информационно-потребительский бум. Таким образом, потребление (и его разновидность - информационное потребление) минимизируется в РФ - с помощью, в основном, государственно-политического регулирования экономики. В этом контексте, государственно-политическое регулирование касается всех сфер жизни российского общества. В перспективе, видимо, оно выйдет за пределы границ страны и привьется на территории стран Евразийского Экономического Союза - также наследниц распределелительной, микроуровневой экономики СССР. Следовательно, в РФ модернизация происходит в основном на микроуровне, то есть затрагивает интересы каждого конкретного человека. "Общество соборности" не испытывает угрозы со стороны современной российской модернизации, поддерживая ее во имя своих собственных интересов.
  
  При бурном, модернизационном развитии РФ обращает на себя внимание то, что векторы минимизационной модернизации равнонаправлены. Это происходит потому, что внешняя политика разнонаправлена, то есть, ведя игру на мировой арене, Россия старается охватить все мировое развитие и доказать ведущим державам свое право тоже называться великой державой. Равнонаправленность векторов модернизации в РФ - результат чрезвычайной собранности внутренней политики страны на фоне в основном враждебного окружения Запада. В такой обстановке прошли два года внешней политики РФ, 2013 - 2015 гг., связанные с украинским государственным кризисом. Возвращение России в мировую политику в статусе великой державы происходит и сегодня.
  
  
  
  
  
  В течение "петербургского периода" русской истории в России произошел "Русский Ренессанс" - становление национальной идеи. После распада СССР оставалась восточнославянская идея - идея мессианства восточнославянских народов, которые будут нести свет и духовность другим народам мира. Сегодня на территории восточнославянских земель (Украина) - кризис и межнациональная вражда, однако восточнославянская идея сумела сыграть свою роль в мировой политике: установилось открытое "историческое" время в РФ, которое свидетельствует об обращенности России к историческим ценностям и ее бурном, посттоталитарном развитии. Что касается открытого "исторического" времени, оно играет большую роль и в современных США, однако там популярна идея американской исключительности. Определенный идеологический застой в Америке из-за перегрузок, созданных бременем единственной сверхдержавы, а также исключительно быстрый и интенсивный социально-экономический прогресс в РФ, заставляют обе страны придерживаться общей тенденции переговоров.
  
  Открытое "историческое" время порождает экономику и политику в РФ и США в постоянном движении, так что каждый компонент их политической системы имеет свою политику. При таком движении можно отметить всевластии переговорной процедуры во всем мире. Следовательно, в новейшей истории России не было никакой деидеологизации, а идеологические ресурсы поглощаются ее внешней политикой и в частности международными отношениями.
  
  При необыкновенно возросшем количестве народонаселения мира в посттоталитарную эпоху резко возросла чувствительность людей к температурам. Поскольку Интернет занимает умы людей как авторитетный информационный ресурс, международные отношения в РФ имеют свою собственную политику управления, и, следовательно, здесь существует народная (непрофессиональная и полупрофессиональная) политика. Международные отношения, таким образом, могут включать в себя социальную политику. Политические отношения между политической системой и государством и есть разновидность международных отношений в эпоху посттоталитаризма. Такие международные отношения как составляющая входят в политическую систему и далее - в политический режим. Государственное устройство (политический режим) самоорганизуется при бурно развивающейся экономике, и международные отношения даже получают статус собственности. Самый главный собственник международных отношений - государство, от которого зависит их институционализация. Также среди собственников международных отношений - 1) политические системы, также их институционализирующие и 2) общество, строящееся на договорных отношениях. Так, с учетом последнего, можно сказать, что существует общественный вектор международных отношений, т.е. общественный вектор взаимодействия политической системы с государством. Складывается двухэтажная структура международных отношений, где в вершине - государство, а в основании - общество. Попробуем проанализировать сегодняшнюю политику международных отношений в РФ.
  
  Отношения собственности на международные отношения диктуют и отношения купли-продажи их. В РФ, хотя и есть иллюзорный момент, касающийся примата государства в институционализации международных отношений, все обстоит не так просто. Дело в том, что в процессе бурного, посттоталитарного развития экономики страны высвобождается единая воля народа, который забирает львиную долю международных отношений в собственность. Следовательно, надо вычленить общественный вектор международных отношений, который идеологически прослеживается при анализе политической системы России. Это - тезис о безопасности, универсальной категории политической науки, применимый при изучении и внутренней, и внешней политики государств.
  
  Социальная политика - политика государства, направленная на обеспечение социальных нужд его граждан. Представляется, что в РФ международные отношения следующим образом становятся частью социальной политики, поскольку социальная политика - это политика потенциальной (45%-й) адекватности; этого достаточно, чтобы жить семьей в отдельной квартире, в большом городе, где буквально никто никого не знает. В аграрных регионах 45%-я адекватность возрастает и приближается к интеллектуальной (99%-й) адекватности; следовательно, регионы России - более продвинуты цивилизационно, а цивилизация "растворяется" в городах. Это понятно на примере столь бурно развивающейся сегодня экономики, как российская.
  
  Таким образом, можно предположить, что в постпереходный период в РФ рост экономики и рост народонаселения очень сильно стимулируют социальную политику, приоритетным направлением которой становится участие в построении гражданского общества. Взаимоотношения политической системы с ее центральным звеном (в России), государством немыслимы без социальной политики и позволяют сформировать такую "массу" международных, институционализированных и неинституционализированных отношений, которой хватит на формирование новой цивилизации постсоветского евразийского пространства.
  
  В контексте достаточно самостоятельной политики международных отношений тезис Концепции внешней политики РФ (2013 г.) о желательности для России двустороннего и многостороннего сотрудничества в многополярном мире звучит совершенно понятно: исключительная подвижность российской экономики выплескивает ресурсы страны за рубеж и создает в целом здоровую конкуренцию за границей и на своем внутреннем рынке. Экономику сегодняшней России можно назвать "сетевой" - поскольку есть, например, сетевая дипломатия, то есть в обществе страны утвердились новейшие методы ведения народного хозяйства и бизнеса.
  
  Высокие (в смысле качества идей) временные связи, как следует из уже сказанного, горизонтальные, а низкие - вертикальные. В РФ - крепкая "вертикаль власти", и сейчас акцент в развитии делается на первые. Это значит, что посттоталитарный механизм власти уже окончательно изжит и что политическая система России есть система ценностей суперсовременного капиталистического общества. Говоря о совершенствовании экономического и государственного механизмов, политические деятели имеют в виду ее саморазвитие, импульс чему был дан в перестройку 1985 - 1991 гг.
  
  Саморазвитие - это качество, характеризующее и власть в РФ, и ее идеологию. Власть постоянно возрастает - но только в государственных масштабах, так как "вертикаль власти" - это есть историческая традиция, доставшаяся стране еще со времен Петра I. Саморазвивающаяся власть в России, согласно конституции, призвана прежде всего охранять человеческую личность и стоять на страже закона. Так, горизонтальный характер российского правового государства явствует из указанных выше качеств верховной власти. В правительстве РФ преобладают либералы-рыночники, а президент РФ широко представляет политический центризм как политическую идеологию нарождающегося российского "среднего класса".
  
  Из сказанного выше можно сделать вывод: государство в РФ покоится на народной, сетевой экономике, которая сама себя воспроизводит народными усилиями и предохраняет от разрушения. Это - совершенно новый тип экономики, рожденный в РФ в начале XXI в., во время мирового циклического кризиса перепроизводства 2008/09 - 2015 гг. Горизонтальная ориентированность такой экономики свидетельствует о верности той оценки, которую В.Путин еще в 2000-е гг. дал политической ситуации: избавившись от олигархов, она будет беспрепятственно двигаться в направлении рыночных реформ.
  
  Государственная идеология РФ, теснейшим образом связанная с ее внешней политикой, может на сегодняшний день включать в себя следующие тезисы:
  
  Стремительно развивающаяся экономика РФ должна развиваться сбалансировано, ее основное назначение - вкладывать в человека, и далее - в безопасность общества и государства;
  
  В области духовной культуры нужно обратиться к корням, сохранить и преумножить национальное достояние;
  
  Демократия с правами человека - высшая ценность на Земле;
  
  Сильная президентская республика - гарант безопасности РФ;
  
  Решения в РФ принимает президент и правительство от имени многонационального российского народа;
  
  В области внешней безопасности РФ ведет оборонительную сбалансированную политику;
  
  Демократическая конституция РФ 1993 г. - гарантия прав и свобод личности и всего российского сообщества;
  
  Президент и правительство на международной арене действуют во имя глобальных, а также внутренних интересов безопасности.
  
  Так, в России, при известной разряженности политического климата научная составляющая идеологии особенно сильна - в том числе на фоне остальных стран мира.
  
  Научная разработка идеологии РФ началась еще в 1990-е гг., но определенные формы приняла только в период первого президентства В.Путина (2000 - 2004 гг.). Прежде всего требовалось решить вопрос о сильной президентской власти. В.Путин предложил укреплять "вертикаль власти" и административными методами реорганизовать и централизовать управление в России. Вместе с тем им же было предложено укреплять федерализм в РФ, чтобы донести блага демократического процесса до регионов. Традиция сильной централизованной власти, подразумевалось тогда, вызвало к жизни консолидирующую народ России сильную президентскую власть.
  
  Внешняя политика представлена в концепции внешней политики (2008, 2011 и 2013 гг.) сбалансированным развитием международных отношений, через укрепление многополярности в мире. Роль РФ на международной арене должна была быть, как задумывалось, стремлением к миру, содействие в установлении которого вменялось в обязанность президентской власти. Позже у власти появилась идея сетевой дипломатии как самого современного средства борьбы с сетевым терроризмом. Внешнеполитической угрозой считается на сегодня однополярность мира и в связи с этим жесткий диктат США по отношению к другим государствам.
  
  По поводу национального вопроса президентская власть не расходилась с мнением политической элиты 1990-х гг.: он должен решаться на основе всеобъемлющего национально-культурного развития всех народов России - но в рамках глобализации как ведущего мирового социально-экономического и политического процесса. Централизация управления в стране не должна мешать углублению развития национальных культур.
  
  Наиболее трудным является вопрос о месте РФ в судьбах демократии во всем мире. Так, суверенитет и независимость России признавались плодами демократического развития страны еще с момента их обретения в 1991 г. Особенностями российской демократии признавались сильная президентская власть, и именно тезис о демократии российского типа, хотя западные страны обвиняли Путина в авторитарных методах правления, называя автократом. Быстрое вхождение РФ в процесс глобализации, подразумевалось в 2000-х гг., усилило практически полное ее вхождение в русло мирового социально-экономического и политического развития, за чем должно последовать всестороннее развитие социально-экономических ценностей и наработку благ для граждан России - прежде всего в области социальной политики. Государственная власть РФ в демократическом процессе показала пример новых инициатив стратегического сотрудничества и партнерства в мире.
  
  После президентства Д.Медведева государственная идеология все более сплотилась вокруг идеи централизации власти. Однополярность, наступившая в мире после многополярности, укрепила российскую президентскую власть во мнении, что для этого требуются всесторонняя борьба за безопасность и стратегическое сотрудничество на собственных границах и укрепление российского ВПК. Идея роста ВВП осталась в арсенале президентской власти, и эта составляющая роста экономики стала в третье президентство В.Путина одной из основных составляющих военной политики страны, направленной на евразийское стратегическое и партнерское сосуществование - в первую очередь со странами бывшего СССР.
  
  Рождение международных отношений, влияющих на идеологию, в современной, бурно развивающееся России происходит, как представляется, следующим образом: политическая (потенциальная, 45-процентная) адекватность, через Интернет, создает эти отношения. Международные отношения - организующая сила общества со стремительно развивающейся экономикой. Поэтому строить их помогает даже столь низкая адекватность индивидуумов. В других странах, с менее разряженным политическим климатом, организующим общество центром по-прежнему является государство. Международные отношения - не анархическая категория, как считал политолог Моргентау, они - плод взаимодействия наций - как на индивидуальном, так и на групповом уровне, источники идеологии для РФ, которая призвана направлять Россию по пути многоформатного и взаимовыгодного сотрудничества, в том числе "поверх границ".
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  2. РФ в мировой политике в 2013 - 2015 гг.
  
  
  В связи с резким увеличением народонаселения Земли в посттоталитарную эпоху (1990/91 - 2015 гг.) увеличилась чувствительность людей к температурам. Так, в резко континентальном климате постсоветского евразийского пространства - меньше политическое размежевание населения, чем, скажем, в США. Единственная сверхдержава однополярного мира страдает от нагрузок в процессе "вершения судеб" в мировой политике и незримо проигрывает России в деле политической консолидации. США позиционирует себя как источник (единственный и исключительный) истинной демократии, не заботясь о возможной скорой смене партии у власти.
  
  История США - это история "старой демократии". История России - это история монархических режимов, довольно поздно сменившихся демократией. Цивилизационное разнообразие характерно для обеих стран. Вместе с тем, к настоящему моменту в обоих государствах развито сельскохозяйственное и промышленное производство, они сами себя обеспечивают. Политическое устройство обеих стран - демократическое, то есть обе страны мультиформатны: многоплановость видения проблем мирового развития составляет в них стержневой момент политической системы. Гражданское взаимное противостояние гораздо сильнее, как уже говорилось выше, в США; там двухпартийная система создает равновеликий баланс сил в обществе, обеспечивая соревновательный, не авторитарный, характер правящего режима. В такой обстановке кризис 2007 - 2015 гг. в Америке является дополнительной причиной для усиления гражданского размежевания; первый циклический кризис перепроизводства посттоталитарной эпохи переворачивает в сознании всего мира категории политических и экономических прав и свобод, которые, из-за усиления государственного регулирования в мировой экономике, кажутся попранными.
  
  В Америке, перегруженной ролью и обязанностями единственной сверхдержавы, в ближайшем будущем могут обозначиться пределы экономического роста. Гражданское размежевание там велико, и поэтому, можно сказать, что США просто предрасположены к переговорным процедурам в отношении той же проблемы европейской безопасности. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще американским президентом Б.Обамой на рубеже 2000-х - 2010-х гг. ("перезагрузка" отношений США и РФ). Позже, в течение украинского кризиса (ноябрь 2013 - по начало 2015 гг.) Обама стал врагом России, угрожая задушить ее санкциями (приняты в 2014 г.) и американской военной гегемонией. Не исключено, что последнее было сделано в преддверии будущей президентской избирательной кампании, в пользу партии демократов. Таким образом, по мере эскалации мирового экономического кризиса предрасположенность США к переговорам (в частности, с РФ) все же возрастает, и можно надеяться на удачное для ведущих мировых держав разрешение проблемы безопасности в Европе и затем во всем мире.
  
  Таким образом, новое противостояние РФ и США - уже не рецидив "холодной войны", а развитое демократическое детище XXI века. Вместе с тем, накопленный за XX век, век мировых войн, опыт решения мировых проблем позволяет говорить о приближении потепления отношений РФ и США, хотя их противостояние, действительно, является реальной угрозой. Удачное решение вопроса об урегулировании кризиса на Украине, которое принималось в ночь с 11 на 12 февраля 2015 г. "нормандской четверкой" в Минске, может стать предтечей сотрудничества и в паре РФ-США. Однако, шаги США (президента Б.Обамы) в направлении вооружения Украины за американский счет и вообще в направлении дальнейшего продвижения НАТО на восток, маскируют явную на наш взгляд, благоприятную ситуацию ведения российско-американских дел сегодня.
  
  Удивительная способность США договариваться сказывается в том, что на них стянут весь мировой переговорный процесс. Поэтому конфронтация этой страны с какой-либо еще ведет к угрозе миру и прогрессу. Так, новое политическое противостояние США России не дает завершиться новому, закономерному витку строительства здания европейской безопасности, а также всемирного здания ядерной безопасности. Гегемония США в мире была несколько поколеблена "нормандской четверкой", подписавшей 12 февраля 2015 г. Минские соглашения о перемирии в гражданской войне на Украине. Тем не менее, позиции США остаются прочными, и в будущем, как представляется, им предстоит взять на себя основную тяжесть переговорного процесса по поводу всех мировых угроз. Начало организованной борьбы с последними и будет той лептой, которую американская демократия может внести в строительство общемировой безопасности.
  
  Власть связана с международными отношениями через живой интеллект: она - приводной ремень к человеку, и международные отношения строятся живым человеком, а не программируются властью при быстром посттоталитарном росте экономик обеих стран. Власть и живой человек (индивидуум) в либеральной, демократической политической системе разделены. Личность при демократии имеет самое большое значение, те политические деятели, которые вкладывают в личность, выигрывают в XXI в. Дело в том, что в XXI в. главная угроза - порабощение личности со стороны 1) власти, усилившейся в результате падения идеалистического по своему характеру тоталитаризма, 2) научно-технического прогресса, 3) международного и внутреннего терроризма. Личность - носитель живого интеллекта, и именно она должна быть организующим центром любой политической системы сегодня.
  
  Природа восточнославянского кризиса, проявившегося в 2013 - 2015 гг. на Украине, - посттоталитарная. Если в РФ признается существование многонационального российского народа, то в Киеве говорят о некоем украинском "монолите", судьба которого была исторически, якобы, связана с Западом, а не с Россией. Украина начала входить в состав России в 1654 г. (Переяславская Рада), общая судьба государств включает множество событий, говорящих о братской дружбе и сотрудничестве, об общности культур. Судьба их при тоталитаризме была непохожей. Если РСФСР была организующим центром, то Украина - одной из западных окраин Советского Союза. Украина во времена СССР (1922 - 1991 гг.) играла роль житницы всей советской империи. В момент распада СССР Украина осталась в составе СНГ, не желая рвать с Россией, с которой она была связана исторически, в том числе через экономическое сотрудничество.
  
  На Украине населения меньше, чем в России, оно национально компактно расположено. Следовательно, на долю украинца приходится большая доля общеславянской идеологической "обработки", и "цветная революция" тем более кажется привнесенной извне и искусственной. Под лозунгами "истинной демократии" на Украине от США исходит ошибочная политика, которая грозит снова ввергнуть ее народ в тоталитаризм. Воспитывая украинских националистов, Америка будто бы отрицает необходимость там современного правового государства.
  
  Указанная природа восточнославянского кризиса проливает свет на его структуру. Основными положениями идеологии украинского национализма являются: национальная исключительность, исконная приверженность к европейской цивилизации, ненависть к русским "поработителям", демократизация - только для этнических украинцев, почитание памяти фашиста С.Бандеры. Такой слабый набор тезисов говорит прежде всего о неподготовленности украинского народа к восприятию концепции национальной исключительности. В начале XXI в. действительно идет речь о глобализации, терроризме как угрозе мировому сообществу, идет также речь о мировом демократическом процессе, а Украина к началу 2015 г. погрузилась в мрачные времена существования фашистской Германии. За основу новой идеологии Украины берется XX век, век мировых войн с его межцивилизационными конфликтами и отметается перспектива мирного развития в веке XXI-м.
  
  Восточнославянская идея - идея мессианской помощи восточнославянских народов всему миру. Восточнославянский идеологический кризис, во-первых, это кризис идеологической политики власти на Украине, которая не признает у себя в стране особой цивилизации. Во-вторых, это и кризис посттоталитарного массового сознания украинцев: им не нужен в середине 2010-х сложный комплекс идей, а нужна максимально общая и утопическая идея, которая в их сознании заменила бы прежние коммунистические и социалистические чаянья и надежды. Национализм на Украине, в редакции времен С.Бандеры, очень старая идеология, которая не отвечает реалиям начала XXI в. Восточнославянский кризис вообще - это кризис не массового сознания, а поверхностной, верхушечной идеологии, которая была выработана украинской и российской элитами еще в 1990-е гг. Тогда говорили о полной интеграции Украины и РФ в демократический порядок всей этнической Европы. Таким образом, переплетение анархистских и государственническо-централизаторских тенденций в идеологии обоих государств налицо. Ни Украина, ни Россия не идут по этому пути, хотя за него и расплачиваются - к сожалению, человеческими жизнями.
  
  Таким образом, в украинском кризисе перепроизводства угадывается кризис в мировых масштабах как кризис перепроизводства программного продукта. Действительно, промышленно-торговая система Украины сильно повреждена, а экономика (особенно аграрная) продолжает стремительно развиваться. Во всяком случае, в середине 2010-х наступил конец политической системе 1990-х гг. радикально-демократического толка на евразийском постсоветском пространстве. На ее место должна придти демократия евразийского типа: сильная президентская власть и цетрализованное управление по вертикали и по горизонтали.
  
  Политические системы современных России и Украины - это прежде всего президентско-правительственные режимы. В обстановке, которая может предшествовать украинскому национальному коллапсу, именно государственный порядок (режим, устройство) заменяет собой политическую систему как систему национальных политических ценностей и институтов власти. Таким образом, П.Порошенко на Украине и В.Путин в РФ - антиподы в восприятии национального кризиса на Украине как части общемирового кризиса (В.Путин склонен считать, что на Украине пришла к власти именно своя, проамерикански настроенная националистическая клика). Сравнительная молодость политических демократических систем обеих стран указывает на их абсолютную подготовленность к любой трагической развязке событий с ноября 2013 г. (начало акции на Евромайдане в Киеве).
  
  Государственная идеология РФ, теснейшим образом связанная с ее внешней политикой, может на сегодняшний день включать в себя следующие тезисы:
  
  Стремительно развивающаяся экономика РФ должна развиваться сбалансировано, ее основное назначение - вкладывать в человека;
  
  В области духовной культуры нужно обратиться к корням, сохранить и преумножить;
  
  Демократия с правами человека - высшая ценность на Земле;
  
  Сильная президентская республика - гарант безопасности РФ;
  
  Решения в РФ принимает президент и правительство от имени многонационального российского народа;
  
  В области внешней безопасности РФ ведет оборонительную сбалансированную политику;
  
  Демократическая конституция РФ 1993 г. - гарантия прав и свобод личности и всего российского сообщества;
  
  Президент и правительство на международной арене действуют во имя глобальных, а также внутренних интересов безопасности.
  
  Так, в России, при известной разряженности политического климата научная составляющая идеологии особенно сильна - в том числе на фоне остальных стран мира.
  
  Научная разработка идеологии РФ началась еще в 1990-е гг., но определенные формы приняла только в период первого президентства В.Путина (2000 - 2004 гг.). Прежде всего требовалось решить вопрос о сильной президентской власти. В.Путин предложил укреплять "вертикаль власти" и административными методами реорганизовать и централизовать управление в России. Вместе с тем им же было предложено укреплять федерализм в РФ, чтобы донести блага демократического процесса до регионов. Традиция сильной централизованной власти, подразумевалось тогда, вызвало к жизни консолидирующую народ России сильную президентскую власть.
  
  Внешняя политика представлялась в концепции внешней политики (2008, 2011 гг.) сбалансированным развитием международных отношений, через укрепление многополярности в мире. Роль РФ на международной арене должна была быть, как задумывалось, стремлением к миру, содействие в установлении которого вменялось в обязанность президентской власти. Позже у власти появилась идея сетевой дипломатии как самого современного средства борьбы с сетевым терроризмом. Внешнеполитической угрозой считается на сегодня однополярность мира и в связи с этим жесткий диктат США по отношению к другим государствам.
  
  По поводу национального вопроса президентская власть не расходилась с мнением политической элиты 1990-х гг.: он должен решаться на основе всеобъемлющего национально-культурного развития всех народов России - но в рамках глобализации как ведущего мирового социально-экономического и политического процесса. Централизация управления в стране не должна мешать углублению развития национальных культур.
  
  Наиболее трудным является вопрос о месте РФ в судьбах демократии во всем мире. Так, суверенитет и независимость России признавались плодами демократического развития страны еще с момента их обретения в 1991 г. Особенностями российской демократии признавались сильная президентская власть, и именно тезис о демократии российского типа, хотя западные страны обвиняли Путина в авторитарных методах правления, называя автократом. Быстрое вхождение РФ в процесс глобализации, подразумевалось в 2000-х гг., усилило практически полное ее вхождение в русло мирового социально-экономического и политического развития, за чем должно последовать всестороннее развитие социально-экономических ценностей и наработку благ для граждан России - прежде всего в области социальной политики. Государственная власть РФ в демократическом процессе показала пример новых инициатив стратегического сотрудничества и партнерства в мире.
  
  После президентства Д.Медведева государственная идеология все более сплотилась вокруг идеи централизации власти. Однополярность, наступившая в мире после многополярности, укрепила российскую президентскую власть во мнении, что для этого требуются всесторонняя борьба за безопасность и стратегическое сотрудничество на собственных границах и укрепление российского ВПК. Идея роста ВВП осталась в арсенале президентской власти, и эта составляющая роста экономики стала в третье президентство В.Путина одной из основных составляющих военной политики страны, направленной на евразийское стратегическое и партнерское сосуществование - в первую очередь со странами бывшего СССР.
  
  Рождение международных отношений в современной, бурно развивающееся России происходит, как представляется, следующим образом: политическая (потенциальная, 45-процентная) адекватность, через Интернет, создает эти отношения. Международные отношения - организующая сила общества со стремительно развивающейся экономикой. Поэтому строить их помогает даже столь низкая адекватность индивидуумов. В других странах, с менее разряженным политическим климатом, организующим общество центром по-прежнему является государство. Международные отношения - не анархическая категория, как считал политолог Моргентау, они - плод взаимодействия наций - как на индивидуальном, так и на групповом уровне.
  
  Со стремительным возрастание народонаселения в мире повышается чувствительность этого населения к температурам, а, следовательно, при наличии Интернета, при его власти над умами людей, рождаются международные отношения как отношения управления и как политика. Следовательно, есть общественная (непрофессиональная или полупрофессиональная) политика, которая теснит профессионалов от политики. Представляется, что именно она выйдет на первый план в борьбе с мировыми угрозами и вынесет вердикт терроризму. Для России, евразийскость которой не подвергается сомнению, а также для Украины, другой страны восточнославянского мира, в будущем предстоит период добрососедства и сотрудничества - уже без посредничества западных держав, который будет первым примером современной организации евразийского постсоветского пространства как полигона для расширения производства и общих социально-экономических проектов стран бывшего СССР.
  
  
  
  
  
  3. Внешняя политика России по отношению к США: конец "перезагрузки"?
  
  При позиционировании себя в системе "более одного человека и компьютер" человек делает все возможное, чтобы у него при этом было как можно больше "живого общения". Общечеловеческое, то есть "человеческий фактор" означает, что индивидуум находится под воздействием и "человеческого вектора". Последний, при свободном внутреннем и внешнем рынке страны, играет роль демократического регулятора, поскольку объективно создает почву (морально-нравственную, интеллектуальную) для заключения как можно большего количества деловых соглашений - прежде всего сделок с товарами и услугами.
  
  Гражданское общество - это общество юридического равенства. Однако, в современной РФ бытует миф о том, что оно будет развиваться еще и еще больше при переходе экономики страны в фазу постиндустриального развития (понятие "переходного периода", "Концепция внешней политики Российской Федерации). В действительности, не только формально-юридический принцип лежит в основе всестороннего интегрирования - хотя бы той же системы евразийской безопасности: в этом случае, с увеличением количества смешанных "человеко-компьютерных" диалогов (схема "более одного человека и компьютер" или "более одного человека и более одного компьютера") и относительно свободным развитием внутреннего и внешнего рынка государства будет иметь место более конкретная и масштабная функция государства как демократического регулятора. Тогда, опираясь на традицию умеренного государственного регулирования в России (с начала 1990-х гг.), можно будет говорить о более всестороннем государственном регулировании в национальных границах Российской Федерации, а также о возникновении новой концепции национальных интересов России. Последнее представляется возможным потому, что в системе региональных интеграций, центром которых является РФ, происходят интерполяции "мягких сил" других государств и, следовательно, там есть вероятность образования identities (вокруг факторов-"координаторов"). Такие identities могут быть связаны не только с национальным фактором, но и социально-экономическим и политическим. Так, в России могут возникать даже интернациональные сообщества производителей или же предпринимателей. Этот процесс, думается, приведет к становлению в будущем и евразийской identity, и даже гипотетической сегодня евразийской денежной единицы, зависящей в первую очередь от российского рубля.
  
  Приведенная выше гипотеза о связи identities с социально-экономическими конфигурациями и координациями означает, что "человеческий вектор", по мере роста государственного влияния во всех областях жизни в РФ, все больше и больше будет затрагивать террористические и экстремистские группировки: этот вектор может быть губителен, в первую очередь, для тех слоев населения, которые "кормят" террористов и экстремистов во всем мире и сами подчас живут за их счет. Что касается экспорта "мягкой силы", скажем, в страны, где наиболее свободно развиваются терроризм и экстремизм, то она, при серьезном воздействии "человеческого вектора", станет угрозой для политики "двойных стандартов" относительно таких стран. Политика "двойных стандартов", таким образом, из признания террористов и экстремистов некими героями, может превратиться в экономическое наступление на материальную базу экстремизма и терроризма, поскольку на основе ноу-хау, заключенных в "мягких силах" стран-борцов с терроризмом и экстремизмом, можно создавать рабочие места в странах с высокой террористической активностью, то есть отрывать работников от преступной торговли оружием, людьми, наркотиками и устраивать в новые фирмы.
  
  Действительно, международный обмен может включать в себя "мягкие силы" государств мира - и прежде всего экспорт традиций европейского типа демократий (с развитым учением о правах человека) - чтобы 1) удерживать евродолларовую валютную систему как регулирующую все остальные мировые валюты,2) расширять зону евроатлантической безопасности, 3) бороться с терроризмом и экстремизмом экономическими методами. Новые задачи в борьбе с такой угрозой может поставить и РФ как координирующий центр евразийской системы безопасности: у нее есть замена внешнего рынка (согласно традиции, принятой у "старых демократий", куда прежде всего вывозят капитал) внутренним рынком "евразийской зоны", а, следовательно, возможность реализовать российские научные открытия для оздоровления и роста евразийских экономик. Так что санкции против России со стороны США - это дополнительный стимул роста евразийского типа демократии, где "человеческий вектор" может иметь решающее значение - в первую очередь и для рядового населения, и для бизнеса, и для постепенного укрепления курса рубля в мире. "Двойные стандарты" в "евразийской зоне" будут существовать постольку, поскольку терроризм и экстремизм будут "погашены" 1) единой военно-силовой политикой ОДКБ, 2) "новым стандартом" в оплате наемного труда, то есть изначально - евродолларовым, а после перехода "евразийцев" на уровень постиндустриальных экономик, - рублевым (то есть производным от российского рубля). Будущее российской валюты, как представляется, будет зависеть от 1) информации и 2) валюты с востока материка Евразия, а также от 3) суммарного личного состава армии Евразийского союза. Терроризм и экстремизм, при переходе с евродолларовой валютной системы к рублевой уже не будут столь сильны в мире, как сейчас (начало 2014 г.), поскольку региональные интеграции Евразийского союза, естественно, повлекут в перспективе рост престижности "рублевой" оплаты труда и цен на товары и услуги, а, следовательно, создадут молодые капиталистические экономики, куда будет труднее внедриться - и наркотрафикам, и работорговле, и т.д. Выход России и Евразийского союза из мирового экономического кризиса конца 2000-х - первой половины 2010-х гг. видится как новый виток развития прежде всего российской экономики и новая волна "экспорта" российской "мягкой силы" во всем мире.
  
  
  
  
  
  Представляется, что государственное сознание США с 1991 г. (распада СССР и окончания "холодной войны" в пользу США) имеет прямое влияние на экономику РФ. Дело в том, что уже двадцать три года Россия не вооружается - тем оружием, которым продолжили после "холодной войны" вооружаться США. Вместо развития современного ВПК Россия развивала восточное направление своей внешней политики (ОДКБ, Евразийский союз, и проч.), то есть, строго говоря, с движением НАТО на Восток, туда же двигалась (сдвигалась) и военная мощь России.
  
  После присоединения Крыма в марте 2014 г., учитывая сказанное выше, возможный рецидив мировой войны может быть локализован в зоне центра и востока Евразийского союза, так как там наиболее удобное место для нападения НАТО. Дело в том, что даже в советское время (1917 - 1991 г.) не было военной промышленности, и, в частности, там и по сей день нет "нерусской", как сейчас говорят в Москве, рабочей силы, - той, которая бы имела "русскую" квалификацию труда.
  
  США, не знавшие двух мировых войн XX в. на своей территории, сегодня, вероятно, не только основной центр мировых научных открытий, но и зона некоей повышенной духовности человечества, поскольку только имущие люди могут иметь культ гуманизма: их не озлобляет их стабильное экономическое положение в "обществе потребления", в то время как постсоветских людей их положение "не золотого миллиарда" оскорбляет и сильно.
  
  С 2000-х гг., когда бизнес России был обложен очень большими налогами (президентства В.Путина, 2000 - 2008 гг.), вероятно, и начались психологические войны между РФ и США. Тем более, что такой поток информации подпитывался той неприязнью американцев и "россиян" друг к другу, которая осталась в народной среде двух стран после "холодной войны". Однако, психологические войны между США и РФ 2000-х - начала 2010-х гг. имеют свою собственную структуру. Во-первых, в них нет правдивой, то есть еще не обработанной аналитиками, информации друг о друге в СМИ, во-вторых, нет большого количества товаров друг друга на их внутренних рынках, в-третьих, между США и РФ происходит конкуренция по поводу торговли углеводородами на мировых рынках, в-четвертых, имеют место взаимные упреки в ксенофобии. Последнее проявляется, в частности, в том, что, американцы, например, не любят "русских", то есть, в их понимании, всех постсоветских людей за их мнимую военную агрессивность, а также в том, что американцы ввозят больше иностранной рабочей силы (рабочие специальности), и что у них именно поэтому, наверное, есть латиноамериканское, польское и прочее лобби, а двухпартийная система в США - это смена партий в зависимости от воли иммигрантов, и американцев ("стопроцентных американцев" эпохи биполярности). В-пятых, говоря о структуре психологических войн между США и РФ, можно отметить, что, если в мире есть "золотой миллиард", то есть и "незолотой миллиард" - хотя бы бывшие нищие и полунищие этнические русские в РФ, обобранные приватизацией в России в 1990-е гг. "Незолотой миллиард", вероятно, и есть объект полного непонимания американской стороны, поскольку он как-то вооружается, едва сводит концы с концами, еще и ездит за границу (в основном в Турцию и Египет), имеет у себя в стране своего рода "сервис для бедных", - то есть представляет политическую угрозу буржуазному обществу как левая, радикальная с точки зрения степени остроты его политической реакции на политику буржуазных кабинетов, сила. И, если не будет создана в мире евразийская безопасность (граничащая с системой европейской безопасности на материке Евразия), то в центре Евразии ("heart of the Heatland") может проявиться китайское военное присутствие (по крайней мере, пока этнические китайцы арендуют там земли (та же Центральная Азия) и вывозят к себе на родину заработанное.
  
  Пока что, как мне кажется, надо ждать своего рода "евразийского экономического чуда", то есть собственно установления цен Евразийского союза напериод продолжения, а затем спада современного мирового экономического кризиса. Подгонка евразийских цен под "мировые цены" может проводиться по образцу цен Западной Европы, то есть их можно повышать и тем самым 1) спасти центральноазиатских крестьян от разорения, а также 2) иметь свободный выход на мировые рынки без особого ущерба.
  
  В контексте развития российского и американского либерализма 1990-х гг., когда граждане США (те же бизнесмены) имели непосредственный контакт с гражданами РФ (например, сотрудниками их фирм), можно демократических институтов, но и товарного обмена между государствами на мировом рынке. Но, однако, "американская мечта", то есть сверхразвитое "общество потребления", порождает то государственное сознание, которое может не иметь большого количества форматов, так как выражает общую волю американского "среднего класса", то есть основной части электората в США. Поэтому в России может и не быть аналога "среднего класса" США, а моноформатность государственного сознания может в ней обеспечиваться политическим лидерством крупнейшей партии, "Единой России", которая, согласно некоторым суждениям историков, была консолидатором голосов избирателей России после "лихих 90-х годов". Однако, своего рода подмена большинства российского электората (на наш взгляд, прообраза будущего "среднего класса" России по окончанию там переходного периода) некоими "чисто русскими" сулит в будущем новую комбинацию во власти. Представляется, что последняя будет состоять в том, что объединятся российские регионы, и не обязательно в процессе поддержки национального лидера (президента России В.Путина). Это может случиться, поскольку после присоединения Крыма к РФ и предполагаемой федерализации Украины можно встанет вопрос о самообеспечении Российской Федерации продуктами питания, а вступление РФ в ВТО в 2013 г. имеет целью ввести на ее внутреннем рынке мировые цены. Представляется также, что в будущем в России будет иметь место кризис классического либерализма с его тезисом о правах человека и равенстве в законах, то есть: может быть создана единая идеология государственной власти (но не диктаторской, а сильной президентской, поскольку в Евразийский союз также, уже свыше десяти лет, входят президентские республики), а также может быть создано искусственное государственное сознание, основанное на уже пиарившейся в 2010-х годах ("Комсомольская Правда") идее возрождения СССР.
  
  Будет ли выработан в России свой тип демократии и свой тип либерализма, покажет время: ведь здесь, по мере углубления рыночной экономики и роста, в частности, инстинкта наживы, остается все меньше и меньше борцов за демократию в ее буржуазном варианте (характерен для "старых демократий" - США, Англии и Франции) и растет число "левых сил". На наш взгляд, в перспективе, в идеологии РФ победят не национальные, а социально-экономические принципы консолидации ее "многонациональной общности" (по аналогии с похожим термином, применявшемся для определения советского народа), поскольку глобализация, даже после смены систем любой "всемирной паутины", включая сегодняшний Интернет, по традиции будет связываться в России прежде всего с поездками за границу. А именно этого были лишены советские граждане, жившие до 1985 г. за "железным занавесом". Естественное любопытство, помноженное на ненависть постсоветского человека к "олигархам", может стать причиной развития национальной оскорбленности - тем, что соседние страны живут лучше, чем, скажем, постсоветская русская деревня. В таком случае, однобокость и старомодность в смысле наличия настроений времен "холодной войны" в сегодняшней пропаганде - как США, так и России - может серьезно повредить и Хельсинкскому, и Женевскому процессам, а также повлиять на политическую конфигурацию российской власти во всем мире, где с 1945 г. сохраняется Ялтинская система международных отношений. Остается надеяться, что близкое знакомство рядовых представителей российского и американского народов, в частности, в прошлом, поможет найти взаимовыгодную опору для выработки новой стратегии сохранения мира.
  
  
  
  
  
  Представляется, что на фоне евразийской интеграции растет и евроатлантическая интеграция, тем более, что мировой экономический кризис зимы 2008/09 - начала 2014 гг., как кажется, рано или поздно приведет (при соседстве на материке Евразия двух, евразийской и евроатлантической, систем безопасности по суше) к международному разделению труда. При этом, сохранение увязки (зависимости) рубля России как центра евразийской интеграции (ОДКБ) с евродолларовой валютной системой даст в перспективе гарантию для сохранения мировых (евроатлантических, так как на востоке материка Евразия - экономически сильный Китай) цен на постсоветском пространстве.
  
  Постсоветское пространство, таким образом, не будет уже чисто политическим актором, а будет евразийской зоной формирования евразийского типа демократии, основанного на: 1) национальной и религиозной толерантности, 2) международной специализации в развитии экономик этих стран, 3) легитимности власти демократических элит, 4) мировой валютной системе, 5) интеграционной сделке как способе обмена товарами и услугами в пределах зоны международного разделения труда.
  
  Интеграционная сделка - это, вероятно, и будет "философским камнем" евразийской экономики, способным превратить ее доходы в подобие инвалютного золота. В отличие от сделок в бывшем СЭВ (Совете Экономической Взаимопомощи на территории стран Варшавского договора), когда, например, те же советские люди переплачивали за товары народного потребления, произведенные в странах Восточной Европы, в основу интеграционной сделки может лечь стоимость продуктов питания, поскольку это то единственное, на мой взгляд, чем может гордиться на апрель 2014 г. экономика Центральной Азии. "Кормить" же последнюю, как когда-то кормила страны "соцлагеря", Россия не сможет, поскольку она вооружает постсоветское пространство и будет в дальнейшем его вооружать.
  
  Мировой экономический кризис - это тоже сфера международной сделки, поскольку искусственное сдерживание падения курсов мировых валют в глобальном масштабе - это и есть покупка электоратов "старыми демократиями" (США, Францией, Англией): они сохраняют относительную безопасность частных капиталов и глушат "левые" (антибуржуазные) движения - прежде всего в странах Европы и Америки. Действительно, если бы "отпустили" падение мировых валют, то нажились, "наварили" бы себе политические верхи в "старых демократиях" игрой на бирже, а, вновь выдав куски "национального пирога" среднему классу, страдающему от кризиса, в виде относительно твердых денег, удерживают власть в своих странах.
  
  Создание системы евразийской безопасности - это закономерный итог политической и экономической интеграции на постсоветском пространстве. И, если здесь объявлять США страшным для всех стран мира центром силы, то это то же самое, как в глазах "левых" всего мира объявлять бывшее население СССР всемирными миротворцами. Интеграционная сделка на постсоветском пространстве должна стать средством эквивалентного обмена, прежде всего товарами и услугами, и средством накопления в странах инвалюты. В действительности, создание ограничений в области торгов при купле-продаже в зоне евразийской безопасности должно привести к развитию и евразийской валюты, которая, для поддержания уровня мировых цен здесь, должна быть зависима от евродоллара. Международная специализация труда, думается, может быть распространена и на южных соседей зоны евразийской безопасности, известных наличием на их территориях террористической активности, причем это не должно быть, как в советское время, искусственное создание в этих странах современной промышленности, а должны быть вложены средства из евразийской казны" в развитие местного сельского хозяйства, а также в уничтожение посевов опийного мака. Региональные интеграции, возможно, уже приводят (например, через экспорт "мягкой силы" государств) к рождению прообраза интеграционных сделок во всем мире. Выход же евразийской зоны безопасности, а также евроатлантической из мирового экономического кризиса кажется в будущем синхронным, то есть одновременным. Он зависит от уважения к традициям национальных экономик и от ведущей роли в мире евродолларовой валютной системы.
  
  Думается, что главным видом интеграционной (сетевой) сделки при региональных интеграциях как, скажем, антикризисных мерах, является небесплатные для стран-получательниц "мягких сил", содержащиеся в этих "мягких силах" научные открытия. Небесплатная "мягкая сила", как кажется, это результат того, что страна-отправительница "мягкой силы" подкидывает стране-поличательнице ее научные открытия (или же "идеи"), чтобы затем, таким косвенным, непрямым путем, открыть в странах-получательницах "мягкой силы", с помощью этих идей, совместные предприятия. Доход же с этих предприятий, возможно, частично будет уходить на оплату "мягкой силы" страной-получательницей.
  
  Таким образом, действительно имеют место экспорт и импорт "мягкой силы". Это одновременно способ ведения и внешней политики в отношении других стран-получателей "мягкой силы" (дипломатическое, то есть регулирование, - по "способу узнавания" страны-отправительницы "мягкой силы"), и в то же время регулятор внутренней политики стран-получательниц (импорт ими идей естественным образом создает рабочие места и позволяет покупать странам-отправительницам часть электората).
  
  В странах-получательницах "мягкой силы", тем не менее, может быть развязана и психологическая (информационная) война против стран-отправительниц - для того, чтобы отвязаться от долгов, сделанных первыми при фактической (но не юридической) покупке (путем импорта) чужих научных открытий. Общение обычного челока с представителями госэлит и высших военных кругов стран-получательниц "мягкой силы", как кажется, дает наибольшую информацию об этих странах, поскольку в ответ на использование чужих ноу-хау (в том числе в потоках "мягкой силы" других стран) именно госэлиты и генералитет стараются присвоить деньги, зарабатываемые фирмами, основанными на подброшенных из-за границы идеях - поскольку последнее de jure незаконно и влепотому кажется доступным и не влекущих наказания. А, уже с использованием собственных научных открытий, страны-получательницы "мягкой силы" ("мягких сил") могут вложить деньги в более крупные фирмы и корпорации, что, следовательно, ведет к повсеместному вывозу капитала в эпоху региональных интеграций.
  
  Таким образом, роль РФ в мире в эпоху региональной интеграции (предположительно, совпадает с мировым экономическим кризисом зимы 2008/09 - начала 2014 гг.) не сводится только к самозащите от потока "мягкой силы" США: с рождением de jure евразийской системы безопасности, самой молодой из существующих на сегодняшний момент, Россия как центр евразийской безопасности ( принимая во внимание ведущую роль РФ в ОДКБ) самым решающим образом повлияет на мировые цены, то есть будет способствовать их снижению. И "левые" силы (малоимущие, студенты, и проч.) могут в недалеком будущем перейти на сторону РФ как центра политической борьбы "незолотого миллиарда".
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"